Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 7.1. Характеристика сферы реализации подпрограммы 1
Обеспечение сохранения использования и популяризации объектов культурного наследия, расположенных в городе Новочеркасске
Город Новочеркасск уникален по количеству и разнообразию памятников истории и культуры, которые являются частью национального культурного достояния Ростовской области. Популяризация объектов культурного наследия способствует взаимному пониманию, уважению и сближению людей, ведет к духовному объединению нации на основе единых исторических корней, способствует воспитанию патриотических чувств.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Объекты культурного наследия, являющиеся основным живым свидетельством развития цивилизации и подлинным отражением древних традиций, необходимо сохранять во имя обеспечения доступа к культурным ценностям нынешних и будущих поколений России.
Сохранение объектов культурного наследия это направленные на обеспечение физической сохранности объектов культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор.
В настоящее время в сфере сохранения объектов культурного наследия - памятников истории, архитектуры и монументального искусства, выделяется ряд проблем: критическое физическое состояние памятников, процессы естественного старения объектов культурного наследия, высокая степень амортизации значительного числа зданий, являющихся объектами культурного наследия, что приводит к возникновению реальной угрозы их утраты.
Обеспечение сохранения объектов культурного наследия требует значительных инвестиций, объем которых зачастую превышает стоимость нового строительства. В настоящее время недостаточность денежных средств, выделяемых на работы по сохранению объектов культурного наследия, не позволяет предотвратить ухудшение состояния большей части объектов культурного наследия и поддерживать их в удовлетворительном состоянии, поэтому необходимо с каждым годом увеличивать финансирование мероприятий по обеспечению сохранения объектов культурного наследия.
В соответствии со статьей 64 Федерального закона от 22.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объекты культурного наследия федерального и регионального значения считаются включенными в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) (далее - реестр) с последующей регистрацией данных объектов в реестре в соответствии с требованиями указанного Федерального закона.
В целях выполнения указанных требований проводится работа по подготовке документов на объекты культурного наследия (памятники истории и культуры).
Паспорт объекта культурного наследия выполняется в соответствии с Методическими рекомендациями по заполнению паспорта объекта культурного наследия, утвержденными Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 11.11.2011 N 1055.
В связи с тем, что на территории города расположено большое количество памятников и мемориальных объектов недостаточность финансирования мероприятий по сохранению и учету их приведет к тому, что осуществление данных мероприятий растянется на долгие годы.
Учитывая данную проблему необходимо отметить, что невыполнение вышеуказанных мероприятий повлечет за собой ряд негативных последствий, таких как:
ухудшение состояния памятных объектов вследствие отсутствия возможности финансирования работ по сохранению объектов культурного наследия по причине отсутствия документации на объекты культурного наследия;
отсутствие обременений на объекты культурного наследия при сделках с объектами недвижимости и земельными участками, что в последующем сказывается на сохранности памятников;
полное или частичное разрушение объектов культурного наследия вследствие нового строительства зданий, дорог, прокладке коммуникаций ввиду отсутствия режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах зон охраны объектов культурного наследия.
Реализация мероприятий будет способствовать воспитанию национального самосознания, нравственности и духовности, позволит сохранить историко-культурное наследие города как уникальную, особенную часть национального достояния России и Ростовской области.
Развитие исполнительского искусства
Необходимость в удовлетворении потребностей жителей города в культурно-творческом самовыражении, приобщении к культурным и духовным ценностям требует соответствующего развития различных жанров профессионального искусства.
Один из показателей повышения качества жизни населения города является обеспечение максимальной доступности культурных благ, возможности посещения театрально-концертных организаций, что имеет большое значение для формирования высокого уровня культурной среды в городе. Кроме того, наличие Театра в городе является одним из значимых факторов его инвестиционной привлекательности.
Театр сохраняет положительную динамику по количеству новых и капитально возобновленных постановок. Ежегодно Театр ставит 5 новых постановок и показывает более 280 спектаклей.
Ежегодно в среднем более 50 тыс. зрителей посещают театральные мероприятия.
Один раз в два года проводится международный театральный фестиваль "Комплимент", который дает возможность новочеркасскому зрителю погрузиться в мировое театральное действо, познать репертуар театров городов юга России и ближнего зарубежья.
Сохранение и поддержка театральных фестивалей и форумов, стимулирующих творческий поиск театральных коллективов и благоприятно влияющих на развитие культурной среды, является важной задачей.
Профессиональное музыкальное искусство в городе Новочеркасске представлено 2 концертными организациями: МБУК "Академический хор г. Новочеркасска" и МБУК ансамбль русских народных инструментов "Донские узоры" г. Новочеркасска.
Ежегодно коллективы представляют слушателям более 66 концертных программ, которые посещают более 31 тыс. человек, а также принимают участие во всех городских мероприятиях.
За последние три года в два раза увеличилось количество созданных новых концертных программ.
Для дальнейшей эффективной деятельности концертных организаций по сохранению и развитию мировых и отечественных культурных ценностей, формированию и удовлетворению духовных потребностей слушателей и зрителей необходимо решение следующих задач:
создание условий для развития профессионального исполнительского искусства, в том числе укрепление материально-технической базы концертных организаций;
содействие приобщению к духовным и культурным ценностям населения города путем расширения концертных предложений для различных возрастных и социальных слоев населения;
сохранение преемственности культурных традиций отечественного музыкального исполнительства.
Развитие библиотечного дела
Библиотечное обслуживание населения города осуществляют 2 центральные и 8 муниципальных библиотек, среди которых 2 детские и 2 детско-юношеские. Все библиотеки объединены в централизованную библиотечную систему (далее - ЦБС).
Фонды ЦБС уникальны своей исторической ценностью, однако на протяжении последних лет наблюдается тенденция к сокращению документного фонда, так как одним из вопросов, требующих серьезного внимания, является вопрос пополнения книжных фондов общедоступных библиотек новой литературой. Это проблема общеобластная.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.07.1996 N 1063-р ежегодно объем новых поступлений должен составлять 250 экземпляров на 1000 жителей города. По этому показателю Ростовская область занимает 73 место среди 83 субъектов Российской Федерации.
Наш показатель составляет 67 экземпляров на 1000 жителей города.
Для обеспечения населения города доступом к библиотечным фондам, в том числе новой литературой, необходимо продолжить финансирование комплектования библиотечных фондов из федерального, областного и местного бюджетов.
Учитывая, что сейчас большое внимание уделяется информационным технологиям, акцент в работе библиотек делается именно в этом направлении. Все библиотеки оснащены компьютерами с доступом в сеть "Интернет", хорошо налажена работа библиотечного сайта, его посещаемость растет с постоянной динамикой в 10 тысяч посещений. Особенно популярны "виртуальные выставки", поиск по локальному электронному каталогу, электронная доставка документов.
Учитывая, что информатизация библиотек является одним из приоритетных направлений государственной политики в области российской информатизации, усилия подпрограммы 1, направленные для решения этого вопроса, должны все библиотеки переоснастить компьютерной техникой. Так как открытые более десяти лет назад библиотечно-информационные центры в настоящий момент не предоставляют доступ населению к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в потребительском объеме. Только в центральной библиотеке обеспечен выделенный канал для сети "Интернет", в подразделениях доступ к сети "Интернет" лимитирован.
Развитие культурно-досуговой деятельности и традиционной народной культуры
По состоянию на 1 сентября 2013 года в городе Новочеркасске 6 учреждений клубного типа, действует 4 Дома культуры в различных микрорайонах города, деятельность двух клубов приостановлена по причине аварийности зданий. В культурно-досуговых учреждениях города работают 203 клубных формирования, в которых занимаются 6106 участников. В последние годы численность участников самодеятельных коллективов и любительских объединений остается стабильной.
Формирование единого информационного пространства как инструмента реализации стратегических задач развития города является приоритетным направлением культурной политики. Компьютерная коммуникационная техника и технологии являют собой неотъемлемую часть жизни современного человека. В настоящее время учреждения культурно-досугового типа оснащены персональными компьютерами и имеют доступ в сеть "Интернет". Для дальнейшего продвижения творческих ресурсов в информационное пространство необходимо обновление программного обеспечения, решение задачи обучения кадров.
Одним из наиболее действенных средств приобщения населения к культурным ценностям, народным традициям и обеспечения равного доступа к услугам учреждений является проведение массовых мероприятий, посвященных значимым событиям в российской культуре, государственным праздникам, и фестивалей, организацией которых занимаются Дома и Дворцы культуры города.
Визитной карточкой города является региональный фестиваль-конкурс хореографического искусства "Танаис". Для людей с ограниченными возможностями проводится фестиваль "Мы вместе". На базе города, уже несколько лет проводится вокальный конкурс областного фестиваля детско-юношеского творчества "Южный ветер". Фестивальное движение способствует укреплению дружбы, взаимопонимания и формирования привлекательного имиджа города Новочеркасска.
Успехи праздников и фестивалей, как и успехи самодеятельных коллективов, зависят от доступной удобной репетиционной базы, творческих фантазий хореографов, ярких многочисленных костюмов. А это является главной проблемой культурно-досуговых учреждений сегодня. Не решение этих вопросов не позволит выполнить важные задачи, поставленные перед отраслью в связи с празднованием юбилейных событий 2015 года.
Развитие материально-технической базы сферы культуры и рекреационной инфраструктуры
Современное состояние учреждений культуры города Новочеркасска характеризуется высокой степенью изношенности зданий, сооружений, оборудования, инженерных коммуникаций.
Процент износа большинства зданий МУК составляет более 50 процентов.
В настоящее время все здания, построенные в конце 50-х начале 60-х годов, находятся в неудовлетворительном состоянии.
Несоответствие материально-технического состояния и оснащенности учреждений культуры современным нормам и социокультурным потребностям населения снижает возможность обеспечения равного доступа населения города к услугам в сфере культуры и повышения качества предоставляемых услуг.
Обеспечение устойчивой и надежной работы объектов культуры требует значительных капитальных вложений, а в случае с МБУК "Городской дом культуры" г. Новочеркасска необходимо выделение средств на реконструкцию или строительство нового здания со зрительным залом, сценической площадкой и репетиционными классами.
Оснащение учреждений музыкальными инструментами, светозвуковым сценическим оборудованием осуществлялось по остаточному принципу, в результате большая часть оборудования имеет 78% износа, мебель в учреждения культуры была приобретена в прошлом веке.
Также необходима целевая ориентация бюджетных расходов на обеспечение безопасности в учреждениях культуры.
Реализация подпрограммы 1 в части мероприятий по улучшению материально-технической базы учреждений культуры за весь период ее действия:
обеспечит сохранность зданий учреждений культуры;
создаст безопасные и благоприятные условия нахождения граждан в учреждениях культуры;
улучшит техническое состояние зданий учреждений культуры;
обеспечит пожарную безопасность зданий учреждений культуры.
Обеспечение новыми инструментами и оборудованием позволит повысить качество предоставляемых услуг, привлечь новых участников художественного процесса, приобщить горожан к творческой самореализации.
Обеспечение условий для эффективного развития системы дополнительного художественного образования, выявление и поддержка талантливых детей и молодежи
Современный этап социально-экономического развития требует формирования современного духовно-нравственного образовательного пространства.
Дополнительное образование в области культуры и искусств востребовано как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение, формирование и развитие личности человека.
Новочеркасск занимает ведущие позиции (норматив, утвержденный Правительством Российской Федерации, 12%) в областных показателях по сравнительным характеристикам охвата эстетическим образованием детей школьного возраста (13,7%). Номенклатура специальностей 6 муниципальных детских школ искусств города Новочеркасска на данный момент включает обучение по 26-ти видам специальностей. Эстетическое образование в школах искусств получают более 45 тыс. детей и подростков. Эти показатели говорят о необходимости и востребованности у населения данной образовательной услуги.
В городе сложилась система конкурсно-выставочных мероприятий по совершенствованию исполнительского мастерства детей, представляющая мощный ресурс развития профессионального искусства. УКИ учреждены конкурсы по различным направлениям и специальностям дополнительного образования. Установлена периодичность их проведения и найдено оптимальное сочетание конкурсов солистов и творческих коллективов. Оценка результативности осуществляется в соответствии с возрастными категориями.
Ежегодно самые одаренные дети получают стипендии Мэра города.
В муниципальных образовательных учреждениях дополнительного образования детей работает более 150 педагогических работников. Более 40% преподавателей имеют высшее профессиональное образование, 12,5%, из них имеют высшую квалификационную категорию. 15% руководящих и педагогических работников имеют почетные звания, федеральные награды.
Однако, несмотря на накопленный опыт и достигнутые успехи, дальнейшее развитие учреждений дополнительного образования в сфере культуры и искусства осложняется следующими негативными тенденциями.
Наблюдается несоответствие материально-технической базы образовательных учреждений современным требованиям. Более 60% учреждений дополнительного образования культуры и искусства находятся в приспособленных помещениях. Нарушаются требования СанПиН 2.4.4.1251-03 в части требований к зданию и основным помещениям, к водоснабжению и канализации, к оборудованию и помещениям для организации основных видов деятельности. Фонд музыкальных инструментов сильно изношен (износ фортепиано, роялей и других инструментов составляет 90%), требует значительного обновления учебное оборудование. Кроме того, для внедрения Федеральных государственных требований в детских школах искусств потребуются дополнительные финансовые ресурсы в части материально-технического оснащения учебного процесса.
В связи с изменившимися потребностями населения в сфере культуры и искусства, необходимостью повышения конкурентоспособности услуг перед учреждениями дополнительного образования культуры и искусства стоит задача модернизации традиционных направлений их деятельности. Отсутствие средств на приобретение современного оборудования не позволяет развивать новые направления художественного образования (современное эстрадное искусство, компьютерная графика и дизайн и др.).
Стимулирование талантливых детей, их ранней профориентации вызывает необходимость осуществления целого комплекса мер по организации специальных конкурсов, фестивалей, выставок и модернизации уже существующих. Участие в конкурсных мероприятиях сопряжено с большими материальными затратами (аранжировки, фонограммы, организация выезда и т.д.), что ограничивает количество участников, а следовательно и возможности реализации творческого потенциала обучающихся. Развитие профессионального исполнительства молодых специалистов затруднено отсутствием современных концертных музыкальных инструментов и другого специального оборудования, а также средств для организации творческих поездок.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.