Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 12. Подпрограмма "Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие" государственной программы
12.1. Паспорт подпрограммы "Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие"
12.2. Характеристика технической и технологической модернизации и инновационного развития агропромышленного комплекса
Важнейшей составляющей, регулирующей объемы, качество и экономические характеристики конечной сельскохозяйственной продукции, является внедрение высокоэффективных, ресурсосберегающих технологий и техники.
За пять лет реализации мероприятий, направленных на возмещение затрат по приобретению техники, увеличилась энергообеспеченность сельскохозяйственных организаций на 100 га посевной площади - со 156 до 180 лошадиных сил. Однако темпы обновления низкие, порядка 6 - 7 процентов в год. Поэтому еще практически половина техники используется за сроком амортизации.
Несмотря на проводимую исследовательскую работу аграрными научными учреждениями Ростовской области, необходимо отметить низкий уровень внедряемости существующих инновационных проектов и разработок. Остается низким уровень технической и технологической оснащенности сельскохозяйственного и перерабатывающего производств.
Отсутствует универсальность реализации инноваций в сельскохозяйственном производстве вследствие территориальных особенностей региона, различных почвенно-климатических условий, низкой информированности сельхозтоваропроизводителей в области научных разработок.
Агропромышленный комплекс Ростовской области испытывает острую нехватку квалифицированных кадров, способных внедрять инновационные технологии и работать на современной технике. В значительной степени это связано с отсутствием опыта долгосрочного сотрудничества учреждений профессионального образования и бизнеса. В этих условиях необходимо проведение систематической подготовки и переподготовки кадров АПК с использованием современных достижений науки и передового опыта.
В целях стимулирования инновационного развития агропромышленного комплекса Ростовской области осуществляется государственная поддержка сельхозтоваропроизводителей в области внедрения инновационных проектов в виде предоставления субсидий.
В 2011 - 2012 годах внедрено 23 инновационных проекта по направлениям: растениеводство - 8; животноводство - 9; механизация агропромышленного производства - 6.
К основным проблемам внедрения инновационных разработок можно отнести низкую платежеспособность сельхозтоваропроизводителей, а также консерватизм селян.
Многие темы научных исследований в научно-исследовательских институтах не адаптированы к проблемам АПК региона.
Кроме того, на недостаточное использование, особенно малыми формами хозяйствования, в процессе производства новых технологий и техники, результатов научных исследований влияет низкая информированность сельскохозяйственных товаропроизводителей.
С целью повышения информированности сельскохозяйственных товаропроизводителей продолжает формироваться система консультирования агропромышленного комплекса Ростовской области. Система представлена региональным и муниципальными специализированными центрами, консультационными подразделениями при научно-исследовательских и учебных учреждениях, региональным и муниципальными агентствами поддержки малого и среднего предпринимательства, а также консультационными центрами (пунктами), созданными в рамках "пилотного проекта" по оказанию консультационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства.
Анализ отчетных данных за 2006 - 2010 годы о работе пунктов муниципальных районов показывает, что потребность сельхозтоваропроизводителей в услугах консультационной службы АПК ежегодно возрастает: в 2007 году консультаций предоставлено на 85 процентов больше, чем в 2006 году; в 2008 году - 106,9 процента к 2007 году, в 2009 году - 137 процентов к 2008 году, в 2010 году - в 2,7 раза к 2009 году.
Наиболее востребованы консультации в сфере растениеводства - 27 процентов, животноводства - 14 процентов, кредитования - 14 процентов, социального развития села - 10 процентов.
В общем числе сельхозтоваропроизводителей, получивших консультации, преобладают малые формы хозяйствования (владельцы личных подсобных хозяйств - 49,5 процента, индивидуальные предприниматели - 15,1 процента, главы крестьянских фермерских хозяйств - 13,3 процента).
Особое внимание уделяется консультированию, сопровождению и обучению сельскохозяйственных товаропроизводителей малых форм хозяйствования, реализующих мероприятия по созданию и развитию крестьянских фермерских хозяйств и по развитию семейных животноводческих ферм.
Проведенный анализ подтверждает необходимость дальнейшей поддержки развития системы сельхозконсультирования в Ростовской области.
В настоящее время в сфере сельского хозяйства активно развивается онлайн-консультирование через официальные интернет-порталы.
Для активизации инновационных процессов на всей территории Ростовской области на официальном сайте минсельхозпрода области проводится работа по созданию каталога инновационных разработок всех аграрных научных и научно-образовательных учреждений региона. В нем представлена краткая информация об имеющихся разработках в области аграрного производства и контактная информация разработчиков. Каждый сельхозтоваропроизводитель области может самостоятельно при помощи интернет-ресурса получить информацию об интересующих инновационных разработках в сельскохозяйственном производстве, связаться с разработчиками с целью внедрения. Предлагаемая схема распространения инновационных разработок исключает привилегированность сельхозтоваропроизводителей, расположенных близко от научных центров.
Одной из приоритетных задач является обеспечение учета результатов научно-исследовательской деятельности, полученных, в первую очередь, за счет государственного финансирования работ, и оперативного распространения информации о проведенных исследованиях и их результатах. Для решения данной задачи планируется ежегодное проведение конкурсов на выполнение научно-исследовательских работ для нужд агропромышленного комплекса региона. Ожидается, что ежегодно до 2020 года выполнение научно-исследовательских работ будет осуществляться по двум-трем актуальным темам в области агропромышленного производства. Направления научно-исследовательской деятельности ежегодно будут определяться решением научно-технического совета минсельхозпрода области и его отраслевых секций. Таким образом, будет скоординирована научная работа научно-исследовательских институтов и вузов с учетом потребности агропромышленной отрасли области и создана система проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, адаптированных для практического применения.
Будет создан международный инновационный центр по различным направлениям сельскохозяйственного производства на базе ведущего научного учреждения. Инновационный центр будет аккумулировать новейшие научные достижения и демонстрировать их на производстве, способствовать интегрированию науки и производства, доведению инновационных разработок до практического воплощения, демонстрации современных технологий в производстве.
Для успешного инновационного развития необходимо сочетать меры государственной поддержки, направленные на стимулирование предложений по внедрению инноваций, с мерами, пропагандирующими инновационное технологическое развитие отрасли.
Приоритетами государственной политики в сфере реализации подпрограммы являются:
проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по актуальным темам для агропромышленного комплекса;
стимулирование научной и инновационной деятельности среди молодых ученых ведущих аграрных научных и образовательных учреждений Ростовской области;
проведение технической модернизации и перевооружения организаций агропромышленного комплекса;
стимулирование внедрения инновационных разработок и технологий в агропромышленном комплексе;
реализация мероприятий, направленных на внедрение результатов научно-исследовательской работы сельскохозяйственной науки;
стимулирование инновационной деятельности и инновационного развития агропромышленного комплекса;
обеспечение профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;
обеспечение оказания консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям.
На выполнение обозначенных в подпрограмме задач могут повлиять следующие непреодолимые условия (риски):
рост цен на энергоресурсы и материально-технические средства, потребляемые в отрасли, что ограничивает возможности у значительной части сельскохозяйственных товаропроизводителей осуществлять инновационные проекты, переход к новым ресурсосберегающим технологиям и на этой основе обеспечивать реализацию модели ускоренного экономического развития;
слабая материально-техническая база и низкие темпы обновления основных производственных фондов, что отрицательно сказывается на своевременном выполнении основных технологических процессов в сельском хозяйстве, переработке сырья и качестве выпускаемой продукции, не позволяет в полной мере обеспечить на внутреннем рынке импортозамещение отечественной продукцией;
снижение эффективности агропромышленного производства вследствие отсутствия внедрения достижений биотехнологий и увеличение импортозависимости;
недофинансированием мероприятий подпрограммы.
12.3. Цели, задачи и показатели (индикаторы), основные ожидаемые конечные результаты, сроки и этапы реализации подпрограммы "Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие" государственной программы
Подпрограмма разработана для обеспечения повышения инновационности агропромышленного комплекса, технической и технологической модернизации производственных процессов.
Для достижения намеченных целей необходимо решение следующих задач:
стимулирование приобретения высокотехнологичных машин и оборудования;
создание системы информационного обеспечения сельского хозяйства на основе формирования информационных ресурсов и расширение доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения к консультационным услугам;
проведение систематической подготовки и переподготовки кадров АПК;
реализация мероприятий, направленных на внедрение результатов научно-исследовательской работы сельскохозяйственной науки;
стимулирование инновационной деятельности и инновационного развития агропромышленного комплекса.
Для проверки и подтверждения достижения целей и задач подпрограммы разработаны соответствующие целевые индикаторы. Прогнозные значения целевых индикаторов реализации программных мероприятий приведены в приложении N 2 к государственной программе. Формирование информации по целевым показателям приведено в приложениях N 3, N 4 к государственной программе.
Подпрограмму предполагается реализовать в 2014 - 2020 годах.
Ожидаемые результаты от реализации подпрограммы - это снижение доли техники, используемой за сроками амортизации, увеличение числа сельскохозяйственных товаропроизводителей, внедряющих инновации для технологического развития, обеспечение отрасли квалифицированными кадрами, свободного доступа сельхозтоваропроизводителей к информации, необходимой для развития, повышения их деловой активности и конкурентоспособности.
12.4. Характеристика основных мероприятий и мероприятий ведомственных целевых программ подпрограммы "Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие" государственной программы
Подпрограмма "Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие" включает следующие основные мероприятия:
обеспечение инновационного развития АПК;
поддержка приобретения сельскохозяйственной техники.
Основное мероприятие "Обеспечение инновационного развития АПК" включает расходы областного бюджета на закупку, в том числе услуг (работ):
по проведению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
по разработке системы ведения агропромышленного производства Ростовской области;
по проведению конкурса "Лучшая инновационная разработка в агропромышленном комплексе Ростовской области", в том числе на приобретение призов авторам лучших инновационных разработок;
компьютерного, серверного оборудования, оргтехники, а также услуг по модернизации структурированной кабельной сети и мини АТС;
по созданию и сопровождению банка данных в сфере обеспечения плодородия почв;
по оказанию консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям по вопросам сельскохозяйственного производства, социального развития села и альтернативной занятости сельского населения, а также проведение мероприятий, связанных с переподготовкой и повышением квалификации руководителей сельскохозяйственных организаций и подготовкой специалистов по оказанию консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям.
В состав данного мероприятия также включены расходы областного бюджета на предоставление субсидий:
сельскохозяйственным товаропроизводителям на возмещение части затрат на внедрение инновационных проектов в сфере сельскохозяйственного производства и (или) переработки сельскохозяйственной продукции;
сельскохозяйственным товаропроизводителям и организациям агропромышленного комплекса на возмещение части затрат на профессиональную подготовку и переподготовку кадров.
Основное мероприятие "Поддержка приобретения сельскохозяйственной техники" включает расходы областного бюджета на предоставление субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям на возмещение части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники, произведенной в Ростовской области.
Перечень основных мероприятий подпрограммы приведен в приложении N 5 к государственной программе.
12.5. Информация по ресурсному обеспечению подпрограммы "Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие" государственной программы
Финансирование мероприятий подпрограммы осуществляется за счет средств областного бюджета.
Объем финансового обеспечения реализации подпрограммы за счет средств областного бюджета указан в приложении N 7 к государственной программе.
Финансовое обеспечение планировалось исходя из сокращения на 5 процентов базового объема бюджетных ассигнований, утвержденных Областным законом от 24.12.2012 N 1009-ЗС "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов".
Также учтены условия и тенденции модернизации технических и технологических процессов в АПК, недостаточный уровень финансовой обеспеченности сельхозтоваропроизводителей.
12.6. Участие муниципальных образований Ростовской области в реализации подпрограммы "Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие" государственной программы
Участие муниципальных образований Ростовской области в реализации подпрограммы не предусмотрено.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.