Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 8. Подпрограмма "Развитие культуры"
8.1. Паспорт подпрограммы "Развитие культуры" государственной программы Ростовской области "Развитие культуры и туризма"
Наименование подпрограммы |
- |
"Развитие культуры" |
Ответственный исполнитель подпрограммы |
- |
министерство культуры Ростовской области |
Соисполнители подпрограммы |
- |
отсутствуют |
Участники подпрограммы |
- |
министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области; органы местного самоуправления муниципальных образований Ростовской области в случае принятия их представительными органами соответствующих решений (далее - органы местного самоуправления); государственные бюджетные учреждения культуры; государственные автономные учреждения культуры; государственные бюджетные образовательные учреждения среднего профессионального образования в сфере культуры; государственное учреждение Ростовской области "Областной учебно-методический центр по образовательным учреждениям культуры и искусства"; государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) Ростовской области "Областные курсы повышения квалификации работников культуры и искусства" |
Программно-целевые инструменты подпрограммы |
- |
отсутствуют |
Цели подпрограммы |
- |
создание условий для сохранения культурного наследия и развития культурного потенциала Ростовской области |
Задачи подпрограммы |
- |
проведение мероприятий по государственной охране и сохранению объектов культурного наследия; обеспечение доступа различных групп населения к учреждениям культуры и искусства; популяризации достижений профессионального и самодеятельного искусства Ростовской области, интеграция в российский и мировой культурный процесс; поддержка региональных и местных национально-культурных автономий; обеспечение равного доступа населения Ростовской области к информационным ресурсам; обеспечение условий предоставления образовательной услуги в образовательных учреждениях среднего профессионального образования; реализация творческих мероприятий, направленных на выявление и поддержку талантливых детей и молодежи |
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы |
- |
доля объектов культурного наследия (памятников археологии), на которые подготовлены документы для внесения сведений в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в общем количестве объектов культурного наследия (памятников археологии); увеличение количества посещений театральных и концертных мероприятий; количество посещений библиотек; количество выданных документов из фондов областных библиотек; коэффициент динамики количества библиографических записей в электронном каталоге библиотек, в том числе включенных в сводный электронный каталог библиотек Ростовской области; количество экземпляров новых поступлений в библиотечные фонды общедоступных библиотек на 1 тыс. человек населения; количество посещений музеев; доля экспонировавшихся музейных предметов в общем количестве музейных предметов основного фонда; доля музейных предметов, внесенных в электронный каталог, от общего числа предметов основного фонда; доля отреставрированных музейных предметов в общем объеме подлежащих реставрации; количество обменных выставок между музеями Ростовской области и музеями Российской Федерации; увеличение численности участников культурно-досуговых мероприятий; увеличение учебно-методических мероприятий и информационно-методических материалов для культурно-досуговых учреждений области; процент охвата учащихся 1 - 9 классов общеобразовательных школ эстетическим образованием; выпуск специалистов со средним специальным образованием образовательными учреждениями среднего профессионального образования, подведомственными министерству культуры Ростовской области; соотношение средней заработной платы работников учреждений культуры к средней заработной плате по Ростовской области |
Этапы и сроки реализации подпрограммы |
- |
срок реализации подпрограммы: 2014 - 2020 годы, этапы реализации подпрограммы не предусмотрены |
Ресурсное обеспечение подпрограммы |
- |
финансирование программных мероприятий осуществляется за счет средств областного, федерального и местных бюджетов в объемах, предусмотренных Программой и утвержденных областным законом об областном бюджете на очередной финансовый год. Общий объем финансирования подпрограммы составляет 12 703 248,8 тыс. рублей, в том числе: 2014 год - 1 902 886,4 тыс. рублей. 2015 год - 1 779 549,8 тыс. рублей; 2016 год - 1 799 593,6 тыс. рублей; 2017 год - 1 804 627,9 тыс. рублей; 2018 год - 1 805 981,6 тыс. рублей; 2019 год - 1 804 627,9 тыс. рублей; 2020 год - 1 805 981,6 тыс. рублей. Объем средств областного бюджета, необходимый для финансирования подпрограммы, составляет 10 560 756,4 тыс. рублей, в том числе: 2014 год - 1 508 322,1 тыс. рублей; 2015 год - 1 395 461,2 тыс. рублей; 2016 год - 1 526 825,7 тыс. рублей; 2017 год - 1 531 860,0 тыс. рублей; 2018 год - 1 533 213,7 тыс. рублей; 2019 год - 1 531 860,0 тыс. рублей; 2020 год - 1 533 213,7 тыс. рублей. Объем средств федерального бюджета, необходимый для финансирования подпрограммы, составляет 320911,0 тыс. рублей, в том числе: 2014 год - 134 273,0 тыс. рублей; 2015 год - 134 273,0 тыс. рублей; 2016 год - 10 473,0 тыс. рублей; 2017 год - 10 473,0 тыс. рублей; 2018 год - 10 473,0 тыс. рублей. 2019 год - 10 473,0 тыс. рублей; 2020 год - 10 473,0 тыс. рублей. Средства местных бюджетов, необходимые для софинансирования особо важных и (или) контролируемых Правительством Ростовской области объектов и направлений расходования средств, в 2014 году составляют 17 829,7 тыс. рублей. Средства из внебюджетных источников составляют 1 803 751,7 тыс. рублей, их них: 2014 год - 242 461,6 тыс. рублей; 2015 год - 249 815,6 тыс. рублей; 2016 год - 262 294,9 тыс. рублей; 2017 год - 262 294,9 тыс. рублей; 2018 год - 262 294,9 тыс. рублей; 2019 год - 262 294,9 тыс. рублей; 2020 год - 262 294,9 тыс. рублей. |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
- |
обеспечение объектов культурного наследия документацией по государственной охране и учету; наличие информации о состоянии объектов культурного наследия; обеспечение доступности лучших образцов классического и современного искусства для жителей Ростовской области; эффективная интеграция донского профессионального искусства в российский и мировой культурный процесс; обеспечение сохранности зданий учреждений культуры; создание безопасных и благоприятных условий нахождения граждан в учреждениях культуры; улучшение технического состояния зданий учреждений культуры; обеспечение пожарной безопасности зданий учреждений культуры; обеспечение доступа населения к музейным и библиотечным фондам, в том числе посредством обменных выставок между музеями Ростовской области и музеями Российской Федерации; применение новых информационных технологий в представлении музейных коллекций и библиотечных фондов; создание условий для удовлетворения потребностей населения в культурно-досуговой деятельности, расширение возможностей для духовного развития; повышение творческого потенциала самодеятельных коллективов народного творчества; сохранение и передача новым поколениям традиций профессионального образования в сфере культуры и искусства; адресная поддержка одаренных учащихся и талантливой молодежи; эстетическое воспитание подрастающего поколения, воспитание подготовленной и заинтересованной аудитории слушателей и зрителей. |
8.2. Характеристика сферы реализации подпрограммы "Развитие культуры"
Ростовская область - уникальный регион по количеству и разнообразию памятников истории и культуры, которые являются частью национального культурного достояния Российской Федерации. Популяризация объектов культурного наследия способствует взаимному пониманию, уважению и сближению людей, ведет к духовному объединению нации на основе единых исторических корней, способствует воспитанию патриотических чувств.
На территории Ростовской области в настоящее время государственной охране подлежат более 10 тысяч объектов культурного наследия: памятники истории, архитектуры, монументального искусства, памятники археологии.
Объекты культурного наследия, являющиеся основным живым свидетельством развития цивилизации и подлинным отражением древних традиций, необходимо сохранять во имя обеспечения доступа к культурным ценностям нынешних и будущих поколений России.
Сохранение объектов культурного наследия - это направленные на обеспечение физической сохранности объектов культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор. В исключительных случаях под сохранением объекта археологического наследия понимаются спасательные археологические полевые работы.
В настоящее время в сфере сохранения объектов культурного наследия - памятников истории, архитектуры и монументального искусства, выделяется ряд проблем:
критическое физическое состояние памятников. По различным оценкам, состояние от 50 до 70 процентов памятников, находящихся на государственной охране, характеризуется как неудовлетворительное, для большей их части необходимо принятие срочных мер по спасению от разрушения, повреждения и уничтожения;
высокая степень амортизации значительного числа зданий, являющихся объектами культурного наследия, что приводит к возникновению реальной угрозы их утраты. Во многих случаях эти здания имеют большой амортизационный износ и требуют проведения значительного объема ремонтно-реставрационных работ. Данный износ выражается также в уменьшении потребительских свойств объекта недвижимости. При невыполнении работ по комплексной реставрации таких объектов возрастает угроза физического изменения отдельных архитектурных и конструктивных особенностей и элементов декора, предметов внутренней отделки, что в дальнейшем повлечет значительное удорожание ремонтно-реставрационных работ.
процессы естественного старения объектов культурного наследия ускоряются в результате неблагоприятных климатических условий (длительность залегания снега и льда, высокая влажность и загазованность атмосферы, стихийные бедствия - паводки, подтопления, оползни) и отсутствия должной защиты зданий-памятников и сооружений от погодных условий, техногенной нагрузки на грунты и конструкции и др.
На территории Ростовской области находится более 8 тысяч археологических объектов культурного наследия, примерно 80 памятников археологии находятся в аварийном состоянии в результате естественных разрушений и требуют проведения спасательных раскопок.
Основными проблемами в сфере сохранения археологических объектов культурного наследия являются: природное разрушение археологических памятников, которое связано, в первую очередь, с нахождением большого количества памятников по берегам водохранилищ, Таганрогского залива, по берегам рек, а также разрушение памятников археологии так называемыми "черными археологами", а попросту, грабителями государственной собственности.
Обеспечение сохранения объектов культурного наследия требует значительных инвестиций, объем которых зачастую превышает стоимость нового строительства. В настоящее время недостаточность денежных средств, выделяемых на работы по сохранению объектов культурного наследия, не позволяет предотвратить ухудшение состояния большей части объектов культурного наследия и поддерживать их в удовлетворительном состоянии, поэтому необходимо с каждым годом увеличивать финансирование мероприятий по обеспечению сохранения объектов культурного наследия.
Под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия.
В соответствии со статьей 64 Федерального закона от 22.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) объекты культурного наследия федерального и регионального значения считаются включенными в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) (далее - реестр) с последующей регистрацией данных объектов в реестре в соответствии с требованиями указанного Федерального закона.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "от 25 июня 2002 г."
В целях выполнения указанных требований с 2009 года проводится работа по подготовке документов на объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) для внесения сведений в реестр. Полностью подготовлена документация на архитектурные объекты культурного наследия, с 2010 года проводится работа по подготовке документов на объекты археологического наследия.
Паспорт объекта культурного наследия (сведения, содержащиеся в нем) является одним из обязательных документов, представляемых в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при осуществлении сделок с объектом культурного наследия либо земельным участком, в пределах которого располагается объект археологического наследия.
Паспорт объекта культурного наследия выполняется в соответствии с Методическими рекомендациями по заполнению паспорта объекта культурного наследия, утвержденными приказом Министерства культуры Российской Федерации от 11.11.2011 N 1055.
Одной из основных задач государственной охраны объектов культурного наследия является разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия.
Российская и мировая практика свидетельствуют о том, что установление зон охраны объектов культурного наследия, требований к режиму использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон является одним из основных инструментов обеспечения сохранности объектов культурного наследия в современных условиях.
Необходимый состав зон охраны объектов культурного наследия определяется проектами зон охраны объектов культурного наследия. Разработка проектов осуществляется в соответствии с требованиями Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.08 N 315.
Также в целях предотвращения разрушения объектов культурного наследия и осуществления контроля за их состоянием проводится работа по обследованию объектов культурного наследия регионального значения и выявленных объектов культурного наследия (памятников истории, архитектуры и монументального искусства) и составлению актов технического осмотра. Указанный акт является приложением к охранному обязательству собственника (пользователя) объекта культурного наследия, оформляемому министерством культуры Ростовской области, и составляется не реже чем один раз в пять лет, а в случае, когда значительно изменилось состояние объекта в результате его реставрации или других причин - незамедлительно и содержит информацию о состоянии конструкций и элементов объекта.
Ежегодно в Ростовской области выявляются новые объекты культурного наследия. В целях постановки выявленных объектов культурного наследия на государственную охрану необходимо выполнить их обследование, провести историко-архивные исследования, получить данные о собственниках (пользователях) объекта, на основании собранных сведений подготовить документы для принятия решения о включении объекта культурного наследия в реестр.
В связи с тем, что на территории Ростовской области расположено большое количество объектов культурного наследия, недостаточность финансирования мероприятий по государственной охране и учету объектов культурного наследия приведет к тому, что осуществление данных мероприятий растянется на долгие годы.
Учитывая данную проблему, необходимо отметить, что невыполнение вышеуказанных мероприятий повлечет за собой ряд негативных последствий, таких как:
ухудшение состояния объектов культурного наследия вследствие отсутствия возможности финансирования работ по сохранению объектов культурного наследия по причине отсутствия документации на объекты культурного наследия;
отсутствие обременений на объекты культурного наследия при сделках с объектами недвижимости и земельными участками, что в последующем сказывается на сохранности памятников;
полное или частичное разрушение объектов культурного наследия вследствие нового строительства зданий, дорог, прокладки коммуникаций, ввиду отсутствия режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах зон охраны объектов культурного наследия;
отсутствие возможности эффективного использования богатейшего и разнообразного наследия народов Российской Федерации, сохранения культур проживающих в регионе народов, самобытности местных традиций, а также культурного развития населения и возможности вернуть объекты культурного наследия в хозяйственный и культурный оборот.
Реализация мероприятий будет способствовать воспитанию национального самосознания, нравственности и духовности, позволит сохранить историко-культурное наследие Ростовской области как уникальную, особенную часть национального достояния России.
Профессиональное искусство по-прежнему остается важнейшей частью эстетического воспитания и развития духовного потенциала каждой личности и общества в целом.
Необходимость в удовлетворении потребностей жителей региона в культурно-творческом самовыражении, приобщении к культурным и духовным ценностям требует соответствующего развития различных жанров профессионального искусства.
Один из показателей повышения качества жизни населения Ростовской области является обеспечение максимальной доступности культурных благ, возможности посещения театрально-концертных организаций.
Это имеет большое значение для формирования высокого уровня культурной среды в городе и в регионе в целом. Кроме того, наличие достаточного количества театров в городах региона является одним из значимых факторов его инвестиционной привлекательности и дополнительным аргументом для привлечения высокопрофессиональных кадров, переезжающих из других мест.
Особая роль в культурно-просветительской деятельности принадлежит театральному искусству. Театральное искусство Дона насчитывает более двух с половиной столетий.
В настоящее время на территории Ростовской области осуществляют деятельность 8 профессиональных театров, в том числе 5 театров драмы, 1 музыкальный театр (включающий все жанры музыкально-театрального искусства и выполняющий функции театра оперы и балета), 1 молодежный театр и 1 театр кукол.
Таким образом, театральное предложение в Ростовской области отличается наличием всех жанров, и отвечает структуре театральных потребностей разных групп населения, проживающих в ней.
Сохраняется положительная динамика по количеству новых и капитально возобновленных постановок в театрах Ростовской области с 43 в 2009 году до более 60 - в 2012 году.
Ежегодно в среднем более 800 тыс. зрителей посещают театральные мероприятия.
В последнее время актуальным вопросом как для страны в целом, так и для региона, в частности, является развитие театра для детей, как инструмента социализации личности, становления художественного вкуса, воспитания эстетически развитой творческой личности.
За последние три года театры Ростовской области показали 3 552 мероприятия для детей. За этот период количество спектаклей для детей увеличилось на 104 спектакля.
С целью обеспечения равного доступа населения Ростовской области, в том числе детей и подростков, к услугам театральных учреждений в областном бюджете предусматриваются финансовые средства на осуществление гастрольной деятельности областных театров по территории региона. Благодаря этому ежегодно жители городов и районов Ростовской области, не имеющих театров, получают возможность познакомиться с лучшими образцами классической и современной драматургии.
Гастрольная деятельность является и важнейшим стимулом развития самого театра. За последние три года театры Ростовской области провели 390 гастрольных поездок. В том числе: 254 региональных гастроли, осуществление которых поддерживается за счет средств областного бюджета; 90 межрегиональных гастролей и 46 гастролей в зарубежных странах, которые в основном осуществляются за счет собственных средств.
Еще одной важной формой мониторинга развития театрального искусства являются театральные фестивали, стимулирующие творческий поиск театральных коллективов и благоприятное развитие культурной обстановки в регионе.
С 1989 года проводится Международный фестиваль спектаклей для детей и молодежи "Минифест", с 1999 года - Всероссийский театральный фестиваль "Русская комедия"; в муниципальном бюджетном учреждении культуры "Таганрогский ордена "Знак Почета" театр им. А.П. Чехова" организуется Международный театральный фестиваль "На родине А.П. Чехова", в муниципальном автономном учреждении культуры "Донской театр драмы и комедии им. В.Ф. Комиссаржевской" г. Новочеркасска - Международный театральный фестиваль "Комплимент".
Расширение доступности театрального искусства для различных групп населения Ростовской области укрепляет единое культурное пространство региона и должно обеспечиваться:
поддержкой гастрольной деятельности областных и муниципальных театров за счет средств областного и муниципального бюджетов;
поддержкой экспериментальных и малых форм театра, ориентированных на небольшое количество зрителей;
увеличением количества детских и подростковых спектаклей в репертуаре всех театров;
расширением региональной гастрольной деятельности с детским и подростковым репертуаром;
организацией фестивалей детских спектаклей с целью показа лучших образцов сценического искусства для детей Ростовской области;
участием театров Ростовской области в конкурсах, фестивалях, ориентированных на показ спектаклей для детей.
Сохранение и поддержка театральных фестивалей и форумов, стимулирующих творческий поиск театральных коллективов и благоприятно влияющих на развитие культурной среды в регионе, является еще одной важной задачей органов исполнительной власти Ростовской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Ростовской области.
Профессиональное музыкальное искусство в Ростовской области представлено государственным автономным учреждением культуры Ростовской области "Ростовская областная филармония" и государственным автономным учреждением культуры Ростовской области "Государственный академический ансамбль песни и пляски Донских казаков имени Анатолия Квасова". На сегодняшний день в филармонии осуществляют деятельность 8 творческих коллективов, каждый из которых представляет различные виды профессионального исполнительского искусства.
Ежегодно творческие коллективы и артисты филармонии представляют слушателям более 800 концертных программ, которые посещают более 200 тыс. человек.
Благодаря финансовой поддержке за счет средств областного бюджета за последние три года в два раза увеличилось количество созданных новых концертных программ, значительно расширилась география гастрольной деятельности.
Ростовская областная филармония - организатор крупных культурных мероприятий, в которых традиционно принимают участие высокопрофессиональные творческие коллективы Дона и России.
Для дальнейшей эффективной деятельности Ростовской областной филармонии по сохранению и развитию мировых и отечественных культурных ценностей, формированию и удовлетворению духовных потребностей слушателей и зрителей необходимо решение следующих задач:
создание условий для развития всех видов и жанров профессионального музыкального искусства, в том числе укрепление материально-технической базы Ростовской областной филармонии;
содействие приобщению к духовным и культурным ценностям населения Ростовской области путем расширения концертных предложений для различных возрастных и социальных слоев населения;
расширение системы музыкального абонементного обслуживания всех категорий населения, особенно детей и молодежи;
сохранение преемственности культурных традиций отечественного музыкального исполнительства;
пропаганда, популяризация и широкое освещение достижений музыкального искусства Ростовской области на российском и международном уровнях.
Учреждения культуры своей деятельностью активно способствуют социально-экономическому развитию Ростовской области. Однако современное состояние учреждений культуры характеризуется высокой степенью изношенности зданий, сооружений, оборудования, инженерных коммуникаций.
Процент износа большинства зданий муниципальных учреждений культуры составляет более 50 процентов.
В настоящее время все здания, построенные в конце 50-х - начале 60-х годов, находятся в неудовлетворительном состоянии.
Несоответствие материально-технического состояния и оснащенности учреждений культуры и образования современным нормам и социокультурным потребностям населения снижает возможность обеспечения равного доступа населения Ростовской области к услугам в сфере культуры и повышения качества оказываемых услуг.
Обеспечение устойчивой и надежной работы объектов культуры требует значительных капитальных вложений, а в ряде случаев необходимо выделение средств на реконструкцию и строительство новых зданий.
Также необходима целевая ориентация бюджетных расходов с целью обеспечения безопасности в учреждениях культуры.
Реализация подпрограммы в части мероприятий по улучшению материально-технической базы учреждений культуры за весь период ее действия:
обеспечит сохранность зданий учреждений культуры;
создаст безопасные и благоприятные условия нахождения граждан в учреждениях культуры;
улучшит техническое состояние зданий учреждений культуры;
обеспечит пожарную безопасность зданий учреждений культуры.
Библиотеки выполняют важнейшие социальные и коммуникативные функции, являются одним из базовых элементов культурной, образовательной и информационной инфраструктуры страны.
В рамках реализации государственной социально-экономической политики услуги, предоставляемые библиотеками населению Ростовской области, способствуют образованию и культурному развитию граждан.
Ростовская область располагает одной из крупнейших сетей общедоступных библиотек. Библиотечное обслуживание населения Ростовской области на 1 января 2013 г. осуществляют 3 областные и 1 013 муниципальных библиотек.
Для обеспечения доступа к информации жителей населенных пунктов, удаленных от стационарных библиотек, необходимо дальнейшее развитие внестационарного обслуживания.
По объему фонда Ростовская область занимает 1 место среди библиотек Южного федерального округа и 3 место - среди субъектов Российской Федерации. Однако на протяжении последних лет наблюдается тенденция к сокращению документного фонда, так как одним из вопросов, требующих серьезного внимания, является вопрос пополнения книжных фондов общедоступных библиотек области новой литературой.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.07.1996 N 1063-р ежегодно объем новых поступлений должен составлять 250 экземпляров на 1000 жителей. По этому показателю Ростовская область занимает 73 место среди 83 субъектов Российской Федерации.
Для обеспечения населения Ростовской области доступом к библиотечным фондам, в том числе новой литературе, необходимо продолжить финансирование комплектования библиотечных фондов из федерального, областного бюджетов, бюджетов муниципальных образований.
В настоящее время информатизация библиотек является одним из приоритетных направлений государственной политики в области российской информатизации. С каждым годом возрастает роль библиотеки на пути к информационному обществу, повышается социальная значимость библиотеки как общественного института, содействующего этим процессам. На 1 января 2013 г. парк компьютерной техники в муниципальных библиотеках составил 2 164 единицы, которые размещены в 809 библиотеках, что составляет 79,9 процента от их общего числа. За 3 года количество компьютерной техники возросло на 777 единиц. 586 библиотек Ростовской области предоставляют доступ населению к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (в 2009 году доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" осуществляла 351 библиотека). Увеличение данных показателей стало возможным благодаря реализации Областной долгосрочной целевой программы "Развитие и использование информационных и телекоммуникационных технологий в Ростовской области на 2010 - 2014 годы". Для обеспечения права граждан на доступ к информации, к услугам, оказываемым в электронном виде, необходимо продолжать информатизацию библиотек: поэтапно довести процент компьютеризированных и осуществляющих доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" библиотек до 100 процентов.
В Ростовской области действуют 42 музея (как юридическое лицо), из них 1 - федерального подчинения (государственный музей-заповедник М.А. Шолохова), 15 музеев областного подчинения и 26 - муниципального подчинения. Музеи государственной сети разнотипны, каждый из них специализируется по определенному научному профилю, историческому периоду, части культурного наследия. В музейной отрасли Ростовской области трудятся около 1 500 человек. Музейный фонд Ростовской области составляет более 1 800 тыс. музейных предметов, он является самым крупным в Южном федеральном округе.
Из 42 музеев, расположенных на территории Ростовской области, 6 являются музеями-заповедниками, призванными сохранять и использовать историко-культурные и природные территории как особого типа комплексы культурного наследия (всего - 108 по всей России, половина субъектов Российской Федерации вообще не имеют таких учреждений). В настоящее время в 5 областных музеях-заповедниках хранится 870 тыс. музейных предметов, что составляет 50 процентов от общего музейного фонда области; работает 570 сотрудников, что составляет 45 процентов от общего количества сотрудников областных музеев. 4 областных музея-заповедника из 5 участвовали в реализации областной целевой программы развития туризма в Ростовской области на 2011 - 2014 годы.
В целом за последние годы музеи Ростовской области достигли значительных успехов, что отмечается на ежегодных международных фестивалях музеев "Интермузей", на заседании Союза музеев России (сентябрь, 2012).
В 2013 году в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" за счет средств областного бюджета проведены 2 обменные выставки с музеями Российской Федерации. Практику обменных выставок необходимо расширять. Также в соответствии с вышеназванным Указом с 2012 года ряд областных музеев в отдельные дни работают в продленном режиме.
Развивается сотрудничество музейного сообщества с Донской митрополией. Также музеи Ростовской области традиционно работают в сотрудничестве с образовательными учреждениями. Согласно статистике 44 процента посетителей музеев - дети, подростки и молодежь в возрасте до 18 лет. В настоящее время донские музеи реализуют порядка 130 программ для детей, специально для школьников разработано 300 тематических экскурсий. Необходимо активнее использовать ресурсы донских музеев в образовательном процессе.
За последние годы в Ростовской области уделяет большое внимание вопросам развития музейного дела. За 2008 - 2012 годы введены новые площади фондохранилищ и экспозиционные площади в 6 областных музеях, выделяются средства на приобретение специализированного оборудования для экспозиционных залов и фондохранилищ, на внедрение в деятельность областных музеев современных информационных технологий. Все это способствовало увеличению посещаемости областных музеев, которая в 2013 году вышла на докризисный уровень.
Основными проблемами остаются дефицит фондовых площадей (особенно в Новочеркасском музее истории донского казачества, Старочеркасском музее-заповеднике), физический износ зданий музеев, а также оборудования, используемых для хранения и экспонирования музейных предметов, вопросы реставрации музейных предметов.
Музеям области, том числе музеям-заповедникам, предстоит большая работа. Поставлена задача по созданию музея Миус-фронта на Самбекских высотах, большой комплекс мероприятий готовится в Старочеркасском музее-заповеднике, археологическом музее-заповеднике "Танаис", а также в Раздорском музее-заповеднике в рамках празднования 100-летия со дня рождения Анатолия Калинина.
По состоянию на 1 января 2013 г. в Ростовской области действует 1 294 учреждения клубного типа, включая 92 передвижных клубных учреждения. В культурно-досуговых учреждениях области действовали 13 898 клубных формирований, в которых занимались 219 354 участника. За последние годы количество и контингент участников клубных формирований сохранены.
Формирование единого информационного пространства, как инструмента реализации стратегических задач развития Ростовской области, является приоритетным направлением культурной политики. Компьютерная коммуникационная техника и технологии являют собой неотъемлемую часть жизни современного человека. В 2012 году 44 процента учреждений были оснащены персональными компьютерами, 28 процентов учреждений имели доступ в "Интернет".
Одним из наиболее действенных средств приобщения населения к культурным ценностям и обеспечения равного доступа к культурным ценностям является проведение массовых праздников и фестивалей народного творчества, организацией которых занимается Областной дом народного творчества. Согласно статистическим данным, в городах и районах Ростовской области, где проводятся массовые мероприятия, степень удовлетворенности населения качеством предоставляемых услуг в сфере культуры наиболее высока и превышает 50 процентов от числа опрошенных жителей.
Настоящей визитной карточкой Донской земли является Всероссийский литературно-фольклорный фестиваль "Шолоховская весна". Также способствует развитию культурной самобытности казачества, восстановлению и сохранению культурно-исторической среды обитания казаков проведение межрегионального фестиваля казачьего фольклора "Нет вольнее Дона Тихого!" и фестиваль, проводимый на родине А.В. Калинина. На развитие взаимопонимания и толерантности в межнациональных отношениях направлены проведение международного фестиваля народного творчества "Содружество" и праздника национальных культур "Народов Дона дружная семья". Призван оказывать помощь в реабилитации детей с ограниченными возможностями и содействовать развитию их творческих способностей областной фестиваль творчества детей-инвалидов "Мне через сердце виден мир". Расширяются границы фестиваля авторской (бардовской) песни "Струны души" в Волгодонском районе. Фестивальное движение способствует укреплению дружбы, взаимопонимания, развития толерантности в межнациональных отношениях и формированию привлекательного имиджа Ростовской области.
Областной дом народного творчества также является областным органом координации методических процессов культурно-досуговой деятельности. В настоящее время на уровне муниципальных образований действуют 55 методических центров.
Главной проблемой в культурно-досуговой деятельности является сокращение сети клубных учреждений. За последние 5 лет их количество сократилось на 42 единицы. Основной причиной сокращения сети является аварийное состояние зданий клубных учреждений и отсутствие средств на их капитальный ремонт и содержание. Также проблемами в культурно-досуговой деятельности являются: недостаточное обеспечение сельских домов культуры компьютерной техникой, слабая техническая оснащенность передвижных клубных учреждений, неполное соответствие современным требованием образовательного уровня руководителей культурно-досуговых учреждений.
Современный этап социально-экономического развития Ростовской области требует формирования современного духовно-нравственного образовательного пространства.
Образование в области культуры и искусства востребовано как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение, формирование и развитие личности человека.
Современный уровень развития культуры и искусства в Ростовской области во многом обеспечивается сложившейся и эффективно действующей системой образовательных учреждений культуры и искусства, а именно - сетью образовательных учреждений, их методическим обеспечением подготовкой кадров, совершенствованием различных форм деятельности.
Ростовская область занимает ведущие позиции в российских показателях по сравнительным характеристикам охвата эстетическим образованием детей школьного возраста. В настоящее время вышеназванный показатель в Ростовской области составляет 13,7 процента при нормативе - 12 процентов.
В 124 муниципальных детских школах искусств Ростовской области на данный момент реализуется более 30 программ художественно-эстетической направленности. Эстетическое образование в школах искусств получают более 45 тыс. детей и подростков. Эти показатели говорят о необходимости и востребованности у населения данной образовательной услуги.
Обучение в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (далее - СПО) осуществляется по 17 специальностям.
В Ростовской области сложилась система конкурсно-выставочных мероприятий по совершенствованию исполнительского мастерства детей и молодежи, представляющая мощный ресурс развития профессионального искусства. Министерством культуры Ростовской области учреждены конкурсы по различным направлениям и специальностям дополнительного и среднего профессионального образования. Установлена периодичность их проведения и найдено оптимальное сочетание конкурсов солистов и творческих коллективов. Оценка результативности осуществляется в соответствии с возрастными категориями.
Ежегодно самые одаренные дети и творческая молодежь получают премии и стипендии Губернатора Ростовской области.
Самые талантливые студенты образовательных учреждений среднего профессионального образования сферы культуры и искусства продолжают обучение в Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова, в высших творческих учебных заведениях Москвы, Санкт-Петербурга и других образовательных учреждениях культуры и искусства.
В отрасли работает более четырех тысяч педагогических работников. Преподаватели образовательных учреждений СПО имеют 100 процентов высшее профессиональное образование, 75 процентов из них имеют высшую квалификационную категорию. Из числа педагогических работников муниципальных детских школ искусств 55 процентов имеют высшее профессиональное образование, 47 процентов - высшую квалификационную категорию. 15 процентов руководящих и педагогических работников имеют почетные звания, федеральные награды.
Однако, несмотря на накопленный опыт и достигнутые успехи, дальнейшее развитие образовательных учреждений культуры и искусства осложняется следующими негативными тенденциями.
Наблюдается несоответствие материально-технической базы образовательных учреждений среднего профессионального образования современным требованиям. Более 80 процентов образовательных учреждений культуры и искусства находятся в приспособленных помещениях. Нарушаются требования СанПиН 2.4.4.1251-03 в части требований к зданию и основным помещениям, к водоснабжению и канализации, к оборудованию и помещениям для организации основных видов деятельности. Парк музыкальных инструментов сильно изношен (износ фортепиано, роялей и других инструментов составляет 90 процентов) и требует значительного обновления. Кроме того, с 1 сентября 2012 г. в соответствии с Федеральными государственными требованиями в муниципальных детских школах искусств осуществляется внедрение предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств. Данный процесс потребует дополнительных финансовых ресурсов в части материально-технического оснащения учебного процесса.
В связи с изменившимися потребностями населения в сфере культуры и искусства, необходимостью повышения конкурентоспособности услуг перед образовательными учреждениями культуры и искусства стоит задача модернизации традиционных направлений их деятельности. Отсутствие средств на приобретение современного оборудования не позволяет развивать новые направления художественного образования (современное эстрадное искусство, компьютерная графика и дизайн и др).
На сегодняшний день в образовательных учреждениях культуры и искусства имеют место проблемы комплектации педагогических кадров: остро не хватает преподавателей в сельской местности; отсутствует система целевой подготовки специалистов в учреждениях профессионального образования; происходит неуклонное старение педагогических работников; наблюдается постоянный отток специалистов молодого и среднего возраста. Недостаточность теоретической подготовки в области менеджмента у руководителей образовательных учреждений культуры не позволяет обеспечить эффективное управление в современных условиях. Все вышеперечисленные факторы требуют совершенствования системы повышения квалификации, переподготовки и стажировки педагогических и руководящих работников.
Имеются проблемы в системном подходе к организации внедрения регионального компонента: подготовки кадров, информационно-методического сопровождения образовательного процесса.
Стимулирование ранней профориентации талантливых детей вызывает необходимость осуществления целого комплекса мер по организации специальных конкурсов, фестивалей, выставок и модернизации уже существующих. Участие в конкурсных мероприятиях сопряжено с большими материальными затратами (аранжировки, фонограммы, организация выезда и т.д.), что ограничивает количество участников, а, следовательно, и возможности реализации творческого потенциала обучающихся. Развитие профессионального исполнительства молодых специалистов затруднено отсутствием современных концертных музыкальных инструментов и другого специального оборудования, а также средств для организации творческих поездок.
Потенциал образовательных учреждений культуры и искусства в формировании социокультурного пространства Ростовской области реализован не в полном объеме: существует необходимость в более широкой информированности населения о деятельности образовательных учреждений культуры и искусства в средствах массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", напрямую связанная с потребностью формирования позитивного и приоритетного отношения к художественному образованию и эстетическому воспитанию, повышения его статуса.
Требует программного решения подготовка кадров для учреждений культуры и искусства: в сельских учреждениях культурно-досугового типа насчитывается лишь 42 процента творческих работников со специальным образованием, требуют пополнения молодыми кадрами актерские составы театрально-зрелищных учреждений области.
Обозначенные проблемы сохранения, развития кадрового потенциала, модернизации системы образовательных учреждений культуры и искусства требуют комплексного подхода и решения программными методами.
8.3. Цели, задачи и показатели (индикаторы), основные ожидаемые конечные результаты, сроки и этапы реализации подпрограммы "Развитие культуры"
Цель подпрограммы - создание условий для сохранения культурного наследия и развития культурного потенциала Ростовской области.
Достижение цели подпрограммы потребует решения следующих задач:
проведение мероприятий по государственной охране и сохранению объектов культурного наследия;
обеспечение доступа различных групп населения к учреждениям культуры и искусства;
популяризация достижений профессионального и самодеятельного искусства Ростовской области, интеграция в российский и мировой культурный процесс;
поддержка региональных и местных национально-культурных автономий;
обеспечение равного доступа населения Ростовской области к информационным ресурсам;
обеспечение условий предоставления образовательной услуги в образовательных учреждениях среднего профессионального образования;
реализация творческих мероприятий, направленных на выявление и поддержку талантливых детей и молодежи.
Оценка результатов реализации подпрограммы осуществляется в соответствии с показателями, сформированными на основе данных государственного статистического наблюдения.
Подробные значения целевых показателей подпрограммы представлены в приложении N 2 к государственной программе.
Реализация подпрограммы к 2020 году позволит модернизировать сеть государственных и муниципальных учреждений культуры, создать условия, обеспечивающие равный и свободный доступ населения ко всему спектру культурных ценностей, активизировать интеграцию Ростовской области в российский и мировой культурный процесс, обеспечить реализацию творческого потенциала населения Ростовской области.
Основными ожидаемыми результатами реализации подпрограммы являются:
обеспечение объектов культурного наследия документацией по государственной охране и учету;
наличие информации о состоянии объектов культурного наследия;
обеспечение доступности лучших образцов классического и современного искусства для жителей Ростовской области;
эффективная интеграция донского профессионального искусства в российский и мировой культурный процесс;
обеспечение сохранности зданий учреждений культуры;
создание безопасных и благоприятных условий нахождения граждан в учреждениях культуры;
улучшение технического состояния зданий учреждений культуры;
обеспечение пожарной безопасности зданий учреждений культуры;
обеспечение доступа населения к музейным и библиотечным фондам, в том числе посредством обменных выставок между музеями Ростовской области и музеями Российской Федерации;
применение новых информационных технологий в представлении музейных коллекций и библиотечных фондов;
создание условий для удовлетворения потребностей населения в культурно-досуговой деятельности, расширение возможностей для духовного развития;
повышение творческого потенциала самодеятельных коллективов народного творчества;
сохранение и передача новым поколениям традиций профессионального образования в сфере культуры и искусства;
адресная поддержка одаренных учащихся и талантливой молодежи;
эстетическое воспитание подрастающего поколения, воспитание подготовленной и заинтересованной аудитории слушателей и зрителей.
Срок реализации подпрограммы - 2014 - 2020 годы.
8.4. Характеристика основных мероприятий подпрограммы "Развитие культуры"
8.4.1. Основное мероприятие "Охрана и сохранение объектов культурного наследия"
В рамках выполнения основного мероприятия планируется:
обеспечение сохранения объектов культурного наследия областной собственности:
выполнение ремонтно-восстановительных работ систем отопления, водоснабжения и водоотведения объекта культурного наследия федерального значения "Здание Нахичеванского городского театра 1896 - 1899 гг., арх. Дурбах Н.", расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, пл. Свободы, 3, лит. А.
Обеспечение государственной охраны и учета объектов культурного наследия:
разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия регионального значения;
подготовка документов на объекты культурного наследия (памятники археологии) для внесения сведений в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
выполнение паспортов на объекты культурного наследия регионального значения;
составление актов технического осмотра объектов культурного наследия регионального значения и выявленных объектов культурного наследия;
подготовка документов на выявленные объекты культурного наследия для принятия решения о включении в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
8.4.2. Основное мероприятие "Развитие профессионального искусства"
На решение задачи по развитию театрального, музыкального, хореографического искусства направлено основное мероприятие "Развитие профессионального искусства", в которое включены:
проведение Международного фестиваля спектаклей для детей и молодежи "Минифест";
проведение новогодних и рождественских елок Губернатора Ростовской области;
проведение Всероссийского театрального фестиваля "Русская комедия";
проведение фестиваля "Донская музыкальная весна";
осуществление гастрольной деятельности профессиональных коллективов на территории Ростовской области;
ежегодная разовая выплата ветеранам сцены к Международному дню театра;
проведение Международного конкурса джазовых исполнителей;
проведение Международного конкурса вокалистов имени С.В. Рахманинова;
проведение областного открытого кинофестиваля короткометражных фильмов "Мой край";
подготовка и издание альманаха о культуре;
торжественное мероприятие, посвященное Дню работника культуры;
подготовка и публикация материалов о культуре в Ростовской области в средствах массовой информации;
финансовое обеспечение государственного задания государственных автономных учреждений культуры и искусства.
8.4.3. Основное мероприятие "Развитие материально-технической базы сферы культуры"
Решение задачи по улучшению материально-технической базы учреждений культуры и образования предполагает реализацию основного мероприятия "Развитие материально-технической базы сферы культуры".
В рамках мероприятия предусмотрены:
проведение капитального ремонта с элементами реконструкции здания государственного бюджетного учреждения культуры Ростовской области "Волгодонский эколого-исторический музей";
субсидии на капитальный ремонт объектов, находящихся в муниципальной собственности;
субсидии государственным учреждениям культуры на разработку проектно-сметной документации;
субсидии государственным учреждениям на приобретение основных средств;
субсидии государственным учреждениям на проведение антитеррористических мероприятий;
субсидии местным бюджетам на софинансирование расходных обязательств по приобретению музыкальных инструментов для муниципальных детских школ искусств;
субсидии на приобретение автотранспорта для муниципальных учреждений культуры;
субсидии на капитальный ремонт памятников.
8.4.4. Основное мероприятие "Развитие библиотечного дела"
Для реализации мер, направленных на развитие библиотечного обслуживания населения Ростовской области, обеспечение равного доступа населения Ростовской области к информационным ресурсам, библиотечным услугам, обеспечение комплектования и сохранности фондов государственных библиотек запланированы следующие мероприятия:
комплектование книжных фондов библиотек муниципальных образований за счет средств областного и федерального бюджетов;
проведение ежегодного литературно-творческого конкурса по привлечению детей к чтению и праздника в рамках недели детской книги;
проведение литературно-просветительского фестиваля "Играй-книга!";
ежегодное обновление информационно-библиотечной системы "OpacGlobal" для обеспечения корпоративного взаимодействия библиотек Ростовской области и функционирования Сводного каталога библиотек Ростовской области;
финансовое обеспечение выполнения государственного задания областными библиотеками.
8.4.5. Основное мероприятие "Развитие музейного дела"
Для реализации мер, направленных на развитие музейного дела в Ростовской области, запланированы следующие мероприятия:
финансовое обеспечение выполнения государственного задания областными музеями;
проведение обменных выставок между музеями Ростовской области и музеями Российской Федерации;
создание новых экспозиций в областных музеях.
8.4.6. Основное мероприятие "Развитие культурно-досуговой деятельности"
Для реализации мер, направленных на развитие культурно-досуговой деятельности в Ростовской области,запланированы следующие мероприятия:
финансовое обеспечение выполнения государственного задания государственным автономным учреждением культуры Ростовской области "Областной дом народного творчества";
проведение учебно-методических мероприятий и подготовка информационно-методических материалов для культурно-досуговых учреждений области;
поддержка региональных и местных национально-культурных автономий.
8.4.7. Основное мероприятие "Развитие образования в сфере культуры и искусства"
В рамках выполнения данного мероприятия планируется:
проведение творческих конкурсов и фестивалей;
присуждение премий Губернатора Ростовской области представителям творческой интеллигенции и стипендий Губернатора Ростовской области одаренным учащимся образовательных учреждений культуры и искусства;
проведение научно-практических конференций для преподавателей образовательных учреждений культуры и искусства, мастер-классов выдающихся деятелей культуры и искусства и преподавателей ведущих вузов страны для учащихся и студентов образовательных учреждений культуры и искусства;
участие одаренных студентов подведомственных министерству культуры Ростовской области образовательных учреждений среднего профессионального образования в международных, всероссийских конкурсах и фестивалях;
финансовое обеспечение выполнения государственного задания государственными образовательными организациями среднего профессионального образования, подведомственными министерству культуры Ростовской области, в части расчетно-нормативных затрат;
финансовое обеспечение выполнения государственного задания государственным бюджетным учреждением Ростовской области "Областной учебно-методический центр по образовательным учреждениям культуры и искусства";
финансовое обеспечение выполнения государственного задания государственным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) Ростовской области "Областные курсы повышения квалификации работников культуры и искусства".
8.5. Информация по ресурсному обеспечению подпрограммы "Развитие культуры"
Общий объем финансирования подпрограммы составляет 12 703 248,8 тыс. рублей, в том числе:
2014 год - 1 902 886,4 тыс. рублей.
2015 год - 1 779 549,8 тыс. рублей;
2016 год - 1 799 593,6 тыс. рублей;
2017 год - 1 804 627,9 тыс. рублей;
2018 год - 1 805 981,6 тыс. рублей;
2019 год - 1 804 627,9 тыс. рублей;
2020 год - 1 805 981,6 тыс. рублей.
На реализацию мероприятий подпрограммы из областного бюджета направляется 10 560 756,4 тыс. рублей; из федерального бюджета - 320 911,0 тыс. рублей, из местных бюджетов - 17 829,7 тыс. рублей, из внебюджетных источников - 1 803 751,7 тыс. рублей.
Информация о расходах областного бюджета на реализацию подпрограммы "Развитие культуры" представлена в приложении N 8 к государственной программе.
8.6. Участие муниципальных образований Ростовской области в реализации подпрограммы "Развитие культуры"
В рамках реализации подпрограммы "Развитие культуры" предусмотрено участие муниципальных образований Ростовской области.
Предоставление иных межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям Ростовской области производится в соответствии с Порядком предоставления бюджетам муниципальных районов и городских округов Ростовской области иных межбюджетных трансфертов на комплектование книжных фондов библиотек муниципальных образований Ростовской области за счет средств федерального бюджета.
Настоящий Порядок определяет механизм расходования и учета средств, получаемых из федерального бюджета в виде иных межбюджетных трансфертов на комплектование книжных фондов библиотек муниципальных районов и городских округов Ростовской области (далее - библиотеки муниципальных образований Ростовской области), в том числе на приобретение литературно-художественных журналов (далее - иные межбюджетные трансферты) и (или) их подписку.
Функции главного распорядителя средств областного бюджета по предоставлению иных межбюджетных трансфертов осуществляет министерство культуры Ростовской области (далее - минкультуры области).
Предоставление иных межбюджетных трансфертов из областного бюджета осуществляется не позднее 90 календарных дней с даты поступления средств из федерального бюджета в пределах средств, предусмотренных областным законом об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период на указанные цели.
Основанием для расчета иных межбюджетных трансфертов на комплектование книжных фондов библиотек муниципальных образований Ростовской области на очередной финансовый год является численность населения Ростовской области на 1 января отчетного года, по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ростовской области, и выделенные минкультуры области бюджетные ассигнования на комплектование книжных фондов библиотек муниципальных образований Ростовской области.
Размер выделяемых бюджету муниципального района, городского округа Ростовской области иных межбюджетных трансфертов на комплектование книжных фондов библиотек муниципального образования Ростовской области определяется по формуле:
, где:
- размер иных межбюджетных трансфертов, выделяемых бюджету муниципального образования Ростовской области на комплектование книжных фондов библиотек муниципального образования Ростовской области;
Р - общая сумма средств, выделяемых минкультуры области на комплектование книжных фондов библиотек муниципальных образований Ростовской области;
- доля численности населения муниципального образования Ростовской области.
Доля численности населения определяется по формуле:
, где:
- численность населения муниципального образования Ростовской области на 1 января отчетного года;
Ч - общая численность населения Ростовской области на 1 января отчетного года.
В составе расходов на комплектование книжных фондов библиотек муниципальных образований Ростовской области, в том числе учитываются расходы на приобретение литературно-художественных журналов и (или) их подписку.
Распределение иных межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований на комплектование книжных фондов библиотек муниципальных образований Ростовской области, в том числе на приобретение литературно-художественных журналов и (или) их подписку, предусматривается Планом реализации государственной программы.
Расходование иных межбюджетных трансфертов осуществляется минкультуры области в установленном для исполнения областного бюджета порядке на основании сводной бюджетной росписи областного бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств путем предоставления иных межбюджетных трансфертов в доход бюджета муниципального образования Ростовской области на осуществление полномочий по комплектованию книжных фондов библиотек муниципального образования Ростовской области.
Основанием для получения иных межбюджетных трансфертов является соглашение о предоставлении иных межбюджетных трансфертов на комплектование книжных фондов библиотек муниципальных образований Ростовской области на текущий год, заключаемое между минкультуры области и администрацией соответствующего муниципального образования Ростовской области. Форма соглашения утверждается минкультуры области.
Комплектование книжных фондов библиотек муниципальных образований Ростовской области осуществляется в соответствии с тематико-типологической структурой приобретаемых изданий, предусмотренной соглашением.
Приобретение литературно-художественных журналов и (или) подписка на них для библиотек муниципальных образований Ростовской области осуществляются в соответствии с тематической структурой литературно-художественных журналов, предусмотренной соглашением.
Перечень приобретаемых изданий на комплектование книжных фондов библиотеки муниципального образования Ростовской области за счет иных межбюджетных трансфертов направляется администрацией муниципального образования Ростовской области на согласование в минкультуры области в срок до 15 июля текущего года по форме, предусмотренной соглашением.
Администрации муниципальных образований Ростовской области или иные уполномоченные ими получатели иных межбюджетных трансфертов обеспечивают расходование иных межбюджетных трансфертов путем формирования муниципального заказа в соответствии с федеральным законодательством.
Администрации муниципальных образований Ростовской области или иные уполномоченные ими получатели иных межбюджетных трансфертов:
ежемесячно, в срок до 5-го числа месяца, следующего за отчетным, представляют в минкультуры области отчет об использовании средств федерального бюджета, предоставленных в форме иных межбюджетных трансфертов по форме, предусмотренной соглашением;
ежеквартально, не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют в минкультуры области отчет о комплектовании книжных фондов библиотек муниципальных образований по форме, предусмотренной соглашением;
по завершении финансового года, в срок до 20 января года, следующего за отчетным, представляют в минкультуры области отчет о постановке на баланс библиотеки муниципального образования книжного фонда и отражении в учете литературно-художественных журналов, приобретенных за счет средств, предоставленных в форме иных межбюджетных трансфертов, по форме, предусмотренной соглашением.
Минкультуры области ежеквартально, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет в Министерство культуры Российской Федерации отчет об использовании иных межбюджетных трансфертов в порядке и по форме, утвержденным Министерством культуры Российской Федерации.
Минкультуры области не позднее 20 января года следующего за отчетным, представляет в Министерство культуры Российской Федерации отчет об использовании иных межбюджетных трансфертов в порядке и по форме, утвержденные Министерством культуры Российской Федерации.
Администраторы доходов муниципальных образований по возврату неиспользованных иных межбюджетных трансфертов не позднее 15 января финансового года, следующего за отчетным, направляют в минкультуры области согласованную с финансовым органом муниципального образования информацию об остатках иных межбюджетных трансфертов на комплектование книжных фондов библиотек муниципальных образований.
Контроль за целевым и эффективным расходованием иных межбюджетных трансфертов осуществляется минкультуры области.
Распределение субсидии местным бюджетам на очередной финансовый год и на плановый период по муниципальным образованиям и направлениям расходования средств отражено в приложении N 10 к государственной программе.
Методика расчета субсидий местным бюджетам приводится в Положении об условиях предоставления субсидий для софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Целью предоставления субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов является софинансирование расходов бюджетов муниципальных образований Ростовской области, в том числе на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов муниципальной собственности; приобретение основных средств муниципальными учреждениями культуры; средства на реализацию Указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" в части повышения оплаты труда работникам муниципальных учреждений культуры и преподавателям муниципальных учреждений дополнительного образования детей, софинансируемых из областного бюджета.
Расходование средств осуществляется путем предоставления бюджетам муниципальных районов и городских округов субсидий, общий объем которых утверждается областным законом об областном бюджете.
Предоставление субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов осуществляет министерство культуры Ростовской области (далее - минкультуры области) и (или) министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области (далее - министерство строительства Ростовской области) в установленном для исполнения областного бюджета порядке на основании сводной бюджетной росписи областного бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств при соблюдении условий предоставления субсидий, а также обязательств по соглашениям, заключенным минкультуры области и (или) министерством строительства Ростовской области с администрациями муниципальных образований.
Типовые соглашения по каждому направлению расходования субсидий согласовываются с министерством финансов Ростовской области и утверждаются минкультуры области и (или) министерством строительства Ростовской области в соответствии с полномочиями. В случае внесения изменений в типовые соглашения данные изменения подлежат согласованию с министерством финансов Ростовской области.
Предоставляемые бюджетам муниципальных районов субсидии могут включать в себя средства, подлежащие передаче бюджетам поселений, входящих в состав муниципальных районов, на цели, предусмотренные пунктом 1 настоящего Положения.
Межбюджетные трансферты бюджетам поселений предоставляются в объемах и по направлениям, утвержденным соответствующими нормативными правовыми актами представительных и исполнительных органов муниципальных районов, и расходуются в соответствии с нормативными правовыми актами представительных и исполнительных органов поселений.
Условиями предоставления субсидий являются:
наличие муниципальных программ, утвержденных в установленном порядке и предусматривающих средства местных бюджетов, направляемые на софинансирование расходов по объектам и направлениям в соответствии с постановлением Правительства Ростовской области от 28.12.2011 N 302 "Об уровне софинансирования субсидий местным бюджетам для софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения";
наличие в правовых актах представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах средств местных бюджетов, направляемых на софинансирование расходов по объектам и направлениям в соответствии с постановлением Правительства Ростовской области от 28.112.2011 N 302 "Об уровне софинансирования субсидий местным бюджетам для софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения";
наличие в правовых актах представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах кодов бюджетной классификации доходов для предоставления субсидий, закрепленных за соответствующими главными администраторами доходов местных бюджетов;
наличие утвержденной проектно-сметной документации на объекты строительства, реконструкции, капитального ремонта муниципальной собственности, на софинансирование которых предоставляются субсидии;
подтверждение права муниципальной собственности на соответствующие объекты, отсутствие обременений, исков, судебных решений или иных обстоятельств, которые могут повлечь прекращение права муниципальной собственности.
Минкультуры области, министерство строительства Ростовской области (в части исполнения полномочий с 1 января 2012 г. по строительству и реконструкции объектов, включая газоснабжение и разработку проектно-сметной документации) формируют перечень объектов, подлежащих капитальному ремонту, объектов строительства и реконструкции, включая газоснабжение, в соответствии со следующими критериями:
социальная значимость учреждения;
аварийность учреждения;
наличие переходящих объектов капитального ремонта, строительства и реконструкции, включая газоснабжение, финансирование которых осуществлялось за счет средств областного бюджета.
В перечень объектов, подлежащих капитальному ремонту, объектов строительства и реконструкции, включая газоснабжение, включаются объекты, имеющие:
заключение о социальной значимости;
свидетельство о государственной регистрации права муниципальной собственности;
финансовый, технический паспорт;
проектно-сметную документацию с положительным заключением государственной экспертизы;
в составе проекта необходимую инфраструктуру.
В перечень объектов, для которых необходимо произвести разработку проектно-сметной документации, включаются объекты, имеющие:
заключение о социальной значимости;
свидетельство о государственной регистрации права муниципальной собственности;
задание на проектирование, составленное и утвержденное в установленном порядке.
Органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере культуры:
обеспечивают разработку проектно-сметной документации для объектов капитального ремонта, строительства и реконструкции объектов культуры, включая газоснабжение;
представляют заявки с приложением обоснований и подтверждающих необходимость проведения работ документов в минкультуры области в сроки, определенные для формирования проекта областного бюджета на очередной финансовый год.
Главные распорядители средств областного бюджета осуществляют финансовый контроль за целевым использованием средств администрациями муниципальных районов и городских округов на основании представленных ими заверенных копий:
договоров (изменений к договорам) или муниципальных контрактов (изменений к муниципальным контрактам) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд;
накладных и (или) актов приемки-передачи, и (или) счетов-фактур (при поставке товаров);
актов выполненных работ (услуг) и (или) счетов, и (или) счетов-фактур, справок о стоимости работ (при выполнении работ, оказании услуг);
документов, подтверждающих факт перечисления средств местных бюджетов, предусмотренных на софинансирование расходов по объектам и направлениям.
Администрации муниципальных образований представляют указанные в настоящем пункте копии документов в электронном виде с использованием системы электронного документооборота и делопроизводства Правительства Ростовской области "Дело" и средств электронной подписи.
Предоставление субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов осуществляется главными распорядителями средств областного бюджета только после проверки указанных в настоящем пункте копий документов на предмет обоснованности возникновения денежных обязательств.
Финансовые органы муниципальных районов и городских округов после получения субсидий в доход бюджета направляют их соответствующим главным распорядителям средств местного бюджета и (или) бюджетам поселений, входящих в состав муниципального района.
В случае предоставления субсидий муниципальным бюджетным или автономным учреждениям эти средства предоставляются в форме субсидий на иные цели в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Методика расчета субсидий включает:
проведение анализа представленных заявок;
формирование потребности в средствах на капитальный ремонт муниципальных учреждений культуры и образовательных учреждений культуры, капитальный ремонт аварийных объектов муниципальных учреждений культуры; строительство и реконструкцию объектов культуры, включая газоснабжение и разработку проектно-сметной документации; приобретение основных средств муниципальными учреждениями культуры; средства на реализацию Указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 и от 01.06.2012 N 761 в части повышения оплаты труда работникам муниципальных учреждений культуры и преподавателям муниципальных учреждений дополнительного образования детей;
объем субсидий местным бюджетам для софинансирования расходных обязательств на капитальный ремонт муниципальных учреждений культуры и образовательных учреждений культуры, капитальный ремонт аварийных объектов муниципальных учреждений культуры; на строительство и реконструкцию объектов культуры, включая газоснабжение и разработку проектно-сметной документации; приобретение основных средств муниципальными учреждениями культуры; средства на реализацию Указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 и от 01.06.2012 N 761 в части повышения оплаты труда работникам муниципальных учреждений культуры и преподавателям муниципальных учреждений дополнительного образования детей, рассчитанный с учетом уровня софинансирования, установленного постановлением Правительства Ростовской области от 28.12.2011 N 302 "Об уровне софинансирования субсидий местным бюджетам для софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения".
Объем субсидии рассчитывается по формуле:
, где:
- объем субсидии из областного бюджета;
- стоимость работ в соответствии с проектно-сметной документацией;
- стоимость разработки проектно-сметной документации;
- стоимость основных средств;
- объем средств на повышение заработной платы;
- объем софинансирования из средств местных бюджетов.
Кассовые заявки на предстоящий месяц представляются в минкультуры области в срок до 1-го числа месяца, предшествующего планируемому, по форме, утвержденной минкультуры области.
Минкультуры области по установленной форме и в установленные сроки направляет кассовую заявку о потребностях в средствах в министерство финансов Ростовской области.
Минкультуры области осуществляет перечисление средств администрациям муниципальных образований области на счета администраторов доходов бюджета в срок не позднее 2 рабочих дней после получения финансирования на эти цели.
Органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере культуры, в срок до 5-го числа месяца, следующего за отчетным, представляют в минкультуры области отчет об использовании средств по установленной минкультуры области форме.
Минкультуры области и министерство строительства Ростовской области осуществляют финансовый контроль за использованием субсидий в соответствии с условиями и целями, определенными при их предоставлении по всем объектам и направлениям, в соответствии с положениями бюджетного законодательства, для обеспечения правомерного, целевого, эффективного использования бюджетных средств.
Перечень инвестиционных проектов (объекты строительства, реконструкции, капитального ремонта, находящиеся в муниципальной собственности) формируется в соответствии с приложением к государственной программе N 9 при этом на очередной год при условии наличия проектной (сметной) документации и положительного заключения государственной (негосударственной) экспертизы, по долгосрочным контрактам - в соответствии с графиком производства работ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.