Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Общая характеристика текущего состояния сферы охраны окружающей среды, экологической безопасности и рационального природопользования города Новочеркасска
В соответствии с Экологической доктриной Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.08.2002 N 1225-р, стратегической целью государственной политики в области экологии является сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны.
Город Новочеркасск - один из наиболее крупных индустриальных центров Ростовской области с преобладанием энергетической, машиностроительной, металлургической и строительной промышленности. Обратной стороной высокого уровня развития промышленности является усиление негативного воздействия на окружающую среду. Основные промышленные предприятия размещены в северной части города.
Экологические проблемы города типичны для многих городов Ростовской области и регионов России: высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха, особенно в бывшем Промышленном районе города, нерешённые проблемы сбора и утилизации ртутьсодержащих отходов от населения, негативное воздействие на совокупность компонентов природной среды мест размещения отходов, загрязнение водных объектов неочищенными и недостаточно очищенными сточными водами, необеспеченность зелёными насаждениями.
Исходя из анализа ежеквартальных расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду основными загрязнителями окружающей среды города являются:
филиал ОАО "ОГК-2" - НчГРЭС, выбросы загрязняющих веществ в атмосферу которого составляют более 90% общего валового выброса всех промышленных предприятий города;
ОАО "ЭПМ-НЭЗ";
ООО "ПК "НЭВЗ";
ООО "Экоград".
Одной из наиболее серьёзных экологических проблем в городе (особенно в бывшем Промышленном районе) является загрязнение атмосферного воздуха. Анализ состояния атмосферного воздуха за последние годы выявил неуклонный рост объёма выбросов загрязняющих веществ. Ежегодно увеличивается количество автотранспорта, и в настоящее время он является крупнейшим загрязнителем окружающей среды.
Недостаточное озеленение территории города и санитарно-защитных зон промышленных предприятий способствуют повышению уровня загрязнения приземных слоев атмосферы.
Анализ материалов состояния водных объектов в черте города, а именно рек Грушевка, Тузлов, протоки Аксай, подтверждает наличие неблагоприятной экологической ситуации на значительной акватории водотоков на территории города.
Водоотведение сточных вод города осуществляется по 16 выпускам четырьмя предприятиями-водопользователями. Из них 80% поступают в реки Грушевка и Тузлов. Водоотведение сточных вод промышленных предприятий осуществляется в основном после их очистки на очистных сооружениях канализации (далее - ОСК). Однако, из-за изменения объемов и качества сточных вод, поступающих на ОСК, неэффективной работы некоторых ОСК имеют место случаи сброса недостаточно очищенных сточных вод в водотоки города.
Неблагоприятная ситуация в городе сложилась с утилизацией и размещением отходов производства и потребления. Ежегодно в городе образуется более одного миллиона тонн отходов производства и потребления. Из общего объема образования отходов полезно используется только около 15%. Оставшиеся неиспользуемые отходы размещаются в местах организованного хранения и захоронения. Огромную массу образующихся отходов составляют золошлаковые отходы филиала ОАО "ОГК-2" - НчГРЭС. Неупорядоченное складирование отходов на свалках, невыполнение санитарных правил при устройстве и эксплуатации полигонов, высокая их загруженность отходами сделало их объектами загрязнения окружающей среды.
Конституцией Российской Федерации каждому гражданину гарантировано право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Экологической доктриной Российской Федерации в числе принципов государственной политики в области экологии определены открытость экологической информации, участие гражданского общества, органов самоуправления и деловых кругов в подготовке, обсуждении, принятии и реализации решений в области охраны окружающей среды и рационального природопользования.
При этом уровень экологической культуры и экологического сознания части населения города, включая руководителей хозяйствующих субъектов, остаётся довольно низким, что зачастую является причиной осуществления деятельности, негативно влияющей на состояние окружающей среды. С другой стороны, средствами массовой информации не всегда в полной мере обеспечивается предоставление населению объективной информации о состоянии окружающей среды.
Для решения указанных проблем необходимо формирование экологического сознания и повышение уровня экологической культуры населения города путём его информирования о состоянии окружающей среды и привлечения к участию в мероприятиях, направленных на охрану окружающей среды.
Одним из ключевых направлений развития города является повышение уровня и качества жизни населения. Высокое качество жизни и здоровья населения, а также устойчивое экономическое развитие города могут быть обеспечены только при условии сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды. Для этого необходимо формировать и последовательно реализовывать единую политику в области экологии, направленную на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов.
Учитывая взаимосвязанный характер актуальных проблем охраны окружающей среды в городе, а также необходимость привлечения финансовых средств из различных источников в связи с затратностью большинства планируемых мероприятий и продолжительностью сроков их реализации, решение обозначенных выше проблем возможно только программно-целевым методом, предполагающим ориентацию деятельности на достижение поставленных целей, что обусловило необходимость разработки Программы.
Программа содержит комплекс мероприятий, направленных на решение приоритетных задач в сфере охраны окружающей среды, осуществление которых будет способствовать обеспечению экологической безопасности, устойчивому функционированию естественных экологических систем, оздоровлению экологической обстановки на водных объектах, снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, улучшению качества городских почв, реконструкции и созданию зеленых насаждений. Выбор мероприятий Программы основан на анализе экологической ситуации в городе, выявившем наиболее острые проблемы.
Программа направлена на выполнение приоритетных задач, определенных Стратегией социально-экономического развития города Новочеркасска до 2020 года.
Можно выделить следующие наиболее существенные риски, связанные с реализацией Программы:
финансовые риски реализации Программы связаны с возможными кризисными явлениями в российской экономике, которые могут привести к снижению объемов финансирования программных мероприятий;
ограниченность возможности местного бюджета может снижать эффективность исполнения Администрацией города собственных полномочий в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Мерами управления указанными рисками являются:
детальное планирование хода реализации Программы;
оперативный мониторинг выполнения мероприятий Программы;
своевременная ежегодная актуализация Программы, в том числе корректировка состава и сроков исполнения мероприятий с сохранением ожидаемых результатов реализации Программы;
проведение в течение всего срока реализации Программы мониторинга и прогнозирования текущего состояния окружающей среды в городе с целью актуализации Программы (в случае необходимости).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.