Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение D
(обязательное)
Расчет систем привода стальным канатом
D.1 Общие положения
Система привода стальным канатом состоит из стальных канатов, проходящих по канатным барабанам и блокам или через канатные блоки, а также всех связанных с ними канатных барабанов, канатных блоков и компенсационных блоков.
Компенсационные блоки - это канатные блоки, участвующие в изменении статического натяжения каната, по которым стальной канат проходит обычно при работе по сегменту, не превышающему трех диаметров стального каната.
Группы приводов по категориям продолжительности эксплуатации приведены в таблице D.1.
Стальные канаты, не проходящие по канатным барабанам и/или вокруг канатных блоков (несущие и натягивающие канаты), и грузоподъемные (строповочные) канаты в данном приложении не рассматриваются.
D.2 Расчет систем привода стальным канатом
При расчете систем привода стальным канатом необходимо учитывать следующие факторы, которые оказывают влияние на эксплуатационный ресурс стального каната:
а) режим работы (группа привода);
б) диаметр стального каната (коэффициент с);
в) диаметры канатных барабанов, канатных блоков и компенсационных блоков [коэффициент ];
г) профиль канавки для каната.
Таблица D.1 - Группы приводов по категориям продолжительности эксплуатации
Режим работы |
Категории нагрузки |
Обозначение категории продолжительности эксплуатации |
||||||||
V_006 |
V_012 |
V_025 |
V_05 |
V_1 |
V_2 |
V_3 |
V_4 |
V_5 |
||
Средняя продолжительность эксплуатации в день, относящаяся к одному году, ч, для групп приводов | ||||||||||
До 0,125 |
От 0,125 до 0,25 |
От 0,25 до 0,5 |
От 0,5 до 1 |
От 1 до 2 |
От 2 до 3 |
От 3 до 4 |
От 4 до 5 |
Более 5 |
||
Легкий |
Редкие максимальные нагрузки |
1Е_m |
1Е_m |
1D_m |
1С_m |
1B_m |
1A_m |
2_m |
3_m |
4_m |
Средний |
Низкая, средняя и максимальные нагрузки возникают приблизительно с одинаковой частотой |
1Е_m |
1D_m |
1С_m |
1В_m |
1A_m |
2_m |
3_m |
4_m |
5_m |
Тяжелый |
Максимальные нагрузки возникают почти постоянно |
1D_m |
1С_m |
1В_m |
1А_m |
2_m |
3_m |
4_m |
5_m |
5_m |
Примечание - Если продолжительность грузового цикла 12 мин и более, то канатный привод может быть отнесен на одну группу приводов ниже по отношению к группе приводов на основании категории продолжительности эксплуатации и категории нагрузки. |
Механические элементы должны быть разделены в соответствии с режимом работы по группам приводов согласно таблице D.1, для того, чтобы достичь соответствующего по продолжительности ресурса эксплуатации. Разделение по группам проводится в соответствии с категориями продолжительности эксплуатации, которые учитывают среднее время работы системы привода стальным канатом. При разделении по категориям продолжительности эксплуатации определяющим фактором является средняя продолжительность эксплуатации в день, относящаяся к одному году.
D.3 Расчет проволочного каната
Диаметр каната d (в мм) определяется по формуле, приведенной ниже, из рассчитанного тягового усилия, приложенного к канату S (в Н):
.
(D.1)
Значения коэффициента с (в ) приведены в таблице D.2 для различных групп приводов. Эти значения применяются в равной степени как к полированным, так и к оцинкованным стальным канатам.
Таблица D.2 - Коэффициенты для стальных канатов, которые не скручиваются
Группа привода |
Коэффициент с (мм/кв. корень(N) |
||
Номинальная прочность отдельных проволочек (Н/мм2) | |||
1570 |
1770 |
1960 |
|
1Е_m |
- |
0,0670 |
0,0630 |
1D_m |
- |
0,0710 |
0,0670 |
1С_m |
- |
0,0750 |
0,0710 |
1В_m |
0,0850 |
0,0800 |
0,0750 |
1А_m |
0,0900 |
0,0850 |
|
2_m |
0,0950 |
||
3_m |
0,1060 |
||
4_m |
0,118 |
||
5_m |
0,132 |
Тяговое усилие S определяется из расчета статического тягового усилия в стальном канате, принимая во внимание силы, возникающие при ускорениях, и коэффициент полезного действия системы привода стальным канатом (см. D.5).
Факторы, которые необходимо принимать во внимание, включают в себя силы, возникающие при ускорениях, составляющие до 10% от величины статического тягового усилия.
D.4 Расчет диаметров канатных барабанов, блоков и компенсационных блоков
Диаметр D канатных барабанов, блоков и компенсационных блоков, отнесенный к центру стального каната, вычисляется по минимальному диаметру каната , определенного согласно приложению D.3, по формуле
,
(D.2)
где и - безразмерные коэффициенты.
Коэффициент зависит от группы привода и конструкции каната и приведен в таблице D.3.
Таблица D.3 - Значения коэффициентов
Группа привода |
Значения коэффициентов h_1 для |
||
канатных барабанов и стальных канатов, которые не скручиваются |
канатных блоков и стальных канатов, которые не скручиваются |
компенсационных блоков и стальных канатов, которые не скручиваются |
|
1Е_m |
10,0 |
11,2 |
10,0 |
1D_m |
11,2 |
12,5 |
10,0 |
1С_m |
12,5 |
14,0 |
12,5 |
1В_m |
14,0 |
16,0 |
12,5 |
1А_m |
16,0 |
18,0 |
14,0 |
2_m |
18,0 |
20,0 |
14,0 |
3_m |
20,0 |
22,4 |
16,0 |
4_m |
22,4 |
25,0 |
16,0 |
5_m |
25,0 |
28,0 |
18,0 |
Коэффициент зависит от схемы расположения элементов системы привода стальным канатом и приведен в таблице D.4.
Таблица D.4
Более толстые стальные канаты (в 1,25 раза превышающие расчетный диаметр каната) могут проходить по канатным барабанам, блокам и компенсационным блокам, имеющим диаметры, рассчитанные в соответствии с таблицами D.3 и D.4 для того же тягового усилия, и без какого-либо ущерба для эксплуатационного ресурса при условии, что радиус канавки составляет, как минимум, 0,525 от величины радиуса стального каната.
Большие диаметры канатных барабанов, блоков и компенсационных блоков увеличивают эксплуатационный ресурс стальных канатов.
Для определения коэффициента системы привода стальным канатом классифицируются в соответствии с числом знакопеременных напряжений при изгибе , которые возникают во время одного цикла нагрузки (поднятие и опускание груза) в той части каната, которая подвержена наиболее неблагоприятным напряжениям. Число знакопеременных напряжений определяется как сумма следующих отдельных величин для элементов системы привода стальным канатом:
канатный барабан |
= 1 |
канатный блок для отклонения в том же самом направлении, > 5° |
= 2 |
канатный блок для отклонения в противоположном направлении, > 5° |
= 4 |
канатный блок, <= 5° (см. рисунок D.1) |
= 0 |
компенсационный блок |
= 0 |
крепление конца каната |
= 0 |
Отклонение в противоположном направлении должно учитываться в том случае, если угол между плоскостями двух соседних блоков (последовательно огибаемых канатом) составляет больше 120° (см. рисунок D.2).
D.5 Коэффициент полезного действия привода стальным канатом
Коэффициент полезного действия канатного привода для расчета тягового усилия каната (см. D.3) определяется по следующей формуле
,
(D.3)
где - коэффициент полезного действия систем привода стальным канатом;
- коэффициент полезного действия одного канатного блока;
i - число неподвижных канатных блоков между канатным барабаном и обоймой блоков или нагрузкой;
- коэффициент полезного действия обоймы блоков:
,
(D.4)
n - число петель каната на одной обойме шкивов (одна обойма блоков состоит из суммы общего числа всех петель каната и канатных блоков для одного каната, наматывающегося на канатный барабан (см. рисунок D.3).
Коэффициент полезного действия канатного блока зависит от отношения диаметра канатного блока к диаметру каната (D/d), от конструкции каната и от смазки каната, а также от типа подшипникового узла блока (подшипники скольжения или подшипники качения). При расчетах должны приниматься следующие значения:
для подшипников скольжения - = 0,96;
для подшипников качения - = 0,98.
Коэффициенты полезного действия приведены в таблице D.5 (вычислены на основе приведенных выше значений).
Для компенсационных блоков коэффициент полезного действия не учитывается.
Таблица D.5 - Коэффициент полезного действия обойм блоков
n |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
|
eta_F для подшипников |
скольжения |
0,98 |
0,96 |
0,94 |
0,92 |
0,91 |
0,89 |
0,87 |
0,85 |
0,84 |
0,82 |
0,81 |
0,79 |
0,78 |
качения |
0,99 |
0,98 |
0,97 |
0,96 |
0,95 |
0,94 |
0,93 |
0,92 |
0,91 |
0,91 |
0,90 |
0,89 |
0,88 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.