Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Администрации
города Шахты
02.10.2013 г. N 6250
Методические рекомендации
по разработке и реализации муниципальных программ
1. Общие положения
Методические рекомендации по разработке и реализации муниципальных программ (далее соответственно - Методические рекомендации, программы) определяют требования к разработке проектов программ и подготовке отчетов о ходе их реализации и оценке эффективности.
Понятия, используемые в настоящих Методических рекомендациях, соответствуют определениям, данным в Порядке разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ (далее - Порядок).
Формирование программ осуществляется исходя из принципов:
- долгосрочности целей социально-экономического развития и индикаторов их достижения, учета положений стратегических документов, утвержденных Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Законодательным Собранием Ростовской области, Правительством Ростовской области, городской Думой города Шахты, Администрацией города Шахты;
- установления для программ измеримых результатов их реализации (конечных результатов, то есть характеризуемого количественными и (или) качественными показателями состояния (изменения состояния) социально-экономического развития города Шахты, которое отражает эффект от реализации программы, и непосредственных результатов, то есть характеристики объема и качества реализации мероприятия, направленного на достижение конечного результата реализации программы;
- интеграции регулятивных (правоустанавливающих, правоприменительных и контрольных) и финансовых (бюджетных, налоговых, имущественных, кредитных и иных) мер для достижения целей программ;
- определения отраслевого (функционального) органа, структурного подразделения Администрации, муниципального казенного учреждения, ответственного за реализацию программы (достижение конечных результатов);
- наличия у ответственного исполнителя, соисполнителей и участников реализации программы полномочий и ресурсов, необходимых и достаточных для достижения целей программы;
- проведения оценки результативности и эффективности реализации программ, оценки их вклада в решение вопросов модернизации и инновационного развития экономики с возможностью их корректировки или досрочного прекращения, а также установления ответственности должностных лиц в случае неэффективной реализации программ.
На первоначальном этапе разработки при оценке планируемой эффективности в зависимости от сферы реализации программы может приводиться оценка влияния реализации программы на экономические, демографические, социальные показатели, в том числе оценка дополнительного прироста рабочих мест; ускорения темпов роста производства и роста производительности труда; оценка изменения параметров качества жизни населения; оценка финансово-экономических последствий реализации программы (в том числе оценка динамики поступлений доходов бюджетов бюджетной системы).
Информация об оценке планируемой эффективности программы вносится на рассмотрение Коллегии Администрации города Шахты в объеме не более 10 страниц.
2. Разработка проекта программы
2.1. Структура программы, подпрограммы
Программа имеет следующую структуру:
Паспорт программы.
Текстовую часть программы по следующим разделам:
раздел 1 "Общая характеристика текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития города Шахты";
раздел 2 "Цели, задачи и индикаторы, основные ожидаемые конечные результаты, сроки и этапы реализации пр ограммы";
раздел 3 "Обоснование выделения подпрограмм, обобщенная характеристика основных мероприятий и мероприятий ведомственных целевых программ";
раздел 4 "Информация по ресурсному обеспечению программы";
раздел 5 "Участие муниципального образования "Город Шахты" в государственных программах соответствующего направления";
раздел 6 "Методика оценки эффективности программы";
раздел 7 "Порядок взаимодействия ответственных исполнителей, соисполнителей, участников программы".
Подпрограммы.
Подпрограмма имеет следующую структуру:
Паспорт подпрограммы.
Текстовую часть по следующим разделам:
раздел 1 "Характеристика сферы реализации подпрограммы";
раздел 2 "Цели, задачи и индикаторы, основные ожидаемые конечные результаты, сроки и этапы реализации подпрограммы";
раздел 3 "Характеристика основных мероприятий, мероприятий подпрограммы";
раздел 4 "Информация по ресурсному обеспечению подпрограммы";
раздел 5 "Участие муниципального образования "Город Шахты" в реализации подпрограммы государственной программы соответствующего направления";
Приложения к программе, формируемые согласно приложению к настоящим Методическим рекомендациям (таблицы 1 - 8).
Программа может включать подпрограмму, которая направлена на обеспечение реализации программы.
К подпрограмме, направленной на обеспечение реализации программы, предъявляются требования, аналогичные требованиям к другим подпрограммам, за исключением требований к основным мероприятиям.
В подпрограмме, направленной на обеспечение реализации программы, отражаются цели и задачи, направленные на обеспечение эффективного управления реализацией программы, в том числе на повышение эффективности и результативности бюджетных расходов в сфере реализации программы.
Задачи подпрограммы, направленной на обеспечение реализации программы, могут включать внедрение новых управленческих механизмов в сфере реализации программы (например, переход к предоставлению муниципальных услуг в электронном виде; разработка и внедрение единых нормативных затрат на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) подведомственными учреждениями; модернизация технического оснащения и внедрение информационно-коммуникационных технологий, если результаты такой модернизации будут использоваться для целей нескольких подпрограмм программы и т.д.), информационное обеспечение реализации программы и мониторинг ее реализации.
Задачи подпрограммы, направленной на обеспечение реализации программы, характеризуются количественными индикаторами, отвечающими требованиям пункта 2.5 раздела 2 Порядка.
Для достижения целей (решения задач) подпрограммы, направленной на обеспечение реализации программы, формируются основные мероприятия, в состав которых могут включаться:
- расходы на содержание аппаратов отраслевых (функциональных) органов, структурных подразделений Администрации, муниципальных учреждений;
- расходы на информационное обеспечение, мониторинг и оценку эффективности хода реализации программы в целом;
- расходы на проведение научных исследований и иных работ, результаты которых используются для достижения целей и решения задач.
В состав мер правового регулирования по подпрограмме, направленной на обеспечение реализации программы, включаются меры, направленные на повышение эффективности реализации полномочий органов местного самоуправления и оказание муниципальных услуг в сфере реализации программы, обеспечение эффективного управления реализацией программы.
2.2. Заполнение паспорта программы, подпрограммы
Паспорт программы разрабатывается по форме согласно приложению к Порядку.
Программно-целевые инструменты включают мероприятия ведомственных целевых программ в сфере реализации программы. При отсутствии программно-целевых инструментов в данном пункте необходимо указать слово "отсутствуют".
Цели, задачи и целевые индикаторы, а также этапы и сроки реализации программы указываются в соответствии с требованиями Порядка, а также настоящими Методическими рекомендациями.
Ресурсное обеспечение программы включает средства местного бюджета, а также средства федерального, областного бюджетов и внебюджетных источников.
Объем ассигнований на реализацию программы указывается по программе в целом по годам реализации программы в тысячах рублей с точностью до одного знака после запятой (с применение правил математического округления).
Ожидаемые результаты реализации программы указываются в виде характеристики основных ожидаемых (планируемых) конечных результатов (изменений, отражающих эффект от реализации программы) в сфере реализации программы, сроков их достижения.
Паспорт подпрограммы разрабатывается аналогично паспорту программы, за исключением графы "соисполнитель", которая в паспорте подпрограммы отсутствует.
2.3. Содержание разделов программы и подпрограммы
Раздел 1
В рамках характеристики текущего состояния и прогноза развития сферы реализации программы предусматривается проведение анализа ее действительного состояния, включая выявление основных проблем, прогноз развития сферы реализации программы.
Анализ текущего (действительного) состояния сферы реализации программы должен включать характеристику итогов реализации государственной политики в этой сфере, выявление потенциала развития анализируемой сферы и существующих ограничений в сфере реализации программы, сопоставление существующего состояния анализируемой сферы с состоянием аналогичной сферы в соседних муниципальных образованиях, субъектах Российской Федерации, входящих в состав Южного федерального округа (в случае возможности такого сопоставления).
Характеристика текущего состояния сферы реализации программы должна содержать основные показатели уровня развития соответствующей сферы социально-экономического развития города Шахты, выраженные в числовом значении.
Прогноз развития соответствующей сферы социально-экономического развития города Шахты должен определять тенденции ее развития и планируемые показатели по итогам реализации программы. При формировании прогноза развития сферы реализации программы учитываются параметры прогноза социально-экономического развития города Шахты, стратегические документы в сфере реализации программы и текущее состояние сферы реализации программы.
Приоритеты и цели социально-экономической политики муниципального образования Город Шахты определяются в стратегии и программе социально-экономического развития города Шахты.
Анализ рисков реализации программы и описание мер управления рисками реализации программы предусматривают:
- идентификацию факторов риска по источникам возникновения и характеру влияния на ход и результаты реализации программы;
- качественную и, по возможности, количественную оценку факторов рисков;
- обоснование предложений по мерам управления рисками реализации программы.
В качестве факторов риска рассматриваются события, условия, тенденции, оказывающие существенное влияние на сроки и результаты реализации программы, на которые ответственный исполнитель, соисполнители и участники программы не могут оказать непосредственного влияния. Под существенным влиянием в целях настоящих методических рекомендаций понимается такое влияние, которое приводит к изменению сроков и (или) ожидаемых результатов реализации программы не менее чем на 10% от планового уровня.
В составе обоснования предложений по мерам управления рисками реализации программы приводятся:
- меры правового регулирования, направленные на минимизацию негативного влияния рисков (внешних факторов);
- мероприятия подпрограмм программы, направленные на управление рисками, их своевременное выявление и минимизацию;
- мероприятия по управлению реализацией программы, направленные на своевременное обнаружение, мониторинг и оценку влияния рисков и внешних факторов, а также разработку и реализацию мер по минимизации их негативного влияния на реализацию программы.
Под мерами регулирования понимаются меры налогового, тарифного, кредитного регулирования, а также иные меры регулирования. Характеристика мер регулирования в сфере реализации программы включает обоснование необходимости и оценку результатов их применения (в том числе финансовую).
В состав мер регулирования могут входить меры, направленные на стимулирование деятельности юридических и физических лиц в сфере реализации программы.
При оценке влияния результатов применения мер регулирования могут использоваться:
- данные финансово-экономических обоснований к проектам нормативных правовых актов, содержащих меры регулирования и результаты оценки регулирующего воздействия указанных проектов нормативных правовых актов;
- фактические данные о влиянии аналогичных мер регулирования в сфере реализации программы либо в других секторах экономики, в том числе данные об объемах расходов местного бюджета и объемах выпадающих доходов местного бюджета в связи с применением мер регулирования;
- результаты оценки регулирующего воздействия аналогичных актов, разработанных (разрабатываемых) в сфере реализации программы либо в иных секторах экономики;
- оценки (в том числе экспертные оценки) последствий реализации предлагаемых мер регулирования.
Для мер правового регулирования в сфере реализации подпрограммы приводятся обоснование изменений правового регулирования в сфере реализации программы (если таковые планируются), их основные положения и ожидаемые сроки принятия необходимых нормативных правовых актов с оценкой их регулирующего воздействия (если такая оценка предусмотрена законодательством Российской Федерации, Ростовской области).
Проводится анализ необходимости и достаточности изменений правового регулирования в сфере реализации программы, в том числе для привлечения частных инвестиций в сферу ее реализации, для достижения ее целей и решения ее задач.
Меры правового регулирования приводятся согласно приложению к настоящим методическим рекомендациям (таблица 3).
Раздел 2
Цели программы должны соответствовать приоритетам и целям муниципальной политики в соответствующей сфере социально-экономического развития города, отраженных в программе социально-экономического развития и определять конечные результаты реализации программы.
Цель должна обладать следующими свойствами:
- специфичность (цель должна соответствовать сфере реализации программы);
- конкретность (не допускаются размытые (нечеткие) формулировки, допускающие произвольное или неоднозначное толкование);
- измеримость (достижение цели можно проверить);
- достижимость (цель должна быть достижима за период реализации программы);
- релевантность (соответствие формулировки цели ожидаемым конечным результатам реализации программы).
Формулировка цели должна быть краткой и ясной и не должна содержать специальных терминов, указаний на иные цели, задачи или результаты, которые являются следствиями достижения самой цели, а также описания путей, средств и методов достижения цели.
Достижение цели обеспечивается за счет решения задач программы. Задача программы определяет результат реализации совокупности взаимосвязанных мероприятий или вопросов местного значения в рамках достижения цели реализации программы.
Сформулированные задачи должны быть необходимы и достаточны для достижения соответствующей цели.
При постановке целей и задач необходимо обеспечить возможность проверки и подтверждения их достижения или решения. Для этого необходимо сформировать индикаторы, характеризующие достижение целей, и показатели, характеризующие решение задач.
Информация о составе и значениях индикаторов приводится согласно приложению к настоящим Методическим рекомендациям (таблица 1).
Используемые индикаторы должны соответствовать следующим требованиям:
- адекватность (индикатор должен очевидным образом характеризовать прогресс в достижении цели или решении задачи и охватывать все существенные аспекты достижения цели или решения задачи подпрограммы);
- точность (погрешности измерения не должны приводить к искаженному представлению о результатах реализации подпрограммы);
- объективность (не допускается использование индикаторов, улучшение отчетных значений которых возможно при ухудшении реального положения дел; используемые индикаторы должны в наименьшей степени создавать стимулы для исполнителей подпрограммы, подведомственных им организаций к искажению результатов реализации подпрограммы);
- достоверность (способ сбора и обработки исходной информации должен допускать возможность проверки точности полученных данных в процессе независимого мониторинга и оценки подпрограммы);
- однозначность (определение индикатора должно обеспечивать одинаковое понимание существа измеряемой характеристики, как специалистами, так и конечными потребителями услуг, включая индивидуальных потребителей, для чего следует избегать излишне сложных индикаторов и индикаторов, не имеющих четкого, общепринятого определения и единиц измерения);
- экономичность (получение отчетных данных должно проводиться с минимально возможными затратами; применяемые индикаторы должны в максимальной степени основываться на уже существующих процедурах сбора информации);
- сопоставимость (выбор индикаторов следует осуществлять исходя из необходимости непрерывного накопления данных и обеспечения их сопоставимости за отдельные периоды с индикаторами, используемыми для оценки прогресса в реализации сходных (смежных) подпрограмм, а также с индикаторами, используемыми в международной практике);
- своевременность и регулярность (отчетные данные должны поступать со строго определенной периодичностью и с незначительным временным лагом между моментом сбора информации и сроком ее использования (для использования в целях мониторинга отчетные данные должны предоставляться не реже 1 раза в год).
В число используемых индикаторов должны включаться индикаторы, характеризующие конечные общественно значимые результаты, непосредственные результаты и уровень удовлетворенности потребителей оказываемыми (финансируемыми) исполнителями муниципальными услугами (работами), их объемом и качеством.
Индикаторы подпрограмм должны быть увязаны с индикаторами, характеризующими достижение целей и решение задач программы.
Индикаторы должны иметь запланированные по годам количественные значения, измеряемые или рассчитываемые по утвержденным методикам в соответствии с требованиями пункта 2.5 раздела 2 Порядка.
Если индикатор определяется исходя из данных государственного (федерального, регионального) статистического наблюдения по муниципальному образованию "Город Шахты", необходимо дать ссылку на соответствующий пункт (пункты) (федерального, регионального) плана статистических работ, и указать субъект официального статистического учета, обеспечивающий выполнение работ по формированию официальной статистической информации по данному индикатору, а также реквизиты нормативного правового акта, которым утверждены формы отчетности, используемые при формировании статистического показателя. Указанная информация представляется согласно приложению к настоящим Методическим рекомендациям (таблица 7).
Если индикатор не входит в состав данных официальной статистики, то в составе программы приводится методика расчета целевых индикаторов программы согласно приложению к настоящим Методическим рекомендациям (таблица 7а).
Предлагаемый индикатор должен являться количественной характеристикой результата достижения цели (решения задачи) программы.
В качестве наименования индикатора используется лаконичное и понятное наименование, отражающее основную суть наблюдаемого явления.
Единица измерения индикатора выбирается из общероссийского классификатора единиц измерения (ОКЕИ) (утвержден Комитетом РФ по стандартизации, метрологии и сертификации от 01.01.1996 г.).
Для индикатора указываются периодичность (годовая, квартальная, месячная и т.д.).
Алгоритм формирования индикатора представляет собой методику количественного (формульного) исчисления индикатора и необходимые пояснения к ней. Если в методике расчета индикатора используются иные индикаторы (далее - базовые индикаторы), необходимо привести их описание. Базовым считается индикатор, с которым непосредственно связан источник его определения. При этом общепринятые статистические показатели (ВРП, объем промышленного производства, численность населения и др.) рассматриваются в данном описании как базовые.
При описании ожидаемых конечных результатов реализации программы необходимо дать развернутую характеристику планируемых изменений (конечных результатов) в сфере реализации программы. Такая характеристика должна включать обоснование изменения состояния сферы реализации программы.
На основе последовательности решения задач программы определяются этапы ее реализации. Для каждого из этапов необходимо определить промежуточные результаты реализации программы.
Раздел 3
В качестве обоснования выделения подпрограмм может использоваться, в том числе обоснование вклада подпрограммы в достижение целей программы.
Информация об основных мероприятиях и мероприятиях ведомственных целевых программ подпрограмм отражается согласно приложению к настоящим Методическим рекомендациям (таблица 2).
Состав основных мероприятий и мероприятий ведомственных целевых программ должен быть необходимым и достаточным для достижения целей и решения задач подпрограммы.
При формировании состава основных мероприятий и мероприятий ведомственных целевых программ учитывается возможность выделения контрольных событий программы (включаемых в план реализации программы), позволяющих оценить промежуточные или окончательные результаты выполнения основных мероприятий и мероприятий ведомственных целевых программ в течение года.
Масштаб основного мероприятия должен обеспечивать возможность контроля за ходом выполнения программы, но не усложнять систему контроля и отчетности. Наименования основных мероприятий не могут дублировать наименования целей и задач подпрограммы.
В рамках одного основного мероприятия могут объединяться однотипные по характеру мероприятия. Основные мероприятия должны группироваться по следующим направлениям расходов:
- обеспечение выполнения функций отраслевых (функциональных) органов, структурных подразделений Администрации города Шахты и обеспечение деятельности муниципальных учреждений;
- социальное обеспечение, оказание мер социальной поддержки, в том числе исполнение публичных нормативных обязательств за счет средств областного бюджета;
- обеспечение мероприятий;
- социальное обеспечение, оказание мер социальной поддержки, в том числе исполнение публичных нормативных обязательств за счет средств федерального бюджета;
- осуществление бюджетных инвестиций;
- отражение расходов местного бюджета за счет целевых федеральных, областных межбюджетных трансфертов;
- предоставление субсидий юридическим лицам, не являющимися муниципальными учреждениями, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, а также некоммерческим организациям, не являющимся муниципальными учреждениями;
- программные и непрограммные направления расходов, если их отражение не предусмотрено по обособленным направлениям расходов.
Основное мероприятие, мероприятие ведомственной целевой программы должны быть направлены на решение конкретной задачи подпрограммы. На решение одной задачи может быть направлено несколько основных мероприятий. Не допускается формирование основных мероприятий, реализация которых направлена на достижение более чем одной цели подпрограммы (за исключением основных мероприятий, направленных на нормативно-правовое и научно-методическое (аналитическое) обеспечение реализации подпрограммы).
Если в рамках реализации программы муниципальными учреждениями предусматривается оказание муниципальных услуг юридическим и (или) физическим лицам, в программе должен быть приведен прогноз сводных показателей муниципальных заданий по этапам реализации подпрограммы. Информация о сводных значениях показателей муниципальных заданий отражается согласно приложению к настоящим Методическим рекомендациям (таблица 4).
Указанные показатели могут включаться в состав индикаторов подпрограммы как индикаторы непосредственных результатов.
В случае включения в программу объектов строительства, реконструкции, капитального ремонта, находящихся в муниципальной собственности города, в состав программы включается перечень инвестиционных проектов (объекты строительства, реконструкции, капитального ремонта, находящиеся в муниципальной собственности города) в соответствии с приложением к настоящим Методическим рекомендациям (таблица 8).
Указанный перечень на очередной год формируется при условии наличия проектной (сметной) документации и положительного заключения государственной (негосударственной) экспертизы, по долгосрочным контрактам - в соответствии с графиком производства работ.
Раздел 4
Информация о расходах местного бюджета на реализацию программы представляется согласно приложению к настоящим Методическим указаниям (таблица 5).
Объем финансового обеспечения реализации программы за счет средств местного бюджета на период после планового периода указывается по годам реализации и подлежит уточнению после утверждения Бюджетной стратегии до 2030 года.
Расходы на дорожное хозяйство в части неиспользованных остатков бюджетных ассигнований дорожного фонда Ростовской области отражаются в программах с учетом особенностей, предусмотренных действующим законодательством.
В составе обоснования финансового обеспечения реализации программы приводятся ссылки на параметры формирования объемов финансового обеспечения, а также пояснения по определению приоритетов при распределении бюджетных ассигнований между подпрограммами, ведомственными целевыми программами и основными мероприятиями.
Программа должна содержать информацию о расходах местного, областного, федерального бюджетов и внебюджетных источников на реализацию программных мероприятий, согласно приложению к настоящим Методическим рекомендациям (таблица 6).
Кроме того, в данном разделе необходимо указать государственную программу Российской Федерации, федеральную целевую программу, государственную программу Ростовской области, в рамках которой выделяются средства федерального, областного бюджетов.
Средства, выделяемые из государственных внебюджетных фондов, необходимо отражать во внебюджетных источниках.
Расходы на содержание отраслевых (функциональных) органов Администрации города Шахты, муниципальных казенных учреждениях, являющихся ответственными исполнителями одной программы, включаются в программу, в которой данный орган является ответственным исполнителем.
В случае если данный орган является ответственным исполнителем двух и более программ, расходы на его содержание включаются только в одну программу.
У отраслевых (функциональных) органов Администрации города Шахты, муниципальных казенных учреждениях, не являющихся ответственными исполнителями программ, расходы на его содержание могут отражаться в программе, в которой отражаются мероприятия данного органа в установленной сфере деятельности.
Раздел 5
В данном разделе отображается информация об участии муниципального образования в реализации государственных программ, цели которых близки целям муниципальной программы. При этом необходимо указать наиболее полную информацию, основываясь на соответствующей государственной программе:
- сведения об индикаторах (источник данных таблица 1а в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке и реализации государственных программ Ростовской области);
- объем субсидий с разбивкой по годам и источникам финансирования (источник данных таблица 8 в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке и реализации государственных программ Ростовской области);
- перечень инвестиционных проектов (объектов капитального строительства, реконструкции, капитального ремонта), находящихся в государственной собственности Ростовской области (источник данных таблица 10 в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке и реализации государственных программ Ростовской области).
Разработка данного раздела позволит скорректировать перечень программных мероприятий для достижения мультипликативного эффекта при реализации и государственной и муниципальной программ, имеющих схожие цели.
Раздел 6
Методика оценки эффективности программы представляет собой алгоритм оценки фактической эффективности в процессе и по итогам реализации программы и должна быть основана на оценке результативности программы с учетом объема ресурсов, направленных на ее реализацию, а также реализовавшихся рисков и социально-экономических эффектов, оказывающих влияние на изменение соответствующей сферы социально-экономического развития города.
Методика оценки эффективности программы учитывает необходимость проведения оценок:
- степени достижения целей и решения задач подпрограмм и программы в целом;
- степени соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования средств местного бюджета;
- степени реализации основных мероприятий и мероприятий ведомственных целевых программ (достижения ожидаемых непосредственных результатов их реализации).
В рамках методики оценки эффективности программы может предусматриваться алгоритм установления пороговых значений целевых индикаторов программы. Превышение (недостижение) таких пороговых значений свидетельствует об эффективной (неэффективной) реализации программы.
Методика оценки эффективности программы предусматривает возможность проведения оценки эффективности программы в течение реализации программы не реже чем один раз в год.
Раздел 7
Порядок взаимодействия ответственных исполнителей, соисполнителей, участников программы по вопросам разработки, реализации и оценки эффективности программ определяет ответственный исполнитель программы.
Разделы подпрограммы заполняются аналогично разделам программы в целом.
3. План реализации программы
3.1. Разработка плана реализации программы
План реализации программы (далее - план реализации) разрабатывается на очередной финансовый год и содержит перечень значимых контрольных событий программы с указанием их сроков и ожидаемых результатов согласно приложению к настоящим Методическим рекомендациям (таблица 9).
В плане реализации отражаются:
- контрольные события программы, оказывающие существенное влияние на сроки и результаты реализации программы, с указанием их сроков и ожидаемых результатов, позволяющих определить наступление контрольного события программы;
- фамилии и должности должностных лиц ответственного исполнителя, соисполнителя и (или) участника реализации программы, ответственных за контрольные события программы;
- данные об объемах расходов на реализацию основных мероприятий и мероприятий ведомственных целевых программ.
Контрольные события программы по возможности выделяются по всем основным мероприятиям, мероприятиям ведомственных целевых программ, за исключением случаев, когда основное мероприятие программы носит длящийся характер, т.е. не имеет сроков начала и конца реализации, а также выраженного конечного результата его реализации.
Основными характеристиками контрольных событий программы являются:
- общественная, в том числе социально-экономическая, значимость (важность) для достижения результата основного мероприятия, ведомственной целевой программы и решения соответствующих задач подпрограммы;
- нулевая длительность, т.е. событие имеет сиюминутный характер;
- возможность однозначной оценки достижения (0% или 100%), по возможности документальное подтверждение результата.
3.2. Подготовка отчетов об исполнении планов реализации
Ответственный исполнитель программы подготавливает отчеты об исполнении плана реализации (с учетом информации, представленной соисполнителями и участниками программы) и вносит их на рассмотрение Коллегией Администрации города Шахты, по форме согласно приложению к настоящим Методическим рекомендациям (таблица 10) в порядке и сроки, установленные Порядком.
Оперативный контроль за реализацией программ ориентирован на раннее предупреждение возникновения проблем и отклонений хода реализации программы от запланированного.
Объектом контроля является наступление контрольных событий программы в установленные сроки, сведения о кассовом исполнении и объемах заключенных муниципальных контрактов по программе на отчетную дату.
В качестве формулировок таких контрольных событий реализации программы рекомендуется использовать следующие:
- нормативный правовой акт утвержден;
- объект капитального строительства (реконструкции) введен в эксплуатацию;
- система разработана и введена в эксплуатацию и т.д.
4. Подготовка отчета о реализации программы за год
Отчет о реализации программы за год (далее - годовой отчет) формируется ответственным исполнителем с учетом информации, полученной от соисполнителей и участников программы, согласовывается и вносится на рассмотрение в Администрацию города Шахты (в форме проекта постановления об его утверждении) в порядке и сроки, установленные Порядком.
Годовой отчет имеет следующую структуру:
- конкретные результаты реализации программы, достигнутые за отчетный год;
- результаты реализации основных мероприятий и мероприятий ведомственных целевых программ в разрезе подпрограмм;
- результаты реализации мер государственного и правового регулирования;
- результаты использования бюджетных ассигнований и внебюджетных средств на реализацию мероприятий программы;
- сведения о достижении значений индикаторов программы;
- информация о внесенных ответственным исполнителем изменениях в программу;
- предложения по дальнейшей реализации программы.
При описании конкретных результатов реализации программы, достигнутых за отчетный год, следует привести:
- основные результаты, достигнутые в отчетном году;
- характеристику вклада основных результатов в решение задач и достижение целей программы;
- сведения о достижении значений индикаторов программы, подпрограмм за год (указываются согласно приложению к настоящим Методическим рекомендациям (таблица 11), с обоснованием отклонений по индикаторам, плановые значения по которым не достигнуты);
- запланированные, но недостигнутые результаты с указанием нереализованных или реализованных не в полной мере основных мероприятий и мероприятий ведомственных целевых программ (в том числе ключевых мероприятий);
- анализ факторов, повлиявших на ход реализации программы;
- анализ фактических и вероятных последствий влияния указанных факторов на основные параметры программы;
- результаты оценки эффективности реализации программы в отчетном году.
Описание результатов реализации основных мероприятий подпрограмм, мероприятий ведомственных целевых программ, реализация которых предусмотрена в отчетом периоде, включает:
- описание результатов реализации основных мероприятий подпрограмм, мероприятий ведомственных целевых программ в отчетном году (в том числе контрольных событий);
- перечень нереализованных или реализованных частично основных мероприятий подпрограмм, мероприятий ведомственных целевых программ (из числа предусмотренных к реализации в отчетном году) с указанием причин их реализации не в полном объеме;
- анализ факторов, повлиявших на их реализацию;
- анализ последствий нереализации основных мероприятий подпрограмм, мероприятий ведомственных целевых программ на реализацию программы.
К описанию результатов реализации основных мероприятий подпрограмм, мероприятий ведомственных целевых программ в отчетном году прилагается информация согласно приложению к настоящим Методическим рекомендациям (таблица 12).
В составе результатов реализации мер государственного и правового регулирования представляются сведения о:
- запланированных и фактически реализованных мерах государственного и правового регулирования;
- мерах государственного и правового регулирования, предлагаемых к реализации в текущем году и плановом периоде.
Указанная информация приводится согласно приложению к настоящим Методическим рекомендациям (таблица 13).
При представлении сведений об использовании бюджетных ассигнований и внебюджетных средств на реализацию программы данные о расходах федерального, областного, местного бюджетов, внебюджетных источников представляются в составе годового отчета согласно приложению к настоящим Методическим рекомендациям (таблица 14).
Информация об изменениях, внесенных ответственным исполнителем в программу, должна содержать перечень изменений, внесенных ответственным исполнителем в программу, их обоснование и реквизиты соответствующих нормативно-правовых актов.
В случае отклонений от плановой динамики реализации программы или воздействия факторов риска, оказывающих негативное влияние на основные параметры программы, в годовой отчет включаются предложения по дальнейшей реализации программы, в том числе по оптимизации бюджетных расходов на реализацию основных мероприятий программы и корректировке целевых индикаторов реализации программы на текущий финансовый год и плановый период и их обоснование.
5. Управление, контроль реализации и оценка эффективности программы
Управление и контроль реализации программы должны соответствовать требованиям раздела 5 Порядка.
Основные мероприятия и мероприятия ведомственных целевых программ реализуются в соответствии со сроками, установленными программой. Изменение сроков и объема средств, предусмотренных на реализацию основных мероприятий и мероприятий ведомственных целевых программ, влияющие на реализацию основных параметров программы (подпрограммы), требует корректировки программы (подпрограммы).
Оценка эффективности реализации программы осуществляется на основе методики оценки ее эффективности, утверждаемой в составе программы непосредственно.
Оценка эффективности программ осуществляется в целях достижения оптимального соотношения связанных с их реализацией затрат и достигаемых в ходе реализации результатов, а также обеспечения принципов бюджетной системы Российской Федерации: результативности и эффективности использования бюджетных средств; прозрачности (открытости); достоверности бюджета; адресности и целевого характера бюджетных средств.
Оценка эффективности реализации программы должна содержать общую оценку вклада программы в социально-экономическое развитие города, области.
Оценка вклада программы в социально-экономическое развитие города, области производится по следующим направлениям:
- оценка достижения запланированных результатов (в том числе социальная и экономическая эффективность);
- оценка бюджетной эффективности.
В ходе проведения оценки достижения запланированных результатов программы за год (за весь период реализации программы) фактически достигнутые значения индикаторов сопоставляются с их плановыми значениями.
В случае выявления отклонений фактических результатов в отчетном году от запланированных на этот год необходимо с указанием нереализованных или реализованных не в полной мере основных мероприятий и мероприятий ведомственных целевых программ в составе подпрограмм представлять обоснование причин:
- отклонения достигнутых в отчетном периоде значений индикаторов от плановых, а также изменений в этой связи плановых значений индикаторов на предстоящий период;
- значительного недовыполнения одних индикаторов в сочетании с перевыполнением других или значительного перевыполнения по большинству плановых индикаторов в отчетном периоде.
При оценке бюджетной эффективности реализации программ следует исходить из следующего основного принципа: при реализации программ ответственные исполнители в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного программой объема средств.
Сведения об оценке бюджетной эффективности представляются в составе годового отчета согласно приложению к настоящим Методическим рекомендациям (таблицы 15 - 21).
Руководитель аппарата Администрации |
В.В. Чередниченко |
<< Назад |
Приложение >> Приложение |
|
Содержание Постановление Администрации г. Шахты Ростовской области от 2 октября 2013 г. N 6250 "Об утверждении методических рекомендаций... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.