Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Характеристика текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития города Ростова-на-Дону
Итоги 2012 года характеризуются ростом основных показателей социально-экономического развития города Ростова-на-Дону. Отраслями городского хозяйства пройден этап посткризисного восстановления. Основой положительной динамики социально-экономического развития города Ростова-на-Дону является внутренний спрос на товары, работы и услуги, поддерживаемый ростом доходов населения, объемов кредитования. Позитивным изменениям способствовали реализуемые органами местного самоуправления города Ростова-на-Дону меры, направленные на стимулирование экономической активности и экономического роста, улучшение предпринимательского климата, привлечение инвестиций, поддержку инновационного развития, повышение качества муниципального управления.
По результатам 2012 года индекс промышленного производства в городе Ростове-на-Дону составил 105,7% (в 2011 году - 111,9%). Основное влияние на формирование индекса промышленного производства оказали крупнейшие предприятия оборонно-промышленного комплекса, производители электрооборудования, растительных масел, на которых в течение всего 2012 года отмечалось динамичное развитие производственных процессов.
Инвестиционная деятельность предприятий и организаций в 2012 году в целом по городу Ростову-на-Дону характеризовалась увеличением объемов инвестиций в основной капитал по сравнению с 2011 годом. Индекс физического объема инвестиций в основной капитал составил 112,7% к уровню 2011 года.
Индекс физического объема инвестиций в основной капитал по крупным и средним предприятиям в 2012 году составил 112,2% к уровню 2011 года. Крупными и средними предприятиями города освоено 56,2% от общего объема инвестиций.
Основная часть инвестиций направлена на приобретение машин и оборудования (60,9% от общего объема инвестиций). На строительство зданий и сооружений направлено 24,5% объема инвестиций, на жилищное строительство - 13,8%.
Динамично развивается строительный комплекс. По итогам 2012 года на территории города Ростова-на-Дону введено в эксплуатацию 938,4 тыс. кв. метров жилья, что составило 104,8% к уровню 2011 года.
Финансовое положение реального сектора экономики города Ростова-на-Дону является устойчивым.
Сальдированный финансовый результат деятельности организаций в 2012 году в целом по городу Ростову-на-Дону на 12,0% превысил уровень 2011 года. Наиболее весомый вклад в формирование финансового показателя внесли предприятия обрабатывающих производств (48,5% от общего объема). В целом по виду деятельности "обрабатывающие производства" в 2012 году сальдированная прибыль в 1,8 раза выше уровня 2011 года.
На рынке труда сохранились позитивные тенденции. Уровень регистрируемой безработицы в 2012 году снизился на 0,2% и составил 0,4% от численности экономически активного населения города Ростова-на-Дону.
В 2012 году количество граждан, признанных безработными, уменьшилось по сравнению с 2011 годом на 27,8%.
Доля граждан, трудоустроенных при содействии городской службы занятости, составила 78,6% от общего числа граждан, обратившихся за содействием в поиске работы, что на 9% больше, чем в 2011 году.
В 2012 году отмечается рост числа вакансий, заявленных в городскую службу занятости. По состоянию на 01.01.2013 рост числа вакансий, зарегистрированных в общегородском банке данных, по сравнению с аналогичной датой 2012 года составил 12,5%. Средний размер заработной платы в общегородском банке вакансий за 2012 год увеличился на 11,6%.
Основным источником доходов населения по-прежнему является заработная плата. За 2012 год среднемесячная начисленная заработная плата по кругу крупных и средних предприятий города выросла по сравнению с 2011 годом на 15,6%, темп роста реальной заработной платы составил 109,7%.
По состоянию на 01.01.2013 средний размер назначенных ежемесячных пенсий в городе Ростове-на-Дону превысил показатель за 2011 год на 10,4%, в реальном исчислении темп роста величины пенсии составил 103,0% к уровню 2011 года.
Состояние потребительского рынка города в 2012 году характеризуется стабильным ростом оборота розничной торговли, общественного питания и оптовой торговли по отношению к 2011 году.
Влияние на развитие позитивных тенденций на потребительском рынке города оказывала положительная динамика среднемесячной заработной платы и среднедушевых доходов населения, замедление инфляционных процессов, активизация потребительского кредитования.
Оборот розничной торговли по всем каналам реализации за 2012 год превысил уровень 2011 года более чем на 10%. В структуре формирования оборота розничной торговли отмечается тенденция увеличения доли торгующих организаций, осуществляющих свою деятельность в стационарной торговой сети, при снижении удельного веса рыночной и ярмарочной торговли.
По итогам 2012 года темп роста оборота общественного питания составил 112,9% к уровню 2011 года. Основную часть оборота общественного питания города формирует малый бизнес, удельный вес которого составляет 85,6%.
В 2012 году оборот оптовой торговли города Ростова-на-Дону на 7,3% превысил значение показателя оборота за 2011 год.
Позитивным изменениям в экономике способствовали реализуемые в городе меры, направленные на стимулирование экономической активности и экономического роста в сфере создания благоприятных условий для привлечения инвестиций, инновационного развития, развития субъектов малого и среднего предпринимательства, развития туристских ресурсов, защиты прав потребителей.
Развитие инвестиционной и инновационной деятельности
Формирование благоприятного инвестиционного климата является одним из основных направлений стратегического плана социально-экономического развития города Ростова-на-Дону на период до 2025 года.
В условиях жесткой межрегиональной конкуренции за инвестиционные ресурсы на местном уровне важное место занимает работа по повышению инвестиционной привлекательности города. Формирование положительного инвестиционного имиджа является основополагающим фактором повышения конкурентоспособности территории в сфере привлечения инвестиций.
Комплекс мероприятий, направленный на улучшение инвестиционного климата, предполагает содействие реализации на территории города эффективных инвестиционных проектов, что в свою очередь связано с выявлением потенциальных инвесторов, умением заинтересовать их в участии в проектах, организацией взаимодействия различных субъектов инвестиционной деятельности.
Также успех и конкурентоспособность территории определяются уровнем инновационной активности ее субъектов. В настоящее время доля инновационно активных предприятий в городе незначительна и составляет по итогам 2012 года 9,1% по крупным и средним предприятиям. Очевидно, что в сложившихся условиях необходима разработка механизмов управления инновационными процессами.
Развитие малого и среднего предпринимательства
По-прежнему одним из самых динамично развивающихся секторов экономики является малый и средний бизнес, который обеспечивает трудовой занятостью более трети населения города. Значительное влияние малое и среднее предпринимательство оказывает на формирование налогового потенциала города, сегодня доля поступлений составляет более 35% в общем объеме.
Сравнительный анализ основных показателей малого и среднего предпринимательства за последние годы указывает на стабильно положительную динамику, однако в городе сохраняется актуальность формирования благоприятной среды для его развития.
Создание предпосылок для занятия собственным бизнесом и последующая комплексная и системная поддержка являются необходимыми условиями для решения основных проблем, препятствующих развитию малого и среднего предпринимательства в городе.
При этом развитие малого и среднего предпринимательства рассматривается как один из факторов экономического роста, являющимся главным регулятором занятости экономически активного населения и оказывающим положительное влияние на рост денежных доходов населения и его социально-психологическое состояние.
Продолжение последовательной политики в вопросе поддержки и развития малого и среднего предпринимательства является необходимой составляющей для его устойчивого развития и увеличения вклада в экономику города.
Развитие туристских ресурсов
Для города Ростова-на-Дону, в преддверии чемпионата мира по футболу - 2018 (далее - ЧМФ 2018), туристская отрасль становится той возможностью, которая может послужить серьезным толчком для развития экономики города в целом.
Очередной этап развития туризма в Ростове-на-Дону концентрирует ресурсы:
во-первых - на повышении туристского потенциала и рекреационной привлекательности города Ростова-на-Дону за счет пополнения новыми объектами туристской индустрии, создающими благополучную городскую среду,
во-вторых - на формировании имиджевой составляющей политики развития территории города,
в-третьих - на объединении усилий субъектов туриндустрии для грамотного позиционирования потенциала города на российском и международном рынках туристских услуг, в том числе с учетом участия города в ЧМФ 2018.
Реализация данной Программы окажет положительное влияние на:
- создание благоприятных условий для посещения города российскими и иностранными гражданами, в том числе в период проведения игр ЧМФ 2018, тем самым активизирует турпоток на территорию Ростова-на-Дону;
- повышение лояльности ростовчан к родному городу и желание жителей донской столицы привлекать все новых гостей для посещения Ростова;
- деловую активность и предпринимательскую инициативу ростовского бизнес-сообщества в сфере туризма и гостеприимства;
- увеличение притока инвестиций на территорию города не только в туриндустрии, но и в других сферах деятельности.
Косвенными социально-экономическими результатами развития отрасли туризма будут являться увеличение количества вновь создаваемых рабочих мест, налоговых отчислений и средней заработной платы как в организациях индустрии туризма, так и в смежных отраслях.
Создание в городе условий для эффективной защиты прав потребителей
В целях реализации приоритетных направлений в сфере защиты прав потребителей необходима комплексная работа, обеспечивающая меры экономического, организационного характера, направленные на охрану прав и законных интересов потребителей на городском уровне.
Реализация программных мероприятий в этой сфере позволит повысить социальную защищенность граждан, правовую грамотность всех участников потребительского рынка, обеспечить более качественными услугами, товарами, работами, сбалансировать защиту интересов добросовестных производителей.
Мероприятия Программы нацелены на:
- широкомасштабную пропаганду правовых знаний в области защиты прав потребителей среди населения через средства массовой информации, сеть Интернет, посредством издания специальной литературы;
- формирование грамотных участников потребительского рынка товаров, работ, услуг, адаптированных к реальной жизни;
- воспитание у подрастающего поколения навыков потребительской культуры для формирования общества грамотных потребителей.
Реализация Программы в целом усилит социально-экономический эффект, достигнутый за предыдущие годы работы, и в конечном итоге позволит повысить эффективность защиты прав и законных интересов потребителей на территории города Ростова-на-Дону.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.