Приказ Минюста РФ от 20 мая 2009 г. N 141
"Об утверждении Положения о Департаменте правового регулирования и контроля в сфере правовой помощи"
Приказом Минюста России от 24 марта 2010 г. N 65 настоящий приказ признан утратившим силу
В соответствии с подпунктом 2 пункта 12 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 42. Ст. 4108; 2006. N 12. Ст. 1284; N 19. Ст. 2070; N 39. Ст. 4039; 2007. N 13. Ст. 1530; N 20. Ст. 2390; 2008. N 10. Ст. 909; N 29. Ст. 3473; N 43. Ст. 4921):
Утверждаю прилагаемое Положение о Департаменте правового регулирования и контроля в сфере правовой помощи.
Министр |
А.В. Коновалов |
Положение о Департаменте правового регулирования и контроля в сфере правовой помощи
(утв. приказом Минюста РФ от 20 мая 2009 г. N 141)
I. Общие положения
1. Департамент правового регулирования и контроля в сфере правовой помощи (далее - Департамент) является структурным подразделением Министерства юстиции Российской Федерации.
2. Департамент в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Минюста России, а также настоящим Положением.
3. Основными задачами Департамента являются:
1) организация деятельности по разработке общей стратегии государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере:
- адвокатуры;
- нотариата;
- государственной регистрации актов гражданского состояния;
- бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам, а также иным отдельным категориям граждан;
2) обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина;
3) организация и осуществление контроля и надзора в сфере адвокатуры и нотариата, а также в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния;
4) осуществление организационного и методического руководства деятельностью судебно-экспертных учреждений Минюста России;
5) обеспечение в пределах своих полномочий реализации Минюстом России функции по правовому просвещению.
4. В Департаменте для выполнения возложенных на него задач создаются структурные подразделения - отделы. Предложения о внесении изменений в структуру и штатное расписание центрального аппарата Минюста России в части, касающейся Департамента, представляются в установленном порядке.
5. Департамент осуществляет свою деятельность как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими структурными подразделениями Минюста России, территориальными органами Минюста России и федеральными государственными учреждениями, в том числе государственными юридическими бюро и судебно-экспертными учреждениями Минюста России.
II. Полномочия
6. Департамент осуществляет следующие полномочия:
1) разрабатывает и представляет руководству Минюста России для внесения Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, других документов, по которым требуется решение Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;
2) представляет предложения для включения в план работы и прогнозные показатели деятельности Минюста России;
3) обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также международных договоров Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;
4) разрабатывает проекты нормативных правовых актов Минюста России, утверждающие формы реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей, порядок ведения реестров адвокатов субъектов Российской Федерации, форму ордера на исполнение поручения, выдаваемого адвокатским образованием, и форму удостоверения адвоката, порядок ведения реестра государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой, порядок ведения реестра адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации, а также иные проекты нормативных правовых актов Минюста России по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;
5) обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента, разрабатывает на этой основе предложения о мерах по совершенствованию деятельности Минюста России, государственных юридических бюро и судебно-экспертных учреждений Минюста России;
6) в рамках своей компетенции участвует в организации работы по систематизации законодательства Российской Федерации и подготовке Свода законов Российской Федерации;
7) проводит юридическую экспертизу проектов законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к компетенции Департамента, вносимых федеральными органами исполнительной власти на рассмотрение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
8) проводит правовую экспертизу проектов концепций и технических заданий на разработку проектов федеральных законов, предлагаемых для включения в планы законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;
9) проводит экспертизу проектов нормативных правовых актов и иных документов по вопросам, относящимся к компетенции Департамента, в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции;
10) готовит проекты официальных отзывов и заключений на проекты федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также проекты поправок к ним по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;
11) представляет предложения о приоритетных направлениях законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации, а также о включении в проекты планов законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации;
12) в рамках своей компетенции участвует в работе по подготовке правовых заключений о целесообразности разработки законопроектов федеральными органами исполнительной власти;
13) представляет в Департамент государственной службы и кадров предложения по согласованию назначения руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в компетенцию которого входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния на территории субъекта Российской Федерации;
14) разрабатывает и представляет Министру юстиции Российской Федерации для внесения в Правительство Российской Федерации проект представления о временном изъятии полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в случае ненадлежащего их осуществления;
15) по поручению руководства Минюста России направляет своих представителей для участия в мероприятиях, проводимых Федеральной палатой адвокатов Российской Федерации, Федеральной нотариальной палатой, а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в компетенцию которых входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния на территории субъектов Российской Федерации;
16) осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью территориальных органов Минюста России, связанной с ведением реестров адвокатов субъектов Российской Федерации, выдачей удостоверений адвоката, участием представителей территориальных органов Минюста России в работе квалификационных комиссий при адвокатских палатах субъектов Российской Федерации и реализацией иных функций, установленных законодательством Российской Федерации об адвокатуре;
17) организует и осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации адвокатами, адвокатскими образованиями и адвокатскими палатами;
18) организует и осуществляет работу по открытию и упразднению государственных нотариальных контор в субъектах Российской Федерации;
19) организует работу по осуществлению территориальными органами Минюста России функции по наделению на конкурсной основе нотариусов полномочиями по совершению нотариальных действий от имени Российской Федерации;
20) организует работу по выдаче территориальными органами Минюста России лицензий на право нотариальной деятельности;
21) удостоверяет подлинность подписи нотариуса и оттиска его печати при легализации документов, представляемых физическими и юридическими лицами в компетентные органы иностранных государств;
22) организует и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей;
23) обеспечивает реализацию Минюстом России полномочий по утверждению совместно с Федеральной нотариальной палатой порядка:
определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе;
изменения территории деятельности нотариуса;
учреждения и ликвидации должности нотариуса;
24) обеспечивает реализацию Минюстом России полномочий по образованию совместно с Федеральной нотариальной палатой апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб на решения квалификационных комиссий по приему экзаменов у лиц, желающих получить лицензию на право осуществления нотариальной деятельности;
25) обеспечивает реализацию Минюстом России иных полномочий, предусмотренных законодательством о нотариате;
26) координирует деятельность по государственной регистрации актов гражданского состояния и осуществляет ее методическое обеспечение;
27) разрабатывает и представляет для утверждения Министру юстиции Российской Федерации:
формы бланков записей актов гражданского состояния, свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния, порядок их заполнения;
формы бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния и иных документов, подтверждающих факты государственной регистрации актов гражданского состояния либо их отсутствие;
образцы бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния;
28) вносит предложения Министру юстиции Российской Федерации по закреплению за субъектами Российской Федерации серий бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния;
29) организует и осуществляет контроль деятельности органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния, в том числе контроль за осуществлением полномочий Российской Федерации на государственную регистрацию актов гражданского состояния;
30) организует и осуществляет надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации при государственной регистрации актов гражданского состояния, в том числе проводит проверки деятельности органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния, истребует документы и готовит проекты предписаний об устранении нарушений законодательства Российской Федерации;
31) обеспечивает осуществление территориальными органами Минюста России функций в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния в случае их временного изъятия Правительством Российской Федерации; организует и осуществляет контроль за данным видом деятельности территориальных органов Минюста России;
32) обеспечивает реализацию Минюстом России полномочий по утверждению совместно с Федеральным архивным агентством правил передачи в государственные архивы актовых книг, собранных из первых экземпляров записей актов гражданского состояния, и метрических книг;
33) ведет реестры государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации, экспертов-техников; предоставляет в установленном порядке физическим и юридическим лицам информацию, содержащуюся в указанных реестрах;
34) выдает свидетельства о регистрации в реестре адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации;
35) выдает свидетельства о включении в государственный реестр экспертов-техников;
36) проставляет апостиль на официальных документах, подлежащих вывозу за границу;
37) осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью судебно-экспертных учреждений Минюста России;
38) представляет в Департамент государственной службы и кадров предложения о назначении на должности и освобождении от должностей руководителей судебно-экспертных учреждений Минюста России, а также об их поощрении или привлечении к дисциплинарной ответственности;
39) вносит в установленном порядке предложения по обеспечению деятельности судебно-экспертных учреждений Минюста России и государственных юридических бюро;
40) представляет в Департамент международного права и сотрудничества предложения о заключении и выполнении международных договоров в области организации и производства судебной экспертизы, согласовывает предложения о заключении, прекращении, приостановлении действия или временного применения таких международных договоров;
41) организует и осуществляет координацию и контроль деятельности государственных юридических бюро, обеспечивает осуществление Минюстом России иных предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий в отношении государственных юридических бюро;
42) разрабатывает и представляет на утверждение Министру юстиции Российской Федерации проекты уставов государственных юридических бюро, а также изменения в них;
43) разрабатывает и представляет в Департамент государственной службы и кадров предложения по проектам структур и штатных расписаний государственных юридических бюро, а также изменений в них;
44) представляет в Департамент государственной службы и кадров предложения о назначении на должности и освобождении от должностей начальников государственных юридических бюро, а также об их поощрении и привлечении к дисциплинарной ответственности;
45) в пределах своей компетенции принимает участие в разработке форм ведомственной отчетности и документов первичного учета по вопросам, относящимся к сфере деятельности Минюста России;
46) обобщает практику деятельности органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния, государственных юридических бюро, судебно-экспертных учреждений Минюста России и разрабатывает предложения, направленные на ее совершенствование;
47) проводит проверки деятельности территориальных органов Минюста России, органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния, государственных юридических бюро, судебно-экспертных учреждений Минюста России по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;
48) в рамках своей компетенции осуществляет информационное и правовое обеспечение территориальных органов Минюста России, органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния, государственных юридических бюро, судебно-экспертных учреждений Минюста России;
49) осуществляет представление и защиту интересов Минюста России и Правительства Российской Федерации в судах Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;
50) в пределах своей компетенции участвует в работе по внедрению достижений науки, техники и положительного опыта в деятельность территориальных органов Минюста России, органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния, государственных юридических бюро, судебно-экспертных учреждений Минюста России;
51) в пределах своей компетенции участвует в работе по созданию и ведению специализированных баз данных правовой информации в соответствии с единой технической политикой в сфере правовой информатизации России;
52) осуществляет рассмотрение обращений граждан, по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;
53) участвует в мероприятиях по повышению квалификации федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Минюста России и работников органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния;
54) осуществляет иные полномочия, отнесенные к компетенции Департамента законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Минюста России.
III. Организация деятельности
7. Департамент возглавляет директор (далее - Директор), назначаемый на должность и освобождаемый от должности приказом Минюста России.
Директор подчиняется Министру юстиции Российской Федерации, а также заместителю Министра, курирующему Департамент.
Директор осуществляет непосредственное руководство Департаментом, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Департамент задач и реализацию полномочий, соблюдение федеральными государственными гражданскими служащими Департамента режима секретности, состояние служебной дисциплины.
Директор имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности приказами Минюста России по представлению Директора.
8. Для решения предусмотренных настоящим Положением задач и осуществления возложенных на Департамент полномочий Директор:
1) по вопросам, относящимся к компетенции Департамента, представляет по доверенности или по поручению руководства Минюста России интересы Минюста России в органах государственной власти, государственных, общественных организациях и судах, во взаимоотношениях с должностными лицами органов власти иностранных государств, иностранных и международных организаций; участвует в работе межведомственных комиссий органов государственной власти по соответствующим направлениям деятельности Минюста России;
2) осуществляет прием граждан, рассматривает обращения граждан и письма организаций по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента; организует и контролирует своевременное и качественное рассмотрение федеральными государственными гражданскими служащими Департамента обращений, а также полноту и законность принятых по ним решений;
3) в рамках полномочий, установленных нормативными правовыми актами Минюста России, запрашивает и получает от структурных подразделений, территориальных органов и учреждений Минюста России документы, справочные и иные материалы, необходимые для принятия решений по вопросам, относящимся к компетенции Департамента, дает им в связи с этим обязательные для исполнения поручения, ведет с ними переписку;
4) привлекает в необходимых случаях для выработки решений по вопросам, относящимся к компетенции Департамента, ученых, специалистов и работников федеральных органов исполнительной власти;
5) распределяет обязанности между своими заместителями, участвует в подготовке должностных регламентов;
6) утверждает положения об отделах Департамента;
7) вносит предложения по изменению структуры и штатного расписания центрального аппарата Минюста России в части, касающейся Департамента;
8) обеспечивает планирование, организацию и контроль деятельности Департамента, его эффективное взаимодействие с другими структурными подразделениями Минюста России, территориальными органами и учреждениями Минюста России, структурными подразделениями федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
9) вносит предложения в планы основных организационных мероприятий Минюста России и работы коллегии Минюста России;
10) вносит предложения о назначении на должности и включении в кадровый резерв, перемещении, освобождении от должности, аттестации, направлении на обучение и повышение квалификации федеральных государственных гражданских служащих Департамента, а также о присвоении им классных чинов, о награждении государственными и ведомственными наградами, их поощрении и привлечении к дисциплинарной ответственности, в том числе увольнении; включении их в состав рабочих групп, комиссий, а также для направления в служебные командировки;
11) проводит совещания, семинары и иные организационно-методические мероприятия по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;
12) в соответствии с установленным в Минюсте России порядком делопроизводства визирует организационно-распорядительные документы, контролирует соблюдение порядка их оформления и согласования;
13) подписывает апостиль, удостоверяет подлинность подписи нотариуса и оттиска его печати при легализации документов, представляемых физическими и юридическими лицами в компетентные органы иностранных государств, и предоставляет право подписи и удостоверения одному из своих заместителей, начальнику или заместителю начальника отдела Департамента;
14) пользуется иными правами, предоставленными Директору законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Минюста России.
9. Для решения наиболее важных вопросов деятельности Департамента, осуществления контроля за выполнением планов работы и поручений руководства Минюста России, а также обмена опытом работы в Департаменте могут проводиться оперативные совещания.
Решения, принятые на оперативном совещании, оформляются протоколом и являются обязательными для федеральных государственных гражданских служащих Департамента.
10. Департамент осуществляет свою деятельность на основе текущего и перспективного планирования, в том числе плана работы Департамента.
11. В случае отсутствия Директора его обязанности исполняет один из его заместителей.
12. Делопроизводство и мероприятия по обеспечению режима секретности в Департаменте осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Минюста России.
13. В Департаменте хранятся и используются для проставления апостиля и удостоверения подлинности подписи нотариуса и оттиска его печати при легализации документов печать Министерства юстиции Российской Федераций с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации (N 3) и штамп "Апостиль".
14. Департаменту передаются в установленном порядке соответствующие материальные и технические средства, необходимые для своевременной и качественной реализации возложенных на него полномочий, а также обеспечивается доступ к соответствующим информационным базами данных, системам связи и коммуникаций.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определены полномочия и порядок организации деятельности Департамента правового регулирования и контроля в сфере правовой помощи Минюста России.
На департамент возложены контроль и надзор в сферах адвокатуры и нотариата, а также государственной регистрации актов гражданского состояния. Он обеспечивает разработку общей стратегии госполитики и нормативно-правовое регулирование в названных областях, организационное и методическое руководство деятельностью судебно-экспертных учреждений министерства, а также осуществляет иные полномочия.
Директор департамента назначается на должность и освобождается от нее приказом Министерства. Установлен круг полномочий директора департамента.
Приказ Минюста РФ от 20 мая 2009 г. N 141 "Об утверждении Положения о Департаменте правового регулирования и контроля в сфере правовой помощи"
Текст приказа опубликован в Бюллетене Министерства юстиции Российской Федерации, 2009 г., N 6
Приказом Минюста России от 24 марта 2010 г. N 65 настоящий приказ признан утратившим силу