Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Администрации
города Таганрога
от 02.07.2012 N 2437
Долгосрочная целевая программа
развития инновационной деятельности на территории
города Таганрога на 2013 - 2015 годы
29 марта, 30 сентября 2013 г.
Постановлением Администрации г. Таганрога Ростовской области от 30 сентября 2013 г. N 3025 в Паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт программы
Наименование программы |
Долгосрочная целевая программа развития инновационной деятельности на территории города Таганрога на 2013 - 2015 годы (далее также - Программа) |
Основание для разработки программы |
Областной закон от 28.11.2006 N 591-ЗС "Об инновационной деятельности в Ростовской области", постановление Администрации г. Таганрога от 20.08.09 N 3789 "О городских долгосрочных целевых программах и ведомственных целевых программах", предложение о разработке проекта долгосрочной целевой программы инновационного развития города Таганрога на 2013 - 2015 годы |
Муниципальный заказчик программы |
Администрация города Таганрога |
Разработчик программы |
Управление экономического развития Администрации города Таганрога |
Основная цель программы |
Формирование условий обеспечения системного перехода экономики города Таганрога на инновационный путь развития; создание системы, обеспечивающей эффективное взаимодействие органов местного самоуправления с предприятиями и организациями инновационной сферы для использования достижений науки и техники в интересах социально-экономического развития г. Таганрога |
Основные задачи программы |
Интеграция существующих элементов инновационной инфраструктуры в комплексную инновационную систему города Таганрога и совершенствование механизмов государственной поддержки ее развития; обеспечение скоординированности научно-технической, инновационной и промышленной политики города Таганрога; формирование системы государственного и муниципального заказов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки по приоритетным направлениям развития экономики и социальной сферы; совершенствование нормативного, организационного, статистического и информационного обеспечения реализации Программы; формирование механизмов поддержки и стимулирования хозяйствующих субъектов города Таганрога с целью создания конкурентной продукции на основе новых технологий; формирование в общественном сознании позитивного имиджа научной и инновационной деятельности |
Сроки реализации программы |
2013 - 2015 годы |
Структура программы |
Паспорт Программы. 2. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы, целевые индикаторы и показатели. 3. Система программных мероприятий. 4. Нормативное обеспечение Программы. 5. Механизм реализации Программы. 6. Оценка эффективности социально-экономических последствий от реализации Программы |
Исполнители программы* |
Управление экономического развития Администрации города Таганрога, вузы, предприятия и организации города Таганрога |
Объем и источники финансирования мероприятий программы** |
Общий объем финансирования Программы - 1 114,0 тыс. руб. из средств бюджета г. Таганрога, в том числе: 2013 г. - 209 тыс. руб.; 2014 г. - 430 тыс. руб.; 2015 г. - 475 тыс. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
1. Реализация инновационной политики города Таганрога. 2. Обеспечение благоприятных экономических и финансовых условий для активизации инновационной деятельности. 3. Увеличение валового продукта за счет производства продукции инновационно активными предприятиями. 4. Увеличение в 2013 - 2015 годах объемов собственных инвестиций инновационно активных предприятий, направленных на модернизацию производства и освоение новых технологий. 5. Качественное использование научно-технического потенциала |
Система организаций контроля за исполнением программы |
Контроль за исполнением Программы осуществляется Администрацией города Таганрога. Отчет о ходе работ по Программе представляется в Финансовое управление г. Таганрога и в управление экономического развития Администрации города Таганрога ежегодно в срок до 15 марта года, следующего за отчетным |
* Взаимодействие Администрации города Таганрога с иными исполнителями Программы осуществляется в рамках ее полномочий и по согласованию с ними.
** Объем финансирования Программы корректируется в пределах средств бюджета города Таганрога, предусмотренных на данные цели на соответствующий финансовый год.
1. Содержание проблемы, анализ причин ее возникновения, обоснование
необходимости ее решения программными методами
На протяжении последних лет российская экономика находилась в фазе устойчивого экономического и инвестиционного роста. Однако этот рост стал следствием не модернизации и интенсификации экономики, сколько благоприятных условий внешнеэкономической конъюнктуры и высоких экспортных доходов сырьевого сектора. В условиях глобального экономического кризиса и ухудшающейся конъюнктуры на основных мировых и внутреннем рынках российская и региональные экономики оказались не готовы к системным вызовам времени.
При этом формирование инновационной системы города Таганрога, отвечающей новым реалиям и перспективам устойчивого развития, сталкивается с такими системными проблемами, как:
низкий спрос со стороны реального сектора экономики на перспективные, с точки зрения их коммерческого применения, результаты научно-технической деятельности;
слабость кооперационных связей между научными организациями, учреждениями образования и производственными предприятиями, в т. ч. в рамках системы воспроизводства научных кадров, подготовки специалистов под конкретные направления инновационной деятельности;
низкая информационная прозрачность инновационной сферы, прежде всего - недостаток информации о новых технологиях и возможных рынках сбыта принципиально нового (инновационного) продукта, а также, для частных инвесторов и кредитных организаций, - об объектах вложения капитала с потенциально высокой доходностью;
недостаточный уровень развития малого и среднего инновационного предпринимательства;
недооценка социально-экономической значимости развития инновационных процессов в городе Таганроге;
недостаточный уровень стимулирования инновационной деятельности и поддержки научно-технических разработок.
Существующие разрывы в инновационном цикле и переходе от фундаментальных исследований через научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы к коммерческим технологиям, низкий уровень развития сектора прикладных разработок и неразвитость инновационной инфраструктуры в части коммерциализации передовых технологий приводят к низкой инновационной активности хозяйствующих субъектов города Таганрога.
Значимость и актуальность проблемы перевода экономики города Таганрога на инновационную модель развития требует сбалансированного решения вопросов, связанных, с одной стороны, с сохранением и развитием имеющегося потенциала и, с другой стороны, с выбором и поддержкой приоритетных направлений, обеспечивающих прорыв в экономическом развитии города Таганрога.
В силу многогранности решаемой проблемы возникает необходимость координации действий органов и структурных подразделений Администрации города Таганрога, предпринимательского и научного сообщества, общественных организаций, субъектов инновационной инфраструктуры и других участников Программы.
Долгосрочная целевая программа развития инновационной деятельности на территории города Таганрога на 2013 - 2015 годы направлена на дальнейшее развитие инфраструктуры инновационной системы города Таганрога и эффективное использование ее научно-технического потенциала, технологическую модернизацию экономики на базе инновационных технологий. Настоящая Программа, ее структура и ожидаемые результаты реализации соответствуют приоритетам развития отраслей экономики, определенным Программой социально-экономического развития города Таганрога.
Город Таганрог является одним из наиболее промышленно развитых городов Ростовской области в сфере наукоемкой продукции. Для перехода на инновационный путь развития в городе имеется достаточный научно-технический и образовательный потенциал. Образовательный блок включает: Таганрогский технологический институт Южного федерального университета (ТТИ ЮФУ), Таганрогский государственный педагогический институт, Таганрогский институт управления и экономики, пять филиалов московских вузов, восемь колледжей, профессионально-технические училища.
ТТИ ЮФУ имеет развитую инфраструктуру для генерации и продвижения инноваций. На базе института созданы научно-технические и инновационные предприятия, опытно-производственная база, центр коллективного пользования "Нанотехнологии".
Производственно-технологический блок объединяет предприятия высокотехнологичных отраслей экономики: предприятие оборонного комплекса - завод "Прибой", авиационное предприятие - ОАО "ТАНТК им. Г.М. Бериева", а также ОАО "Таганрогский научно-исследовательский институт связи" (ОАО "ТНИИС"), ООО НПП "СПЕЦСТРОЙ-Связь", ООО "Завод Кристалл", заводы ОАО ТКЗ "Красный котельщик", ОАО "ТАГМЕТ", ОАО "Красный гидропресс". Спектр представленных отраслей промышленности очень широк - от металлургии и электроники до авиации и гидроакустики.
Приоритетными направлениями развития инновационной деятельности на территории города Таганрога являются:
новейшие информационные технологии и системы;
энергосберегающие и природоохранные технологии;
принципиально новые материалы, обеспечивающие сокращение потребности в традиционных материалах из природного сырья, использование материалов с заранее заданными свойствами, требующими минимальной обработки;
системы машин и производственные технологии новых поколений;
авиакосмические технологии, новые поколения средств транспорта и связи;
оборонно-технические системы и системы безопасности новых поколений;
медицинские приборы и оборудование, нанотехнологии.
Настоящая Программа предназначена для координации усилий органов и структурных подразделений Администрации города Таганрога и субъектов инновационной деятельности. Ожидаемым результатом реализации Программы является создание эффективно действующей системы, обеспечивающей взаимодействие всех элементов инновационной системы, - науки, бизнеса, промышленности и других отраслей экономики.
2. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы,
а также целевые индикаторы и показатели
Главной целью разработки Программы является формирование условий обеспечения системного перехода экономики города Таганрога на инновационный путь развития и повышения качества жизни населения города Таганрога.
Важнейшими целями Программы также являются:
обеспечение институциональной поддержки развития инновационной деятельности в городе Таганроге;
создание благоприятной среды для подготовки кадрового потенциала инновационной сферы и формирования творческой личности;
развитие инновационной инфраструктуры города Таганрога и совершенствование инновационной системы;
содействие технологической модернизации экономики города Таганрога.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих основных задач:
интеграция существующих элементов инновационной инфраструктуры в комплексную инновационную систему города Таганрога и совершенствование механизмов государственной поддержки ее развития;
обеспечение скоординированности научно-технической, инновационной и промышленной политики города Таганрога;
формирование системы государственного и муниципального заказов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки по приоритетным направлениям развития экономики и социальной сферы;
совершенствование нормативного, организационного, статистического и информационного обеспечения реализации Программы;
формирование механизмов поддержки и стимулирования хозяйствующих субъектов города Таганрога с целью создания конкурентной продукции на основе новых технологий;
формирование в общественном сознании позитивного имиджа научной и инновационной деятельности.
Решение этих задач позволит создать инновационную систему города Таганрога, обеспечивающую взаимно согласованное развитие всех ее элементов в целях перевода экономики на инновационный путь развития. Инновационное развитие города Таганрога по активному варианту является необходимым условием перехода к "экономике знаний". Для этого также требуется развитие инфраструктуры инновационной системы города Таганрога, обеспечивающей благоприятные условия для реализации инновационных проектов, коммерциализации всех типов инноваций - продуктовых и процессных (технологий), модернизации производственного потенциала города Таганрога.
Срок реализации Программы - 3 года (с 2013 года по 2015 год включительно).
В качестве важнейших целевых индикаторов и показателей выполнения Программы рассматриваются следующие:
доля инновационно активных предприятий и организаций в общем количестве предприятий и организаций города Таганрога (по крупным и средним предприятиям). К 2015 году должна достигнуть 8,15 %;
доля персонала, занятого исследованиями и разработками, в общей численности работников (по крупным и средним предприятиям). К 2015 году должна достигнуть 8,19 %;
доля отгруженной инновационной продукции и услуг в общем объеме отгруженной продукции города Таганрога (по крупным и средним предприятиям). К 2015 году должна достигнуть 8,23 %.
Данные целевые показатели и индикаторы могут быть скорректированы с учетом сложившейся экономической ситуации в стране и в городе Таганроге.
Постановлением Администрации г. Таганрога Ростовской области от 30 сентября 2013 г. N 3025 в раздел 3 настоящего приложения внесены изменения
3. Система программных мероприятий
N |
Наименование мероприятия |
Исполнитель |
Сроки выполнения |
Источники финансирования |
Объем финансирования, тыс. рублей |
|||
Всего |
2013 |
2014 |
2015 |
|||||
1 |
Анализ законодательных актов, регулирующих инновационную деятельность на всех уровнях |
Управление экономического развития Администрации города Таганрога |
Весь период |
Финансирование не требуется |
- |
- |
- |
- |
2 |
Разработка и принятие муниципальных нормативных правовых актов в сфере инновационной деятельности в пределах компетенции органов местного самоуправления |
Управление экономического развития Администрации города Таганрога |
Весь период |
Финансирование не требуется |
|
|
|
|
3 |
Осуществление работы Совета по инновационной деятельности и модернизации при Администрации города Таганрога |
Управление экономического развития Администрации города Таганрога |
Весь период (по мере необходимости, но не реже 1 раза в полугодие) |
Финансирование не требуется |
|
|
|
|
4 |
Развитие технопарков в городе Таганроге |
Управление экономического развития Администрации города Таганрога, Научно-технический парк "Таганрог", ТТИ ЮФУ* |
Весь период |
Финансирование не требуется |
|
|
|
|
5 |
Информирование субъектов малого предпринимательства инновационной сферы обо всех формах государственной поддержки, в том числе о поддержке, осуществляемой в рамках программы развития среднего и малого предпринимательства в городе Таганроге |
Управление экономического развития Администрации города Таганрога, Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции* |
Весь период |
Финансирование не требуется |
|
|
|
|
6 |
Создание и ведение реестра инновационных предприятий, осуществляющих деятельность на территории города Таганрога |
Управление экономического развития Администрации города Таганрога |
Весь период |
Финансирование не требуется |
|
|
|
|
7 |
Создание и ведение реестра инновационных проектов |
Управление экономического развития Администрации города Таганрога |
Весь период |
Финансирование не требуется |
|
|
|
|
8 |
Оказание содействия в участии в выставочных и ярмарочных мероприятиях предприятиям, осуществляющим инновационную деятельность на территории города Таганрога |
Управление экономического развития Администрации города Таганрога |
Весь период |
Финансирование не требуется |
|
|
|
|
9 |
Сопровождение, обновление информации по разделу "Инновации" на официальном портале Администрации города Таганрога |
Управление экономического развития Администрации города Таганрога |
Весь период |
Финансирование не требуется |
|
|
|
|
10 |
Разработка, издание и изготовление методических, информационных и презентационных материалов по вопросам осуществления инновационной деятельности |
Управление экономического развития Администрации города Таганрога, отдел муниципального заказа Администрации города Таганрога |
Весь период |
Бюджет города Таганрога |
166,8 |
36,8 |
60 |
70 |
11 |
Разработка, издание и изготовление методических, информационных и презентационных материалов по вопросам осуществления инновационной деятельности на английском языке |
Управление экономического развития Администрации города Таганрога, отдел муниципального заказа Администрации города Таганрога |
Весь период |
Бюджет города Таганрога |
147,74 |
17,74 |
60 |
70 |
12 |
Организация и проведение семинаров, конференций, "круглых столов" по вопросам осуществления и развития инновационной деятельности |
Управление экономического развития Администрации города Таганрога |
Весь период |
Бюджет города Таганрога |
135 |
|
65 |
70 |
13 |
Участие во всероссийских и международных конференциях, форумах, венчурных ярмарках, выставочных мероприятиях различного уровня, посвященных развитию инновационной деятельности (регистрационный взнос, изготовление выставочных стендов, раздаточного материала) |
Управление экономического развития Администрации города Таганрога |
Весь период |
Бюджет города Таганрога |
105 |
25 |
40 |
40 |
14 |
Участие в обучающих семинарах, тренингах, конференциях с целью повышения квалификации и обмена опытом специалистов Администрации города Таганрога, отвечающих за реализацию инновационной политики на территории города |
Управление экономического развития Администрации города Таганрога |
Весь период |
Бюджет города Таганрога |
85 |
- |
40 |
45 |
15 |
Проведение городского конкурса "Молодой инноватор города Таганрога" |
Управление экономического развития Администрации города Таганрога |
Весь период |
Бюджет города Таганрога |
296,666 |
86,666 |
100 |
110 |
16 |
Организация и проведение праздничного мероприятия, посвященного Всероссийскому дню изобретателя и рационализатора |
Управление экономического развития Администрации города Таганрога |
Весь период |
Бюджет города Таганрога |
177,794 |
42,794 |
65 |
70 |
* Взаимодействие Администрации города Таганрога с иными исполнителями Программы осуществляется в рамках своих полномочий по согласованию с ними.
4. Нормативное обеспечение
В процессе реализации Программы планируется разработка нормативных, методических, справочных, аналитических материалов по вопросам, связанным с осуществлением инновационной деятельности.
5. Механизм реализации Программы
Координацию деятельности исполнителей по реализации Программы осуществляет управление экономического развития Администрации города Таганрога. Ежегодно организуется сбор от исполнителей Программы отчетных материалов об общем объеме произведенных расходов и об исполнении каждого мероприятия.
Программа реализуется на основании нормативных правовых актов, формирующих комплексную систему законодательного и организационно-распорядительного сопровождения выполнения мероприятий Программы.
Осуществляется оценка существующих прогнозных показателей инновационного развития города Таганрога. Совокупность целевых показателей должна отражать достижение целей Программы.
Система контроля выполнения Программы включает в себя алгоритм действий по контролю за реализацией мероприятий Программы.
Контроль за реализацией Программы ежегодно осуществляют управление экономического развития Администрации города Таганрога и Финансовое управление г. Таганрога в соответствии с их полномочиями.
6. Оценка эффективности социально-экономических
последствий реализации Программы
При выполнении всех программных мероприятий в городе Таганроге будут созданы условия для последовательного перехода экономики города Таганрога на инновационный путь развития, прежде всего - формирование творческой личности и инновационного мышления во всех сферах деятельности человека; совершенствование функционирования городских отраслей экономики и улучшение экономического состояния города Таганрога за счет внедрения новых разработок; рост занятости трудоспособного населения; создание мощной научно-технической базы для дальнейшей ее коммерциализации.
По сравнению с 2011 годом ключевые показатели инновационной активности города Таганрога по итогам реализации Программы в 2015 году изменятся следующим образом.
Доля инновационно активных предприятий и организаций в общем количестве предприятий и организаций города Таганрога (по крупным и средним предприятиям) вырастет в 1,4 раза и составит 10,28 %.
Доля персонала, занятого исследованиями и разработками в общей численности работников (по крупным и средним предприятиям) вырастет в 1,02 раза и составит 7,25 %.
Доля отгруженной инновационной продукции и услуг в общем объеме отгруженной продукции города Таганрога (по крупным и средним предприятиям) вырастет в 1,02 раза и составит 8,23 %.
Реализация основных направлений Программы должна способствовать осуществлению к 2015 году структурных преобразований в экономике города Таганрога, ведущих к росту наукоемких высокотехнологичных отраслей экономики, сложных организационных, технических и бытовых услуг.
К 2015 году и уровень, и динамика коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, снижение рисков для инвестиций в высокотехнологичные отрасли и повышение конкурентоспособности экономики города Таганрога должны стать решающим фактором улучшения качества жизни населения, обеспечения социально-экономической стабильности.
Оценка эффективности расходования бюджетных средств осуществляется на основании методики (приложение к Долгосрочной целевой программе развития инновационной деятельности на территории города Таганрога на 2013 - 2015 годы).
Заместитель Главы Администрации города |
А.Б. Забежайло |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.