Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел III. Система программных мероприятий, в том числе ресурсное
обеспечение Программы, с перечнем мероприятий с разбивкой
по годам, источникам и направлениям финансирования
Программа состоит из следующих подпрограмм, отражающих актуальные направления энергосбережения и повышения энергоэффективности, которые соответствуют требованиям Закона:
подпрограмма "Энергосбережение в государственных автономных, бюджетных и казенных учреждениях Ростовской области";
подпрограмма "Энергосбережение в коммунальном хозяйстве области";
подпрограмма "Энергосбережение в жилищном фонде области";
подпрограмма "Энергосбережение в производстве и передаче энергоресурсов";
подпрограмма "Энергосбережение в промышленности, на транспорте и в сельском хозяйстве";
подпрограмма "Расширение использования возобновляемых источников энергии и альтернативных видов топлива в энергопотреблении области".
1. Подпрограмма "Энергосбережение в государственных автономных,
бюджетных и казенных учреждениях области"
В соответствии с требованиями Закона, начиная с 1 января 2010 г., государственные автономные, бюджетные и казенные учреждения области обязаны обеспечить снижение в сопоставимых условиях объема потребленных ими воды, дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля в течение 5 лет не менее чем на 15 процентов от объема, фактически потребленного ими в 2009 году каждого из указанных ресурсов, с ежегодным снижением такого объема не менее чем на 3 процента. Поэтому одним из приоритетных направлений энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Ростовской области является проведение мероприятий, обеспечивающих снижение энергопотребления и уменьшение государственных автономных, бюджетных и казенных учреждений области, направляемых на оплату энергетических ресурсов. В Ростовской области - 530 государственных автономных, бюджетных и казенных учреждений области, финансируемых за счет средств областного бюджета. В 2009 году на оплату потребленных ими энергетических ресурсов и воды из федерального и областного бюджетов было выделено 976 125,2 тыс. рублей.
За 2009 год государственные автономные, бюджетные и казенные учреждения областного подчинения потребили:
138 671 тыс. кВтч. электроэнергии;
227 тыс. Гкал тепловой энергии;
12 195 тыс. м3 природного газа;
23 046 тонн угля;
467 тонн жидкого топлива;
3 210 тыс. м3 воды.
Потребление энергоресурсов государственными автономными, бюджетными и казенными учреждениями Ростовской области составило 4,5 процента от общего потребления энергоресурсов в области (по воде - 3 процента). Данные по государственным автономным, бюджетным и казенным учреждениям области приведены в таблице N 2.
Таблица N 2
Потребление энергоресурсов государственными автономными, бюджетными
и казенными учреждениями Ростовской области в 2008 - 2009 годах
Год |
Энергоресурсы и вода |
Единица измерения |
Государственные автономные, бюджетные и казенные учреждения по сферам |
|||||
всего |
здравоохранение |
образование |
культура |
спорт |
другие |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
2008 |
Электроэнергия |
тыс. кВтч |
140 739 |
32 674 |
46 083 |
6 563 |
1 057 |
54 362 |
т у.т. |
17 311 |
4 019 |
5 668 |
807 |
130 |
6 687 |
||
тыс. рублей |
343 403 |
79 725 |
112 442 |
16 014 |
2 579 |
132 643 |
||
Газ |
тыс. м3 |
20 189 |
4 753 |
8 251 |
1 461 |
737 |
4 987 |
|
т у.т. |
23 076 |
5 433 |
9 431 |
1 670 |
842 |
5 700 |
||
тыс. рублей |
32 288 |
7 600 |
13 196 |
2 337 |
1 179 |
7 976 |
||
Вода |
тыс. м3 |
4 004 |
1 600 |
1 797 |
106 |
68 |
433 |
|
т у.т. |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
||
тыс. рублей |
73 760 |
29 474 |
33 103 |
1 953 |
1 253 |
7 977 |
||
Тепловая энергия |
Гкал |
222 157 |
56 696 |
120 879 |
18 317 |
2 661 |
23 604 |
|
т у.т. |
31 769 |
8 108 |
17 286 |
2 619 |
381 |
3 375 |
||
тыс. рублей |
249 883 |
63 772 |
135 965 |
20 603 |
2 993 |
26 550 |
||
Уголь |
тонн |
23 146,6 |
6 905,9 |
10 962,3 |
18,2 |
18,7 |
6 893,9 |
|
т у.т. |
20 276 |
6 049,5 |
9 602,9 |
15,94 |
16,38 |
6 039 |
||
тыс. рублей |
80 986 |
24 156,8 |
38 351 |
64,3 |
66,6 |
24 146 |
||
Жидкое топливо |
тонн |
423,1 |
- |
- |
210,8 |
191 |
21,3 |
|
т у.т. |
613,4 |
- |
- |
305,66 |
276,9 |
30,8 |
||
тыс. рублей |
6 988,9 |
- |
- |
3 457,1 |
3 132,4 |
399,4 |
||
Итого за 2008 год |
вода, тыс. м3 |
4 004 |
1 600 |
1 797 |
106 |
68 |
433 |
|
т у.т. |
93 045,40 |
23 609,50 |
41 987,90 |
5 417,60 |
1 646,28 |
21 831,80 |
||
тыс. рублей |
755 020,90 |
204 727,80 |
333 057,00 |
44 428,40 |
11 203,00 |
398 584,00 |
||
2009 |
Электроэнергия |
тыс. кВтч |
13 8671 |
31 468 |
44 672 |
6 053 |
1 084 |
55 394 |
т у.т. |
17 057 |
3 871 |
5 495 |
745 |
133 |
6 813 |
||
тыс. рублей |
440 599 |
99 983 |
141 936 |
19 232 |
3 444 |
176 004 |
||
|
Газ |
тыс. м3 |
12 195 |
2 885 |
5 703 |
1 162 |
178 |
2 267 |
т у.т. |
13 939 |
3 298 |
6 519 |
1 328 |
203 |
2 591 |
||
тыс. рублей |
37 491 |
8 869 |
17 533 |
3 572 |
547 |
6 970 |
||
Вода |
тыс. м3 |
3 210 |
1 233 |
1 439 |
87 |
39 |
412 |
|
т у.т. |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
||
тыс. рублей |
80 059 |
30 752 |
35 889 |
2 170 |
973 |
10 275 |
||
Тепловая энергия |
Гкал |
226 952 |
59 459 |
132 352 |
13 206 |
2 807 |
19 128 |
|
т у.т. |
32 454 |
8 503 |
18 926 |
1 888 |
402 |
2 735 |
||
тыс. рублей |
306 517 |
80 304 |
178 752 |
17 836 |
3 791 |
25 834 |
||
Уголь |
тонн |
23 045,8 |
6 434,1 |
11 006,2 |
18,2 |
15 |
5 641,3 |
|
т у.т. |
20 188,1 |
5 636,3 |
9 641,4 |
15,9 |
13,14 |
4 941,77 |
||
тыс. рублей |
103 485 |
28 752,8 |
49 422 |
82,8 |
68 |
25 477,9 |
||
Жидкое топливо |
тонн |
466,9 |
- |
- |
210,8 |
191 |
65,1 |
|
т у.т. |
676,95 |
- |
- |
305,66 |
276,9 |
94,39 |
||
тыс. рублей |
7 974,2 |
- |
- |
3 731,2 |
3 132,4 |
1 110,6 |
||
Итого за 2009 год |
вода, тыс. м3 |
3 210 |
1 233 |
1 439 |
87 |
39 |
412 |
|
т у.т. |
84 315,05 |
21 308,3 |
40 581,4 |
4 282,56 |
1 028,04 |
17 175,16 |
||
тыс. рублей |
976 125,2 |
248 660,8 |
423 532 |
46 624 |
11 955,4 |
245 671,5 |
В Ростовской области сохранилась система лимитирования потребления энергии учреждениями бюджетной сферы. За период с 2004 по 2009 годы в результате реструктуризации государственных автономных, бюджетных и казенных учреждений Ростовской области их количество увеличилось. Лимиты потребления энергоресурсов в натуральном выражении увеличились: тепловой энергии - в 1,5 раза, электроэнергии - в 1,5 раза, газа - в 1,4 раза, жидкого топлива - в 1,2 раза, угля - в 1,6 раза, воды - в 2,3 раза.
1.1. Электроэнергия
Потребление электроэнергии за 2009 год государственными автономными, бюджетными и казенными учреждениями составило 138 671 тыс. кВт ч. Суммарный лимит потребления электроэнергии государственными автономными, бюджетными и казенными учреждениями, установленный решением коллегии Администрации Ростовской области от 01.07.2008 N 37 на 2009 год, составил 113 624 тыс. кВт ч.
Основными потребителями электроэнергии в государственных автономных, бюджетных и казенных учреждениях являются: осветительные приборы, нагревательные установки пищеблоков, электротермические установки дезинфекции и стерилизации, насосы систем тепло-, водоснабжения, системы вентиляции и кондиционирования, оргтехника, бытовые электроприемники. Оснащенность приборами учета потребленной электроэнергии государственных автономных, бюджетных и казенных учреждений составляет 88 процентов. Выявленный технический потенциал повышения энергетической эффективности потребления электроэнергии составляет около 30 процентов от фактического потребления за 2009 год.
Основным из приоритетных направлений повышения энергетической эффективности является проведение мероприятий, обеспечивающих снижение потребления электроэнергии. Мероприятиями по реализации данного направления в государственных автономных, бюджетных и казенных учреждениях являются:
проведение обязательных энергетических обследований с разработкой комплекса мероприятий по энергосбережению;
завершение оснащения приборами учета электроэнергии;
внедрение автоматизированных систем учета;
разработка обоснованных лимитов на потребление электроэнергии;
сокращение потребления электрической мощности за счет внедрения альтернативных источников энергии;
модернизация систем приточно-вытяжной вентиляции зданий с установкой систем автоматического регулирования;
прекращение закупки ламп накаливания для освещения зданий и сооружений;
закупка и установка энергосберегающих ламп и светильников для освещения зданий и сооружений, в том числе светодиодных светильников и прожекторов;
установка датчиков движения и освещенности на осветительных приборах в местах общего пользования внутри зданий и наружном освещении;
включение в установленном порядке в документацию при проведении закупок для бюджетных нужд товаров с учетом их энергетической эффективности не ниже класса "А";
обучение профильных специалистов основам энергосбережения и реализации договоров на энергоаудит и энергосервис;
пропаганда и методическая работа по вопросам энергосбережения.
Перечень необходимых мероприятий указан в приложении N 3 к Программе.
1.2. Тепловая энергия
Потребление тепловой энергии государственными бюджетными учреждениями области за 2009 год составило 227 тыс. Гкал. Суммарный лимит потребления тепловой энергии бюджетными организациями, установленный решением коллегии Администрации области от 01.07.2008 N 37 на 2009 год, составил 253 тыс. Гкал.
Основными потребителями тепловой энергии в государственных автономных, бюджетных и казенных учреждениях являются: системы отопления и горячего водоснабжения (далее - ГВС) зданий и сооружений, приточная вентиляция, прачечные и пищеблоки. Оснащенность приборами учета потребленной тепловой энергии государственных, бюджетных и казенных учреждений составляет 68 процентов. Выявленный технический потенциал повышения энергоэффективности потребления тепловой энергии составляет 40 процентов от уровня фактического потребления. Основным из приоритетных направлений повышения энергоэффективности является проведение мер, обеспечивающих снижение потребления и потерь при передаче тепловой энергии. Мероприятиями по реализации данного направления в государственных, автономных, бюджетных и казенных учреждениях являются:
проведение обязательных энергетических обследований с разработкой комплекса мероприятий по энергосбережению;
завершение оснащения приборами учета тепловой энергии;
внедрение автоматизированных систем учета тепловой энергии;
разработка обоснованных лимитов потребления тепловой энергии;
сокращение объемов потребления тепловой мощности за счет внедрения альтернативных источников энергии;
утепление фасадов, кровли, замена оконных заполнений в государственных автономных, бюджетных и казенных учреждениях, не подлежащих капитальному ремонту;
реализация мероприятий по повышению энергетической эффективности при проведении капитального ремонта в государственных автономных, бюджетных и казенных учреждениях;
внедрение системы автоматизации потребления тепловой энергии государственными автономными, бюджетными и казенными учреждениями в части автоматизации индивидуальных тепловых пунктов или узлов управления и пофасадного регулирования;
восстановление или внедрение циркуляционных систем горячего водоснабжения, проведение гидравлической регулировки, автоматической или ручной балансировки распределительных систем отопления и стояков;
изоляция трубопроводов систем отопления и ГВС государственных автономных, бюджетных и казенных учреждений современными экономичными теплоизоляционными материалами;
снижение затрат на теплоснабжение объектов государственных автономных, бюджетных и казенных учреждений путем модернизации энергетически неэффективных котельных, повышение теплозащиты зданий и тепловых сетей с применением новейших теплоизоляционных материалов, обладающих большим сроком эксплуатации, лучшим соотношением "цена/потребительское качество" и меньшей теплопроводностью, чем стандартно применяемые материалы;
обучение профильных специалистов основам энергосбережения и реализации договоров на энергоаудит и энергосервис;
пропаганда и методическая работа по вопросам энергосбережения.
Перечень необходимых мероприятий указан в приложении N 3 к Программе.
1.3. Природный газ
Потребление природного газа за 2009 год бюджетными учреждениями составило 12 195 тыс. м3. Лимит потребления природного газа бюджетными учреждениями, установленный решением коллегии Администрации области от 01.07.2008 N 37 на 2009 год, составил 16 588 тыс. м3.
Основными потребителями природного газа в государственных автономных, бюджетных и казенных учреждениях являются газовые котлы и пищеблоки. Оснащенность приборами учета потребленного газа государственных автономных, бюджетных и казенных учреждений области составляет 76 процентов. Выявленный технический потенциал повышения энергетической эффективности потребления газа составляет 20 процентов от уровня фактического потребления.
Основным из приоритетных направлений повышения энергетической эффективности является проведение мероприятий, обеспечивающих снижение потребления природного газа. Мероприятиями по реализации данного направления в государственных автономных, бюджетных и казенных учреждениях являются:
проведение обязательных энергетических обследований с разработкой комплекса мероприятий по энергосбережению;
завершение оснащения приборами учета природного газа;
внедрение автоматизированных систем учета газа;
разработка обоснованных лимитов потребления природного газа;
сокращение потребления природного газа за счет внедрения альтернативных и возобновляемых источников энергии;
утепление (теплоизоляция) фасадов, кровли, теплопроводов, замена окон в государственных автономных, бюджетных и казенных учреждениях, не подлежащих капитальному ремонту;
замена котлов устаревших конструкций на котлы с коэффициентом полезного действия (далее - КПД) не менее 95 процентов;
обучение профильных специалистов основам энергосбережения и реализации договоров на энергоаудит и энергосервис;
пропаганда и методическая работа по вопросам энергосбережения.
Перечень необходимых мероприятий указан в приложении N 3 к Программе.
1.4. Вода
Потребление воды за 2009 год государственными автономными, бюджетными и казенными учреждениями составило 3 210 тыс. м3. Лимит потребления воды государственными автономными, бюджетными и казенными учреждениями, установленный решением коллегии Администрации Ростовской области от 01.07.2008 N 37 на 2009 год, составил 4 056 тыс. м3. В основном вода в государственных автономных, бюджетных и казенных учреждениях используется для хозяйственно-бытовых нужд, заполнения и подпитки систем отопления. Оснащенность приборами учета потребленной воды государственных автономных, бюджетных и казенных учреждений составляет 91 процент. Технический потенциал повышения энергоэффективности потребления воды составляет 30 процентов от уровня фактического потребления.
Основными направлениями повышения энергоэффективности являются меры, обеспечивающие снижение потерь воды в процессе ее передачи. Мероприятиями по реализации данного направления являются:
энергетические обследования и завершение оснащения приборами учета воды;
разработка обоснованных лимитов потребления воды;
обучение профильных специалистов основам энергосбережения и реализации договоров на энергоаудит и энергосервис;
пропаганда и методическая работа по вопросам энергосбережения;
внедрение автоматизированных систем учета воды;
закупка и установка энергоэффективного сантехнического оборудования.
Перечень необходимых мероприятий указан в приложении N 3 к Программе.
1.5. Уголь
Потребление угля за 2009 год государственными автономными, бюджетными и казенными учреждениями составило 23 046 тонн. Лимит потребления угля государственными автономными, бюджетными и казенными учреждениями, установленный решением коллегии Администрации Ростовской области от 01.07.2008 N 37 на 2009 год, составил 23 046 тонн. Уголь в государственных автономных, бюджетных и казенных учреждениях используется для работы котельных. Приоритетными направлениями роста энергоэффективности являются мероприятия, обеспечивающие снижение потребления угля. Мероприятиями по реализации данного направления в государственных автономных, бюджетных и казенных учреждениях являются:
проведение энергетических обследований;
обучение профильных специалистов основам энергосбережения и реализации договоров на энергоаудит и энергосервис;
пропаганда и методическая работа по вопросам энергосбережения;
внедрение возобновляемых видов топлива для угольных котельных;
разработка лимитов на потребление угля.
1.6. Жидкое топливо
Потребление жидкого топлива за 2009 год государственными автономными, бюджетными и казенными учреждениями составило 467 тонн. Лимит потребления жидкого топлива государственными автономными, бюджетными и казенными учреждениями, установленный решением коллегии Администрации Ростовской области от 01.07.2008 N 37 на 2009 год, составил 467 тонн. Жидкое топливо в государственных автономных, бюджетных и казенных учреждениях используется для работы котельных. Основным из приоритетных направлений повышения энергоэффективности является проведение мероприятий, обеспечивающих снижение потребления жидкого топлива. Мероприятиями по реализации данного направления в государственных автономных, бюджетных и казенных учреждениях являются:
проведение энергетических обследований;
обучение профильных специалистов основам энергосбережения и реализации договоров на энергоаудит и энергосервис;
пропаганда и методическая работа по вопросам энергосбережения;
внедрение возобновляемых видов топлива для котельных;
разработка лимитов на потребление жидкого топлива.
Расчеты показывают, что для реализации всеми государственными государственными автономными, бюджетными и казенными учреждениями Ростовской области области обязательных базовых мероприятий по проведению обязательных энергетических обследований зданий, оснащению зданий и сооружений приборами учета всех видов энергоресурсов, замене ламп накаливания на энергосберегающие осветительные приборы требуется выделение из областного бюджета в 2011 - 2020 годах 429 млн. рублей, в том числе в соответствии с приложением N 3 к Программе:
на проведение обязательных энергетических обследований - 100 млн. рублей;
на установку, ремонт, замену приборов учета энергоресурсов - 59 млн. рублей;
на повышение энергоэффективности систем освещения - 270 млн. рублей.
2. Подпрограмма "Энергосбережение в коммунальном
хозяйстве области"
2.1. Теплоснабжение
Одним из приоритетов национальной жилищной политики Российской Федерации является обеспечение комфортных условий проживания и доступности коммунальных услуг для населения. При этом проблема перехода к устойчивому функционированию и развитию теплоснабжения как важнейшей составляющей коммунальной инфраструктуры является одной из основных.
В настоящее время деятельность коммунального комплекса области характеризуется низким качеством предоставляемых коммунальных услуг, неэффективным использованием природных ресурсов, загрязнением окружающей среды. Причиной этого является высокий уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры и ее технологическая отсталость. В области проводится целенаправленная и последовательная работа по повышению эффективности работы в коммунальной инфраструктуре. Большая часть коммунальной инфраструктуры находится в муниципальной собственности. Уровень платежей граждан за коммунальные услуги составляет в среднем 95,2 процента, что соответствует федеральному стандарту. Ввиду дефицита средств капитальному ремонту, реконструкции и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры уделяется недостаточное внимание. Вследствие недостатка средств плановые предупредительные ремонты почти полностью заменились восстановительными мероприятиями. Сегодняшняя модель хозяйства не может предоставить не только качественные услуги по адекватным ценам, но и обеспечить безопасность граждан, несмотря на значительные расходы, направляемые на эти цели.
На территории области насчитывается более 50 теплоэнергетических предприятий коммунального хозяйства, включающих в себя:
600 котельных, суммарной тепловой мощностью свыше 4 тыс. Гкал;
2604 км тепловых сетей в двухтрубном исчислении, в том числе горячее водоснабжение - 305 км, 200 центральных тепловых пунктов.
Техническое состояние коммунальной инфраструктуры характеризуется уровнем износа основных фондов, превышающим 60 процентов, в том числе износ оборудования котельных - 70 процентов.
Более 20 процентов основных фондов теплового хозяйства отслужили свой срок полностью. Основной тип прокладки тепловых сетей в непроходных каналах - в минераловатной теплоизоляции (90 процентов).
Мощность около 15 процентов муниципальных котельных значительно превышает фактические объемы производства. Низкое качество материалов и изоляции, ветхость теплосетей и недостаточный уровень эксплуатации приводят к сверхнормативным потерям тепловой энергии (около 20 процентов).
Производство на территории области тепловой энергии в 2009 году составило 11 477 тыс. Гкал, потребление - 10 228 тыс. Гкал. На производство тепловой энергии израсходовано 2 053 578 т у.т.
Потери при передаче тепловой энергии составляют 1 281 тыс. Гкал/год, или 14 процентов. Суммарные потери при производстве и передаче тепловой энергии достигают 20 процентов. Около 20 процентов тепловых сетей нуждается в замене.
Системы теплоснабжения городов области в основном закрытые, двухтрубные, децентрализованные, работающие по температурному графику . Морально и физически устарели 60 процентов фонда котельного оборудования, их КПД составляет до 80 процентов. Основной вид топлива - природный газ - 90 процентов. Продолжительность отопительного периода в среднем по области - 171 сутки, горячее водоснабжение - 350 суток.
Основным потребителем тепловой энергии является население - 70 процентов. На нужды отопления приходится 80 процентов от всего потребления тепловой энергии, остальные 20 процентов - на нужды горячего водоснабжения. Муниципальные котельные на 40 процентов оснащены приборами учета тепловой энергии, газа, электроэнергии и воды. Тариф на тепловую энергию в муниципальном хозяйстве составляет от 1 100 до 1 600 руб. за 1 Гкал. Расход на собственные нужды котельных - 5 процентов от производства тепловой энергии.
Практически во всех системах теплоснабжения отмечается избыток располагаемых мощностей. Оценки тепловых нагрузок у потребителей завышены. Избыточное резервирование существенно удорожает эксплуатацию таких систем и отражается на тарифе тепловой энергии. Данные последних лет показывают повышение энергоэффективности производства тепловой энергии за счет вывода из эксплуатации ряда малоэффективных, в том числе подвальных, котельных, а также модернизации существующих котельных с установкой новых высокоэффективных котлов и газогорелочных устройств. Удельный расход электроэнергии на выработку и транспортировку тепловой энергии для большинства котельных превышает максимальное нормативное значение для систем теплоснабжения с малой тепловой нагрузкой - 35 кВтч/Гкал. Удельный расход топлива на выработку тепловой энергии составляет для газовых котельных 175 кг у.т./Гкал, для угольных котельных - 245 кг у.т./Гкал.
Показатели отказов всех типов котельного оборудования находятся на достаточно высоком уровне. Основные причины отказов: несвоевременный ремонт; некачественный монтаж оборудования; отказы системы внешнего электропитания; несвоевременные ремонты и нарушения дисциплины обслуживания; несоответствие режимов работы. Невыполнение графика наладочных работ приводит к несоблюдению требуемых условий эксплуатации и фактическому снижению КПД котлов значительно ниже паспортных, а порядка 30 процентов котлов работают без режимных карт. В большинстве мелких котельных водоподготовка отсутствует. Это является одной из основных причин отказов котлов, аварий на тепловых сетях и во внутридомовых системах отопления, особенно в системах горячего водоснабжения.
Техническое состояние большинства тепловых сетей неудовлетворительное, особенно в городах Шахты, Новочеркасск, Белая Калитва, Красный Сулин. Система оперативного дистанционного контроля утечек, кроме г. Ростова-на-Дону, не находит широкого применения. Контроль за скоростью коррозии трубопроводов, состоянием опор практически отсутствует. Также на невысоком уровне находится культура их обслуживания и ремонтов. В межотопительный период тепловые сети не находятся на консервации. Разработкой энергетических характеристик тепловых сетей, кроме Новочеркасской ГРЭС, ООО "Лукойл-Ростовэнерго" и ООО "Шахтинская ГТЭС", теплоснабжающие организации не занимаются. 70 процентов тепловых сетей подпитываются недеаэрированной водой. Тепловые сети городов не оборудованы устройством для предотвращения последствий гидравлических ударов.
Анализ состояния основных производственных фондов областных систем теплоснабжения, источников и объемов финансирования их капитального ремонта, независимо от их форм собственности, показывает следующее:
происходит снижение надежности существующих систем теплоснабжения;
возросли эксплуатационные затраты и затраты на ремонтно-восстановительные работы;
высока степень износа действующих основных фондов;
высокие энергозатраты на производство и передачу тепловой энергии;
высокие нормы расхода топлива на производство и отпуск тепловой энергии;
недофинансирование планово-предупредительных ремонтов в теплосистемах;
низкая культура обслуживания и ремонтов оборудования.
Перспективы развития энергоснабжения городов области напрямую связаны с наличием и реализацией данной подпрограммы.
Системные проблемы:
отсутствие данных по фактическому состоянию систем теплоснабжения;
отсутствие роста спроса на тепловую энергию в последние годы на фоне существенного роста тарифов;
отсутствие перспективных генеральных планов, муниципальных энергетических планов и обновленных схем теплоснабжения;
существенный избыток мощностей источников теплоснабжения;
завышенные оценки тепловых нагрузок потребителей;
избыточная централизация многих систем теплоснабжения;
недостаточная оснащенность механизмами и оборудованием для проведения аварийно-восстановительных работ;
отсутствие технического регламента по теплоснабжению, в том числе по подсистемам: источники теплоснабжения, транспортировка тепла до теплопотребителей;
высокий уровень потерь в теплосетях как за счет избыточной централизации, так и за счет обветшания теплосетей и роста доли сетей, нуждающихся в замене;
разрегулированность систем теплоснабжения (высокие потери от перетопов, достигающие 30 - 50 процентов);
нехватка квалифицированных кадров, отсутствие системы переподготовки и повышения квалификации.
На источниках тепловой энергии:
высокие удельные расходы топлива на производство тепловой энергии;
низкая насыщенность приборным учетом отпуска тепловой энергии;
низкий остаточный ресурс и изношенность оборудования. Высокая доля низкоэффективных и физически изношенных котлов;
нарушение сроков и порядка проведения работ по наладке режимов котлов;
нарушение качества топлива, вызывающее отказ горелок;
низкий уровень автоматизации, отсутствие автоматики или применение непрофильной автоматики;
отсутствие или низкое качество водоподготовки;
несоблюдение температурного графика отпуска тепловой энергии;
нехватка и недостаточная квалификация персонала.
В тепловых сетях:
высокий уровень фактических потерь в тепловых сетях;
заниженный, по сравнению с реальным, уровень потерь в тепловых сетях, включаемый в тарифы на тепловую энергию, что существенно занижает экономическую эффективность расходов на реконструкцию тепловых сетей;
высокий уровень затрат на эксплуатацию тепловых сетей (около 50 процентов всех затрат в системе теплоснабжения);
избыточная централизация значительной части систем теплоснабжения, что обуславливает повышенные потери в тепловых сетях;
высокий износ тепловых сетей и особенно сетей горячего водоснабжения, превышение в ряде населенных пунктов критического уровня частоты отказов.
2.1.1. Динамика и структура производства тепловой энергии
Анализ данных производства тепловой энергии показал, что в 2009 году суммарное производство тепловой энергии составило 11 477,34 тыс. Гкал. При этом доля газа в топливном балансе на цели производства тепловой энергии составляет 90 процентов, а суммарное потребление топлива - 2 053 578,1 тыс. т у.т.
Расход на собственные нужды котельных составляет около 15 процентов от общего производства тепловой энергии и по годам не менялся.
В 2009 году суммарное производство тепловой энергии на котельных упало на 10 процентов по сравнению с 2008 годом, а на индивидуальных установках осталось прежним. Спад промпроизводства в городах области не позволил вернуть эту часть рынка.
2.1.2. Динамика и структура потребления тепловой энергии
С 2008 года на 1 процент снизилась доля тепловой энергии, получаемой от котельных за счет децентрализации теплоснабжения, самое большое снижение доли централизованного тепла (на 5 процентов) произошло в сфере услуг. Всего потребление в 2009 году составило 10 228 тыс. Гкал. Потребление тепловой энергии возросло и определялось в большей степени характеристиками отопительного сезона. Рост спроса на тепло за счет нового строительства только компенсировал снижение объемов реализации тепловой энергии существующим потребителям по мере роста их оснащенности приборами учета. В структуре использования тепловой энергии населением по мере развития малоэтажного строительства устойчиво растет доля децентрализованного тепла, генерируемого на индивидуальных установках.
2.1.3. Показатели оптимальности и эффективности
системы теплоснабжения
Практически во всех локальных системах теплоснабжения отмечается избыток располагаемых мощностей. Оценки тепловых нагрузок у потребителей завышены. Суммарная мощность источников теплоснабжения для населения равна 4 000 Гкал/ч, при тепловой нагрузке 3 600 Гкал/ч. Избыточное резервирование значительно удорожает эксплуатацию таких систем и отражается на тарифе тепловой энергии. В то же время в структуре распределения тепловой энергии наблюдаются существенные неравномерности. Плотность тепловой нагрузки системы отопления в большинстве городов составляет 70 процентов и находится за пределами границы зоны высокой эффективности централизованного теплоснабжения. Поэтому в этой зоне потери в системах теплоснабжения составляют около 30 процентов. Указанные теплопотери также включаются в тариф. Поэтому важнейшими направлениями реализации подпрограммы в части реконструкции и развития систем теплоснабжения должны стать:
инвентаризация и уточнение баланса нагрузок потребителей и мощностей;
консервация или демонтаж избыточных мощностей;
модернизация централизованных систем теплоснабжения с высокой плотностью тепловой нагрузки;
частичная децентрализация систем, находящихся в зоне предельной эффективности централизованного теплоснабжения;
полная децентрализация многих локальных систем теплоснабжения с очень низкой плотностью тепловой нагрузки.
Инженерные системы в зданиях построены так, что переход к сплошному индивидуальному учету теплоэнергии требует больших затрат, но не решает многих проблем: сохраняется схема распределения потребления тепла пропорционально площади, а фактическое полезное потребление тепла существенно ниже расчетного.
Жилые дома и общественные здания перетапливаются в переходные периоды. Поэтому нормативы потребления тепла и горячей воды должны быть уточнены и определены по сериям зданий. Технический потенциал снижения удельного энергопотребления расходов тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение населением может составить 60 процентов от существующего потребления. Только установка приборов учета тепловой энергии приводит к экономии 30 процентов тепловой энергии за счет изменения поведения потребителей и фактического учета теплопотерь в сетях. В настоящее время учет тепловой энергии в ЖКХ области составляет 2 процента от ее производства. Приборами учета тепловой энергии оснащено 10 процентов жилого фонда области.
2.1.4. Показатели эффективности производства тепловой энергии
Данные по отдельным городам показывают повышение эффективности производства тепловой энергии на котельных, что явилось результатом вывода из эксплуатации ряда малоэффективных и подвальных котельных, модернизации существующих и ввода новых высокоэффективных котлов.
Но на многих мелких котельных в районных центрах удельные расходы топлива существенно выше нормативных, а на отдельных котельных достигают уровня 240 кг у.т./Гкал. Удельные расходы существенно зависят от вида топлива (самые низкие удельные расходы - в котельных, работающих на газе, - 170 кг т.у./Гкал), единичной мощности и состояния оборудования котельных.
2.1.5. Проблемы при производстве тепловой энергии
Выборочная диагностика муниципальных систем теплоснабжения показала, что 64 процента муниципальных котельных имеют КПД ниже 80 процентов, 27 процентов - ниже 60 процентов, а 13 процентов - даже ниже 40 процентов. Заявленные КПД котлов, работающих на природном газе, варьируют в пределах 70 - 92 процентов; однако для котельных, работающих на газе, КПД часто не превышает 80 процентов. Там, где используются самодельные котлы, устаревшие или неэффективные марки котлов типа "Энергия", КПД котельной не выше 40 процентов. Основные причины того, что фактический КПД ниже регламентного, заключаются в следующем: низкое качество теплоносителя; нарушение качества топлива; устаревшее оборудование и нарушения дисциплины его ремонтов (или недостаточные ремонты); применение непрофильной автоматики. Иногда в качестве новых устанавливаются морально устаревшие низкоэффективные котлы. Существуют значительные возможности повышения КПД отдельных котельных как за счет модернизации оборудования, так и за счет повышения эффективности эксплуатации имеющегося оборудования. По данным выборочного обследования, только 70 процентов газовых котельных оснащены приборами учета расхода топлива и только 35 процентов котельных - приборами учета производства тепловой энергии. Поэтому удельные расходы и КПД котельных часто оцениваются расчетным способом. Фактические значения КПД существенно ниже, а удельные расходы - выше отчетных данных. Данные отчетности не дают оснований полагать, что даже там, где приборы учета стоят, данные с них регулярно считываются.
Четверть котлов имеет срок службы 20 лет, а 60 процентов котлов служат уже более 10 лет. Износ котельного оборудования составляет 70 процентов. Удельный расход электроэнергии на выработку и транспорт тепла для большинства котельных существенно превышает нормативные значения, а для 60 процентов котельных - превышает максимальное нормативное значение для систем теплоснабжения с малой нагрузкой - 35 кВтч/Гкал.
Показатели отказов всех типов котельного оборудования находятся на достаточно высоком уровне. Основные причины отказов: несвоевременный ремонт; нарушение качества топлива; нарушение качества теплоносителя; некачественный монтаж оборудования; внезапные отказы системы внешнего электропитания; несвоевременные плановые ремонты и нарушение дисциплины обслуживания; несоответствие режимов работы и неплотности в системах удаления продуктов сгорания. Основной инициатор отказов котлов - отказ системы электроснабжения. Качественная наладка режимов котлов - одно из основных средств повышения их КПД. Невыполнение наладочных работ, низкое качество теплоносителя, несоблюдение требуемых условий эксплуатации приводят к тому, что фактические КПД котлов значительно меньше паспортных (30 процентов котлов работают без режимных карт). На большинстве мелких котельных водоподготовка отсутствует. Это является одной из основных причин отказов котлов, аварий на тепловых сетях и во внутридомовых системах отопления.
Автоматизация режимов работы котельных не соответствует современным требованиям, на долю автоматизированных котлов приходится 63 процента действующего парка котлов. Крайне важно осуществить модернизацию систем управления в существующих котельных, что позволит эксплуатировать их в оптимальных режимах и сократить излишний персонал. На крупных котельных, работающих на единую тепловую сеть, пусть даже и с ограниченными зонами обслуживания, общее управление источниками чрезвычайно важно. Чтобы уверенно поддерживать наиболее эффективные режимы эксплуатации котельных, сокращать время диагностики отказа основного и вспомогательного оборудования и время восстановления оборудования в работе требуется создание общей (для всей системы в целом) системы автоматизированного управления. Локальные системы, которыми штатно укомплектованы котельные, не обеспечивают решения комплекса проблем, связанных с надежной эксплуатацией котельных.
Для повышения эффективности работы котельных необходимо внедрять новейшие технологии, новое автоматизированное котельное оборудование, в том числе автономные котельные; новые модели горелок, систем химводоподготовки, систем учета расхода топлива, воды, электроэнергии и производства тепла; ультразвуковые противонакипные аппараты; регулируемые приводы на насосы и вентиляторы; пластинчатые теплообменники; автоматизированные системы управления; тепловые насосы для утилизации теплоты с продувками котлов.
2.1.6. Показатели эффективности транспортировки,
распределения тепловой энергии
Фактические потери в системах теплоснабжения составляют 20 процентов. На аварийно-восстановительные работы расходуется 10 процентов себестоимости, при том что столько же тратится на капитальные ремонты. Доля затрат на транспорт тепла составляет 40 процентов от суммарных затрат в системе теплоснабжения. Техническое состояние тепловых сетей неудовлетворительное: теплогидроизоляция отсутствует или нарушена, в осенне-весенний период тепловые сети затапливаются водой, что способствует увеличению потерь и повышению расхода топлива. Отсутствие подготовки воды на котельных приводит к значительной коррозии и снижению долговечности тепловых сетей. Отложение соединений железа на стенках труб уменьшает пропускную способность трубопроводов, ведет к перерасходу топлива и электроэнергии. Многие сети гидравлически разрегулированы, так как многие элементы системы тепловых сетей не соответствуют расчетным данным или отсутствуют совсем. Требуется наладка гидравлического и теплового режимов тепловых сетей. Опыт перекладки сетей с применением бесканальной прокладки в области уже накоплен. Вопрос о масштабах перекладки тепловых сетей должен решаться с учетом степени децентрализации теплоснабжения городов.
Основные мероприятия по энергосбережению в системах теплоснабжения:
оптимизация систем теплоснабжения в городах и районных центрах с учетом эффективного радиуса теплоснабжения;
проведение обязательного энергетического обследования источников теплоснабжения в городах и районных центрах;
ликвидация нерентабельных встроенных теплоисточников (котельных);
внедрение на насосном оборудовании частотно-регулируемых приводов;
разработка проектов использования на теплоисточниках тепловых насосов для утилизации вторичных энергоресурсов (далее - ВЭР) с продувками котлов;
модернизация оборудования, используемого для выработки тепловой энергии, на теплоисточниках с учетом оптимизации их тепловой мощности;
реконструкция теплоисточников с учетом модернизации оборудования, внедрение приборов учета и автоматизированных систем учета (далее - АСУ);
мероприятия по сокращению потерь при передаче тепловой энергии;
использование при реконструкции и замене тепловых сетей бесканальной прокладки предварительно изолированных трубопроводов;
внедрение автоматизированных систем учета энергоресурсов (топливо, вода, тепло и электроэнергия) на теплоисточниках;
выполнение тепловых, гидравлических расчетов и наладки тепловых сетей;
меры, направленные на улучшение платежной дисциплины при оплате за тепловую энергию согласно Федеральному закону "О теплоснабжении";
обучение с целью повышения квалификации руководящих работников и специалистов теплоснабжающих организаций;
строительство новых и модернизация существующих объектов генерации в целях обеспечения одновременной выработки электрической и тепловой энергии;
выявление бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергоресурсов (включая газо-, водо-, тепло-, электроснабжение), организация их постановки на учет в качестве бесхозяйных объектов имущества и признание права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты.
2.2. Водоснабжение и водоотведение
Общая протяженность сетей водоснабжения - 24 316,9 км. Для нужд жилищно-коммунального комплекса области подается 272,738 млн. м3 воды в год. Для подготовки и подачи воды потребителям расходуется 888,7 млн. кВтч электрической энергии, то есть удельное потребление составляет 3,26 кВтч/м3, при нормативе 1,0 кВтч/м3. Удельное потребление электроэнергии для водоснабжения потребителей г. Ростова-на-Дону составляет 1,73 кВтч/м3, а для остальных потребителей области - 3,78 кВтч/м3. Износ сетей водоснабжения составляет 48 процентов.
Утечки и неучтенный расход воды в системах водоснабжения составляют более 40 процентов от поданного объема воды в сеть, а в ряде муниципальных образований достигают 60 процентов, следствием чего стало обострение проблемы обеспечения населения питьевой водой в достаточном количестве.
Протяженность сетей водоотведения составляет 4 464,4 км, объем водоотведения - 204 666 млн. м3 в год, износ сетей водоотведения - 42 процента.
Ежегодную очистку проходит 86,5 процента объема сточных вод, а до категории нормативно-очищенных доводится только 24,1 процента сточных вод, пропущенных через очистные сооружения. В неудовлетворительном состоянии находятся очистные сооружения канализации городов Белая Калитва, Пролетарск, Миллерово, Морозовск, Константиновск, Аксай, Сальск, Новошахтинск, пос. Персиановский, с. Песчанокопское, ст. Обливской и другие, что приводит к сбросу практически неочищенных и необеззараженных сточных вод в природные водоемы, на пониженный рельеф местности и в подземные воды.
На объектах водоснабжения из-за отсутствия гидравлической наладки и установки повышенной мощности насосных агрегатов и электроприводов, не соответствующих оптимальным режимам эксплуатации систем, перерасход электрической энергии по отношению к нормативному достигает 48,7 процента.
Фактические потери холодной воды значительно превышают предельно допустимые (8 процентов от объема подаваемой воды) и составляют 196 млн. м3 в год. Фактическое потребление воды на одного жителя превышает норму в 1,5 - 2 раза.
Ежегодно в области в среднем перекладывается не более 60 процентов от запланированного объема водопроводных сетей. При этом следует учесть, что планируемые объемы перекладок не отражают необходимую потребность, а зависят от финансовых возможностей предприятий и местных бюджетов, что приводит к увеличению количества аварий и повреждений. Уровень оснащения жилищного фонда общедомовыми узлами учета потребления воды составляет 15 процентов.
Большой потенциал энергосбережения имеется также в водопроводно-канализационном хозяйстве области. На насосных станциях устанавливаются частотно-регулируемые приводы, регуляторы давления на водопроводных сетях, вантозы. Реализация данных мероприятий позволяет отрегулировать систему подачи, снизить давление в системе водоснабжения и сократить количество порывов на коллекторах, разводящих и внутридомовых сетях.
Основные мероприятия по энергосбережению в сферах водоснабжения и водоотведения:
увеличение бюджетного финансирования;
проведение обязательного энергообследования систем водоснабжения;
определение соответствия режима эксплуатационных характеристик (напор, расход) мощности и производительности насосных агрегатов и электроприводов;
выполнение гидравлических расчетов и наладки систем по фактическому состоянию оборудования и трубопроводов;
сокращение водопотребления в жилищно-коммунальном хозяйстве;
применение водоводов из пластиковых материалов;
установка регуляторов давления и вантозов;
установка общедомовых и квартирных приборов учета потребления воды;
установка частотно-регулируемых приводов;
санация канализационных и водопроводных линий;
оптимизация режимов работы сетей водоснабжения с внедрением систем автоматизированного управления и регулируемого привода насосных агрегатов и заменой насосов завышенной установленной мощности;
выполнение диагностики состояния внутренней поверхности оборудования и систем водоснабжения с определением остаточного ресурса трубопроводов;
разработка проектов оптимизации систем водоснабжения муниципалитетов;
выполнение расчета потребности воды для нужд бытовых потребителей;
пересмотр тарифов водопотребления и водоотведения в бытовом секторе;
создание условий для материальной заинтересованности потребителей при установке приборов учета водопотребления;
реконструкция водопроводных сетей;
модернизация оборудования на водозаборах и перекачивающих станциях; разработка комплекса мер по снижению гидравлического сопротивления существующих трубопроводных систем в эксплуатации без замены материала труб;
снижение расходов воды на собственные нужды;
снижение расхода электроэнергии на подъем, очистку, доставку воды;
внедрение инновационных решений в цикле использования водных ресурсов.
Перечень мероприятий подпрограммы энергосбережения в коммунальной инфраструктуре указан в приложении N 3 к Программе.
3. Подпрограмма "Энергосбережение в жилищном фонде области"
3.1. Основные характеристики жилищного фонда области
По состоянию на 1 января 2010 г. общая площадь жилищного фонда области составляет 90 694,6 тыс. м2, из них в форме государственного и муниципального жилищного фонда - 5 560,9 тыс. м2, частного - 84 618,2 тыс. м2.
Жилищный фонд области характеризуется высоким уровнем износа:
от 31 до 65 процентов - 34 281,0 тыс. м2 (38 процентов от общего количества жилищного фонда); от 66 до 70 процентов и выше - 2 215,5 тыс. м2 (2,4 процента от общего количества жилищного фонда).
Общая площадь ветхого и аварийного жилищного фонда составляет 1 585,8 тыс. м2 (1,7 процента от общего количества жилищного фонда).
По состоянию на 1 января 2010 года в области насчитывается 66 576 многоквартирных домов общей площадью 48 072,9 тыс. м2 (53 процента от общей площади жилищного фонда), из них в государственной или муниципальной собственности находятся 223 единицы общей площадью 143,65 тыс. м2.
Жилые дома из сборного железобетона составляют 28 процентов от общей площади многоквартирных домов и являются, по проектным данным, самыми энергорасточительными сооружениями. Фактические теплопотери в таких домах на 20 - 30 процентов выше проектных из-за низкого качества строительства и эксплуатации. Наиболее значительные теплопотери в таких зданиях происходят через наружные стеновые ограждения (42 и 49 процентов для 5 и 9-этажных зданий, соответственно) и окна (32 и 35 процентов соответственно). Дополнительные потери вызывает также промерзание наружных ограждающих конструкций зданий.
Уровень благоустройства жилищного фонда характеризуется показателями:
обеспеченность централизованным водопроводом - 67 процентов;
обеспеченность централизованным водоотведением - 51 процент;
обеспеченность централизованным отоплением - 44 процента;
обеспеченность горячим водоснабжением - 32 процента;
обеспеченность природным и сжиженным газом - 85 процентов.
Результаты отчетных данных за 2007 - 2009 годы потребителями топливно-энергетических ресурсов (далее - ТЭР) в жилищном фонде приведены в таблице N 3.
Таблица N 3
Потребление ТЭР в жилищном фонде Ростовской области
Годы |
Виды энергоресурсов |
Единица измерения |
Объем потребляемых энергоресурсов |
1 |
2 |
3 |
4 |
2007 |
Электроэнергия |
тыс. кВтч |
2 730 278,4 |
т у.т. |
335 434,2 |
||
Природный газ |
тыс. м3 |
2 303 574,7 |
|
т у.т. |
2 632 656,8 |
||
Вода |
тыс. м3 |
169 464,1 |
|
Тепловая энергия |
Гкал |
6 788 300,0 |
|
т у.т. |
969 757,1 |
||
Итого за 2008 год |
т у.т. |
3 937 848,2 |
|
2008 |
Электроэнергия |
тыс. кВтч |
2 868 979,1 |
т у.т. |
352 474,6 |
||
Природный газ |
тыс. м3 |
2 552 896,5 |
|
т у.т. |
2 917 596,0 |
||
Вода |
тыс. м3 |
185 907,0 |
|
Тепловая энергия |
Гкал |
6 459 862,0 |
|
т у.т. |
922 837,4 |
||
Итого за 2008 год |
т у.т. |
4 192 908,0 |
|
2009 |
Электроэнергия |
тыс. кВтч |
2 809 883,1 |
т у.т. |
345 214,2 |
||
Газ |
тыс. м3 |
2 561 482,1 |
|
т у.т. |
2 927 408,1 |
||
Вода |
тыс. м3 |
185 218,2 |
|
Тепловая энергия |
Гкал |
6 321 633,0 |
|
т у.т. |
903 090,4 |
||
Итого за 2009 год |
т у.т. |
4 175 712,8 |
В настоящее время на областном уровне реализуются следующие программы:
Областная целевая программа "Капитальный ремонт многоквартирных домов и создание условий для управления многоквартирными домами на территории Ростовской области в 2007 - 2011 годах", которая носит социальный характер, а основным критерием ее эффективности является объем проведенного капитального ремонта многоквартирных домов. За 2007 - 2009 годы по этой программе за счет всех источников финансирования было отремонтировано 2 806 многоквартирных домов общей площадью 8 660 тыс. м2;
Областная адресная программа "Поэтапный переход на отпуск ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа) потребителям Ростовской области в соответствии с показаниями коллективных (общедомовых) приборов учета потребления таких ресурсов в 2009 - 2011 годах", по которой на начало 2009 года установлены коллективные (общедомовые) приборы учета ресурсов более чем на 3 000 многоквартирных домов (4,5 процента от их общего числа), а в 2010 - 2011 годах предусматривается установить 48 920 общедомовых приборов учета.
В области наблюдается устойчивый рост ввода нового многоквартирного жилья, соответствующего современным технологиям энергосбережения.
3.2. Потребление энергоресурсов населением
В структуре электропотребления бытовое потребление в 2008 году занимало долю в 17,7 процента. За период с 2007 по 2009 годы потребление электроэнергии населением увеличилось на 15,43 процента и составило 2 923,4 млн. кВтч.
Положительная динамика электропотребления населением не связана с динамикой численности населения. Так, за период с 2007 по 2009 годы, по данным Федеральной службы государственной статистики, в области наблюдалось снижение численности населения, составившего в 2009 году 4 229,5 тыс. человек.
Основной причиной, повлиявшей на увеличение объемов электропотребления, послужил естественный рост электропотребления бытовыми приборами населения и значительный ввод жилой площади в Ростовской области за период с 2005 по 2008 годы - 6 288 тыс. м2; существенная доля вводимого жилья приходится на многоэтажные жилые дома с электрическими плитами.
Основные мероприятия по энергосбережению в жилищном фонде:
разработка и реализация энергоэффективных пилотных проектов по модернизации и реконструкции многоквартирных жилых домов, которые будут носить демонстрационный характер и служить полигоном для продвижения передовых энергоэффективных технологий, проектов и оборудования;
создание условий для доведения объемов капитальных ремонтов жилых зданий до уровня, обеспечивающего достижение целевых показателей в области энергосбережения, повышения энергоэффективности в жилищном фонде и гарантированное участие регионального бюджета в финансировании их проведения вплоть до 2020 года;
повышение качества эксплуатации зданий и энергетических систем жилищного фонда (соблюдение температурных режимов, учет и автоматизация распределения и потребления энергии, утепление фасадов, подвальных и чердачных помещений, подъездов, в особенности многоквартирных домов из сборного железобетона, реконструкция и модернизация лифтового хозяйства, установка преобразователей частоты для электроприводов и иное);
мероприятия социальной рекламы и агитации среди организаций, населения;
переход на оплату энергетических ресурсов жителями по фактическим показаниям общедомовых и индивидуальных приборов учета;
освещение в средствах массовой информации деятельности управляющих организаций, товариществ собственников жилья либо жилищных кооперативов или иных специализированных организаций по обслуживанию жилищного фонда в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности многоквартирных домов;
организация и проведение научно-практических конференций, форумов, "круглых столов" с участием управляющих организаций либо жилищных кооперативов или иных специализированных организаций по обслуживанию жилищного фонда, энергосервисных компаний, саморегулируемых организаций в сфере энергетического обследования и ресурсоснабжающих организаций;
организация и проведение выставок, посвященных энергосбережению и повышению энергетической эффективности в жилищном фонде;
создание предпосылок привлечения внебюджетных средств для финансирования мероприятий по энергосбережению в жилищном фонде;
привлечение инвестиций управляющих компаний в энергосбережение;
создание и внедрение системы мониторинга хода реализации мероприятий и целевых показателей в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности в жилищном фонде, включающей в себя сбор и анализ данных об энергопотреблении жилых и многоквартирных домов, расчет прогнозных показателей;
оценка потенциала энергосбережения жилищного фонда в муниципальных образованиях области, координация работы муниципальных образований по разработке комплекса мероприятий, направленных на повышение энергетической эффективности в жилищном фонде, до 2020 года;
осуществление государственного контроля за соответствием жилых домов в процессе их эксплуатации установленным законодательством об энергосбережении и повышении энергоэффективности требованиям энергоэффективности, требованиям оснащенности приборами учета используемых энергоресурсов, обязательным требованиям по выполнению перечня мер по энергосбережению и повышению энергоэффективности в отношении общего имущества в многоквартирном доме.
Перечень мероприятий подпрограммы "Энергосбережение в жилищном фонде области" указан в приложении N 3 к Программе.
4. Подпрограмма "Энергосбережение в производстве и передаче
энергоресурсов"
4.1. Производство электрической энергии
Электростанциями, расположенными на территории области, в 2009 году выработано 20 351 млн. кВтч электрической энергии, что на 1 676,15 млн. кВтч (7,81 процента) меньше, чем в 2008 году. Долевое распределение выработки электроэнергии иллюстрируется диаграммой на рисунке 1. По всем генерирующим предприятиям, кроме Ростовской АЭС, наблюдается снижение выработки электроэнергии, обусловленное снижением ее потребления в основном за счет промышленных предприятий. В энергобалансе области, утвержденном Федеральной службой по тарифам на 2010 год, генерация электрической энергии станциями области прогнозируется на уровне 2009 года, а по Ростовской АЭС в балансе учтена выработка электроэнергии вторым блоком на уровне половины годового задания.
4.2. Потребление электрической энергии
Таблица N 4
Потребление
электроэнергии в целом по области и темпы его роста
Наименование |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
Электропотребление (млрд. кВтч) |
15,80 |
16,53 |
15,65 |
Абсолютный прирост электропотребления (млрд. кВтч) |
0,50 |
0,70 |
-0,88 |
Темпы прироста электропотребления (процентов) |
3,27 |
4,43 |
-5,32 |
Темпы прироста электропотребления в Российской Федерации (процентов) |
2,30 |
2,00 |
- |
В целом с 2000 по 2009 годы электропотребление на территории области выросло на 1,75 млрд. кВтч (прирост на 12,6 процента). Среднегодовой темп прироста за период составил 1,35 процента. Общие темпы роста электропотребления в области за 2000 - 2009 годы практически совпадают с темпами в среднем по России. В течение рассматриваемого периода темпы роста электропотребления были не постоянны. В 2001 - 2004 годах произошло снижение темпов прироста до нулевых значений, а с 2006 года темпы прироста электропотребления стабилизировались и составляли от 3,27 процента в 2007 году до 4,79 процента в 2006 году. Однако в 2009 году тенденция постоянного роста электропотребления изменилась - оно снизилось практически до уровня 2006 года и составило 15 650,1 млн. кВтч, что на 5,3 процента ниже потребления в 2008 году. Структура электропотребления в целом по области более подробно представлена на рисунке 2.
В структуре электропотребления области по итогам 2008 года преобладают прочие потребители, включая сферу услуг и коммунальный сектор - 24,56 процента и промышленное потребление - 23,2 процента (20,12 процента занимают предприятия обрабатывающей промышленности и 3,08 процента приходится на добывающие производства). Крупными секторами потребления электрической энергии являются домашние хозяйства - 17,69 процента и предприятия транспорта и связи - 8,18 процента. Сельское хозяйство и строительная сфера занимают незначительную долю в общем объеме потребления. Кроме того, 15,41 процента в структуре потребления составляют потери в электрических сетях и 8,06 процента - расход энергии на собственные нужды на электростанциях. В 2009 году произошли незначительные изменения в структуре электропотребления области по сравнению с уровнем 2008 года.
Избыток электроэнергии по территории области за 2009 год составил 4 701 млн. кВтч. Обеспечение потребления электроэнергии осуществлялось за счет собственной генерации и перетоков из соседних энергосистем. Значительно возрос переток электроэнергии из Украины и Волгоградской энергосистемы, наряду с этим возросла отдача в Кубанскую и Ставропольскую энергосистемы. Структура отпуска электрической энергии гарантирующими поставщиками ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" и ООО "Донэнергосбыт" приведена в таблице N 5 и иллюстрируется диаграммой на рисунке 3. Наибольшее потребление приходится на долю населения, промышленности и прочие отрасли. При этом наблюдается значительный спад потребления в строительстве (на 27,2 процента) и промышленности (на 15,1 процента). Возросло потребление электроэнергии населением (на 3 процента).
Таблица N 5
Структура отпуска электроэнергии гарантирующими поставщиками
Отрасли |
Потребление (тыс. кВтч) |
||
2007 год |
2008 год |
2009 год |
|
Всего |
8 950 442,1 |
9 407 769,0 |
8 782 446,9 |
Промышленность |
2 452 235,4 |
2 676 954,9 |
2 271 859,8 |
Сельское хозяйство |
366 217,2 |
378 492,3 |
367 111,2 |
Лесное хозяйство |
10 316,1 |
11 881,9 |
10 701,4 |
Транспорт и связь |
241 722,7 |
252 840,1 |
236 389,0 |
Строительство |
232 428,1 |
269 960,9 |
196 629,7 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
1 133 760,8 |
1 211 360,5 |
1 075 874,2 |
Население |
2 457 317,0 |
2 547 142,6 |
2 624 128,1 |
Прочие отрасли |
2 016 822,4 |
2 059 135,7 |
1 999 753,5 |
Рисунок 3. Структура отпуска электроэнергии основными гарантирующими поставщиками области (ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" и ООО "Донэнергосбыт")
Основные мероприятия энергосбережения в производстве и передаче энергии:
модернизация существующих генерирующих мощностей, внедрение современного энергетически эффективного оборудования и технологий;
строительство новых генерирующих мощностей на основе одновременной выработки электрической и тепловой энергии;
обеспечение согласованного развития электрической сети с техническим перевооружением и увеличением мощности источников электрической энергии;
проведение обязательных энергетических обследований;
снижение потерь электроэнергии и повышение квалификации специалистов;
переход на энергоэффективные энергоносители и возобновляемые источники электроэнергии, снижение потерь энергетических ресурсов на собственные нужды;
реконструкция и техническое перевооружение электросетевых объектов, включая модернизацию трансформаторных подстанций;
модернизация электрических сетей с целью снижения потерь электроэнергии в сетях, оптимизация режимов работы и распределение нагрузки электрических сетей и трансформаторных подстанций;
повышение уровня компенсации реактивной мощности на трансформаторных подстанциях и совершенствование системы учета и контроля потерь электрической энергии, внедрение систем автоматизации;
применение энергосберегающего оборудования и материалов для снижения уровня потребления и потерь электроэнергии и мощности.
Перечень мероприятий подпрограммы "Энергосбережение в производстве и передаче энергоресурсов" приведен в приложении N 3 к Программе.
5. Подпрограмма "Энергосбережение в промышленности, на транспорте
и в сельском хозяйстве"
5.1. Потребление энергоресурсов в промышленности
и сельском хозяйстве
За период с 2005 по 2008 годы в промышленности наблюдался устойчивый рост уровня потребления электроэнергии. Объем потребленной электрической энергии в целом за данный период вырос на 18,9 процента и по итогам 2008 года составил 3,83 млрд. кВтч (прирост - 0,61 млрд. кВтч). В 2009 году произошло снижение электропотребления в промышленности из-за кризиса в экономике.
Основную долю в объеме потребления области занимает обрабатывающая промышленность. Около 37 процентов потребления электроэнергии в обрабатывающей промышленности в 2008 году приходится на крупнейшие металлургические предприятия области и предприятия по производству готовых металлических изделий, такие как ОАО "Таганрогский металлургический завод", ООО "Ростовский электрометаллургический заводъ", ОАО "Белокалитвинское металлургическое производственное объединение", ЗАО "Сулинский металлургический завод".
Следующее место по доле в общем потреблении принадлежит предприятиям по производству прочих неметаллических минеральных продуктов - 18,9 процента (наиболее крупные из них - ОАО "АКТИС" и ОАО "Стройфарфор").
Крупными сегментами промышленности являются производство транспортных средств и оборудования - 8 процентов (наиболее крупные - ООО "Новочеркасский электровозостроительный завод", ОАО "Таганрогский автомобильный завод" и ОАО "Роствертол"), химическое производство - 7,2 процента (ОАО "Каменскволокно"), машиностроение - 8 процентов (ОАО "Красный котельщик", ООО "Комбайновый завод "Ростсельмаш" и ООО "Энергомаш - Атоммаш") и производство пищевых продуктов - 7,5 процента (ООО "Юг Руси - Золотая семечка"). Доля предприятий остальных сегментов обрабатывающей промышленности Ростовской области в общем потреблении составляет от 0,5 (производство кокса и нефтепродуктов) до 2,09 процента (текстильное и швейное производство). За 2005 - 2008 годы в обрабатывающей промышленности наблюдается тенденция значительного роста электропотребления со среднегодовым темпом около 7 процентов. Доля добывающих производств в структуре потребления электроэнергии промышленностью региона составляет 15,3 процента и имеет тенденцию к снижению электропотребления по причине закрытия угольных шахт.
Основными потребителями энергоресурсов в промышленности являются обрабатывающая промышленность, машиностроение и производство транспортных средств. Анализ данных по потреблению энергоресурсов показывает, что в 2008 году по сравнению с 2007 годом рост потребления энергоресурсов составил 45 193,28 т у.т, что связано со значительным ростом потребления электроэнергии - 279 498,57 тыс. кВтч (34 378,429 т у.т.). В 2009 году произошло снижение потребления энергоресурсов на 40 237,82 т у.т. по сравнению с 2008 годом, что связано со снижением потребления электроэнергии на 24 503,14 т у.т., природного газа - на 9 448,12 т у.т., тепла - на 6 286,87 т у.т. Рост затрат денежных средств на оплату энергоресурсов в 2008 году по сравнению с 2007 годом составил 701 354,7 тыс. рублей (58 процентов), в 2009 году - 47 596,3 тыс. рублей (2,5 процента меньше) к 2008 году.
5.2. Потребление энергоресурсов на транспорте
Транспортный комплекс области представлен автомобильным, воздушным, железнодорожным и водным видами транспорта. Основная роль в развитии транспортной отрасли области принадлежит автомобильному транспорту. Пассажирские перевозки автомобильным транспортом являются самым массовым и доступным видом транспорта. Так, в 2009 году транспортом перевезено пассажиров: автомобильным, в том числе трамвайным и троллейбусным, - 383,8 млн. человек (96,7 процента от общего количества), железнодорожным - 11,4 млн. человек (2,9 процента), внутренним водным - 430 тыс. человек (0,1 процента), воздушным - 910 тыс. человек (0,3 процента). По территории области проходят более 500 междугородных и пригородных пассажирских маршрутов протяженностью более 80 тыс. километров, соединяющих все муниципальные образования области. В Ростовской области в 2009 году перевозки осуществляли 139 крупных и средних транспортных предприятий, парк которых составлял 2 774 единицы подвижного состава большой и средней вместимости. Из них: 2 397 автобусов, 192 троллейбуса, 185 трамваев. Кроме того, на маршрутах области работали 4 313 автобусов малой и особо малой вместимости. Средний возраст эксплуатируемого автомобильного транспорта в Ростовской области составляет 15 лет, при этом срок эксплуатации пригородных автобусов 8 - 9 лет, городских - 10 - 11 лет.
Суммарное потребление топлива на территории области транспортным комплексом области в 2009 году представлено в таблице N 6.
Таблица N 6
Потребление топлива транспортным комплексом области
Вид транспорта |
Единица измерения |
Вид используемого энергетического ресурса |
Объем потребления |
Т у.т. |
Воздушный |
тонн |
бензин авиационный |
278 |
421,0 |
Гкал |
теплоэнергия |
1 781 |
254,4 |
|
Автомобильный |
тонн |
бензин автомобильный |
175 409 |
265 738,5 |
тонн |
дизельное топливо |
193 814 |
300 234,6 |
|
тонн |
газ сжиженный (газы углеводородные сжиженные) |
9 299 |
14 599,4 |
|
тыс. м3 |
газ горючий природный (естественный) |
4 288 |
4 931,2 |
|
тонн |
уголь и продукты переработки угля |
1 603 |
1 374,0 |
|
Гкал |
теплоэнергия |
27 414 |
3 916,2 |
|
мВтч |
электроэнергия |
1 438 571 |
176 706,9 |
|
Железнодорожный |
мВтч |
электроэнергия |
2 475 000 |
304 016,6 |
Гкал |
теплоэнергия |
156 354 |
22 336,2 |
|
тонн |
уголь и продукты переработки угля |
11 992 |
10 278,9 |
|
Водный |
тонн |
теплоэнергия |
6 375 |
910,7 |
На долю автомобильного транспорта приходится 34 процента от общего объема перевозок грузов. Ежедневно перевозится порядка 53 тыс. тонн грузов и более 1,5 млн. пассажиров. Кроме того, через Ростовскую область проходит основная артерия транспортного коридора "Север - Юг" - федеральная трасса М4 "Дон", по которой в сутки следуют до 30 тыс. автомобилей.
Потери в электрических сетях трамвайно-троллейбусного транспортного блока области составляют 27 процентов от общего потребления электроэнергии, степень износа в электрических сетях трамвайно-троллейбусного блока - 73,4 процента.
Активное развитие и эффективное функционирование транспорта является одним из базовых условий перехода экономики к инновационному характеру развития, повышению ее конкурентоспособности. В то же время состояние транспортного комплекса и транспортно-логистической инфраструктуры, а также темпы модернизации могут стать системным ограничением экономического развития.
Наиболее существенными, требующими решения в рассматриваемой перспективе, являются следующие проблемы развития транспорта:
улучшение качества пассажирских перевозок автомобильным транспортом;
обновление парков подвижного состава новыми, более экологическими, с высокой энергетической эффективностью видами транспорта;
необходимость внедрения автоматизированных систем управления транспортными потоками в крупных городах и на автомагистралях;
несовершенство законодательной и нормативной правовой базы для создания конкурентных условий функционирования отечественных автоперевозчиков на рынке международных грузовых перевозок;
высокий уровень аварийности в крупных городах и на автомагистралях;
перегруженность автотранспортной системы крупных населенных пунктов области (в том числе транзитным транспортом, вследствие отсутствия объездных путей и путепроводов).
Основные мероприятия по энергосбережению на транспорте:
обязательное оснащение подвижного состава автоматизированной системой контроля технического состояния и мониторинга автотранспортных средств или другими системами, обеспечивающими контроль за работой водителей на линии;
обучение водителей муниципального транспорта эффективному вождению;
проведение энергетических обследований зданий предприятий транспорта, выработка рекомендаций по повышению энергоэффективности транспорта;
замещение нефтяного моторного топлива альтернативными видами топлива, прежде всего сжиженным природным газом;
увеличение доли грузооборота и пассажирооборота, выполняемых автомобилями и автобусами с дизельными двигателями;
оснащение автотранспорта приборами регистрации параметров движения;
строительство автомобильных газонаполнительных компрессорных станций;
замена изношенной контактной сети для электрического транспорта;
модернизация парка наземного общественного транспорта;
реализация программ энергосбережения, включая технико-экономическое обоснование внедрения энергосберегающих мер в транспортных предприятиях.
6. Подпрограмма "Расширение использования возобновляемых
источников энергии и альтернативных видов топлива
в энергопотреблении области"
В области пока только 0,5 процента потребляемой электроэнергии приходится на возобновляемые источники энергии и альтернативные виды топлива. На федеральном уровне поставлена задача увеличения в России производства энергии от данных источников энергии до 4,5 процента к 2020 году. Для этого уже созданы условия: проводятся научные исследования, выпускается оборудование и имеется опыт применения. В области используются или имеется возможность использования следующих видов возобновляемых источников энергии и альтернативных видов топлива: энергия ветра, энергия солнца, биотопливо и биогаз, тепловые насосы.
6.1. Энергия ветра
Сегодня совокупная мощность всех российских ветровых электроустановок составляет немногим более 15 МВт, что менее 1 процента от общей мощности. Это при том, что, по оценкам энергетиков, технический потенциал ветровой энергии России - около 260 млрд. кВтч в год, что соответствует примерно 30 процентам ее совокупной выработки. Суммарный технический ветропотенциал России оценивается примерно в 14 000 ТВт ч/год, что более чем в 15 раз превосходит реальную выработку всех электростанций страны. Для эффективного использования скорость ветра должна быть 4 - 6 м/с и более. В целом область соответствует этим требованиям, однако скорость ветра зависит от конкретного рельефа местности, поэтому на разных участках территории необходимо определять возможность и эффективность использования ветряных электрогенераторов (таблица N 7).
Таблица N 7
Скорость ветра в Ростовской области
Наименование населенного пункта |
Средняя скорость ветра (м/с) |
Повторяемость различных градаций скорости ветра за год (процентов) |
|||
за отопительный период |
за три наиболее холодных месяца |
<= 1 |
2 - 5 |
=> 8 |
|
г. Миллерово |
5,5 |
5,8 |
21 |
42 |
22 |
г. Морозовск |
6,4 |
6,6 |
18 |
39 |
26 |
г. Ростов-на-Дону |
6,6 |
5,5 |
20 |
46 |
20 |
На части территории области имеются удовлетворительные условия для использования энергии ветра (среднегодовые скорости ветра 5 м/с). В станице Маркинская Цимлянского района с 1996 года эксплуатируется демонстрационно-промышленная ветроэлектростанция мощностью 300 кВт, принадлежащая филиалу ОАО "МРСК Юга" - "Ростовэнерго" и состоящая из 10 ветроэлектрических агрегатов по 30 кВт каждый. Годовая выработка электроэнергии 51 тыс. кВтч/год.
6.2. Энергия солнца
Полное количество солнечной энергии, поступающей на поверхность Земли за неделю, превышает энергию всех мировых запасов нефти, газа, угля и урана. Достоинства солнечных установок: экономия до 70 процентов электроэнергии в течение светового дня; они выделяют абсолютно экологически чистую энергию; долговечность. Среднее значение интенсивности суммарного солнечного излучения при ясном небе составляет примерно 1000 Вт/м2. Среднедневная сумма солнечной радиации для области составляет не менее 4,5 кВтч/ м2/день. В области, по результатам многолетних наблюдений, в населенных пунктах Цимлянск, Дубовское, Гигант и городе Ростов-на-Дону среднегодовое значение полуденной мощности составляет 832 Вт/м2, что благоприятствует созданию систем преобразования солнечной энергии в электрическую и тепловую энергию. В области уже имеется опыт проектирования и применения солнечных источников энергии.
6.3. Тепловые насосы
В теплоэнергетике области применяются тепловые насосы. Их достоинства: снижают выбросы парниковых газов в атмосферу; единый модуль теплонасосной системы контролирует отопление, горячее водоснабжение и кондиционирование воздуха; легко сочетаются практически с любой циркуляционной теплопроводной системой; отсутствует внешнее оборудование; автоматическое управление; срок службы - до 25 лет; пожаробезопасны - нет сжигания топлива; система работает устойчиво, так как колебания температуры и влажности в помещении минимальны; отсутствует шум; применяется мультизональный контроль.
Проект использования низкопотенциального тепла шахтных вод для теплоснабжения потребителей реализуется в городе Новошахтинске. Теплонасосная установка вместе с газовыми котлами установленной тепловой мощностью 5,5 МВт обеспечивает отпуск тепловой энергии потребителям в объеме 8 990 Гкал/год.
6.4. Биотопливо и биогаз
В России накоплен опыт по термохимической, биотехнологической конверсии биомассы и биологическому использованию сбросного тепла атомных и тепловых электростанций. Область обладает большим потенциалом биомассы. КПД мини-ТЭС может доходить до 90 процентов. Разработан типоразмерный ряд газогенераторов с тепловой мощностью 100 - 5000 кВт. В крупных хозяйствах области скапливается 5,3 млн. тонн органических отходов, что позволит получить из них минимально в год:
биогаза - 136 млн. т у.т.;
электрической энергии - 245 млн. кВтч;
тепловой энергии - 351 тыс. Гкал;
биологически чистых органических удобрений - 408 тыс. тонн.
В Заветинском районе области завершаются работы по пуску установки по производству из соломы биогранул для сжигания в тепловых установках, а также реализуется проект по производству пеллет из древесных отходов.
Перечень мероприятий подпрограммы указан в приложении N 3 к Программе.
7. Ресурсное обеспечение Программы
Общий объем финансирования Программы составляет 24 395 258, 8 тыс. рублей, в том числе:
за счет средств областного бюджета - 1 779 796,8 тыс. рублей:
в 2010 году - 0 тыс. рублей;
в 2011 году - 104 796, 8 тыс. рублей;
в 2012 году - 185 000 тыс. рублей;
в 2013 году - 180 000 тыс. рублей;
в 2014 году - 180 000 тыс. руб.;
в 2015 - 2020 годах - 1 130 000 тыс. рублей;
за счет внебюджетных средств - 22 615 462 тыс. рублей.
Объем средств на реализацию мероприятий Программы указан в приложении N 3 к Программе. Распределение финансовых средств областного бюджета на реализацию мероприятий Программы в 2011 - 2013 годах между органами исполнительной власти Ростовской области изложено в приложении N 4 к Программе. Объемы финансирования по мероприятиям Программы подлежат ежегодному уточнению.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.