Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Одним из основных приоритетов социальной и экономической политики Российской Федерации является содействие развитию малого и среднего бизнеса. Развитие предпринимательства - одна из ключевых задач Ростовской области, что автоматически ставит указанную задачу в ряд приоритетных и для органов местного самоуправления.
В результате, содействие малому и среднему бизнесу является:
- одним из основных стратегических приоритетов социально-экономического развития Ростовской области в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года;
- приоритетом в сфере экономики города в соответствии со Стратегией социально-экономического развития г. Шахты на период до 2020 года "ДОНБАСС - NEXT";
- ключевой задачей, обеспечивающей реализацию цели по созданию условий для формирования устойчивой многопрофильной экономики, привлечения инвестиций, поддержанию бизнеса, росту налогового потенциала, предусмотренной Программой социально-экономического развития г. Шахты на 2011 - 2016 годы.
Динамичное развитие экономики города, насыщение рынка товарами и услугами, улучшение бизнес-среды во многом зависит не только от деятельности предприятий крупного, но и субъектов малого и среднего предпринимательства. Более того, их роль значительно увеличивается в период финансовой нестабильности или перепрофилирования экономики. Так как именно малый бизнес за счет своей мобильности способен быстро приспособиться к изменяющимся условиям внешней среды, тем самым, обеспечив социальную защиту и источник дохода для большого числа работников, занятых в данном секторе.
На 1 января 2013 года в городе зарегистрировано 10413 субъектов малого и среднего бизнеса, в том числе 17 средних предприятия, 2163 малых и микропредприятий и 8233 индивидуальных предпринимателей.
В 2012 году оборот малых и средних предприятиями города составил 22568,6 млн. руб. Промышленной продукции малыми предприятиями выпущено на 2135,8 млн. руб., что составляет 7% от общего объема промышленного производства. При общем обороте розничной торговли по городу в 27405 тыс. руб., на долю малых и средних предприятий пришлось 13819 млн. руб., т.е. 50,5%.
13,5% платных услуг, оказываемых предприятиями малого и среднего бизнеса (587,4 млн. руб.), приходится на общегородской объем (4332,6 млн. руб.).
Определенную роль за счет реализации собственных проектов играет малый бизнес и в укреплении и развитии инвестиционной привлекательности территории. За 2012 год в экономику города средними, малыми и микропредприятиями города вложено 110,4 млн. руб., что составляет 3,2% общего инвестоборота.
С целью обеспечения комплексного подхода к удовлетворению потребностей малого и среднего бизнеса в финансовой, имущественной, информационной и иных видах поддержки была создана сеть объектов инфраструктуры поддержки предпринимательства, в которую входят:
- Муниципальный Фонд создания, поддержки и развития бизнеса г. Шахты;
- Агентство поддержки предпринимательства города Шахты.
На базе данных организаций был реализован пилотный проект по консультированию субъектов малого и среднего предпринимательства по вопросам ведения бизнеса, инициированном Департаментом инвестиций и предпринимательства Ростовской области. Несмотря на окончание проекта, объекты инфраструктуры продолжают оказывать консультативную и информационную помощь предпринимателям города.
Поучив статус финансовой организации Муниципальный Фонд создания, поддержки и развития бизнеса г. Шахты ежегодно предоставляет займы и микрокредиты на льготных условиях, чем способствует увеличению доступа к кредитным ресурсам для субъектов малого бизнеса.
В укреплении и развитии малого и среднего предпринимательства определенную роль сыграла реализация муниципальной долгосрочной целевой программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в г. Шахты на 2009 - 2014 годы. В рамках реализации программы осуществлялись такие значимые мероприятия, как:
- консультирование субъектов МСП, в том числе посредством создания "общественных приемных";
- предоставление займов субъектам МСП микрофинансовыми организациями;
- предоставление субсидий субъектам МСП в целях возмещения части процентной ставки по привлеченным кредитам, займам;
- предоставление субсидий начинающим предпринимателям в целях возмещения части затрат по организации собственного дела;
- предоставление субсидий субъектам малого предпринимательства в приоритетных сферах деятельности в целях возмещения части стоимости приобретенных основных средств и / или программного обеспечения;
- предоставление субсидий субъектам малого предпринимательства в приоритетных сферах деятельности, организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в целях возмещения части арендных платежей;
- и другие.
Вместе с тем, необходимо отметить, что применяемые на муниципальном и областном уровне меры по развитию малого и среднего предпринимательства коррелировались в результате изменений, вносимых в налоговое, административное и бюджетное законодательство.
Так, в частности, новые правила налогообложения, увеличившие ставки по страховым взносам для юридических лиц с 2011 года и практически двукратный рост с 2013 года отчислений по обязательному пенсионному и медицинскому страхованию для индивидуальных предпринимателей, привели изменению количественного состава субъектов малого и среднего бизнеса на территории города.
Динамика изменения численности субъектов малого и среднего бизнеса
Наименование |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 (I полугодие) |
Средние предприятия |
19 |
19 |
17 |
17 |
Малые предприятия (включая микро) |
1835 |
2046 |
2163 |
2066 |
Индивидуальные предприятия |
8156 |
8174 |
8233 |
7092 |
Итого |
10010 |
10239 |
10413 |
9175 |
Такие результаты говорят о необходимости дальнейшей реализации комплекса мер, направленных на развитие субъектов малого и среднего предпринимательства и обосновывают принятие соответствующей муниципальной программы.
Основными рисками, связанными с реализацией Программы являются:
1. Нарушение плановых сроков реализации мероприятий Программы.
Для минимизации данного риска предполагается проводить такие мероприятия как:
- назначение должностных лиц, ответственных за реализацию мероприятий Программы;
- принятие подробного плана по реализации каждого программного мероприятия.
2. Корректировка объем финансирования мероприятий программы, выделяемых на условиях софинансирования из областного и федерального бюджета.
Для минимизации данного риска предполагается реализовать следующие мероприятия:
- перераспределение средств местного бюджета, предусмотренных для реализации программы на направления, обеспечивающие наибольшую отдачу и максимально влияющие на достижение целевых индикаторов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.