Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 10. Подпрограмма "Охрана здоровья матери и ребенка"
Постановлением Правительства Ростовской области от 15 сентября 2017 г. N 626 в подраздел 10.1 раздела 10 настоящего приложения внесены изменения
10.1. Паспорт подпрограммы "Охрана здоровья матери и ребенка"
10.2. Характеристика сферы реализации Подпрограммы 3
В Ростовской области проживает 739 506 детей в возрасте от 0 до 18 лет, из них в возрасте до 1 года - 44 796 человек; женщин - 2 286 009 человек, из них репродуктивного возраста - 1 074 345 женщин.
Реализация мероприятий Национального проекта "Здоровье", программы модернизации здравоохранения Ростовской области, Концепции демографической политики до 2025 года, развитие института поддержки семьи, последовательная политика Правительства Российской Федерации по стимулированию рождаемости привели к позитивным изменениям в демографической ситуации Ростовской области, улучшению состояния здоровья детей, беременных женщин.
За прошедшие 5 лет отмечается улучшение качества оказания медицинской помощи женщинам во время беременности и родов и новорожденным, о чем свидетельствуют позитивные изменения состояния здоровья женщин и детей: снизилась частота осложнений беременности и родов, увеличилась доля нормальных родов.
Показатель общей заболеваемости новорожденных в 2012 году уменьшился по сравнению с 2010 годом на 12,4 процента и составил 377,3 случая на 1 000 детей, родившихся живыми.
За период с 2005 по 2011 год отмечено снижение показателя младенческой смертности вдвое: с 14,9 случая до 7,6 случая на 1 000 родившихся живыми.
Показатель материнской смертности в 2012 году составил 16,1 случая на 10 тысяч детей родившихся живыми, что соответствует среднероссийским показателям. Вместе с тем при этой положительной динамике материнская и младенческая смертность в полтора-два раза превышают показатели развитых стран.
В структуре смертности потери детей в возрасте до года составляют более половины всех случаев смерти детского населения; наибольшие потери приходятся на неонатальный период, составляя более 60 процентов всех потерь на первом году жизни. Остается высокой частота осложнений во время беременности и родов, что приводит к рождению недоношенных и маловесных детей, которые нуждаются в продолжительном лечении и реабилитации.
В 2012 году Ростовская область, как и вся Российская Федерация, перешла на критерии регистрации рождений, рекомендованные Всемирной организацией здравоохранения. Это потребовало широкого внедрения в практику учреждений родовспоможения и детства Ростовской области современных технологий выхаживания и реабилитации недоношенных детей, родившихся с низкой и экстремально низкой массой тела, в том числе направленных на профилактику ретинопатии недоношенных и глухоты.
Открытие в 2010 году в Ростовской области современного перинатального центра позволило не только внедрять и развивать современные технологии выхаживания и реабилитации недоношенных детей, родившихся с низкой и экстремально низкой массой тела, но на рабочем месте готовить высококвалифицированные кадры. На первом этапе решаются задачи, связанные с созданием системы мониторинга деятельности перинатальных центров в плане организации трехуровневой системы в регионе, качества клинической работы и результативности снижения показателей материнской, перинатальной и младенческой смертности. Одним из приоритетных направлений, способствующих улучшению состояния здоровья, снижению смертности и инвалидности детей, является доступность и качество специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи детскому населению. Все это диктует необходимость разработки и внедрения комплекса мероприятий, направленных на решение данной задачи, как на федеральном уровне, так и на уровне Ростовской области.
В условиях перехода на новые критерии живорожденности, за 2012 год уровень младенческой смертности в Ростовской области составил 9,1 случая на 1000 новорожденных, что на 19,7 процента выше, чем за аналогичный период 2011 года (7,6 случая на 1 000 новорожденных). Число детей, умерших в возрасте до 1 года, составило 443 ребенка, что на 91 ребенка больше, чем за аналогичный период 2011 года. Зарегистрирована смерть 147 детей, рожденных с массой от 500,0 до 1500,0 граммов (33,2 процента от всех умерших на первом году жизни), из них 90 детей - с экстремально низкой массой (от 500, до 999,0 граммов), что в 3,5 раза больше, чем за аналогичный период 2011 года.
Структура младенческой смертности:
1 место - болезни периода новорожденности (43,6 процента);
2 место - инфекционные заболевания и болезни органов дыхания (23,9 процента);
3 место - врожденные пороки развития (19,2 процента).
Ожидаемый рост показателя младенческой смертности в 2012 году связан с переходом на регистрацию новорожденных, родившихся с массой более 500 граммов, выхаживание которых представляет большие трудности не только из-за крайней степени недоношенности, но и в связи с тяжелой врожденной патологией (врожденные инфекции и пороки развития).
Смертность детей в возрасте от одного года до четырех лет (по данным Ростовского областного статистического управления) снизилась с 0,6 случая на 1 000 населения соответствующей возрастной группы в 2009 году до 0,4 случая в 2011 году. В структуре смертности первое место занимают несчастные случаи, второе место - инфекционные болезни, на третьем месте - врожденные пороки развития.
Общая заболеваемость детей в Ростовской области в 2012 году составила 2 804,9 случая на 1 000 детей, что на 20,1 процента больше, чем в 2011 году. Рост заболеваемости обусловлен выявлением функциональных отклонений (предзаболеваний) при проведении диспансерных осмотров детей первого года жизни, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей-сирот и проведением углубленной диспансеризации 14-летних подростков, а также в связи с функционированием детских кабинетов здоровья и оснащением медицинских организаций современным лечебно-диагностическим оборудованием.
Рост заболеваемости произошел по следующим всем нозологическим формам:
на 3,8 процента - инфекционными и паразитарными болезнями;
на 35,9 процента - новообразованиями;
на 30,1 процента - болезнями эндокринной системы;
на 15,1 процента - болезнями крови и кроветворных органов;
на 10,8 процента - психическими расстройствами;
на 17,6 процента - болезнями нервной системы;
на 34,1 процента - болезнями глаза и его придаточного аппарата;
на 31,5 процента - болезнями уха и сосцевидного отростка;
на 30,6 процента - болезнями системы кровообращения;
на 15,2 процента - болезнями органов дыхания;
на 40,0 процента - болезнями органов пищеварения;
на 18,4 процента - болезнями мочеполовых органов;
на 5,5 процента - болезнями костно-мышечной системы и соединительной ткани;
на 43,5 процента - врожденными аномалиями;
на 30,6 процента - травмами и отравлениями.
Раннее выявление заболеваний и отклонений в состоянии здоровья детей, лечебно-оздоровительные мероприятия позволили снизить показатель детской инвалидности со 144,4 случая на 10 тыс. детского населения в 2011 году до 143,1 случая на 10 тыс. детского населения в 2012 году, в том числе, первичной детской инвалидности - с 15,1 случая на 10 тыс. детского населения до 14,8 случаев на 10 тыс. детского населения.
С целью улучшения качества оказания медицинской помощи беременным женщинам, родильницам и роженицам, а также их новорожденным детям в Ростовской области создана и работает трехуровневая система.
В рамках модернизации сокращены 7 маломощных акушерских стационаров. В области действуют 7 межтерриториальных неонатальных центров для оказания реанимационной помощи новорожденным в городах Таганроге, Шахтах, Новочеркасске, Волгодонске, Каменске-Шахтинском, Сальске. В 2010 году к этим учреждениям добавилось государственное бюджетное учреждение Ростовской области "Перинатальный центр". Помощь оказывается в 23 родовспомогательных учреждениях первой группы, 14 - второй группы (межрайонных центров), 3 учреждениях третьей группы.
С целью своевременного оказания специализированной медицинской помощи детям в Ростовской области разработана маршрутизация пациентов с учетом зон обслуживания, плотности детского населении, а также предусмотрена оптимизация коечного фонда.
Планируется не только сокращение, но и перевод круглосуточных педиатрических коек в койки дневного пребывания. За последние годы в Ростовской области активно внедряются стационарзамещающие медицинские технологии, что позволило более эффективно использовать финансовые ресурсы, выделяемые на здравоохранение. Введение новых стандартов, укрепление материально-технической базы и кадрового обеспечения расширили возможности учреждений здравоохранения по оказанию медицинской помощи в условиях дневных стационаров.
В 2011 - 2012 годах в стационарных учреждениях здравоохранения Ростовской области функционировало 200 коек дневного стационара при детских больницах и 72 койки - при поликлинических отделениях. Медицинскую помощь в дневных стационарах в 2012 году получили около 7 тыс. детей. Планируется разработка мероприятий по интенсивному использованию коек дневных стационаров (сокращение средней длительности пребывания на койке с увеличением ее оборота).
Внедрение стандартов медицинской помощи продолжается. На их освоение в рамках программы модернизации акушерства и педиатрии на 2011 - 2012 годы было выделено из консолидированного бюджета более 185 000,0 тыс. рублей, которые полностью освоены. С 1 января 2013 г. денежные средства на выполнение стандартов определены в программе государственных гарантий Ростовской области с выделением статьи на заработную плату медицинских работников. В 2012 году был расширен перечень внедренных стандартов по акушерству и педиатрии с учетом перехода на новые критерии живорождения, стандартов оказания медицинской помощи детям с экстремально низкой и очень низкой массой тела при рождении и оказания медицинской помощи женщинам при преждевременных родах.
В учреждениях здравоохранения Ростовской области выделено 1 187 коек сестринского ухода, на которых, в том числе, оказывается медицинская помощь беременным женщинам. Стационарзамещающая помощь беременным и гинекологическим больным предусмотрена на койках дневных стационаров при женских консультациях и гинекологических отделений.
Лечение бесплодных пар с использованием метода экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) в Ростовской области проводится за счет средств обязательного медицинского страхования и средств федерального и областного бюджетов. В 2013 году выделено 200 квот с оплатой из средств обязательного медицинского страхования и 300 квот - за счет средств федерального и областного бюджетов.
Для повышения доступности и качества медицинской помощи детям остается ряд нерешенных проблем: кадровый дефицит и сохраняющийся дефицит коек для выхаживания новорожденных (как реанимационных, так и второго этапа выхаживания), требуется развитие третьего этапа выхаживания новорожденных с целью проведения непрерывной реабилитации детей-инвалидов и детей, рожденных глубоко недоношенными. В настоящее время такое отделение функционирует только на базе федерального государственного бюджетного учреждения Ростовский Научно-Исследовательский Институт Акушерства и Педиатрии Минздрава Российской Федерации.
Распространение ВИЧ-инфекции среди беременных женщин способствовало росту рождаемости детей, имеющих перинатальный контакт по ВИЧ-инфекции, и, как следствие, росту численности детей, страдающих ВИЧ-инфекцией. От ВИЧ-инфицированных матерей ежегодно в Ростовской области рождается около 100 детей.
Медицинская помощь, оказываемая детям, страдающим ВИЧ-инфекцией, требует существенных затрат на диагностику, лечение и социальные выплаты на протяжении многих лет жизни ребенка, поэтому профилактика вертикальной передачи вируса иммунодефицита человека (от матери к ребенку во время беременности, родов и грудного вскармливания) приобретает особую значимость.
Для обеспечения дальнейшего снижения детской смертности и инвалидности необходимо совершенствование организации и повышение эффективности единой системы лекарственной профилактики вертикальной передачи вируса иммунодефицита человека, в том числе унификации метода антиретровирусной профилактики, повышение до 99 процентов охвата лекарственной профилактикой, в соответствии с действующими стандартами охвата трехэтапной профилактикой, пар "мать - дитя". Большую значимость для этих детей приобретает организация их вскармливания на первом году жизни с использованием заменителей грудного молока, как вид профилактики заражения ВИЧ-инфекцией от матери.
Анализ рисков, которые могут возникнуть в ходе реализации подпрограммы, и меры по управлению ими описаны в разделе 1 настоящей Программы.
В рамках реализации подпрограммы осуществление мер государственного регулирования не предусматривается.
Принятие нормативных правовых актов для достижения целей реализации подпрограммы не требуется.
10.3. Цели, задачи и показатели (индикаторы), основные ожидаемые конечные результаты, сроки и этапы подпрограммы
В ходе реализации мероприятий подпрограммы предполагается достигнуть следующих целей:
создать условия для оказания доступной и качественной медицинской помощи детям и матерям;
улучшить состояние здоровья детей и матерей;
снизить материнскую, младенческую и детскую смертность;
снизить уровень вертикальной передачи ВИЧ от матери ребенку.
Достижение перечисленных целей будет возможно при решении следующих задач:
повышение доступности и качества медицинской помощи матерям и детям;
развитие специализированной медицинской помощи матерям и детям;
совершенствование и развитие пренатальной и неонатальной диагностики, неонатальной хирургии;
профилактика и снижение количества абортов;
увеличение охвата трехэтапной химиопрофилактикой пар "мать - дитя" в целях предотвращения вертикальной передачи ВИЧ-инфекции.
Подпрограмма будет реализована в период с 2014 по 2020 год, этапы не предусмотрены.
По результатам реализации планируется достичь следующих результатов:
снижение материнской и младенческой смертности;
снижение детской заболеваемости и снижение уровня детской инвалидности;
рост результативности мероприятий по профилактике абортов.
Информация о состоянии и значении показателей (индикаторов) подпрограммы приводится в приложении N 1 к настоящей Программе. Информация о показателях (индикаторах) подпрограммы определена исходя из данных государственного (федерального, регионального) статистического наблюдения и отражена в приложении N 2 к настоящей Программе. Информация по показателям (индикаторам), которые не входят в состав данных официальной статистики, приводится в приложении N 3 к настоящей Программе.
Постановлением Правительства Ростовской области от 14 марта 2014 г. N 180 в наименование подраздела 10.4 раздела 10 настоящего приложения внесены изменения
10.4. Характеристика основных мероприятий подпрограммы
Постановлением Правительства Ростовской области от 18 ноября 2015 г. N 101 подраздел "Основное мероприятие 3.1" раздела 10 настоящего приложения изложен в новой редакции
Основное мероприятие 3.1. Совершенствование службы родовспоможения путем формирования трехуровневой системы оказания медицинской помощи на основе развития сети перинатальных центров
В Ростовской области функционируют: современный областной перинатальный центр и 7 межтерриториальных неонатальных центров. Работа службы детства и родовспоможения выстроена в рамках функционирования трехуровневой системы оказания медицинской помощи.
Первый уровень - 74 муниципальных учреждения здравоохранения.
Второй уровень - межмуниципальные неонатальные центры в Ростове-на-Дону, Волгодонске, Таганроге, Новочеркасске, Шахтах, Сальском и Миллеровском районах, выполняющие функции межрайцентров.
Третий уровень - государственное бюджетное учреждения Ростовской области "Перинатальный центр", государственное бюджетное учреждение Ростовской области "Областная клиническая больница N 2", муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская больница N 20" г. Ростова-на-Дону (отделение второго этапа выхаживания недоношенных детей с реанимационным блоком), государственное бюджетное учреждение Ростовской области "Областная детская клиническая больница", имеющая 7 специализированных центров (детское хирургическое отделение, отделение реанимации и интенсивной терапии, уронефрологический центр, детский офтальмологический, неврологический, аллерго-пульмонологический, гематологический центры).
Областной перинатальный центр организует методическое руководство неонатологической службой, проводит аудит случаев перинатальных потерь, осуществляет обучение на рабочих местах специалистов-акушеров-гинекологов и неонатологов.
При государственном бюджетном учреждении Ростовской области "Ростовская областная клиническая больница" действует отделение экстренной и плановой консультативной медицинской помощи, которое силами специалистов областного и федерального уровней оказывает специализированную консультативную и экстренную медицинскую помощь беременным, роженицам и родильницам, а также детям, находящимся в муниципальных учреждениях здравоохранения.
Кроме того, при государственном бюджетном учреждении здравоохранения Ростовской области "Областная детская клиническая больница", государственном бюджетном учреждении здравоохранения Ростовской области "Областная клиническая больница N 2" и государственном бюджетном учреждении здравоохранения Ростовской области "Перинатальный центр" действуют дистанционные реанимационно-консультативные центры, в том числе с использованием телемедицинских технологий. Наибольшее количество консультаций и выездов для оказания медицинской помощи детскому населению осуществлялось детскими анестезиологами-реаниматологами. В 2012 году количество дистанционных консультаций новорожденным детям увеличено с 395 до 500 в год, и количество эвакуаций возросло с 250 до 300 в год, что увеличило доступность и качество оказания медицинской помощи детям, родившимся в учреждениях здравоохранения 1-го и 2-го уровней. Число консультаций беременным, роженицам и родильницам в 2012 году составило 515, после консультаций с областными специалистами 354 женщины были переведены в областные учреждения.
Но не все учреждения здравоохранения Ростовской области готовы в полном объеме оказывать помощь в соответствии с Порядками, что требует их дооснащения медицинским оборудованием, потребность в котором определена действующим законодательством. В данный момент полностью готовы и оказывают помощь в соответствии с Порядками только областные учреждения детства и родовспоможения.
Целью мероприятия является укрепление материально-технического состояния медицинских учреждений детства с целью создания условий для оказания им доступной и качественной медицинской помощи.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующей задачи: улучшение качества оказания медицинской помощи детям.
По результатам достижения выполнения мероприятия будет достигнуто снижение младенческой смертности и заболеваемости среди детей.
Основное мероприятие 3.2. Создание системы раннего выявления и коррекции нарушений развития ребенка
Наиболее эффективным инструментом профилактики врожденных и наследственных болезней является комплексная пренатальная (дородовая) диагностика, представляющая перспективное направление медицинской генетики и включающая ультразвуковой и биохимический скрининг на сывороточные маркеры матери, программу индивидуального риска, инвазивные методы диагностики (молекулярно-генетические и цитогенетические исследования, секвенирование).
В Ростовской области внедрение пилотного проекта по пренатальной диагностике осуществляется с 2010 года. За счет средств федерального и областного бюджетов закуплено необходимое оборудование и тест-системы, организована работа 13 межрайонных кабинетов ультразвуковой диагностики, в которых работают специалисты-эксперты.
Ежегодно на проведение мероприятий по пренатальной диагностике Ростовской области выделяются средства из областного и федерального бюджетов, которые используются для закупки медицинского оборудования и тест-систем.
За 2012 год в Ростовской области проведен биохимический скрининг 17 894 беременных, комбинированный риск рассчитан 11 978 женщинам. Охват составил 36 процентов от общего количества беременных, что связано с переводом лаборатории пренатального и неонатального скрининга из государственного бюджетного учреждения Ростовской области "Ростовская областная клиническая больница" в государственное бюджетное учреждение Ростовской области "Перинатальный центр" и организацией работы межтерриториальных кабинетов. Выявлено 2 036 беременных с риском рождения детей с врожденными пороками развития, которые были направлены на пренатальный консилиум. Инвазивная диагностика проведена 243 женщинам. Прервали беременность 268 женщин с терминальными пороками развития плода.
На снижение уровня младенческой смертности и инвалидизации направлено раннее выявление врожденных и наследственных заболеваний. За счет средств федерального бюджета приобретены тест-системы и оборудование для неонатального и аудиологического скрининга. Поставленное оборудование и расходный материал позволили обеспечить раннее выявление наследственных заболеваний и нарушений слуха и начать своевременное лечение. В 2012 году проведенным скринингом новорожденных на наследственные заболевания охвачено 98 процентов новорожденных. Выявлены 22 ребенка с заболеваниями, все дети получают лечение.
Совершенствование оказания необходимой специализированной медицинской помощи детям, у которых выявлены врожденные и наследственные заболевания, осуществляется в областных и федеральных учреждениях здравоохранения в соответствии с выявленной патологией.
В 2012 году при аудиологическом скрининге обследовано 47 375 детей (94,5 процента), выявлены 32 ребенка с нарушениями слуха. Прооперированы 28 детей в возрасте от 0 до 18 лет.
Целью мероприятия является продолжение проведения профилактики врожденных и наследственных болезней путем проведения комплексной пренатальной (дородовой) диагностики, неонатального и аудиологического скрининга с целью снижения младенческой смертности от врожденных пороков развития и наследственных болезней, а также профилактики инвалидности.
Для достижения названных целей необходимо решение задач:
своевременное выявление врожденных пороков развития плода и элиминация патологической беременности;
раннее выявление наследственных болезней у новорожденных;
своевременное выявление нарушения слуха у новорожденных.
Результатом реализации мероприятия будет являться снижение младенческой смертности от врожденных пороков, наследственных болезней, а так же снижение уровня детской инвалидности.
В соответствии с Программой модернизации здравоохранения Ростовской области государственное бюджетное учреждение Ростовской области "Перинатальный центр" и 7 межтерриториальных неонатальных центров оснащены оборудованием для выхаживания новорожденных с низкой и экстремально низкой массой тела. На эти цели затрачено более 500 млн. рублей.
Организованы и оснащены современным медицинским оборудованием 144 реанимационные койки для новорожденных, в том числе для недоношенных детей с экстремально и очень низкой массой тела (92 койки - в акушерских стационарах и 52 койки - в детских и многопрофильных больницах).
Вместе с тем для выхаживания недоношенных детей необходимы лекарственные препараты - иммуноглобулины для парентерального введения, сурфактанты. Поэтому необходимо обеспечение областного перинатального центра, межрайонных неонатальных центров городов Ростов-на-Дону, Таганрог, Волгодонск, Каменск-Шахтинский, Шахты, Новочеркасск, Сальск дорогостоящими препаратами, в том числе сурфактантом (Куросурфом), иммуноглобулинами для внутривенного введения, для лечения новорожденных и недоношенных детей, что позволит снизить младенческую смертность за счет недоношенных и маловесных детей и новорожденных детей с инфекционными заболеваниями.
Основное мероприятие 3.3. Выхаживание детей с экстремально низкой массой тела
Выхаживание детей с экстремально низкой массой тела при рождении включает в себя обеспечение функционирования 3-уровневой системы оказания медицинской помощи беременным с угрозой преждевременных родов, в том числе:
профилактику рождения детей с врожденными пороками развития, с охватом не менее 80 процентов беременных, вставших на учет в сроке до 12 недель беременности, скрининговыми исследованиями с расчетом комбинированного риска;
профилактику преждевременных родов путем организации мониторинга женщин с привычным невынашиванием, проведением им полного комплекса обследования и прегравидарной подготовки (при необходимости лечения) в учреждениях 3-й группы;
развитие центра "кризисной беременности" для женщин, попавших в трудную жизненную ситуацию, при Областном центре планировании семьи и репродукции человека с сетью кабинетов в медицинских организациях муниципальных образований Ростовской области;
совершенствование маршрутизации движения беременных с преждевременными родами, которые концентрируются в государственном бюджетном учреждении здравоохранения Ростовской области "Перинатальный центр" и муниципальном бюджетном учреждении здравоохранения "Городская больница N 20" г. Ростова-на-Дону, где предусмотрены отделения второго этапа выхаживания новорожденных и недоношенных детей, в том числе отделения интенсивной терапии и реанимации для новорожденных;
внедрение стандартов оказания медицинской помощи беременным, роженицам и родильницам, а также новорожденным детям, рожденным с экстремально низкой массой и синдромом дыхательных расстройств, в учреждениях 1 - 3-й групп;
дальнейшее развитие консультативно-диагностической помощи женщинам с преждевременными родами, включая телемедицину;
организацию транспортировки новорожденных детей, в том числе глубоко недоношенных, нуждающихся в оказании им специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, в учреждения 2 - 3-й групп.
Целью мероприятия является приобретение современного медицинского оборудования для оснащения отделений реанимации и интенсивной терапии новорожденных и отделений патологии новорожденных и недоношенных детей, оказывающих медицинскую помощь женщинам и новорожденным, для выхаживания новорожденных с низкой и экстремально низкой массой тела.
Для достижения целей необходимо решение задачи улучшения качества выхаживания детей с экстремально низкой массой тела.
Результатом реализации мероприятия будет снижение младенческой смертности, предупреждение развития инвалидизирующих заболеваний у детей.
Постановлением Правительства Ростовской области от 18 ноября 2015 г. N 101 подраздел "Основное мероприятие 3.4" раздела 10 настоящего приложения изложен в новой редакции
Основное мероприятие 3.4. Развитие специализированной медицинской помощи детям
Для обеспечения дальнейшего снижения показателей младенческой и детской смертности, заболеваемости и инвалидности необходимо развивать специализированные виды медицинской помощи детям с учетом роста показателей заболеваемости и смертности.
В связи с переходом с 2012 года на новые критерии регистрации живорождения крайне актуальной становится проблема ретинопатии недоношенных, которая занимает лидирующее положение среди причин слепоты и слабовидения с детства и остается в центре внимания офтальмологов всего мира последние десятилетия. В Ростовской области в 2013 году организованы офтальмологические кабинеты в государственном бюджетном учреждении Ростовской области "Областная детская клиническая больница", муниципальном бюджетном учреждении здравоохранения "Городская больница N 20" г. Ростова-на-Дону и муниципальном бюджетном учреждении здравоохранения "Детская городская больница" г. Волгодонска, которые оснащены специализированным оборудованием для профилактики и лечения ретинопатии новорожденных. В них работают обученные специалисты. Проводится обучение кадров для работы на современном оборудовании в государственном бюджетном учреждении Ростовской области "Перинатальный центр"; в медицинские организации г. Таганрога закуплено оборудование для ранней диагностики ретинопатии недоношенных. За 6 месяцев 2013 г. Оперативному лечению подверглись 18 недоношенных пациентов.
В Ростовской области неонатальная хирургическая помощь оказывается при большинстве встречающихся врожденных пороков. Новорожденным оказывается хирургическая помощь абдоминальной, торакальной, нейро- и кардиохирургической локализации. Ежегодно в хирургической помощи нуждаются и получают ее более 200 новорожденных. При невозможности оказания помощи в областных медицинских организациях дети направляются в федеральные центры.
Специализированная медицинская помощь детям оказывается также в 7 специализированных центрах государственного бюджетного учреждения Ростовской области "Областная детская клиническая больница".
Коечная мощность педиатрического профиля по состоянию на 1 января 2011 г. составляла 4 258 коек при работе койки 294 дня в году. На 1 января 2013 г. коечная мощность составила 4 111 коек за счет сокращения профицитных. В целях эффективного использования коечного фонда в рамках модернизации в 2012 году сокращено 147 коек. Планируется сократить еще 15 коек в медицинских учреждениях 3-го уровня с целью эффективного использования коечного фонда и увеличения работы койки до 310 - 320 дней в году.
Дети с онкологическими заболеваниями крови получают специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь с хорошими результатами в онкогематологическом центре государственного бюджетного учреждения Ростовской области "Областная детская клиническая больница".
Одним из важнейших направлений развития детской медицины является более широкое внедрение стационарзамещающих технологий как на уровне амбулаторно-поликлинических, так и стационарных учреждений, оказывающих медицинскую помощь детям.
Целью мероприятия является развитие специализированной медицинской помощи детям путем совершенствования оказания онкологической, травматологической, кардиохирургической, офтальмологической помощи; улучшение материально-технической базы медицинских организаций, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, помощь детям; совершенствование кадрового потенциала учреждений педиатрического профиля; внедрение современных организационных технологий оказания медицинской помощи детям.
Для достижения целей мероприятия необходимо решить задачу улучшения качества оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи детям.
Реализация мероприятия позволит достичь прогнозных показателей младенческой смертности и смертности детей в возрасте до 17 лет включительно, снижения выхода на инвалидность среди детского населения.
Улучшение качественных показателей оказания медицинской помощи детскому населению Ростовской области зависит непосредственно от уровня условий труда работников здравоохранения, в том числе от состояния зданий и сооружений лечебных учреждений, а также их оснащения.
Одной из приоритетных задач социально-экономического развития Ростовской области является укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения, в том числе оказывающих медицинскую помощь детям.
Проведение капитальных ремонтов, реконструкции и строительства детских медицинских учреждений позволит устранить моральный и физический износ отдельных частей или целых конструкций зданий, сооружений, инженерных коммуникаций, а также потребность в дополнительных площадях. Проведение указанных мероприятий позволит привести учреждения в соответствие с действующими требованиями нормативных документов в соответствии с оказываемой деятельностью учреждения.
Запланирован капитальный ремонт в детских больницах городов Волгодонска и Новочеркасска, детского отделения муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Центральная районная больница" Мартыновского района и педиатрического отделения муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Центральная районная больница" Морозовского района в соответствии с разработанной проектно-сметной документацией и бюджетным финансированием, предусмотренным на данные цели. В 2017 - 2020 годах запланированы работы по проектированию и строительству 300-коечного хирургического корпуса государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ростовской области в г. Ростове-на-Дону.
Основной целью реализации мероприятия является обеспечение эффективности и качества оказания медицинской помощи детскому населению Ростовской области.
Для этого необходимо решить задачу по созданию условий, необходимых для осуществления профессиональной деятельности медицинских работников, обеспечению противопожарной и антитеррористической защищенности сотрудников и пациентов, улучшению условий пребывания детей в учреждениях здравоохранения. И как следствие реализации мероприятия - снижение заболеваемости, детской смертности и инвалидности детского населения.
Основное мероприятие 3.5. Совершенствование методов борьбы с вертикальной передачей ВИЧ от матери к плоду
Оказание своевременной и эффективной лечебно-диагностической и профилактической помощи, а также социально-психологического сопровождения в амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждениях здравоохранения ВИЧ-инфицированным беременным женщинам и их детям - одна из важных задач, стоящих перед службой охраны здоровья матери и ребенка.
Особенностью эпидемического процесса в последние 3 года является интенсивное вовлечение в него женщин детородного возраста. К концу 2012 года количество ВИЧ-инфицированных женщин, завершивших беременность родами, составило 104 человека, в том числе, получавших химиопрофилактику во время беременности - 94 человека. Число новорожденных, получивших химиопрофилактику, - 104 ребенка; количество беременных, получивших химиопрофилактику в родах, - 98 женщин; 93 пары "мать - ребенок" получили трехэтапную химиопрофилактику ВИЧ-инфекции. Внедрение в Ростовской области современной бесплатной высокоактивной антиретровирусной терапии кардинально изменило отношение медицинских специалистов и людей, живущих с ВИЧ, к беременности: охват новорожденных химиопрофилактикой составил 100 процентов.
Вместе с тем, несмотря на ежегодное повышение охвата антиретровирусной профилактикой беременных женщин и рожденных ими детей, частота вертикальной передачи ВИЧ-инфекции остается высокой и составляет в Ростовской области 7 процентов, что требует дальнейшего совершенствования организации системы профилактики вертикальной передачи вируса иммунодефицита человека и обеспечения условий для снижения заболеваемости ВИЧ-инфекцией у детей.
Несмотря на предпринимаемые усилия в области профилактики передачи ВИЧ-инфекции от матери к ребенку, ежегодно диагноз "ВИЧ-инфекция" ставится 7 - 12 детям из числа рожденных от матерей с ВИЧ (в 2012 году - 11 детей), так как не все беременные заинтересованы в рождении здорового ребенка. Причины разные: малообеспеченность, отсутствие работы, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, другие финансовые и семейные проблемы, одиночество, алкоголизм, страх общественной дискриминации из-за диагноза. Такие будущие мамы находятся в трудной жизненной ситуации и нуждаются в поддержке, психологической и социальной помощи, патронаже. Одной из основных проблем в работе с такими женщинами является их раннее выявление и привлечение к медицинским услугам (постановка на учет в женских консультациях, назначение медикаментозной профилактики и так далее). Однако не менее остро стоит вопрос и с уже родившими ВИЧ-инфицированными женщинами, игнорирующими потребность в диспансерном наблюдении ребенка с целью снятия или подтверждения диагноза, а при необходимости - раннего начала лечения ВИЧ-инфекции; ряд матерей, вопреки рекомендациям врачей, практикуют грудное вскармливание.
Целью мероприятия является:
обеспечение всех ВИЧ-инфицированных беременных женщин антиретровирусными препаратами;
информирование и обучение ВИЧ-инфицированных беременных женщин о средствах и методах химиопрофилактики ВИЧ во время беременности, в родах и послеродовый период;
индивидуальный подбор наиболее эффективных препаратов и схем химиопрофилактики для ВИЧ-инфицированных беременных женщин, уже получающих антиретровирусную терапию;
предотвращение передачи ВИЧ-инфекции от матери к ребенку при грудном вскармливании;
повышение ответственности ВИЧ-инфицированных беременных женщин за свое здоровье в период беременности и обеспечение раннего обращения в учреждения родовспоможения.
Задачами, которые позволят достигнуть установленных целей являются:
обеспечение пар "мать - дитя" химиопрофилактикой в соответствии с требованиями действующих стандартов;
обеспечение снижения вертикального пути передачи ВИЧ-инфекции от матери к ребенку.
По результатам реализации мероприятия ожидается снижение заболеваемости детей ВИЧ-инфекцией от ВИЧ-инфицированных матерей, снижение смертности детей от ВИЧ-инфекции.
Постановлением Правительства Ростовской области от 2 апреля 2015 г. N 242 наименование подраздела "Основное мероприятие 3.6" раздела 10 настоящего приложения изложено в новой редакции
Основное мероприятие 3.6. Профилактика абортов. Совершенствование работы центра медико-социальной поддержки беременных, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а так же кабинетов предабортного консультирования медицинских организаций муниципальных образований
В Ростовской области в последние годы сохраняется стойкая тенденция к снижению числа абортов во всех возрастных группах - с 23 054 в 2011 году до 20 278 в 2012 году.
Показатель абортов на 1000 женщин фертильного возраста составил, соответственно, 20,4 случая в 2011 году, 18,6 случая в 2012 году. В том числе прогрессивно уменьшается количество абортов и у первобеременных: 1,43 случая на 1000 женщин фертильного возраста в 2011 году, 1,1 в 2012 году. В период с 2010 по 2012 год на 33,3 процента снизилось количество абортов у девочек в возрасте до 14 лет, на 37,4 процента - уменьшилось количество абортов в возрастной группе 15 - 19 лет.
Однако, несмотря на положительную динамику, число абортов сохраняется достаточно высоким, что является одним из факторов, влияющих на процессы депопуляции. В связи с этим снижение числа абортов в Ростовской области является одним из резервов повышения рождаемости.
В Ростовской области при областном центре планирования семьи и репродукции человека был создан центр "кризисной беременности" для женщин, попавших в трудную жизненную ситуацию. Создана сеть кабинетов в медицинских организациях муниципальных образований.
Специалисты областного учреждения оказывают организационно-методическую помощь в работе созданных территориальных кабинетов, проводят выездные семинары с целью обучения специалистов, работающих в медицинских организациях муниципальных образований, оказывают медицинскую и социально-психологическую помощь женщинам в случаях незапланированной беременности, направленную на обеспечение позитивной альтернативы аборту.
В 2012 году проконсультированы 13 864 женщины, пришедшие в женскую консультацию для прерывания беременности; удалось сохранить 832 (6 процентов) беременности.
Целью мероприятия является сохранение репродуктивного здоровья женщин, повышение уровня рождаемости.
Задачами, которые позволят достигнуть установленных целей, являются:
повышение уровня информированности населения о вреде абортов для женского здоровья;
ведение здорового образа жизни семьями, планирующими рождение детей.
По результатам реализации мероприятия ожидается снижение числа абортов, уровня материнской и младенческой смертности, а также увеличение продолжительности жизни.
В рамках Программы областные государственные учреждения оказывают государственные услуги в соответствии с утвержденным государственным заданием. Информация о сводных значениях показателей государственного задания отражена в приложении N 4 к настоящей Программе.
В целях исполнения основных мероприятий Программы предусмотрено проведение строительства, реконструкции и капитального ремонта государственных учреждений здравоохранения и образования. Перечень инвестиционных проектов приведен в приложении N 5 к настоящей Программе.
Информация о подпрограммах, основных мероприятиях и мероприятиях Программы отражена в приложении N 6 к настоящей Программе.
10.5. Информация по ресурсному обеспечению подпрограммы
Финансирование мероприятий подпрограммы осуществляется за счет средств областного и местных бюджетов. Финансирование по каждому мероприятию определяется индивидуально.
Ресурсное обеспечение реализации Программы подлежит ежегодному уточнению в рамках бюджетного цикла.
Подробная характеристика объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы, представлена в приложениях N 7 и N 8 к настоящей Программе.
10.6. Участие муниципальных образований Ростовской области в реализации подпрограммы
В реализации подпрограммы участвуют муниципальные образования Ростовской области.
Распределение субсидий местным бюджетам на очередной финансовый год и на плановый период по муниципальным образованиям и направлениям расходования средств представлено в приложении N 9 к Программе.
Предоставление и расчет субсидии для софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, в целях софинансирования особо важных и (или) контролируемых Правительством Ростовской области объектов осуществляется в порядке, описанном в разделе 5 Программы.
Перечень инвестиционных проектов (объекты, находящиеся в муниципальной собственности) приведен в приложении N 10 к настоящей Программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.