Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Общая характеристика текущего состояния жилищно-коммунальной сферы
По состоянию на конец 2012 года общая площадь жилищного фонда Ростовской области составила 94 960,5 тыс. кв. метров, в том числе общая площадь жилищного фонда, находящегося в собственности граждан, - 86 432,5 тыс. кв. метров. По состоянию на 1 января 2013 г. удельный вес площади жилого фонда, оборудованного водопроводом, составил 76,9 процента; канализацией - 71,2 процента; центральным отоплением - 78,2 процента; ванными (душем) - 66,1 процента; газом - 85,0 процента; горячим водоснабжением - 61,8 процента.
На 1 января 2012 г. в капитальном ремонте нуждались 11,3 процента от общего количества многоквартирных домов. Особенно низок уровень благоустройства в малых городах и сельских поселениях, на долю которых приходится половина площадей многоквартирных домов. При этом даже достигнутые объемы работ по капитальному ремонту многоквартирных домов лишь в минимальной степени обеспечены взносами собственников жилых помещений. Практически не применяются кредитные схемы финансирования капитального ремонта многоквартирных домов, практика осуществления сторонними инвесторами ресурсосберегающих мероприятий в многоквартирных домах, применения энергосервисных контрактов.
Недостаточная информированность населения о правах и обязанностях в сфере жилищно-коммунального хозяйства препятствует организации эффективного контроля за деятельностью организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами.
Износ объектов водоснабжения составляет от 30 до 70 процентов. По состоянию на конец 2012 года из 23 711,2 км водопроводов (одиночное протяжение) 11 207,5 км (47,30 процента) нуждаются в замене. Утечки и неучтенные расходы воды в среднем по Ростовской области составляют 41,48 процента от воды, поданной в сеть.
Централизованным водоснабжением охвачено 87,5 процента населения: в городах Ростовской области - 96,2 процента, в сельской местности - 65,9 процента. Наиболее сложная ситуация продолжает оставаться с обеспечением водоснабжения шахтерских территорий и сельских населенных пунктов. По данным на конец 2012 года, количество сельских населенных пунктов, имеющих централизованное водоснабжение, составляет 1 249, или 55,2 процента от их общего числа. В целом по Ростовской области около 100 тысяч населения обеспечивается привозным водоснабжением, которое не гарантирует эпидемиологическую безопасность питьевой воды.
Основными источниками водоснабжения Ростовской области по объему поднятой воды являются поверхностные источники - 84,9 процента, на долю подземных источников приходится 15,1 процента. Вместе с тем на территории Ростовской области, по данным Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора), сохраняется высокое химическое и особенно микробное загрязнение воды поверхностных водоемов в местах водозаборов, черте населенных мест и зонах рекреаций. Причинами загрязнения поверхностных водных объектов в Ростовской области является сброс неочищенных, недостаточно очищенных и необеззараженных сточных вод с коммунальных, промышленных, сельскохозяйственных объектов, а также сброс ливневых, талых, шахтных, дренажных вод с оросительных систем.
По данным на конец 2012 года, в Ростовской области из 2 282 населенных пунктов централизованные системы канализации имеют только 92 (4 процента), на территории которых размещаются 77 очистных сооружений канализации по очистке хозяйственно-бытовых сточных вод. Санитарно-техническое состояние 40 процентов сооружений канализации является неудовлетворительным.
Из 4 983,8 километра канализационных коллекторов и сетей 2 221,2 километра (44,6 процента) нуждаются в замене. На 73 (95 процентов) из 77 очистных сооружений канализации обеззараживание сточных вод осуществляется в основном хлорсодержащими реагентами.
За 2012 год в водоемы Ростовской области было сброшено: нормативно очищенных вод - 18,8 процента, недостаточно очищенных - 73,0 процента, неочищенных - 7,6 процента от общего объема сточных вод.
К основным проблемам в состоянии водоснабжения населения и водоотведения можно отнести:
дефицит доброкачественной воды, обусловленный недостаточной мощностью водопроводов, нерациональным использованием воды в летний период года на полив приусадебных участков, значительными потерями воды в изношенных системах транспортировки;
использование водоисточников и питьевой воды, не отвечающих гигиеническим требованиям, без очистки и обеззараживания, отсутствие зон санитарной охраны источников водоснабжения;
неудовлетворительное санитарно-техническое состояние канализационных сооружений и сетей, отсутствие в крупных городах развитой системы ливневой канализации, низкий уровень обеспеченности сельских населенных пунктов канализационными системами;
недостаточность финансовых средств для модернизации систем водоснабжения и водоотведения;
ухудшение качества воды поверхностных и подземных водных объектов, в ряде случаев до уровня, делающего их непригодными для хозяйственно-питьевого, а иногда и технического водоснабжения.
В 2012 году на территории Ростовской области снабжение теплом и горячей водой населения и финансируемых из бюджета организаций осуществляли 3 814 источников теплоснабжения суммарной мощностью 11,3 тыс. Гкал/час.
Основная часть теплоисточников Ростовской области (66,1 процента) работает на газообразном топливе. На твердом и жидком топливе работают 31,6 и 0,9 процента источников теплоснабжения соответственно.
Протяженность тепловых сетей в двухтрубном исчислении составила 2 459,8 километра. Из общей протяженности трубопроводов 375,3 километра (15,3 процента) нуждаются в замене, из них 321,8 (85,7 процента) имеют степень износа свыше 60 процентов. Изношенность тепловых сетей приводит к возникновению аварий и потерям тепловой энергии при подаче и распределении ее потребителям. Потери тепловой энергии за 2012 год составили 10,5 процента от общего объема тепла, поданного в сеть.
Для организации бесперебойной работы объектов коммунальной инфраструктуры, как объектов жизнеобеспечения, их необходимо обеспечить резервными источниками электроснабжения.
Имеет место недостаточное оснащение организаций, предоставляющих коммунальные услуги в муниципальных образованиях Ростовской области, коммунальной техникой.
На низком уровне находится организация освещения многих муниципальных образований Ростовской области.
По состоянию на 1 сентября 2012 г. доля фактически освещенных улиц муниципальных образований Ростовской области в общей протяженности улиц населенных пунктов составляет 47,28 процента, в том числе по городским округам - 54,15 процента, по муниципальным районам - 45,35 процента.
Уровень газификации по Ростовской области по состоянию на 1 января 2013 г. составляет 85,00 процента, в том числе по городским округам - 94,04 процента, по муниципальным районам - 71,50 процента.
С 2012 года ведутся мероприятия по газификации единственного негазифицированного района Ростовской области, которые продолжились и в 2013 году.
Успешно реализуется план-график синхронизации работ по выполнению программы газификации, утвержденный Правительством Ростовской области и ОАО "Газпром", в соответствии с которым Правительство Ростовской области обеспечивает проектирование и строительство внутрипоселковых газопроводов и готовность потребителей к приему газа, а ОАО "Газпром" осуществляет проектирование и строительство межпоселковых газопроводов.
Одним из факторов, препятствующих полной газификации городов и районов Ростовской области, является низкий уровень доходов населения, особенно сельского, не имеющего возможности оплатить врезку и подводку разводящих сетей.
В связи с повышением уровня подземных вод в ряде муниципальных образований Ростовской области продолжается неравномерная просадка оснований фундаментов зданий и сооружений, а также повреждение инженерных сетей.
Так, в г. Волгодонске по ряду причин, включая несовершенство нормативной базы, ошибки и просчеты научных, изыскательских, проектных, строительных организаций и эксплуатирующих служб, некомплексность застройки микрорайонов города, незавершенность вертикальной планировки, происходит замачивание просадочной толщи грунтов. В настоящее время из 902 эксплуатируемых в городе объектов 736 не имеют гарантированной эксплуатационной надежности, 92 имеют сверхнормативные деформации, из которых 28 объектов требуют срочного выполнения работ, связанных с обеспечением их эксплуатационной пригодности.
Анализ современного состояния жилищно-коммунальной сферы показывает следующее:
вопросы жилищно-коммунального обслуживания занимают первые места в перечне проблем граждан России;
жилищный фонд, переданный гражданам в собственность, так и не стал предметом ответственности собственников;
коммунальный сектор, несмотря на все усилия по реформированию, пока не стал инвестиционно привлекательным для частного бизнеса сектором экономики.
Без принятия срочных мер правового и институционального характера на государственном, в том числе региональном, уровне переломить эти тенденции, обеспечить решение задачи повышения качества жилищно-коммунальных услуг для населения при обеспечении доступности тарифов на эти услуги не представляется возможным.
В качестве факторов риска рассматриваются события, условия, тенденции, которые могут привести к изменению сроков и (или) ожидаемых конечных результатов реализации государственной программы не менее чем на 10 процентов от планового уровня и на которые ответственный исполнитель и участники государственной программы не могут оказать непосредственного влияния.
Среди рисков реализации государственной программы необходимо выделить следующие:
1. Институционально-правовой риск, связанный с отсутствием законодательного регулирования или недостаточно быстрым формированием институтов, предусмотренных государственной программой (например, развитие коммунальной инфраструктуры в рамках проектов государственно-частного партнерства, финансирование капитального ремонта многоквартирных домов), что может затруднить реализацию государственной программы. Данный риск можно оценить как умеренный, поскольку формирование новых институтов в рамках государственной программы в большинстве случаев требует не только законодательного регулирования на федеральном уровне, но так
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.