Приказом МЧС России от 14 декабря 2010 г. N 649 настоящее приложение дополнено приложением N 6
Приложение N 6
к пункту 45 Методики
Рекомендуемый метод определения удельных частот различных типов разгерметизации магистрального трубопровода
Удельная частота разгерметизации линейной части магистрального трубопровода определяется следующим образом:
а) на основе статистических данных определяется базовая частота разгерметизации CP. При отсутствии данных для вновь проектируемых магистральных трубопроводов допускается CP принимать равной:
1,4·10 -7 год -1·м -1 - для магистральных газопроводов;
2,7·10 -7 год -1·м -1 - для магистральных нефтепроводов;
б) выделяются рассматриваемые при проведении расчетов типы разгерметизации:
для магистральных газопроводов:
j=1 - проколы (трещины, точечные отверстия), определяемые как отверстия с диаметром 20 мм;
j=2 - отверстия с диаметром, равным 10% от диаметра магистрального трубопровода;
j=3 - разрыв, определяемый как образование отверстия размером, равным диаметру магистрального трубопровода;
для магистральных нефтепроводов:
j=1 - "свищи" - отверстия с характерными размерами 0,3·Lp/D (Lp - характерный размер продольной трещины, D - условный диаметр магистрального трубопровода), площадь дефектного отверстия - 0,0072·So (So - площадь поперечного сечения магистрального трубопровода);
j=2 - трещины, характерный размер 0,75·Lp/D, площадь дефектного отверстия - 0,0448·So;
j=3 - "гильотинный" разрыв, характерный размер 0,75·Lp/D, площадь дефектного отверстия - 0,179·So.
Допускается при соответствующем обосновании учитывать и другие типы разгерметизации;
в) рассматриваются шесть причин разгерметизации (i=1...6 - таблица П6.1);
г) удельная частота разгерметизации линейной части магистрального трубопровода для j-го типа разгерметизации на участке m трубопровода определяется по формуле:
, (П6.1)
где:
CP - базовая частота разгерметизации магистрального трубопровода, год -1;
f ij(m) - относительная доля i-ой причины разгерметизации для j-го типа разгерметизации на участке m магистрального трубопровода;
д) величины f ij для различных типов разгерметизации для различных участков магистрального трубопровода определяются по формулам:
f 1j=f 1jcp·k mc·k зm·k ннб·k пер1, (П6.2),
f 2j=f 2jcp·k бд, (П6.3);
f 3j=f 3jcp·k кmс·k кnз, (П6.4)
f 4j=f 4jcp·k дгд·k пер2, (П6.5);
f 5j=f 5jcp·k оn, (П6.6);
f 6j=f 6jcp, (П6.7);
где:
- поправочные коэффициенты, определяемые по таблице П6.2 с учетом технических характеристик магистрального трубопровода.
Таблица П6.1
Среднестатистическая относительная доля аварий, вызванных данной причиной, на магистральных трубопроводах
Причина |
Среднестатистическая относительная доля аварий, вызванных данной причиной, f ijср(m), % |
||||
проколы (трещины), точечные отверстия |
отверстие |
разрыв |
всего |
||
j=1 |
j=2 |
j=3 |
|||
i=1 |
Внешнее воздействие |
13,2/16,8 |
26,6/26,2 |
9,7/6,5 |
49,5 |
i=2 |
Брак строительства, дефект материалов |
10,6/11,3 |
4,7/4,6 |
1,2/0,6 |
16,5 |
i=3 |
Коррозия |
15,2/15,2 |
0,2/0,2 |
0/0 |
15,4 |
i=4 |
Движение грунта, вызванное природными явлениями |
1,8/2,2 |
2,2/2,2 |
3,3/2,9 |
7,3 |
i=5 |
Ошибки оператора |
3,0/3,0 |
1,6/1,6 |
0/0 |
4,6 |
i=6 |
Прочие и неизвестные причины |
6,5/6,5 |
0,2/0,2 |
0/0 |
6,7 |
|
Итого |
50,3/55,0 |
35,51/35,0 |
14,2/10,0 |
100 |
Примечание. В числителе приведены значения для магистральных газопроводов, в знаменателе - магистральных нефтепроводов.
Таблица П6.2
Поправочные коэффициенты к среднестатистической относительной доли аварий
Поправочный коэффициент |
Значение поправочного коэффициента |
Поправочный коэффициент k mс, зависящий от толщины стенки трубопровода (мм) |
k mс=ехр[-0,275( -6)] |
Поправочный коэффициент k зm зависящий от минимальной глубины заложения трубопровода (м): |
|
менее 0,8 м |
k зm=1 |
от 0,8 до 1 м |
k зm=0,93 |
более 1 м |
k зm=0,73 |
Поправочный коэффициент k ннб для участков переходов, выполненных методом наклонно направленного бурения (далее - ННБ): |
|
на участках этих переходов |
k ннб=0 |
вне этих участков |
k ннб=1 |
Поправочный коэффициент k пер1 переходов через искусственные препятствия: |
|
на переходах через автодороги, железные дороги и инженерные коммуникации |
k пер=2 |
вне переходов либо на них предусмотрены защитные футляры (кожухи) из стальных труб с герметизацией межтрубного пространства |
k пер=1 |
Поправочный коэффициент k бд, учитывающий применение материалов и средств контроля при строительстве: |
|
для трубопроводов, построенных в соответствии с требованиями нормативных документов |
k бд=1 |
при использовании улучшенных материалов и дополнительных средств контроля при строительстве и последующей эксплуатации трубопроводов |
k бд=0,07 |
Поправочный коэффициент k кmс, учитывающий влияние толщины стенки трубопровода (мм) на частоту разгерметизации по причине коррозии: |
|
менее 5 |
k кmс=2 |
от 5 до 10 |
k кmс=1 |
более 10 |
k кmс=0,03 |
Поправочный коэффициент k кпз, учитывающий влияние применяемых систем защиты от коррозии: |
|
для трубопроводов, построенных в соответствии с требованиями нормативных документов; |
k кпз=1 |
при использовании улучшенной системы защиты (тип и качество изоляционного покрытия, электрохимическая защита, внутритрубная диагностика и т.п.) |
k кпз=0,16 |
Поправочный коэффициент k дгд, зависящий от диаметра трубопровода D (мм) |
k дгд=exp[-0,00156(D-274)] |
Поправочный коэффициент k пер2, учитывающий прохождение трассы трубопровода через водные преграды и заболоченные участки: |
|
для водных преград |
k пер=5 |
для заболоченных участков |
k пер=2 |
при отсутствии переходов либо выполненных методом ННБ |
k пер=1 |
Поправочный коэффициент k оп, зависящий от диаметра трубопровода D (мм) |
k оп=exp[-0,004(D-264)] |