Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Характеристика текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития города Ростова-на-Дону, содержание проблемы, анализ причин ее возникновения, обоснование необходимости ее решения программными методами
Международные основы политики в сфере защиты прав потребителей определены "Руководящими принципами для защиты прав потребителей", принятыми Генеральной Ассамблеей ООН 9 апреля 1985 г. (резолюция 39/248). К основным правам потребителей этим документом отнесены права на безопасность товаров, информацию, выбор товаров, выражение своих интересов, удовлетворение основных потребностей, возмещение ущерба, потребительское образование, здоровую окружающую среду, экологическую безопасность. Данные права вошли в качестве основополагающих в потребительское законодательство многих стран мира, в том числе и России.
В соответствии с законодательством Российской Федерации создана национальная система защиты прав потребителей на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Одним из элементов этой системы являются органы местного самоуправления. Именно им отводится важная роль в создании условий для обеспечения и защиты прав потребителей на местном уровне, решении ряда проблемных вопросов этой сферы. Опираясь на переданные органам местного самоуправления полномочия, они могут обеспечить оперативную защиту интересов потребителей на основе безвозмездности, беспристрастности, индивидуального подхода к каждому потребителю.
В городе Ростове-на-Дону в настоящий момент функции по защите прав потребителей осуществляются отделом туризма и защиты прав потребителей Департамента экономики города Ростова-на-Дону.
Потребительский рынок существует в постоянном и динамичном развитии. Заметно совершенствуется организация торговых процессов. Торговые предприятия, стараясь привлечь покупателей, активно применяют различные системы дополнительных услуг при продаже товаров (продажа сертификатов, дополнительные гарантии, акции), используют новые направления продаж (продажи дистанционным способом: посредством сети "Интернет", заказа товаров по почте, телевизионная продажа товара по образцам).
Существенным разнообразием в последнее время стал отличаться и рынок платных услуг, предоставляемых жителям города. В этом секторе потребительского рынка также появились новые виды услуг (прием денежных платежей посредством терминалов, предоставление мобильных и телематических услуг, продажа ж/д и авиа билетов в электронном виде). В результате рынок товаров и услуг не может обеспечить всем потребителям равных возможностей во взаимоотношениях с хозяйствующими субъектами. Появление новых методов продаж, развитие средств связи и новых видов услуг влияет на изменение потребительских отношений, что в конечном счете сказывается на социально-экономическом положении потребителей. В этих условиях для поддержки потребителей необходимы постоянное воздействие государства на организацию и поддержание упорядоченных отношений в сфере потребительской политики, создание условий для повышения правовой грамотности потребителей.
С расширением спектра вопросов, возникающих в различных сферах потребительского рынка, одним из приоритетных направлений работы является информирование и просвещение населения. Важно создать условия для развития свободного человека, способного самостоятельно и грамотно действовать на потребительском рынке товаров, работ, услуг. Такой потребитель не только сделает правильный выбор товаров, но в перспективе сможет сыграть роль регулятора на подлинно конкурентном рынке. От потребителя, знающего свои законные права и обязанности, умеющего применять их в различных ситуациях, можно ожидать адекватного поведения, самостоятельного разрешения возникающих проблем. Мероприятия подпрограммы нацелены на широкомасштабную пропаганду правовых знаний в области защиты прав потребителей через средства массовой информации, сеть "Интернет", посредством издания специальной литературы.
Важным направлением работы является организация обучения молодежи во всех типах учебных заведений и повышение уровня правовой грамотности хозяйствующих субъектов. Целью является формирование грамотных участников потребительского рынка товаров, работ, услуг, адаптированных к реальной жизни. Учитывая важность задачи воспитания у подрастающего поколения навыков потребительской культуры, формирование общества грамотных потребителей, в подпрограмму включены мероприятия по организации и проведению семинаров с учащимися учебных заведений города о практике применения потребительского законодательства и изучению основ потребительских знаний. Потребительское образование школьников и студентов воздействует и на их родителей, открывая тем самым новые каналы для просвещения разных поколений потребителей и закрепления обычаев потребительского поведения в семейном воспитании. Это придает решению этого вопроса еще более важное значение.
Такое образование населения является эффективной мерой предупреждения нарушений прав потребителей, основой добропорядочного предпринимательства.
Используя результаты системы обратной связи с потребителями, которые обращались в отдел за защитой своих прав, проводимой путем опросов и анкетирования, можно сделать вывод, что потребители обладают, в большинстве своем, недостаточным уровнем правовой грамотности в сфере защиты прав потребителей, многие не знают, куда можно обратиться за помощью. Необходимо расставить акценты, дать четкие рекомендации - простые и понятные советы, как действовать в той или иной ситуации, научить потребителей правильному потребительскому поведению как перед приобретением товара (работ, услуг), так и после.
Именно поэтому одной из главных целей настоящей подпрограммы выбрано направление работы по повышению уровня правовой грамотности и информированности жителей города Ростова-на-Дону в вопросах защиты прав потребителей.
Параллельно планируется работа с предпринимательским корпусом, так как она играет важную роль в вопросах развития добросовестной деловой практики. В процессе реализации подпрограммы для предпринимателей будут разработаны консультационно-информационные материалы по разъяснению норм законодательства о защите прав потребителей и последствий их несоблюдения, будут проводиться семинары, предоставлена возможность участия в конференциях, форумах, круглых столах по вопросам защиты прав потребителей.
Для эффективного функционирования системы защиты прав потребителей необходимо постоянное повышение уровня квалификации специалистов, осуществляющих работу по защите прав потребителей.
Для этого целесообразно более широко использовать возможности по участию специалистов, защищающих права потребителей, в стажировках, семинарах и других обучающих мероприятиях, предоставлять им возможность обмениваться опытом работы.
Для обеспечения защиты прав и интересов потребителей необходимо усиление роли общественного потребительского движения. Общественные организации потребителей, работающие на территории города, играют большую роль в сфере защиты прав потребителей, оказывая юридическую, консультационную и информационную помощь потребителям, предоставляя экспертные услуги. Планируется активнее привлекать общественные объединения потребителей к совместному обсуждению проблемных вопросов сферы защиты прав потребителей, работе по просвещению и информированию населения, вовлекать в работу по реализации мероприятий подпрограммы.
Таким образом, для решения всех поставленных задач требуется создание мер экономического, организационного характера, направленных на охрану прав и законных интересов потребителей на городском уровне. Разработанные программные мероприятия позволят определить основные этапы дальнейшего развития и укрепления системы защиты прав потребителей, установить механизм реализации и конечные цели и задачи в этой сфере на ближайшие три года.
Реализация программных мероприятий позволит повысить социальную защищенность граждан, правовую грамотность всех участников потребительского рынка, обеспечить более качественными услугами, товарами, работами, сбалансировать защиту интересов добросовестных производителей.
Реализация Подпрограммы в целом усилит социально-экономический эффект, достигнутый за предыдущие годы работы, и в конечном итоге позволит повысить эффективность защиты прав и законных интересов потребителей на территории г. Ростова-на-Дону.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.