Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 9. Подпрограмма "Защита от чрезвычайных ситуаций" государственной программы
9.1. Паспорт подпрограммы "Защита от чрезвычайных ситуаций" государственной программы
9.2. Характеристика сферы реализации подпрограммы
Сферой реализации подпрограммы государственной программы является организация эффективной деятельности в области гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
На территории Ростовской области существуют угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Природные чрезвычайные ситуации могут сложиться в результате опасных природных явлений: весеннего половодья, нагонных явлений, паводков, лесных пожаров, сильных ветров, снегопадов, засухи.
Наибольшую угрозу для населения Ростовской области представляют природные чрезвычайные ситуации, обусловленные повышением уровня воды на водоемах и лесными пожарами.
В зоне подтопления проживает 89,8 тыс. человек, на территориях, подверженных угрозе распространения лесных пожаров, - 21,9 тыс. человек.
Техногенную угрозу представляют потенциально опасные объекты: 2 радиационно опасных, 1 биологически опасный, 84 химически опасных, 454 взрывопожароопасных и 44 гидродинамически опасных.
Наиболее крупномасштабными по последствиям для населения могут быть чрезвычайные ситуации возникшие, в результате гидродинамической аварии на Цимлянской ГЭС и радиационной аварии на Ростовской АЭС.
Количество людей, эвакуируемых из опасных зон при наихудших сценариях развития гидродинамической аварии на Цимлянской ГЭС, может составить 240 тыс. человек, а радиационной аварии на Ростовской АЭС - 216 тыс. человек.
Ежегодно в Ростовской области происходят дорожно-транспортные происшествия, периодически возникают очаги опасных болезней сельскохозяйственных животных, аварии на объектах жизнеобеспечения и другие происшествия и чрезвычайные ситуации, при которых для оказания квалифицированной помощи в их ликвидации требуется привлечение спасателей.
За период с 2010 по 2012 год на территории Ростовской области произошло 63 чрезвычайные ситуации, в которых пострадали 314 человек и погибло 30 человек.
Для предупреждения и оказания помощи при происшествиях и чрезвычайных ситуациях на территории Ростовской области за счет средств областного бюджета создана группировка сил и средств государственного казенного учреждения Ростовской области "Ростовская областная поисково-спасательная служба".
С 2010 по 2012 год спасателями выполнено более 3,5 тыс. выездов для оказания экстренной помощи людям;
в происшествиях и чрезвычайных ситуациях спасено и оказана помощь около 1 тыс. человек.
Спасательные подразделения государственного казенного учреждения Ростовской области "Ростовская областная поисково-спасательная служба" оснащены современной аварийно-спасательной техникой и оборудованием, новыми аварийно-спасательными автомобилями и современным аварийно-спасательным инструментом, оснащением и экипировкой.
Выполнение соответствующих мероприятий обеспечило сокращение времени реагирования спасательных расчетов на чрезвычайные ситуации, происшествия и расширило оперативные возможности по оказанию своевременной и квалифицированной помощи людям, попавшим в беду.
Для хранения областного материального резерва на особый период и случай возникновения крупномасштабных чрезвычайных ситуаций создано государственное казенное учреждение Ростовской области "Склады гражданской обороны" ("Склады ГО").
В течение 2011 - 2012 годов данным учреждением произведен капитальный ремонт помещений, кровли складов в селе Покровском, слободе Родионово-Несветайской; закуплено 5,5 тыс. штук современных средств индивидуальной защиты органов дыхания для неработающего населения Ростовской области.
Важную роль в управлении силами и средствами занимает подготовка и обучение руководящего состава и специалистов территориальной (областной) подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В целях подготовки квалифицированных кадров в области функционирует государственное казенное учреждение Ростовской области "Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Ростовской области".
Данное учреждение имеет хорошую учебную и материально-техническую базу для обеспечения процесса обучения и подготовки специалистов. Всего в учреждении с 2010 по 2012 год подготовлено и обучено более 4 тыс. человек.
Одной из важнейших задач в области гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является обеспечение своевременного оповещения руководящего состава и населения. В этих целях в Ростовской области создана и функционирует региональная автоматизированная система централизованного оповещения. В настоящее время общий уровень охвата населения оповещением техническими средствами составляет 84,8 процента.
Ежегодно в Ростовской области происходят чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, в результате которых гибнут люди и наносится материальный ущерб.
В качестве базового года для анализа сферы реализации подпрограммы принят 2012 год.
В результате чрезвычайных ситуаций в 2012 году погибли 12 человек (в 2011 году - 5 человек), пострадали 68 человек (в 2011 году - 65 человек), материальный ущерб составил 841 360,0 тыс. рублей.
Для своевременного реагирования на чрезвычайные ситуации и происшествия необходимо поддерживать в постоянной готовности и оснащать современной техникой и оборудованием спасательные подразделения.
В целях обеспечения процесса обучения и подготовки руководящего состава и специалистов территориальной (областной) подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций нужно постоянно улучшать в соответствии с современными требованиями учебную и материально-техническую базу.
Номенклатура и объемы резервов материальных ресурсов определяются исходя из прогнозируемых угроз чрезвычайных ситуаций.
Методическими рекомендациями МЧС России субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям рекомендуется рассчитывать объемы своих резервов с учетом обеспечения пострадавших соответственно не менее 500 и 50 человек. В Ростовской области рекомендованные объемы резервов в целом созданы.
Однако, исходя из прогнозируемых на территории Ростовской области угроз чрезвычайных ситуаций, этих резервов недостаточно. Соответствующие проблемы обеспечения материальными ресурсами необходимо решить на региональном и муниципальном уровнях.
Проблемой при обеспечении своевременного оповещения населения является моральное и физическое устаревание оборудования региональной автоматизированной системы централизованного оповещения (более 80 процентов системы оповещения построено на базе оборудования выпуска 1974 года). Для решения данной проблемы необходимо проведение модернизации оборудования в пределах всей области, что предполагает достаточно большой срок выполнения работ и выделение значительных финансовых средств из областного бюджета.
Подпрограмма направлена на обеспечение и повышение уровня защищенности населения и территории Ростовской области от чрезвычайных ситуаций.
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Ростовской области от 30.10.2007 N 2067, в рамках подпрограммы государственной программы будут реализованы мероприятия по:
дооснащению областных служб специальной техникой и оборудованием в целях сокращения времени реагирования при оказании помощи пострадавшим, а также повышения готовности спасательных подразделений к ликвидации крупномасштабных чрезвычайных ситуаций исходя из существующих опасностей;
подготовке (переподготовке) спасателей, имеющих право производить газоспасательные, водолазные, промышленные альпинистские и другие работы;
дополнению материального резерва для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
обучению населения мерам пожарной безопасности и правилам поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 13.11.2012 N 1522 "О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций" и в соответствии с Программой социально-экономического развития Ростовской области на 2013 - 2016 годы, утвержденной Областным законом от 03.12.2012 N 987-ЗС, в рамках государственной программы в 2015 - 2016 годах будет завершено создание комплексной системы экстренного оповещения населения в зонах, подверженных возникновению быстроразвивающихся процессов природного и техногенного характера, а с 2017 года будут продолжены мероприятия по модернизации системы оповещения Ростовской области на базе современных технических комплексов с целью обеспечения замены устаревшего оборудования и обеспечения максимального охвата населения оповещением.
Реализация подпрограммы государственной программы в полном объеме позволит:
снизить риски возникновения чрезвычайных ситуаций и смягчить их возможные последствия;
повысить уровень безопасности населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
повысить уровень оперативности реагирования спасательных подразделений.
Социальная эффективность реализации государственной программы будет заключаться в улучшении качества работ по спасению и оказанию экстренной помощи людям, попавшим в беду, снижении количества погибших в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Экономическая эффективность реализации государственной программы будет заключаться в снижении экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Экологическая эффективность реализации государственной программы будет заключаться в снижении масштабов загрязнения природной среды в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В качестве факторов риска рассматриваются события, условия, тенденции, оказывающие существенное влияние на сроки и результаты реализации государственной программы, на которые ответственный исполнитель и участники государственной программы не могут оказать непосредственного влияния.
К данным факторам риска отнесены:
риск возникновения обстоятельств непреодолимой силы, таких как масштабные природные и техногенные катастрофы;
природный риск, который может проявляться экстремальными климатическими явлениями (аномально жаркое лето, аномально холодная зима);
риск непредвиденных расходов, связанных с непрогнозируемым ростом цен на рынке продаж или другими непрогнозируемыми событиями.
Первые два риска могут оказать существенное влияние, что приведет к увеличению числа чрезвычайных ситуаций, происшествий и количества пострадавших людей.
Риск непредвиденных расходов может оказать существенное влияние на ухудшение показателей, связанных с приобретением новой современной техники и оборудования, и негативно повлиять на сроки и результаты реализации отдельных мероприятий, выполняемых в составе основных мероприятий подпрограммы государственной программы.
В целях минимизации негативного влияния рисков управлять рисками планируется путем внесения в установленном порядке в план реализации государственной программы изменений в части перераспределения финансовых средств на выполнение приоритетных мероприятий.
В сфере защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций нормативная правовая база в Ростовской области в целом создана.
9.3. Цели, задачи и показатели (индикаторы), основные ожидаемые конечные результаты, сроки и этапы реализации подпрограммы "Защита от чрезвычайных ситуаций"
Цель подпрограммы - снижение рисков возникновения и масштабов чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Основные задачи:
обеспечение эффективного предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
обеспечение и поддержание высокой готовности сил и средств государственных казенных учреждений Ростовской области "Ростовская областная поисково-спасательная служба", "Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Ростовской области", "Склады гражданской обороны" ("Склады ГО");
поддержание в постоянной готовности и реконструкция региональной системы оповещения населения Ростовской области.
Показатели (индикаторы) подпрограммы государственной программы приняты в увязке с целями и задачами государственной программы и с достижениями приоритетов государственной политики Ростовской области в сфере защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций.
Показатели (индикаторы) подпрограммы государственной программы:
количество выездов на чрезвычайные ситуации и происшествия;
количество людей, спасенных при чрезвычайных ситуациях и происшествиях;
количество телерепортажей о профилактических мероприятиях;
количество обученных специалистов областной подсистемы РСЧС;
количество закупленных современных образцов средств индивидуальной защиты;
охват населения, оповещаемого региональной системой оповещения.
Этапы реализации подпрограммы не выделяются, срок реализации государственной программы - 2014 - 2020 годы.
В результате реализации подпрограммы государственной программы с 2014 по 2020 годы прогнозируется:
снижение рисков возникновения чрезвычайных ситуаций и смягчение их возможных последствий;
повышение уровня безопасности населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
повышение уровня оперативности реагирования спасательных подразделений;
произвести не менее 17,5 тыс. выездов на чрезвычайные ситуации и происшествия;
спасти и оказать помощь не менее 1,4 тыс. человек при чрезвычайных ситуациях и происшествиях;
сделать не менее 182 телерепортажей о профилактических мероприятиях;
закупить не менее 14 тыс. современных образцов средств индивидуальной защиты;
обучить не менее 11,9 тыс. специалистов областной подсистемы РСЧС;
увеличить охват населения области, оповещаемого региональной системой оповещения, с 84,6 до 89,4 процента;
9.4. Характеристика основных мероприятий подпрограммы
Достижение целей и решения задач подпрограммы государственной программы обеспечивается путем выполнения семи основных мероприятий.
Основные мероприятия:
финансовое обеспечение аппарата управления департамента по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области;
финансовое обеспечение государственных казенных учреждений Ростовской области "Ростовская областная поисково-спасательная служба", "Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Ростовской области", "Склады гражданской обороны" ("Склады ГО");
дооснащение современной техникой, оборудованием, снаряжением и улучшение материально-технической базы поисково-спасательных отрядов и управления государственного казенного учреждения Ростовской области "Ростовская областная поисково-спасательная служба";
улучшение учебной и материально-технической базы государственного казенного учреждения Ростовской области "Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Ростовской области";
улучшение материально-технической базы государственного казенного учреждения Ростовской области "Склады гражданской обороны" ("Склады ГО");
капитальное строительство в г. Новошахтинске (достройка 2-го этажа над зданием автомобильных боксов для размещения филиала учебно-методического центра для подготовки спасателей);
поддержание в готовности и модернизация региональной системы оповещения населения Ростовской области;
предупреждение чрезвычайных ситуаций и пропаганда среди населения безопасности жизнедеятельности и обучение действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций через средства массовой информации.
В рамках выполнения основных мероприятий подпрограммы государственной программы будет решена задача по обеспечению и поддержанию высокой готовности сил и средств государственных казенных учреждений Ростовской области "Ростовская областная поисково-спасательная служба", "Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Ростовской области" и "Склады гражданской обороны" ("Склады ГО").
Силами и средствами перечисленных государственных казенных учреждений Ростовской области и департамента по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области будут решены задачи по обеспечению эффективного предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, содержанию и реконструкции региональной системы оповещения населения области и достигнута цель подпрограммы государственной программы.
9.5. Информация по ресурсному обеспечению подпрограммы
Финансовое обеспечение реализации подпрограммы государственной программы осуществляется за счет средств областного бюджета.
Объем ассигнований областного бюджета для реализации подпрограммы государственной программы на период 2014 - 2020 годы - 2 164 746,4 тыс. рублей, в том числе:
2014 год - 240 119,7 тыс. рублей;
2015 год - 382 979,9 тыс. рублей;
2016 год - 370 953,1 тыс. рублей;
2017 год - 294 872,2 тыс. рублей;
2018 год - 293 454,2 тыс. рублей;
2019 год - 291 965,3 тыс. рублей;
2020 год - 290 402,0 тыс. рублей.
9.6. Участие муниципальных образований Ростовской области в реализации подпрограммы
В рамках подпрограммы участие муниципальных образований Ростовской области не предусмотрено.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.