Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика текущего состояния сферы реализации муниципальной программы, содержание проблемы, анализ причин ее возникновения, обоснование необходимости ее решения программными методами
Муниципальные финансы выступают необходимым экономическим инструментом и источником финансового обеспечения ускоренного развития приоритетных отраслей городского хозяйства.
Основными результатами реализации бюджетных реформ последних лет стали:
организация бюджетного процесса на основе принятия и исполнения расходных обязательств города;
внедрение в бюджетный процесс среднесрочного бюджетного планирования, утверждение бюджета города на очередной финансовый год и плановый период в формате "скользящей трехлетки";
использование единого программного продукта для обеспечения бюджетного процесса;
формирование бюджета города на основе муниципальных программ;
переход на отраслевые системы оплаты труда работников бюджетных учреждений;
создание системы мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями бюджетных средств города.
В результате проведенной реформы системы финансового обеспечения оказания государственных и муниципальных услуг в полном объеме обеспечена реализация Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". В новом статусе начали осуществлять деятельность 445 муниципальных учреждений, в том числе 72 казенных учреждения, 355 бюджетных учреждений и 19 автономных учреждений. Цель этой реформы - мотивация учреждений к повышению качества предоставления услуг (выполнения работ) населению.
По итогам проведенных министерством финансов Ростовской области мониторинга и оценки качества управления бюджетным процессом в муниципальных образованиях Ростовской области за 2012 год город Ростов-на-Дону показал лучшие результаты и получил первую степень качества управления бюджетным процессом.
Проведена работа по формированию целостной системы управления муниципальными финансами города, характеризующейся следующими показателями.
Таблица
Основные показатели бюджета города Ростова-на-Дону
(млрд руб.) | ||||||
Показатель |
2009 год факт |
2010 год факт |
2011 год факт |
2012 год факт |
2013 год план |
|
Доходы |
19,7 |
23,0 |
25,4 |
26,1 |
27,0 |
|
Расходы |
20,9 |
24,2 |
24,6 |
25,6 |
29,4 |
|
Профицит (+), дефицит (-) |
-1,2 |
-1,2 |
0,8 |
0,5 |
-2,4 |
|
Среднедушевой доход (тыс. руб.) |
18,1 |
21,2 |
23,3 |
23,8 |
24,7 |
По итогам 2012 года обеспечена положительная динамика основных показателей бюджета города Ростова-на-Дону относительно уровня 2011 года.
Исполнение бюджета города Ростова-на-Дону за 2012 год составило: по доходам 26,1 млрд рублей и по расходам 25,6 млрд рублей, что на 2,4 процента, или на 0,7 млрд рублей выше показателей 2011 года по доходам и на 4,1 процента, или на 1,0 млрд рублей - по расходам.
Среднедушевой бюджетный доход на жителя города Ростова-на-Дону составил 23,8 тыс. рублей.
Основные доходные источники бюджета города Ростова-на-Дону - собственные налоговые и неналоговые доходы, их объем составил 14,9 млрд рублей, или 57,1 процента всех поступлений в бюджет города Ростова-на-Дону. Прирост по сравнению с 2011 годом составил 1,1 млрд рублей.
Доля объема безвозмездных перечислений из вышестоящих бюджетов в бюджете города Ростова-на-Дону в целом снижается. По сравнению с 2010 годом она снизилась с 45,1 до 42,7 процентов. В 2012 году доля межбюджетных трансфертов снизилась к уровню 2011 года на 4,8% и составила 11,1 млрд рублей.
Проведение взвешенной долговой политики, направленной на минимизацию муниципального долга города и расходов на его обслуживание позволило обеспечить низкий уровень долговых обязательств города Ростова-на-Дону.
Муниципальный долг города Ростова-на-Дону составил 13 процентов от предельной величины, установленной бюджетным законодательством Российской Федерации.
В сфере расходов бюджета города приоритетом является улучшение условий жизни населения города Ростова-на-Дону, предоставление качественных муниципальных услуг (выполнение работ) отраслей социальной сферы.
На социальную сферу расходы бюджета за 2012 год, в сравнении с отчетными данными 2011 года, увеличились на 19 процентов и составили 15,1 млрд рублей. Расходы на образование, культуру, здравоохранение, социальную политику и спорт составили 58,9 процента в итоговом объеме расходов бюджета.
В 2013 году уточненный плановый объем всех доходов по состоянию на 01.09.2013 составляет 27,0 млрд рублей, в том числе собственные доходы (налоговые и неналоговые доходы) - 14,8 млрд рублей.
Объем расходов на 2013 год запланирован в сумме 29,4 млрд рублей и обеспечен доходными источниками с учетом изменения остатков средств на счете местного бюджета.
Доля программных расходов бюджета города по итогам 2012 года составила 91,5 процента в общих расходах бюджета (согласно методике расчета, установленной минфином Ростовской области). За период с 2010 года она выросла более чем на 10 процентов. В 2013 году программные расходы запланированы в размере 84,6 процента.
Несмотря на поступательное развитие бюджетных правоотношений, к настоящему времени процесс формирования целостной системы управления муниципальными финансами в городе еще не завершен. Дальнейшее его развитие и работа по повышению эффективности управления муниципальными финансами невозможны без принятия действенных мер. В их числе:
- обеспечение взаимосвязи планов социально-экономического развития и муниципальных программ, для концентрации бюджетных средств на уже определенных приоритетах;
- создание унифицированных критериев отбора инвестиционных проектов для включения в состав муниципальных программ;
- введение института обоснования бюджетных ассигнований для определения возможности включения тех или иных расходов в состав муниципальных программ и в бюджет города;
- внедрение в бюджетный процесс системы планирования натуральных объемов закупок, которая должна стать основой формирования проекта бюджетных расходов и создать понимание, что именно и в каком объеме надо приобретать уже на этапе их включения в бюджет города;
- переход к планированию расходов бюджета с учетом результативности работы учреждений в базовом периоде путем сопоставления сложившихся критериев качества услуг, закрепленных в муниципальном задании, во взаимосвязи с критериями качества работы главных распорядителей бюджетных средств города, согласно муниципальным программам;
- завершение автоматизации с последующей интеграцией всех процессов управления финансово-хозяйственной деятельностью учреждений, в том числе закупочной;
- внедрение информационных технологий, обеспечивающих взаимосвязь информации об исполнении бюджета с результатами деятельности учреждений - исполнением муниципальных заданий и муниципальных программ;
- развитие механизма реализации закрепленного в Бюджетном кодексе Российской Федерации принципа прозрачности (открытости) бюджетных данных для широкого круга заинтересованных пользователей.
Определение сферы государственного (муниципального) финансового контроля стало важнейшей новацией внесенных Федеральным законом от 23.07.2013 N 252-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования государственного (муниципального) финансового контроля и ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, а также Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Основным направлением развития в этой сфере станет организация действенного, компетентного и всеобъемлющего муниципального финансового контроля за эффективным использованием бюджетных средств посредством четкого законодательного разграничения и закрепления полномочий Администрации города и ее отраслевых (функциональных) органов в сфере контроля.
Прогноз развития сферы реализации муниципальной программы в существенной степени зависит от разработки и утверждения долгосрочных параметров бюджета города.
Достижение измеримых, общественно значимых результатов, выявление и эффективное использование внутренних резервов, проведение социально-экономических реформ может быть реализовано только при сохранении долгосрочной сбалансированности бюджета. Для этого необходима разработка и принятие долгосрочного прогноза социально-экономического развития города Ростова-на-Дону и Бюджетной стратегии города Ростова-на-Дону до 2030 года. Разработка этих документов должна быть осуществлена на основе задач и подходов, предусмотренных в аналогичных федеральных и областных документах.
Стратегия должна определять условия и подходы к обеспечению сбалансированности бюджета города и учитывать реальные финансовые возможности бюджета в долгосрочной перспективе.
Это будет осуществлено за счет концентрации вопросов ресурсного обеспечения стратегических целей в муниципальных программах города, которые станут основным механизмом, с помощью которого увязываются стратегическое и бюджетное планирование.
Программа определяет принципиальные тенденции развития муниципальных финансов города Ростова-на-Дону. К ним относятся:
сбалансированность бюджета города Ростова-на-Дону;
наращивание собственных налоговых и неналоговых доходов;
сохранение объема муниципального долга на экономически безопасном уровне;
формирование бюджетных параметров исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств, в том числе с учетом их оптимизации и повышения эффективности исполнения;
взвешенный, экономически обоснованный подход при принятии новых расходных обязательств;
развитие системы внутреннего муниципального финансового контроля.
Основным риском реализации программы является возможное снижение темпов экономического роста, что может повлечь увеличение дефицита бюджета города и, соответственно, муниципального долга и стоимости его обслуживания. Кроме того, существуют риски использования при формировании документов стратегического планирования (бюджетной стратегии, муниципальных программ) прогноза расходов, не соответствующего прогнозу доходов.
Минимизации рисков будет способствовать совершенствование правовой базы, регламентирующей бюджетный процесс в городе, своевременное принятие решений о бюджете города на очередной финансовый год и плановый период и об отчете исполнения бюджета города.
Программа имеет существенные отличия от большинства других муниципальных программ города. Она является "базовой", то есть ориентирована (через развитие правового регулирования и методического обеспечения) на создание общих для всех участников бюджетного процесса условий и механизмов их реализации, обеспечивая значительный вклад в достижение практически всех стратегических целей социально-экономического развития города.
Следует также учитывать, что качество управления муниципальными финансами, в том числе эффективность расходов бюджета города, зависит не только от Муниципального казначейства города Ростова-на-Дону, осуществляющего организацию составления и исполнения бюджета города, но и от действий всех участников бюджетного процесса.
Таким образом, указанные выше параметры: "базовый" характер Программы, сплошной охват участников бюджетного процесса, многофакторность решаемых задач предопределяют применение программно-целевого метода при осуществлении управления муниципальными финансами в городе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.