Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Ростовской области от 29 марта 2017 г. N 233 в раздел 1 настоящего приложения внесены изменения
Раздел 1. Общая характеристика текущего состояния сфер культуры и туризма Ростовской области
Реализация Программы осуществляется в двух значимых сферах экономики Ростовской области: культуры и туризма.
Важным фактором социально-экономического и политического развития российского общества является стабильное развитие сферы культуры, сохранение культурных и нравственных ценностей, межрегиональных и межнациональных культурных связей, укрепление духовного единства общества. Государственная политика в сфере культуры также направлена на создание условий, в которых активно формируется культурный и духовный потенциал личности, и возможна его максимально полная реализация.
В Ростовской области на сегодняшний день имеется значительный культурный потенциал: многочисленные объекты культурного наследия и традиционные духовные ценности в их многонациональном разнообразии, обширная сеть учреждений культуры, искусства и образования в сфере культуры, квалифицированные кадры.
Основой инфраструктуры культуры Ростовской области являются 2 364 государственных и муниципальных учреждения, оказывающих услуги в сфере культуры.
Реализацию образовательных программ в сфере культуры и искусства оказывают следующие образовательные учреждения:
124 муниципальных детских школ искусств;
5 государственных бюджетных образовательных учреждений среднего профессионального образования, подведомственные министерству культуры Ростовской области;
государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) Ростовской области "Областные курсы повышения квалификации работников культуры и искусства".
За последние годы в Ростовской области накоплен положительный опыт реализации областных долгосрочных целевых программ в сфере культуры.
Реализация данных программ способствовала развитию как государственного областного, так и муниципального секторов культуры, общественных организаций. Государственную поддержку получили муниципальные культурно-досуговые учреждения, библиотеки, детские школы искусств, национально-культурные автономии, творческие союзы.
Сохранение исторического и культурного наследия Ростовской области осуществлялось путем реализации комплекса мероприятий по реставрации и капитальному ремонту объектов культурного наследия. Проведен комплекс мероприятий, направленных на государственную охрану и учет объектов культурного наследия.
Формированию единого культурного пространства Ростовской области способствовало создание возможностей получения жителями области доступа к культурным ценностям (включая памятники истории и культуры, библиотечные и музейные фонды), организация гастролей профессиональных театральных и концертных коллективов в муниципальных образованиях области, проведение крупных культурных акций, конкурсов и фестивалей, выставок, ремонт и оснащение областных и муниципальных учреждений культуры.
Совершенствовались механизмы обеспечения свободы творчества, права граждан на участие в культурной жизни, система выявления и поддержки одаренных детей и молодежи. Сохранялись лучшие традиции театрального искусства, самодеятельного творчества, национальной казачьей культуры. Создавались условия для обеспечения развития системы подготовки творческих кадров. Обновлены музейные экспозиции и библиотечные фонды.
О положительном результате реализации долгосрочных целевых программ в области культуры свидетельствуют основные показатели уровня развития сферы культуры в Ростовской области. За период 2010 - 2012 годов резкого падения показателей не отмечено.
Число профессиональных театров и филармонии на конец 2012 года составляет 9 единиц. Численность зрителей театров на конец 2012 года достигла 843,8 тыс. человек.
Число библиотек, начиная с 2010 года, сократилось к концу 2012 года до 1 016 единиц. Сокращение сети общедоступных публичных библиотек произошло в основном за счет слияния муниципальных библиотек с культурно-досуговыми учреждениями. Тем не менее библиотечными услугами пользуется то же количество людей.
Число музеев составляет 42 единицы, количество посещений музеев к концу 2012 года выросло до 1 549,2 тыс. человек.
Таким образом, программный метод управления концентрирует финансовые ресурсы на конкретных объектах и приоритетных направлениях развития сферы культуры и позволяет сфере культуры стать полноценным и активным участником социально-экономических процессов, происходящих в Ростовской области.
Исходя из приоритетных направлений развития сферы культуры, определенных Стратегией социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Ростовской области от 30.10.2007 N 2067, в рамках реализации государственной Программы планируется выполнение мероприятий с учетом усиления эффективности охраны и сохранения памятников истории и культуры, развития музейного, библиотечного, театрального дела, профессионального искусства, поддержки муниципальных учреждений культуры, а также мероприятий по совершенствованию системы художественного образования.
В рамках реализации Программы планируется выполнить показатели, осуществить значимые проекты в сфере культуры, достичь намеченных результатов.
В настоящее время туристская деятельность в Ростовской области, как и в целом по России, находится в стадии реформирования и развития. За период 2008 - 2012 годов область, несмотря на традиционно устойчивый курс развития аграрно-промышленного комплекса, смогла войти в число туристских лидеров Российской Федерации, представив свои туристские ресурсы в качестве мощного потенциала для активного развития различных видов туризма и отдыха.
К наиболее существенным преимуществам туристской отрасли в Ростовской области относятся:
ее выгодное географическое расположение и благоприятные климатические условия;
разнообразие природных ресурсов; развитая транспортная инфраструктура; богатое культурно-историческое наследие, в том числе представленное самобытными донскими традициями;
высокий уровень деловой активности в городах области и, в частности, городе Ростове-на-Дону - административном центре области и столице Юга России.
Анализ современного состояния туризма в Ростовской области показывает его стабильность и динамичное развитие. Отмечается ежегодный рост туристского потока, который в 2012 году превысил 1 миллион посещений, увеличив количество туристов на 10 процентов по сравнению с 2011 годом. Заметно растет спрос на внутренние туристские услуги, что отражается на положительной динамике строительства малых средств размещения и на объемах инвестиционных предложений по гостиничному строительству.
По показателям 2012 года туристская отрасль Ростовской области имеет в своем активе 430 гостиниц и иных средств размещения с номерным фондом 27,5 тысячи мест единовременного размещения. Туристские услуги оказывают более 350 турфирм, из которых 77 входят в Единый федеральный реестр туроператоров России.
В 2015 году услуги в сфере туризма Ростовской области оказывало 495 гостиниц и иных средств размещения с номерным фондом 30 тысяч мест единовременного размещения, а также 320 турфирм. Расширение регионального туристского рынка отражается на росте вклада туризма в социально-экономическое развитие Ростовской области:
объем туристской добавленной стоимости - 12 млрд рублей;
объем платных услуг субъектов туриндустрии - более 5 млрд рублей;
доля туриндустрии в ВРП области - 1,15 процента (для сравнения, в 2010 году - 1,07 процента).
Вместе с тем существуют сдерживающие факторы развития донского туризма, к которым можно отнести:
недостаточно развитая туристская инфраструктура и отсутствие готовых инвестиционных площадок для строительства объектов туристско-рекреационного назначения в большинстве муниципальных образований области;
малое количество гостиничных средств размещения туристского класса c современным уровнем сервиса;
высокая стоимость проживания в гостиницах, питания, транспорта и иных услуг, предлагаемых туристам;
недостаточная некоммерческая реклама туристских возможностей Ростовской области как на зарубежных направляющих рынках, так и внутри страны, что затрудняет деятельность по целенаправленному формированию позитивного имиджа региона как территории, благоприятной для туризма, что связано с ограниченным бюджетным финансированием;
дефицит конгрессно-выставочных площадок для проведения масштабных мероприятий.
Влияние сдерживающих факторов возможно преодолеть путем повышения качества управления в сфере туризма, создавая соответствующие организационные структуры на региональном и местном уровнях при условии стабильного финансирования из бюджетных и внебюджетных источников системных мероприятий. Дополнительным условием успешного развития сферы туризма является также активное вовлечение и участие общественных и профессиональных туристских объединений в формировании и продвижении регионального туристского продукта и туристской привлекательности Ростовской области.
Важное значение для успешной реализации Программы имеет прогнозирование возможных рисков, связанных с достижением основных целей, решением задач Программы, оценка их масштабов и последствий, а также формирование системы мер по их предотвращению.
В рамках реализации Программы могут быть выделены следующие риски ее реализации.
Правовые риски связаны с изменением федерального, областного законодательства, длительностью формирования нормативно-правовой базы, необходимой для эффективной реализации государственной программы. Это может привести к существенному увеличению планируемых сроков или изменению условий реализации мероприятий государственной программы.
Для минимизации воздействия данной группы рисков в рамках реализации Программы планируется:
на этапе разработки проектов документов привлекать к их обсуждению основные заинтересованные стороны, которые впоследствии должны принять участие в их согласовании;
проводить мониторинг планируемых изменений в федеральном, областном законодательстве в сферах культуры, туризма и смежных областях.
Финансовые риски связаны с возникновением бюджетного дефицита и недостаточным, вследствие этого, уровнем бюджетного финансирования, секвестированием бюджетных расходов на сферы культуры и туризма, а также отсутствием устойчивого источника финансирования деятельности общественных объединений и организаций, что может повлечь недофинансирование, сокращение или прекращение программных мероприятий.
Способами ограничения финансовых рисков выступают следующие меры:
ежегодное уточнение объемов финансовых средств, предусмотренных на реализацию мероприятий государственной программы, в зависимости от достигнутых результатов;
определение приоритетов для первоочередного финансирования;
планирование бюджетных расходов с применением методик оценки эффективности бюджетных расходов;
привлечение внебюджетного финансирования, в том числе на основе выявления и внедрения лучшего международного опыта по данному вопросу.
Макроэкономические риски связаны с возможностями ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры, снижения темпов роста национальной экономики и уровня инвестиционной активности, высокой инфляцией, а также с кризисом банковской системы и возникновением бюджетного дефицита, что может вызвать снижение инвестиционной привлекательности сфер культуры и туризма, необоснованный рост стоимости услуг в сферах культуры и туристских услуг, а также существенно снизить объем платных услуг в сферах культуры и туризма.
Изменение стоимости предоставления государственных услуг (выполнения работ) может негативно сказаться на структуре потребительских предпочтений населения. Эти риски могут отразиться на возможности реализации наиболее затратных мероприятий Программы, в том числе связанных со строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом учреждений культуры.
Снижение данных рисков предусматривается мероприятиями, направленными на совершенствование государственного регулирования, в том числе на повышение инвестиционной привлекательности и экономическое стимулирование.
Риски данной группы связаны с неэффективным управлением Программой, низкой эффективностью взаимодействия заинтересованных сторон, что может повлечь за собой потерю управляемости отраслей культуры и туризма, нарушение планируемых сроков реализации Программы, невыполнение ее цели и задач, недостижение плановых значений показателей, снижение эффективности использования ресурсов и качества выполнения мероприятий Программы.
Основными условиями минимизации административных рисков являются:
формирование эффективной системы управления реализацией Программы;
проведение систематического аудита результативности реализации Программы;
регулярная публикация отчетов о ходе реализации Программы;
повышение эффективности взаимодействия участников реализации Программы;
заключение и контроль реализации соглашений о взаимодействии с заинтересованными сторонами;
создание системы мониторингов реализации Программы;
своевременная корректировка мероприятий Программы.
Международные риски связаны с политической ситуацией внутри страны и сопряженных государствах, а также отношениями Российской Федерации с другими странами, что оказывает влияние на развитие внутреннего и въездного туризма и международного культурного сотрудничества.
Военные и террористические действия могут привести к снижению туристского потока и формированию образа Российской Федерации как страны, неблагоприятной для туризма, а также снизить ее инвестиционную привлекательность.
Для развития сферы туризма важное значение имеет состояние международных туристских рынков и взаимная интеграция государств, что особо значимо для регионов приграничного туризма.
В сфере культуры эти риски могут привести к резкому уменьшению объема информации, получаемой в рамках культурного обмена, а также снижению возможностей проведения культурных мероприятий в рамках гастрольной и выставочной деятельности.
Для минимизации международных рисков предусматривается принятие оперативных мер по информированию об угрозе безопасности российских туристов.
Кадровые риски обусловлены значительным дефицитом высококвалифицированных кадров в сферах культуры и туризма, что снижает эффективность работы учреждений сферы культуры, предприятий и организаций туристской индустрии и качество предоставляемых услуг.
Снижение влияния данной группы рисков предполагается посредством обеспечения притока высококвалифицированных кадров и переподготовки (повышения квалификации) имеющихся специалистов.
Данные риски связаны с засилием на потребительском рынке продукции массовой культуры, а также противоправными посягательствами на объекты культуры. Негативное воздействие на состояние национальной безопасности в сфере культуры усиливают попытки пересмотра взглядов на историю России, ее роль и место в мировой истории, а также пропаганда образа жизни, в основе которого - вседозволенность и насилие, расовая, национальная и религиозная нетерпимость.
Противодействие угрозам национальной безопасности в сфере культуры будет осуществляться за счет обеспечения эффективности государственно-правового регулирования поддержки и развития разнообразия национальных культур, толерантности и самоуважения, а также развития межнациональных и межрегиональных культурных связей.
Меры налогового, тарифного, кредитного государственного регулирования в рамках реализации государственной программы не предусмотрены. Предоставление налоговых льгот и финансовых гарантий по ранее взятым и перспективным кредитам для организаций всех форм собственности, участвующих в реализации государственной программы, также не предусмотрено.
Выпадающих доходов областного бюджета, бюджета муниципальных образований, участвующих в реализации государственной программы, а также увеличение обязательств Ростовской области не запланировано.
Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации государственной программы представлены в приложении N 1 к государственной программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.