Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 9. Подпрограмма "Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации"
Постановлением Правительства Ростовской области от 15 сентября 2017 г. N 626 в подраздел 9.1 раздела 9 настоящего приложения внесены изменения
9.1. Паспорт подпрограммы "Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации"
Наименование подпрограммы |
- |
подпрограмма "Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации" |
Ответственный исполнитель подпрограммы |
- |
министерство здравоохранения Ростовской области |
Участники подпрограммы |
- |
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ростовской области; областные государственные и муниципальные учреждения здравоохранения; органы местного самоуправления муниципальных образований Ростовской области |
Цели подпрограммы |
- |
повысить доступность и качество оказания медицинской помощи; добиться снижения смертности от туберкулеза; повысить продолжительность и качество жизни лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, гепатитами B и C; увеличить сроки краткосрочной и долгосрочной ремиссии наркологических больных; увеличить сроки краткосрочной и долгосрочной ремиссии больных с алкогольной зависимостью; уменьшить количество повторных госпитализаций в течение года больных с психическими расстройствами; обеспечить развитие комплексной системы профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при психических расстройствах; добиться снижения смертности от болезней системы кровообращения, в том числе от ишемической болезни сердца и инсульта; добиться снижения смертности от злокачественных новообразований; добиться снижения времени ожидания скорой медицинской помощи; добиться снижения смертности пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий; обеспечить гарантию безопасности и качество донорской крови и ее компонентов |
Программно-целевые инструменты подпрограммы |
- |
отсутствуют |
Задачи подпрограммы |
- |
соответствие деятельности учреждений здравоохранения порядкам и стандартам оказания медицинской помощи; увеличение доли абациллированных больных туберкулезом от общего количества больных туберкулезом с бактериовыделением; внедрение методов персонализированной антибактериальной терапии больных туберкулезом; увеличение охвата населения профилактическими осмотрами на туберкулез; совершенствование оказания специализированной медицинской помощи лицам, инфицированным вирусом иммунодефицита человека, гепатитами B и C; модернизация наркологической службы Ростовской области; совершенствование методов диагностики и лечения психических расстройств, внедрение современных методов психосоциальной терапии и психосоциальной реабилитации; снижение уровня смертности от ишемической болезни сердца и инсульта; увеличение пятилетней выживаемости больных со злокачественными новообразованиями; совершенствование системы управления скорой медицинской помощью; снижение больничной летальности пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий; поддержка развития инфраструктуры скорой, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, службы крови |
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы |
- |
доля абациллированных больных туберкулезом в общем количестве больных туберкулезом с бактериовыделением; смертность от болезней системы кровообращения; смертность от дорожно-транспортных происшествий; смертность от новообразований (в том числе злокачественных); смертность от туберкулеза; число наркологических больных, находящихся в ремиссии от 1 года до 2 лет; число наркологических больных, находящихся в ремиссии более 2 лет; число больных алкоголизмом, находящихся в ремиссии от 1 года до 2 лет; число больных алкоголизмом, находящихся в ремиссии более 2 лет; доля больных психическими расстройствами, повторно госпитализированных в течение года; смертность от ишемической болезни сердца; смертность от цереброваскулярных заболеваний; удельный вес больных злокачественными новообразованиями, состоящих на учете с момента установления диагноза 5 лет и более; увеличение показателя удельного веса детей с безрецидивной 5-летней выживаемостью, получающих лечение в гематологическом отделении государственного бюджетного учреждения Ростовской области "Областная детская клиническая больница"; доля выездов бригад скорой медицинской помощи со временем доезда до больного менее 20 минут; больничная летальность пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий; доля ВИЧ-инфицированных лиц, состоящих на диспансерном учете, в общем количестве выявленных; снижение смертности от новообразований (в том числе от злокачественных); доля ВИЧ-инфицированных лиц, получающих антиретровирусную терапию, в общем количестве лиц, состоящих на диспансерном наблюдении; охват населения профилактическими осмотрами на туберкулез |
Этапы и сроки реализации подпрограммы |
- |
срок реализации - 2014 - 2020 годы, этапы не предусмотрены |
Ресурсное обеспечение подпрограммы |
- |
всего* - 189 925 207,3 тыс. рублей, из них: 2014 год - 24 213 585,2 тыс. рублей; 2015 год - 25 171 574,1 тыс. рублей, из них неисполненные расходные обязательства 2014 года - 124 100,3 тыс. рублей; 2016 год - 25 633 876,6 тыс. рублей; 2017 год - 26 098 516,8 тыс. рублей; 2018 год - 30 539 916,8 тыс. рублей; 2019 год - 31 717 812,5 тыс. рублей; 2020 год - 26 674 025,6 тыс. рублей; средства областного бюджета - 153 580 655,8 тыс. рублей, из них: 2014 год - 20 443 176,8 тыс. рублей; 2015 год - 20 813 646,5 тыс. рублей, из них неисполненные расходные обязательства 2014 года - 124 100,3 тыс. рублей; 2016 год - 21 341 960,7 тыс. рублей; 2017 год - 21 207 371,5 тыс. рублей; 2018 год - 23 321 923,5 тыс. рублей; 2019 год - 23 071 954,5 тыс. рублей; 2020 год - 23 504 722,6 тыс. рублей, из них: безвозмездные поступления в областной бюджет - 2 276 467,6 тыс. рублей, из них: 2014 год - 822 769,7 тыс. рублей; 2015 год - 782 595,8 тыс. рублей; 2016 год - 365 964,7 тыс. рублей; 2017 год - 142 794,8 тыс. рублей; 2018 год - 82 037,1 тыс. рублей; 2019 год - 80 305,5 тыс. рублей; в том числе за счет средств: федерального бюджета - 2 276 467,6 тыс. рублей, из них: 2014 год - 822 769,7 тыс. рублей; 2015 год - 782 595,8 тыс. рублей; 2016 год - 365 964,7 тыс. рублей; 2017 год - 142 794,8 тыс. рублей; 2018 год - 82 037,1 тыс. рублей; 2019 год - 80 305,5 тыс. рублей; средства местных бюджетов - 141 640,0 тыс. рублей, из них: 2014 год - 3 791,2 тыс. рублей; 2015 год - 2 342,4 тыс. рублей; 2016 год - 7 359,6 тыс. рублей; 2017 год - 73 327,2 тыс. рублей; 2018 год - 22 966,6 тыс. рублей; 2019 год - 20 370,0 тыс. рублей; 2020 год - 11 483,0 тыс. рублей; внебюджетные источники - 153 164 969,8 тыс. рублей, из них: 2014 год - 18 743 367,5 тыс. рублей; 2015 год - 20 393 867,6 тыс. рублей; 2016 год - 20 605 178,9 тыс. рублей; 2017 год - 21 075 338,6 тыс. рублей; 2018 год - 24 750 577,1 тыс. рублей; 2019 год - 26 181 038,4 тыс. рублей; 2020 год - 21 415 601,7 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
- |
снижение зарегистрированных больных с диагнозом, установленным впервые в жизни, активный туберкулез, а также снижение инвалидизации и смертности населения от туберкулеза; снижение смертности, инвалидизации среди ВИЧ-инфицированных, повышение качества и продолжительности их жизни; снижение числа отравлений и смертности больных алкоголизмом и наркоманией; снижение доли повторных госпитализаций в течение года в психоневрологические диспансеры; снижение заболеваемости, инвалидности и смертности жителей Ростовской области от сердечно-сосудистых заболеваний; снижение инвалидизации и смертности населения от онкологических заболеваний; сокращение периода ожидания скорой медицинской помощи больным с различными неотложными состояниями; снижение количества умерших в результате дорожно-транспортных происшествий, улучшение качества жизни, сохранение трудового потенциала населения; повышение качества оказания медицинской помощи; обеспечение в полном объеме лечебной сети компонентами крови, отвечающими современным требованиям |
9.2. Характеристика сферы реализации подпрограммы
Анализ медико-демографической ситуации в Ростовской области свидетельствует о необходимости дальнейшего развития системы оказания специализированной медицинской помощи с акцентом на наиболее приоритетные направления.
В Ростовской области показатели смертности от болезней системы кровообращения начинают сокращаться (в 2010 году - 863,5, в 2011 - 893,5, в 2012 - 873,7 случаев на 100 тыс. человек), но темпы снижения показателя остаются недостаточными. Снижение показателя смертности от болезней системы кровообращения невозможно осуществить без проведения мероприятий по совершенствованию оказания медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями.
Смертность от злокачественных новообразований в 2010 году составила 213,7 на 100 тыс. человек, в 2011 году - 205,9 на 100 тыс. человек, в 2012 году - 197,9 на 100 тыс. человек. Данную тенденцию необходимо развивать и закреплять в последующие годы. Это возможно только при условии совершенствования системы оказания помощи больным со злокачественными новообразованиями.
Смертность от внешних причин в 2010 году составила 99,3 случая на 100 тыс. человек, в 2011 году - 95,6 на 100 тыс. человек, в 2012 году - 91,9 на 100 тыс. человек.
В последние 6 лет заболеваемость населения Ростовской области постоянно растет, что связано как с ростом доли пожилого населения, так и с более эффективной выявляемостью заболеваний с помощью новых методов диагностики.
По прогнозам специалистов, в ближайшие 15 лет в состоянии психического здоровья населения будет сохраняться тенденция предыдущих лет - медленный рост первичной и общей заболеваемости как в целом по психическим расстройствам, так и по отдельным группам психических расстройств, особенно непсихотического характера, однако будет наблюдаться замедление темпа их роста.
Рост будет обусловлен главным образом увеличением числа врачей-психиатров и психотерапевтов; расширением сети учреждений, оказывающих психиатрическую помощь, и интеграцией психиатрических служб с общесоматическими, то есть за счет повышения доступности психиатрической помощи и, соответственно, повышения уровня выявляемости в населении лиц с психическими расстройствами.
Анализ медико-демографической ситуации в Ростовской области свидетельствует о необходимости дальнейшего развития новых технологий работы, включая выездные методы, развития замещающих стационар технологий, организации системы неотложной медицинской помощи населению, модернизации скорой медицинской помощи, развития системы оказания помощи при экстренных заболеваниях и состояниях, что потребует и изменения системы оказания специализированной медицинской помощи с акцентом на наиболее приоритетные направления.
Анализ рисков, которые могут возникнуть в ходе реализации подпрограммы, и меры по управлению ими описаны в разделе 1 настоящей Программы.
В рамках реализации подпрограммы осуществление мер государственного регулирования не предусматривается.
Принятие нормативных правовых актов для достижения целей реализации подпрограммы не требуется.
Постановлением Правительства Ростовской области от 18 ноября 2015 г. N 101 в подраздел 9.3 раздела 9 настоящего приложения внесены изменения
9.3. Цели, задачи и показатели (индикаторы), основные ожидаемые конечные результаты, сроки и этапы подпрограммы
В ходе реализации мероприятий подпрограммы предполагается достигнуть следующих целей:
повысить доступность и качество оказания медицинской помощи;
добиться снижения смертности от туберкулеза;
повысить продолжительность и качество жизни лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, гепатитами B и C;
увеличить сроки краткосрочной и долгосрочной ремиссии наркологических больных;
увеличить сроки краткосрочной и долгосрочной ремиссии больных с алкогольной зависимостью;
уменьшить количество повторных госпитализаций в течение года больных с психическими расстройствами;
обеспечить развитие комплексной системы профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при психических расстройствах;
добиться снижения смертности от болезней системы кровообращения, в том числе от ишемической болезни сердца и инсульта;
добиться снижения смертности от злокачественных новообразований;
добиться снижения времени ожидания скорой медицинской помощи;
добиться снижения смертности пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий;
обеспечить гарантию безопасности и качества донорской крови и ее компонентов.
Достижение перечисленных целей будет возможно при решении следующих задач:
соответствие деятельности учреждений здравоохранения порядкам и стандартам оказания медицинской помощи;
увеличение доли абациллированных больных туберкулезом от числа больных туберкулезом с бактериовыделением;
внедрение методов персонализированной антибактериальной терапии больных туберкулезом;
увеличение охвата населения профилактическими осмотрами на туберкулез;
совершенствование оказания специализированной медицинской помощи лицам, инфицированным вирусом иммунодефицита человека, гепатитами B и C;
модернизация наркологической службы Ростовской области;
совершенствование методов диагностики и лечения психических расстройств, внедрение современных методов психосоциальной терапии и психосоциальной реабилитации;
снижение уровня смертности от ишемической болезни сердца и инсульта;
увеличение пятилетней выживаемости больных со злокачественными новообразованиями;
совершенствование системы управления скорой медицинской помощью;
снижение больничной летальности пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий;
поддержка развития инфраструктуры скорой, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, службы крови.
Оценка эффективности реализации мероприятий подпрограммы будет осуществляться по следующим показателям (индикаторам):
доля абациллированных больных туберкулезом от общего количества больных туберкулезом с бактериовыделением;
смертность от туберкулеза;
доля ВИЧ-инфицированных лиц, состоящих на диспансерном учете, от общего количества выявленных;
число наркологических больных, находящихся в ремиссии от 1 года до 2 лет;
число наркологических больных, находящихся в ремиссии более 2 лет;
число больных алкоголизмом, находящихся в ремиссии от 1 года до 2 лет;
число больных алкоголизмом, находящихся в ремиссии более 2 лет;
доля больных психическими расстройствами, повторно госпитализированных в течение года;
смертность от болезней системы кровообращения;
смертность от ишемической болезни сердца;
смертность от цереброваскулярных заболеваний;
смертность от новообразований (в том числе злокачественных);
удельный вес больных злокачественными новообразованиями, состоящих на учете с момента установления диагноза 5 лет и более;
увеличение показателя удельного веса детей с безрецидивной 5-летней выживаемостью, получающих лечение в гематологическом отделении государственного бюджетного учреждения Ростовской области "Областная детская клиническая больница";
доля выездов бригад скорой медицинской помощи со временем доезда до больного менее 20 минут;
смертность от дорожно-транспортных происшествий;
больничная летальность пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий;
снижение смертности от новообразований (в том числе от злокачественных);
доля ВИЧ-инфицированных лиц, получающих антиретровирусную терапию, в общем количестве лиц, состоящих на диспансерном наблюдении.
Подпрограмма будет реализована в период с 2014 по 2020 год, этапы не предусмотрены.
По результатам реализации подпрограммы планируется достичь следующих результатов:
снижение зарегистрированных больных с диагнозом, установленным впервые в жизни, активный туберкулез, а также снижение инвалидизации и смертности населения от туберкулеза;
снижение смертности, инвалидизации среди ВИЧ-инфицированных, повышение качества и продолжительности их жизни;
снижение числа отравлений и смертности больных алкоголизмом и наркоманией;
снижение доли повторных госпитализаций в течение года в психоневрологические диспансеры;
снижение заболеваемости, инвалидности и смертности жителей Ростовской области от сердечно-сосудистых заболеваний;
снижение инвалидизации и смертности населения от онкологических заболеваний;
сокращение периода ожидания скорой медицинской помощи больным с различными неотложными состояниями;
снижение количества умерших в результате дорожно-транспортных происшествий, улучшение качества жизни, сохранение трудового потенциала населения;
повышение качества оказания медицинской помощи;
обеспечение в полном объеме лечебной сети компонентами крови, отвечающими современным требованиям.
Информация о состоянии и значении показателей (индикаторов) Программы приводится в приложении N 1 к настоящей Программе.
Информация о показателях (индикаторах) Программы определена исходя из данных государственного (федерального, регионального) статистического наблюдения и отражена в приложении N 2 к настоящей Программе. Информация по показателям (индикаторам), которые не входят в состав данных официальной статистики, приводится в приложении N 3 к настоящей Программе.
9.4. Характеристика основных мероприятий подпрограммы
Постановлением Правительства Ростовской области от 18 ноября 2015 г. N 101 подраздел "Основное мероприятие 2.1" раздела 9 настоящего приложения изложен в новой редакции
Основное мероприятие 2.1. Совершенствование системы оказания медицинской помощи больным туберкулезом
Ростовская область по своему социально-экономическому и географическому положению, численности и плотности населения оказывает существенное влияние на уровень распространенности туберкулеза в Российской Федерации.
Несмотря на определенную стабилизацию, эпидемическая ситуация по туберкулезу в Ростовской области продолжает оставаться напряженной. За период с 2008 по 2012 год заболеваемость людей с активными формами туберкулеза уменьшилась на 13,5 процента, бациллярными формами - на 35,9 процента. В 2012 году заболеваемость впервые выявленными активными формами туберкулеза, с учетом заболеваемости контингентов системы Главного управления федеральной службы исполнения наказаний России по Ростовской области, уменьшилась на 10 процентов в сравнении с 2011 годом и показатель составил 55,1 на 100 тысяч населения (2354 случая). В 2012 году отмечено снижение заболеваемости туберкулезом среди постоянно проживающего населения области на 9,7 процента по сравнению с 2011 годом и показатель составил 48 на 100 тысяч населения, что меньше среднероссийского показателя на 23,4 процента (62,7 на 100 тысяч населения). Заболеваемость бациллярными формами туберкулеза в 2012 году в сравнении с 2011 годом снизилась на 11,5 процента и показатель составил 13,9 на 100 тысяч населения, что ниже среднероссийского показателя на 44,6 процента (25,1 на 100 тысяч населения).
Вместе с тем на 20 территориях Ростовской области отмечен рост заболеваемости вновь выявленными формами активного туберкулеза. Остается высоким, несмотря на снижение, показатель заболеваемости туберкулезом детей - 17,5 на 100 тысяч населения. Заболеваемость зарегистрирована в 14 городах и 20 районах области. В преобладающем большинстве заболеваемость у детей была выявлена по контакту с больными родителями или родственниками.
Значительный социально-экономический ущерб обусловлен высоким показателем заболеваемости туберкулезом среди граждан в возрасте от 25 - 54 лет, что отражает эпидемиологическое неблагополучие по туберкулезу в стране и указывает на сохранение условий для распространения болезни в ближайшей перспективе. Кроме того, эпидемиологическое значение имеют лица, находящиеся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, и мигранты.
В этой связи необходимо проведение дополнительных мер по обеспечению снижения зарегистрированных больных с диагнозом, установленным впервые в жизни, активный туберкулез, инвалидности и смертности от туберкулеза, обеспечению ранней диагностики и профилактики развития тяжелых осложнений, увеличению продолжительности и улучшению качества жизни больных туберкулезом.
Фтизиатрическая служба включает: государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ростовской области "Противотуберкулезный клинический диспансер" (в том числе 18 филиалов); государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ростовской области "Специализированная туберкулезная больница", государственное бюджетное учреждение Ростовской области "Детский санаторий "Ромашка" в г. Ростове-на-Дону, государственное бюджетное учреждение Ростовской области "Детский санаторий "Сосновая дача" в г. Ростове-на-Дону, государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ростовской области "Санаторий "Маныч" в Орловском районе Ростовской области, государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ростовской области "Санаторий "Степной" в Сальском районе Ростовской области, государственное бюджетное учреждение Ростовской области санаторий "Голубая дача" (расположен в Лазаревском районе Краснодарского края).
Для обеспечения жителей Ростовской области медицинской помощью необходимо продолжить финансирование выполнения функций областными государственными учреждениями здравоохранения, в том числе по оказанию государственных услуг, в соответствии с установленным государственным заданием, выплату заработной платы кадрам, осуществляющим лечебный процесс.
В ходе реализации мероприятия будет достигнуто удовлетворение потребности населения в получении медицинской помощи в областных государственных учреждениях здравоохранения, финансируемых за счет средств областного бюджета, что в конечном итоге приведет к стабилизации количества больных, прошедших лечение в областных медицинских учреждениях. Предполагается, что общий экономический эффект будет достигнут за счет обеспечения жителей области необходимой медицинской помощью в областных государственных лечебно-профилактических учреждениях фтизиатрического профиля, что приводит к снижению распространенности туберкулеза; снижению смертности от туберкулеза с 22,5 случая на 100 тыс. населения в 2012 году до 20 случаев на 100 тыс. населения к 2020 году; охвату противотуберкулезной вакцинацией новорожденных на уровне не менее 95 процентов ежегодно.
Социальная эффективность реализации мероприятий подпрограммы будет выражена в увеличении продолжительности жизни, сохранении трудового потенциала населения.
Кроме того, планируется проведение капитальных ремонтов, реконструкции и строительство учреждений здравоохранения противотуберкулезной службы, что позволит устранить моральный и физический износ отдельных частей или целых конструкций зданий, сооружений, инженерных коммуникаций, потребность в дополнительных площадях, а также позволит привести учреждения в соответствие с действующими требованиями нормативных документов в соответствии с оказываемой деятельностью учреждения.
На 2014 - 2016 годы запланирована также разработка проектно-сметной документации на капитальный ремонт с последующим его проведением в Красносулинском филиале государственного бюджетного учреждения Ростовской области "Противотуберкулезный клинический диспансер". В 2017 - 2020 годах будут продолжены работы по разработке проектно-сметной документации и проведению капитальных ремонтов в учреждениях здравоохранения противотуберкулезной службы. Планируется продолжить проведение ремонтных работ в Красносулинском филиале государственного бюджетного учреждения Ростовской области "Противотуберкулезный клинический диспансер" и приступить к работам по реконструкции государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ростовской области "Детский санаторий "Ромашка" в г. Ростове-на-Дону, государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ростовской области "Санаторий "Голубая дача" (расположен в Лазаревском районе Краснодарского края), провести реконструкцию рентгенотделений Азовского, Волгодонского и Сальского филиалов государственного бюджетного учреждения Ростовской области "Противотуберкулезный клинический диспансер", а также строительство зданий филиалов в городах Белая Калитва, Миллерово, Новошахтинск.
Развитие и внедрение инновационных методов диагностики, профилактики и лечения потребует оснащения противотуберкулезными препаратами и медицинским оборудованием.
Предполагается, что общий экономический эффект от реализации данного мероприятия будет достигнут за счет снижения зарегистрированных больных с диагнозом, установленным впервые в жизни, активный туберкулез, инвалидности и смертности населения от туберкулеза. Улучшение качественных показателей оказания медицинской помощи населению Ростовской области зависит непосредственно от условий труда работников здравоохранения, в том числе от состояния зданий и сооружений лечебных учреждений, а также их оснащения.
Основное мероприятие 2.2. Совершенствование оказания медицинской помощи лицам, инфицированным вирусом иммунодефицита человека, гепатитами B и C
В настоящее время на территории Ростовской области отмечается рост эпидемии ВИЧ-инфекции. За весь период наблюдения с 1989 года по 31 декабря 2012 г. в области выявлено 6841 ВИЧ-инфицированный житель. Кумулятивный показатель составляет 161,5 случаев на 100 тысяч населения. С 2008 года число вновь выявленных ВИЧ-инфицированных лиц увеличилось с 9,6 случая на 100 тысяч населения до 16,4 случая в 2012 году, что составляет рост в 1,7 раза. В 2012 году вновь выявлено 702 жителя области, больных ВИЧ-инфекцией, показатель составил 16,4 случая на 100 тысяч населения, что на 10 процентов больше показателя 2011 года. В 13 районах и 8 городах превышен среднеобластной показатель заболеваемости. Уровень ежегодной заболеваемости за последние 7 лет возрос в 2,3 раза. К концу 2012 года в Ростовской области достигнуты самые высокие показатели заболеваемости ВИЧ-инфекцией за весь период эпидемии. Прирост числа новых случаев за 7 месяцев 2013 г. по сравнению с аналогичным периодом 2012 года составил 15,9 процента.
На диспансерном учете в государственном бюджетном учреждении Ростовской области "Центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями" состоят 4109 человек из 4734 подлежащих, что составляет 86,8 процента. Прошли диспансерное обследование 3862 человека, что составляет 94,7 процента.
На 31 декабря 2012 г. количество ВИЧ-инфицированных, подлежащих специфической антиретровирусной терапии, составляло 1168 человек. Получали лечение 1126 человек, что составляет 96,4 процента.
Необходимы мероприятия, направленные на своевременное выявление, лечение ВИЧ-инфекции и оппортунистических заболеваний, а также на противодействие распространению ВИЧ-инфекции.
В Ростовской области в течение 3 последних лет ежегодно регистрируется от 83 до 139 случаев острых форм вирусного гепатита В, и от 39 до 45 случаев острого вирусного гепатита С, а также от 248 до 253 случаев хронических форм вирусного гепатита В, от 1030 до 988 случаев хронического вирусного гепатита С, кроме того выявляются до 1000 случаев носительства вирусных гепатитов.
В настоящее время проведение лечения необходимо более 3,5 тыс. жителей Ростовской области с хроническими гепатитами, и только 71 человек получает лечение как "федеральный льготник".
Для обеспечения ВИЧ-инфицированных жителей Ростовской области медицинской помощью необходимо продолжить финансирование выполнения функций областного государственного учреждения здравоохранения, в том числе по оказанию государственных услуг, в соответствии с установленным государственным заданием, выплату заработной платы кадрам, осуществляющим лечебный процесс. А это, в свою очередь, ведет к удовлетворению потребности населения в получении медицинской помощи в областном государственном учреждении здравоохранения, финансируемом за счет средств областного бюджета, стабилизации количества больных, прошедших лечение в государственном бюджетном учреждении Ростовской области "Центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями".
Своевременная диагностика и терапия позволяют значительно снизить интенсивность передачи ВИЧ-инфекции в общей популяции населения, что прямо влияет на заболеваемость, обеспечивая ее снижение, и повышает эпидемиологическое благополучие населения. Эту тенденцию можно будет достигнуть за счет: своевременного выявления случаев ВИЧ-инфекции и ассоциированных заболеваний с синдромом иммунодефицита человека; совершенствования методов диагностики ВИЧ-инфекции и ассоциированных заболеваний с синдромом иммунодефицита человека; обеспечения доступности диагностики ВИЧ-инфекции и ассоциированных заболеваний с синдромом иммунодефицита человека.
Своевременное начало необходимого лечения значительно снижает смертность и инвалидизацию среди ВИЧ-инфицированных, повышает качество и продолжительность их жизни. При своевременной диагностике и адекватной терапии ожидаемая продолжительность жизни ВИЧ-инфицированных практически приближается к ожидаемой продолжительности жизни при рождении и несколько ниже последней в связи с тем, что значительную часть ВИЧ-инфицированных составляют потребители наркотиков, смертность среди которых превышает среднестатистические показатели общей популяции населения.
Для своевременного лечения и реабилитации больных ВИЧ-инфекцией и ассоциированных заболеваний с синдромом иммунодефицита человека, а также своевременного лечения и снижения инвалидизации населения Ростовской области от хронических вирусных гепатитов необходимо:
совершенствование методов лечения и реабилитации ВИЧ-инфекции и ассоциированных заболеваний с синдромом иммунодефицита человека;
обеспечение доступности лечения ВИЧ-инфекции и ассоциированных заболеваний с синдромом иммунодефицита человека;
обеспечение ремиссией от числа пролеченных больных противовирусными препаратами через 6 месяцев после окончания лечения: при лечении вирусного гепатита С генотипа 1 - 50 - 88 процентов, при генотипе 2 или 3 - 80 - 96 процентов, при гепатите В ремиссия заболевания до 95 процентов.
С целью приведения помещений в соответствие с нормами, действующими для данного типа учреждений, планируется приступить к реконструкции здания государственного бюджетного учреждения Ростовской области "Центр по борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями", расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Станиславского, 91.
Планируется также разработка проектно-сметной документации на капитальный ремонт здания государственного бюджетного учреждения Ростовской области "Центр по борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями", расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Ворошиловский, 105Ж, с последующим выполнением работ, что позволит устранить моральный и физический износ отдельных частей или целых конструкций зданий, сооружений, инженерных коммуникаций и привести учреждение в соответствие с действующими требованиями нормативных документов в соответствии с оказываемой деятельностью учреждения.
Оценка эффективности реализации мероприятия будет осуществляться по результатам мониторинга показателя:
обеспечение ежегодного скринингового обследования не менее 10 процентов населения области на ВИЧ-инфекцию;
обеспечение 100 процентов лабораторного мониторинга эффективности специфического лечения ВИЧ-инфицированных.
100-процентное обеспечение наличия препаратов в государственном бюджетном учреждении Ростовской области "Центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями" в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи при ВИЧ-ассоциированных заболеваниях.
Социальная эффективность реализации мероприятий Подпрограммы 2 будет выражена в улучшении качества жизни больных и увеличении ее продолжительности, сохранении трудового потенциала, снижении социальной и психологической напряженности в обществе вследствие угрозы распространения ВИЧ-инфекции.
Основное мероприятие 2.3. Совершенствование системы оказания медицинской помощи наркологическим больным
Алкоголизм и наркомания являются самыми распространенными социально значимыми заболеваниями. Ущерб от алкоголя и наркотиков связан с медицинскими расходами, снижением производительности труда, духовной деградацией населения, преждевременным уходом из жизни.
Одной из негативных тенденций в динамике состояния здоровья населения Ростовской области является высокая распространенность наркологических заболеваний.
В 2012 году специализированными лечебными учреждениями Ростовской области зарегистрировано 73 884 больных наркологическими расстройствами, то есть 1 731,1 случая в расчете на 100 тыс. населения, или 1,7 процента от общей численности населения. По сравнению с 2011 годом показатель снизился на 5,1 процента.
В структуре данной категории больных большинство зарегистрированных, - 80,9 процента от общего числа зарегистрированных больных - это больные алкоголизмом, алкогольными психозами и лица, употребляющие алкоголь с вредными последствиями. На больных наркоманией и лиц, злоупотребляющих наркотиками, пришлось 18,5 процента, токсикоманией и лиц, злоупотребляющих ненаркотическими психоактивными веществами, - 0,6 процента.
Уровень общей заболеваемости алкогольными расстройствами по-прежнему остается высоким. Количество больных алкоголизмом, зарегистрированных наркологической службой в 2012 году, составило 55 970 человек, или 1 311,4 случая в расчете на 100 тыс. населения, что составляет почти 1,3 процента от общей численности населения. Это число включает больных алкоголизмом и алкогольными психозами.
Социальный и демографический ущерб от злоупотребления алкоголем значителен. По данным Росстата, в 2012 году от отравления спиртными напитками скончались 230 человек.
Остается острой ситуация с употреблением наркотиков. В 2012 году специализированными наркологическими учреждениями Ростовской области зарегистрировано 10 253 больных наркоманией, или 240,2 случая на 100 тыс. населения. По сравнению с 2011 годом этот показатель снизился на 3,2 процента. Общее число зарегистрированных потребителей наркотиков в 2012 году составило 13 692 человека, или 320,8 случая на 100 тыс. населения.
Подавляющее большинство среди них составили больные с опийной зависимостью (82,9 процента); второе место занимают больные, употребляющие другие наркотики и сочетания различных наркотиков (10,2 процента), третье ранговое место заняли больные с зависимостью от каннабиса (6,1 процента).
Факторами, определяющими степень влияния на заболеваемость и смертность населения, связанную со злоупотреблением психоактивными веществами, являются:
раннее выявление лиц, злоупотребляющих психоактивными веществами, и мотивирование их на обращение за наркологической помощью;
совершенствование медицинской помощи наркологическим больным; увеличение уровня первичной обращаемости пациентов; увеличение длительности ремиссий;
внедрение в работу диспансеров федеральных стандартов и порядка оказания наркологической помощи;
создание мощной системы медико-социальной реабилитации потребителей психоактивных веществ с привлечением общественных организаций;
укрепление кадрового состава наркологической службы, особенно специалистов реабилитационного звена.
Проблема злоупотребления психоактивными веществами (далее - ПАВ) приобрела характер, серьезно подрывающий социально-экономические и духовно-нравственные основы жизнедеятельности общества и государства, угрожающий трудовому, интеллектуальному потенциалу, национальной безопасности страны, в том числе и Ростовской области.
По данным отчета о деятельности наркологических служб, в 2012 году в Ростовской области количество больных алкоголизмом и алкогольными психозами составило 53 513 человек, что составляет 1,25 процента от общей численности населения. В пересчете на 100 тыс. населения количество пациентов с алкогольной патологией в Ростовской области составляет 1 207 человек. Ежегодная смертность в Ростовской области составляет порядка 63 000 человек, или 1 490 человек на 100 тыс. населения. Четверть всех смертей в Ростовской области приходится на население трудоспособного возраста. Смертность мужчин трудоспособного возраста среди всех умерших в трудоспособном возрасте составила 80 процентов. Министерство здравоохранения Российской Федерации отмечает, что вклад алкоголизма в общую смертность составляет 11,9 процента от всех смертей.
Ежегодные экономические потери, которые несет регион в связи со злоупотреблением алкоголем населением, обусловлен следующими прямыми и непрямыми затратами:
прямые затраты на лечение и реабилитацию больных алкоголизмом и иными заболеваниями, обусловленными чрезмерным употреблением алкоголя;
потери от ежегодной смерти российских граждан от прямых и косвенных причин, связанных с чрезмерным употреблением алкогольных напитков и употреблением алкогольных напитков ненадлежащего качества;
потери, обусловленные самоубийствами и убийствами, а также совершением иных преступлений в связи с чрезмерным употреблением алкогольных напитков;
расходы государства, связанные с содержанием детей-сирот, в том числе "социальных сирот", покидающих свои семьи из-за пьянства и сопутствующего ему насилия и аморального поведения родителей, невыполнения ими своих обязанностей по воспитанию детей;
экономические потери, связанные с выплатой средств (пособий, страховых выплат и пр.) по медицинскому и социальному страхованию в связи с лечением или иждивением лиц, страдающих алкоголизмом;
потери, связанные с рождением детей с врожденными или наследственными заболеваниями, вызванными чрезмерным употреблением их родителями алкогольных напитков;
потери в производительности труда вследствие чрезмерного употребления алкоголя и/или употребления алкогольных напитков на рабочем месте.
Одним из важнейших компонентов лечения алкогольной зависимости является современная фармакотерапия, которая в комбинации с психотерапией и при вовлечении семей лиц, злоупотребляющих алкоголем, обеспечивает высокую эффективность и полную социальную адаптацию пациентов.
Стратегической целью политики региона в области развития наркологической медицинской помощи является своевременное выявление и лечение лиц, потребляющих наркотики и алкоголь, совершенствование наркологической медицинской помощи больным наркоманией, алкоголизмом и табакизмом, повышение её доступности и качества, снижение уровня смертности.
Одной из приоритетных задач социально-экономического развития области является укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения специализированных служб. Улучшение качественных показателей оказания медицинской помощи населению области зависит непосредственно от уровня условий труда работников здравоохранения, в том числе от состояния зданий и сооружений лечебных учреждений, а также их оснащения.
Целями мероприятия являются:
разработка и развитие комплексной системы лечения и реабилитации пациентов, страдающих наркологическими расстройствами;
совершенствование и развитие организации оказания медицинской наркологической помощи лицам, злоупотребляющим ПАВ;
создание реабилитационных центров по профилактике алкоголизма и наркоманий для работы с населением, особенно с молодёжью;
разработка и реализация мер антиалкогольной, антитабачной и антинаркотической политики, основанной на просвещении, профилактике, раннем выявлении и лечении зависимостей, формирование здорового образа жизни.
Указанные цели могут быть достигнуты только путем:
пропаганды здорового образа жизни среди населения, молодежи, групп риска;
развития системы лечения и диагностики наркологических расстройств путем использования новых технологий и современных эффективных лекарственных препаратов;
проведения мероприятий, направленных на социальную адаптацию пациентов с наркологическими расстройствами.
Оценка эффективности проводимых мероприятий основана на показателях динамики социально-экономических потерь Ростовской области в связи с употреблением населением алкоголя, наркотических средств и табака. К показателям, достижение которых предусматривается реализацией данной Программы, относятся:
увеличение числа больных алкоголизмом, находящихся в ремиссии от 1 года до 2 лет, до 10,2 случая на 100 больных алкоголизмом;
увеличение числа больных алкоголизмом, находящихся в ремиссии более 2 лет, до 6,7 случая на 100 больных алкоголизмом;
увеличение числа наркологических больных, находящихся в ремиссии от года до 2 лет, до 9,8 случая на 100 наркологических больных;
увеличение числа наркологических больных, находящихся в состоянии ремиссии более 2 лет, до 6,9 случая на 100 наркологических больных;
стабилизация показателя доля больных алкоголизмом, воздерживающихся от употребления алкоголя на фоне курсового лечения лекарственным препаратом пролонгированного действия, на уровне 45 процентов.
Социальный эффект от реализации мероприятий Программы будет выражен: в снижении числа отравлений, смертности больных алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями, сохранении трудового потенциала больных; снижении социальной и психологической напряженности в обществе вследствие сокращения распространения болезней зависимости и инфекционных заболеваний (гепатиты, ВИЧ-инфекция, туберкулез и др.); в сохранении и развитии трудовых ресурсов; совершенствовании знаний населения по вопросам профилактики зависимого поведения; формировании позитивных моральных и нравственных ценностей, определяющих отрицательное отношение к потреблению наркотических средств без назначения врача, а также других ПАВ.
Постановлением Правительства Ростовской области от 18 ноября 2015 г. N 101 подраздел "Основное мероприятие 2.4" раздела 9 настоящего приложения изложен в новой редакции
Основное мероприятие 2.4. Совершенствование системы оказания медицинской помощи больным с психическими расстройствами и расстройствами поведения
В Ростовской области заболеваемость психическими расстройствами составила в 2012 году 204,5 случая на 100 тыс. населения (в 2011 году - 212,1 случая на 100 тыс. населения); болезненность в 2012 году составила 2 381,5 случая на 100 тыс. населения (в 2011 году - 2 396,7 случая на 100 тыс. населения). Основными нозологическими группами, формирующими социально значимый контингент лиц с психическими расстройствами, являются пациенты с шизофренией (под наблюдением психиатра находились: в 2012 году - 14 651 человек, в 2011 году - 14 976 человек); эпилепсией (в 2012 году - 3 568 человек, в 2011 году - 3 746 человек); умственной отсталостью (в 2012 году - 32 292 человека, в 2011 году - 32 813 человек). Количество инвалидов в связи с хроническими психическими расстройствами в Ростовской области в 2012 году составило 27 293 человека, в 2011 году - 27 595 человек.
Уровень заболеваемости и инвалидизации пациентов с психическими расстройствами в настоящее время на территории Ростовской области остается высоким. Беспокоит степень общественной опасности психически больных лиц и их социальная дезадаптация. Недостаточно используются методы психосоциальной реабилитации. Как следствие, остается высокой частота повторных госпитализаций и длительность лечения пациентов в стационарах. Все указанные проблемы требуют системного подхода, принятия и совершенствования решений по вопросам оказания специализированной медицинской психиатрической помощи, профилактики, медицинской и социальной реабилитации данной категории пациентов, совершенствования методов предупреждения психических расстройств.
Улучшение качественных показателей оказания медицинской помощи населению области зависит непосредственно от уровня условий труда работников здравоохранения, в том числе от состояния зданий и сооружений лечебных учреждений, а также их оснащения.
Одной из приоритетных задач социально-экономического развития области является укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения специализированных служб.
На 2014 - 2016 годы запланирована разработка проектно-сметной документации на капитальный ремонт трех филиалов государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ростовской области "Психоневрологический диспансер" (Аксайский, Тацинский, Новошахтинский филиалы) с последующим проведением ремонтных работ.
В 2017 - 2020 годах работы по разработке проектно-сметной документации и проведению капитальных ремонтов в учреждениях психиатрической службы Ростовской области будут продолжены.
Планируется завершить ремонтные работы в Аксайском, Тацинском, Новошахтинском филиалах государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ростовской области "Психоневрологический диспансер", а также провести капитальный ремонт в Егорлыкском филиале.
Вместе с тем запланировано окончание проектирования строительства стационара на 240 коек в Неклиновском филиале государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ростовской области "Психоневрологический диспансер". Разработка проектно-сметной документации на реконструкцию и строительство указанного объекта здравоохранения, а также проведение этих работ находится в компетенции участника Программы - министерства строительства Ростовской области.
Основными целями реализации мероприятий по борьбе с психическими заболеваниями являются:
максимально раннее выявление, своевременное лечение и реабилитация больных с психическими заболеваниями;
совершенствование оказания помощи по диагностике сопутствующих заболеваний.
Реализация поставленных целей мероприятия будет осуществлена за счет решения следующих задач:
организация деятельности психиатрической службы Ростовской области в соответствии с утвержденным Порядком оказания помощи больным с психическими заболеваниями;
оснащение психиатрической службы Ростовской области в соответствии с утвержденным Порядком оказания помощи больным психическими заболеваниями;
разработка и внедрение методов профилактики психических расстройств;
внедрение обучающих программ для населения области по вопросам психического здоровья;
кадровое обеспечение психиатрической службы Ростовской области;
совершенствование методов диагностики и лечения психических расстройств;
совершенствование методов реабилитации больных с психическими расстройствами.
Основное мероприятие 2.5. Совершенствование системы оказания медицинской помощи больным сосудистыми заболеваниями
Болезни системы кровообращения являются ведущей причиной смерти населения Ростовской области, обуславливая 62,4 процента от всех смертей, по статистическим данным 2012 года. При этом наиболее велика разница для показателя смертности от болезней системы кровообращения среди лиц трудоспособного возраста (от 25 до 64 лет), и особенно среди мужчин.
Большая часть экономического ущерба от болезней системы кровообращения обусловлена не затратами в системе здравоохранения и системе социальной защиты (21 процент), а потерями в экономике. Опыт ряда экономически развитых стран, которым удалось более чем на 50 процентов снизить смертность от болезней системы кровообращения, в течение последних 20 лет показывает, что вклад оздоровления (изменения образа жизни) и снижения удельного веса факторов риска в уменьшение смертности от болезней системы кровообращения составляет в среднем 55 процентов, вклад лечебных мероприятий - около 40 процентов.
Среди всех болезней системы кровообращения основными причинами смерти населения являются острая и хроническая формы ишемической болезни сердца, а также острые нарушения мозгового кровообращения. Система оказания специализированной медицинской помощи организована по принципу максимально быстрого получения больным с острой сосудистой патологией всех необходимых диагностических и лечебных мероприятий в условиях специализированного стационара. При этом решаются три основные задачи: непосредственное снижение больничной летальности, уменьшение степени инвалидизации и снижение вероятности отсроченной смерти из-за развития осложнений и сохранения неустраненных причин острых расстройств мозгового и коронарного кровообращения.
В Ростовской области в период с 2010 по 2012 год была проведена реорганизация существующей системы оказания специализированной медицинской помощи больным с острой сосудистой патологией путем создания на базе многопрофильных стационаров специализированных отделений для лечения больных с острыми нарушениями мозгового кровообращения и острым коронарным синдромом (6 первичных сосудистых отделений), создан региональный сосудистый центр. Ещё одно первичное сосудистое отделение открыто в 2013 году.
Ранняя диагностика, своевременное лечение и реабилитация больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями (инсультом и инфарктом миокарда) будет осуществлена за счет:
получения достоверных эпидемиологических данных по заболеваемости, смертности, летальности и инвалидизации при инсульте и остром коронарном синдроме в Ростовской области;
продолжения работы по разработке и внедрению современных методов ранней диагностики, лечения и реабилитации сердечно-сосудистых заболеваний, повышению эффективности специализированной неврологической, нейрохирургической, кардиологической и кардиохирургической помощи;
улучшения материально-технической базы неврологической и кардиологической служб.
Реализация мероприятий по укреплению материально-технической базы неврологической и кардиологической служб позволит улучшить качество оказания медицинской помощи больным инфарктами миокарда и инсультами, что будет способствовать снижению показателей заболеваемости, летальности, смертности от инфарктов миокарда и инсультов.
Мероприятия подпрограммы предусматривают обеспечение медикаментами, улучшающими прогноз течения острого инфаркта миокарда и инсультов при применении в первые часы заболевания, в целях соблюдения стандартов диагностики и лечения заболеваний, а также обеспечение расходными материалами отделения сосудистой хирургии регионального сосудистого центра государственного бюджетного учреждения Ростовской области "Ростовская областная клиническая больница".
Реализация этих мероприятий будет способствовать обеспечению доступности экстренной сосудистой помощи, проведению ранней дифференциальной диагностики острого инфаркта миокарда, инсульта, применению активной фибринолитической терапии, снижению риска развития терминальных состояний у пациентов.
Ожидаемые результаты будут достигнуты за счет оптимизации и совершенствования службы оказания экстренной медицинской помощи пациентам с острыми инфарктами миокарда и инсультами, снижения уровней смертности, летальности и инвалидизации от инфарктов миокарда и инсультов.
Оценка эффективности реализации мероприятия 2.5 Подпрограммы 2 осуществляется на основе мониторинга следующих целевых показателей:
снижение смертности от цереброваскулярных заболеваний до 132,9 случая на 100 тыс. населения к 2020 году;
снижение смертности от ишемической болезни сердца до 450,3 случая на 100 тыс. населения к 2020 году;
снижение смертности от болезней кровообращения: до 777,0 случая на 100 тыс. населения к 2013 году; до 762,1 случаев на 100 тыс. населения к 2014 году; до 753,4 случаев на 100 тыс. населения к 2015 году; до 720,5 случаев на 100 тыс. населения к 2016 году; до 698,1 случаев на 100 тыс. населения к 2017 году; до 663,2 случаев на 100 тыс. населения к 2018 году; до 660,1 случаев на 100 тыс. населения к 2019 году; до 649,4 случаев на 100 тыс. населения к 2020 году.
Предполагается, что общий экономический эффект от реализации мероприятия 2.5 будет достигнут за счет снижения заболеваемости, инвалидности и смертности населения от сердечно-сосудистых заболеваний.
Социальная эффективность реализации мероприятия 2.5 Подпрограммы 2 будет выражена в улучшении качества, увеличении продолжительности жизни, сохранении трудового потенциала больных, снижении социальной и психологической напряженности в обществе вследствие угрозы распространения сердечно-сосудистых заболеваний.
Постановлением Правительства Ростовской области от 18 ноября 2015 г. N 101 подраздел "Основное мероприятие 2.6" раздела 9 настоящего приложения изложен в новой редакции
Основное мероприятие 2.6. Совершенствование системы оказания медицинской помощи больным онкологическими заболеваниями
Злокачественные новообразования устойчиво занимают второе место среди причин смертности населения Ростовской области.
Смертность населения от злокачественных новообразований в Ростовской области в 2010 году составляла 213,7 случая на 100 тыс. человек, в 2011 году -205,9 случая на 100 тыс. человек, в 2012 году - 197,9 случая на 100 тыс. человек.
В структуре злокачественных заболеваний злокачественные новообразования кожи составляют 15,1 процента; рак легкого, трахеи, бронхов суммарно - 10,7 процента; рак молочной железы - 12,1 процента; рак ободочной кишки - 6,25 процента; рак прямой кишки - 4,9 процента, рак тела матки - 3,9 процента; рак шейки матки - 2,8 процента.
Важной проблемой остается позднее выявление злокачественных новообразований в амбулаторно-поликлинических учреждениях.
В структуре заболеваемости детей и подростков тяжелые наследственные и приобретенные болезни крови и онкологические заболевания составляют 25 - 30 случаев на 100 тыс. детей и подростков. К началу 2013 г. на активной терапии и диспансерном наблюдении находились 525 детей и подростков, болеющих тяжелыми формами наследственных и приобретенных заболеваний крови и онкологическими заболеваниями.
Рост онкозаболеваемости с высоким уровнем инвалидизации и смертности населения Ростовской области, наносимый в связи с этим социально-экономический ущерб требуют своевременно адаптировать возможности системы областного здравоохранения.
Для снижения смертности населения от злокачественных новообразований необходимо обеспечение онкологических больных лекарственными средствами на стационарном этапе лечения, обеспечение современными лекарственными средствами для проведения химиотерапевтического лечения. Будет осуществляться закупка лекарственных средств для лечения детей, больных злокачественными новообразованиями, в гематологическом отделении государственного бюджетного учреждения Ростовской области "Областная детская клиническая больница". Кроме того, данная практика распространена и на дополнительное медикаментозное обеспечение онкологических отделений онкодиспансеров.
Для оказания медицинской помощи жителям Ростовской области в соответствии с утвержденными стандартами необходимо оснастить медицинские учреждения современным медицинским оборудованием для проведения профилактики, ранней диагностики, лечения и реабилитации больных онкологическими заболеваниями.
Оценка эффективности реализации мероприятия осуществляется на основе мониторинга целевых показателей:
снижение смертности населения от новообразований (в том числе от злокачественных): до 197,2 случая на 100 тыс. человек населения к 2014 году;
до 197,0 случая на 100 тыс. человек населения к 2015 году;
до 196,1 случая на 100 тыс. человек населения к 2016 году;
до 194,4 случая на 100 тыс. человек населения к 2017 году;
до 192,8 случая на 100 тыс. человек населения к 2018 году;
до 192,8 случая на 100 тыс. человек населения к 2019 году;
до 192,8 случая на 100 тыс. человек населения к 2020 году;
увеличение удельного веса больных злокачественными новообразованиями, состоящих на учете с момента установления диагноза 5 лет и более, до 54,5 процента к 2020 году;
повышение удельного веса детей с безрецидивной 5-летней выживаемостью, получающих лечение в гематологическом отделении государственного бюджетного учреждения Ростовской области "Областная детская клиническая больница", до 80 процентов к 2020 году.
Общий экономический эффект от реализации мероприятий будет достигнут за счет профилактики, ранней выявляемости, своевременной диагностики заболеваний и, как следствие, за счет снижения инвалидности и смертности населения от онкологических заболеваний.
Социальная эффективность реализации мероприятия 2.6 Подпрограммы 2 будет выражена в улучшении качества, увеличении продолжительности жизни, сохранении трудового потенциала больных онкологическими заболеваниями.
Основное мероприятие 2.7. Совершенствование оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации
Одним из направлений развития здравоохранения сегодня является развитие и совершенствование системы скорой медицинской помощи, в том числе специализированной, и проведение медицинской эвакуации.
В Ростовской области создана и функционирует система оказания населению скорой медицинской помощи с развитой инфраструктурой, которая включает в себя 1 станцию и 56 отделений скорой медицинской помощи.
Одной из основный проблем скорой медицинской помощи является недостаточная централизация управления этой важнейшей оперативной службой в рамках Ростовской области. Отсутствует возможность на муниципальном уровне координировать деятельность скорой медицинской помощи с соседними районами обслуживания, что делает невозможным ее оказание на территории другого района. Скорая медицинская помощь муниципальных районов малоуправляема, неспособна оперативно реагировать в случаях чрезвычайных ситуаций.
Автоматизированные системы управления приемом и обработкой вызовов к 2011 году установлены в 417 организациях скорой медицинской помощи. Учитывая важность этих систем на догоспитальном этапе скорой медицинской помощи для повышения оперативности работы скорой медицинской помощи, качества обработки статистических данных, аналитической и организационно-методической работы в целях совершенствования системы скорой медицинской помощи в Ростовской области, целесообразно и в дальнейшем проводить ее высокими темпами.
По-прежнему служба скорой медицинской помощи выполняет несвойственные ей функции, подменяя обязанности амбулаторно-поликлинических учреждений по оказанию помощи на дому, транспортировке больных (в том числе на гемодиализ и обратно, консультации и обследование), доставке препаратов крови и специалистов-консультантов. Это приводит к снижению оперативности работы бригад скорой медицинской помощи.
По данным за 2011 год, основными ресурсами скорой медицинской помощи являются 918 общепрофильных бригад (30,4 процента общего количества бригад), 1041 специализированная бригада (34,5 процента) и 1057 фельдшерских бригад (35,1 процента). Динамика последних лет отмечает рост количества фельдшерских бригад при снижении численности всех других видов бригад.
В рамках реализации мероприятия 2.7 Программы запланировано к 2020 году создание единой диспетчерской службы на территории Ростовской области.
Цель мероприятия 2.7:
модернизация скорой медицинской помощи, как одна из основных задач программы развития здравоохранения.
Задачи мероприятия 2.7:
создание единой диспетчерской службы скорой медицинской помощи;
увеличение числа станций (отделений) скорой медицинской помощи, оснащенных автоматизированной системой управления приемом и обработкой вызовов, до уровня 100 процентов.
Целевые индикаторы и показатели мероприятия 2.7:
увеличение доли выездов бригад скорой медицинской помощи со временем доезда до больного менее 20 минут: 2014 год - 89,9 процента, 2015 год - 90,7 процента, 2016 год - 91,6 процента, 2017 год - 92,4 процента, 2018 год - 94,2 процента, 2019 год - 94,2 процента, 2020 год - 94,2 процента.
Основное мероприятие 2.8. Совершенствование оказания медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях
На территории Ростовской области в 2012 году произошло 5 691 дорожно-транспортное происшествие, в которых погибли 822 человека (из них 23 ребенка) и пострадали 7 846 человек.
К медицинским факторам, влияющим на снижение смертности от дорожно-транспортных происшествий, относятся:
организация своевременной скорой медицинской помощи (достаточное количество реанимационных автомобилей, квалифицированный персонал, способный оказывать реанимационную помощь);
оказание медицинской помощи в специализированных больницах экстренной медицинской помощи (травмцентрах).
К немедицинским факторам можно отнести:
дорожную инфраструктуру, обеспечивающую безопасность организации движения, транспортных развязок, пешеходных переходов, освещения дорог, разделения потоков автотранспорта, светофорного регулирования и т.д.;
соблюдение правил дорожного движения всеми участниками дорожного движения, как водителями, так и пешеходами (культура поведения, строгость законодательства в отношении нарушителей правил дорожного движения, в том числе в отношении пешеходов).
На протяжении последних трех лет (2010 - 2012 годы) сохраняется стабильно высокая доля пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях, погибших на месте происшествия - 68 - 70 процентов от общего числа погибших. Это обусловлено наличием у пострадавших травм, не совместимых с жизнью.
Цель мероприятия 2.8:
снижение числа погибших в результате дорожно-транспортных происшествий;
снижение уровня инвалидизации населения вследствие травм, полученных в дорожно-транспортных происшествиях.
Задачи мероприятия 2.8:
развитие взаимодействия службы скорой медицинской помощи с экстренными службами, оказывающими помощь пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, в целях прибытия бригад скорой медицинской помощи к месту дорожно-транспортного происшествия в максимально короткие сроки;
оказание адекватной медицинской помощи, в том числе противошоковой в течение "золотого часа", то есть в течение первого часа с момента дорожно-транспортного происшествия;
обеспечение своевременной госпитализации пострадавших в травмцентры 2-го уровня, оснащенные медицинским оборудованием и укомплектованные медицинскими кадрами согласно Порядкам оказания медицинской помощи;
широкое использование технологий телемедицинских консультаций в целях привлечения "интеллектуального потенциала" государственных учреждений здравоохранения (травмцентров 1-го уровня) к оказанию квалифицированной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях - установлению полного клинического диагноза, определения тактики ведения и лечения;
своевременная эвакуация пострадавших, нуждающихся в оказании специализированной или высокотехнологичной медицинской помощи в травмцентры 1-го уровня.
Оценка эффективности осуществляется на основе показателей времени доезда бригад скорой медицинской помощи к месту происшествия и уровня больничной летальности от дорожно-транспортных происшествий в травматологических центрах.
Запланировано снижение смертности от дорожно-транспортных происшествий до 10,3 случая на 100 тыс. населения в 2014 году, до 10,3 случая - в 2015 году, до 10,2 случая - в 2016 году, до 10,1 случая - в 2017 году, до 10,1 случая - в 2018 году, до 10,1 случая - в 2019 году, до 10,0 случая на 100 тыс. населения в 2020 году.
Снижение больничной летальности пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий составит до 2,86 процента к 2020 году.
Общий экономический эффект от реализации мероприятия 2.8 будет достигнут за счет снижения количества умерших в результате дорожно-транспортных происшествий на этапе госпитализации в лечебно-профилактические учреждения.
Социальная эффективность реализации мероприятия 2.8 будет выражена в улучшении качества жизни, сохранении трудового потенциала населения.
Постановлением Правительства Ростовской области от 16 ноября 2016 г. N 778 подраздел "Основное мероприятие 2.9" раздела 9 настоящего приложения изложен в новой редакции
Основное мероприятие 2.9. Совершенствование системы оказания медицинской помощи больным прочими заболеваниями
Коечный фонд стационарных учреждений Ростовской области составляет 40,1 тыс. коек (с учетом коек учреждений федерального подчинения). В результате проводимой в течение 5 лет реорганизации круглосуточный коечный фонд сократился на 5,2 процента (2007 год - 42,3 тыс. коек), в то же время мощность дневных стационаров увеличилась и составила 6143 койки, из них в поликлиниках - 2185 коек (34,9 процента).
Модель организации медицинской помощи в Ростовской области представляет собой трехуровневую систему, включающую медицинские организации областного, межтерриториального и муниципального уровней.
Оказание медицинской помощи пациентам будет осуществляться на основе внедрения порядков и стандартов оказания медицинской помощи, что позволит оптимизировать ее этапность, использовать правильный алгоритм взаимодействия учреждений здравоохранения, обеспечить преемственность в ведении больного на всех этапах, что значительно повысит качество медицинской помощи населению.
Порядки оказания специализированной медицинской помощи предусматривают этапную систему оказания специализированной медицинской помощи с маршрутизацией направления пациентов в учреждения здравоохранения трех уровней:
муниципальные - для оказания первичной специализированной медицинской помощи при неотложных состояниях;
межрайонные центры - для оказания специализированной помощи, в том числе при неотложных состояниях;
государственные учреждения Ростовской области и федеральные учреждения - для оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи.
При оказании медицинской специализированной помощи по профилю "фтизиатрия" на этапе проведения диагностики, для выявления, определения чувствительности микобактерий туберкулеза и мониторинга лечения лиц, больных туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя, в соответствии с перечнем, утвержденным Министерством здравоохранения Российской Федерации, проведение диагностических исследований в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи больным туберкулезом.
Проведение диагностических исследований для выявления и мониторинга лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов В и С. Основным показателем оценки эффективности данных мероприятий является увеличение доли ВИЧ-инфицированных лиц, состоящих на диспансерном учете, в общем количестве лиц, у которых выявлена ВИЧ-инфекция.
В рамках оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи по профилю "трансплантология", обеспечение медицинской деятельности, связанной с донорством органов человека в целях трансплантации (пересадки), включающей проведение мероприятий по медицинскому обследованию донора, обеспечение сохранности донорских органов до их изъятия у донора, изъятие донорских органов, хранение и транспортировку донорских органов и иных мероприятий, направленных на обеспечение этой деятельности.
Проведение мероприятий по доступности получения льготных лекарственных препаратов при лечении больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей, включающих в себя хранение лекарственных препаратов, доставку лекарственных препаратов до аптечных организаций, создание и сопровождение электронных баз данных учета и движения лекарственных препаратов в пределах Ростовской области.
Для пропаганды здорового образа жизни и профилактики ВИЧ-инфекции и гепатитов В и С проведение социальных услуг по санитарно-просветительной работе, в том числе с привлечением некоммерческих организаций.
Одной из приоритетных задач социально-экономического развития Ростовской области является укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения. Также будут осуществлены работы по разработке проектно-сметной документации и проведению ремонтных работ в государственных учреждениях здравоохранения.
Разработка проектно-сметной документации на реконструкцию указанных объектов здравоохранения, а также проведение работ находятся в компетенции участника Программы - министерства строительства Ростовской области.
Планируется проведение капитальных ремонтов в двенадцати муниципальных учреждениях здравоохранения и их структурных подразделениях (г. Волгодонск, г. Новочеркасск, г. Донецк, Песчанокопский, Обливский, Кашарский, Мартыновский, Белокалитвинский, Верхнедонской, Зимовниковский, Неклиновский, Морозовский районы) в соответствии с разработанной проектно-сметной документацией и бюджетными финансовыми средствами, предусмотренными на данные цели.
Вместе с тем лечебно-профилактические учреждения Ростовской области необходимо оснастить современным медицинским, технологическим и другим оборудованием, мебелью, автотранспортом, инвентарем, сложнобытовой и оргтехникой (по заявкам), что позволит повысить качество оказания медицинской помощи за счет внедрения современного оборудования и современных методов диагностики и лечения.
На территории Ростовской области в рамках территориальной программы государственных гарантий гражданам бесплатно предоставляется специализированная медицинская помощь.
Специализированная медицинская помощь оказывается бесплатно в стационарных условиях и в условиях дневного стационара врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий.
В рамках вышеназванного мероприятия будут реализовываться полномочия Ростовской области в части обеспечения бесплатной медицинской помощью неработающего населения и осуществления мероприятий по содержанию учреждений здравоохранения, оказывающих медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования.
Оказание скорой медицинской помощи и медицинской помощи на фельдшерско-акушерских пунктах сельским жителям будет обеспечено за счет: обеспечения финансирования выполнения муниципальными учреждениями здравоохранения муниципальных услуг, а именно: заработной платы; начислений на оплату труда; приобретения лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, оплаты стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования); организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации); оплаты услуг связи; оплаты транспортных услуг; оплаты программного обеспечения; приобретения оборудования стоимостью до ста тысяч рублей за единицу, денежных выплат стимулирующего характера отдельным категориям медицинских работников.
Общий экономический эффект от реализации мероприятия 2.9 будет достигнут за счет обеспечения жителей Ростовской области необходимой первичной медико-санитарной помощью в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощью (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощью женщинам в период беременности, во время и после родов в муниципальных лечебно-профилактических учреждениях, а также повышения укомплектованности медицинскими работниками станций (отделений) скорой медицинской помощи и фельдшерско-акушерских пунктов.
Оценка эффективности реализации мероприятия 2.9 проводится по итогам фактического расходования ассигнований, выделенных на организацию оказания первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов в муниципальных учреждениях здравоохранения за счет средств областного бюджета.
Реализация данного мероприятия позволит улучшить качество медицинской помощи, предоставляемой муниципальными учреждениями здравоохранения, повысить заработную плату отдельным категориям работников.
Социальная эффективность реализации мероприятия 2.9 будет выражена в увеличении продолжительности жизни, сохранении трудового потенциала населения.
Основное мероприятие 2.10. Совершенствование высокотехнологичной медицинской помощи, развитие новых эффективных методов лечения
Высокотехнологичная медицинская помощь относится к наиболее эффективным видам медицинской помощи, приводящим к существенному и стойкому улучшению состояния здоровья, качества жизни пациентов.
Одной из основных целей государственной политики в области охраны здоровья граждан Российской Федерации было определено повышение доступности для населения Российской Федерации дорогостоящей высокотехнологичной медицинской помощи. Оказание жителям Ростовской области высокотехнологичной медицинской помощи осуществляется в 5 государственных учреждениях здравоохранения Ростовской области, в 4 федеральных центрах, расположенных на территории области, а также в федеральных центрах за пределами области. В целях повышения доступности будет реализован ряд мероприятий.
В ходе реализации мероприятия 2.10 будет решена задача по обеспечению малоимущих слоев населения, нуждающихся в слухопротезировании, как моноурально, так и бинаурально, слуховыми аппаратами.
Оценка эффективности осуществляется на основе показателя обеспечения нуждающихся граждан, отнесенных к категории малоимущих, дорогостоящими аппаратами (слухопротезирование), а именно достижения показателя 100 процентов на протяжении периода с 2014 до 2020 года.
Общий экономический эффект от реализации мероприятия 2.10 будет достигнут за счет компенсации утраченной функции слуха у отдельных категорий населения.
Социальная эффективность реализации мероприятия 2.10 Программы будет выражена в улучшении качества, сохранении трудового потенциала населения.
Жителям Ростовской области высокотехнологичная медицинская помощь оказывается в государственных учреждениях здравоохранения, что позволяет уменьшить удельный вес всех обоснованных отказов в оказании высокотехнологичной медицинской помощи и стабилизировать удельный вес на уровне 1,5 процента от общего количества направленных пациентов в период с 2014 по 2020 год. Общий экономический эффект от реализации мероприятия будет достигнут за счет снижения инвалидности и смертности.
Социальная эффективность реализации мероприятия 2.10 подпрограммы будет выражена в уменьшении периода ожидания очереди на оперативное лечение, улучшении качества жизни, увеличении ее продолжительности, сохранении трудового потенциала населения, снижении уровня инвалидизации населения.
Постановлением Правительства Ростовской области от 14 марта 2014 г. N 180 в подраздел "Основное мероприятие 2.11" раздела 9 настоящего приложения внесены изменения
Основное мероприятие 2.11. Развитие службы крови
Служба донорской крови и ее компонентов является одной из важнейших составных частей здравоохранения Ростовской области, которая обеспечивает оказание трансфузиологической помощи как в мирное время, так и при различных чрезвычайных ситуациях, что имеет общегосударственный стратегический характер, затрагивающий вопросы безопасности страны.
Сложности социально-экономического характера, наблюдавшиеся в 90-е годы в стране, имели негативные последствия для развития службы крови. Отсутствие адекватного финансирования привело к тому, что материально-техническая база службы крови оказалась морально и физически изношенной, что существенно сдерживало внедрение в практику современных мировых и отечественных технологий по обеспечению безопасности и эффективности гемотрансфузионной терапии.
Специалистами государственного бюджетного учреждения Ростовской области "Станция переливания крови" была успешно решена задача по улучшению качества оказания трансфузиологической помощи населению Ростовской области на основе повышения качества и эффективности компонентов донорской крови, производимых учреждением.
Государственное бюджетное учреждение Ростовской области "Станция переливания крови" выполняет работу по организации донорства, по заготовке, переработке, хранению и обеспечению безопасности донорской крови и ее компонентов в стационарных и выездных условиях в соответствии с федеральными законами, действующими инструкциями, технологическими регламентами, общеотраслевыми стандартами.
По состоянию на 1 января 2013 г. служба крови Ростовской области представлена государственным бюджетным учреждением Ростовской области "Станция переливания крови", в состав которой входят 5 филиалов и 6 отделений переливания крови. Для повышения качества работы учреждения службы крови необходимо его оснащение современным медицинским, технологическим и другим оборудованием, мебелью, автотранспортом, инвентарем, сложнобытовой и оргтехникой.
В целях повышения эффективности развития службы крови также будут реализовываться задачи, направленные на:
развитие пропаганды регулярного донорства среди наиболее активной части населения - молодежи, привлечение крупного, среднего бизнеса к участию в донорстве посредством повышения социальной ответственности, широкое освещение деятельности службы крови в средствах массовой информации, координация данного вида деятельности через общественные, донорские советы;
сокращение списания эритроцитсодержащих компонентов по истечении срока хранения;
увеличение заготовки плазмы аппаратным методом от объема всей заготовленной плазмы;
увеличение заготовки и выдачи эритроцитной взвеси, как компонента, наиболее соответствующего современным требованиям клинической трансфузиологии, а в дальнейшем и полный уход от этого вида продукции;
100-процентное выполнение стандартных операционных процедур (СОПов) по отбору доноров, проведению забора крови, процедуры карантинизации, выбраковки продукции и т.д.;
выдача в лечебную сеть 100 процентов плазмы, прошедшей карантинизацию или (и) вирусную инактивацию;
обеспечение до 100 процентов выявления антиэритроцитарных антител, фенотипирования антигенов эритроцитов системы АВО при каждой донации и систем "Резус" и "Келл" у доноров не менее двух раз с применением гелевых технологий.
Эффективность реализации мероприятий будет оцениваться уровнем инфекционной, иммунологической, технологической безопасности, а также эффективностью и качеством гемотрансфузионной терапии.
Оценка эффективности деятельности службы крови будет осуществляться по результатам достижения следующих показателей:
увеличение заготовки и выдачи эритроцитной взвеси, как компонента, наиболее соответствующего современным требованиям клинической трансфузиологии;
выдача в лечебную сеть 100 процентов плазмы, прошедшей карантинизацию или (и) вирусную инактивацию.
В рамках Программы областные государственные учреждения оказывают государственные услуги в соответствии с утвержденным государственным заданием. Информация о сводных значениях показателей государственного задания отражена в приложении N 4 к настоящей Программе.
В целях исполнения основных мероприятий Программы предусмотрено проведение строительства, реконструкции и капитального ремонта государственных учреждений здравоохранения и образования. Перечень инвестиционных проектов приведен в приложение N 5 к настоящей Программе.
Постановлением Правительства Ростовской области от 14 марта 2014 г. N 180 в подраздел 9.5 раздела 9 настоящего приложения внесены изменения
9.5. Информация по ресурсному обеспечению Подпрограммы 2
Финансирование мероприятий Подпрограммы 2 осуществляется за счет средств областного и местных бюджетов, Территориального фонда обязательного медицинского страхования.
Ресурсное обеспечение реализации Программы подлежит ежегодному уточнению в рамках бюджетного цикла.
Предоставление и расходование бюджетными учреждениями субсидий, предусмотренных данной подпрограммой за счет ассигнований областного бюджета, осуществляется в порядке предоставления и расходования субсидий, описанном в разделе 4 Программы.
Подробная характеристика объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации Подпрограммы, представлена в приложениях N 7 и N 8 к настоящей Программе.
9.6. Участие муниципальных образований Ростовской области в реализации подпрограммы "Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации"
В реализации подпрограммы Программы участвуют муниципальные образования Ростовской области.
Распределение субсидий местным бюджетам на очередной финансовый год и на плановый период по муниципальным образованиям и направлениям расходования средств представлено в приложении N 9.
Предоставление и расчет субсидии для софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, в целях софинансирования особо важных и (или) контролируемых Правительством Ростовской области объектов осуществляется в порядке, описанном в разделе 5 Программы.
Перечень инвестиционных проектов (объекты, находящиеся в муниципальной собственности) приведен в приложении N 10 к настоящей Программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.