Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 8.1. Характеристика сферы реализации подпрограммы 2
Состояние и перспективное развитие здравоохранения города в значительной степени зависит от подготовки, профессионального уровня и обеспеченности системы медицинскими кадрами, как главным ресурсом здравоохранения. Необходимым условием достижения главной цели модернизации здравоохранения - обеспечение равного доступа каждого гражданина к качественной медицинской помощи - является проведение эффективной кадровой политики в отрасли, в том числе обеспечение оптимального распределения трудовых ресурсов и построение современной системы непрерывного профессионального образования посредством совершенствования организации профессиональной подготовки, повышения квалификации медицинских и фармацевтических работников.
В городе по данным статистической отчетности на 1 января 2013 года в МБУЗ трудилось 392 врача и 1442 средних медицинских работника.
Реализация федеральных, областных и муниципальных целевых программ, направленных на улучшение обеспечения врачебными кадрами МБУЗ, и включающих целевую контрактную подготовку врачей, послевузовское обучение в интернатуре и ординатуре, последипломную подготовку врачей по узким специальностям, повышение квалификации специалистов, оказание государственной поддержки по улучшению жилищных условий молодых специалистов и работников здравоохранения дефицитных специальностей, способствовала сохранению кадрового потенциала системы здравоохранения города. В результате укомплектованность врачебными кадрами МБУЗ увеличилась до 68,9 процентов.
Вместе с тем, для обеспечения достижения максимального эффекта от уже предпринятых действий в сфере кадрового обеспечения отрасли, необходимо решение следующих существенных проблем здравоохранения: дефицит врачей и средних медработников, дисбаланс в обеспечении медицинскими кадрами медицинских организаций, оказывающих стационарную и амбулаторно-поликлиническую помощь, дисбалансом между количеством врачей и средних медицинских работников.
Несмотря на то, что в городе трудятся значительное количество врачей и средних медицинских работников, которые в основном решают задачи индивидуального и общественного здоровья, практическое здравоохранение испытывает определенную потребность в них.
Уровень обеспеченности населения города врачами ниже среднероссийского показателя и составляет 30,5 человек на 10 тыс. человек населения. Таким же образом сложилась ситуация в части обеспеченности населения средним медицинским персоналом и составляет 85,3 человек на 10 тыс. человек населения, что не позволяет в полной мере обеспечить равенство в доступности и качестве медицинской помощи граждан в городе.
Дефицит медицинских кадров, как врачей, так и средних медицинских работников, отмечен во всех типах медицинских организаций и на всех уровнях оказания медицинской помощи.
Дефицит ряда врачей-специалистов отмечается в амбулаторно-поликлинических МБУЗ: терапевтов, педиатров, неврологов, оториноларингологов, офтальмологов, травматологов-ортопедов, врачей-хирургов, акушеров-гинекологов, эндокринологов.
В МБУЗ стационарного лечения имеется дефицит врачей анестезиологов-реаниматологов, инфекционистов, педиатров, терапевтов, кардиологов и др.
Кроме этого, не хватает врачей клинической лабораторной диагностики, скорой медицинской помощи, рентгенологов, патологоанатомов.
Особенно остро проблема кадров проявляется на приоритетных направлениях, обеспечивающих первичную медико-санитарную помощь населению.
Невысокий уровень заработной платы, а также недостаток специалистов привели к распространению вторичной занятости. Коэффициент совместительства составил - 1,2.
Кадровая ситуация сопровождается другими негативными тенденциями. Прогнозируемое сохранение оттока специалистов из системы здравоохранения города, подтверждается неблагоприятной динамикой возрастного состава врачей. Имеющееся увеличение процента молодых специалистов врачей в коллективах МБУЗ за последние 5 лет происходит на фоне опережающего роста числа врачей пенсионного возраста (на 2 процента). Приток молодых специалистов незначительно компенсирует убыль специалистов по причине выхода их на пенсию, что свидетельствует об имеющейся тенденции старения кадрового потенциала отрасли и возможном нарастании имеющегося дефицита медицинских кадров.
Реализация мероприятий подпрограммы позволят обеспечить увеличение значения показателя укомплектованности врачами до 80 процентов в 2015 году и до 91 процентов к 2020 году.
Растущие потребности населения в высококвалифицированной медицинской помощи, оснащение МБУЗ современным оборудованием, внедрение стандартов и порядков оказания медицинской помощи ставят новые задачи в улучшении системы повышения квалификации медицинских работников.
В ходе реализации городских мероприятий по улучшению обеспечения медицинскими кадрами за счет средств областного и местного бюджетов ежегодно более 40 врачей и 145 средних медицинских работников повышают свою квалификацию, более 10 врачей осваивают новые специальности для работы на медицинском оборудовании, полученного в рамках целевых программ. В результате количество врачей, не повышающих свой профессиональный уровень, снизилось до 0,5 процентов, средних медработников - до 0,2 процентов.
Оптимизации соотношения врачебного и среднего медицинского персонала будет способствовать повышению эффективности системы организации медицинской помощи.
Недостаточный уровень эффективности закрепления медицинских работников, прежде всего молодых специалистов, в МБУЗ.
С целью укомплектования медицинскими кадрами МБУЗ широко используется целевая форма подготовки специалистов. В государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Ростовский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации" (далее - РостГМУ) проводится целевое обучение врачей по специальностям: "лечебное дело", "педиатрия", "стоматология" и "фармация". В настоящее время в РостГМУ по целевым направлениям обучается 45 человек из Новочеркасска. В целях повышения эффективности целевой контрактной подготовки, а также привлечения молодых специалистов в МЬУЗ, испытывающие потребность в специалистах, главные врачи МБУЗ принимают участие в проводимой министерством здравоохранения Ростовской области совместно с РостГМУ "Ярмарке вакансий".
Наряду с указанными мероприятиями по насыщению системы здравоохранения высококвалифицированными специалистами, обеспечению привлечения молодых специалистов в отрасль и сохранению имеющихся кадров, острейшей проблемой остается снижение престижа медицинской профессии.
Основной причиной оттока высококвалифицированных специалистов из МБУЗ, а также нежелания выпускников с медицинским образованием работать по специальности и, как следствие, снижения объемов и качества оказания населению медицинской помощи, является низкий уровень заработной платы в МБУЗ.
Мероприятиями подпрограммы предусмотрено поэтапное повышение к 2018 году заработной платы врачей и работников МБУЗ, имеющих медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, до 200 процентов средней заработной платы в области, среднего медицинского (фармацевтического) персонала и младшего медицинского (фармацевтического) персонала - до 100 процентов средней заработной платы в области.
Прогноз развития сферы реализации
В целях улучшения ситуации с обеспечением МБУЗ высококвалифицированными медицинскими кадрами необходимо создание эффективной системы подготовки, а также действенных мер, направленных на снижение дефицита медицинского персонала. Подготовка квалифицированных специалистов в условиях непрерывного профессионального образования, постоянно совершенствующих знания, умения и навыки, обеспечит высокое качество оказания медицинской помощи. Персональный допуск специалистов к профессиональной деятельности будет осуществляться через внедрение единых подходов к определению уровня квалификации и набора компетенции медицинских и фармацевтических работников. На всех этапах реализации подпрограммы планируется проведение мероприятий по оказанию мер социальной поддержки медицинских работников. Предполагается, что реализация целей и задач программы позволит снизить уровень дефицита медицинских кадров и отток специалистов из отрасли, а также повысить престижность медицинских профессий.
Приоритеты муниципальной политики в сфере реализации подпрограммы 2 определены в соответствии с федеральными, областными и муниципальными правовыми актами и продиктованы необходимостью улучшения кадровой ситуации посредством повышения квалификации медицинских работников и создания системы повышения мотивации к качественному труду за счет обеспечения подготовки и переподготовки медицинских кадров на основе непрерывного образования, повышения профессионального уровня и внедрения передовых медицинских технологий.
Основные риски реализации подпрограммы 2 связаны с тем, что нереализация или частичная реализация предлагаемых подпрограммой мероприятий окажет негативное влияние на систему здравоохранения города в целом.
В число наиболее предполагаемых рисков можно отнести: отсутствие комплексных мероприятий социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников.
Мерой управления рисками является осуществление контроля мероприятий кадрового обеспечения МБУЗ.
В рамках реализации подпрограммы 2 осуществление мер государственного регулирования не предусматривается.
Принятие нормативных правовых актов для достижения целей реализации подпрограммы 2 не требуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.