Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Общая характеристика текущего состояния обстановки в сфере защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах
1.1. Понятия и термины, используемые в Программе
ПСП - поисково-спасательное подразделение, оснащенное специальной техникой и снаряжением. ПСП находится в постоянной готовности для осуществления поиска и спасения групп населения или отдельных граждан, терпящих бедствие, или попавших в экстремальную обстановку в сложных условиях природной среды, а также для проведения в зонах чрезвычайной ситуации на труднодоступных участках местности или акваториях, либо на крупных инфраструктурных сооружениях аварийно-спасательных работ, требующих применения спасательных приемов и соответствующего снаряжения.
ЕДДС - единая дежурно-диспетчерская служба.
АХОВ - аварийно химически-опасное вещество.
ПВР - пункт временного размещения пострадавшего населения.
ГЗПУ - городской запасной пункт управления.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.
ПОО - (потенциально опасный объект) - объект, на котором используются, производятся, перерабатываются, хранятся, эксплуатируются, транспортируются или уничтожаются радиоактивные, взрывопожароопасные и опасные химические и биологические вещества, а также гидротехнические сооружения, расположенные на территории города и создающие угрозу возникновения чрезвычайной ситуации.
Аварийно-спасательные работы в чрезвычайной ситуации - действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.
1.2. Актуальность настоящей Программы
Актуальность настоящей Программы обусловлена комплексом проблем в осуществлении мероприятий гражданской обороны и обеспечении безопасности населения и территории города от чрезвычайных ситуаций, возникающих вследствие постоянно возрастающей потенциальной опасности факторов различных сфер человеческой деятельности. Это работа устаревшего оборудования и механизмов, увеличение транспортного потока, эксплуатация ветхого и аварийного жилья, объектов соцкультбыта, развитие систем энергетики и технических коммуникаций.
Территория города находится в зоне с неустойчивыми погодно-климатическими условиями, что создает предпосылки возникновения ЧС, связанных с природными явлениями цикличного характера. Природные чрезвычайные ситуации могут сложиться в результате опасных природных явлений: весеннего половодья, паводков, ландшафтных пожаров, сильных ветров, снегопадов, засухи.
На территории города функционирует - 49 предприятий, имеющих опасное производство, в том числе - 4 предприятия заняты эксплуатацией химически опасных веществ, 45 взрывопожароопасных, из них 41 предприятие хранит, транспортирует или использует в своей деятельности нефтепродукты. В зонах воздействия их поражающих факторов проживает более 20% населения города.
В городе ежегодно происходит порядка 180 пожаров, из которых в жилом фонде города до 60%. На пожарах ежегодно гибнет до 20 человек и почти столько же получают травмы. Ежегодные суммы материального ущерба составляют в среднем 15 млн. рублей.
За 2012 год на территории города произошло 188 пожаров, из которых 66,7% пришлось на жилой фонд. В результате пожаров погибло 16 человек и 20 человек травмировано.
Пожарами уничтожено или значительно более 50 строений и квартир, 21 единица автомобильной техники.
Произошло 34 случая загорания сухой растительности, общей площадью 2,68 га., 990 случаев загорания мусора, общей площадью 5,05 га;
Особого внимания требует противопожарное состояние объектов с массовым пребыванием людей в учреждениях образования, здравоохранения, культуры и спорта, особенно это касается наименее защищенной части населения (дети, престарелые и больные люди).
Результаты проводимых проверок противопожарного состояния объектов, находящихся в муниципальной собственности, свидетельствуют о том, что часть данных объектов имеют нарушения норм и правил пожарной безопасности. Проводимые проверки состояния источников наружного противопожарного водоснабжения показывают, что, несмотря на предпринимаемые усилия, неисправными остаются 14% городских пожарных гидрантов. Согласно актам проверки из 362 пожарных гидрантов системы наружного водоснабжения неисправными были признаны 72.
Проблема, касающаяся усиления противопожарной защиты, уменьшения гибели, травматизма людей и размера материальных потерь от пожаров, повышения уровня знаний населения в этой области, по-прежнему остается актуальной. Отсюда вытекает необходимость решения ее программным методом.
Разработка Программы связана с необходимостью реализации мероприятий по повышению противопожарной защиты жилого фонда, муниципального леса на общей площади 1425 га, укреплению материальной базы и необходимостью реализации мероприятий по выполнению требований Федерального закона "О пожарной безопасности".
На территории города расположено значительное количество водоемов, являющихся источниками чрезвычайных ситуаций на водных объектах. Водные объекты, создают угрозу затопления территорий в результате аварий и стихийных бедствий и являются объектами неконтролируемого отдыха горожан на воде в летний период.
Сложным остается положение с гибелью жителей города Шахты на водных объектах городского округа. Лишь в последние годы наметилось улучшение ситуации в этой области в связи с круглосуточным дежурством спасателей на пруду 20 лет РККА. Но этих сил недостаточно, так как дежурный спасатель может осуществлять наблюдение только за акваторией городского пляжа.
В купальный период, ежедневно, силами поисково-спасательного подразделения осуществляется патрулирование шести водоемов (мест несанкционированного купания и отдыха населения), с целью предотвращения несчастных случаев на воде. Размещаются аншлаги, запрещающие купание в неустановленных местах.
Из 6 естественных водоемов только три оборудованы пожарным пирсом.
В целях своевременного и эффективного пожаротушения на территории города Шахты, а также в случае выхода из строя системы централизованного водоснабжения, требуется обустройство мест водозабора на естественных водоемах города. Данные программные мероприятия предполагают оборудование подъездных путей, площадок и пирса на прудах поселков Сидоровка и 20 РККА.
Эффективность ликвидации чрезвычайных ситуаций во многом определяется наличием материальных ресурсов. Достаточность материальных ресурсов позволяет в минимальные сроки локализовать чрезвычайную ситуацию, уменьшить масштабы ее последствий и решить главную задачу - спасти и организовать первоочередное жизнеобеспечение пострадавших. На сегодняшний день все аварийно-спасательное оборудование и инструменты имеют 90% износа и выработали свой ресурс.
Поисково-спасательное подразделение ежегодно совершает более 500 выездов для оказания различных видов помощи населению и по предупреждению ЧС.
Количество таких выездов с каждым годом возрастает:
|
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Количество выездов на различного вида ЧС |
417 |
520 |
573 |
Спасено |
203 |
188 |
297 |
Погибло |
32 |
31 |
37 |
Особую остроту приобрела проблема оперативного и эффективного реагирования на поступающие от граждан вызовы экстренных служб в связи с несоответствием существующей системы реагирования потребностям населения. В городе в 2013 году по единому номеру "112" от граждан поступило более 22 тысяч
обращений по оказанию помощи, что почти в 1,5 раза больше по сравнению с 2011 - 2012 годами. Проблемой, требующей решения, является организация эффективной координации действий межведомственного характера при реагировании на вызовы граждан экстренных служб по единому номеру "112".
Для своевременного обеспечения оповещения населения используются технические средства оповещения (СМИ, Электросирены С-40 и С-28.) При их помощи оповещается 80,4% населения, эту цифру необходимо довести как минимум до 90%.
В случае возникновения крупномасштабной чрезвычайной ситуации из опасных районов потребуется эвакуировать население в пункты временного размещения (далее - ПВР) и организовать первоочередное жизнеобеспечение пострадавших.
По прогнозу предполагаемых угроз чрезвычайных ситуаций на территории города планируется одновременная эвакуация до 100 человек пострадавших.
В муниципальном образовании создано 6 ПВР и не один не оборудован спальными местами, не имеется душевых не оборудованы комнаты матери и ребенка.
Для хранения материального резерва на особый период и случай возникновения чрезвычайных ситуаций необходимо создать запасы материально технических средств, для хранения которых нет оборудованных складских помещений.
Решение перечисленных проблем может быть реализовано только в рамках программных мероприятий. Это будет способствовать повышению безопасности людей, а своевременно проведенные профилактические мероприятия повысят надёжность работы объектов жизнеобеспечения и объектов экономики района, что в свою очередь окупит затраты на реализацию этой Программы.
В качестве базового показателя для анализа реализации муниципальной программы приняты средние показатели за 2011 - 2012 годы.
В соответствии со стратегией социально-экономического развития г. Шахты на период до 2020 года "ДОНБАСС NEXT", утвержденной решением Шахтинской городской думы от 27.09.2012 г. N 296, в рамках муниципальной программы определены приоритеты, которые позволят минимизировать перспективные риски и угрозы развития города, и в конечном итоге обеспечить устойчивое развитие города.
Реализация муниципальной программы в полном объеме позволит:
- снизить риски возникновения чрезвычайных ситуаций, ландшафтных пожаров и происшествий на воде и смягчить их возможные последствия;
- повысить уровень проведения профилактических мероприятий направленных на предотвращение чрезвычайных ситуаций, ландшафтных пожаров и происшествий на воде;
- повысить уровень оперативности реагирования экстренных служб.
Социальная эффективность реализации муниципальной программы будет заключаться в улучшении качества работ по спасанию и оказанию экстренной помощи людям, попавшим в беду, снижению количества погибших в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, пожарах и происшествиях.
Экономическая эффективность реализации муниципальной программы будет заключаться в обеспечении снижения экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожаров и происшествий.
Экологическая эффективность реализации муниципальной программы будет заключаться в снижении масштабов загрязнения природной среды в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожаров и происшествий.
В качестве факторов риска рассматриваются события, условия, тенденции, оказывающие существенное влияние на сроки и результаты реализации Программы, на которые ответственный исполнитель Программы не может оказать непосредственного влияния.
К данным факторам риска отнесены:
- риск возникновения обстоятельств непреодолимой силы, таких как масштабные природные и техногенные катастрофы;
- природный риск, который может проявляться экстремальными климатическими явлениями (аномально жаркое лето, аномально холодная зима);
- риск непредвиденных расходов, связанных с непрогнозируемым ростом цен на рынке продаж или другими непрогнозируемыми событиями.
Первые два риска могут оказать существенное влияние, что приведет к увеличению числа чрезвычайных ситуаций, пожаров, происшествий и количества пострадавших людей.
Риск непредвиденных расходов может оказать существенное влияние на ухудшение показателей, связанных с приобретением новой современной техники и оборудования, и негативно повлиять на сроки и результаты реализации отдельных мероприятий Программы.
В целях минимизации негативного влияния рисков управлять рисками планируется путем внесения в установленном порядке изменений в план реализации муниципальной программы в части перераспределения финансовых средств на выполнение приоритетных мероприятий.
В сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах нормативная правовая база в целом создана.
Финансирование осуществляется за счет средств местного бюджета, в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями на очередной финансовый год в установленном порядке. В течение периода реализации программы объемы финансирования подлежат уточнению.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.