Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 5
к муниципальной программе
города Таганрога
"Экономическое развитие
и инновационная экономика"
Подпрограмма "Защита прав потребителей города Таганрога" муниципальной программы города Таганрога "Экономическое развитие и инновационная экономика"
18 марта, 15 августа, 17 октября, 30 декабря 2014 г., 4 февраля, 11 декабря 2015 г., 18 марта, 18 ноября 2016 г.
Постановлением Администрации г. Таганрога Ростовской области от 18 ноября 2016 г. N 2493 в Паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт подпрограммы
Наименование подпрограммы |
Защита прав потребителей города Таганрога (далее - подпрограмма 5) |
Ответственный исполнитель подпрограммы |
УПРТУ |
Участники подпрограммы |
УО; ТЦСМ; Роспотребнадзор (по согласованию); Россельхознадзор (по согласованию); Ветеринарная служба (по согласованию); филиалом ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в РО" в г. Таганроге (далее - ФБУЗ) (по согласованию); УМВД (по согласованию); общественные организации (по согласованию) |
Программно-целевые инструменты подпрограммы |
Отсутствуют |
Цель подпрограммы |
Создание в городе системы защиты прав потребителей, направленной на минимизацию рисков для участников гражданского оборота с учетом динамики развития потребительского рынка товаров и услуг |
Задачи подпрограммы |
Формирование у населения навыков рационального потребительского поведения; повышение уровня правовой грамотности хозяйствующих субъектов, работающих на потребительском рынке города; обеспечение защиты населения города Таганрога от недоброкачественных товаров (работ, услуг), в том числе посредством проведения независимых потребительских экспертиз; повышение уровня правовой грамотности и информированности населения в вопросах защиты прав потребителей и соблюдения требований законодательства о защите прав потребителей; стимулирование повышения качества товаров (работ, услуг), предоставляемых на потребительском рынке города |
Показатели (индикаторы) подпрограммы |
Количество рассмотренных обращений (консультаций) граждан по защите прав потребителей консультационным центром УПРТУ; темп роста количества проведенных сравнительных исследований и независимых экспертиз товаров (работ, услуг), реализуемых на потребительском рынке города к предыдущему году |
Этапы и сроки реализации подпрограммы |
2014 - 2020 годы Этапы реализации не выделяются |
Ресурсное обеспечение подпрограммы |
Общий объем финансирования подпрограммы 5 составляет 3 930,3 тыс. рублей, в том числе: 2014 год - 224,6 тыс. рублей; 2015 год - 10,7 тыс. рублей; 2016 год - 0,0 тыс. рублей; 2017 год - 170,0 тыс. рублей; 2018 год - 1 115,0 тыс. рублей; 2019 год - 1 180,0 тыс. рублей; 2020 год - 1 230,0 тыс. рублей. Объемы финансирования носят прогнозный характер |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
Повышение навыков рационального потребительского поведения у населения; достижение высокого уровня правовой грамотности хозяйствующих субъектов, работающих на потребительском рынке города; обеспечение защиты населения города Таганрога от недоброкачественных товаров (работ, услуг), в том числе посредством проведения независимых потребительских экспертиз |
1. Характеристика сферы реализации подпрограммы муниципальной программы
Подпрограмма 5 направлена на создание в городе Таганроге условий для эффективной защиты, установленных законодательством Российской Федерации прав потребителей, снижение социальной напряженности на потребительском рынке города.
В настоящее время определены конкретные задачи по организации защиты прав потребителей, обозначена роль всех составляющих системы защиты прав потребителей в их решении, спрогнозированы результаты и влияние реализации запланированных мероприятий на положение потребителей.
В городе потребителям оказывается бесплатная юридическая помощь в консультационном центре защиты прав потребителей.
В целях повышения оперативности и доступности оказания правовой помощи потребителям работает телефон "горячей линии".
Анализ работы Консультационного центра защиты прав потребителей Администрации города Таганрога показывает, что деятельность по защите прав потребителей значительно повысила активность населения в этой сфере, расширяется спектр вопросов, с которыми жители города обращаются в службу по защите прав потребителей.
Предполагается, что ежегодно Консультационный центр защиты прав потребителей Администрации города Таганрога будет рассматривать обращения (консультировать) не менее 5000 граждан, а ежегодная доля потребительских споров, урегулированных в досудебном порядке, будет составлять не менее 50 процентов от общего количества поступивших обращений.
Обеспечение прав потребителей находится на особом контроле у Правительства Ростовской области.
Учитывая социальную значимость и важность обеспечения доступности в решении вопросов защиты потребителей, Департаментом потребительского рынка Ростовской области ежегодно проводится рейтинговая оценка деятельности органов местного самоуправления по обеспечению защиты потребителей, в соответствии с которой работа муниципалитетов в этом направлении оценивается как "эффективная", "удовлетворительная" или "неэффективная". Деятельность Консультационного центра защиты прав потребителей Администрации города Таганрога оценивается как "эффективная" в течение нескольких лет.
Одной из причин, порождающей многочисленные нарушения прав потребителей, является низкая правовая грамотность населения и хозяйствующих субъектов, а также недостаточная информированность граждан о механизмах реализации своих прав. В этой связи средства массовой информации несут одну из ключевых функций по просвещению потребителей. Планируется, что Консультационный центр защиты прав потребителей Администрации города Таганрога в средствах массовой информации будет систематически размещать материалы (печатные, радио-, видео-, интернет), касающиеся вопросов защиты прав потребителей.
Право потребителя на выбор товаров и услуг признается главным из всех известных прав потребителей, и такой выбор невозможен без рынка, который порождается множественностью поставщиков и конкуренцией между ними.
Повышение качества и безопасности продукции является ключевым вопросом в формировании по-настоящему конкурентоспособного продукта.
Данная работа приобретает особую актуальность потому, что в настоящее время маркетинговые стратегии направлены на управление поведением потребителя и заключаются в том, что при обеспечении права потребителя на выбор товаров (услуг) схожих потребительских качеств ни один из видов продукции не имеет объективного конкурентоспособного преимущества, кроме цены.
Это означает, что в настоящее время изготовители и продавцы товаров (услуг) пытаются достигнуть рыночного преимущества, в основном, не через освоение новой продукции и повышение ее качества, а через
снижение себестоимости товаров (услуг) и применение психологических механизмов мотивации потребителя к приобретению конкретной продукции.
Таким образом, в результате снижения административных барьеров, в том числе отмены обязательной сертификации, ослабления государственного контроля за качеством и безопасностью товаров и услуг, увеличился риск реализации на потребительском рынке пищевых продуктов, не соответствующих требованиям, установленным в нормативно-технических документах.
Для обеспечения дополнительных гарантий реализации права потребителей на приобретение продукции, соответствующей требованиям технических регламентов, выявления опасных, некачественных, контрафактных товаров, реализуемых на потребительском рынке города, выявления продукции с наилучшими потребительскими свойствами необходимо продолжить работу по проведению независимых потребительских экспертиз и сравнительных исследований товаров (работ, услуг) в рамках рассмотрения жалоб потребителей.
Поскольку предупреждение нарушения прав потребителей не может быть достигнуто только через реализацию контрольно-надзорных функций, важнейшим направлением деятельности является применение мер превентивного характера, направленных на повышение правовой грамотности хозяйствующих субъектов и информированности потребителей об их правах и механизмах защиты этих прав.
В связи с этим важное место в вопросах обеспечения и защиты прав потребителей занимает внедрение и развитие дополнительных образовательных программ в области защиты прав потребителей. Для повышения мотивации к углубленному изучению данных вопросов организуется проведение олимпиад и конкурсов среди учащихся общеобразовательных школ, учреждений среднего образования.
Кроме того, за прошедшие годы была налажена работа по обучению предпринимателей путем проведения семинаров, конференций, форумов.
Для популяризации вопросов защиты прав потребителей, повышения уровня информированности населения города проводятся конкурсы на городской Знак "Доверие потребителей" в сфере потребительского рынка, профессионального мастерства, рейтинговые конкурсы, главной задачей которых является содействие правовому просвещению населения, хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на потребительском рынке города, повышение качества и культуры обслуживания, формирование навыков рационального потребительского поведения и цивилизованного взаимоотношения потребителей и продавцов (исполнителей).
Вопросы защиты прав потребителей и усиления социальных гарантий, государственного контроля в области защиты прав потребителей являются целью стратегического развития России, в основе которой лежит достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, с привлекательным образом жизни, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан.
С учетом комплексного характера проблематики наиболее эффективным подходом к реализации мероприятий по обеспечению защиты прав потребителей является программно-целевой подход.
Реализация мероприятий подпрограммы "Защита прав потребителей в городе Таганроге на 2014 - 2020 годы" муниципальной программы города Таганрога "Экономическое развитие и инновационная экономика" позволит повысить социальную защищенность граждан, обеспечит сбалансированную защиту интересов потребителей и повысит качество жизни жителей города. Риск неуспешной реализации подпрограммы "Защита прав потребителей" при исключении форс-мажорных обстоятельств оценивается как минимальный. Вместе с тем, при реализации мероприятий подпрограммы могут возникнуть следующие риски.
Организационные, т.е. риск принятия в ходе реализации подпрограммы неэффективных организационных решений. Причиной возникновения данного риска может служить малоэффективная система управления реализацией мероприятий подпрограммы в сфере защиты прав потребителей. Механизм минимизации такого риска - создание эффективной системы управления мероприятиями подпрограммы.
Риски, связанные с человеческим фактором. Риск получения низкого уровня эффективности выполнения мероприятий подпрограммы из-за недостаточной квалификации персонала. Механизм минимизации такого риска состоит в привлечении к исполнению мероприятий подпрограммы высококлассных специалистов.
Финансовые риски, связанные с неполучением требуемых средств на реализацию подпрограммы. В этом случае реализация запланированных мероприятий подпрограммы будет затруднена. Механизмом минимизации данного риска является выполнение работ по ранжированию задач по степени важности, их поэтапная разработка и реализация.
Меры правового регулирования отсутствуют.
2. Цели, задачи и показатели (индикаторы), основные ожидаемые конечные результаты, сроки и этапы реализации подпрограммы муниципальной программы
Исходя из приоритетов государственной политики сформулирована цель подпрограммы - создание в городе Таганроге системы защиты прав потребителей, направленной на минимизацию рисков для участников гражданского оборота с учетом динамики развития потребительского рынка товаров и услуг.
Основные задачи подпрограммы 5:
формирование у населения навыков рационального потребительского поведения; повышение уровня правовой грамотности хозяйствующих субъектов, работающих на потребительском рынке города;
обеспечение зашиты населения города Таганрога от недоброкачественных товаров (работ, услуг), в том числе посредством проведения независимых потребительских экспертиз;
повышение уровня правовой грамотности и информированности населения в вопросах защиты прав потребителей и соблюдения требований законодательства о защите прав потребителей;
стимулирование повышения качества товаров (работ, услуг), предоставляемых на потребительском рынке города.
Показателями (индикаторами) достижения цели и решения задач является:
количество рассмотренных обращений (консультаций) граждан по защите прав потребителей консультационным центром УПРТУ;
доля потребительских споров, урегулированных в досудебном порядке консультационным центром УПРТУ от общего количества составленных претензий;
темп роста количества проведенных сравнительных исследований и независимых экспертиз товаров (работ, услуг), реализуемых на потребительском рынке города к предыдущему году (приложение N 8 к муниципальной программе).
Основными ожидаемыми результатами реализации подпрограммы по итогам 2020 года будет: повышение навыков рационального потребительского поведения у населения;
достижение высокого уровня правовой грамотности хозяйствующих субъектов, работающих на потребительском рынке города;
обеспечение защиты населения города Таганрога от недоброкачественных товаров (работ, услуг), в том числе посредством проведения независимых потребительских экспертиз.
Общий срок реализации подпрограммы 5 рассчитан на период с 2014-го по 2020 год. Этапы реализации подпрограммы не выделяются.
3. Характеристика основных мероприятий подпрограммы муниципальной программы
Основное мероприятие "Укрепление городской системы защиты прав потребителей". Срок реализации - 2014 - 2020 годы.
Основное мероприятие направленно на формирование системы обеспечения эффективной и доступной защиты прав потребителей в городе Таганроге.
В рамках данного основного мероприятия предусматривается обеспечение предоставления бесплатной консультационной помощи потребителям, в том числе при составлении претензий и исковых заявлений.
Основное мероприятие "Информационное обеспечение потребителей. Просвещение и популяризация вопросов защиты прав потребителей".
Срок реализации - 2014 - 2020 годы.
Причинами, порождающими многочисленные нарушения прав потребителей, являются низкая правовая грамотность населения, а также недостаточная информированность граждан о механизмах реализации своих прав.
В рамках данного основного мероприятия предусматривается проведение работ по обеспечению формирования у населения области навыков рационального потребительского поведения. Создание равных возможностей свободного и бесплатного доступа граждан к информационным ресурсам сети защиты прав потребителей:
оказание консультационных, юридических услуг по обработке обращений граждан, связанных с вопросами защиты прав потребителей, поступивших по телефону, электронной почте, на приеме в Консультационном центре защиты прав потребителей;
проведение ежегодных отраслевых профессиональных, рейтинговых конкурсов, конкурса на городской Знак "Доверие потребителей", направленных на повышение информированности граждан в вопросах защиты прав потребителей;
проведение олимпиад, конкурсов по направлению "Защита прав потребителей" среди учащихся общеобразовательных школ, учащихся учреждений среднего образования, студентов высшего профессионального образования;
освещение в средствах массовой информации вопросов по защите прав потребителей в различных сферах потребительского рынка товаров и услуг;
обеспечение хозяйствующих субъектов и потребителей информационными материалами по вопросам обеспечения соблюдения законодательства о защите прав потребителей в различных сферах деятельности.
Основное мероприятие "Профилактика правонарушений в сфере защиты прав потребителей"
Срок реализации - 2014 - 2020 годы.
Основным направлением в вопросах защиты прав потребителей является создание в городе благоприятных условий для реализации потребителями своих законных прав, а также обеспечение их соблюдения. Наиболее эффективным методом борьбы с правонарушениями на потребительском рынке, в большей степени отвечающим интересам жителей города, является не защита уже нарушенных прав, а их предупреждение и профилактика.
Для достижения положительного эффекта такая работа должна вестись не только с потребителями, но и с производителями, изготовителями, предпринимателями, работающими на потребительском рынке.
Основное мероприятие "Мониторинг качества и безопасности товаров (работ, услуг), реализуемых на потребительском рынке города".
Срок реализации - 2014 - 2020 годы.
Основное мероприятие направленно на обеспечение защиты населения города от недоброкачественных товаров (работ, услуг), в том числе посредством проведения сравнительных исследований и независимых потребительских экспертиз в рамках рассмотрения жалоб потребителей.
В настоящее время значительная часть продукции выпускается по техническим условиям или стандартам организаций.
Вместе с тем, проводимый выборочный анализ выявляет большое количество действующих технических условий (ТУ), либо не содержащих необходимых нормативов государственных стандартов и санитарных норм, либо устанавливающих базовые показатели продукции ниже требований государственных стандартов. Это приводит к снижению качества и безопасности товаров на потребительском рынке.
Более того, наличие таких документов способствует проникновению на рынок опасной продукции. Недобросовестные производители товаров получают конкурентное преимущество за счет выпуска товара, не отвечающего установленным требованиям.
В рамках данного основного мероприятия предусматривается стимулирование повышения качества продукции товаров (работ, услуг), предоставляемых на потребительском рынке города, обеспечение дополнительных гарантий реализации права потребителей на приобретение продукции, соответствующей требованиям технических регламентов, выявление опасных, некачественных, контрафактных товаров, реализуемых на потребительском рынке города, выявление продукции с наилучшими потребительскими свойствами.
Основное мероприятие "Кадровое обеспечение защиты прав потребителей".
Срок реализации - 2014 - 2020 годы.
В рамках данного основного мероприятия предусматривается преодоление правового нигилизма, повышение правовой грамотности в вопросах потребительского законодательства.
Развитие системы подготовки и повышения квалификации кадров, работающих в Консультационном центре защиты прав потребителей Администрации города Таганрога.
Постановлением Администрации г. Таганрога Ростовской области от 18 ноября 2016 г. N 2493 в раздел 4 настоящего приложения внесены изменения
4. Информация по ресурсному обеспечению подпрограммы муниципальной программы
Объем финансового обеспечения подпрограммы 5 в 2014 - 2020 годах составит 3 930,3 тыс. рублей. Финансирование основных мероприятий подпрограммы предусмотрено за счет средств бюджета города Таганрога, в том числе по годам реализации:
в 2014 году - 224,6 тыс. рублей;
в 2015 году - 10,7 тыс. рублей;
в 2016 году - 0,0 тыс. рублей;
в 2017 году - 170,0 тыс. рублей;
в 2018 году - 1115,0 тыс. рублей;
в 2019 году - 1180,0 тыс. рублей;
в 2020 году - 1230,0 тыс. рублей.
Сведения о расходах бюджета города Таганрога на реализацию подпрограммы 5 с разбивкой по основным мероприятиям и годам реализации представлены в Приложении N 10 к муниципальной программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.