Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Программа представляет собой комплекс социально-экономических, организационных и других мероприятий, направленных на обеспечение модернизации муниципального здравоохранения г. Таганрога.
Муниципальное здравоохранение г. Таганрога представлено 18 муниципальными лечебно-профилактическими учреждениями общей мощностью 2225 коек, в том числе дневного пребывания - 225 коек. Из них 5 стационаров, родильный дом, 4 поликлинических объединения, консультативно-диагностический центр, 3 стоматологические поликлиники, 3 детских санатория, патологоанатомическое бюро.
В системе обязательного медицинского страхования функционирует коечная сеть мощностью 1790 коек.
Мощность поликлиник в целом по городу составляет 6118 посещений в смену.
Наименование |
Всего |
В том числе |
|
ОМС |
Бюджет |
||
Стационар, в том числе |
2225 |
1790 |
435 |
Круглосуточного пребывания |
2000 |
1565 |
435 |
Дневного пребывания |
225 |
225 |
|
кроме того |
|
|
|
Койки для новорожденных |
80 |
80 |
|
Койки анестезиологии и реанимации |
36 |
36 |
|
Койки на платной основе |
60 |
|
|
Дневной стационар при амбулаторно-поликлинических подразделениях |
170 |
170 |
|
Количество бригад СМП, в том числе: |
28 |
|
28 |
врачебные |
4 |
|
4 |
фельдшерские |
24 |
|
24 |
Город Таганрог имеет статус межрайцентра и в лечебно-профилактических учреждениях города медицинская помощь оказывается населению трех прилегающих районов: Неклиновского, Матвеево-Курганского, Куйбышевского.
На территории города функционируют филиалы областных учреждений для оказания специализированной медицинской помощи: фтизиатрической, психиатрической, дерматовенерологической, наркологической.
Муниципальными учреждениями здравоохранения на территории города оказывается скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной), первичная медико-санитарная помощь в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинская помощь женщинам в период беременности, во время и после родов.
Скорая и неотложная медицинская помощь жителям города оказывается в МУЗ "Больница скорой медицинской помощи" мощностью 805 коек, в состав которой входит отделение скорой медицинской помощи.
МУЗ "Родильный дом" объединяет два родильных и два акушерских (обсервационных) отделения, отделения для новорожденных, неонатологическое отделение II этапа выхаживания новорожденных и недоношенных детей, гинекологическое отделение, 4 женские консультации. Общая мощность - 255 коек.
Стационарная помощь детям оказывается в МУЗ "Детская городская больница" мощностью - 265 коек, из них дневного пребывания - 60. В больнице развернуты педиатрическое отделение, неврологическое отделение, отделение для респираторных инфекций, 2 хирургических отделения, включающие в себя койки челюстно-лицевой хирургии, урологии, ортопедо-травматологические койки, травмпункт.
Амбулаторно-поликлиническая помощь жителям города оказывается силами 4 поликлинических объединений (2 - для обслуживания детей, 2 - для обслуживания взрослого населения). В состав поликлинических объединений включены территориальные поликлиники.
В структуру взрослых поликлинических объединений входят 4 стационара дневного пребывания общей мощностью 170 коек.
Одним из основных учреждений здравоохранения, оказывающих квалифицированную диагностическую помощь амбулаторным пациентам, является МУЗ "Консультативно-диагностический центр", на базе которого сконцентрировано современное лабораторное и диагностическое оборудование, организован прием врачей-специалистов: кардиолога, нефролога, пульмонолога, эндокринолога, гастроэнтеролога, аллерголога-иммунолога, отоларинголога, офтальмолога, хирурга, уролога, сосудистого хирурга.
Плановая стационарная помощь взрослому населению оказывается тремя плановыми стационарами:
- МУЗ "Первая городская больница" мощностью 235 коек, в том числе дневного пребывания - 80 коек, в структуру которой включены гематологические, кардиоревматологические, нефрологические, гастроэнтерологические, неврологические и терапевтические койки, отделение эфферентных методов лечения, городская бактериологическая лаборатория;
- МУЗ "Городская больница N 7" мощностью 230 коек, в том числе дневного пребывания - 80 коек. Больница имеет в своем составе терапевтическое, неврологическое отделения, отделение для ветеранов войн и офтальмологическое отделение;
- МУЗ "Городская больница N 3" мощностью 160 коек с двумя отделениями сестринского ухода (110 коек) и ХОСПИСом (50 коек) для оказания помощи онкологическим больным в терминальной стадии заболевания.
В структуру здравоохранения г. Таганрога также входят 3 детских санатория:
санаторий "Сказка" - для восстановительного лечения детей с бронхолегочной патологией;
санаторий "Березка" - для восстановительного лечения детей с заболеваниями почек и органов желудочно-кишечного тракта;
санаторий "Солнышко" - для лечения детей с бронхолегочной патологией, функциональными заболеваниями сердечно-сосудистой и нервной системы.
Кроме того, функционируют 3 муниципальные стоматологические поликлиники и 1 хозрасчетная стоматологическая поликлиника.
МУЗ "Патологоанатомическое бюро" обслуживает все лечебно-профилактические учреждения города, а также ЦРБ Неклиновского, М.-Курганского и Куйбышевского районов Ростовской области.
С 2003 г. в г. Таганроге проводится планомерная реструктуризация коечной сети, сокращение коек круглосуточного пребывания с частичным их переводом в койки дневного пребывания. В течение 8 лет в целом сокращено 505 круглосуточных коек, в том числе с 01.04.2010 г. 120 коек круглосуточного пребывания перепрофилированы в койки дневного пребывания.
Приоритетный национальный проект "Здоровье", федеральный пилотный проект, реализуемые на территории г. Таганрога с 2006 г., были направлены на повышение качества и доступности оказания медицинской помощи за счет повышения эффективности использования ресурсов здравоохранения на основе создания рыночных механизмов и конкурентной среды в сфере медицинских услуг. В результате реализации проектов произошли серьезные изменения: обеспечена прозрачность финансовых потоков, упрощена система учета и отчетности, для руководителей медицинских учреждений появилась возможность управлять финансовыми ресурсами в соответствии с реальными потребностями в расходах, обеспечено внедрение элементов рыночных отношений в системе здравоохранения. Повысилась эффективность использования коечного фонда стационаров города. Так, средняя длительность пребывания больного на стационарной койке снизилась с 10,4 дня в 2005 г. до 9,1 в 2010 г., что также имеет и экономический эффект.
Массовая вакцинация населения в течение последних трех лет способствовала снижению уровня заболеваемости управляемыми инфекциями на 29%. Заболеваемость острыми вирусными гепатитами снизилась на 31%. Заболеваемость гриппом, полиомиелитом не регистрировалась.
Реализация национального проекта позволила городу частично решить такую острую проблему, как укомплектованность кадрами участковой службы и отделения скорой медицинской помощи.
Укомплектованность штатных должностей в 2010 г. по сравнению с 2006 г. (период реализации ПНП) увеличилась по врачам-терапевтам участковым с 62,1% до 80,5%, врачам-педиатрам участковым с 83,1% до 97,0%, врачам скорой медицинской помощи с 24,3% до 56,0%.
За последние пять лет объем финансирования здравоохранения г. Таганрога возрос практически в два раза (с 710,1 млн. рублей в 2006 г. до 1413,8 млн. рублей в 2010 г.). На фоне сохранения структуры расходов на различные виды медицинской помощи изменение их объема произошло следующим образом.
Показатели |
2006 год |
2010 год |
||
Затрачено, млн. руб. |
Структура, % |
Затрачено, млн. руб. |
Структура. % |
|
Стационарная медицинская помощь |
340,5 |
47,9 |
667,9 |
47,2 |
Амбулаторно-поликлиническая помощь |
202,4 |
28,5 |
436,2 |
30,9 |
Медицинская помощь, предоставляемая в дневных стационарах |
11,6 |
1,6 |
23,8 |
1,7 |
Скорая медицинская помощь |
43,2 |
6,1 |
99,1 |
7,0 |
Несмотря на значительный рост объемов финансирования, доля зданий муниципальных лечебно-профилактических учреждений г. Таганрога, требующих капитального ремонта, остается достаточно высокой (до 60%) и требует принятия соответствующих мер. Существующий в настоящее время дефицит территориальной программы государственных гарантий не позволяет эффективно развивать городскую систему здравоохранения и приобретать современное медицинское оборудование. Доля медицинского оборудования, подлежащего замене в связи с полным износом, в стационарных учреждениях здравоохранения г. Таганрога составляет 50 - 60%, в учреждениях, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь, - 30%.
Более высокая обеспеченность новым оборудованием амбулаторно-поликлинических учреждений, по сравнению со стационарными, отчасти объясняется преимущественным оснащением их в рамках приоритетного национального проекта "Здоровье" в 2006 - 2007 годах.
Изменение подходов к эффективности управления не только отдельным медицинским учреждением, но и всей системой здравоохранения города, более рациональное использование всех видов имеющихся ресурсов позволило повысить доступность и качество медицинской помощи для жителей г. Таганрога. Данные системные изменения опосредованно отразились и на медико-демографических показателях, подавляющее большинство из которых изменились в сторону улучшения.
Показатели |
2005 год |
2010 год |
Показатель рождаемости, на 1000 населения |
8,3 |
10,1 |
Показатель смертности, на 1000 населения |
17,0 |
16,7 |
Младенческая смертность, на 1000 родившихся живыми детей* |
10,6 |
5,4 |
Материнская смертность, на 100 000 родившихся живыми детей |
44,7 |
- |
Смертность от новообразований, на 100 000 населения |
259,2 |
283,5 |
Смертность от туберкулеза, на 100 000 населения |
21,1 |
14,4 |
Заболеваемость населения, на 1000 населения |
995,7 |
807,1 |
Заболеваемость среди детей, на 1000 населения |
2697,6 |
2369,0 |
Заболеваемость среди подростков, на 1000 населения |
1257,3 |
1553,9 |
Заболеваемость туберкулезом, на 100 000 жителей |
65,4 |
59,7 |
Показатель рождаемости в г. Таганроге в 2010 году по сравнению с 2005 годом вырос на 21,6% и составил 10,1 рождения на 1000 населения (2005 год - 8,3).
Показатель смертности снизился на 1,8% и составил 16,7 случаев на 1000 населения (2005 год - 17,0). По сравнению со средне областными показателями уровень рождаемости в г. Таганроге в 2010 г. ниже на 7,9%.
Младенческая смертность снизилась практически в два раза и составила в 2010 году 5,4 на 1000 родившихся живыми (в 2005 году - 10,6). Случаи материнской смертности в 2010 г. не регистрировались.
Значительно сократилась заболеваемость населения (на 23,4%), в том числе заболеваемость детей уменьшилась на 13,8%. При этом заболеваемость подростков за последние 5 лет возросла на 23,6%, что требует более внимательного отношения к здоровью этой категории жителей города и совершенствования педиатрической службы.
Снизилась заболеваемость и смертность от туберкулеза на 9,5% и 46,5% соответственно.
При этом сохраняется высокий уровень онкологической заболеваемости и смертности, который в г. Таганроге превышает аналогичный по Ростовской области, что обуславливает необходимость совершенствования системы профилактики и диагностики онкологических заболеваний.
Таким образом, медико-организационные мероприятия, реализованные в рамках федеральных, областных и муниципальных программ и проектов 2005 - 2010 годов в г. Таганроге, стали инновационными по своему характеру и обеспечили начало формирования современной модели здравоохранения, ориентированной на достижение более высокого уровня качества и доступности медицинской помощи. При этом за счет внедрения элементов рыночной экономики была обеспечена финансовая устойчивость учреждений здравоохранения.
С учетом анализа работы учреждений здравоохранения г. Таганрога можно выделить следующие ключевые проблемы в сфере здравоохранения, решение которых позволит снизить смертность населения от основных причин:
отсутствие возможности обеспечения федеральных стандартов медицинской помощи в соответствии с современными медико-организационными технологиями предоставления медицинской помощи;
недостаточный объем профилактической работы;
отсутствие единой информационной системы, единого центра управления процессами информатизации и неразвитость телемедицинских технологий.
Каждая из указанных выше проблем подразумевает решение по следующим основным направлениям:
- реструктуризация сети учреждений (включая изменение статуса учреждения, вида деятельности, структуры и т.д.);
- ремонт лечебно-профилактических учреждений;
- информатизация (оснащение компьютерной техникой и программным обеспечением);
- оснащение оборудованием (включая медицинское, технологическое, офисное и др.);
- обеспечение необходимым транспортом;
- подготовка и обучение кадров.
Таким образом, к настоящему времени в г. Таганроге сложилась современная система здравоохранения, имеющая эффективные и стабильные финансово-экономические механизмы взаимодействия всех ее участников. Имеется полное представление о направлениях дальнейшего развития системы городского здравоохранения. Данное видение развития системы уже внедряется, но на скорость его реализации влияет наличие ресурсов. Финансовое наполнение уже существующей системы позволит в кратчайшие сроки изменить ряд медико-демографических показателей путем повышения качества и доступности медицинской помощи жителям г. Таганрога.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.