Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Ростовской области от 27 марта 2013 г. N 174 раздел I настоящего приложения изложен в новой редакции
Раздел I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. В то же время Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" допускает возможность негативного воздействия на окружающую среду хозяйствующими субъектами при обеспечении ими требований природоохранного законодательства. Законодательными актами предусматривается нормирование выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов загрязняющих веществ в водные объекты, размещения отходов производства и потребления, а также предусматривается осуществление контроля за негативным воздействием на окружающую среду. Одной из форм обеспечения хозяйствующими субъектами требований природоохранного законодательства является государственный экологический надзор.
В 2007 году в структуре Ростоблкомприроды сформировано управление государственного контроля, которое в 2012 году реорганизовано в управление регионального государственного экологического надзора, осуществляющее надзор по следующим направлениям:
региональный государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения;
региональный государственный надзор в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору;
региональный государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору;
региональный государственный надзор в области использования и охраны водных объектов, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору;
региональный государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения.
За период с 2007 по 2010 год специалистами Ростоблкомприроды проведено 6 312 контрольных мероприятий, по результатам которых выявлено 22 923 нарушения требований законодательства, наложено 6 537 штрафов на общую сумму 47,6 млн. рублей. Принятые меры административного воздействия стимулировали природопользователей принимать реальные меры к устранению нарушений. К настоящему времени с учетом установленных сроков устранено более 12 тысяч нарушений требований законодательства из выявленных по результатам контрольных мероприятий. За этот период хозяйствующим субъектам выдано 2 684 разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу, которыми определены предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха; заключены договоры на водопользование и получены решения на пользование водными объектами 338 хозяйствующими субъектами. Контролирующими и правоохранительными органами выявлено и пресечено с последующим наложением административных штрафов около 80 фактов незаконного недропользования. Более 1 300 хозяйствующих субъектов, ранее не осуществляющих плату за негативное воздействие на окружающую среду, поставлены на учет администратором платежей.
В 2008 году по сравнению с 2007 годом поступление средств от платы за негативное воздействие на окружающую среду в консолидированный бюджет увеличилось на 65,0 млн. рублей. В 2009 году в связи с разработкой нормативной документации и получением хозяйствующими субъектами лимитов на выброс вредных веществ в атмосферу, во исполнение выданных специалистами Ростоблкомприроды предписаний, произошло некоторое снижение поступления платы в бюджет. В 2010 году поступления в бюджет по сравнению с 2009 годом увеличились на 13,7 млн. рублей.
Результаты контрольных мероприятий являются основанием для подготовки управленческих решений. Так, в соответствии с итогами контрольных мероприятий были приняты решения о разработке проектно-сметной документации и строительстве нескольких полигонов твердых бытовых отходов, подготовлены предложения по разработке региональной системы управления отходами производства и потребления, начато формирование регионального кадастра отходов производства и потребления. Информация, полученная при проведении контрольных мероприятий, учитывается при формировании вопросов, рассматриваемых на заседаниях Правительства Ростовской области, координационных советов по охране окружающей среды и взаимодействию с правоохранительными органами, совещаниях, проводимых заместителем Губернатора Ростовской области, курирующим вопросы природопользования и экологии. По результатам рассмотрения обсуждаемых вопросов принимаются решения и даются соответствующие рекомендации, направленные на снижение негативного воздействия на окружающую среду. С учетом выявленной при проведении контрольных мероприятий ситуации в области защищенности отдельных компонентов окружающей среды вносятся предложения в действующие нормативные правовые акты Ростовской области и Российской Федерации.
В целях создания условий для эффективной работы управления регионального государственного экологического надзора необходимо решить задачу по обеспечению государственных инспекторов в области охраны окружающей среды автотранспортными средствами высокой проходимости, а также современными техническими средствами, позволяющими фиксировать факты нарушений природоохранного законодательства, в том числе оборудованием для проведения измерений и экспертиз.
Согласно статье 11 Федерального закона от 21.11.1995 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области использования атомной энергии относится осуществление учета и контроля радиоактивных веществ на подведомственных им территориях в рамках системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ. Проведение мероприятий по учету и контролю радиоактивных веществ позволяет оценить ситуацию и проинформировать в соответствии с действующим порядком федеральные органы.
Процессы, связанные с загрязнением атмосферного воздуха, рек Ростовской области и антропогенным воздействием на окружающую среду, требуют принятия эффективных управленческих решений в области охраны окружающей среды в целях определения причин и источников негативного воздействия на окружающую среду, разработки и реализации мер по улучшению экологической ситуации, предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций. Мероприятия по мониторингу и контролю качества окружающей среды осуществляет федеральное государственное бюджетное учреждение "Ростовский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями" в соответствии с контрактами, ежегодно заключаемыми с Ростоблкомприродой. Результаты мероприятий позволяют получать достоверную информацию о состоянии окружающей среды, ее изменениях в зонах возможного негативного воздействия в городах Ростовской области. Информация о состоянии атмосферного воздуха в городах Азове, Волгодонске, Новочеркасске, Ростове-на-Дону, Таганроге, Цимлянске и Шахтах формируется на основании данных, получаемых со стационарных постов государственной сети наблюдения, в городах Восточного Донбасса и в городах области, не имеющих таких постов, - методом маршрутного обследования уровня загрязнения атмосферного воздуха.
Информация о фактических уровнях загрязнения атмосферного воздуха и динамике их изменений позволяет использовать данные мониторинга не только для принятия целенаправленных мер по улучшению экологической обстановки, но и для оценки эффективности осуществления природоохранных мероприятий.
В 1975 году по решению Совмина РСФСР в районе г. Батайска был организован региональный пункт подземного опытно-промышленного захоронения пришедших в негодность пестицидных препаратов, в котором захоронено свыше 1 500 тонн ядохимикатов и тары из-под них, поступивших от объединений "Сельхозтехника" Краснодарского, Ставропольского краев, Республики Калмыкия, Ростовской области.
В период реализации Областной целевой программы в области охраны окружающей среды и рационального природопользования на 2007 - 2010 годы проводились мониторинговые исследования состояния Батайского захоронения пестицидов и агрохимикатов. Дальнейшее постоянное проведение такого мониторинга позволит получать достоверную информацию о фактическом влиянии опасных химических веществ на компоненты окружающей среды и своевременно принимать превентивные меры по предупреждению чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Кроме того, по результатам проведенной в 2010 году органами местного самоуправления инвентаризации пришедших в негодность пестицидов и агрохимикатов было установлено, что на территории Ростовской области в 86 складских помещениях по состоянию на 1 января 2011 г. хранится не менее 900 тонн пришедших в негодность пестицидов и агрохимикатов. С учетом несанкционированных захоронений их количество составило более 1 300 тонн.
В целях улучшения санитарно-экологической обстановки, исключения загрязнения объектов окружающей среды и причинения вреда здоровью населения Ростовской области в рамках данной подпрограммы реализованы мероприятия по вывозу и утилизации пестицидов. В ходе выполнения указанных работ количество хранящихся на территории области пришедших в негодность пестицидов и агрохимикатов было уточнено. В 2011 - 2012 годах за пределы Ростовской области на специализированные полигоны вывезено 1 426,221 тонны пришедших в негодность пестицидов и агрохимикатов, хранящихся в местах, не имеющих собственников, и 7,753 тонны - самими собственниками.
По информации, актуализированной на 1 января 2013 г., на территории Ростовской области остается более 500 тонн пришедших в негодность пестицидов и агрохимикатов в Багаевском, Миллеровском, Милютинском и Тарасовском районах, что требует продолжения работ по их вывозу и утилизации.
В соответствии с Концепцией национальной безопасности Российской Федерации экологическая безопасность, наряду с политической, военной, экономической, информационной и другими видами безопасности, является составной частью национальной безопасности.
Обеспечение экологической безопасности осуществляется с помощью системы мер, направленных на снижение негативного воздействия на окружающую среду и повышение защищенности человека, общества и окружающей среды в процессе проектирования и строительства производственных объектов, повседневной производственной деятельности, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Разработка Концепции экологической безопасности Ростовской области позволит определить основные проблемы и сформулировать главные направления обеспечения экологической безопасности, определить систему мер, "привязанных" к условиям деятельности нашего региона, скоординировать и объединить усилия всех заинтересованных сторон.
Утвержденная Президентом Российской Федерации Климатическая доктрина Российской Федерации предусматривает необходимость принятия упреждающих мер для обеспечения устойчивого развития страны, защиты от возможных проявлений изменения климатических условий. В связи с отсутствием научно обоснованных данных о процессах, связ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.