Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 10. Подпрограмма "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту" государственной программы Ростовской области "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности"
10.1. Паспорт подпрограммы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту" государственной программы Ростовской области "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности"
10.2. Характеристика сферы реализации подпрограммы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту"
Проблема незаконного оборота и злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами (далее - наркотики) характеризуется сохраняющейся в настоящее время масштабностью и остротой распространения наркомании в Ростовской области.
Значимость и актуальность организации противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту требуют сбалансированного решения вопросов, связанных, с одной стороны, с сохранением и развитием имеющегося потенциала профилактической деятельности и, с другой стороны, с выбором и поддержкой инновационных направлений, обеспечивающих позитивные изменения в наркоситуации на территории области.
Решение данной проблемы на региональном уровне обеспечивается ее сопряженностью с приоритетными вопросами, решаемыми посредством государственных программ Российской Федерации.
В силу многогранности решаемой проблемы возникает необходимость координации действий территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, областных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований, общественных организаций, что обуславливает необходимость применения программно-целевого метода.
Подпрограмма разработана в соответствии со Стратегией государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.06.2010 N 690, работа по ее реализации строится по двум основным направлениям:
сокращение предложения наркотиков путем целенаправленного пресечения их нелегального оборота, снижения доступности для населения в целях немедицинского потребления;
сокращение спроса на наркотики путем совершенствования системы профилактической, лечебной и реабилитационной работы.
Анализ текущего состояния сферы реализации подпрограммы фиксирует, что в Ростовской области ведется целенаправленная работа по распространению духовно-нравственных ценностей, укреплению института семьи, восстановлению и сохранению традиций семейных отношений, формированию здорового образа жизни, развитию системы лечения и реабилитации наркозависимых, снижению доступности наркотиков, раннему выявлению несовершеннолетних, склонных к потреблению наркотиков.
Незаконное потребление наркотиков является одной из основных причин криминализации российского общества, прежде всего, молодежной среды. Потребители наркотиков вносят решающий вклад в эпидемиологическое распространение наркомании, являются основой криминальной дистрибьюторской сети, покупая и продавая наркотики.
Указанные обстоятельства обуславливают необходимость усиления антинаркотической деятельности с целевыми группами населения и обеспечения контроля за ее результативностью.
В этих условиях требуется наращивание усилий по реализации комплексных, взаимосвязанных, адекватных и эффективных мер противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту.
Подпрограмма должна внести решающий вклад в реализацию задач по формированию здорового образа жизни граждан Ростовской области, в том числе профилактике алкоголизма и наркомании, по снижению смертности населения от дорожно-транспортных происшествий, от болезней системы кровообращения, туберкулеза, других социально-значимых заболеваний, сопутствующих потреблению наркотиков.
Сокращение спроса на наркотики направлено на оздоровление населения Ростовской области путем снижения потребления наркотических средств и психотропных веществ и уменьшения неблагоприятных социальных последствий их употребления, строится на основе приоритета профилактических мер общественного, административного и медицинского характера и включает:
государственную систему профилактики немедицинского потребления наркотиков;
наркологическую медицинскую помощь;
реабилитацию больных наркоманией;
медико-социальную реабилитацию больных наркоманией;
социальную и трудовую реинтеграцию участников реабилитационных программ (социальная реабилитация и ресоциализации лиц, потребляющих наркотики в немедицинских целях).
Основными проблемами сферы реализации подпрограммы являются:
недостаточные мотивационные и стимулирующие механизмы в сфере реализации государственной антинаркотической деятельности;
несовершенство государственной системы мониторинга и оценки наркоситуации в Ростовской области, а также недостаточное ресурсное обеспечение на ее проектирование и создание;
отсутствие национальной системы социальной реабилитации и ресоциализации, а также недостаточное ресурсное обеспечение на ее проектирование и создание.
Среди основных факторов, оказывающих влияние на распространение наркомании в Ростовской области, можно выделить, в первую очередь, транснациональный характер наркопреступности и прохождение по территории Ростовской области части так называемого южного наркотрафика, климатические особенности местности, национальную неоднородность населения и активные миграционные процессы. Высокая доходность операций, связанных с незаконным оборотом наркотиков, способствует сохранению рынка незаконного предложения наркотиков и втягиванию в него наиболее уязвимой части трудоспособного населения.
Другие факторы, способствующие распространению незаконного потребления наркотиков, формируются в социальной сфере. К ним относятся бездуховное, потребительское отношение к жизни, бездумное проведение свободного времени частью молодежи. Сравнительно низкий жизненный уровень населения, поляризация доходов различных социальных групп вызывают у определенной части подростков и молодежи чувство протеста, агрессивные устремления, что является одной из причин криминализации общества, незаконного оборота наркотиков.
Распространению наркотиков способствует и имеющаяся в Ростовской области природная сырьевая база для изготовления наркотиков естественного происхождения.
В рамках прогнозирования развития сферы реализации подпрограммы могут быть выделены следующие основные тенденции изменения в среднесрочной перспективе, связанные как с воздействием внешней среды, так и с деятельностью исполнителей государственной программы.
Анализ криминогенных процессов в сфере незаконного оборота наркотиков позволяет утверждать, что указанные в настоящем пункте тенденции будут актуальны в течение нескольких следующих лет.
Большая часть потребителей наркотических средств на территории Ростовской области использует препараты конопли, поэтому не следует ожидать полного преодоления каннабисной наркомании.
Дальнейшее развитие экономики неизбежно приведет к активизации работы мест массового досуга молодежи, что в сочетании с наблюдаемыми в наркоситуации процессами может способствовать росту потребления наркотических средств синтетического происхождения.
В среднесрочной перспективе (в ближайшие 3 - 5 лет) предположительно продолжится сокращение общего уровня регистрируемой преступности. Будет также снижаться число зарегистрированных тяжких и особо тяжких преступлений, связанных с наркотиками. При этом сохранится тенденция увеличения общественной опасности совершения правонарушений в сфере реализации государственной программы.
Особую социальную опасность будут представлять преступления, связанные с содержанием притонов для потребления наркотиков, появлением новых видов наркотиков и их аналогов, использование в качестве психоактивных веществ лекарственных препаратов, которые ранее не были признаны наркотиками в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
В долгосрочной перспективе, при условии улучшения социально-экономической ситуации, активизации правоохранительной деятельности, проведения органами государственной власти Ростовской области эффективной политики, направленной на предупреждение правонарушений, с привлечением на ее реализацию общественности, предположительно будет уменьшаться или стабилизируется количество тяжких и особо тяжких преступлений.
Важную роль в достижении цели подпрограммы должны сыграть внедрение и реализация национальной системы социальной реабилитации и ресоциализации и особую роль должна сыграть государственная система мониторинга и оценки наркоситуации.
Дальнейшая работа по распространению духовно-нравственных ценностей, укреплению института семьи, восстановлению и сохранению традиций семейных отношений, формированию здорового образа жизни, мотивированию жителей Ростовской области на борьбу с наркотиками, на отказ от их потребления будет способствовать сокращению количества лиц, потребляющих наркотики, а также количества лиц, вовлеченных в незаконный оборот наркотиков; вовлечению населения Ростовской области в работу по профилактике наркомании.
Невыполнение или неэффективное выполнение подпрограммы возможно в случае реализации внешних рисков.
К основным внешним рискам относятся: нормативно-правовые, финансово-экономические, социально-экономические и организационные.
Нормативно-правовые и организационные риски заключаются в изменении структуры и задач органов исполнительной власти и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, участвующих в реализации программных мероприятий, изменении нормативно-правовой базы.
Минимизировать возможные отклонения в выполнении программных мероприятий и исключить негативные последствия позволят осуществление рационального управления реализацией подпрограммы, своевременное внесение изменений в подпрограмму, взвешенный подход при принятии решений о корректировке нормативных правовых актов, действующих в сфере реализации подпрограммы.
Финансово-экономический риск заключается в недостаточном финансировании реализации подпрограммы.
Минимизировать действие данного риска возможно за счет принятия мер для более эффективного распределения и использования имеющихся финансовых средств.
К социально-экономическому риску относится осложнение социально-экономической обстановки.
Минимизировать данный риск возможно за счет:
проведения социально-экономической политики, направленной на уменьшение социального неравенства и восстановление социального мира в обществе;
повышения уровня финансирования социальных программ.
К рискам, не поддающимся управлению, относятся также различные форс-мажорные обстоятельства.
10.3. Цели, задачи и показатели (индикаторы), основные ожидаемые конечные результаты подпрограммы, сроки и этапы реализации подпрограммы
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 N 537, одним из основных источников угроз национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности определена деятельность транснациональных преступных организаций и группировок, связанная с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Приоритеты государственной политики в сфере реализации координации антинаркотической деятельности обеспечиваются в соответствии со Стратегией государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года.
Наиболее эффективно координация антинаркотической деятельности реализуема при создании и внедрении полноценной государственной системы мониторинга и оценки наркоситуации, которые проводятся во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 20.06.2011 N 485 "Об утверждении положения о государственной системе мониторинга наркоситуации в Российской Федерации".
Показатели государственной системы мониторинга и оценки наркоситуации в Ростовской области используются при ежегодной оценке критериев развития наркоситуации в Российской Федерации и ее субъектах для подготовки Доклада за прошедший год Президенту Российской Федерации о наркоситуации в Российской Федерации.
Стратегией социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Ростовской области от 30.10.2007 N 2067, одними их ключевых направлений развития Ростовской области определены сокращение уровня смертности, прежде всего, граждан в трудоспособном возрасте; сохранение и укрепление здоровья населения, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни; укрепление института семьи. Поставлены задачи реализации мероприятий по профилактике асоциального поведения в молодежной среде, усилению работы по предупреждению алкоголизма, наркомании, табакокурения.
Подпрограмма направлена на решение задач государственной программы.
Целью подпрограммы является снижение уровня болезненности населения синдромом зависимости от наркотиков.
Данная цель будет достигнута путем решения следующих задач:
мониторинг развития наркоситуации в Ростовской области;
проведение профилактических мероприятий по сокращению немедицинского потребления наркотиков, основанных на формировании антинаркотического мировоззрения в Ростовской области;
развитие системы раннего выявления, медико-социальной реабилитации потребителей наркотиков, их мотивирование к участию в программах комплексной реабилитации;
обеспечение и совершенствование специализированной, в том числе наркологической, медицинской помощи потребителям наркотиков;
ограничение доступности наркотиков, находящихся в незаконном обороте.
Для оценки результатов реализации подпрограммы используются показатели:
доля больных наркоманией, прошедших лечение и реабилитацию, длительность ремиссии у которых составляет не менее 2 лет, по отношению к общему числу больных наркоманией, прошедших лечение и реабилитацию;
удельный вес населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом;
доля обучающихся и воспитанников, прошедших обучение по образовательным программам профилактической направленности.
Показатель "Доля больных наркоманией, прошедших лечение и реабилитацию, длительность ремиссии у которых составляет не менее 2 лет, по отношению к общему числу больных наркоманией, прошедших лечение и реабилитацию" характеризует эффективность лечения и медико-социальной реабилитации больных наркоманией. Увеличение показателя свидетельствует о положительной динамике деятельности по данному направлению.
Показатель "Доля обучающихся и воспитанников, прошедших обучение по образовательным программам профилактической направленности" характеризует уровень вовлеченности несовершеннолетних в профилактическое обучение, направленное на формирование у них чувства патриотизма и гражданской ответственности, привитие гражданских ценностей, формирование российской идентичности (россияне), мотивации для ведения здорового образа жизни, выработки навыков стрессоустойчивого поведения, умения противостоять давлению среды; на укрепление нравственно-культурных и традиционных семейных ценностей, поддержку молодых семей и преодоление кризиса института семьи, что способствует профилактике в молодежной среде асоциального поведения, этнического и религиозно-политического экстремизма, алкоголизма, наркомании, табакокурения. Увеличение показателя свидетельствует о положительной динамике деятельности по данному направлению.
Сведения о показателях (индикаторах) подпрограммы, а также их значениях приведены в приложении N 1.
Реализация подпрограммы, в силу ее специфики и ярко выраженного социально-профилактического характера, окажет значительное влияние на стабильность общества, качество жизни населения, демографические показатели на протяжении длительного времени, состояние защищенности граждан и общества от преступных посягательств, а также обеспечит дальнейшее совершенствование форм и методов организации противодействия незаконному обороту и злоупотреблению наркотиками.
Реализация подпрограммы и снижение к 2020 году количества лиц, больных наркоманией, позволят добиться позитивного изменения ситуации, связанной с распространением незаконного потребления наркотиков в Ростовской области.
Реализация профилактических мероприятий обеспечит формирование позитивных моральных и нравственных ценностей, определяющих отрицательное отношение к потреблению наркотических средств, выбор здорового образа жизни подростками и молодежью. Возрастет доля населения, занимающегося физической культурой и спортом, а также доля обучающихся и воспитанников, прошедших обучение по образовательным программам профилактической направленности.
Реализация запланированных мероприятий, направленных на ограничение доступности наркотиков в сфере их незаконного оборота, будет способствовать уменьшению степени негативного воздействия наркопреступности на экономическую и общественно-политическую жизнь.
Социальная эффективность реализации мероприятий будет выражена в снижении социальной напряженности в обществе, обусловленной масштабами распространения немедицинского потребления наркотиков, создании дополнительных условий для оздоровления жителей Ростовской области, снижении уровня заболеваемости наркоманией населения, сохранении трудового потенциала, формировании основ здорового образа жизни.
Исходя из целей, задач, ожидаемых результатов, а также снижения рисков проектируемых возможностей по эффективной реализации и целесообразности, подпрограмму планируется реализовать в один этап с 2014 по 2020 годы.
10.4. Характеристика основных мероприятий подпрограммы
Для достижения поставленной цели и решения задач подпрограммы необходимо реализовать комплекс мероприятий, основными из которого являются:
организационно-управленческие меры;
меры по общей профилактике наркомании, формированию антинаркотического мировоззрения;
медико-социальная реабилитация и лечение наркопотребителей;
противодействие злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту.
Меры налогового, таможенного и иные меры государственного регулирования в сфере реализации подпрограммы, не предусмотрены.
Государственные задания по этапам реализации подпрограммы отсутствуют.
В рамках основного мероприятия "Организационно-управленческие меры" предполагается осуществить комплекс мероприятий, направленных на формирование условий для организации антинаркотической деятельности.
В ходе реализации основного мероприятия предстоит проводить мониторинг развития наркоситуации в Ростовской области, мероприятия, направленные на повышение профессиональной подготовки участников антинаркотической деятельности, иные межведомственные организационные мероприятия.
Возможными последствиями нереализации или неэффективной реализации основного мероприятия "Организационно-управленческие меры" будет являться снижение эффективности профилактической деятельности субъектов системы профилактики. Возможно ухудшение результатов деятельности по раннему выявлению потребителей наркотиков. Вероятно усиление угрозы срыва проведения значимых социально-общественных, крупных областных и массовых культурных и спортивных мероприятий.
В рамках основного мероприятия "Меры по общей профилактике наркомании, формированию антинаркотического мировоззрения" предполагается осуществить комплекс мероприятий, направленных на сокращение спроса на наркотики путем распространения духовно-нравственных ценностей, укрепления института семьи, восстановления и сохранения традиций семейных отношений, формирования здорового образа жизни.
В ходе реализации основного мероприятия предстоит проводить культурно-спортивные, социально-общественные, информационно-пропагандистские мероприятия по следующим направлениям:
духовно-нравственное и культурно-эстетическое воспитание;
формирование и пропаганда здорового образа жизни;
информационное обеспечение формирования антинаркотического мировоззрения.
Возможными последствиями нереализации или неэффективной реализации основного мероприятия "Меры по общей профилактике наркомании, формированию антинаркотического мировоззрения" явятся: снижение эффективности мероприятий по профилактике наркомании, увеличение числа несовершеннолетних потребителей наркотиков и иных психоактивных веществ, сокращение количества подростков и молодежи, вовлеченных в общественную деятельность, занимающихся в учреждениях культуры, физкультурой и спортом. Не удастся продолжить формирование традиционных семейно-нравственных отношений, что может привести к появлению различных социально-опасных проявлений.
В рамках основного мероприятия "Медико-социальная реабилитация и лечение наркопотребителей" будут проводиться мероприятия, связанные с повышением уровня и доступности наркологической медицинской помощи, медико-социальной реабилитации, социальных услуг и ресоциализации лиц, злоупотребляющих наркотиками.
В ходе реализации основного мероприятия предстоит проводить мероприятия, направленные на техническое обеспечение и подготовку специалистов для государственного бюджетного учреждения Ростовской области "Наркологический диспансер", организацию его взаимодействия с негосударственными объединениями, предоставляющими социальные услуги потребителям наркотиков.
Вероятными последствиями нереализации или неэффективной реализации основного мероприятия "Медико-социальная реабилитация и лечение наркопотребителей" могут быть снижение эффективности лечения наркомании, проведения медико-социальной реабилитации, социальной реабилитации и ресоциализации лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией и иными формами зависимости. В результате может произойти рост количества лиц, потребляющих наркотики, что приведет к увеличению количества совершаемых преступлений, связанных с наркотиками.
В рамках основного мероприятия "Противодействие злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту" предполагается осуществить комплекс мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Планируется оказание помощи правоохранительным органам со стороны органов исполнительной власти Ростовской области, органов местного самоуправления, общественных объединений в части выявления и предупреждения правонарушений, связанных с наркотиками.
Работа будет проводиться по следующим направлениям:
проведение индивидуальной профилактической работы;
противодействие незаконному обороту наркотиков в жилом секторе;
противодействие незаконному обороту наркотиков в образовательной среде;
противодействие незаконному обороту наркотиков в местах досуга;
снижение доступности наркотиков, находящихся в сфере незаконного оборота.
Нереализация основного мероприятия "Противодействие злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту" может иметь существенные негативные последствия:
увеличение количества преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков;
снижение эффективности работы по профилактике наркомании с последующим ростом количества потребителей наркотиков.
Информация об основных мероприятиях подпрограммы отражена в приложении N 2.
Мероприятия, предлагаемые к реализации и направленные на решение задач подпрограммы, с указанием финансовых ресурсов и сроков, необходимых для их реализации, приведены в приложении N 3.
10.5. Информация по ресурсному обеспечению подпрограммы
Финансирование подпрограммы осуществляется за счет средств областного бюджета в объемах, предусмотренных государственной программой и утвержденных областным законом об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Объем средств областного бюджета, необходимый для финансирования подпрограммы, составляет на 2015 - 2020 годы всего 28 263,2 тыс. рублей, в том числе по годам реализации:
2014 год - 3 950,0 тыс. рублей;
2015 год - 4 077,2 тыс. рублей;
2016 год - 4 027,2 тыс. рублей;
2017 год - 4 077,2 тыс. рублей;
2018 год - 4 027,2 тыс. рублей;
2019 год - 4 077,2 тыс. рублей;
2020 год - 4 027,2 тыс. рублей.
Указанные расходы подлежат ежегодному уточнению в рамках бюджетного цикла.
Расходы областного бюджета на реализацию подпрограммы указаны в приложении N 4.
Привлечение средств федерального бюджета на реализацию мероприятий государственной программы представляется возможным в случае принятия соответствующего согласованного решения о внесении мероприятий государственной программы в рамках софинансирования в государственную программу Российской Федерации.
10.6. Участие муниципальных образований Ростовской области в реализации подпрограммы
Муниципальные образования не участвуют в реализации подпрограммы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.