Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 3
к муниципальной программе
города Таганрога
"Развитие здравоохранения"
(постановление Администрации
города Таганрога
от 17.10.2013 N 3279)
Подпрограмма
"Охрана здоровья матери и ребенка" муниципальной программы города Таганрога "Развитие здравоохранения"
24 февраля, 18 июня, 13 августа, 17 октября, 29 декабря 2014 г., 26 января, 31 марта, 28 апреля 2015 г.
Постановлением Администрации г. Таганрога Ростовской области от 28 апреля 2015 г. N 1334 Паспорт настоящего приложения изложен в новой редакции
Паспорт Подпрограммы
1. Характеристика сферы реализации подпрограммы муниципальной программы
В г. Таганроге проживает 141,7 тысяч женщин, из которых число женщин детородного возраста не превышает 47 процентов (66,2 тысячи). На протяжении последних лет сохраняется устойчивая тенденция к их сокращению. За 5 лет численность женщин фертильного возраста уменьшилось на 4,7%.
Наряду с этим, начиная с 2010 г., отмечается тенденция к росту численности детского населения. К началу 2013 г. численность детского населения в возрасте от 0 до 17 лет включительно увеличилась на 3,4% и составила 46654.
Реализация мероприятий Национального проекта "Здоровье", региональной и муниципальной программ развития и модернизации здравоохранения, Концепции демографической политики до 2025 года, развитие института поддержки семьи, последовательная политика Правительства Российской Федерации по стимулированию рождаемости привела к позитивным изменениям демографической ситуации в городе, улучшению состояния здоровья детей, беременных женщин.
За прошедшие 5 лет отмечается улучшение качества оказания медицинской помощи женщинам во время беременности и родов и новорожденным, о чем свидетельствуют позитивные изменения состояния здоровья женщин и детей: снизилась частота осложнений беременности и родов, увеличилась доля нормальных родов.
С 2007 г. по 2011 г. случаи материнской смертности в городе не регистрировались. В 2012 г. показатель материнской смертности составил 33,3 на 100 000 родившихся живыми.
Показатель общей заболеваемости новорожденных в 2012 году уменьшился по сравнению с 2008 годом на 13,1 процентов и составил 441,2 случаев на 1000 детей, родившихся живыми.
За период 2003 - 2012 годов отмечается снижение показателя младенческой смертности в 1,6 раза (с 10,5 случаев до 6,7 случаев на 1000 родившихся живыми).
Изучение причин младенческой смертности выявило основные проблемы, влияющие на данный показатель:
высокий удельный вес младенческих потерь среди недоношенных детей с преобладанием умерших с экстремально низкой массой тела (от 500 грамм до 999 грамм);
внутриутробное инфицирование плода причинно-значимое для формирования врожденных пороков развития, в последующем иммунодефицитных состояний и в генерализации инфекционного процесса;
смертность новорожденных с синдромом дыхательных расстройств;
младенческие потери у социально дезадаптированных женщин, уклоняющихся от диспансерного наблюдения по беременности в женских консультациях.
Наиболее эффективным инструментом профилактики врожденных и наследственных болезней является комплексная пренатальная (дородовая) диагностика, представляющая перспективное направление медицинской генетики и включающая ультразвуковой и биохимический скрининг на сывороточные маркеры матери, программу индивидуального риска.
В рамках реализации национального проекта "Здоровье" проводится дородовая диагностика беременных женщин на врожденные пороки развития у плода. С 2006 года осуществляется скрининг новорожденных на пять наследственных болезней. С 2008 года в программу мониторинга введен аудиологический скрининг, позволяющий выявлять детей с врожденной глухотой. Все это направлено на снижение уровня младенческой смертности и инвалидизации у детей.
С 2010 года в нашем регионе проводится пилотный проект по пренатальной диагностике. В женских консультациях города проводится комплексная пренатальная диагностика нарушений развития ребенка с целью профилактики младенческой смертности от врожденных пороков развития, наследственных заболеваний и детской инвалидности (определение уровня сывороточных маркеров, обследование на эхо- маркеры, медико-генетическое консультирование беременных группы высокого риска).
В родильном доме организован межрайонный кабинет ультразвуковой диагностики, поставлены ультразвуковые аппараты экспертного класса, на которых работают обученные врачи. Это позволяет выявлять пороки развития у плода в ранние сроки беременности.
В 2012 году г. Таганрог, как и вся Российская Федерация, перешла на критерии регистрации рождений, рекомендованные Всемирной организации здравоохранения. Это потребовало широкого внедрения в практику учреждений родовспоможения и детства города современных технологий выхаживания и реабилитации недоношенных детей, родившихся с низкой и экстремально низкой массой тела.
Ожидаемые результаты подпрограммы
Ожидаемый рост показателя младенческой смертности в 2013 году связан с переходом на регистрацию новорожденных, родившихся с массой более 500 граммов, выхаживание которых представляет большие трудности, не только из-за крайней степени недоношенности, но и тяжелой врожденной патологии (врожденных инфекции и пороков развития).
Актуальной становится проблема ретинопатии недоношенных, ее своевременное выявление для последующего направления на оказание высокотехнологичной помощи, что позволит уменьшить инвалидизацию этих детей.
С целью улучшения качества оказания медицинской помощи беременным женщинам, родильницам и роженицам, а также их новорожденным детям в городе создана и работает трехуровневая система.
МБУЗ "Родильный дом" г. Таганрога является межрайонным центром и оказывает медицинскую помощь женщинам и новорожденным второго уровня, в структуре его имеется неонатальный центр для оказания реанимационной помощи новорожденным.
Открытие в 2010 году в Ростовской области современного перинатального центра позволило не только завершить создание трехуровневой системы оказания медицинской помощи женщинам и новорожденным, но внедрять и развивать современные технологии выхаживания и реабилитации недоношенных детей, родившихся с низкой и экстремально низкой массой тела.
Кроме этого, специалисты МБУЗ "Родильный дом" на его базе проходят обучение, что повышает уровень квалификации акушеров-гинекологов и неонатологов и качество оказания медицинской помощи женщинам и детям.
Для повышения качества оказания медицинской помощи пациенткам и новорожденным детям внедрены алгоритмы ведения гинекологических пациенток и беременных. Определен порядок направления на консультацию и госпитализацию в ГБУ РО "Перинатальный центр".
Проблемой для нашего города остаются аборты.
Несмотря на то, что число абортов имеет устойчивую тенденцию к снижению, этот показатель остается высоким и в 2012 году составил 30,6 на 1000 женщин фертильного возраста. Данный показатель в 1,6 раза превышает среднеобластные показатели (18,6 случаев).
Число абортов является одним из факторов, влияющих на процессы депопуляции. В связи с этим снижение числа абортов в городе является одним из резервов повышения рождаемости.
Общая заболеваемость у детей в возрасте от 0 до 14 лет имеет тенденцию к росту. В 2012 году показатель болезненности у детей составил 3089,9 на 1000 детского населения, что превысило уровень 2010 г на 3,5%. Первичная заболеваемость составила 2343,6 промилле и по сравнению с 2010 годом снизилась на 1,1%.
По итогам 2012 г. показатели общей и первичной заболеваемости у детей г. Таганрога превышают среднеобластные показатели, соответственно на 22,4% и 23,4%.
В течение 10 лет структура заболеваемости стабильная, наиболее распространенными являются болезни органов дыхания, органов пищеварения, нервной системы и травмы.
Рост заболеваемости обусловлен выявлением функциональных отклонений (предзаболеваний) при проведении диспансерных осмотров детей первого года жизни, детей-сирот, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и проведением углубленной диспансеризацией 14-летних подростков.
Показатели общей и первичной заболеваемости у подростков в течение трех лет выросли соответственно: 13,5% и 12,8%. Значимыми заболеваниями для подростков являются болезни органов дыхания, пищеварения и травмы. Отмечается рост инфекционных болезней (58,2%), болезней мочеполовой системы (48,0%), системы кровообращения (45,5%), костно-мышечной системы (42,6%), в 1,5 раза вырос подростковый травматизм.
В связи с этим, возрастает необходимость повышения доступности и качества медицинской помощи детям.
Для этого необходимо продолжить дальнейшее развитие стационарзамещающих медицинских технологий в учреждениях педиатрической службы позволит более эффективно использовать финансовые ресурсы, выделяемые на здравоохранение. Введение новых стандартов, укрепление материально-технической базы и кадрового обеспечения расширит возможности учреждений здравоохранения по оказанию медицинской помощи детям в условиях дневных стационаров.
Для повышения доступности и качества медицинской помощи детям остается проблема кадрового дефицита.
Улучшение качественных показателей оказания медицинской помощи детскому населению города зависит непосредственно от уровня условий труда работников здравоохранения, в том числе от состояния зданий и сооружений лечебных учреждений, а также их оснащения.
Одной из приоритетных задач социально-экономического развития области является укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения, в том числе, оказывающих медицинскую помощь детям.
Проведение капитальных ремонтов, реконструкций и строительства детских медицинских учреждений позволит устранить моральный и физический износ отдельных частей или целых конструкций зданий, сооружений, инженерных коммуникаций, а также потребность в дополнительных площадях. Проведение указанных мероприятий позволит привести учреждения в соответствие с действующими требованиями нормативных документов в соответствии с оказываемой деятельностью учреждения.
Анализ рисков, которые могут возникнуть в ходе реализации подпрограммы 3, и меры по управлению ими описаны в разделе 1 муниципальной программы.
В рамках реализации подпрограммы 3 осуществление мер государственного регулирования не предусматривается.
Принятие нормативных правовых актов для достижения целей реализации подпрограммы 3 не требуется.
2. Цели, задачи и показатели (индикаторы), основные ожидаемые конечные результаты, сроки и этапы реализации подпрограммы муниципальной программы
В ходе реализации мероприятий подпрограммы 3 предполагается достигнуть следующих целей: создать условия для оказания доступной и качественной медицинской помощи детям и матерям; улучшить состояние здоровья детей и матерей; снизить материнскую, младенческую и детскую смертность
Достижение перечисленных целей будет возможно при решении следующих задач:
повышение доступности и качества медицинской помощи матерям и детям;
совершенствование и развитие пренатальной и неонатальной диагностики;
профилактика и снижение количества абортов.
Подпрограмма 3 будет реализована в период с 2014 по 2020 годы, этапы не предусмотрены.
По результатам реализации планируется достичь следующих результатов:
снижение материнской смертности;
снижение младенческой смертности от врожденных пороков, наследственных болезней;
снижение детской заболеваемости и снижение уровня детской инвалидности;
рост результативности мероприятий по профилактике абортов.
Информация о состоянии и значении показателей (индикаторов) приводится в приложении N 9 к муниципальной программе.
Методика расчета показателей (индикаторов) приведена в приложении N 10 к муниципальной программе.
3. Характеристика основных мероприятий подпрограммы муниципальной программы
3.1. Основное мероприятие 3.1 "Совершенствование службы родовспоможения путем формирования трехуровневой системы оказания медицинской помощи".
В рамках преобразований системы оказания медицинской помощи матерям и детям планируется дальнейшее совершенствование акушерско-гинекологической и педиатрической служб.
Целью мероприятия является создание условий для оказания доступной и качественной медицинской помощи детям и матерям, улучшение состояния здоровья детей и матерей, снижение материнской, младенческой и детской смертности.
Для достижения поставленных целей необходимо обеспечение стабильного функционирования 3-х уровневой системы оказания медицинской помощи.
В рамках мероприятия будет совершенствоваться маршрутизация беременных, рожениц, родильниц и новорожденных из МБУЗ "Родильный дом" (межтерриториальный уровень) на областной уровень с учетом показаний.
Результатом выполнения мероприятия станет снижение материнской и младенческой смертности и заболеваемости среди детей.
3.2. Основное мероприятие 3.2 "Создание системы раннего выявления и коррекции нарушений развития ребенка".
Целью мероприятия является продолжение проведения профилактики врожденных и наследственных болезней путем проведения комплексной пренатальной (дородовой) диагностики, неонатального и аудиологического скрининга с целью снижения младенческой смертности от врожденных пороков развития и наследственных болезней, а так же профилактики инвалидности.
Для достижения названных целей необходимо решение задач:
своевременное выявление врожденных пороков развития плода и элиминация патологической беременности;
раннее выявление наследственных болезней у новорожденных; выявление нарушения слуха у новорожденных.
Результатом реализации мероприятия будет являться снижение младенческой смертности от врожденных пороков, наследственных болезней, а так же снижение уровня детской инвалидности.
3.3. Основное мероприятие 3.3 "Выхаживание детей с экстремально низкой массой тела". Выхаживание детей с экстремально низкой массой при рождении включает в себя обеспечение
функционирования трехуровневой системы оказания медицинской помощи беременным с угрозой преждевременных родов, в том числе:
профилактику преждевременных родов путем организации мониторинга женщин с привычным невынашиванием, проведением им полного комплекса обследования и прегравидарной подготовки (при необходимости лечения) в учреждениях 3-й группы;
охват не менее 80 процентов беременных, вставших на учет в сроке до 12 недель беременности, скрининговыми исследованиями с расчетом комбинированного риска;
дальнейшее развитие консультативно-диагностической помощи женщинам с преждевременными родами;
внедрение стандартов оказания медицинской помощи новорожденным детям, рожденным с низкой и экстремально низкой массой и синдромом дыхательных расстройств в учреждениях 1 - 3-й групп;
совершенствование маршрутизации новорожденных с низкой и экстремально низкой массой в государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ростовской области "Перинатальный центр" и муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская больница N 20" г. Ростова-на-Дону, где предусмотрены отделения второго этапа выхаживания новорожденных и недоношенных детей, в том числе, отделения интенсивной терапии и реанимации для новорожденных;
организацию транспортировки новорожденных детей, в том числе, глубоко недоношенных, нуждающихся в оказании им специализированной, в том числе, высокотехнологичной медицинской помощи, в учреждения 3-й группы.
Целью мероприятия является снижение младенческих потерь среди недоношенных детей, в том числе с низкой и экстремальной низкой массой тела.
Для достижения целей необходимо улучшить качество выхаживания детей с экстремально низкой массой тела.
Результатом реализации мероприятия будет снижение младенческой смертности, предупреждение развития инвалидизирующих заболеваний у детей.
3.4. Основное мероприятие 3.4 "Профилактика абортов".
Целью мероприятия является сохранение репродуктивного здоровья женщин, повышение уровня рождаемости.
Основными задачами являются:
повышение уровня информированности населения о вреде абортов для женского здоровья;
проведение прегравидарной подготовки супружеских пар;
раннее выявление женщин, в том числе беременных из семей высокого социального риска и привлечение их к медицинским услугам с целью решения вопросов по контрацепции.
По результатам реализации мероприятия ожидается снижение числа абортов, материнской и младенческой смертности, а также увеличение продолжительности жизни.
4. Информация по ресурсному обеспечению подпрограммы муниципальной программы
Финансирование мероприятий подпрограммы 3 осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования "Город Таганрог" и внебюджетных источников.
Финансирование подпрограммы 3 по каждому мероприятию определяется индивидуально.
Ресурсное обеспечение реализации подпрограммы 3 подлежит ежегодному уточнению в рамках бюджетного цикла.
Подробная характеристика объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы 3, представлена в приложениях N 14 и 15 к муниципальной программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.