Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 11. Подпрограмма "Развитие кооперации, малого и среднего предпринимательства на селе" государственной программы
Постановлением Правительства Ростовской области от 20 августа 2014 г. N 592 в подраздел 11.1 раздела 11 настоящего приложения внесены изменения
11.1. Паспорт подпрограммы "Развитие кооперации, малого и среднего предпринимательства на селе"
Наименование подпрограммы |
- |
подпрограмма "Развитие кооперации, малого и среднего предпринимательства на селе" (далее - подпрограмма) |
Ответственный исполнитель подпрограммы |
- |
минсельхозпрод области |
Участники подпрограммы |
- |
минсельхозпрод области |
Программно-целевые инструменты подпрограммы |
- |
ведомственная целевая программа "Создание условий устойчивого социально-экономического развития сельских территорий за счет развития животноводства в малых формах хозяйствования"; ведомственная целевая программа "Развитие оптовых распределительных и логистических центров" |
Цели подпрограммы |
- |
поддержка и дальнейшее развитие сельскохозяйственной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства на селе; обеспечение развития кооперации и системы торгово-закупочной деятельности; повышение занятости населения и улучшение качества жизни в сельской местности |
Задачи подпрограммы |
- |
создание условий для развития начинающих фермеров и семейных животноводческих ферм; повышение качества и наполнение регионального рынка сельхозпродукцией, производимой малыми формами хозяйствования на селе; обеспечение доступа малых форм хозяйствования к банковским кредитам и займам сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов; повышение эффективности использования крестьянскими фермерскими хозяйствами земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения; обеспечение доступности малых форм хозяйствования к инженерно-технической инфраструктуре, ветеринарно-зоотехническому обслуживанию; создание условий для развития кооперации и системы торгово-закупочной деятельности на базе сельскохозяйственных потребительских кооперативов (далее - СПОК); создание условий для роста объемов предоставляемых СПОКами услуг населению |
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы |
- |
количество крестьянских (фермерских) хозяйств, начинающих фермеров, осуществивших проекты создания и развития своих хозяйств с помощью государственной поддержки; количество построенных или реконструированных семейных животноводческих ферм; площадь земельных участков, оформленных в собственность крестьянскими (фермерскими) хозяйствами; объем закупок мяса и мясопродуктов организациями потребительской кооперации и сельскохозяйственными потребительскими кооперативами; объем закупок молока и молокопродуктов организациями потребительской кооперации и сельскохозяйственными потребительскими кооперативами; объем закупок овощей организациями потребительской кооперации и сельскохозяйственными потребительскими кооперативами |
Этапы и сроки реализации подпрограммы |
- |
2014 - 2020 годы. Этапы реализации подпрограммы не выделяются |
Ресурсное обеспечение подпрограммы |
- |
объем финансирования подпрограммы составляет 1 101 094,7 тыс. рублей, в том числе: за счет средств областного бюджета - 1 101 094,7 тыс. руб., в том числе: в 2014 году - 322 644,6 тыс. рублей; в 2015 году - 126 638,0 тыс. рублей; в 2016 году - 124 010,9 тыс. рублей; в 2017 году - 131 950,3 тыс. рублей; в 2018 году - 131 950,3 тыс. рублей; в 2019 году - 131 950,3 тыс. рублей; в 2020 году - 131 950,3 тыс. рублей; из них безвозмездные поступления в областной бюджет за счет средств федерального бюджета - 211 087,5 тыс. рублей, в том числе: в 2014 году - 211 087,5 тыс. рублей. Средства федерального бюджета включаются в подпрограмму при условии отражения их в федеральном законе о федеральном бюджете, иных федеральных нормативных правовых актах, соглашениях между Минсельхозом России и Правительством Ростовской области при предоставлении средств федерального бюджета на реализацию мероприятий подпрограммы. Объемы финансирования подпрограммы носят прогнозный характер и подлежат уточнению в установленном порядке |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
- |
переход личных подсобных хозяйств в категорию крестьянских фермерских хозяйств; увеличение численности членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов из числа личных и крестьянских фермерских хозяйств; увеличение налоговых доходов местных бюджетов; укрепление материальной базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов и крестьянских фермерских хозяйств; рост экономики сельских территорий; создание новых рабочих мест |
Постановлением Правительства Ростовской области от 27 марта 2014 г. N 214 в подраздел 11.2 раздела 11 настоящего приложения внесены изменения
11.2. Характеристика кооперации, малого и среднего предпринимательства на селе
На 1 января 2013 г. в Ростовской области насчитывается свыше 12 тысяч крестьянских (фермерских) хозяйств (далее - КФХ) и индивидуальных предпринимателей, более 550 тысяч личных подсобных хозяйств (далее - ЛПХ) и 100 СПОК.
КФХ в основном специализируются на производстве растениеводческой продукции, используя 1733,4 тыс. га земель. Фермеры области производят 24,9 процента зерна, 23,6 процента подсолнечника, 8,5 процента картофеля. Доля продукции животноводства в КФХ имеет более низкий уровень. Данной категорией хозяйств в среднем производится 7,6 процента молока и лишь 4,6 процента мяса. Численность крупного рогатого скота в КФХ составляет около 12 процентов, свиней - 5 процентов, овец - 31 процент от общего поголовья области.
ЛПХ являются лидерами в производстве животноводческой продукции, по итогам 2012 года их доля составляет в производстве молока 82 процента, мяса - 45 процентов, яиц - 39,4 процента.
В личных подсобных хозяйствах содержится 67,6 процента поголовья крупного рогатого скота, 58,3 процента поголовья свиней, 58,1 процента поголовья овец от общего поголовья области.
По экспертным оценкам, производимая КФХ и ЛПХ продукция имеет следующую структуру сбыта:
Основная доля заготовок приходится на индивидуальных предпринимателей - это 45 процентов мяса, 21 процент молока и 27 процентов овощей;
15 процентов мяса, 11 процентов молока и 9 процентов овощей закупается предприятиями перерабатывающей промышленности.
Практически столько же остается для собственного потребления и торговли на розничных рынках: 10 процентов мяса, 9 процентов молока, 18 процентов овощей.
Незначительная доля приходится на кооперативные организации: 3 процента мяса, четыре процента молока, два процента овощей.
Сложившаяся структура заготовок обеспечивает, в первую очередь соблюдение интересов крупных заготовителей и индивидуальных предпринимателей, не отвечая интересам самих производителей.
При этом существенная доля производимой продукции не имеет стабильного потребителя - это 27 процентов мяса, 55 процентов молока и 44 процента овощей.
По опыту европейских стран эффективным решением вопроса реализации сельскохозяйственной продукции малых форм хозяйствования должно быть развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации.
Из 100 СПОК, действующих в Ростовской области, 56 кредитных, 44 перерабатывающих и снабженческо-сбытовых, из которых 7 осуществляют закупку растениеводческой продукции, 14 - закупку продукции животноводства.
Функционирует 43 организации потребительской кооперации.
Для того, чтобы продукция, произведённая малыми формами хозяйствования, была своевременно закуплена и переработана, нашла выгодный сбыт, должна быть усовершенствована инфраструктура кооперации в сельском хозяйстве, в первую очередь, перерабатывающая и сбытовая.
Для обеспечения рынков сбыта продукции, заготовленной и переработанной СПОКами, в 2010 году Правительством Ростовской области создано некоммерческое партнерство "Аграрный рынок" (далее - Партнерство).
Основная задача Партнерства - продвижение продукции сельхозтоваропроизводителей области, в том числе под брендом "Сделано на Дону", за счет формирования фирменной розничной торговли в городских округах области. В 2012 году уже создано четыре магазина в г. Ростове-на-Дону и организована розничная торговля на ярмарках "выходного дня" в 12 городских округах области.
Кроме того, продвижение сельхозпродукции организовано посредством ее поставок в 805 магазинов системы Ростовского областного союза потребительских обществ.
В Ростовской области вопросы развития субъектов малого и среднего предпринимательства на селе, личных подсобных хозяйств и кооперации рассматриваются комплексно и предусматривают:
с 2011 года реализацию мер по созданию системы оптово-логистических (оптовых распределительных) центров;
с 2012 года реализацию мер по поддержке начинающих фермеров и созданию семейных ферм.
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года и Концепцией развития агропромышленного комплекса Ростовской области на период до 2020 года к отраслевым приоритетам (направлениям) развития начинающих фермеров относятся:
разведение крупного рогатого скота, овец, коз, лошадей, ослов, мулов, лошаков, кроликов и других пушных зверей, сельскохозяйственной птицы и экзотической птицы (страусов, перепелов), пчел с учетом противоэпизоотических мероприятий;
воспроизводство водных биоресурсов;
выращивание зерновых, зернобобовых, технических, кормовых сельскохозяйственных культур, картофеля и овощей в закрытом и открытом грунте, грибов, плодовых и ягодных культур, винограда с учетом фитосанитарных (карантинных) мероприятий.
К отраслевым приоритетам (направлениям) развития семейных животноводческих ферм следует отнести разведение в условиях фермы крупного рогатого скота, овец, коз, лошадей, ослов, мулов, лошаков, кроликов и других пушных зверей, сельскохозяйственной птицы с учетом противоэпизоотических мероприятий.
При этом распределение отраслевых приоритетов соответствует параметрам природно-климатических зон Ростовской области.
Размещение объектов, создаваемых начинающими фермерами, и семейных животноводческих ферм учитывается в схемах территориального планирования муниципальных районов и генеральных планах поселений. Схема территориального планирования утверждена постановлением Администрации Ростовской области от 21.12.2007 N 510 "Об утверждении схемы территориального планирования Ростовской области". Схемы территориального планирования утверждены во всех муниципальных районах (43), генеральные планы - во всех сельских поселениях (390).
Подключение создаваемых хозяйств к инженерно-транспортной инфраструктуре, а также обеспечение семей фермеров социальной инфраструктурой и жильем осуществляется посредством мероприятий подпрограммы "Устойчивое развитие сельских территорий Ростовской области на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года".
Кроме того, на решение проблем ветеринарного обслуживания, племенной работы в животноводческих фермах, созданных на базе КФХ, и переработки производимой животноводческой продукции направлены мероприятия подпрограммы "Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства".
Реализация мероприятий по поддержке начинающих фермеров и семейных животноводческих ферм позволила за 2012 - 2013 годы организовать гражданами 92 новых КФХ и 20 семейных ферм, которые обеспечили создание 336 дополнительных постоянных рабочих мест.
За период 2011 - 2012 годов создано три оптово-логистических центра: в Багаевском, Белокалитвинском и Сальском районах общей мощностью хранения четыре тыс. тонн овощей, производства консервной продукции пять млн. условных банок.
Формирование в Ростовской области системы оптово-логистических (оптовораспределительных) центров является частью мероприятий по подготовке к реализации программы внутренней продовольственной помощи, в первую очередь адресной продовольственной помощи.
Кроме того, создано два новых молокоперерабатывающих предприятия на базе потребительской кооперации в Верхнедонском и Миллеровском районах общей мощностью переработки шесть тонн молока в сутки на базе Верхнедонского районного потребительского общества и Миллеровского сельского потребительского общества, реконструировано овощехранилище в Волгодонском районе на базе Большовского районного потребительского общества. Матвеево-Курганским районным потребительским обществом проведена модернизация мясоперерабатывающего цеха.
В прогнозный период наметится тенденция перехода ЛПХ в категорию КФХ, что, в свою очередь, повлечет увеличение налоговых доходов местных бюджетов, укрепления материальной базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов, КФХ и расширение услуг, предоставляемых кооперативами малым, средним сельхозтоваропроизводителям области и населению.
Оказание содействия в экономическом развитии субъектов малого и среднего предпринимательства в сельском хозяйстве позволит обеспечить рост экономики сельских территорий и создать новые рабочие места.
Приоритетами развития кооперации, малого и среднего предпринимательства на селе являются:
перевод ЛПХ в категорию КФХ;
повышение качества производимой малыми формами хозяйствования сельскохозяйственной продукции;
поддержка развития семейных животноводческих ферм и начинающих фермеров;
развитие системы оптовых распределительных и логистических центров на базе СПОКов;
совершенствование земельных отношений.
Развитие малых форм хозяйствования на селе имеет большое социальное значение. Отсутствие финансовой поддержки со стороны государства по обеспечению рынков сбыта, повышению доходности, кооперации данных единиц хозяйствования снизит темпы технического обновления, повышения качества производимой продукции, переход ЛПХ в более совершенные формы хозяйствования. Влияние данных факторов может привести к оттоку сельского населения, деградации сельских территорий.
11.3. Цели, задачи и показатели (индикаторы), основные ожидаемые конечные результаты, сроки и этапы реализации подпрограммы "Развитие кооперации, малого и среднего предпринимательства на селе" государственной программы
Подпрограмма разработана с целью поддержки дальнейшего развития сельскохозяйственной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства на селе, обеспечения развития кооперации и системы торгово-закупочной деятельности, а также повышения занятости населения и улучшения качества жизни в сельской местности.
Для достижения намеченных целей необходимо решение следующих задач:
создание условий для развития начинающих фермеров и семейных животноводческих ферм;
повышение качества и наполнение регионального рынка сельхозпродукцией, производимой малыми формами хозяйствования на селе;
обеспечение доступа малых форм хозяйствования к банковским кредитам и займам сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов;
повышение эффективности использования КФХ земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
обеспечение доступности малых форм хозяйствования к инженерно-технической инфраструктуре, ветеринарно-зоотехническому обслуживанию;
создание условий для развития кооперации и системы торгово-закупочной деятельности на базе СПОКов;
создание условий для роста объемов предоставляемых СПОКами услуг населению.
Для проверки и подтверждения достижения целей и задач подпрограммы разработаны соответствующие целевые индикаторы. Прогнозные значения целевых индикаторов реализации программных мероприятий приведены в приложении N 2 к государственной программе. Формирование информации по целевым показателям приведено в приложениях N 3, N 4 к государственной программе.
Подпрограмму предполагается реализовать в 2014 - 2020 годах.
В результате реализации подпрограммы произойдет:
переход личных подсобных хозяйств в категорию крестьянских (фермерских) хозяйств;
увеличение численности членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов из числа ЛПХ и КФХ;
увеличение налоговых доходов местных бюджетов;
укрепление материальной базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов и КФХ;
рост экономики сельских территорий;
создание новых рабочих мест.
Постановлением Правительства Ростовской области от 20 августа 2014 г. N 592 в подраздел 11.4 раздела 11 настоящего приложения внесены изменения
11.4. Характеристика основных мероприятий и мероприятий ведомственных целевых программ подпрограммы "Развитие кооперации, малого и среднего предпринимательства на селе" государственной программы
Подпрограмма включает основные мероприятия и мероприятия ведомственных целевых программ.
Основные мероприятия:
поддержка развития потребительской кооперации и сельскохозяйственных потребительских кооперативов;
поддержка создания и развития крестьянских (фермерских) хозяйств.
Основное мероприятие "Поддержка развития потребительской кооперации и сельскохозяйственных потребительских кооперативов" включает следующие расходы областного бюджета:
имущественный взнос некоммерческому партнерству "Аграрный рынок" в целях активизации торгово-закупочной деятельности и оказания помощи крестьянским (фермерским), личным подсобным хозяйствам и коллективным сельскохозяйственным предприятиям Ростовской области в реализации произведенной ими продукции для обеспечения жителей Ростовской области экологически чистыми и качественными продуктами питания;
субсидию гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственным потребительским кооперативам (заготовительным, снабженческим, сбытовым (торговым), перерабатывающим и обслуживающим) и крестьянским (фермерским) хозяйствам на возмещение части затрат на уплату процентов по долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным кредитам и займам, полученным, соответственно, в российских кредитных организациях и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах;
субсидию сельскохозяйственным потребительским кредитным кооперативам на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в кредитных кооперативах, для последующего предоставления займов своим членам гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, крестьянским (фермерским) хозяйствам по договорам, заключенным в 2012 - 2013 годах;
гранты организациям потребительской кооперации, потребительским кооперативам, а также их союзам на финансовое обеспечение части затрат на приобретение транспортных средств для организации торговли в малонаселенных пунктах Ростовской области и на приобретение основных средств для заготовки, сбыта, переработки и хранения сельскохозяйственной и пищевой продукции;
субсидию организациям потребительской кооперации (их союзам) и сельскохозяйственным потребительским кооперативам на возмещение части затрат на уплату авансовых и текущих лизинговых платежей при приобретении в лизинг основных средств в части технологического, торгового и холодильного оборудования, транспортных средств, необходимых для закупки, переработки, хранения и сбыта сельскохозяйственной и пищевой продукции;
субсидию сельскохозяйственным потребительским кооперативам и организациям потребительской кооперации (их союзам) на возмещение части затрат на приобретение основных средств в части технологического, торгового и холодильного оборудования, транспортных средств, необходимых для производства, закупки, переработки и сбыта сельскохозяйственной и пищевой продукции (мяса и мясопродуктов, молока и молочных продуктов, картофеля, фруктов, овощей, хлебобулочных и кондитерских изделий).
Основное мероприятие "Поддержка создания и развития крестьянских (фермерских) хозяйств" включает следующие расходы областного бюджета:
мероприятия по проведению сельскохозяйственного форума "Донской фермер" и регионального конкурса "Лучший фермер", включая приобретение призов (подарков) для награждения победителей и призеров регионального конкурса "Лучший фермер";
субсидия крестьянским (фермерским) хозяйствам, включая индивидуальных предпринимателей, на возмещение части затрат на оформление в собственность используемых ими земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
гранты главам крестьянских (фермерских) хозяйств на развитие семейных животноводческих ферм;
гранты начинающим фермерам на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременную помощь на их бытовое обустройство;
субсидии гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственным потребительским кооперативам (заготовительным, снабженческим, сбытовым (торговым), перерабатывающим и обслуживающим) и крестьянским (фермерским) хозяйствам на возмещение части процентной ставки по долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным кредитам (займам), взятым малыми формами хозяйствования.
К мероприятиям ведомственной целевой программы "Создание условий устойчивого социально-экономического развития сельских территорий за счет развития животноводства в малых формах хозяйствования" относятся гранты сельскохозяйственным потребительским кооперативам:
на финансовое обеспечение части затрат на создание системы заготовки, переработки, хранения и сбыта животноводческой продукции, произведенной малыми формами хозяйствования;
на финансовое обеспечение части затрат на организацию сервисного обслуживания производства животноводческой продукции.
К мероприятиям ведомственной целевой программы "Развитие оптовых распределительных и логистических центров" относятся субсидии сельскохозяйственным потребительским кооперативам:
на возмещение части затрат на приобретение основных средств с целью создания системы оптовых распределительных и логистических центров по заготовке, переработке, хранению, предпродажной подготовке и сбыту растениеводческой продукции;
на возмещение части затрат на организацию сервисного обслуживания производства, заготовки, переработки, хранения и сбыта растениеводческой продукции, произведенной малыми формами хозяйствования.
Перечень основных мероприятий подпрограммы, мероприятий ведомственных целевых программ приведен в приложении N 5 к настоящей Программе.
Постановлением Правительства Ростовской области от 23 июня 2014 г. N 464 в подраздел 11.5 раздела 11 настоящего приложения внесены изменения
11.5. Информация по ресурсному обеспечению подпрограммы "Развитие кооперации, малого и среднего предпринимательства на селе" государственной программы
Финансирование мероприятий подпрограммы осуществляется за счет средств федерального и областного бюджетов.
Объем финансового обеспечения реализации подпрограммы за счет средств областного бюджета указан в приложении N 7 к государственной программе.
Финансовое обеспечение подпрограммы планировалось исходя из сокращения на пять процентов базового объема бюджетных ассигнований, утвержденных Областным законом от 24.12.2012 N 1009-ЗС "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов".
Также учтены условия и тенденции:
развития растениеводства и животноводства, необходимости заготовки, переработки, хранения и сбыта продукции, произведенной малыми формами хозяйствования;
развития оптовых распределительных и логистических центров на базе сельскохозяйственных потребительских кооперативов;
внедрения механизмов адресной продовольственной помощи через систему кооперации;
недостаточный уровень финансовой обеспеченности КФХ, организаций потребительской кооперации и сельскохозяйственных потребительских кооперативов и слабая доступность к кредитным ресурсам;
необходимость синхронизации мер стимулирования производства продукции с развитием ее переработки и реализации (агропродовольственная цепочка по основным продуктам).
Средства федерального бюджета привлекаются в рамках государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717, на условиях софинансирования (приложение N 8 к государственной программе).
Средства федерального бюджета включаются в подпрограмму при условии отражения их в федеральном законе о федеральном бюджете, иных федеральных нормативных правовых актах, Соглашениях между Минсельхозом России и Правительством Ростовской области при предоставлении средств федерального бюджета на реализацию мероприятий подпрограммы.
11.6. Участие муниципальных образований Ростовской области в реализации подпрограммы "Развитие кооперации, малого и среднего предпринимательства на селе" государственной программы
Участие муниципальных образований Ростовской области в реализации подпрограммы не предусмотрено.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.