Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 8.1. Характеристика экономического и материально-технического состояния ЦСОН
Социальная поддержка граждан представляет собой систему правовых, экономических, организационных и иных мер, гарантированных государством отдельным категориям населения.
Выполнение в полном объеме социальных обязательств перед населением города, усиление социальной поддержки, обеспечение необходимого объема и качества социальных услуг является приоритетным направлением муниципальной политики в социальной сфере.
Население города, как и России в целом, переживает устойчивый период демографического старения. Удельный вес населения города в возрасте моложе трудоспособного составил 13,2% от численности всего населения города (что на 1,7% ниже областного показателя), доля лиц пенсионного возраста - 23,8%. Численность лиц старше трудоспособного возраста по городу превышает число детей и подростков до 16 лет к началу 2012 года на 19,36 тыс. человек, или на 86,6%. В дальнейшем по городу прогнозируется снижение численности населения в трудоспособном возрасте. Показатель демографической нагрузки (отношение численности населения нетрудоспособного возраста к населению в трудоспособном возрасте) к началу 2010 года составил в городе 607 человек на 1000 лиц трудоспособного возраста. В перспективе прогнозируется рост величины нагрузки населения города нетрудоспособных возрастов на трудоспособное население города к 2015 году до 707 человек, а к 2026 году - до 809 человек.
В полном объеме в городе удовлетворена потребность граждан пожилого возраста и инвалидов, в том числе детей-инвалидов, нуждающихся в социальном обслуживании на дому.
В городе создан и более 20 лет действует ЦСОН.
В структуру ЦСОН входят: 11 отделений социального обслуживания на дому (далее - ОСО), специалисты по социальной работе (для консультаций), культорганизатор и инструктор по трудовой терапии.
ОСО осуществляют социальное обслуживание на дому граждан пожилого возраста (мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет) и инвалидов (в том числе детей-инвалидов), частично утративших способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом или болезнью.
В результате проведения в 2010 году оптимизации сети муниципальных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в соответствии с постановлением Администрации Ростовской области от 16.10.2009 N 530 "Об утверждении примерных штатных расписаний учреждений социального обслуживания" в ЦСОН были сокращены 66 должностей социальных работников и 11 должностей заведующих ОСО. Таким образом, на 20% увеличилась нагрузка на социальных работников и на 100% выросла нагрузка на заведующих ОСО. Так в 2009 году на обслуживании в ОСО находилось 2080 граждан пожилого возраста и инвалидов, а в 2012 году их число возросло до 2115 человек.
В рамках программы оптимизации в 2011 году были упразднены отделение дневного пребывания и отделение срочной социальной помощи. На базе отделения дневного пребывания организован "Университет третьего возраста", который функционирует как клубно-кружковая форма работы по социальной реабилитации пожилых людей, физической деятельности, организации их всестороннего досуга. Одновременно обучение проходят тридцать слушателей. Курс обучения рассчитан на один год. На четырех факультетах реализуются следующие учебные программы: "Домашняя академия", "Здоровый образ жизни", "Основы правовой культуры", "Компьютерный мир". Данный проект реализуется в рамках социального партнерства.
В целях расширения спектра предоставляемых социальных услуг в ЦСОН внедряются инновационные социальные технологии и формы социального обслуживания граждан. При ЦСОН с 2011 года организовано обучение пожилых людей компьютерной грамотности, где одновременно обучение проходят 10 слушателей, а курс обучения рассчитан на один месяц.
В системе социального обслуживания наблюдается дефицит квалифицированных кадров. Причинами недоукомплектованности являются низкий уровень оплаты труда, большая психологическая и физическая нагрузка, непрестижность профессии.
В 2011 году средняя заработная плата работников ЦСОН составила 6876,32 рублей, при этом оставаясь самой низкой в сравнении с другими учреждениями бюджетной сферы Ростовской области (здравоохранение - 13354,8 рублей, образование - 10912,0 рублей, культура - 9038,1 рублей).
В 2012 году среднемесячная заработная плата социального работника ЦСОН составляла 8310,22 рублей.
В первом квартале 2013 года среднемесячная заработная плата социального работника ЦСОН составила 10252,0 рублей.
В 2011 году среднесписочная численность социальных работников ЦСОН составила 256 человек, в 2012 году - 257 человек, за первый квартал 2013 года - 254 человека.
Материально-техническая база ЦСОН включает 1 здание социального назначения по адресу: ул. Социалистическая/спуск Красный, дом 1 (построено до 1917 года), а также 1 здание социального назначения и 2 здания хозяйственного назначения по адресу: ул. Добролюбова, дом 98 (построены до 1917 года).
Здание по ул. Социалистической/спуску Красному, 1, нуждается в капитальном ремонте.
Планируется реконструкция здания по ул. Добролюбова, 98, и благоустройство прилегающей территории за счет средств местного бюджета.
При проведении социальной политики необходима адекватная оценка сопутствующих рисков и гибкое реагирование на возникающие неблагоприятные тенденции.
К рискам реализации подпрограммы 2, следует отнести следующие.
1. Организационные риски.
Связаны с ошибками управления реализацией подпрограммы 2. Непринятие мер по урегулированию организационных рисков может повлечь нецелевое и (или) неэффективное использование бюджетных средств, невыполнение ряда мероприятий подпрограммы 2 или нарушение сроков их выполнения.
Мерами по снижению организационных рисков являются закрепление персональной ответственности руководителей участников подпрограммы 2; повышение квалификации и ответственности персонала и участников подпрограммы 2 для своевременной и эффективной реализации предусмотренных мероприятий; координация деятельности персонала участников подпрограммы 2 и налаживание административных процедур для снижения данного риска.
2. Финансовые риски.
Недофинансирование мероприятий подпрограммы 2 может привести к снижению показателей ее эффективности, прогнозируемости результатов, вариативности приоритетов при решении рассматриваемых проблем. Данные риски возникают по причине продолжительности срока реализации подпрограммы 2, а также высокой зависимости ее успешной реализации от стабильного финансирования.
Мерами по снижению финансовых рисков являются обеспечение сбалансированного распределения финансовых средств по основным мероприятиям подпрограммы 2 в соответствии с ожидаемыми конечными результатами; ежегодное уточнение объемов финансовых средств, предусмотренных на реализацию программных мероприятий, в зависимости от достигнутых результатов.
3. Социальные риски.
Одним из основных рисков является экономическое условие развития города и, как следствие, недофинансирование мероприятий подпрограммы 2.
Для минимизации социальных рисков будет осуществляться мониторинг и оценка предоставления социальных услуг.
Социальные риски связаны также с дефицитом кадров системы социального обслуживания населения.
Минимизации данных рисков будет способствовать реализация предусмотренных мер, направленных на повышение средней заработной платы социальных работников ЦСОН, оказывающих социальные услуги, повышение престижа профессии социальных работников (в том числе участие в планируемом ежегодном областном конкурсе "Лучший работник учреждения социального обслуживания").
4. Непредвиденные риски.
Связаны с кризисными явлениями в экономике Российской Федерации, с природными и техногенными катастрофами. Возникновение непредвиденных рисков может привести к снижению бюджетных доходов, ухудшению динамики основных макроэкономических показателей, в том числе повышению инфляции, а также потребовать концентрации бюджетных средств на преодоление последствий таких катастроф.
В целом, способом ограничения рисков будет являться мониторинг эффективности проводимых мероприятий, ежегодная корректировка целевых индикаторов (показателей) в зависимости от достигнутых результатов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.