Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 10.1. Характеристика сферы реализации подпрограммы
Основой преобразований в жилищном хозяйстве является реорганизация системы управления отраслью, основанная на принципах сокращения степени участия государства и муниципальных образований в управлении жилищным фондом и активного привлечения граждан к управлению своей собственностью в жилищной сфере.
В целях реализации положений Жилищного кодекса Российской Федерации, об управлении многоквартирными жилыми домами, направленных на обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме, решения вопросов пользования указанным имуществом, предоставления коммунальных услуг гражданам, на территории Ростовской области должны быть приняты меры по стимулированию реформы управления многоквартирными жилыми домами.
Собственники помещений в многоквартирных жилых домах должны выбрать и реализовать один из следующих способов управления:
- управление управляющей организацией;
- управление ТСЖ, ЖСК либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
- непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном жилом доме.
На 1 января 2016 года в 2409 многоквартирных жилых домах выбран способ управления, в том числе: 1520 -непосредственный способ управления, 124 -управление ТСЖ, ЖСК либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, 765 -управление управляющей организацией.
Наиболее значимыми препятствиями при реализации способа управления многоквартирными жилыми домами являются:
- неудовлетворительное техническое состояние многоквартирных жилых домов в связи с длительным невыполнением необходимых ремонтов;
- изношенность дорогостоящего оборудования, установленного в многоквартирных жилых домах.
В соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации собственники помещений в многоквартирных жилых домах, помимо прав и обязанностей в отношении помещений в таких домах, несут обязанности по поддержанию в надлежащем состоянии общего имущества, в том числе по осуществлению текущего и капитального ремонтов многоквартирных жилых домов.
Начиная с 2009 года предоставление средств областного бюджета на капитальный ремонт многоквартирных жилых домов осуществляется в зависимости от выполнения городом Шахты условий реформирования ЖКХ, в числе которых - увеличение количества многоквартирных жилых домов, управляемых ТСЖ и управляющими организациями. От стимулирования выбора способа управления в многоквартирных жилых домах осуществлен переход к стимулированию качественных преобразований в жилищно-коммунальном хозяйстве. Это позволило сформировать конкурентный рынок управления многоквартирными жилыми домами, укрепить позиции коммерческих организаций коммунального комплекса, основанные на праве частной собственности.
В период с 01.01.2012 года по 31.12.2014 года в городе Шахты на капитальный ремонт многоквартирных жилых домов затрачено 183 984,154 тыс. рубля, в том числе по источникам финансирования:
средства областного бюджета -144 584,593 тыс. рубль;
средства местного бюджета -25 916,262 тыс. рублей;
средства софинансирования собственников помещений -13 483,299 тыс. рубля.
В целях поддержания эксплуатационного ресурса жилищного фонда, рационального использования бюджетных средств в условиях ограниченного финансирования, в региональную программу капитального ремонта включались многоквартирные жилые дома с физическим износом от 30 до 70 процентов (с 2011 г. - 50-70 процентов).
Выполненных мероприятий по капитальному ремонту инженерных систем, крыш, фасадов, подвальных помещений, подъездов, несущих конструкций, укреплению оснований фундаментов недостаточно для доведения технического состояния жилищного фонда на территории города Шахты до нормативного уровня.
В связи с высокой стоимостью капитального ремонта многоквартирных жилых домов требуется продолжить оказание государственной поддержки для его проведения с привлечением средств собственников помещений в многоквартирных жилых домах.
Меры государственной поддержки проведения капитального ремонта многоквартирных домов предоставляются при условии выбора собственниками помещений в многоквартирных домах одного из следующих способов управления:
- управление управляющими организациями;
- управление ТСЖ, либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
Меры государственной поддержки в рамках реализации данного мероприятия Программы предоставляются при условиях:
- оплаты за счет средств ТСЖ, ЖСК, жилищных или иных специализированных потребительских кооперативов, либо собственников помещений в многоквартирных жилых домах, доли софинансирования капитального ремонта;
- оплаты за счет средств местных бюджетов доли участия муниципальных образований, как собственников помещений в многоквартирных жилых домах в софинансировании капитального ремонта.
Размер софинансирования капитального ремонта общего имущества многоквартирного жилого дома за счет средств ТСЖ, ЖСК, жилищных или иных специализированных потребительских кооперативов либо собственников помещений в многоквартирном жилом доме должен составлять не менее 15 процентов стоимости капитального ремонта общего имущества многоквартирного жилого дома, согласно государственной программы Ростовской области "Обеспечение качественными жилищно-коммунальными услугами населения Ростовской области", утвержденной постановлением Правительства Ростовской области от 25.09.2013 г. N 603.
Предоставление субсидий управляющим организациям, ТСЖ, ЖСК либо жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам на проведение капитального ремонта и (или) изготовление проектно-сметной документации многоквартирных жилых домов, проведение энергетических обследований многоквартирных жилых домов осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством.
Порядок предоставления и расходования средств областного бюджета, местного бюджета на мероприятия, связанные с проведением капитального ремонта многоквартирных жилых домов, устанавливается нормативным правовым актом Администрации города Шахты.
Средства областного и местного бюджетов имеют целевое назначение и не могут быть использованы органами местного самоуправления, управляющими организациями, ТСЖ, ЖСК,
Капитальному ремонту подлежит общее имущество многоквартирного жилого дома. Состав общего имущества в многоквартирном жилом доме, подлежащем капитальному ремонту, определяется общим собранием собственников многоквартирного жилого дома в соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность".
Капитальному ремонту не подлежат дома со степенью износа свыше 70 процентов, а также многоквартирные жилые дома, относящиеся к категории непригодных для проживания (аварийных, подлежащих сносу или реконструкции).
С каждым годом обостряется проблема безопасной эксплуатации лифтов. Действующее законодательство, в том числе Технический регламент о безопасности лифтов, утвержденный Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", исходит из принципа недопущения эксплуатации лифтов, отработавших нормативный срок службы.
В жилищном фонде города Шахты насчитывается 110 лифтов. Анализ технического состояния лифтового оборудования в многоквартирных домах показал, что на 01.01.2016 г. 5 лифтов нуждаются в замене, которые отработали установленный срок службы. Значительная часть лифтов не соответствует требованиям безопасности, ресурсосбережения, пожарозащищенности, не обеспечивает доступность пользования для маломобильных групп граждан, нуждается в модернизации или замене.
По итогам 2007 -2015 годов в рамках реализации мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов произведена заменена 86 лифтов.
Лифт - предмет повседневного пользования, неотъемлемая часть современного быта, инструмент, обеспечивающий комфортность проживания граждан. В связи с высокой стоимостью замены и модернизации лифтов необходимо предусмотреть меры государственной поддержки по данному направлению.
Замена и модернизаций лифтов, отработавших нормативный срок службы, производится в целях:
обеспечения безопасной, эффективной и бесперебойной эксплуатации лифтов в многоквартирных домах;
внедрения ресурсосберегающих технологий;
внедрения современных систем диспетчерского контроля работы лифтов.
Анализ технического состояния лифтов осуществляется специализированной организацией, обеспечивающей его техническое обслуживание. При достижении предельных нормативных сроков работы оборудования, а также в случаях увеличения количества сбоев в работе лифтов указанная организация вносит предложение организации, управляющей многоквартирным домом, о его замене и, в случае необходимости, модернизации.
В Ростовской области формируется региональная система капитального ремонта многоквартирных домов. Принят Областной закон от 11.06.2013 N 1101-ЗС "О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах на территории Ростовской области".
Постановлениями Правительства Ростовской области установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также определены вопросы создания и деятельности регионального оператора в Ростовской области -некоммерческой организации "Ростовский областной фонд содействия капитальному ремонту".
Финансирование капитального ремонта будет осуществляться за счет ежемесячных взносов собственников помещений в многоквартирных домах в соответствии с региональной программой капитального ремонта. Взносы на капитальный ремонт в отношении помещений, находящихся в областной собственности, оплачиваются за счет средств областного бюджета.
Одновременно с этим в 2014 году было предусмотрено сохранение прежнего порядка организации капитального ремонта, при котором его финансирование осуществляется преимущественно за счет мер государственной поддержки с долевым участием собственников помещений в многоквартирном доме.
В связи с высокой стоимостью капитального ремонта многоквартирных домов необходимо продолжить предоставление мер государственной поддержки для его проведения в соответствии с указанным областным законом.
В целях реализации положений ЖК РФ об управлении многоквартирными домами, направленных на обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, решения вопросов пользования указанным имуществом, на территории Ростовской области должны быть приняты меры по стимулированию реформы управления многоквартирными домами.
Процесс реформирования жилищного хозяйства продолжается в условиях динамично развивающегося законодательства. По-прежнему актуальным являются улучшение технического состояния жилья, стабилизация рынка управления многоквартирными жилыми домами, развитие общественной инициативы в сфере управления жильем. Немаловажное значение имеет формирование активного собственника жилья, осознающего свою ответственность за состояние жилья и владеющего знаниями, необходимыми для успешной реализации жилищных прав.
Настоящая подпрограмма, устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки на проведение капитального ремонта многоквартирных жилых домов путем решения основных целей и направлений для создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан совместно с повышением качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.