Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
По мере развития и внедрения информационных и телекоммуникационных технологий во все сферы общественной жизни органы исполнительной власти все чаще используют их для организации эффективного управления своей деятельностью и повышения качества предоставляемых услуг населению. Использование таких технологий в современном информационном обществе является необходимым условием обеспечения соответствия государственного управления ожиданиям и потребностям населения.
Формирование электронного правительства в Ростовской области стало возможным благодаря широкому распространению информационных и телекоммуникационных технологий в социально-экономической сфере и органах исполнительной власти.
Так, по уровню распространения персональных компьютеров среди населения и доступности информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" Ростовская область стремительно сокращает отставание от развитых регионов России. Повышается уровень компьютерной грамотности. Высокими темпами развивается электронный бизнес и электронная коммерция. Информационные и телекоммуникационные технологии все шире используются в повседневной жизни: в медицине, здравоохранении, образовании и науке.
Для информирования населения создан официальный сайт Правительства Ростовской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.donland.ru), на котором регулярно публикуется информация о деятельности Правительства Ростовской области и органов исполнительной власти Ростовской области.
В сфере государственного и местного управления в Ростовской области созданы все необходимые предпосылки для совершенствования работы государственного аппарата на основе широкого использования ИКТ. Решен ряд задач, связанных с формированием в органах исполнительной власти базовой информационно-технологической инфраструктуры. Создана "Корпоративная сеть телекоммуникационной связи" (далее - КСТС), связавшая в единое информационное пространство администрации 55 муниципальных образований и 28 органов исполнительной власти Ростовской области.
КСТС позволяет осуществлять оперативный электронный обмен между органами власти и муниципальными образованиями. На ее базе развернут ряд новых информационных систем, в том числе система видеоконференцсвязи с административными центрами 55 муниципальных образований, внедрена система электронного документооборота и делопроизводства "Дело", создан официальный сайт Правительства Ростовской области, корпоративная электронная почта, система криптографической защиты информации.
Проблемы, препятствующие повышению эффективности использования информационных и телекоммуникационных технологий в деятельности органов государственной власти, носят комплексный межведомственный характер и не могут быть решены на уровне отдельных органов исполнительной власти. Их устранение требует значительных ресурсов, скоординированного проведения организационных изменений и обеспечения согласованности действий органов исполнительной власти. Это возможно реализовать только в рамках программно-целевого подхода, направленного в приоритетном порядке на обеспечение развития и совместимости государственных информационных систем, разработку стандартов и технологий их взаимодействия, а также на формирование межведомственной инфраструктуры обеспечения информационного обмена.
Сравнительный анализ показателей развития и использования современных информационных и телекоммуникационных технологий в субъектах Российской Федерации, а также развития информационного общества в подындексах в соответствии с Индексом готовности регионов России к информационному обществу, подготовленному Советом при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации, за 2009 - 2010 годы приведен в таблицах N 1, N 2.
Таблица N 1
Сравнительный анализ
показателей развития и использования современных информационных
и телекоммуникационных технологий в субъектах
Российской Федерации
N п/п |
Наименование показателя |
Значения по субъектам Российской Федерации |
|||
Ростовская область |
Республика Татарстан |
Волгоградская область |
Краснодарский край |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
ИКТ-инфраструктура |
||||
1.1. |
Телефонная плотность стационарной связи (абонентов на 100 человек), штук |
26,1 |
31,3 |
28,0 |
25,5 |
1.2. |
Проникновение подвижной сотовой связи (абонентов на 100 человек), штук |
138,4 |
160,8 |
156,7 |
177,6 |
1.3. |
Число персональных компьютеров (далее - ПК) на 100 человек населения, штук |
30,8 |
32,6 |
33,2 |
29,1 |
1.4. |
Доля взрослого населения, использующего Интернета# на 100 человек, процентов |
29,0 |
40,0 |
41,0 |
26,0 |
2. |
ИКТ в органах государственной власти и органах местного самоуправления |
||||
2.1. |
Число ПК в составе локально-вычислительной сети (далее - ЛВС) на 100 занятых в органах государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - ОГВ), штук |
78,5 |
55,8 |
88,5 |
74,1 |
2.2. |
Число ПК, имеющих выход в Интернет, на 100 занятых в ОГВ, штук |
29,4 |
43,3 |
53,5 |
25,0 |
2.3. |
Число ПК в составе ЛВС на 100 занятых в органах местного самоуправления (далее - ОМС), штук |
28,9 |
45,0 |
33,0 |
24,5 |
2.4. |
Число ПК, имеющих выход в Интернет, на 100 занятых в ОМС, штук |
16,0 |
33,5 |
20,6 |
16,3 |
2.5. |
Доля ОМС, имеющих ЛВС, процентов |
68,2 |
60,5 |
47,4 |
55,0 |
2.6. |
Доля ОМС, имеющих доступ к Интернету, процентов |
97,6 |
91,1 |
78,7 |
90,6 |
2.7. |
Доля ОМС, использующих средства электронной цифровой подписи, процентов |
91,2 |
58,8 |
64,6 |
63,9 |
3. |
ИКТ в медицине |
||||
3.1. |
Число ПК на 100 занятых в лечебно-профилактических учреждениях (далее - ЛПУ), штук |
11,3 |
15,7 |
11,6 |
13,6 |
3.2. |
Число ПК в составе ЛВС на 100 занятых в ЛПУ, штук |
6,8 |
10,0 |
6,5 |
8,3 |
3.3. |
Доля ЛПУ, имеющих доступ к Интернету, процентов |
91,9 |
98,2 |
89,9 |
97,5 |
3.4. |
Доля ЛПУ, имеющих веб-сайты, процентов |
9,9 |
32,7 |
12,5 |
34,0 |
4. |
ИКТ в образовании |
||||
4.1. |
Число ПК, используемых в учебном процессе, на 100 учеников в школах, штук |
7,2 |
7,6 |
7,4 |
9,4 |
4.2. |
Число ПК в составе ЛВС, на 100 учеников в школах, штук |
4,1 |
4,8 |
4,5 |
4,6 |
4.3. |
Доля школ, имеющих доступ к Интернету со скоростью 128 Кбит/с и выше, процентов |
83,2 |
84,9 |
82,2 |
93,8 |
4.4. |
Доля школ, имеющих веб-сайты, процентов |
55,3 |
63,3 |
80,3 |
95,4 |
4.5. |
Доля школ, имеющих электронную библиотеку, процентов |
55,4 |
42,0 |
32,4 |
53,0 |
5. |
ИКТ в культуре |
||||
5.1. |
Число ПК на 100 занятых в библиотеках, штук |
55,5 |
33,9 |
65,1 |
52,1 |
5.2. |
Доля библиотек, имеющих доступ к Интернету, процентов |
31,9 |
11,5 |
5,7 |
19,7 |
5.3. |
Число ПК на 100 занятых в музеях, штук |
22,9 |
34,0 |
31,2 |
21,9 |
5.4. |
Доля музеев, имеющих доступ к Интернету, процентов |
56,1 |
44,7 |
46,3 |
65,5 |
Таблица N 2
Сравнительный анализ
развития информационного общества в подындексах
N п/п |
Наименование подындекса |
Ростовская область |
Республика Татарстан |
Волгоградская область |
Краснодарский край |
место в рейтинге | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
ИКТ-инфраструктуры |
61 |
27 |
30 |
53 |
2. |
ИКТ в органах государственной власти и местного самоуправления |
59 |
5 |
54 |
19 |
3. |
ИКТ в медицине |
45 |
6 |
50 |
20 |
4. |
ИКТ в образовании |
35 |
40 |
56 |
14 |
5. |
ИКТ в культуре |
20 |
57 |
34 |
24 |
Использование программно-целевого метода и принятие отдельной программы позволит значительно минимизировать возможные риски, связанные с ее реализацией, за счет создания адекватных механизмов управления выполнением мероприятий.
Можно выделить следующие наиболее существенные риски, связанные с реализацией Программы:
риск пассивного сопротивления распространению и использованию органами государственной власти результатов выполнения мероприятий Программы и отсутствие необходимой мотивации.
В целях минимизации этого риска предполагается в рамках выполнения отдельных мероприятий Программы сформировать совместные рабочие группы с участием заинтересованных органов власти для планирования расходов на информационные и телекоммуникационные технологии и оперативной координации реализации программ и проектов. Значительное место в Программе уделено мероприятиям в сфере информационных технологий в образовании и развитию кадрового потенциала сферы ИКТ.
Эти меры должны повысить эффективность методов обучения, расширить доступ населения к получению образования за счет средств дистанционного доступа. Кроме того, в области развития образования значение мероприятий Программы состоит в повышении общего уровня грамотности населения в области современных методов работы с информацией, в развитии системы подготовки специалистов для сферы ИКТ.
Предполагаемые Программой темпы распространения ИКТ в экономике и обществе резко увеличат потребность в специалистах ИКТ-сектора. Необходимо также предусмотреть закрепление результатов выполнения мероприятий Программы нормативными правовыми актами Правительства Ростовской области и нормативными правовыми актами отдельных исполнительных органов власти;
риск низкой эффективности реализации мероприятий Программы и недостижения запланированных результатов ее выполнения.
Этот риск минимизируется путем внедрения в систему управления реализацией Программы принципов и методов проектного управления, механизмов независимой экспертизы программ, проектов, проектных решений, полного раскрытия для общества результатов реализации Программы и организации их широкого общественного обсуждения, а также усиления личной ответственности сотрудников органов государственной власти за достижение запланированных результатов их выполнения;
риск недостаточной гибкости и адаптируемости Программы к изменениям в организации и деятельности органов государственной власти.
В целях минимизации этого риска в состав мероприятий Программы предполагается включить создание системы мониторинга использования ИКТ в органах государственной власти и контроля достижения запланированных результатов ее реализации, организовать систему обратной связи, обеспечивающей получение данных о соответствии выполняемых в рамках Программы работ основным потребностям органов государственной власти в области повышения эффективности и качества их деятельности;
риск дублирования и несогласованности выполнения работ в рамках Программы и других государственных программ и проектов внедрения ИКТ в деятельность органов государственной власти.
В целях минимизации этого риска в рамках выполнения Программы планируется обеспечить постоянный мониторинг подготовки и реализации проекта. Кроме того, предполагается обеспечить реализацию проектов, имеющих не только комплексный межведомственный характер, но и отраслевой.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.