Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1
Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
1.1. Общие положения
Программа разработана в соответствии с Федеральной целевой программой "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 N 675, а также подпрограммой "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры" указанной федеральной целевой программы.
Программа направлена на обеспечение надежного и устойчивого обслуживания потребителей коммунальных услуг, снижение сверхнормативного износа объектов коммунальной инфраструктуры, модернизацию этих объектов за счет внедрения энергосберегающих технологий, разработку и внедрение мер по стимулированию эффективного и рационального хозяйствования организаций коммунального комплекса, максимальное использование всех доступных ресурсов, обеспечение надежного и устойчивого обслуживания потребителей.
В 2002 - 2005 годах в Ростовской области оказывалась государственная финансовая поддержка строительства и реконструкции объектов коммунального хозяйства. Построено и реконструировано 1 238,4 км сетей водоснабжения, канализации и теплоснабжения, реконструировано 37 котельных, введены в эксплуатацию 3 котельные и 1 центральный тепловой пункт, закрыты 3 котельные, расположенные в подвалах жилых домов, введено в эксплуатацию 12 объектов водоснабжения общей производительностью 42,3 тыс. куб. м в сутки, 4 объекта водоотведения производительностью 56 тыс. куб. м в сутки, пробурено 73 скважины в 35 районах, отремонтировано 20 насосных станций.
Из всех источников финансирования за 2002 - 2005 годы освоено 3 622 млн. рублей, из них 735 млн. рублей - средства федерального бюджета, 2 382 млн. рублей - средства областного бюджета и 505 млн. рублей - средства внебюджетных источников. При этом удалось преодолеть снижение степени надежности работы жилищно-коммунального комплекса в период после финансового кризиса 1998 года, стабилизировать финансовое положение организаций коммунального комплекса, привлечь в коммунальный сектор частные компании.
В то же время качественного изменения ситуации достигнуть не удалось из-за низкой эффективности использования бюджетных средств в коммунальном комплексе, недостаточного привлечения средств внебюджетных источников для финансирования строительства и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.
Мероприятие Программы "Строительство газовых сетей" разработано в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 24.12.2004 N 840 "О Перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" и приказа Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 27.07.2006 N 177 "О Комплексе мероприятий по завершению реструктуризации угольной промышленности".
1.2. Характеристика проблемы
В настоящее время деятельность коммунального комплекса Ростовской области характеризуется неравномерным развитием систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований Ростовской области, низким качеством предоставления коммунальных услуг, неэффективным использованием природных ресурсов и загрязнением окружающей среды.
Причинами возникновения этих проблем являются: высокий уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры и их технологическая отсталость, низкая эффективность существующей системы управления в коммунальном секторе, непрозрачные методы ценообразования на товары и услуги организаций коммунального комплекса, преобладание административных методов хозяйствования.
Высокий уровень износа и технологическая отсталость объектов коммунальной инфраструктуры связаны с проводившейся в предыдущие годы тарифной политикой, которая не обеспечивала реальных финансовых потребностей организаций коммунального комплекса в модернизации основных фондов, не формировала стимулов к сокращению затрат. При этом стоимость жилищно-коммунальных услуг для населения в последние годы значительно возросла. Действующий в большинстве случаев затратный метод формирования тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения с использованием нормативной рентабельности не стимулирует организации коммунального комплекса к снижению собственных издержек.
Одной из причин высокой степени износа основных фондов коммунальной инфраструктуры является недоступность долгосрочных инвестиционных ресурсов для организаций коммунального комплекса. Как следствие, у этих организаций отсутствует возможность осуществить проекты по реконструкции и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры без значительного повышения тарифов.
Следствием высокого износа и технологической отсталости объектов коммунальной инфраструктуры является низкое качество предоставления коммунальных услуг, не соответствующее запросам потребителей. Уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры составляет 40 - 80 процентов (приложения N 1 и N 2 к настоящей Программе). На начало 2007 года износ разводящих водопроводных сетей в шахтерских территориях составил: в городах Гуково, Зверево, Красный Сулин - более 60 процентов, в г. Шахты - от 85 до 94 процентов. Степень износа помещений насосных станций первого, второго подъемов, основных средств и оборудования, предназначенного для подачи воды из Соколовского водохранилища, в городах Красный Сулин и Новошахтинск превышает 93 процента, насосной станции первого подъема ВОС-1 г. Каменска-Шахтинского - 80 процентов.
Отмечается повсеместное несоответствие фактического объема инвестиций в модернизацию и реконструкцию основных фондов коммунальной инфраструктуры даже минимальным потребностям. Планово-предупредительный ремонт сетей и оборудования систем водоснабжения и водоотведения практически полностью уступил место аварийно-восстановительным работам.
Утечки и неучтенный расход воды в системах водоснабжения составляют более 40 процентов, а в ряде шахтерских городов - достигают 60 процентов. Одним из последствий такого положения стало обострение проблемы обеспечения населения Ростовской области питьевой водой нормативного качества и в достаточном количестве. Ежегодную очистку проходит 86,5 процента объема сточных вод. До категории нормативно очищенных, пропущенных через очистные сооружения, доводится 24,1 процента сточных вод.
В неудовлетворительном состоянии находятся очистные сооружения канализации в городах Пролетарске, Миллерово, Морозовске, Константиновске, Аксае, Сальске, Новошахтинске, пос. Гигант Сальского района, пос. Персиановский Октябрьского района, с. Песчанокопском, ст-це Обливской и в других муниципальных образованиях области, что приводит к сбросу практически не очищенных и не обеззараженных сточных вод в водные объекты и на рельеф местности, загрязняя водоемы, почву и подземные воды.
Организации, осуществляющие эксплуатацию объектов коммунального комплекса в муниципальных образованиях Ростовской области, не обеспечены необходимой коммунальной техникой.
Особую актуальность для Ростовской области в последние годы приобрела проблема обеспечения экологически выдержанного и экономически выгодного обращения с твердыми бытовыми отходами (ТБО).
Для повышения качества коммунальных услуг, снижения износа основных фондов, решения экологических вопросов необходимо обеспечить масштабную реализацию инвестиционных проектов модернизации объектов коммунального комплекса. Привлечение инвестиционных и заемных средств на длительный период могло бы позволить организациям коммунального комплекса снизить издержки предоставления коммунальных услуг, обеспечить возвратность кредитов и окупаемость инвестиций без значительного повышения тарифов.
Общая ежегодная потребность в средствах на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры Ростовской области оценивается более чем в 10,0 млрд. рублей. Такой объем инвестиций не может быть обеспечен только за счет инвестиционных составляющих тарифа и бюджетных вложений, требуется создание условий для привлечения внебюджетных источников. Поэтому основная система мер в рамках Программы направлена на формирование инвестиционной привлекательности коммунального сектора экономики Ростовской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.