Постановление Правительства РФ от 15 июля 2009 г. N 569
"Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе"
18 мая 2011 г., 4 сентября 2012 г., 9 июня 2015 г., 14 декабря 2016 г., 27 апреля 2017 г., 10 марта 2020 г., 11 августа, 11 сентября 2021 г., 3 декабря 2022 г., 25 апреля 2024 г.
Постановлением Правительства России от 25 апреля 2024 г. N 530 настоящий документ признан утратившим силу с 1 сентября 2024 г.
См. Сравнительный анализ Положения о государственной историко-культурной экспертизе 2009 и 2024 гг.
В соответствии со статьями 31 и 32 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемое Положение о государственной историко-культурной экспертизе.
Председатель Правительства |
В. Путин |
Москва
15 июля 2009 г.
N 569
Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2011 г. N 399 в настоящее Положение внесены изменения
Положение о государственной историко-культурной экспертизе
(утв. постановлением Правительства РФ от 15 июля 2009 г. N 569)
18 мая 2011 г., 4 сентября 2012 г., 9 июня 2015 г., 14 декабря 2016 г., 27 апреля 2017 г., 10 марта 2020 г., 11 августа, 11 сентября 2021 г., 3 декабря 2022 г., 25 апреля 2024 г.
См. Положение о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2024 г. N 530
1. Настоящее Положение устанавливает порядок проведения государственной историко-культурной экспертизы (далее - экспертиза), требования к определению физических и юридических лиц, которые могут привлекаться в качестве экспертов, перечень представляемых экспертам документов, порядок их рассмотрения, порядок проведения иных исследований в рамках экспертизы, порядок определения размера оплаты экспертизы, касающейся объектов культурного наследия федерального значения, а также порядок назначения повторной экспертизы.
2. Утратил силу.
См. текст пункта 2
3. Утратил силу.
См. текст пункта 3
4. Утратил силу.
См. текст пункта 4
5. Утратил силу.
См. текст пункта 5
Пункт 6 изменен с 27 апреля 2024 г. - Постановление Правительства России от 25 апреля 2024 г. N 530
6. Экспертиза проводится на основании договора, заключенного в письменной форме между заинтересованным органом государственной власти, органом местного самоуправления, юридическим или физическим лицом (далее - заказчик) и экспертом (далее - договор).
Договор между заказчиком, являющимся органом государственной власти или органом местного самоуправления, и экспертом, заключается с учетом требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При проведении экспертизы несколькими экспертами заказчик заключает договор с каждым из них.
7. В качестве экспертов привлекаются:
Подпункт "а" изменен с 20 сентября 2021 г. - Постановление Правительства России от 11 сентября 2021 г. N 1539
а) физические лица, обладающие научными и практическими знаниями, необходимыми для проведения экспертизы, удовлетворяющие следующим требованиям:
высшее и (или) послевузовское профессиональное образование по направлению (специальности), соответствующему профилю экспертной деятельности, в исключительных случаях допускается среднее профессиональное или дополнительное образование по профилю экспертной деятельности (если эксперт привлекается для проведения экспертизы объектов, указанных в подпункте "д" пункта 11.1 настоящего Положения, необходимо высшее образование претендента (бакалавриат, специалитет, магистратура, подготовка кадров высшей квалификации, осуществляемая по результатам освоения программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре) по специальностям "история", "музейное дело и охрана памятников" и "археология");
предшествующий стаж практической работы по профилю экспертной деятельности не менее 10 лет (если эксперт привлекается для проведения экспертизы объектов, указанных в подпункте "д" пункта 11.1 настоящего Положения, стаж археологических полевых работ на основании разрешения, выдаваемого федеральным органом охраны объектов культурного наследия на основании заключения Российской академии наук и подтверждающего право на проведение одного из видов археологических полевых работ (далее - открытый лист), должен составлять не менее 10 лет);
знание международных актов и законодательства Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
умение проводить необходимые исследования, оформлять по их результатам соответствующие документы и заключения экспертизы;
б) юридические лица, в трудовых отношениях с которыми состоят не менее 3 физических лиц, предусмотренных подпунктом "а" настоящего пункта.
8. К проведению экспертизы не привлекаются лица:
а) имеющие родственные связи с заказчиком (его должностным лицом или работником) (дети, супруги и родители, полнородные и неполнородные братья и сестры (племянники и племянницы), двоюродные братья и сестры, полнородные и неполнородные братья и сестры родителей заказчика (его должностного лица или работника) (дяди и тети));
б) состоящие в трудовых отношениях с заказчиком;
в) имеющие долговые или иные имущественные обязательства перед заказчиком (его должностным лицом или работником), а также в случае, если заказчик (его должностное лицо или работник) имеет долговые или иные имущественные обязательства перед экспертом;
г) владеющие ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах) заказчика;
д) заинтересованные в результатах исследований либо решении, вытекающем из заключения экспертизы, с целью получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества, услуг имущественного характера или имущественных прав для себя или третьих лиц.
Пункт 9 изменен с 27 апреля 2024 г. - Постановление Правительства России от 25 апреля 2024 г. N 530
9. Список физических и юридических лиц, которые могут привлекаться в качестве экспертов, публикуется на официальном сайте Министерства культуры Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
10. В случае если эксперту известны обстоятельства, препятствующие его привлечению к проведению экспертизы либо не позволяющие ему соблюдать принципы ее проведения, установленные статьей 29 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", в том числе если указанные обстоятельства стали известны ему в период проведения экспертизы, эксперт обязан отказаться от участия в проведении экспертизы.
Заключение эксперта, в случае если указанные обстоятельства стали известны ему после оформления заключения экспертизы, считается ничтожным. В случае если вывод такого эксперта повлиял на результат экспертной комиссии, экспертиза проводится заново.
Постановлением Правительства РФ от 9 июня 2015 г. N 569 пункт 11 изложен в новой редакции
11. Экспертиза проводится одним экспертом либо экспертной комиссией из 3 и более экспертов в зависимости от объекта экспертизы.
Постановлением Правительства РФ от 9 июня 2015 г. N 569 Положение дополнено пунктом 11.1
11.1. Одним экспертом экспертиза проводится в отношении следующих объектов экспертизы:
а) выявленные объекты культурного наследия в целях обоснования целесообразности включения таких объектов в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр);
б) документы, обосновывающие включение объектов культурного наследия в реестр;
Подпункт "в" изменен с 27 апреля 2024 г. - Постановление Правительства России от 25 апреля 2024 г. N 530
в) документы, обосновывающие изменение категории историко-культурного значения объекта культурного наследия, границ территории объекта культурного наследия;
г) документы, обосновывающие отнесение объекта культурного наследия к историко-культурным заповедникам, особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации либо объектам всемирного культурного и природного наследия;
Подпункт "д" изменен с 12 марта 2020 г. - Постановление Правительства России от 10 марта 2020 г. N 259
д) земли, подлежащие воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в пунктах 3, 4 и 7 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации) и иных работ, в случае если указанные земли расположены в границах территорий, утвержденных в соответствии с подпунктом 34.2 пункта 1 статьи 9 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
В случае если воздействием земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в пунктах 3, 4 и 7 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации) и иных работ будет затронут не весь земельный участок, а его часть либо территория, на которой земельный участок не образован, допускается проведение экспертизы только части земельного участка (территории), непосредственно подлежащей воздействию указанных работ;
е) документация, за исключением научных отчетов о выполненных археологических полевых работах, содержащая результаты исследований, в соответствии с которыми определяется наличие или отсутствие объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, на земельных участках, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных и (или) хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в пунктах 3, 4 и 7 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации) и иных работ;
Подпункт "ж" изменен с 27 апреля 2024 г. - Постановление Правительства России от 25 апреля 2024 г. N 530
ж) разделы об обеспечении сохранности объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, входящие в состав проектной или иной документации, проекты обеспечения сохранности указанных объектов при проведении земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в пунктах 3, 4 и 7 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации) и иных работ, включающие оценку воздействия таких работ на указанные объекты и содержащие меры по обеспечению сохранности указанных объектов при проведении таких работ в границах территорий указанных объектов либо на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территорий указанных объектов;
Пункт 11.1 дополнен подпунктом "з" с 27 апреля 2024 г. - Постановление Правительства России от 25 апреля 2024 г. N 530
з) документация, обосновывающая уточнение сведений об объекте культурного наследия, включенном в реестр, о выявленном объекте культурного наследия;
Пункт 11.1 дополнен подпунктом "и" с 27 апреля 2024 г. - Постановление Правительства России от 25 апреля 2024 г. N 530
и) документация, обосновывающая определение категории историко-культурного значения объекта культурного наследия;
Пункт 11.1 дополнен подпунктом "к" с 27 апреля 2024 г. - Постановление Правительства России от 25 апреля 2024 г. N 530
к) документация, обосновывающая установление особого режима использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия.
Постановлением Правительства РФ от 9 июня 2015 г. N 569 Положение дополнено пунктом 11.2
11.2. Экспертной комиссией из 3 и более экспертов экспертиза проводится в отношении следующих объектов экспертизы:
а) документы, обосновывающие исключение объектов культурного наследия из реестра;
б) проекты зон охраны объекта культурного наследия;
в) проектная документация на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия;
Подпункт "г" изменен с 27 апреля 2024 г. - Постановление Правительства России от 25 апреля 2024 г. N 530
г) документация, обосновывающая границы защитной зоны объекта культурного наследия в случае, предусмотренном пунктом 5 статьи 34 1 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";
Пункт 11.2 дополнен подпунктом "д" с 27 апреля 2024 г. - Постановление Правительства России от 25 апреля 2024 г. N 530
д) документация, обосновывающая установление требований к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места, ограничений использования лесов и требований к градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места.
Постановлением Правительства РФ от 9 июня 2015 г. N 569 Положение дополнено пунктом 11.3
11.3. Экспертиза, указанная в подпункте "д" пункта 11.1 настоящего Положения, проводится экспертом путем археологической разведки при условии получения экспертом (физическим лицом) в установленном порядке открытого листа либо в случае привлечения в качестве эксперта юридического лица получения открытого листа физическим лицом, состоящим в трудовых отношениях с экспертом.
12. Перед началом проведения экспертизы экспертной комиссией проводится ее организационное заседание, на котором эксперты:
утверждают состав членов экспертной комиссии;
избирают из своего состава председателя экспертной комиссии и ее ответственного секретаря;
определяют порядок работы и принятия решений экспертной комиссии и при необходимости утверждают ее регламент;
определяют основные направления работы экспертов и экспертных групп (при их создании);
утверждают календарный план работы экспертной комиссии исходя из срока проведения экспертизы;
определяют перечень документов, запрашиваемых у заказчика для проведения экспертизы;
определяют иные положения и условия, необходимые для работы экспертной комиссии и проведения экспертизы.
Организационное заседание экспертной комиссии оформляется протоколом, подписываемым всеми ее членами.
13. При выборе председателя экспертной комиссии преимущество отдается эксперту, имеющему ученую степень (звание) по специальности, соответствующей исследованиям, подлежащим проведению экспертной комиссией.
При необходимости обязанности председателя и ответственного секретаря экспертной комиссии исполняет один эксперт.
14. В случае невозможности председателя экспертной комиссии исполнять свои обязанности или его отказа от участия в проведении экспертизы в связи с выявлением обстоятельств, предусмотренных пунктом 8 настоящего Положения, члены экспертной комиссии проводят организационное заседание и избирают из своего состава нового председателя экспертной комиссии.
В период до выборов нового председателя экспертной комиссии его обязанности исполняет ответственный секретарь экспертной комиссии.
15. Председатель и ответственный секретарь экспертной комиссии организуют ее работу, в частности:
а) взаимодействуют от имени экспертной комиссии с заказчиком и иными лицами, в том числе по вопросам получения экспертами необходимых документов, материалов и информации;
б) организуют проведение заседаний экспертной комиссии, оформляют и подписывают протоколы этих заседаний;
в) организуют при необходимости выезды членов экспертной комиссии для исследования на месте объектов культурного наследия и объектов экспертизы;
г) контролируют выполнение экспертами плана работы экспертной комиссии и при необходимости совместно принимают решения о его изменении исходя из срока проведения экспертизы;
д) формируют при необходимости экспертные группы по основным направлениям экспертизы;
е) при необходимости готовят и представляют для утверждения на заседаниях экспертной комиссии предложения об изменении состава ее членов, порядка работы и принятия решений;
ж) взаимодействуют от имени экспертной комиссии с заказчиком по вопросам изменения при необходимости договоров, в том числе в части, касающейся изменения сроков проведения экспертизы, количества и состава привлекаемых экспертов;
з) разрешают споры, возникающие между экспертами при проведении экспертизы;
и) обобщают мнения и выводы экспертов и обеспечивают подготовку заключения экспертизы.
Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 2012 г. N 880 пункт 16 изложен в новой редакции
16. Экспертиза проводится в зависимости от ее целей на основании:
а) материалов, содержащих информацию о ценности объекта с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры;
б) фотографических изображений объекта на момент заключения договора на проведение экспертизы;
в) проектов зон охраны объекта культурного наследия;
г) копии паспорта объекта культурного наследия;
д) копии охранного обязательства собственника объекта культурного наследия или пользователя указанного объекта (охранно-арендного договора, охранного договора);
е) копии решения органа государственной власти о включении объекта культурного наследия в реестр;
ж) копии решения органа государственной власти об утверждении границ территории объекта культурного наследия и правового режима земельных участков в указанных границах;
з) историко-культурного опорного плана или его фрагмента для объектов недвижимости и зон охраны объектов культурного наследия, расположенных в границах исторического поселения;
и) историко-культурного опорного плана или его фрагмента либо иных документов и материалов, в которых обосновывается предлагаемая граница историко-культурного заповедника;
к) проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия;
л) документов, обосновывающих воссоздание утраченного объекта культурного наследия;
м) копий документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на объект культурного наследия и (или) земельные участки в границах его территории;
н) выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, содержащей сведения о зарегистрированных правах на объект культурного наследия и (или) земельные участки в границах его территории;
о) сведений об объекте культурного наследия и о земельных участках в границах его территории, внесенных в государственный кадастр недвижимости (копии соответствующих кадастровых выписок, паспортов, планов территории и справок);
п) копий технического паспорта на объект культурного наследия и (или) его поэтажного плана с указанием размеров и приведением экспликации помещений, выдаваемых организациями, осуществляющими государственный технический учет и (или) техническую инвентаризацию объектов капитального строительства;
р) копии акта (актов) органа государственной власти об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон;
с) сведений о зонах охраны объекта культурного наследия и объектах недвижимости в границах указанных зон, внесенных в государственный кадастр недвижимости (копий соответствующих кадастровых выписок, паспортов, планов территории и справок);
т) схемы расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий;
у) копии градостроительного плана земельного участка, на котором предполагается проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ;
ф) сведений о прекращении существования утраченного объекта культурного наследия, внесенных в государственный кадастр недвижимости, а также акта обследования, составленного при выполнении кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о снятии с учета объекта недвижимости, являющегося объектом культурного наследия;
Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2016 г. N 1357 пункт 16 дополнен подпунктом "х"
х) документации, обосновывающей границы защитной зоны объекта культурного наследия.
Постановлением Правительства РФ от 9 июня 2015 г. N 569 в пункт 16.1 внесены изменения
16.1. Заказчик в зависимости от целей экспертизы представляет документы (сведения), указанные в пункте 16 настоящего Положения, эксперту. В случаях, предусмотренных договором между заказчиком и экспертом, сбор документов (сведений) осуществляется экспертом самостоятельно.
При проведении экспертизы, указанной в подпункте "д" пункта 11.1 настоящего Положения, заказчик представляет эксперту документы, указанные в подпунктах "т" и "у" пункта 16 настоящего Положения, а также:
выписку из государственного кадастра недвижимости о земельном участке;
заключение уполномоченного органа охраны объектов культурного наследия об отсутствии данных об объектах археологического наследия, включенных в реестр, и о выявленных объектах археологического наследия на землях, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных и (или) хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в пунктах 3, 4 и 7 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации) и иных работ.
Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 2012 г. N 880 Положение дополнено пунктом 16.2
16.2. Заказчик или эксперт имеет право запросить документы (сведения), указанные в пункте 16 настоящего Положения, у органов охраны объектов культурного наследия.
Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 2012 г. N 880 Положение дополнено пунктом 16.3
16.3. В целях получения документов (сведений), указанных в подпунктах "м" - "ф" пункта 16 настоящего Положения, органы охраны объектов культурного наследия обращаются в органы, уполномоченные на предоставление таких документов (сведений), в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Межведомственный запрос направляется в течение 5 рабочих дней с даты подачи заказчиком или экспертом запроса в орган охраны объектов культурного наследия.
Межведомственный запрос направляется в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, а в случае отсутствия доступа к этой системе - на бумажном носителе.
Срок подготовки и направления ответа на межведомственный запрос не превышает 15 рабочих дней с даты поступления межведомственного запроса.
17. При проведении экспертизы эксперт обязан:
а) соблюдать принципы проведения экспертизы, установленные статьей 29 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";
б) обеспечивать объективность, всесторонность и полноту проводимых исследований, а также достоверность и обоснованность своих выводов;
в) самостоятельно оценивать результаты исследований, полученные им лично и другими экспертами, ответственно и точно формулировать выводы в пределах своей компетенции;
г) обеспечивать конфиденциальность полученной при проведении экспертизы информации;
д) соблюдать установленные сроки и порядок проведения экспертизы;
е) информировать экспертную комиссию и соответствующий орган охраны объектов культурного наследия о случаях воздействия на экспертов в целях оказания влияния на результаты экспертизы.
Постановлением Правительства РФ от 27 апреля 2017 г. N 501 в пункт 18 внесены изменения, вступающие в силу с 1 августа 2017 г.
18. При проведении экспертизы эксперты рассматривают представленные документы, проводят историко-архитектурные, историко-градостроительные, архивные и иные необходимые исследования, результаты которых излагают в заключении экспертизы.
Заключение экспертизы оформляется в электронном виде и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью.
Эксперты, индивидуально проводившие экспертизу одного объекта экспертизы, рассматривают представленные документы и осуществляют исследования совместно с последующим оформлением единого или индивидуального заключения экспертизы.
19. Заключение экспертизы оформляется в виде акта, в котором указываются:
а) дата начала и дата окончания проведения экспертизы;
б) место проведения экспертизы;
в) заказчик экспертизы;
Подпункт "г" изменен с 27 апреля 2024 г. - Постановление Правительства России от 25 апреля 2024 г. N 530
г) сведения об эксперте (экспертах):
фамилия, имя и отчество (при наличии), образование, специальность, ученая степень (звание) (при наличии), стаж работы, место работы и должность - для физического лица;
полное и сокращенное наименование организации, ее организационно-правовая форма, место нахождения, идентификационный номер налогоплательщика - для юридического лица, а также фамилия, имя и отчество (при наличии), образование, специальность, ученая степень (звание) (при наличии), стаж работы, место работы и должность эксперта, состоящего в трудовых отношениях с юридическим лицом;
д) информация о том, что в соответствии с законодательством Российской Федерации эксперт (эксперты) несет ответственность за достоверность сведений, изложенных в заключении;
е) цели и объекты экспертизы;
ж) перечень документов, представленных заявителем (при значительном количестве документов их перечень приводится в приложении с соответствующим примечанием в тексте заключения);
з) сведения об обстоятельствах, повлиявших на процесс проведения и результаты экспертизы (если имеются);
и) сведения о проведенных исследованиях с указанием примененных методов, объема и характера выполненных работ и их результатов;
к) факты и сведения, выявленные и установленные в результате проведенных исследований (при значительном объеме информации факты и сведения излагаются в приложении с соответствующим примечанием в тексте заключения);
л) перечень документов и материалов, собранных и полученных при проведении экспертизы, а также использованной для нее специальной, технической и справочной литературы (при значительном количестве документов и литературы их перечень приводится в приложении с соответствующим примечанием в тексте заключения);
м) обоснования вывода экспертизы;
н) вывод экспертизы в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 20 настоящего Положения;
о) перечень приложений к заключению экспертизы;
п) дата оформления заключения экспертизы, являющаяся датой его подписания экспертом, индивидуально проводившим экспертизу, или членами экспертной комиссии.
Постановлением Правительства РФ от 9 июня 2015 г. N 569 пункт 20 изложен в новой редакции
20. В заключении экспертизы указывается однозначный вывод экспертизы:
Подпункт "а" изменен с 24 августа 2021 г. - Постановление Правительства России от 11 августа 2021 г. N 1331
а) об обоснованности (положительное заключение) или о необоснованности (отрицательное заключение):
включения объекта культурного наследия в реестр;
определения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия;
исключения объекта культурного наследия из реестра;
изменения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия;
отнесения объекта культурного наследия к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации либо объектам всемирного культурного и природного наследия;
уточнения сведений:
об объекте культурного наследия, включенном в реестр, о выявленном объекте культурного наследия (в части уточнения наименования объекта культурного наследия);
об объекте культурного наследия, включенном в реестр, о выявленном объекте культурного наследия (в части времени возникновения или даты создания объекта культурного наследия, дат основных изменений (перестроек) объекта культурного наследия и (или) дат связанных с ним исторических событий);
о составе объекта культурного наследия, включенного в реестр, имеющего вид "ансамбль", в случае, если состав такого ансамбля не был определен (указан) в решении органа государственной власти об отнесении такого объекта к памятникам истории и культуры или в решении о включении ансамбля в реестр;
б) о возможности (положительное заключение) или невозможности (отрицательное заключение) проведения земляных, строительных, мелиоративных и (или) хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов и иных работ при определении отсутствия или наличия выявленных объектов археологического наследия на земельных участках, землях лесного фонда либо в границах водных объектов или их частей, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных и (или) хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов и иных работ;
в) о возможности (положительное заключение) или невозможности (отрицательное заключение) обеспечения сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, при проведении земляных, строительных, мелиоративных и (или) хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов и иных работ;
Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2016 г. N 1357 в подпункт "г" внесены изменения
г) о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) требованиям законодательства Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия:
требований к градостроительным регламентам в границах территорий зон охраны объекта культурного наследия;
требований к градостроительным регламентам в границах территории достопримечательного места;
требований к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места либо особого режима использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия;
установления границ территорий зон охраны объекта культурного наследия и особых режимов использования земель в границах зон охраны объекта культурного наследия;
проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия;
установления защитной зоны объекта культурного наследия.
Постановлением Правительства РФ от 27 апреля 2017 г. N 501 пункт 21 изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 августа 2017 г.
21. Каждая страница заключения экспертизы нумеруется.
Постановлением Правительства РФ от 27 апреля 2017 г. N 501 пункт 22 изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 августа 2017 г.
22. Эксперт, индивидуально проводивший экспертизу, а также эксперты, индивидуально проводившие экспертизу одного объекта экспертизы, подписывают заключение экспертизы усиленной квалифицированной электронной подписью.
В случае если в качестве эксперта привлечено юридическое лицо, заключение экспертизы подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью каждого работника, проводившего исследование, и усиленной квалифицированной электронной подписью этого юридического лица.
Эксперт (эксперты) обязан обеспечивать конфиденциальность ключа усиленной квалифицированной электронной подписи, в частности не допускать использование принадлежащего ему ключа усиленной квалифицированной электронной подписи без его согласия.
Постановлением Правительства РФ от 27 апреля 2017 г. N 501 в пункт 23 внесены изменения, вступающие в силу с 1 августа 2017 г.
23. Заключение экспертизы, проведенной экспертной комиссией, подписывается председателем, ответственным секретарем и остальными членами экспертной комиссии усиленной квалифицированной электронной подписью.
При подписании заключения экспертизы эксперт (за исключением председателя экспертной комиссии) вправе указать те исследования, которые он проводил непосредственно и за достоверность результатов которых он несет ответственность.
Постановлением Правительства РФ от 27 апреля 2017 г. N 501 в пункт 24 внесены изменения, вступающие в силу с 1 августа 2017 г.
24. Член (члены) экспертной комиссии в случае своего несогласия с заключением экспертизы подписывает его с пометкой "особое мнение". Особое мнение оформляется в виде подписанного членом экспертной комиссии усиленной квалифицированной электронной подписью документа, содержащего обоснование причин его несогласия с выводами экспертизы.
Документ, в котором изложено особое мнение, в обязательном порядке прилагается к заключению экспертизы и является его неотъемлемой частью.
25. Утратил силу с 1 августа 2017 г. - Постановление Правительства РФ от 27 апреля 2017 г. N 501.
Постановлением Правительства РФ от 27 апреля 2017 г. N 501 пункт 26 изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 августа 2017 г.
26. Заключение экспертизы оформляется экспертом, проводившим индивидуальную экспертизу, или экспертной комиссией. К экспертному заключению прилагаются:
а) приложения, указанные в заключении экспертизы;
б) копии протоколов заседаний экспертной комиссии (если имеются);
в) документы, представленные заказчиком экспертизы, или их копии;
г) копии документов и материалов, собранных и полученных при проведении экспертизы (если имеются);
д) иные документы и материалы по усмотрению эксперта, индивидуально проводившего экспертизу, или председателя экспертной комиссии.
Постановлением Правительства РФ от 27 апреля 2017 г. N 501 в пункт 27 внесены изменения, вступающие в силу с 1 августа 2017 г.
27. Эксперт, индивидуально проводивший экспертизу, или ответственный секретарь экспертной комиссии в течение 10 рабочих дней с даты оформления заключения экспертизы направляет его заказчику со всеми прилагаемыми документами и материалами на электронном носителе в формате переносимого документа (PDF).
Эксперт, индивидуально проводивший экспертизу, или председатель экспертной комиссии оставляет у себя на хранении копию заключения экспертизы с прилагаемыми к нему документами и материалами. Эксперты, участвовавшие в проведении экспертизы, вправе получить от председателя экспертной комиссии копию заключения экспертизы, а также копии прилагаемых к нему документов и материалов.
Постановлением Правительства РФ от 27 апреля 2017 г. N 501 пункт 28 изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 августа 2017 г.
28. Для принятия в установленном порядке решения на основании заключения экспертизы заказчик (за исключением случаев, когда заказчиком является соответствующий орган охраны объектов культурного наследия) представляет в соответствующий орган охраны объектов культурного наследия заключение экспертизы со всеми прилагаемыми документами и материалами на электронном носителе в формате переносимого документа (PDF).
Пункт 29 изменен с 24 августа 2021 г. - Постановление Правительства России от 11 августа 2021 г. N 1331
29. Орган охраны объектов культурного наследия в течение 45 рабочих дней (за исключением случаев, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта) со дня получения заключения экспертизы рассматривает его и прилагаемые к нему документы и материалы, предусмотренные пунктом 26 настоящего Положения.
Заключение экспертизы и прилагаемые к нему документы и материалы, предусмотренные пунктом 26 настоящего Положения, в отношении объектов экспертизы, указанных в подпунктах "д" и "е" пункта 11.1 настоящего Положения, орган охраны объектов культурного наследия рассматривает в течение 15 рабочих дней со дня получения.
Заключение экспертизы, в котором определяется историко-культурная ценность объекта и на основании которого принимается решение о включении объекта в реестр либо отказе во включении указанного объекта в реестр, и прилагаемые к нему документы и материалы, предусмотренные пунктом 26 настоящего Положения, орган охраны объектов культурного наследия рассматривает в течение 20 рабочих дней.
Орган охраны объектов культурного наследия в течение 5 рабочих дней со дня получения заключения экспертизы (в отношении заключения экспертизы, указанного в абзаце третьем настоящего пункта, - в течение 3 рабочих дней) и в соответствии с подпунктом "а" пункта 26 настоящего Положения приложений к нему обязан их размещать на официальном сайте органов охраны объектов культурного наследия в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") для общественного обсуждения.
Пункт 30 изменен с 14 декабря 2022 г. - Постановление Правительства России от 3 декабря 2022 г. N 2220
30. Орган охраны объектов культурного наследия рассматривает предложения, поступившие в течение 15 рабочих дней (в отношении заключения экспертизы, указанного в абзаце втором или третьем пункта 29 настоящего Положения, - в течение 7 рабочих дней) со дня размещения заключения экспертизы и в соответствии с подпунктом "а" пункта 26 настоящего Положения приложений к нему, на официальных сайтах органов охраны объектов культурного наследия в сети "Интернет" в электронной или письменной форме.
Датой поступления предложений считается дата регистрации обращения в органе охраны объектов культурного наследия.
Орган охраны объектов культурного наследия, разместивший заключение экспертизы и в соответствии с подпунктом "а" пункта 26 настоящего Положения приложения к нему, в течение 10 рабочих дней (в отношении заключения экспертизы, указанного в абзаце втором или третьем пункта 29 настоящего Положения, - в течение 3 рабочих дней) со дня окончания общественного обсуждения на официальном сайте в сети "Интернет" размещает сводку предложений, поступивших во время общественного обсуждения заключения экспертизы, с указанием позиции органа охраны объектов культурного наследия.
Орган охраны объектов культурного наследия обязан рассмотреть все предложения, поступившие в установленный срок в электронной или письменной форме по результатам общественного обсуждения размещенных заключений экспертизы.
Орган охраны объектов культурного наследия письменно уведомляет заказчика о согласии или несогласии с выводами (далее - уведомление), изложенными в заключении экспертизы, в следующие сроки со дня получения заключения экспертизы:
в отношении заключения экспертизы, указанного в абзаце первом пункта 29 настоящего Положения, - в течение 45 рабочих дней;
в отношении заключения экспертизы, указанного в абзаце втором пункта 29 настоящего Положения, - в течение 15 рабочих дней;
в отношении заключения экспертизы, указанного в абзаце третьем пункта 29 настоящего Положения, - в течение 20 рабочих дней.
В случае несогласия с выводами, изложенными в заключении экспертизы, орган охраны объектов культурного наследия в уведомлении указывает мотивированные причины несогласия. К причинам несогласия относятся:
несоответствие заключения экспертизы законодательству Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия;
истечение 3-летнего срока со дня оформления заключения экспертизы;
выявление в отношении эксперта, подписавшего заключение экспертизы, обстоятельств, предусмотренных пунктом 8 настоящего Положения;
нарушение установленного порядка проведения экспертизы;
представление для проведения экспертизы документов, указанных в пункте 16 настоящего Положения, содержащих недостоверные сведения.
Постановлением Правительства РФ от 27 апреля 2017 г. N 501 пункт 31 изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 августа 2017 г.
31. Абзац утратил силу с 14 декабря 2022 г. - Постановление Правительства России от 3 декабря 2022 г. N 2220
В соответствующем органе охраны объектов культурного наследия хранится экземпляр заключения экспертизы и прилагаемые к нему документы и материалы на электронном носителе в формате переносимого документа (PDF), а также копия уведомления.
Постановлением Правительства РФ от 27 апреля 2017 г. N 501 пункт 32 изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 августа 2017 г.
32. В случае несогласия органа охраны объектов культурного наследия с заключением экспертизы по причинам, предусмотренным пунктом 30 настоящего Положения, заказчик вправе заново представить в указанный орган заключение экспертизы и прилагаемые к нему документы и материалы при условии их доработки с учетом замечаний и предложений, изложенных в уведомлении.
Постановлением Правительства РФ от 9 июня 2015 г. N 569 пункт 33 изложен в новой редакции
33. В случае несогласия с заключением экспертизы соответствующий орган охраны объектов культурного наследия по собственной инициативе либо по заявлению заинтересованного лица вправе назначить повторную экспертизу в порядке, установленном настоящим Положением.
34. Повторная экспертиза проводится в порядке, установленном настоящим Положением для проведения экспертизы.
Эксперт, подписавший заключение экспертизы (за исключением эксперта, подписавшего его с пометкой "особое мнение"), не вправе участвовать в проведении повторной экспертизы.
35. Размер оплаты экспертизы, касающейся объекта культурного наследия федерального значения, устанавливается договором и определяется исходя из объема и сложности выполняемых экспертом работ и общей суммы следующих расходов:
а) оплата труда эксперта;
Постановлением Правительства РФ от 27 апреля 2017 г. N 501 в подпункт "б" внесены изменения, вступающие в силу с 1 августа 2017 г.
б) оплата документов, материалов, техники, средств и услуг, необходимых для проведения экспертизы (за исключением расходов, связанных с оформлением усиленной квалифицированной электронной подписи и установкой необходимого программного обеспечения);
в) оплата транспортных и командировочных расходов, связанных с проведением экспертизы.
36. Размер оплаты экспертизы не может зависеть от ее результатов. Эксперт не вправе получать от заказчика (в том числе в процессе проведения экспертизы, а также после оформления заключения) в качестве вознаграждения, поощрения и (или) благодарности за ее результаты деньги, ценности, иное имущество, услуги имущественного характера или имущественные права для себя или третьих лиц.
37. В случае если заказчиком экспертизы является федеральный орган исполнительной власти, оплата услуг по проведению экспертизы производится за счет и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных этому федеральному органу исполнительной власти в федеральном бюджете на соответствующий год на обеспечение его деятельности.
Историко-культурная экспертиза назначается в целях определения возможности проведения земляных, строительных, хозяйственных и иных работ, которые могут оказать прямое или косвенное воздействие на объект культурного наследия. Экспертное заключение также необходимо для принятия решения об изменении категории объекта культурного наследия, включения его в специальный реестр, определения зон охраны объекта и др.
Эксперт должен иметь высшее и (или) послевузовское профессиональное образование по соответствующему направлению (специальности). В исключительных случаях допускается среднее профессиональное или дополнительное образование по профилю экспертной деятельности. Стаж практической работы по этому профилю должен быть не менее 10 лет. Кроме того, эксперт должен знать международные акты и российское законодательство в своей области, уметь проводить необходимые исследования и оформлять по их результатам соответствующие документы и заключения экспертизы.
В качестве экспертов могут привлекаться и юридические лица. При этом в штате экспертной организации должно быть не менее 3 физических лиц, отвечающих вышеперечисленным требованиям.
Все эксперты проходят аттестацию.
Установлен перечень представляемых на экспертизу документов.
В ходе экспертизы проводятся историко-архитектурные, историко-градостроительные, архивные и иные необходимые исследования, результаты которых излагаются в заключении экспертизы. Приведены требования к содержанию и форме экспертного заключения. Оно действительно в течение 2 лет.
В случае несогласия с заключением историко-культурной экспертизы соответствующий орган охраны объектов культурного наследия по собственной инициативе либо по заявлению заинтересованного лица вправе назначить повторную экспертизу.
Постановление Правительства РФ от 15 июля 2009 г. N 569 "Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе"
Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 27 июля 2009 г. N 30 ст. 3812
Постановлением Правительства России от 25 апреля 2024 г. N 530 настоящий документ признан утратившим силу с 1 сентября 2024 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2024 г. N 530
Изменения вступают в силу с 27 апреля 2024 г.
Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2022 г. N 2220
Изменения вступают в силу с 14 декабря 2022 г.
Постановление Правительства РФ от 11 сентября 2021 г. N 1539
Изменения вступают в силу с 20 сентября 2021 г.
Постановление Правительства РФ от 11 августа 2021 г. N 1331
Изменения вступают в силу с 24 августа 2021 г.
Постановление Правительства РФ от 10 марта 2020 г. N 259
Изменения вступают в силу с 12 марта 2020 г.
Постановление Правительства РФ от 27 апреля 2017 г. N 501
Изменения вступают в силу с 1 августа 2017 г.
Постановление Правительства РФ от 14 декабря 2016 г. N 1357
Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства РФ от 9 июня 2015 г. N 569
Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства РФ от 4 сентября 2012 г. N 880
Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства РФ от 18 мая 2011 г. N 399
Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления