Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 10. Подпрограмма "Улучшение условий и охраны труда в Ростовской области"
10.1. Паспорт подпрограммы "Улучшение условий и охраны труда в Ростовской области"
10.2. Характеристика сферы условий и охраны труда подпрограммы "Улучшение условий и охраны труда в Ростовской области"
Важнейшим фактором, определяющим необходимость разработки и реализации подпрограммы с учетом приоритетных направлений социальных и экономических реформ в Ростовской области, Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года является социальная значимость данной проблемы в части повышения качества жизни и сохранения здоровья трудоспособного населения Ростовской области.
В соответствии со Стратегией, одним из приоритетных направлений деятельности в улучшении здоровья и сокращении смертности населения является принятие мер по снижению профессиональных рисков, улучшению условий и охраны труда, профилактике и снижению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, а также строгое соблюдение сроков проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров работающих.
Охрана труда, как система обеспечения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, тесно связана с социально-экономическим положением организаций, в которых они трудятся, современным состоянием экономики, окружающей среды, основных фондов, уровнем лечебно-профилактического обслуживания, обеспечения средствами индивидуальной и коллективной защиты работающих, с качеством образования и обучения, научным и техническим потенциалом.
Как свидетельствует международная и отечественная практика, в современных условиях уровень производственной опасности для профессиональной деятельности людей остается высоким. В Российской Федерации относительный показатель смертности трудоспособного населения в 4,5 раза выше, чем в странах Евросоюза.
Проблемы системы управления охраной труда оборачиваются и серьезными финансовыми потерями в системе обязательного социального страхования. Так, например, выплаты пенсий по инвалидности в связи с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием составляют более 6 млрд. рублей в год.
Вопросу сохранения жизни и здоровья населения, занятого трудовой деятельностью, Правительство Ростовской области уделяет особое внимание.
Важнейшим направлением деятельности Правительства Ростовской области в сфере охраны труда было и остается взаимодействие с социальными партнерами, органами государственного надзора и контроля, органами местного самоуправления.
Особая роль в этой работе отводится областной межведомственной комиссии по охране труда, которая координирует деятельность органов исполнительной власти, объединений профсоюзов и работодателей, органов государственного надзора и контроля, социального страхования, направленную на выработку единых подходов к решению задач в системе государственного управления охраной труда, осуществляет контроль за ходом реализации мероприятий по охране труда.
Реализация направлений государственной политики, включая проведение комплексных мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях Ростовской области, позволяет сохранять стабильность ситуации с производственным травматизмом.
Общее число пострадавших от несчастных случаев на производстве в 2012 году сократилось на 10,7 процента по сравнению с 2011 годом (1 276 несчастных случаев в 2012 году против 1 430 несчастных случаев в 2011 году). Численность пострадавших со смертельным исходом в 2012 году в сравнении с 2011 годом снизилась на 20 процентов (88 пострадавших против 110 пострадавших соответственно). Удельный вес работающих во вредных условиях труда на территории Ростовской области в 2012 году составил 12,1 процента от общей численности работающих (в 2011 году - 12,8 процента). Вместе с тем по сравнению с 2011 годом в 2012 году по области отмечался незначительный рост профзаболеваемости - с 278 до 283 случаев, соответственно.
Однако, несмотря на положительную динамику снижения производственного травматизма, ситуация в сфере условий и охраны труда в Ростовской области остается напряженной. За 2011 - 2012 годы в результате несчастных случаев на производстве получили травмы 2 706 работников, 198 человек погибли, 561 работнику установлен диагноз профессионального заболевания.
Это связано с недостатком инвестиций на реконструкцию производства, замену изношенного оборудования, малой заинтересованностью работодателей в создании безопасных условий труда на производстве, дефицитом высококвалифицированных рабочих и специалистов по охране труда.
Руководители многих организаций не владеют необходимыми знаниями трудового законодательства, а зачастую игнорируют его. Обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности еще не стало основным принципом для работодателей. Из-за отсутствия эффективных экономических механизмов, побуждающих работодателя принимать меры по улучшению условий и охраны труда, имеются существенные диспропорции финансирования охраны труда в организациях различных форм собственности.
По данным выборочных обследований, на допустимом уровне финансирование профилактических мероприятий (аттестация рабочих мест по условиям труда, обучение по охране труда, проведение медицинских осмотров, обеспечение средствами индивидуальной защиты и другие мероприятия) осуществляется в основном на крупных предприятиях.
Для субъектов малого и среднего предпринимательства наиболее характерна ситуация, когда мероприятия по улучшению условий и охраны труда реализуются эпизодически и, как правило, только по предписанию государственных инспекторов труда.
Анализ причин и условий возникновения большинства несчастных случаев на производстве в Ростовской области, проведенный по данным Государственной инспекции труда в Ростовской области, Государственного учреждения - Ростовского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, показывает, что наряду с техническими причинами несчастных случаев на производстве, устранение которых требует значительных инвестиционных и материально-технических затрат, практически 70 процентов происходящих несчастных случаев связано с организацией труда: неудовлетворительное обеспечение безопасности производства работ и рабочих мест, допуск к руководству работами и к работе должностных лиц и работников, не прошедших обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда, нарушения трудовой и производственной дисциплины.
Это требует дальнейшей планомерной работы и усиления мер, направленных на повышение уровня деятельности организаций Ростовской области в создании условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Главная задача сегодня - объединение усилий всех уровней власти и направление их на изменение сложившегося стереотипа пренебрежительного отношения к здоровью и жизни как со стороны работодателей, так и самих работников, а именно - необходимость понимания того, что жизнь и здоровье человека являются высшей социальной ценностью.
Важной задачей остается усиление профилактики нарушений в области охраны труда путем повышения эффективности деятельности органов государственного контроля (надзора), ориентированной, в первую очередь, на профилактику нарушений трудового законодательства.
Проведенный анализ производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в организациях, осуществляющих деятельность на территории Ростовской области, указывает на необходимость решения главной проблемы - устранение управляемых причин, связанных со смертностью на производстве и профессиональной заболеваемости вследствие воздействия вредных производственных факторов.
Этому должны способствовать системные профилактические мероприятия, направленные на управление профессиональными рисками, в том числе на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, соблюдение порядка обучения, инструктирования, стажировки на рабочих местах и проверки знаний требований охраны труда, а также порядка проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников.
Так как проблема улучшения условий и охраны труда является долговременной, то в целях осуществления единой социально-экономической политики Ростовской области, направленной на развитие производства и реализацию конституционных прав работников в сфере трудовых отношений, необходимо продолжить работу по основным направлениям деятельности в сфере охраны труда в рамках разработанной подпрограммы. Деятельность всех заинтересованных органов, ведомств и организаций региона в сфере охраны труда не будет в должной мере эффективной без их комплексного программного развития и стимулирования, выполнения определенной системной совокупности скоординированных по срокам, целям и ресурсам мероприятий.
В подпрограмме все мероприятия увязываются в единый комплекс, учитываются и объединяются интересы и финансовые возможности всех заинтересованных сторон. Таким образом, подпрограмма становится стержнем всей деятельности региона, направленной на реализацию комплексного подхода к осуществлению государственной политики в области охраны труда.
При реализации поставленных задач подпрограммы возможны риски, сопряженные с:
изменениями законодательства Российской Федерации, с экономическими факторами, инфляцией и дефицитом бюджетных средств, что может повлечь необходимость корректировки объемов финансирования и запланированных сроков выполнения мероприятий подпрограммы, а также целевых показателей;
недостатками в управлении подпрограммой (недостаточная координация действий субъектов управления, незначительная эффективность использования средств).
Координацию исполнения мероприятий подпрограммы предусмотрено осуществлять в рамках работы областной межведомственной комиссии по охране труда, Положение о которой утверждено постановлением Правительства Ростовской области от 23.12.2011 N 287 "Об областной межведомственной комиссии по охране труда".
С целью минимизации влияния рисков на достижение цели и запланированных результатов ответственным исполнителем в процессе реализации подпрограммы возможно принятие следующих общих мер:
мониторинг реализации подпрограммы, позволяющий отслеживать выполнение запланированных мероприятий и достижение промежуточных показателей и индикаторов государственной программы;
оперативное реагирование на изменения факторов внешней и внутренней среды и внесение соответствующих корректировок в подпрограмму.
Для обеспечения правового сопровождения реализации подпрограммы и достижения ее конечных результатов необходимо осуществить меры правового регулирования, сведения о которых приводятся в приложении N 1 к государственной программе.
10.3. Цели, задачи и показатели (индикаторы), основные ожидаемые конечные результаты, сроки и этапы реализации подпрограммы "Улучшение условий и охраны труда в Ростовской области"
С учетом приоритетов государственной политики в сфере охраны труда сформулирована цель подпрограммы государственной программы - снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников организаций Ростовской области.
Целесообразность решения вопросов улучшения условий и охраны труда посредством выработки и проведения системы программных мер, ориентированных на достижение установленной цели, подтверждается актуальностью вопросов обеспечения здоровых и безопасных условий труда работников организаций области, а также традиционно основывается на применении программно-целевого метода.
Достижение указанной цели обеспечивается решением следующих задач:
1. Правовое обеспечение охраны труда, совершенствование региональной системы управления охраной труда.
2. Улучшение условий труда на рабочих местах, снижение профессиональных рисков, активизация деятельности по аттестации рабочих мест по условиям труда.
3. Непрерывная подготовка по охране труда руководителей и специалистов организаций на основе современных технологий обучения.
4. Информационное обеспечение и пропаганда охраны труда.
Перечень целевых показателей (индикаторов) подпрограммы определялся на основе следующих принципов:
максимальная информативность при минимальном количестве показателей;
наблюдаемость значений показателей в течение всего срока реализации подпрограммы;
регулярность формирования отчетных данных;
применение общепринятых определений, методик расчета и единиц измерения;
наличие объективных источников информации;
возможность получения отчетных данных с минимально возможными материальными, временными и трудозатратами.
Перечень целевых показателей (индикаторов) носит открытый характер и предусматривает возможность корректировки в случаях изменения приоритетов государственной политики, появления новых социально-экономических обстоятельств, оказывающих существенное влияние на сферу реализации подпрограммы.
Сведения о показателях (индикаторах) подпрограммы и их значениях приводятся в приложении N 2 к государственной программе.
Показатели, включенные в федеральный (региональный) план статистических работ, в подпрограмме отсутствуют. Сведения о методике расчета показателя (индикатора) подпрограммы приводятся в приложении N 4 к государственной программе.
Основными показателями, характеризующими результаты реализации подпрограммы, являются:
численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом в расчете на 1 тыс. работающих;
численность лиц с установленным в текущем году профессиональным заболеванием в расчете на 10 тыс. работающих;
численность лиц, первично освидетельствованных по несчастному случаю на производстве или профзаболеванию с утратой профессиональной трудоспособности, в расчете на 10 тыс. работающих;
количество обученных по охране труда руководителей и работников государственных органов Ростовской области, организаций Ростовской области.
По итогам реализации подпрограммы ожидается:
снижение численности пострадавших в результате несчастных случаев на производстве;
снижение профессиональной заболеваемости;
улучшение условий труда работающих.
Планируемые значения показателей реализации задач определены исходя из прогноза социально-экономического развития области и могут оказаться недостижимыми при ухудшении общей социально-экономической ситуации.
Подпрограмма реализуется в 2014 - 2020 годах. Этапы реализации подпрограммы не выделяются.
Оценка эффективности подпрограммы производится в составе оценки эффективности государственной программы.
10.4. Характеристика основных мероприятий подпрограммы "Улучшение условий и охраны труда в Ростовской области"
Немаловажное значение в совершенствовании работы по сохранению жизни и здоровья работников организаций в процессе трудовой деятельности занимает реализация Мероприятий улучшения условий и охраны труда, которые реализуются в Ростовской области с 2001 года и являются основной составной частью многогранной работы всех заинтересованных в обеспечении безопасных условий труда работающих.
Для решения существующих проблем в сфере охраны труда необходимо обеспечение преемственности реализуемых мер на основе программно-целевого метода, что будет достигаться с помощью основных мероприятий данной подпрограммы. Процесс формирования и реализации основных мероприятий строится исходя из исполнения поставленных задач подпрограммы для достижения её цели - снижение профессиональных рисков, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников организаций Ростовской области.
Основные мероприятия:
разработка проектов нормативных правовых актов, направленных на совершенствование управления охраной труда в области в соответствии с изменениями в федеральном законодательстве;
разработка и издание методических рекомендаций по вопросам охраны труда для специалистов по труду органов местного самоуправления;
подготовка и издание сборника нормативных правовых актов по охране труда для органов исполнительной власти и органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов области;
оказание методической помощи в работе городских и районных межведомственных комиссий по охране труда;
подготовка и включение предложений по обеспечению охраны труда в проекты областного трехстороннего (регионального) соглашения, территориальных и отраслевых соглашений в рамках системы социального партнерства;
совершенствование проведения государственной экспертизы условий труда;
сбор, анализ и систематизация статистической и аналитической информации в целях реализации мероприятий подпрограммы;
подготовка отчетности о ходе реализации подпрограммы;
организация проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (координация деятельности организаций, аккредитованных в установленном порядке на право проведения аттестации рабочих мест;
государственная экспертиза условий труда в целях оценки качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
информирование и консультирование работодателей по вопросам проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
проведение методических семинаров с руководителями и специалистами организаций, оказывающих услуги в области охраны труда);
мониторинг состояния условий и охраны труда в организациях;
оказание методической и практической помощи организациям области в обеспечении безопасных условий и охраны труда;
обеспечение работы областной межведомственной комиссии по охране труда;
осуществление ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных органам исполнительной власти Ростовской области или органам местного самоуправления организациях, в том числе по вопросам охраны труда будут реализовываться для выполнения задачи по улучшению условий труда на рабочих местах, снижению профессиональных рисков, активизации деятельности по аттестации рабочих мест по условиям труда;
организация проведения обучения и проверки знаний требований охраны труда руководителей и специалистов организаций внебюджетной сферы (координация деятельности организаций, аккредитованных в установленном порядке на право проведения обучения по охране труда;
согласование учебных планов и программ обучения по охране труда;
оценка качества обучения и проверка знаний требований охраны труда);
участие в обучающих семинарах с учетом проверки знаний по вопросам охраны труда специалистов отдела управления охраной труда и государственной экспертизы условий труда минтруда области, проводимых Всероссийскими профильными учебными центрами;
оказание услуги по обучению и проверке знаний по охране труда руководителей и работников государственных органов Ростовской области, организаций Ростовской области (расходы на обеспечение деятельности государственным учреждением);
подготовка и тиражирование методических и информационных материалов в целях организации и проведения районных, городских, отраслевых тематических семинаров-совещаний по актуальным вопросам охраны труда с руководителями и специалистами организаций области;
разработка и издание информационных материалов к проведению мероприятий, посвященных Всемирному дню охраны труда, в целях пропаганды современных подходов к решению проблем условий и охраны труда;
организация и проведение областной научно-практической конференции по охране труда;
подготовка ежегодных докладов о реализации государственной политики в сфере охраны труда в Ростовской области;
подготовка и тиражирование ежегодных информационно-аналитических бюллетеней "Охрана труда в Ростовской области";
информирование населения через средства массовой информации по актуальным вопросам охраны труда и новых нормативных правовых актах в области охраны труда;
организация и проведение конкурса "Лучший специалист по охране труда Ростовской области";
разработка и размещение социальной рекламы по вопросам охраны труда.
Вышеназванные основные мероприятия направлены на решение задачи по правовому обеспечению охраны труда, совершенствованию региональной системы управления охраной труда.
Основное мероприятие: организация проведения аттестации рабочих мест по условиям труда направлено на координацию деятельности организаций, аккредитованных в установленном порядке на право проведения аттестации рабочих мест; государственную экспертизу условий труда в целях оценки качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда; информирование и консультирование работодателей по вопросам проведения аттестации рабочих мест по условиям труда; проведение методических семинаров с руководителями и специалистами организаций, оказывающих услуги в области охраны труда.
Основные мероприятия: мониторинг состояния условий и охраны труда в организациях; оказание методической и практической помощи организациям области в обеспечении безопасных условий и охраны труда; обеспечение работы областной межведомственной комиссии по охране труда; осуществление ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных органам исполнительной власти Ростовской области или органам местного самоуправления организациях, в том числе по вопросам охраны труда будут реализовываться для выполнения задачи по улучшению условий труда на рабочих местах, снижению профессиональных рисков, активизации деятельности по аттестации рабочих мест по условиям труда.
Реализация следующих основных мероприятий:
организация проведения обучения и проверки знаний требований охраны труда руководителей и специалистов организаций внебюджетной сферы: координация деятельности организаций, аккредитованных в установленном порядке на право проведения обучения по охране труда; согласование учебных планов и программ обучения по охране труда; оценка качества обучения и проверка знаний требований охраны труда;
участие в обучающих семинарах с учетом проверки знаний по вопросам охраны труда специалистов отдела управления охраной труда и государственной экспертизы условий труда минтруда области, проводимых Всероссийскими профильными учебными центрами;
оказание услуги по обучению и проверке знаний по охране труда руководителей и работников государственных органов Ростовской области, организаций Ростовской области (расходы на обеспечение деятельности государственным учреждением) необходима для непрерывной подготовки по охране труда руководителей и специалистов организаций на основе современных технологий обучения.
Перечень основных мероприятий подпрограммы приводится в приложении N 5 к государственной программе.
Реализация основных мероприятий подпрограммы в соответствии с ее целью будет способствовать улучшению условий и охраны труда работников организаций области, обеспечит дальнейшее совершенствование региональной системы управления охраной труда, что приведет к улучшению социально-экономической ситуации в регионе и позволит обеспечить работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих нормативным требованиям охраны труда.
10.5. Информация по ресурсному обеспечению подпрограммы "Улучшение условий и охраны труда в Ростовской области"
Источниками ресурсного обеспечения подпрограммы являются средства областного бюджета. Общий объем финансирования подпрограммы составит 3 676,4 тыс. рублей. Расходы областного бюджета на реализацию подпрограммы приводятся в приложении N 7 к государственной программе.
Финансовое обеспечение подпрограммы за счет средств областного бюджета будет осуществляться в форме выделения денежных средств на определенные целевые расходы, а также средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых юридическими лицами по государственным контрактам и договорам. Объемы финансовых средств подлежат ежегодному уточнению.
10.6. Участие муниципальных образований Ростовской области в реализации подпрограммы "Улучшение условий и охраны труда в Ростовской области"
Участие муниципальных образований Ростовской области в реализации подпрограммы "Улучшение условий и охраны труда в Ростовской области" государственной программы не предусмотрено.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.