Приказ Минюста РФ от 4 июня 2009 г. N 171
"Об утверждении Положения о Департаменте законопроектной деятельности и регистрации ведомственных нормативных правовых актов"
Приказом Минюста РФ от 18 февраля 2010 г. N 38 настоящий приказ признан утратившим силу
В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 42, ст. 4108; 2005, N 52 (ч. 3), ст. 5690; 2006, N 12, ст. 1284; N 19, ст. 2070; N 39, ст. 4039; 2007, N 13, ст. 1530; N 20, ст. 2390; 2008, N 10, ст. 909; N 29, ст. 3473; N 43, ст. 4921), приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о Департаменте законопроектной деятельности и регистрации ведомственных нормативных правовых актов.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 30 мая 2007 г. N 111 "Об утверждении Положения о Департаменте законопроектной деятельности и регистрации ведомственных нормативных актов".
Министр |
А.В. Коновалов |
Положение
о Департаменте законопроектной деятельности и регистрации ведомственных нормативных правовых актов
(утв. приказом Минюста РФ от 4 июня 2009 г. N 171)
I. Общие положения
1. Департамент законопроектной деятельности и регистрации ведомственных нормативных правовых актов (далее - Департамент) является структурным подразделением Министерства юстиции Российской Федерации.
2. Департамент в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Минюста России, а также настоящим Положением.
3. Основными задачами Департамента являются:
1) участие в пределах компетенции Департамента в разработке общей стратегии государственной политики в сфере деятельности Минюста России;
2) обеспечение в пределах своих полномочий координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации;
3) организация работы по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации;
4) обеспечение соблюдения законности при принятии нормативных правовых актов федеральными органами исполнительной власти и иными органами в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;
5) организация и осуществление мониторинга законодательства Российской Федерации и правоприменительной практики;
6) обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина.
4. В Департаменте для выполнения возложенных на него задач создаются структурные подразделения - отделы. Предложения о внесении изменений в структуру и штатное расписание центрального аппарата Минюста России в части, касающейся Департамента, представляются в установленном порядке.
5. Департамент осуществляет свою деятельность как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими структурными подразделениями Минюста России, территориальными органами и федеральными государственными учреждениями Минюста России.
II. Полномочия
6. Департамент осуществляет следующие полномочия:
1) разрабатывает и представляет Министру юстиции Российской Федерации и его заместителям для внесения Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, других документов, по которым требуется решение Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;
2) представляет предложения для включения в план работы и прогнозные показатели деятельности Минюста России;
3) обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также международных договоров Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;
4) разрабатывает проекты нормативных правовых актов Минюста России по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;
5) организует обобщение практики применения законодательства Российской Федерации и проведение анализа реализации государственной политики в установленной сфере деятельности, разрабатывает на этой основе предложения по совершенствованию этой деятельности;
6) в рамках своей компетенции участвует в организации работы по систематизации законодательства Российской Федерации и подготовке Свода законов Российской Федерации;
7) проводит юридическую экспертизу проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, вносимых федеральными органами исполнительной власти на рассмотрение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
8) проводит правовую экспертизу концепций и проектов технических заданий на разработку законопроектов;
9) проводит экспертизу проектов нормативных правовых актов и иных документов по вопросам, относящимся к компетенции Департамента, а также представленных на государственную регистрацию нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и иных органов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции;
10) готовит проекты официальных отзывов и заключений на проекты федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также проекты поправок к ним по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;
11) разрабатывает предложения о приоритетных направлениях законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации;
12) обеспечивает разработку проекта плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на основе предложений федеральных органов исполнительной власти и организаций о разработке законопроектов;
13) обобщает практику подготовки федеральными министерствами проектов федеральных конституционных и федеральных законов, осуществляет методическое обеспечение их подготовки;
14) обеспечивает координацию работы федеральных органов исполнительной власти по подготовке предложений к проекту плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации;
15) обеспечивает осуществление контроля за исполнением плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти и организациями в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
16) подготавливает отчеты Правительству Российской Федерации о выполнении планов законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти и организациями;
17) формирует на основе предложений структурных подразделений Минюста России проект плана Минюста России по подготовке проектов федеральных законов;
18) координирует законопроектную деятельность структурных подразделений Минюста России;
19) обеспечивает участие представителей Минюста России в работе палат Федерального Собрания Российской Федерации, их комитетов и комиссий;
20) обеспечивает участие руководства Минюста России в заседаниях Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности и в совещаниях у Руководителя Администрации Президента Российской Федерации;
21) осуществляет информационно-аналитическое обеспечение руководства Минюста России и структурных подразделений Минюста России по вопросам законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации и палат Федерального Собрания Российской Федерации;
22) в рамках своей компетенции участвует в работе по подготовке правовых заключений о целесообразности разработки законопроектов федеральными органами исполнительной власти;
23) осуществляет государственную регистрацию нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также актов иных органов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в ходе которой проводит юридическую экспертизу соответствия актов законодательству Российской Федерации;
24) ведет Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти;
25) осуществляет проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти по отбору нормативных правовых актов, подлежащих государственной регистрации;
26) ведет контрольные экземпляры нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих государственной регистрации;
27) обобщает практику государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, готовит для представления Минюстом России по поручениям Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации соответствующую информацию Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации;
28) подготавливает ежегодные доклады Минюста России Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации о соблюдении законности федеральными органами исполнительной власти при принятии ими нормативных правовых актов;
29) осуществляет подготовку и направление в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти и иным органам представлений об отмене или изменении принятых ими нормативных правовых актов, противоречащих Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации;
30) подготавливает для представления в Правительство Российской Федерации предложения об отмене или приостановлении действия нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в случае их несоответствия Конституции Российской Федерации, международным договорам Российской Федерации, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента Российской Федерации, постановлениям и распоряжениям Правительства Российской Федерации;
31) организует направление писем с запросами в федеральные органы исполнительной власти о представлении нормативных правовых актов на государственную регистрацию;
32) обеспечивает направление копий зарегистрированных нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти для официального опубликования в редакцию "Российской газеты", в Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства "Юридическая литература" Администрации Президента Российской Федерации, в Научно-технический центр правовой информации "Система";
33) направляет копии зарегистрированных нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, Научный центр правовой информации при Минюсте России и в другие адреса;
34) обеспечивает осуществление контроля за правильностью и своевременностью опубликования зарегистрированных Минюстом России нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти;
35) передает сведения о нормативных правовых актах, применяемых без государственной регистрации, а также об актах, признанных Верховным Судом Российской Федерации или Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации не соответствующими законодательству, в средства массовой информации;
36) обеспечивает реализацию поручений заместителя Председателя Правительства Российской Федерации (в соответствии с распределением обязанностей) Минюсту России о приостановке регистрации акта до принятия соответствующего решения;
37) проводит юридическую экспертизу проектов нормативных правовых актов Минюста России в целях принятия решения о необходимости их государственной регистрации после подписания (утверждения);
38) проводит юридическую экспертизу нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, поступивших на рассмотрение в Минюст России, по поручению Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, письмам федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации должностных лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, или по инициативе Департамента на соответствие Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству;
39) организует и контролирует деятельность территориальных органов Минюста России по проведению юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на соответствие Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству;
40) организует и контролирует деятельность территориальных органов Минюста России:
по государственному учету нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации - ведению федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;
по государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в эти уставы;
по ведению государственных реестров уставов муниципальных образований и муниципальных образований Российской Федерации;
41) проводит юридическую экспертизу соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации;
42) подготавливает проекты распоряжений Минюста России о государственной регистрации соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, а также заключения об отказе в государственной регистрации или возврате соглашений без государственной регистрации;
43) осуществляет методическое обеспечение ведения федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов;
44) обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации координацию деятельности органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, судебных органов, иных субъектов мониторинга правоприменения, проводимого в целях корректировки законодательства;
45) организует и осуществляет работу по анализу и оценке информации о подзаконных нормативных правовых актах, необходимость принятия которых вытекает из федеральных конституционных законов и федеральных законов; при выявлении фактов несвоевременной подготовки или принятия нормативных правовых актов обеспечивает подготовку и направление в Правительство Российской Федерации информации о допущенных нарушениях;
46) анализирует судебную практику Конституционного Суда Российской Федерации и готовит предложения по изменению нормативных правовых актов в целях приведения их в соответствие с актами Конституционного Суда Российской Федерации, а также по принятию нормативных правовых актов во исполнение актов Конституционного Суда Российской Федерации;
47) осуществляет подготовку доклада о состоянии и практике применения нормативных правовых актов в Российской Федерации;
48) обеспечивает руководство Минюста России аналитической информацией о состоянии законодательства и правоприменительной практики;
49) осуществляет систематизированный учет поступивших на государственную регистрацию нормативных правовых актов, в том числе прошедших государственную регистрацию, в государственной регистрации которых отказано, не требующих государственной регистрации, возвращенных без регистрации, и их хранение;
50) в пределах компетенции Департамента принимает участие в разработке форм статистической отчетности и документов первичного учета по вопросам, относящимся к сфере деятельности Минюста России;
51) проводит проверку деятельности территориальных органов Минюста России по вопросам юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, ведению федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в эти уставы, ведению государственных реестров уставов муниципальных образований и муниципальных образований Российской Федерации;
52) в пределах своей компетенции участвует в работе по внедрению достижений науки, техники и положительного опыта в деятельность территориальных органов Минюста России;
53) в пределах своей компетенции участвует в работе по созданию и ведению специализированных баз данных правовой информации в соответствии с единой технической политикой в сфере правовой информатизации России;
54) осуществляет представление и защиту интересов Минюста России и Правительства Российской Федерации в судах Российской Федерации и других органах по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;
55) осуществляет рассмотрение обращений граждан, писем федеральных органов исполнительной власти, иных органов и организаций по вопросам, входящим в компетенцию Департамента;
56) осуществляет организационно-методическое руководство деятельностью территориальных органов Минюста России по вопросам, отнесенным к ведению Департамента;
57) участвует в мероприятиях по повышению квалификации федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Минюста России по вопросам проведения юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в эти уставы, ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, государственных реестров уставов муниципальных образований и муниципальных образований Российской Федерации;
58) осуществляет иные полномочия, отнесенные к компетенции Департамента законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Минюста России.
III. Организация деятельности
7. Департамент возглавляет директор Департамента законопроектной деятельности и регистрации ведомственных нормативных правовых актов (далее - Директор), назначаемый на должность и освобождаемый от должности приказом Минюста России.
Директор подчиняется Министру юстиции Российской Федерации, а также заместителю Министра, курирующему Департамент.
Директор осуществляет непосредственное руководство Департаментом, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Департамент задач и реализацию полномочий, соблюдение федеральными государственными гражданскими служащими Департамента режима секретности, состояние служебной дисциплины.
Директор имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности приказами Минюста России по представлению Директора.
8. Для решения предусмотренных настоящим Положением задач и осуществления возложенных на Департамент полномочий Директор:
1) по вопросам, относящимся к компетенции Департамента, представляет по доверенности или по поручению руководства Минюста России интересы Минюста России в органах государственной власти, государственных, общественных организациях и судах, во взаимоотношениях с должностными лицами органов власти иностранных государств, иностранных и международных организаций; участвует в работе межведомственных комиссий органов государственной власти и иных комиссий по соответствующим направлениям деятельности Минюста России;
2) осуществляет прием граждан, рассматривает обращения граждан и письма организаций по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента; организует и контролирует своевременное и качественное рассмотрение федеральными государственными гражданскими служащими Департамента обращений и писем, а также полноту и законность принятых по ним решений;
3) в рамках полномочий, установленных нормативными правовыми актами Минюста России, запрашивает и получает от структурных подразделений, территориальных органов и федеральных государственных учреждений Минюста России документы, необходимые для принятия решений по вопросам, относящимся к компетенции Департамента, дает им в связи с этим обязательные для исполнения поручения, ведет с ними переписку;
4) привлекает в необходимых случаях в установленном порядке для выработки решений по вопросам, относящимся к компетенции Департамента, ученых, специалистов и работников федеральных органов исполнительной власти;
5) распределяет обязанности между своими заместителями, участвует в подготовке должностных регламентов;
6) утверждает положения об отделах Департамента;
7) вносит предложения по изменению структуры и штатного расписания центрального аппарата Минюста России в части, касающейся Департамента;
8) обеспечивает планирование, организацию и контроль деятельности Департамента, его эффективное взаимодействие с другими структурными подразделениями Минюста России, территориальными органами и федеральными государственными учреждениями Минюста России, структурными подразделениями федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
9) вносит предложения в планы основных организационных мероприятий Минюста России и работы коллегии Минюста России;
10) вносит предложения о назначении на должности и включении в кадровый резерв, перемещении, освобождении от должности, аттестации, направлении на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку, в том числе за рубежом, федеральных государственных гражданских служащих Департамента, а также о присвоении им классных чинов, о награждении государственными и ведомственными наградами, их поощрении и привлечении к дисциплинарной ответственности, в том числе увольнении; включении их в состав рабочих групп, комиссий, а также о направлении в служебные командировки;
11) проводит совещания, семинары и иные организационно-методические мероприятия по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;
12) в соответствии с установленным в Минюсте России порядком делопроизводства визирует организационно-распорядительные документы, контролирует соблюдение порядка их оформления и согласования;
13) пользуется иными правами, предоставленными Директору законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Минюста России.
9. Для решения наиболее важных вопросов деятельности Департамента, осуществления контроля за выполнением планов работы и поручений руководства Минюста России, а также обмена опытом работы в Департаменте могут проводиться оперативные совещания.
Решения, принятые на оперативном совещании, оформляются протоколом и являются обязательными для федеральных государственных гражданских служащих Департамента.
10. Департамент осуществляет свою деятельность на основе текущего и перспективного планирования, в том числе плана работы Департамента.
11. В случае отсутствия Директора его обязанности исполняет один из его заместителей.
12. Делопроизводство и мероприятия по обеспечению режима секретности в Департаменте осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Минюста России.
13. Департаменту передаются в установленном порядке соответствующие материальные и технические средства, необходимые для своевременной и качественной реализации возложенных на него полномочий, а также обеспечивается доступ к соответствующим информационным базам данных, системам связи и коммуникаций.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В связи с уточнением компетенции Минюста России в новой редакции изложены полномочия и порядок организации деятельности его структурного подразделения - Департамента законопроектной деятельности и регистрации ведомственных нормативных правовых актов.
Департамент участвует в разработке общей стратегии государственной политики в сфере деятельности Минюста России. В частности, он проводит юридическую экспертизу проектов нормативных правовых актов, вносимых федеральными органами на рассмотрение Президента РФ и Правительства РФ, правовую экспертизу концепций и проектов технических заданий на разработку законопроектов. В полномочия данного подразделения входят ведение Государственного реестра нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, а также методическое обеспечение ведения федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов.
Для выполнения своих задач Департамент взаимодействует с другими структурными подразделениями Минюста России, его территориальными органами и ФГУ. Возглавляет Департамент директор, назначаемый на должность и освобождаемый от нее приказом Минюста России.
Приказ Минюста РФ от 4 июня 2009 г. N 171 "Об утверждении Положения о Департаменте законопроектной деятельности и регистрации ведомственных нормативных правовых актов"
Текст приказа опубликован в Бюллетене Министерства юстиции Российской Федерации, 2009 г., N 7
Приказом Минюста РФ от 18 февраля 2010 г. N 38 настоящий приказ признан утратившим силу