Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Общая характеристика текущего состояния физической культуры и спорта Ростовской области
Успешное развитие физической культуры и массового спорта имеет приоритетное значение для укрепления здоровья граждан и повышения качества их жизни и в связи с этим является одним из ключевых факторов, обеспечивающих устойчивое социально-экономическое развитие государства.
В соответствии со Стратегией развития физической культуры и спорта в Ростовской области на период до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Ростовской области от 07.02.2013 N 67, поставлена задача по увеличению доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом.
Для ее достижения предусмотрены мероприятия:
совершенствование системы физкультурно-спортивного воспитания населения, а также его различных категорий и групп, в том числе в образовательных учреждениях,
повышение эффективности пропаганды физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни,
развитие инфраструктуры сферы физической культуры и спорта, совершенствование финансового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности.
В результате реализации Стратегии развития физической культуры и спорта в Ростовской области на период до 2020 года планируется достижение устойчивого роста показателей вовлеченности населения в физкультурно-спортивное движение. Так, доля граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, по данным 2012 года, составила 25,7 процента от общей численности населения Ростовской области, до 40 процентов - к 2020 году. При этом доля учащихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, увеличится с 65 процентов в 2012 году до 80 процентов к 2020 году.
В сельских поселениях также наметилась позитивная тенденция роста числа занимающихся физической культурой и спортом - с 299 тысяч человек в 2010 году, или 21,3 процента от численности сельского населения, до 308 тысяч человек в 2011 году, или 22,1 процента.
В целях привлечения граждан к систематическим занятиям физической культурой и спортом проведена масштабная работа по обновлению спортивной инфраструктуры и повышению показателей ее доступности для различных групп и категорий населения.
В период с 2010 по 2012 год в Ростовской области введено в эксплуатацию более 328 объектов спорта, в том числе:
205 плоскостных сооружений,
18 бассейнов,
100 спортивных залов.
По данным 2011 года, средняя обеспеченность населения Ростовской области плоскостными спортивными сооружениями составила 35,8 процента от размера нормативной потребности, спортивными залами - 46,6 процента, бассейнами - 7,6 процента.
Достижению данных результатов способствовала реализация областной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Ростовской области на 2008 - 2010 годы" и областной долгосрочной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Ростовской области на 2011 - 2014 годы".
Всего в Ростовской области по данным 2012 года, функционирует 9435 объектов спорта. Их единовременная пропускная способность составляет 29,8 процента.
К числу позитивных результатов в Ростовской области следует отнести совершенствование системы организации и проведения официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий для различных групп и категорий населения.
Ежегодно в Ростовской области минспорта Ростовской области совместно с другими министерствами, территориальными органами управления физической культурой и спортом, спортивными обществами, федерациями, клубами проводится более 20 тысяч физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий среди различных категорий населения области, в том числе комплексные традиционные многоэтапные массовые соревнования:
XVIII областная сельская Спартакиада Дона (4 этапа) по 13 видам спорта с участием более 5 000 человек на всех этапах;
областные соревнования Спартакиады народных видов спорта Ростовской области (4 этапа) по шести видам спорта;
соревнования по 12 видам спорта Спартакиады трудящихся Ростовской области и ветеранов спорта "За единую и здоровую Россию в XXI веке" (4 этапа) и другие мероприятия;
спартакиада молодежи - жителей Ростовской области (Универсиада);
спартакиада допризывной и призывной молодежи Ростовской области;
спартакиада обучающихся учебных заведений среднего профессионального образования.
На высоком организационном уровне проводятся ежегодные массовые физкультурно-спортивные мероприятия "Оранжевый мяч", "Российский азимут", Всероссийский день бега "Кросс наций", в которых ежегодно участвуют свыше 25 тысяч человек.
В соответствии со Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года обеспечивается поддержка развития и популяризации народных видов спорта.
Согласно данным мониторинга, численность занимающихся народными видами спорта в 2012 году составила: гиревым спортом - 6 721 человек (в 2010 году - 6 419 человек), русской лаптой - 3 726 человек (в 2010 году - 2 992 человека) и городошным спортом - 1 423 человека (в 2010 году - 992 человека).
Несмотря на позитивную динамику развития физической культуры и массового спорта, сохраняют актуальность проблемные вопросы, связанные с повышением мотивации граждан к систематическим занятиям спортом, ведению здорового образа жизни, доступности спортивной инфраструктуры, особенно для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, а также качества физкультурно-оздоровительных услуг.
В настоящее время около 10 процентов экономически активного населения на регулярной основе занимаются физической культурой и спортом по месту работы. В развитых в спортивном отношении странах значение данного показателя составляет не менее 25 процентов. К 2020 году необходимо также практически вдвое (до 80 процентов) повысить показатели численности учащихся и студентов и в четыре раза (до 12 процентов) увеличить долю лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом.
В соответствии с Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года требуется повысить обеспеченность населения различными объектами спорта в 1,5 раза.
Анализ зарубежного опыта показывает, что универсальным решением, обеспечивающим привлечение различных групп и категорий населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом и доступность физкультурно-оздоровительных услуг, является практика создания спортивных клубов. В Ростовской области физкультурно-оздоровительную и спортивную работу осуществляют 4,4 тыс. организаций, включая 155 спортивных клубов.
Между отдельными муниципальными образованиями Ростовской области наблюдается существенная разница в количестве построенных и реконструированных объектов спорта, показателях их единовременной пропускной способности, общем объеме бюджетных средств, выделяемых на развитие физической культуры и массового спорта. Как следствие, имеются диспропорции в показателях вовлеченности населения в физкультурно-спортивное движение. По данным 2012 года, наибольший показатель доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, зафиксирован в Южном федеральном округе - 25 процентов, наименьшие показатели имеют Северо-Западный федеральный округ - 18,5 процента и Северо-Кавказский федеральный округ - 13,5 процента. Доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом в Ростовской области, к общему населению области увеличилась и составляет 25,7 процента, что на 1,3 процента выше показателя 2010 года (22,7 процента).
Показатели за 2011 год по другим субъектам ЮФО: Республика Адыгея - 23,6 процента, Республика Калмыкия - 18,1 процента, Краснодарский край - 28,7 процента, Астраханская область - 26,1 процента, Волгоградская область - 19,7 процента.
Согласно данным Минспорта России, в среднем по России этот показатель в 2011 году составлял 20,5 процента.
Следует отметить, что для развития и популяризации физической культуры и спорта не в полной мере используются возможности средств массовой информации и информационно-пропагандистские технологии.
Пропаганда сознательного отношения к выбору образа жизни с использованием передовых информационных технологий имеет ключевое значение для повышения мотивации граждан к систематическим занятиям физической культурой и спортом, отказу от вредных привычек и зависимостей. Поэтому в основу пропаганды здорового образа жизни будет положено комплексное продвижение положительного имиджа занятий физической культурой и спортом, подкрепленное примером ведущих спортсменов, проявивших себя на российском и международном уровне.
В целом, учитывая текущие вызовы, в государственной программе запланирован комплекс мер по развитию спортивных клубов, в том числе на базе образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования, повышению эффективности пропаганды физической культуры и спорта, развитию студенческого спорта, развитию спортивной инфраструктуры.
По оценкам экспертов, в долгосрочной перспективе в обществе будет возрастать интерес населения, особенно молодежи, к занятиям физической культурой и массовым спортом и ведению здорового образа жизни. Увеличение численности систематически занимающихся физической культурой детей, подростков и молодежи позволит значительно снизить общую заболеваемость данной возрастной категории и сэкономить для страны десятки миллионов рублей.
В связи с этим приоритетным направлением государственной политики в области физической культуры и спорта должна стать поддержка данной сферы деятельности и принятие необходимых системных мер по созданию условий для обеспечения гражданам возможности систематически заниматься физической культурой и спортом.
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Стратегией развития физической культуры и спорта на период до 2020 года повышение конкурентоспособности российского спорта на международной спортивной арене является одной из приоритетных задач государственной политики в сфере физической культуры и спорта.
Основными показателями развития спорта высших достижений в субъектах Российской Федерации и рейтинга физкультурно-спортивной работы в регионах являются результаты выступлений спортсменов субъектов Российской Федерации на официальных всероссийских, международных спортивных соревнованиях, Олимпийских, Паралимпийских, Сурдлимпийских играх. Они характеризуют уровень социального развития общества, состояния развития физической культуры и спорта в регионах, отношение органов государственной власти субъектов Российской Федерации к вопросам здоровья и физического развития молодого поколения в территориях.
За последние годы значительно возросла конкуренция на российской и международной спортивной аренах, и особенно это проявляется на Олимпийских, Паралимпийских и Сурдлимпийских играх, где ведущие мировые державы стремятся использовать весь экономический и политический потенциал для успешного выступления спортсменов.
Завоевание высших спортивных наград - одна из самых предпочтительных возможностей для Ростовской области заявить о себе на российском и международном уровне. Высокие спортивные результаты - это отражение социально-экономического развития Ростовской области. Для достижения поставленных целей в спорте требуется использование всего потенциала Ростовской области, включая экономику, науку, человеческий и ресурсный потенциал. Спортивные победы способствуют созданию положительного имиджа Ростовской области на российской арене.
В целом за период 2010 - 2012 годов спортивными сборными командами Ростовской области по летним олимпийским видам спорта продемонстрированы стабильные высокие результаты.
На Олимпийских играх в Лондоне в числе 436 российских олимпийцев 25 спортсменов представляли Ростовскую область по 16 видам спорта. Ими завоевано 9 олимпийских медалей - 3 золотых, 3 серебряных и 3 бронзовых.
Спортсменами Ростовской области завоеваны 9 из 82 медалей, что составило 10,9 процента по отношению к общему количеству медалей, завоеванных спортсменами России.
Спортсмены Ростовской области представляли восемь муниципальных образований Ростовской области: города Ростов-на-Дону, Волгодонск, Таганрог, Шахты, Батайск, Каменск-Шахтинский, Сальск и Белокалитвинский район.
На XIV Паралимпийских играх 2012 года в г. Лондоне 7 спортсменов Ростовской области завоевали 4 медали - 2 серебряные, 2 бронзовые. Спортсмены представляли города Новочеркасск, Ростов-на-Дону и Таганрог.
Спортсмены Ростовской области, занимающиеся видами спорта, которые являются базовыми для Ростовской области, в очередной раз подтвердили свой высокий класс на Олимпиаде и Паралимпиаде в городе Лондоне.
Во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации от 8 апреля 2010 года N Пр-996 приказом Минспорттуризма России от 14 июня 2011 года N 571 утвержден перечень базовых олимпийских и паралимпийских видов спорта, развиваемых в субъектах Российской Федерации в целях повышения качества подготовки резерва спортивных сборных команд Российской Федерации. Для Ростовской области Минспорттуризма России согласованы 23 олимпийских и 2 паралимпийских базовых видов спорта.
Определение базовых для Ростовской области видов спорта произведено с учетом исторических особенностей их развития в регионе, представительства спортсменов Ростовской области в составах спортивных сборных команд Российской Федерации и результатов, показанных ими на всероссийских и международных официальных спортивных соревнованиях
В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2011 года N 391 "Об утверждении Правил оказания адресной финансовой поддержки спортивным организациям, осуществляющим подготовку спортивного резерва для сборных команд Российской Федерации" с Минспорта России заключено соглашение о предоставлении субсидий на соответствующие цели из средств федерального бюджета. Ростовской области направляются субсидии на поддержку учреждений спортивной направленности по адаптивной физической культуре и спорту в рамках Государственной программы "Доступная среда", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 года N 175.
Постановлением Правительства РФ от 30 мая 2013 г. N 456 постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 2011 г. N 391 признано утратившим силу
Постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. N 1225 постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 г. N 175 признано утратившим силу
Подготовка спортсменов высокого уровня представляет собой многолетний тренировочный и соревновательный процесс, подчинённый достижению конечных целей и результатов. Воспитание спортсменов международного класса, способных представлять интересы Ростовской области на соревнованиях самого высокого ранга, требует комплексного, стратегического подхода к работе с юношеским и молодёжным спортивным резервом.
Основными компонентами системы спортивной подготовки спортсменов являются: информационное обеспечение, кадры, селекционный отбор, материальная база, научно-методическое и медико-биологическое обеспечение, финансирование, условия внешней среды, управление и организационные структуры. Каждый компонент имеет свое функциональное назначение и одновременно подчинен общим закономерностям развития современного спорта высших достижений на всех уровнях: спортсмен, тренер, команда, организация, учреждение спортивной направленности, спортивная федерация, муниципальное образование (город, район), Ростовская область, Российская Федерация.
Современный спорт высших достижений предъявляет новые, более высокие требования к качеству подготовки спортивного резерва для сборных команд Ростовской области и России. При принятии системных решений требуется учитывать все факторы, которые могут повлиять на подготовку спортсменов Ростовской области, их попадание в составы сборных команд России и, в завершении, включение в состав национальной команды на Олимпийских, Паралимпийских и Сурдлимпийских играх.
В настоящее время существует ряд факторов, которые оказывают отрицательное влияние на подготовку спортивного резерва и конкурентоспособность спорта высших достижений Ростовской области:
неэффективная структура финансирования спортивных школ в части финансирования спортивной подготовки, так как большая часть выделяемых денежных средств идет на аренду, коммунальные услуги, заработную плату и лишь незначительные средства идут на тренировочную и спортивную работу;
отсутствие достаточного количества областных тренировочных спортивных баз по олимпийским, паралимпийским и сурдлимпийским видам спорта;
отсутствие достаточного количества специализированных тренировочных баз для подготовки сборных команд Ростовской области по игровым видам спорта;
отсутствие интеграции новейших разработок в области физиологии, биохимии, фармакологии в современные технологии, необходимые для подготовки спортсменов и достижения ими высоких спортивных результатов;
потребность в повышении качества материально-технического обеспечения деятельности организаций спортивной направленности и их адаптации для спортсменов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;
недостаточная информированность тренеров и специалистов сборных команд Ростовской области о новейших технологиях, формах и методах подготовки спортсменов высокого класса, применяемых в странах - лидерах олимпийского движения;
недостаточная обеспеченность спортивных сборных команд Ростовской области квалифицированными тренерами и специалистами, а также недостаточная эффективность работы по повышению квалификации тренеров и специалистов сборных команд;
отсутствие стимулирования труда тренерского состава, особенно молодых специалистов;
отток ведущих спортсменов Ростовской области в другие субъекты Российской Федерации, предлагающие более выгодные финансовые условия, а также лучшие условия для обеспечения тренировочного процесса. Это связанно с усилением глобальной конкуренции в спорте высших достижений.
В целях содействия успешному развитию спорта высших достижений следует также усовершенствовать организацию системы обеспечения общественной безопасности и охраны правопорядка при проведении спортивных мероприятий, предусмотрев меры по изменению законодательства и принятие правил поведения болельщиков на объектах спорта.
Применение программно-целевого метода при решении проблем, существующих в сфере подготовки спортивного резерва в Ростовской области позволит:
обеспечить адресность, последовательность, преемственность и контроль инвестирования государственных средств, направляемых на подготовку спортивного резерва в Ростовской области;
создать предпосылки и условия для дальнейшего устойчивого развития и функционирования системы подготовки спортивного резерва, созданной в ходе реализации государственной программы;
обеспечить стабильное пополнение спортивных сборных команд Ростовской области конкурентоспособными, талантливыми молодыми спортсменами;
добиться улучшения результатов выступления спортивных сборных команд России на международных соревнованиях.
увеличить число спортсменов Ростовской области - кандидатов в составы спортивных сборных команд Российской Федерации.
При решении задач социально-экономического развития Ростовской области одним из приоритетных направлений является воспитание здорового молодого поколения посредством привлечения детей и молодежи к регулярным занятиям физической культурой и спортом.
Одним из факторов, негативно влияющим на формирование здоровья детей, подростков и молодежи, является низкая двигательная активность.
Резерв массового спорта сегодня - развитие игровых видов спорта, так как игровая и эмоциональная составляющая спортивных игр притягивает к себе подрастающее поколение. Согласно статистическому отчету минспорта Ростовской области за 2012 год, из 103 видов спорта, развиваемых в Ростовской области, игровых видов спорта всего 14 (футбол, бадминтон, баскетбол, бейсбол, водное поло, волейбол, гандбол, гольф, настольный теннис, регби, софтбол, теннис, хоккей с шайбой, хоккей на траве), что составляет 13,6 процента от общего количества, но из 592 923 человек, занимающихся всеми видами спорта, количество спортсменов-игровиков - 236 265 человек, что составляет - 39,8 процента.
Для развития игровых видов спорта необходимо обратить внимание на состояние детско-юношеского спорта, который обеспечивает как массовость занятий игровыми видами спорта среди детей и молодежи, так и подготовку спортсменов - членов сборных команд Ростовской области по игровым видам спорта.
Реализация государственной программы предусматривает комплексное решение проблем привлечения детей, подростков и молодежи к систематическим занятиям спортом, обеспечения системного отбора в сборные команды Ростовской области талантливых спортсменов и их качественной подготовки с целью повышения конкурентоспособности спортсменов Ростовской области в различных видах спорта.
Основные усилия будут направлены на поддержку организаций, осуществляющих подготовку спортивного резерва, стимулирование труда тренерского состава и подготовку квалифицированных специалистов для системы подготовки спортивного резерва, а также на развитие инфраструктуры спортивной подготовки в Ростовской области.
По оценкам экспертов, в долгосрочной перспективе сохранится тенденция усиления конкуренции в спорте высших достижений, что диктует необходимость непрерывного совершенствования системы подготовки спортивных сборных команд России, включая подготовку спортивного резерва, на основе принятия системных комплексных мер при обеспечении государственной поддержки развития спорта высших достижений.
В соответствии с Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года требуется повысить обеспеченность населения различными объектами спорта в 1,5 раза, в том числе путем создания инфраструктуры чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 года и Кубка конфедераций ФИФА 2017 года.
Для решения поставленных задач необходимо повысить эффективность использования ресурсов в сфере физической культуры и спорта, способствовать раскрытию ее социально-экономического потенциала.
В Ростовской области развитие физической культуры и спорта осуществляется преимущественно за счет областного и федерального бюджетов. Участие бизнеса, особенно малого и среднего, в данном процессе носит ограниченный характер. Применяемый подход оказывает сдерживающее воздействие на развитие рыночных отношений в сфере физической культуры и спорта, что не позволяет в полном объеме реагировать на изменения структуры и динамики спроса на физкультурно-оздоровительные услуги. Это снижает доступность спортивной инфраструктуры для различных возрастных и социальных групп населения и общую эффективность мер государственной поддержки физической культуры и массового спорта.
В связи с этим необходимо экономически стимулировать организации, осуществляющие основную деятельность в сфере физической культуры и спорта, и тем самым способствовать повышению конкуренции на рынке физкультурно-оздоровительных услуг и окупаемости инвестиций в спорте и развитию государственно-частного партнерства.
Для сохранения положительной динамики и устойчивого развития физической культуры и спорта в ближайшие годы необходимо обеспечить сохранение темпов строительства и реконструкции объектов спорта с учетом потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
К настоящему времени сформирована система финансирования и строительства объектов. Ее основной составляющей является областная долгосрочная программа "Развитие физической культуры и спорта в Ростовской области на 2011 - 2014 годы". На реализацию ее программных мероприятий выделяются субсидии в рамках федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы", в том числе подпрограммы "Развитие футбола в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы".
Негативное влияние на конкурентоспособность российского спорта высших достижений оказывает отсутствие достаточного количества региональных тренировочных спортивных баз по олимпийским, паралимпийским и сурдлимпийским видам спорта.
В Ростовской области футбол, являющийся одним из наиболее динамичных видов спорта, доступных всем возрастным категориям населения, относится к числу самых популярных массовых видов спорта, развиваемых в области.
На сегодняшний день особое место в ряду важнейших государственных задач Ростовской области занимает эффективная подготовка и проведение первого в России чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 года и Кубка конфедераций ФИФА 2017 года.
Решение иных задач, связанных с обеспечением всего комплекса мероприятий, необходимого для проведения чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 года и Кубка конфедераций ФИФА 2017 года, и не входящих в компетенцию и полномочия минспорта Ростовской области, предусматривается в соответствующих государственных программах Ростовской области, ответственными исполнителями которых являются заинтересованные органы исполнительной власти Ростовской области.
Важнейшим условием проведения данного турнира является наличие спортивной инфраструктуры, включающей футбольный стадион высочайшего качества, оснащенный современными техническими средствами и отвечающий требованиям, предъявляемым ФИФА к проведению матчей чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 года и Кубка конфедераций ФИФА 2017 года.
Кроме того, для организации турнира необходимо предоставить 3 тренировочных площадки, оснащенные травяным покрытием такого же типа, как для проведения футбольных матчей на стадионе, и тренировочные базы для команд-участниц (включая гостиницы для команд), оборудованные двумя футбольными площадками с аналогичным травяным покрытием и другой необходимой инфраструктурой.
Анализ состояния футбольной инфраструктуры в Ростовской области показал отсутствие необходимого количества спортивных объектов, соответствующих уровню мировых стандартов.
Количество имеющихся тренировочных площадок и тренировочных баз недостаточно, а их качество в части оснащения футбольным покрытием, наличия трибун, раздевалок, парковок - крайне неудовлетворительное.
Полученная эффективность от использования наследия спортивной инфраструктуры чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 года и Кубка конфедераций ФИФА 2017 года обеспечит повышение уровня развития российского футбола и даст импульс поступательного развития сферы физической культуры и спорта на долгосрочную перспективу.
Проведение в Российской Федерации чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 года и Кубка конфедераций ФИФА 2017 года позволит создать стимул и обеспечить комплекс мер, способствующих социально-экономическому развитию субъектов Российской Федерации, принимающих матчи мирового уровня, и регионов-соседей.
Масштабность принятых Российской Федерацией обязательств в связи с проведением чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 года и Кубка конфедераций ФИФА 2017 года определяет задачу по принятию и реализации системных комплексных мер при обеспечении государственной поддержки.
Для реализации государственной программы необходимо принять меры правового регулирования.
Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации государственной программы Ростовской области приведены в приложении N 1 к государственной программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.