Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II
Содержание проблемы обеспечения защиты прав потребителей
и обоснование необходимости ее решения программными методами
Создание условий для обеспечения и защиты установленных законодательством Российской Федерации прав потребителей является неотъемлемой частью социальной политики государства.
Для проведения эффективной работы по защите прав потребителей необходимо учитывать изменения на рынке товаров (работ, услуг). В настоящее время характерными особенностями потребительской сферы Ростовской области являются:
ежегодно увеличивающиеся реальные доходы на душу населения;
насыщение рынка товаров (работ, услуг);
увеличение доли отечественных производителей товаров (работ, услуг).
Изменения на потребительском рынке неизбежно влекут изменение круга и характера проблем, возникающих у потребителей при реализации прав, закрепленных законодательством Российской Федерации.
Анализ ситуации в Ростовской области показывает, что количество нарушений в сфере защиты прав потребителей не снижается. Так, в 2006 г. и I полугодии 2007 г. только Управлением Роспотребнадзора было рассмотрено более 1200 письменных обращений граждан и 11240 дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением требований Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон РФ "О защите прав потребителей").
Защиту прав потребителей обеспечивают:
федеральные органы исполнительной власти;
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
органы местного самоуправления;
общественные организации потребителей.
Анализ деятельности органов местного самоуправления в Ростовской области показывает, что за последние годы, количество специалистов, занимающихся вопросами защиты прав потребителей, значительно сократилось.
В большинстве муниципальных образований в Ростовской области не созданы межведомственные комиссии (координационные советы) по защите прав потребителей и не реализуются функции, предусмотренные статьей 44 Закона РФ "О защите прав потребителей", в части обращения в суды в защиту неопределенного круга потребителей и пр.
Недостаточное внимание к данному вопросу со стороны органов местного самоуправления негативно сказывается на уровне защищенности потребителей от действий недобросовестных изготовителей, исполнителей, продавцов, а также эффективности работы по защите прав потребителей в целом.
Немаловажную роль в деле защиты прав потребителей играют общественные организации потребителей, оказывающие юридические, экспертные, консультационные услуги по защите прав и законных интересов граждан. Общественные организации потребителей создаются как по территориальному признаку (районные, городские, областные, и др.), так и по виду потребляемых товаров (работ, услуг).
В Ростовской области по информации, представленной органами юстиции, зарегистрировано 20 общественных организаций потребителей, однако фактически работают лишь 9. Действующих организаций потребителей явно недостаточно для оказания информационно-правовой помощи гражданам.
Основным направлением в вопросах защиты прав потребителей должно стать создание на территории области благоприятных условий для реализации потребителями своих законных прав, а также обеспечения их соблюдения. Наиболее эффективным методом борьбы с правонарушениями на потребительском рынке, в большей степени отвечающим интересам жителей области, является не защита уже нарушенных прав, а их предупреждение и профилактика.
Для достижения положительного эффекта такая работа должна вестись не только с потребителями, но и с производителями, изготовителями, предпринимателями, работающими на потребительском рынке.
Работа с потребителями должна быть направлена в первую очередь на их просвещение, ознакомление с предоставленными законом правами, гарантиями и способами защиты. Прежде всего, это включает в себя проведение открытых уроков в школах, семинаров в организациях, распространение разъяснительных брошюр, оформление информационных стендов в местах реализации потребителям товаров (работ, услуг), информирование потребителей через средства массовой информации и т.д. Другой важной составляющей такой работы является информирование потребителей об имеющихся на рынке качественных товарах (работах, услугах). В первую очередь это касается реформируемых секторов потребительского рынка - жилищно-коммунального хозяйства, медицины, сферы образования и других, поскольку ход реформирования во многом зависит от полной и объективной информированности граждан-потребителей и изменения сложившихся у них стереотипов.
Работа с предпринимателями (изготовителями, исполнителями работ, услуг) должна быть направлена в первую очередь на информирование предпринимателей о нормах действующего законодательства Российской Федерации и Ростовской области, а также санкциях за их нарушение, облегчение доступа к нормативным правовым актам, создание условий, благоприят-ствующих соблюдению всех требований законодательства при работе на потребительском рынке.
Защита нарушенных прав, наряду с мерами по реализации и обеспечению прав потребителей, остается одним из основных направлений государственной социальной политики. При этом особое значение имеет защита прав неопределенного круга потребителей, затрагивающая интересы большого числа граждан, так как зачастую представляет угрозу здоровью и жизни потребителей (фальсификации лекарственных средств, незаконный оборот алкогольной продукции и т.д.).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.