Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Общая характеристика текущего состояния здравоохранения города Новочеркасска
Возрастной состав жителей города Новочеркасска характеризуется преобладанием лиц старших возрастных групп. Количество лиц моложе трудоспособного возраста - 32,1 тыс. человек, в трудоспособном возрасте - 98,9 тыс. человек, старше трудоспособного возраста - 42,1 тыс. человек. Рождаемость в 2012 году составляла 10,8 случая на 1000 человек населения, смертность - 14,9 случаев на 1000 человек населения.
Как и в предыдущие годы, наиболее распространенными причинами смерти в 2012 году остались болезни системы кровообращения (37 процента в общем числе умерших), новообразования (14,3 процента) и внешние причины (9,4 процента).
Всего к началу 2013 года в городе Новочеркасске функционировало 13 МБУЗ. Коечный фонд стационарных МБУЗ составляет 1055 коек, из них круглосуточного пребывания 875 коек, дневного пребывания 180 коек.
В результате проведенной в течение 5 лет реорганизации круглосуточный коечный фонд сократился на 13 процентов, в то же время увеличилась мощность дневных стационаров и составила 261 койку, из них в поликлиниках - 81 койку (31 процент).
Модель организации медицинской помощи в городе Новочеркасске представляет двухуровневую систему, включающую медицинские организации межтерриториального и муниципального уровней. Разработана маршрутизация пациентов по этапам оказания медицинской помощи. На муниципальном уровне специализированная стационарная медицинская помощь оказывается по основным профилям: терапия, кардиология, неврология, хирургия, травматология-ортопедия, оториноларингология, офтальмология, педиатрия, акушерство-гинекология. На данные отделения возлагается ответственность по оказанию специализированной плановой, а в части случаев и экстренной помощи профильным больным.
За время реализации национального проекта "Здоровье" и программы модернизации здравоохранения практически все МБУЗ обеспечены современным оборудованием, позволяющим оказывать качественную медицинскую помощь, обеспечить ее доступность и преемственность между лечением на стационарном и амбулаторно-поликлиническом уровне.
С 2001 по 2011 год заболеваемость населения города постоянно росла, что связано, с одной стороны, с увеличением доли лиц пожилого возраста и с более эффективной выявляемостью заболеваний с помощью новых методов диагностики, а с другой стороны, с неэффективностью системы профилактики и предотвращения заболеваний. В 2001 году уровень общей заболеваемости населения (взрослых, подростков и детей) составил 769,3 случая на 1000 человек населения; в 2006 году - 923,5 случая; в 2010 году - 1 037,9 случая; в 2012 году - 878,7 случая. В 2012 году снизился рост заболеваемости в сравнении с 2010 годом на 15,3 процента.
Основным приоритетом Программы является создание необходимых условий для сохранения здоровья жителей города, для чего требуется обеспечение доступности оказания медицинской помощи, профилактики, диагностики и лечения заболеваний с использованием современных медицинских изделий, а также качественной и эффективной лекарственной терапии.
В посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации были обозначены пути улучшения ситуации в сфере здравоохранения: возрождение системы профилактики заболеваний, формирование культуры здорового образа жизни, создание условий, благоприятствующих рождению и воспитанию детей; укрепление системы первичной медико-санитарной помощи; обеспечение доступности и высокого качества медицинской помощи, в том числе медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения; повышение доступности высокотехнологичных медицинских услуг.
В последние годы значительные инвестиции государства направлены на решение указанных проблем. В городе реализуются: мероприятия приоритетного национального проекта "Здоровье", городская долгосрочная целевая программа "Развитие здравоохранения города Новочеркасска на 2010 - 2014 годы", городская долгосрочная целевая программа "Модернизация здравоохранения города Новочеркасска на 2011 - 2013 годы".
Итоги реализации указанных программ к 2013 году позволили стабилизировать негативные демографические тенденции, а также улучшить ряд демографических показателей:
увеличение рождаемости - в 2012 году показатель составил 10,8 случая на 1000 тыс. человек населения против 10,3 случая в 2011 году;
снижение показателей смертности - общий показатель смертности, то есть число умерших от всех причин на 1000 человек населения, в 2012 году составил 14,9 случаев (в 2011 году - 15,5 случая), что отражает положительную динамику;
увеличение ожидаемой продолжительности жизни - в 2012 году ожидаемая продолжительность жизни увеличилась на 0,7 года - с 70,3 лет в 2011 году до 71 года в 2012 году.
Вместе с тем, в целом демографическая ситуация в городе пока еще остается неблагоприятной. Сложившийся под влиянием длительного снижения рождаемости регрессивный тип возрастной структуры населения (доля населения старших возрастов превышает долю детей и подростков) не обеспечивает достаточных темпов численного роста населения города Новочеркасска и приводит к его "старению". Средний возраст населения города увеличивается.
К настоящему моменту удалось добиться ряда значительных сдвигов, как в структуре организации медицинской помощи, так и в результативности функционирования системы здравоохранения. Во многом преодолены негативные тенденции в состоянии системы диагностики и лечения основных социально значимых заболеваний. Произошли значительные положительные изменения в демографической ситуации. Заложены основы дальнейшего улучшения показателей здоровья населения.
Причинами, формирующими недостаточную динамику в состоянии здоровья населения, являются:
низкая мотивация населения на соблюдение здорового образа жизни;
высокая распространенность поведенческих факторов риска неинфекционных заболеваний (курение, злоупотребление алкоголем и наркотиками, недостаточная двигательная активность, нерациональное несбалансированное питание и ожирение);
высокая распространенность биологических факторов риска неинфекционных заболеваний (артериальная гипертония, гиперхолестеринемия, гипергликемия, избыточная масса тела и ожирение);
несвоевременное обращение за медицинской помощью;
низкая профилактическая активность в работе первичного звена здравоохранения, направленная на своевременное выявление заболеваний, патологических состояний и факторов риска, их обуславливающих;
недостаточно эффективное использование коечного фонда;
неполное внедрение порядков и стандартов оказания медицинской помощи;
отсутствие выработанных индикаторов качества оказания медицинской помощи;
отсутствие унификации оснащения медицинских организаций.
Несмотря на проводимые в городе мероприятия по снижению младенческой смертности она превышает аналогичный среднероссийский показатель. Требуется проведение комплекса мер, направленных на устранение факторов, оказывающих негативное влияние на уровень младенческой смертности, повышение эффективности службы родовспоможения и детства.
Отсутствие в городе коек для оказания паллиативной медицинской помощи неизлечимым пациентам, низкое качество жизни неизлечимых пациентов формирует недостаточную динамику в состоянии здоровья населения.
Имеет место недостаточная обеспеченность отрасли квалифицированным персоналом. Низкая социальная привлекательность работы в здравоохранении является сдерживающим фактором кадрового развития отрасли.
Высокий уровень заболеваемости трудоспособного населения диктует необходимость проведения мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья работников организаций.
Существенным сдерживающим фактором является недостаточное применение современных информационных технологий. На настоящий момент уже реализованы процессы обобщения и предоставления в электронном виде на вышестоящий уровень управления агрегированной информации. При этом не в полной мере внедрены методы систематизации медицинской информации. Соответственно необходимо создание и применение алгоритмов аналитической обработки информации для целей управления в здравоохранении.
Кроме этого, в МБУЗ недостаточно широко используются современные информационно-телекоммуникационные технологии. Широкое внедрение телемедицины на основе единой технологической и технической политики позволит существенно повысить эффективность оказания первичной медико-санитарной помощи путем проведения удаленного скрининга высокорисковых групп пациентов на уровне первичного звена, повышения качества диагностики социально значимых заболеваний на уровне первичного звена, повышения эффективности оказания скорой и неотложной медицинской помощи за счет использования технологии ГЛОНАСС, повышения доступности консультационных услуг медицинских экспертов для населения за счет использования телемедицинских консультаций.
Прогноз развития сферы реализации Программы.
Дальнейшее развитие сферы здравоохранения в период до 2020 года, связано с необходимостью решения существующих проблем. Таким образом, структура Программы должна охватывать как направления, связанные с решением первоочередных проблем смертности и заболеваемости населения города, так и направления, обеспечивающие дальнейшее развитие городской системы здравоохранения.
Дальнейшее внедрение новых методов и способов диагностики, применение различного рода лекарств, вакцин, внедрение методов малоинвазивной хирургии и т.п. позволит снизить уровень прямого вмешательства медицины в человека, сделать процесс лечения более щадящим, а во многих случаях - предотвратить развитие опасного заболевания.
В ходе реализации Программы предполагается дальнейшее активное распространение и усиление роли механизмов, обеспечивающих недопущение или возможно более раннюю коррекцию факторов риска развития заболеваний и самих заболеваний.
На этапе оказания первичной медико-санитарной помощи, являющейся основой системы оказания медицинской помощи, будут выявляться факторы риска неинфекционных заболеваний и их коррекция, осуществляться ранняя диагностика этих заболеваний и эффективное их лечение, а также происходить обучение людей навыкам по сохранению и укреплению здоровья.
Чтобы улучшить ситуацию с состоянием здоровья граждан, необходимо обеспечить применение инновационных разработок в сфере профилактики, диагностики и лечения заболеваний.
Приоритеты и цели политики в области здравоохранения.
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, Стратегией социально-экономического развития города Новочеркасска до 2020 года, утвержденной решением Городской Думы от 26.03.2012 N 232, и Программой социально-экономического развития города Новочеркасска на 2012 - 2015 годы декларированы высокие стандарты благосостояния человека, означающие, в частности, доступность услуг здравоохранения требуемого качества.
В среднесрочном периоде актуальными являются: реализация мер, направленных на снижение смертности населения, прежде всего от основных причин смерти; профилактика, своевременное выявление и коррекция факторов риска неинфекционных заболеваний, а также диагностика и лечение на ранних стадиях заболеваний, которые обуславливают наибольший вклад в структуру смертности и инвалидизации населения; профилактика и своевременное выявление профессиональных заболеваний; снижение материнской и младенческой смертности, повышение уровня рождаемости.
Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года основные приоритеты социальной и экономической политики в период 2014 - 2020 годов включают распространение здорового образа жизни; внедрение инновационных технологий в здравоохранении, решение проблемы их кадрового обеспечения.
Развитие человеческого потенциала.
Уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики в значительной степени определяется качеством профессиональных кадров. Ключевым фактором привлечения и удержания высококвалифицированных кадров является уровень качества и доступности системы охраны здоровья.
Важными характеристиками успешного решения задач развития человеческого капитала являются стабилизация демографической ситуации, снижение смертности в трудоспособном возрасте, структурная и технологическая модернизация здравоохранения, увеличение роли профилактики заболеваний и формирование здорового образа жизни.
Анализ рисков реализации Программы.
При реализации поставленных в Программе задач осуществляются меры, направленные на снижение последствий возможных рисков и повышение уровня гарантированности достижения предусмотренных Программой конечных результатов.
К рискам, в том числе, относятся следующие виды:
макроэкономические риски - возможность ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры, снижение темпов роста экономики, высокая инфляция могут негативно повлиять на функционирование системы здравоохранения, а также затормозить структурные преобразования в ней;
финансовые риски - отсутствие или недостаточное финансирование мероприятий в рамках Программы может привести к снижению обеспеченности и качества оказываемой медицинской помощи жителям города, и, как следствие, недостижение целевых индикаторов (показателей) Программы. При неблагоприятном прогнозе демографические показатели могут измениться в отрицательную сторону. Преодоление рисков может быть осуществлено путем сохранения устойчивого финансирования отрасли, а также путем дополнительных организационных мер, направленных на преодоление данных рисков;
организационные риски - преодоление таких рисков может быть осуществлено путем усиления методической и кадровой работы с МБУЗ, а также жесткой привязки оценки деятельности руководителей МБУЗ к демографическим показателям и состоянию здоровья проживающего населения.
В рамках реализации Программы осуществление мер государственного регулирования не предусматривается.
Принятия нормативных правовых актов для достижения целей реализации Программы не требуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.