Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Общая характеристика текущего состояния реализации государственной политики в отношении казачества на территории Ростовской области
Ростовская область является территорией исторического проживания донских казаков. Именно здесь казачество зародилось и развивалось на протяжении веков.
Донское казачество является частью российского казачества, и в тоже время обладает специфическими чертами, присущими только ему.
Земли донских казаков простирались далеко за пределы нынешней Ростовской области. Но к началу ХХ века сформировалось административно-территориальное образование, которое называлось Область Войска Донского, а с 1918 года - Всевеликое войско Донское. В его состав входила часть земель современных Волгоградской области, Украины, Краснодарского края, Республики Калмыкия. В результате репрессий в отношении казачества территория Области Войска Донского была разделена, а изъятые части включены в состав соседних субъектов Российской Федерации и Украины.
В настоящее время почти 2/3 территории бывшего Всевеликого войска Донского входят в состав Ростовской области. Здесь же находится столица донских казаков - город Новочеркасск.
Численность казачьего населения в Ростовской области до сих пор не определена. С одной стороны, перепись казачьего населения не проводилась с 30-х годов XX века, с другой стороны, даже в случае проведения такой переписи ее итоги будут лишь приблизительными, так как в настоящее время нет определения, кто может называть себя казаком (казачкой).
По итогам опросов и оценок численность казачьего населения в Ростовской области колеблется от 11 до 43 процентов от общей численности населения области.
В середине 90-х годов ХХ века закрытым акционерным обществом "Национальная служба мониторинга" был проведен опрос. В ходе исследований была получена цифра, которая и может быть принята в качестве рабочей гипотезы, - 28 процентов населения Ростовской области могут быть отнесены к казачьему населению, то есть в численном выражении это более 1 млн. человек.
По социальному составу среди граждан, относящих себя к казачеству, не прослеживается преобладающей принадлежности к какой-либо социальной группе.
Социальный состав казачества в советский период претерпел коренные изменения, акцент интересов казачьего движения сместился в города. В то же время сегодня практически вся территория Ростовской области является территорией проживания донского казачества.
В городах процентное отношение граждан, относящих себя к казачеству, выше, чем в сельской местности. Для этого есть причины:
большая политическая активность городских жителей;
опасаясь репрессий и в период раскулачивания казачье население, оставляя землю, мигрировало в города, где имелась возможность скрыть свое казачье происхождение.
С позиции Федерального закона от 05.12.2005 N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества" российское казачество - это граждане Российской Федерации, являющиеся членами казачьих обществ.
Но это определение введено только для целей данного закона. Значение термина "казачество" более широко и включает целый комплекс факторов: казачью культуру, историческую память, духовность, этническое самоопределение, моральные установки, этническую территориальность, особые нормы самоорганизации и самоуправления и т.п.
Войсковым казачьим обществом, члены которого в установленном законодательством порядке взяли на себя обязательства по несению государственной и иной службы на территории Ростовской области, является Всевеликое войско Донское. На 1 января 2012 г. численность казачьих обществ Войска Донского на территории Ростовской области составила более 80 тыс. человек.
В Концепции реализации государственной политики в отношении казачества на территории Ростовской области, утвержденной постановлением Правительства Ростовской области от 06.12.2012 N 1060, определены следующие принципы реализации государственной политики в отношении казачества в Ростовской области:
учет исторических традиций донского казачества при решении вопросов местного значения на территории муниципальных образований, в которых имеются казачьи общества и места компактного проживания казаков;
соблюдение законных интересов российского казачества при принятии решений органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
учет политических, социальных, экономических и культурных аспектов деятельности казачества на современном этапе;
сочетание краткосрочных и долгосрочных перспектив развития казачества в Ростовской области;
совершенствование законодательной базы Ростовской области в отношении деятельности казачьих обществ;
сохранение и развитие этнической культуры казаков, содействие в сохранении единого культурного пространства и развитии культурных связей донского казачества;
поддержка инициатив казачьих обществ Ростовской области в сфере развития государственной и иной службы казачества;
участие казачьих обществ в разработке и реализации государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества;
учет социокультурной специфики казачества при решении вопросов в сфере муниципального самоуправления, экономики, культуры, взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления с казачьими обществами;
подконтрольность казачьих обществ органам государственной власти и органам местного самоуправления по вопросам государственной и иной службы российского казачества в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Ростовской области, а также муниципальными правовыми актами.
Задачей настоящей Программы является сбалансированное определение основных целей и задач, достижение которых позволит решить двуединую задачу - создание условий для несения донским казачеством государственной и иной службы и удовлетворение этносоциальных потребностей членов казачьих обществ, проживающих на территории Ростовской области. Все это вместе взятое составляет основу реабилитации донского казачества.
Для успешной реализации Программы требуется изменение порядка финансирования, разработка и согласование в установленном порядке нормативно-правового акта о мерах социальной защиты членов казачьих обществ, привлекаемых к несению государственной службы в Ростовской области.
Изменения в нормативные правовые документы будут вноситься поэтапно, по мере реализации Программы.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 года N 1662-р, к числу приоритетных направлений социальной и молодежной политики отнесены: гражданское образование и патриотическое воспитание молодежи, содействие формированию правовых, культурных и нравственных ценностей среди молодежи.
Это также отражено в Концепции духовно-нравственного и патриотического воспитания обучающихся в образовательных учреждениях Ростовской области с кадетским и казачьим компонентом, утвержденной постановлением Правительства Ростовской области от 15.11.2012 N 1018, которая призвана способствовать активизации важнейшего для общества и государства ресурса - патриота и социально ответственного инициативного гражданина, и направлена на создание благоприятных условий для воспитания молодых патриотов, внедрения инновационных методов и подходов в систему социального развития, формирования новых перспективных форм патриотического воспитания, развития отечественных исторических традиций.
В Ростовской области воспитание подрастающего поколения, знакомство с традициями и обычаями казачества успешно осуществляется в образовательных учреждениях, использующих в учебно-воспитательном процессе культурно-исторические традиции донского казачества и региональные особенности Донского края. В настоящее время в Ростовской области создана и функционирует целостная система казачьего образования, которая включает в себя 212 образовательных учреждений, численность обучающихся в которых достигает 30 тысяч человек. Изучение казачьего компонента начинается с детского сада, затем продолжается в общеобразовательной школе, имеющей статус "казачья". Занимаются внеурочной деятельностью и в казачьих учреждениях дополнительного образования. Заканчивая первую ступень образования, ребенок имеет право выбора: продолжить обучение в общеобразовательной школе либо поступить в кадетский казачий корпус. Развитие этой целостной системы основывается на внедрении инновационных методик и технологий патриотического и гражданского воспитания, опирающихся на казачьи традиции и культурно-исторические особенности Донского края.
Центральным звеном в системе казачьего образования являются казачьи кадетские образовательные учреждения.
В Ростовской области действуют шесть казачьих кадетских корпусов, два из которых являются федеральными общеобразовательными учреждениями. Четыре казачьих кадетских корпуса - государственные бюджетные образовательные учреждения Ростовской области, численность обучающихся в которых составляет 964 воспитанника.
С 2013 по 2020 год планируется увеличить сеть казачьих кадетских корпусов вдвое. В 2014 году планируется открыть казачий кадетский корпус в поселке Орловский Орловского района и морской казачий кадетский корпус в г. Таганроге. Создание казачьего кадетского корпуса (Мариинской гимназии) в г. Новочеркасске состоится в 2015 году. В дальнейшем начнут функционировать казачьи кадетские корпуса в Азовском районе (2017 год), в ст. Каргинской Боковского района (2018 - 2019 годы), в г. Цимлянске (2019 - 2020 годы).
Качественная общеобразовательная подготовка, активная занятость кадетов физической культурой, художественным творчеством, порядок и дисциплина, хорошие условия быта создали этим учебным заведениям авторитет не только в Ростовской области, но и в других регионах Российской Федерации. Кадеты Аксайского казачьего кадетского корпуса были удостоены чести первыми представлять казачьи кадетские корпуса России, приняв участие в параде Победы на Красной площади, что является свидетельством реального признания кадетских казачьих корпусов как состоявшейся новой формы обучения и воспитания молодёжи.
Престижность обучения в казачьих кадетских корпусах подтверждает высокий конкурс при поступлении, составляющий до 10 человек на одно место.
В казачьих кадетских образовательных учреждениях процент правонарушений составляет 0,013 от общей численности учащихся. Ежегодно около 70 процентов выпускников кадетских корпусов поступают в военные и 30 - в гражданские высшие учебные заведения.
С 2010 года Указом Президента Российской Федерации от 30.08.2009 N 977 учрежден смотр-конкурс на звание "Лучший казачий кадетский корпус" с вручением победителю переходящего знамени Президента Российской Федерации. По результатам конкурса в 2011 - 2013 годах казачьи кадетские корпуса Ростовской области по 2 раза занимали первое, второе и третье места.
На современном этапе актуальной является проблема совершенствования содержания и повышения качества среднего профессионального образования с учетом современных требований к подготовке квалифицированных рабочих, востребованных на региональном рынке труда.
В настоящее время в Ростовской области созданы и ведут свою учебно-производственную деятельность шесть казачьих кадетских профессиональных училищ, численность учащихся в которых на 1 сентября 2013 г. составляет 1 364 человека. Внедряются государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования нового поколения, возросли требования работодателей к качеству подготовки выпускников казачьих кадетских профессиональных училищ.
Экономическая ситуация в современной России предъявляет более жесткие требования к качеству среднего профессионального образования, предоставляемого образовательными организациями. Дальнейшее развитие общества практически невозможно без совершенствования среднего профессионального образования, без его перехода на новый уровень.
Для этого современное учебное заведение должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом. Департаментом по казачеству ведется работа по модернизации учебно-материальной базы государственных профессиональных образовательных организаций, оснащению их современным оборудованием.
В рамках реализации Областной долгосрочной целевой программы поддержки казачьих обществ на 2007 - 2014 годы, утвержденной постановлением Администрации Ростовской области от 26.12.2008 N 604, и в целях расширения сети казачьих кадетских корпусов завершены работы по капитальному строительству спального корпуса с галерейным переходом в учебный корпус, встроенными спортивным и актовыми залами на территории государственного бюджетного образовательного учреждения Ростовской области кадетской школы-интерната "Аксайский Данилы Ефремова казачий кадетский корпус" на 280 мест. Ввод указанного объекта в эксплуатацию позволил с 2012 года увеличить численность воспитанников казачьего кадетского корпуса в 2,4 раза, создать комфортные условия для проживания воспитанников, обеспечить дополнительными местами детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также из малообеспеченных семей, улучшить условия для осуществления основного вида деятельности образовательного учреждения.
Проведена работа по укреплению материально-технической базы других казачьих кадетских образовательных учреждений Ростовской области. В 2011 году проведены капитальные ремонты в трех учреждениях, подведомственных департаменту по казачеству.
Существующие проблемы в сфере профессионального образования наиболее целесообразно решать программно-целевым методом, так как он позволяет учесть внешние условия (политические, экономические, социокультурные, демографические), потребности рынка рабочей силы и образовательных услуг, общества, личности, определить цели управления, организационную структуру управления, факторы формирования (количество обучающихся, профиль подготовки, образовательный процесс, маркетинг, взаимосвязь с внешними структурами и др.).
Развитие системы среднего профессионального образования немыслимо без участия бизнеса: государство сегодня не может в полном объёме обеспечить необходимое для экономики количество и качество профессиональной подготовки специалистов. В связи с этим необходимо расширение связей с социальными партнерами, способствующих повышению качества профессиональной подготовки выпускников, обеспечивающих их занятость на рынке труда.
Один из главных приоритетов Ростовской области - социально-правовая защита детства. В ходе его реализации важное значение придается развитию семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 10 казачьих кадетских образовательных учреждениях Ростовской области обучаются 109 человек со статусом детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 799 детей из неполных семей; 628 - из малообеспеченных семей; 157 детей - из неблагополучных семей. Все они нуждаются в постоянной социальной поддержке и помощи, и получают ее. В кадетских образовательных учреждениях созданы все необходимые условия для проживания, обучения и воспитания кадет.
Благодаря тому, что система казачьего кадетского образования и воспитания охватывает не только учебный процесс, но и досуг воспитанников, постепенно формируется менталитет высоконравственного, интеллектуально и физически развитого молодого поколения.
Одновременно с реализацией федеральных государственных образовательных стандартов выстраивается система поиска и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности. Актуальной является задача развития как специальной системы поддержки сформировавшихся талантливых кадетов, так и общей среды для проявления и развития способностей каждого обучающегося, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят. Важным звеном в системе непрерывного образования, обеспечивающим реализацию образовательных потребностей детей и подростков за пределами основных общеобразовательных программ, развитие творческого потенциала детей, являются учреждения дополнительного образования.
Анализ рисков реализации Программы осуществляется исходя из оценки эффективности исполнения Программы. К наиболее серьезным рискам можно отнести финансовый и административный риски реализации Программы. Финансовый риск реализации Программы представляет собой невыполнение в полном объеме принятых по Программе финансовых обязательств. Способом ограничения финансового риска является ежегодная корректировка финансовых показателей программных мероприятий и показателей в зависимости от достигнутых результатов.
Риски финансовой необеспеченности связаны с недостаточностью бюджетных средств на реализацию, эти риски могут привести к недостижению запланированных результатов, к нарушению сроков выполнения мероприятий.
Административный риск связан с неэффективным управлением Программой, которое может привести к невыполнению целей и задач.
Техногенные и экологические риски, связанные с возникновением крупной техногенной или экологической катастрофы, могут привести к отвлечению средств от финансирования Программы в пользу других направлений и переориентации на ликвидацию последствий катастрофы.
Ограничение финансовых рисков осуществляется путем ежегодного уточнения финансовых средств, предусмотренных на реализацию мероприятий Программы, в зависимости от достигнутых результатов.
Меры правового регулирования приведены в приложении N 1.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.