Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 9. Подпрограмма "Стимулирование развития рынка жилья"
Подраздел 9.1 изменен с 27 ноября 2017 г. - Постановление Правительства Ростовской области от 23 ноября 2017 г. N 782
Изменения не применяются к правоотношениям, возникающим при составлении проекта областного бюджета на 2018 г. и на плановый период 2019 и 2020 гг.
9.1. Паспорт подпрограммы "Стимулирование развития рынка жилья"
Наименование подпрограммы |
- |
подпрограмма "Стимулирование развития рынка жилья" (далее - подпрограмма) |
Ответственный исполнитель подпрограммы |
- |
министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области |
Участники подпрограммы |
- |
региональная служба государственного строительного надзора Ростовской области; министерство жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области; министерство промышленности и энергетики Ростовской области; органы местного самоуправления муниципальных образований Ростовской области; организации и предприятия строительного комплекса Ростовской области; государственное казенное учреждение Ростовской области "Ростовоблстройзаказчик" (до 14 августа 2017 г. - государственное бюджетное учреждение Ростовской области "Ростовоблстройзаказчик") |
Программно-целевые инструменты подпрограммы |
- |
отсутствуют |
Цели подпрограммы |
- |
повышение уровня обеспеченности населения жильем, развитие жилищного строительства, в том числе формирование рынка доступного жилья экономического класса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности |
Задачи подпрограммы |
- |
создание возможности улучшения жилищных условий для граждан Ростовской области; содействие формированию рынка арендного жилья коммерческого использования, в том числе для граждан, имеющих невысокий уровень дохода |
Этапы и сроки реализации подпрограммы |
- |
срок реализации - 2014 - 2020 годы, этапы не выделяются |
Целевые показатели подпрограммы |
- |
снижение средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилья на первичном рынке с учетом индекса-дефлятора на соответствующий год по виду деятельности "строительство" (в процентах к уровню 2012 года); средняя цена одного квадратного метра на первичном рынке жилья; коэффициент доступности жилья (соотношение средней рыночной стоимости стандартной квартиры общей площадью 54 квадратных метра и среднего годового совокупного денежного дохода семьи, состоящей из трех человек); доля ввода жилья в арендных многоквартирных домах от общей площади ввода жилья в многоквартирных домах; количество объектов капитального строительства, реконструкции и капитального ремонта, на которых государственное казенное учреждение Ростовской области "Ростовоблстройзаказчик" осуществляет функции заказчика (в том числе строительный контроль); количество разработанных проектов на строительство жилых домов, а также на строительство, реконструкцию муниципальных объектов коммунальной инфраструктуры (в том числе для детей-сирот) |
Ресурсное обеспечение подпрограммы |
- |
общий объем финансирования подпрограммы на весь период - 437 949,6 тыс. рублей, в том числе по годам реализации: в 2014 году - 47 666,2 тыс. рублей; в 2015 году - 33 548,5 тыс. рублей, из них неисполненные расходные обязательства 2014 года - 412,1 тыс. рублей; в 2016 году - 61 040,9 тыс. рублей; в 2017 году - 205 100,0 тыс. рублей; в 2018 году - 26 490,6 тыс. рублей; в 2019 году - 26 490,6 тыс. рублей; в 2020 году - 38 024,9 тыс. рублей. Объем финансирования из областного бюджета - 434 189,3 тыс. рублей, в том числе по годам реализации: в 2014 году - 43 905,9 тыс. рублей; в 2015 году - 33 548,5 тыс. рублей, из них неисполненные расходные обязательства 2014 года - 412,1 тыс. рублей; в 2016 году - 61 040,9 тыс. рублей; в 2017 году - 205 100,0 тыс. рублей; в 2018 году - 26 490,6 тыс. рублей; в 2019 году - 26 490,6 тыс. рублей; в 2020 году - 38 024,9 тыс. рублей. Объем финансирования из местного бюджета - 3 760,3 тыс. рублей, в том числе по годам реализации: в 2014 году - 3 760,3 тыс. рублей. Расходы областного бюджета на реализацию подпрограммы приведены в приложении N 7. |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
- |
снижение средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилья на первичном рынке; повышение доступности жилья для населения; создание арендного жилищного фонда коммерческого использования |
9.2. Характеристика сферы реализации подпрограммы
Итоги жилищного строительства на территории Ростовской области за 2010 - 2012 годы показывают постоянный рост объемов вводимого жилья. Ситуация в сфере жилищного строительства на протяжении последних лет имеет стабильную положительную динамику.
При этом основные точки роста жилищного строительства в области определяются развитием территорий, условно формируемых агломерациями крупных городов, где создается основная потребность в жилье, как за счет собственного населения, так и за счет миграционных процессов: Ростовская, Восточно-Донбасская агломерации и Волгодонская система расселения.
Практически 94 процента от общего объема ввода жилья дают муниципальные образования, входящие в их состав. Здесь сосредоточено около 84 процентов населения Ростовской области (3,6 млн. человек). Особое место занимает Ростовская агломерация, которая обеспечивает 76 процентов от общего ввода жилья в области.
Среди территориально-экономических округов основной объем вводимого жилья обеспечивают Ростовский, Волгодонской, Шахтинский, Каменск-Шахтинский и Сальский округа, на долю которых приходится 97 процентов вводимого жилья, в том числе 77 процентов - на Ростовский округ.
Жилищный фонд Ростовской области состоит из многоквартирных жилых домов и индивидуальной малоэтажной застройки. На начало 2012 г. он составил 93,43 млн. кв. м общей площади, на начало 2013 года - 94,96 млн. кв. м общей площади.
Свыше 83 процентов жилищного фонда сосредоточено в Ростовской, Восточно-Донбасской агломерациях и Волгодонской системе расселения. Однако обеспеченность населения жильем в данных агломерациях, точнее в Ростовском, Шахтинском, Каменск-Шахтинском и Волгодонском округах, ниже среднеобластного показателя.
Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя Ростовской области, в 2012 году составила 22,32 кв. м, что на 0,39 кв. м больше соответствующего периода 2011 года (21,93 кв. м).
Рост данного показателя достигнут за счет увеличения объемов вводимого жилья: ввод жилья на одного проживающего в 2011 году составлял 0,44 кв. м общей площади, в 2012 году - 0,47 кв. м общей площади.
По объемам ввода жилья Ростовская область с 2010 года сохраняет положительную динамику, входит в десятку регионов - лидеров в Российской Федерации и занимает 2-е место в Южном федеральном округе.
В Российской Федерации в 2012 году по объемам вводимого жилья Ростовская область находится на 8-м месте, после Московской области, Краснодарского края, Санкт-Петербурга, Москвы, Тюменской области, Республики Татарстан и Республики Башкортостан.
По итогам 2010 - 2012 годов Ростовская область занимает второе место в Южном федеральном округе по вводу в эксплуатацию многоквартирных жилых домов: от 476,2 до 613,9 тыс. кв. м общей площади (в 2010 и 2012 годах, соответственно).
Положительная динамика в объемах высотного строительства в Ростовской области формирует рыночный потенциал и развитие строительного комплекса.
В 2008 году было введено 2 008,4 тыс. кв. м жилья, что превысило наибольший результат по вводу жилья в Ростовской области, достигнутый в 1987 году, - 1 687,7 тыс. кв. м.
За период с 2010 по 2012 год темпы жилищного строительства в Ростовской области увеличились со 100,2 до 105,5 процента.
Традиционно значительную долю в объемах вводимого жилья в Ростовской области, как в сельских районах, так и в городах, составляет строительство индивидуальных односемейных домов. За период с 2010 по 2012 год доля построенного индивидуального жилья в общем объеме жилищного строительства составляет около 70 процентов.
Ситуация в жилищном строительстве в целом по области характеризуется стабильной динамикой: ежегодно вводится более 1,5 млн. кв. м жилья.
Всего по организациям различных форм собственности, за счет всех источников финансирования в Ростовской области введено в действие жилых домов: в 2010 году - 1 808,6, в 2011 году - 1 880,3 и в 2012 году - 1 984,0 тыс. кв. м общей площади.
В 2012 году по организациям различных форм собственности введено в действие жилых домов: федеральная собственность - 3,71, областная собственность - 0,10, муниципальная собственность - 2,59, частная собственность - 92,77, смешанная собственность - 0,16 и совместная российская и иностранная собственность - 0,67 процента.
Структура жилищного строительства в Ростовской области практически не изменилась. На рынке жилья по-прежнему отмечается дисбаланс спроса и предложения. Существенной проблемой остается несоответствие структуры спроса на жилье семей со средними и умеренными доходами (то есть доходами ниже средних, но не позволяющими гражданам быть отнесенными к категории малоимущих) и предложения жилья в среднем и нижнем ценовых сегментах, что не позволяет обеспечить доступность приобретения жилья для основной части граждан.
Реализация права граждан на жилище, обеспечение достойных и доступных условий проживания - одна из фундаментальных задач правового государства. Развитие жилищной сферы является приоритетным направлением социально-экономического развития Ростовской области.
Актуальность решения комплекса проблем в сфере развития жилищного строительства обусловлена тем, что приобрести жилье с использованием рыночных механизмов на сегодняшний день способен ограниченный круг семей с уровнем доходов выше среднего. Основными причинами низкого платежеспособного спроса на жилье являются низкая доступность долгосрочных ипотечных жилищных кредитов, а также высокий уровень рисков и издержек на этом рынке. В связи с этим возникает необходимость повышать доступность жилья с помощью оказания гражданам государственной поддержки при приобретении (строительстве) жилья.
Основными параметрами прогноза развития сферы жилищного строительства на территории Ростовской области являются:
создание условий для развития рынка доступного жилья, развития жилищного строительства, в том числе строительства жилья экономического класса;
содействие формированию рынка доступного арендного жилья коммерческого использования, в том числе для граждан, имеющих невысокий уровень дохода;
содействие внедрению новых энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий при жилищном строительстве, создание условий для строительства и реконструкции предприятий по производству ресурсосберегающих материалов, изделий и конструкций.
Постановлением Правительства Ростовской области от 25 сентября 2017 г. N 656 в подраздел 9.3 раздела 9 настоящего приложения внесены изменения
9.3. Цели, задачи и показатели (индикаторы), основные ожидаемые конечные результаты, сроки и этапы реализации подпрограммы
Цель подпрограммы - повышение уровня обеспеченности населения жильем, развитие жилищного строительства, в том числе формирование рынка доступного жилья экономического класса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности.
Для достижения цели подпрограммы необходимо решение следующих задач.
Создание возможности улучшения жилищных условий для граждан Ростовской области.
Решение данной задачи характеризуется достижением следующих показателей:
снижение средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилья на первичном рынке, с учетом индекса-дефлятора на соответствующий год по виду экономической деятельности "строительство" (в процентах к уровню 2012 года);
средняя цена одного квадратного метра на первичном рынке жилья;
коэффициент доступности жилья (соотношение средней рыночной стоимости стандартной квартиры общей площадью 54 квадратных метра и среднего годового совокупного денежного дохода семьи, состоящей из трех человек).
Содействие формированию рынка арендного жилья коммерческого использования, в том числе для граждан, имеющих невысокий уровень дохода.
Решение данной задачи характеризует показатель - доля ввода жилья в арендных многоквартирных домах от общей площади ввода жилья в многоквартирных домах.
Целевыми показателями подпрограммы также являются:
количество объектов капитального строительства, реконструкции и капитального ремонта, на которых государственное казенное учреждение Ростовской области "Ростовоблстройзаказчик" осуществляет функции заказчика (в том числе строительный контроль);
количество разработанных проектов на строительство жилых домов, а также на строительство, реконструкцию муниципальных объектов коммунальной инфраструктуры (в том числе для детей-сирот).
Сведения о показателях (индикаторах) подпрограммы и их значениях приведены приложении N 2.
Сведения о показателях, включенных в федеральный (региональный) план статистических работ, приведены в приложении N 3.
Сведения о методике расчета показателя (индикатора) подпрограммы приведены в приложении N 4.
Прогноз сводных показателей государственных заданий на оказание государственных услуг областными государственными учреждениями приведен в приложении N 5.
Конечный результат реализации подпрограммы:
снижение средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилья на первичном рынке;
повышение доступности жилья для населения;
создание арендного жилищного фонда коммерческого использования.
Срок реализации подпрограммы рассчитан на семь лет - с 2014 по 2020 годы.
Постановлением Правительства Ростовской области от 27 марта 2014 г. N 212 подраздел 9.4 раздела 9 настоящего приложения изложен в новой редакции
9.4. Характеристика основных мероприятий подпрограммы
Постановлением Правительства Ростовской области от 1 марта 2017 г. N 116 подраздел "Основное мероприятие 2.1" раздела 9 настоящего приложения изложен в новой редакции
Основное мероприятие 2.1 "Создание условий для развития рынка доступного жилья, развития жилищного строительства, в том числе строительства жилья экономического класса, включая малоэтажное жилищное строительство"
В рамках создания условий по снижению стоимости одного квадратного метра жилья путем увеличения объемов жилищного строительства, в первую очередь, жилья экономического класса, будут реализованы общие меры по стимулированию строительства жилья экономического класса, развитию некоммерческих форм жилищного строительства, в том числе жилищно-строительных кооперативов.
Мероприятия подпрограммы сформированы на основании следующих приоритетных направлений государственной политики в жилищной сфере деятельности:
снижение стоимости одного квадратного метра жилья на 20 процентов;
формирование благоприятной среды жизнедеятельности человека и общества, в том числе безопасных и благоприятных условий проживания для всех категорий граждан;
дальнейшее развитие массового строительства доступного малоэтажного жилья и жилья экономического класса в рамках комплексного освоения крупных территорий;
стимулирование строительства жилых помещений, технико-экономические показатели и параметры которых соответствуют условиям отнесения этих жилых помещений к жилью экономического класса, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищного строительства, архитектуры, градостроительства;
стимулирование частной инициативы граждан, формирование условий для создания жилищных некоммерческих объединений граждан, в том числе жилищно-строительных кооперативов;
развитие рынка доступного арендного жилья;
стимулирование развития энергоэффективных и экологически чистых технологий и материалов, создание условий для их использования в жилищном строительстве.
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации Правительством Российской Федерации в составе государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" разработана и утверждена программа "Жилье для российской семьи".
Программа "Жилье для российской семьи" (далее - Программа) направлена на стимулирование строительства жилья экономического класса, снижение стоимости строительства такого жилья и цены его приобретения гражданами, формирование механизмов удовлетворения спроса на жилье для экономически активных и работающих граждан, которые хотели бы улучшить жилищные условия, имеют сбережения на первоначальный взнос, доходы которых не позволяют приобрести жилье по текущим рыночным ценам, но позволяют приобрести жилье по ценам ниже рыночных с помощью собственных и заемных средств.
Основные условия и меры реализации программы "Жилье для российской семьи", критерии и требования отбора земельных участков, застройщиков, проектов жилищного строительства утверждены для реализации программы утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 N 404 "О некоторых вопросах реализации программы "Жилье для российской семьи" в рамках государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
Для застройщика основными условиями реализации Программы "Жилье для российской семьи" являются:
ввод в эксплуатацию до 31 декабря 2017 г. объектов жилищного строительства, общая площадь жилья экономического класса в которых составляет не менее 10 тыс. кв. метров;
реализация жилья экономического класса гражданам, включенным в сводный список субъекта Российской Федерации, по цене не более 35 тыс. рублей за 1 кв. метр.
С 2014 года Ростовская область является участником программы "Жилье для российской семьи". В рамках Программы "Жилье для российской семьи" планируется ввести в строй 201 тыс. кв. метров жилья экономического класса.
С целью реализации программы "Жилье для российской семьи" в 2014 году между министерством строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области, Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" подписано соглашение об обеспечении строительства жилья экономического класса в рамках программы "Жилье для российской семьи" объектами инженерно-технического обеспечения.
На региональном уровне в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 N 404 принято постановление Правительства Ростовской области от 16.10.2014 N 702 "О мероприятиях, связанных с участием в реализации программы "Жилье для российской семьи" в рамках государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
Развитие массового строительства доступного жилья на территории Ростовской области осуществляется в рамках комплексного освоения крупных территорий.
Одним из наиболее динамично развивающихся жилых районов является "Суворовский" в городе Ростове-на-Дону. Всего застройкой предусмотрено возведение в течение 10 лет на территории 740 га около 5 млн кв. метров жилья (с 2012 по 2022 год).
В период с 2013 по 2016 год в данном районе в эксплуатацию введены 47 жилых домов общей площадью 572,8 тыс. кв. метров. На 2017 год запланирован ввод в эксплуатацию 6 многоквартирных домов общей площадью 85,4 тыс. кв. метров.
Также в рамках комплексного освоения и развития территорий в городе Ростове-на-Дону продолжается застройка жилого района "Левенцовский" на территории общей площадью 224 гектара, где предусмотрено создание 11 микрорайонов и возведение 2,2 млн кв. метров жилья.
В период с 2011 по 2015 год введены в эксплуатацию 1-й и 3-й микрорайоны на общую площадь 363,8 тыс. кв. метров.
Продолжается застройка 6-го и 5-го микрорайонов жилого района "Левенцовский" на участках общей площадью 87 гектаров, реализуемая ЗАО "ПАТРИОТ".
В 2015 - 2016 годах в 6-м микрорайоне введены в эксплуатацию 8 жилых домов общей площадью 132,70 тыс. кв. метров.
В 2017 году на территории жилого района "Левенцовский" в 6-м микрорайоне запланирован ввод в эксплуатацию четырех многоквартирных домов общей площадью 70,1 тыс. кв. метров жилья, в 5-м микрорайоне - один многоквартирный дом общей площадью 7,7 тыс. кв. метров жилья.
Кроме того, в декабре 2016 г. началась реализация нового жилого микрорайона в городе Ростове-на-Дону - "Красный Аксай". Срок реализации проекта - 2016 - 2021 годы.
Проектом предусмотрено строительство жилого микрорайона на земельном участке общей площадью 24,8 гектара. Всего в комплексе будет возведено 26 домов.
Сфера малоэтажного домостроения является резервом интенсификации строительства. Малоэтажные поселки можно одновременно строить по всей области, развивая малый и средний бизнес, используя местные кадры и местные ресурсы. В малоэтажном строительстве трудозатраты гораздо меньше, современные технологии позволяют строить без использования тяжелой строительной техники. Кроме того, современные технологии позволяют сократить сроки и себестоимость строительства, быстро решить проблему обеспечения населения доступным жильем.
Наиболее крупные проекты строительства малоэтажных поселков, сроки реализации которых рассчитаны на несколько лет:
поселок Молодежный (более 200 коттеджей) в Усть-Донецком районе;
поселок Военный городок (более 250 коттеджей) в Егорлыкском районе;
поселок Восточный (более 300 коттеджей) в Родионово-Несветайском районе;
поселок (более 800 коттеджей) в северо-восточном микрорайоне Шолоховского района.
Кроме того, со сроками реализации до двух лет ведется строительство малоэтажных поселков в Багаевском, Боковском, Веселовском, Волгодонском, Азовском и Зерноградском районах Ростовской области.
Производство строительных материалов, изделий и конструкций является материальной основой строительного комплекса, который существенно влияет на темпы роста всей экономики Ростовской области. В разделе рассматриваются основные направления развития предприятий промышленности строительных материалов, изделий и конструкций на период до 2020 года.
При разработке раздела использованы основные параметры "Стратегии развития промышленности строительных материалов и индустриального домостроения на период до 2020 года", утвержденной приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.05.2011 N 262.
При подготовке оценки современного состояния производства и потребления основных видов строительных материалов в Ростовской области, а также прогноза развития промышленности строительных материалов и индустриального домостроения до 2020 года использовалась информация, полученная от муниципальных образований Ростовской области, территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ростовской области, крупных и средних предприятий, выпускающих строительные материалы на территории региона.
Кроме того, использовалась информация инвесторов о реализуемых и планируемых к реализации инвестиционных проектах по созданию новых производств по выпуску строительных материалов.
В качестве исходных данных для оценки и прогноза объемов производства и потребления строительных материалов были использованы следующие основные показатели: объемы инвестиций в основной капитал, объемы работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", объемы и структура жилья, вводимого в эксплуатацию, численность населения Ростовской области.
В разделе рассматриваются основные (базовые) строительные материалы, изделия и конструкции, от наличия которых, в первую очередь, зависит возможность увеличения объемов жилищного строительства в Ростовской области.
Всего в Ростовской области в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОК 029-2001 по виду деятельности "Производство прочих неметаллических минеральных продуктов" по состоянию на 1 января 2012 г. зарегистрировано 589 предприятий, что составляет 0,6 процента от численности всех учтенных предприятий Ростовской области.
Количество действующих предприятий, осуществляющих деятельность в области производства строительных материалов, на конец 2011 года составило 520 предприятий (3 процента от числа действующих организаций на территории Российской Федерации), в которых занято свыше 14 тыс. человек, среднемесячная заработная плата которых в 2011 году составила 17,3 тыс. рублей, что в 1,3 раза больше аналогичного показателя в 2008 году.
Индекс промышленного производства по виду экономической деятельности "Обрабатывающее производство (производство прочих неметаллических минеральных продуктов)" в последнее время в Ростовской области и в целом по России устойчиво имел позитивную динамику, за исключением периодов кризисных явлений в экономике, причем индекс роста производства в Ростовской области был выше, чем в целом по России.
Объем отгруженной продукции по комплексу предприятий стройиндустрии и стройматериалов Ростовской области в 2010 году составил 17,6 млрд рублей, а в 2011 году - 21,2 млрд рублей.
В строительной деятельности Ростовской области более трети объемов работ выполняются крупными и средними организациями. Число действующих строительных организаций в 2008 году составило 4 224, в 2009 году - 5 537, в 2010 году - 5 968, в 2011 году - 6 234.
Объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", по отношению к предыдущим годам составил: в 2008 году - 114,5 процента, в 2009 году - 78,1 процента, в 2010 году - 101,0 процента, в 2011 году - 98,6 процента, в 2012 году - 109,9 процента.
Анализ динамики объема работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", за 2012 год показал, что наблюдался рост в 1,3 раза строительной активности организаций по сравнению с 2009 годом.
В производстве по виду деятельности "Производство прочих неметаллических минеральных продуктов" в 2008 году было занято 18 783 человека, в 2009 году - 16 424; в 2010 году - 14 425 и в 2011 году - 14 264 человека.
Большая часть предприятий стройматериалов (более 90 процентов) принадлежит частным собственникам.
Отрасль развития промышленности строительных материалов должна обеспечивать увеличение объемов жилищного строительства и изменение его структуры, переход на новые архитектурно-строительные системы, типы зданий и современные технологии их возведения, снижение ресурсоемкости, энергетических и трудовых затрат при строительстве и эксплуатации жилья. Она должна соответствовать требованиям по сокращению продолжительности инвестиционного цикла и обеспечивать потребности капитального строительства в качественных, экологически чистых, современных видах строительных материалов, отвечающих по ассортименту и номенклатуре платежеспособному спросу различных слоев населения.
Одним из важных направлений, обеспечивающих увеличение выпуска конкурентоспособных строительных материалов, является модернизация действующих производств.
Основными задачами модернизации являются:
увеличение производительности труда за счет внедрения новых, полностью механизированных и автоматизированных технологических линий, что позволит уменьшить количество персонала, занятого на производственных участках;
экономия используемых сырьевых материалов.
Сложившаяся территориальная структура производства основных строительных материалов имеет ряд особенностей и характеризуется значительной территориальной неравномерностью размещения отраслевых производительных сил, что также связано с неравномерным размещением объемов нового строительства, прежде всего, жилищного.
Производство основных строительных материалов сосредоточено, в основном, в городах: Ростов-на-Дону, где в промышленности стройматериалов занято около 3,0 тыс. человек, примерно 20 процентов всех занятых в отрасли, Азов, Батайск, Шахты, Волгодонск, Таганрог, Новочеркасск, Каменск-Шахтинский, а также в районах: Аксайском, Октябрьском, Мясниковском, Белокалитвинском, Каменском, Сальском и Тацинском.
Основными (базовыми) строительными материалами, изделиями и конструкциями, от наличия которых, в первую очередь, зависит возможность увеличения объемов жилищного строительства в Ростовской области, являются:
вяжущие материалы (известь, гипс, сухие строительные смеси);
стеновые материалы (кирпич, изделия из автоклавного газобетона, пенобетон, шлакобетон, теплоэффективные блоки и тому подобное), сборные железобетонные конструкции и изделия, панели и другие конструкции для крупнопанельного домостроения, деревянные дома заводского изготовления;
цемент, бетон;
теплоизоляционные материалы на основе полимеров, базальта, стекловолокна;
мягкие кровельные материалы, металлочерепица и другие металлические и керамические кровельные материалы;
производство элементов несъемной опалубки;
листовое стекло.
Производство строительных материалов обеспечивает потребности строительного комплекса и имеет определенный потенциал в отношении возможностей роста объемов производства.
В Ростовской области имеются значительные мощности по производству местных строительных материалов, а также мощная минерально-сырьевая база для строительной индустрии, ресурсы которой не только обеспечивают потребности строительного комплекса Ростовской области, но и позволяют вывозить некоторые виды сырья и строительные материалы в другие регионы.
Минерально-сырьевая база промышленности строительных материалов Ростовской области создает достаточно благоприятные предпосылки для обеспечения внутренних потребностей строительного комплекса.
В структуре производства нерудных строительных материалов традиционно преобладает щебень, получаемый из природного камня и песчано-гравийных материалов, гравий и песок строительный, однако ассортимент продукции достаточно узок. Применяемые технологии переработки ориентированы на выпуск двух-трех фракций щебня и одной фракции песка, немногие предприятия производят большее число видов продукции.
Объем производства нерудных материалов в 2009 году в связи с кризисными явлениями значительно сократился, в последующие годы производство начало восстанавливаться: в 2012 году объем производства составил 102,9 процента по отношению к "пику" добычи в 2008 году. В 2011 году в Ростовской области было произведено 2,53 тыс. куб. метров нерудных строительных материалов в расчете на душу населения, в 2012 году - 14,7 тыс. куб. метров.
Ростовская область располагает значительными объемами разведанных и оцененных запасов полезных ископаемых, пригодных для производства строительных материалов. Их прогнозные ресурсы являются надежным резервом для восполнения потребностей строительной индустрии.
Значительное количество предприятий стройиндустрии занято производством керамического и силикатного кирпича, стеновых блоков из природного камня, гипса, а также мелких и крупных бетонных стеновых блоков, включая блоки стен подвалов.
Производство кирпича в Ростовской области в 2008 году достигло значительных объемов - 560,9 млн. условных штук. В 2009 году в связи с кризисными явлениями объем производства кирпича по сравнению с 2008 годом сократился на 10 процентов, в 2010 году - на 12 процентов. В 2011 году объем производства начал восстанавливаться. Производство кирпича на душу населения в Ростовской области в 2011 году составило 120 штук, в то время как в Российской Федерации был достигнут показатель 68 штук.
Анализ рынка показывает, что предпочтения и тенденция потребления населения, а также строительных организаций направлены на строительство с применением качественного керамического кирпича марки не ниже М-125, обеспечивающего долговечность и архитектурную выразительность жилых домов. Из номенклатуры продукции заводов керамического кирпича постоянным высоким спросом пользуется лицевой кирпич.
На многих предприятиях отрасли реализованы программы модернизации и развития производства, что позволило увеличить выпуск продукции. Так, например, ООО "Тандем-ВП" проведена реконструкция кирпичного завода по производству керамического кирпича в г. Новочеркасске (производительность 10,0 млн штук условного кирпича в год). В 2012 году выпуск продукции данного предприятия составил 18,0 млн штук условного кирпича в год.
На предприятиях, производящих сборные железобетонные изделия и конструкции, выпускается широкая номенклатура изделий и конструкций из бетона и железобетона для строительства зданий и сооружений производственного и жилищно-гражданского назначения.
Производство сборных железобетонных конструкций в Ростовской области в 2010 году по отношению к 2008 году сократилось на 17,2 процента; в 2012 году объем производства сборного железобетона по отношению к 2010 году возрос на 34,9 процента. В расчете на душу населения в 2012 году предприятиями Ростовской области выпущено сборных железобетонных конструкций 0,09 куб. метра (в Российской Федерации достигнут показатель 0,17 куб. метра).
В последние годы в связи с использованием в строительстве различных конструктивных схем наблюдается устойчивая тенденция повышения спроса на мелкие ячеисто-бетонные, пенобетонные, керамзитобетонные блоки, производство которых налажено на действующих железобетонных заводах и комбинатах крупнопанельного домостроения. Крупные строительные организации, имеющие свою строительную базу, также организовали на свободных площадях выпуск мелкоштучных блоков.
В период с 2014 по 2018 год в Ростовской области, и, в частности, в Ростове-на-Дону, намечается значительное увеличение объемов строительства социальной и инженерно-транспортной инфраструктуры, связанной с чемпионатом мира по футболу (ЧМ-2018) - строительство нового стадиона, аэропорта, гостиниц и других объектов.
В связи с этим определяющей задачей развития промышленности стройматериалов в Ростовской области является обеспечение строительного рынка области (в прогнозируемых пределах ввода жилья и других объектов) энергоэффективными и экологичными материалами, высококачественными, современными по ассортименту и номенклатуре строительными изделиями и конструкциями, способными конкурировать с импортной продукцией, обеспечивающими снижение стоимости строительства и эксплуатационных затрат и одновременно повышающими комфортность проживания в жилых домах при необходимой надежности и долговечности.
В качестве основных направлений для разрешения проблемы увеличения производства строительных материалов, изделий и конструкций определены следующие:
обеспечение рынка строительных материалов энергосберегающими, экологическими, конкурентоспособными стройматериалами, изделиями и конструкциями по доступным ценам;
повышение технологического и технического уровня предприятий и качества выпускаемой продукции;
доведение к 2020 году производства основных видов строительных материалов в целях удовлетворения потребностей строительной отрасли.
На уровень производства строительных материалов существенное влияние оказывает высокая степень износа основных фондов, в том числе машин и оборудования, что повышает себестоимость выпускаемой продукции и делает ее менее конкурентоспособной по сравнению с импортными аналогами.
Ростовская область продолжает ориентироваться на технологическое перевооружение и реконструкцию действующих предприятий строительного комплекса. Например, ЗАО "Комбинат крупнопанельного домостроения" (г. Ростов-на-Дону) продолжает реконструкцию производства строительных материалов - изменение технологической схемы производства с целью внедрения современных технологий изготовления железобетонных изделий и строительства полносборных жилых домов новой серии "Р-н-Д". Планируется довести мощности до 180 тыс. кв. метров в год. Панели серии "Р-н-Д" используются в строительстве домов жилых районов "Левенцовский" и "Красные Ворота".
Инновационная деятельность инвесторов в Ростовской области направлена на создание новых высокотехнологичных производств.
Для создания условий повышения инновационной активности предприятий по выпуску энергосберегающих строительных материалов, изделий и конструкций, пользующихся спросом на внутреннем и внешнем рынках, планируются следующие мероприятия:
проведение анализа на основе изучения российского и мирового опыта в сфере использования инноваций предприятиями, производящими строительные материалы, изделия и конструкции;
публикация информации о наиболее перспективных инновационных разработках в сфере производства строительных материалов, изделий и конструкций на сайте министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области;
информирование курируемых предприятий по производству строительных материалов об опыте внедрения инноваций в сфере производства аналогичной продукции в других регионах Российской Федерации и зарубежном опыте.
Развитие производства строительных материалов, изделий и конструкций позволит выполнить прогнозные значения показателей по вводу жилья в эксплуатацию на территории Ростовской области.
Таким образом, мероприятия подпрограммы ориентированы как на продолжение реализации политики в развитии жилищного строительства, так и на создание новых сегментов на рынке жилья, с целью повышения доступности жилья и качества жилищного обеспечения населения.
Постановлением Правительства Ростовской области от 6 июля 2015 г. N 443 подраздел "Основное мероприятие 2.2" раздела 9 настоящего приложения изложен в новой редакции
Основное мероприятие 2.2. "Развитие рынка доступного арендного жилья и развитие некоммерческого жилищного фонда для граждан, имеющих невысокий уровень дохода"
Арендное жилье является одним из сегментов формирующегося современного рынка жилья. Арендное жилье предоставляется в доходных многоквартирных жилых домах, специально построенных для целей сдачи в длительную аренду. Арендное жилье - тип жилья, распространенный в дореволюционной России и в современных развитых экономиках зарубежных стран. По соотношению доли недвижимости, находящейся в собственности и аренде, практически все страны имеют близкие показатели: доля арендного жилья, как правило, составляет 30 - 50 процентов.
В России развитие этого сегмента тормозят демпинг со стороны частных арендодателей, неочевидная экономика доходного жилья и культура населения, сформированная советским строем, когда каждому обещали жилье в собственность. Ситуацию осложняет слишком большой срок окупаемости такого жилья, что не привлекательно для инвесторов.
Необходимость формирования легального конкурентоспособного рынка арендного жилья в Ростовской области обусловлена следующими факторами:
значительная часть населения не имеет возможности приобрести жилье в собственность, однако способна арендовать благоустроенное и комфортное жилье;
современная экономическая модель стимулирует высокую мобильность населения;
развитие экономики предполагает постоянный приток трудовой миграции в Ростовскую область;
создание конкуренции в предоставлении услуг в секторе арендного жилья, что в дальнейшем обеспечит снижение платы за аренду, так как сложившийся "серый рынок" арендного жилья в значительной степени не соответствует потребностям государства, бизнеса и населения.
Институциональное формирование рынка арендного жилья признано одним из важнейших инструментов по обеспечению граждан Российской Федерации качественным и доступным жильем.
Достижения необходимых темпов ежегодного строительства арендного жилья возможно путем создания специальных условий для долгосрочного ипотечного кредитования приобретения домов арендного жилищного фонда или новации строительных кредитов в долгосрочные ипотечные кредиты.
В соответствии с этим для повышения доступности арендного жилья юридическим лицам, заинтересованным в создании арендного жилищного фонда, ОАО "Агентством по ипотечному жилищному кредитованию" (далее - ОАО "АИЖК") предложен ипотечный продукт "Арендное жилье", включающий требования к ипотечным кредитам, которые могут предоставляться банками юридическим лицам на цели строительства или приобретения многоквартирных домов, предназначенных для сдачи внаем. Возврат такого кредита осуществляется компанией-заемщиком за счет поступающей платы за наем жилого помещения. ОАО "АИЖК" будет выкупать кредиты, соответствующие требованиям продукта, снимая с банков долгосрочные риски, связанные с удержанием таких долгосрочных кредитов, а также возмещая ликвидность.
В рамках развития рынка доступного арендного жилья и развития некоммерческого жилищного фонда Федеральным законом от 21.07.2014 N 217-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части законодательного регулирования отношений по найму жилых помещений жилищного фонда социального использования" образовался новый институт найма жилых помещений жилищного фонда социального использования.
Предметом договора найма жилых помещений жилищного фонда социального использования является жилое помещение в наемном доме социального использования, за исключением комнат (части квартиры), или являющийся таким домом жилой дом. Договор заключается на срок от 1 года до 10 лет. Нанимателями могут быть граждане Российской Федерации с уровнем дохода, не позволяющим им приобрести жилое помещение за счет собственных или наемных средств. При этом граждане не должны относиться к категории малоимущих и должны стать на учет в качестве лиц, нуждающихся в предоставлении жилья по рассматриваемому договору, который ведется органами местного самоуправления. Наймодателями являются органы, выступающие собственниками помещений государственного или муниципального жилищного фонда, уполномоченные ими организации, а также организации - собственники помещений частного жилищного фонда, отвечающие требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
Конкретный размер платы за наем жилых помещений жилищного фонда социального использования устанавливается органом государственной власти или местного самоуправления, наймодателем по согласованию с органом местного самоуправления или договором об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома.
Для стимулирования строительства и эксплуатации наемных домов социального использования частным инвесторам предоставляются земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов и без предварительного согласования мест размещения объектов. Размер арендной платы по договору аренды такого земельного участка устанавливается в размере земельного налога, установленного законодательством Российской Федерации за соответствующий земельный участок. В случае изменения размера ставки земельного налога размер арендной платы подлежит изменению арендодателем в одностороннем порядке.
Кроме того, до 50 процентов всех помещений в наемном доме социального использования инвесторы вправе предоставлять по договору коммерческого найма, что позволит быстрее окупить стоимость вложений в строительство дома. Вместе с тем надо отметить, что концепция доходных домов социального использования нацелена не на быструю окупаемость строительства таких домов и скорейшее получение прибыли инвесторами, а на решение социальной задачи по удовлетворению потребности в жилье граждан.
Примечание.
Список использованных сокращений:
г. - город;
ЗАО - закрытое акционерное общество;
ОАО - открытое акционерное общество;
ООО - общество с ограниченной ответственностью;
пос. - поселок.
Основное мероприятие 2.3. "Финансовое обеспечение выполнения государственным бюджетным учреждением Ростовской области "Ростовоблстройзаказчик" государственного задания на оказание государственных услуг"
Государственное бюджетное учреждение Ростовской области "Ростовоблстройзаказчик" (далее - Учреждение) создано в целях осуществления полномочий органов государственной власти Ростовской области, предусмотренных пунктом 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в части выполнения строительного контроля и иных функций заказчика по организации капитального строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов государственной собственности.
Строительный контроль осуществляется Учреждением исключительно при наличии утвержденной в установленном порядке проектно-сметной документации по объектам капитального строительства, реконструкции и капитального ремонта, имеющей положительное заключение организации, осуществляющей государственную (негосударственную) экспертизу проектной документации.
Постановлением Правительства Ростовской области от 17 июля 2014 г. N 515 раздел 9 настоящего приложения дополнен подразделом "Основное мероприятие 2.4"
Основное мероприятие 2.4. "Разработка проектно-сметной документации на строительство жилых домов, а также на строительство, реконструкцию муниципальных объектов коммунальной инфраструктуры (в том числе для детей-сирот)"
Выделение субсидий на разработку проектно-сметной документации на строительство жилых домов, а также на строительство и реконструкцию муниципальных объектов коммунальной инфраструктуры (в том числе для детей-сирот) направлено на:
обеспечение муниципальных образований проектно-сметной документацией на объекты жилищного строительства социального значения;
обеспечение муниципальных образований проектно-сметной документацией на строительство объектов коммунальной инфраструктуры в целях развития жилищного строительства в сельских районах и городских округах с последующим финансированием строительства указанных объектов с привлечением федеральных, областных и внебюджетных средств.
Подраздел изменен с 27 ноября 2017 г. - Постановление Правительства Ростовской области от 23 ноября 2017 г. N 782
Изменения не применяются к правоотношениям, возникающим при составлении проекта областного бюджета на 2018 г. и на плановый период 2019 и 2020 гг.
Основное мероприятие 2.5 "Поддержка пострадавших участников долевого строительства"
В рамках мероприятия во исполнение Областного закона от 30.07.2013 N 1145-ЗС "О мерах поддержки пострадавших участников долевого строительства в Ростовской области" предоставляются субсидии:
объединениям участников долевого строительства для внесения платы за подключение (технологическое присоединение) проблемных объектов к сетям инженерно-технического обеспечения;
объединениям участников долевого строительства, инвестору на возмещение затрат в связи с внесением платы за подключение (технологическое присоединение) проблемных объектов к сетям инженерно-технического обеспечения;
объединениям участников долевого строительства на завершение строительства и ввод в эксплуатацию проблемных многоквартирных домов. Проблемный многоквартирный дом - многоквартирный дом, более 40 процентов участников долевого строительства которого использовали для его строительства социальную выплату для приобретения (строительства) жилья, полученную за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, и срок передачи объектов долевого строительства в котором нарушен более чем на девять месяцев.
Постановлением Правительства Ростовской области от 25 сентября 2017 г. N 656 раздел 9 настоящего приложения дополнен подразделом "Основное мероприятие 2.6"
Основное мероприятие 2.6 "Обеспечение выполнения функций государственного казенного учреждения Ростовской области "Ростовоблстройзаказчик"
Государственное казенное учреждение Ростовской области "Ростовоблстройзаказчик" создано в целях осуществления полномочий органов государственной власти Ростовской области, предусмотренных пунктом 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", в части организации и осуществления межмуниципальных инвестиционных проектов, а также инвестиционных проектов, направленных на развитие социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований, в сфере организации капитального строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов.
Подраздел 9.5 изменен с 27 ноября 2017 г. - Постановление Правительства Ростовской области от 23 ноября 2017 г. N 782
Изменения не применяются к правоотношениям, возникающим при составлении проекта областного бюджета на 2018 г. и на плановый период 2019 и 2020 гг.
9.5. Информация по ресурсному обеспечению подпрограммы
Общий объем финансирования подпрограммы на весь период - 437 949,6 тыс. рублей, в том числе по годам реализации:
в 2014 году - 47 666,2 тыс. рублей;
в 2015 году - 33 548,5 тыс. рублей,
из них неисполненные расходные обязательства 2014 года - 412,1 тыс. рублей;
в 2016 году - 61 040,9 тыс. рублей;
в 2017 году - 205 100,0 тыс. рублей;
в 2018 году - 26 490,6 тыс. рублей;
в 2019 году - 26 490,6 тыс. рублей;
в 2020 году - 38 024,9 тыс. рублей.
Объем финансирования из областного бюджета - 434 189,3 тыс. рублей, в том числе по годам реализации:
в 2014 году - 43 905,9 тыс. рублей;
в 2015 году - 33 548,5 тыс. рублей,
из них неисполненные расходные обязательства 2014 года - 412,1 тыс. рублей;
в 2016 году - 61 040,9 тыс. рублей;
в 2017 году - 205 100,0 тыс. рублей;
в 2018 году - 26 490,6 тыс. рублей;
в 2019 году - 26 490,6 тыс. рублей;
в 2020 году - 38 024,9 тыс. рублей.
Объем финансирования из местного бюджета - 3 760,3 тыс. рублей, в том числе в 2014 году - 3 760,3 тыс. рублей.
Расходы областного бюджета на реализацию подпрограммы приведены в приложении N 7.
9.6. Участие муниципальных образований Ростовской области в реализации подпрограммы
9.6.1. Ответственным исполнителем подпрограммы в течение календарного года проводятся рабочие совещания с привлечением администраций муниципальных образований, участвующих в реализации подпрограммы, с целью контроля за ходом выполнения ее мероприятий, принятия мер по активизации работы всех исполнителей и внесения по его итогам корректировок в подпрограмму.
Сведения о показателях (индикаторах) по муниципальным образованиям Ростовской области приведены в приложении N 9.
9.6.2. Утратил силу.
См. текст пункта 9.6.2 подраздела 9.6 раздела 9
Постановлением Правительства Ростовской области от 26 марта 2015 г. N 200 в пункт 9.6.3 подраздела 9.6 раздела 9 настоящего приложения внесены изменения
9.6.3. Условия предоставления и методика расчета субсидий на разработку проектно-сметной документации на строительство жилых домов, а также на строительство, реконструкцию муниципальных объектов коммунальной инфраструктуры (в том числе для детей-сирот).
Условиями предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований на разработку проектно-сметной документации на строительство жилых домов, а также на строительство, реконструкцию муниципальных объектов коммунальной инфраструктуры (в том числе для детей-сирот), являются:
наличие в правовых актах представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах средств местных бюджетов, направляемых на софинансирование расходов;
наличие в правовых актах представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах кодов бюджетной классификации доходов для предоставления субсидий, закрепленных за соответствующими главными администраторами доходов местных бюджетов;
подтверждение права муниципальной собственности на выделенный земельный участок, отсутствие обременений, исков, судебных решений или иных обстоятельств, которые могут повлечь прекращение права муниципальной собственности.
Предоставление субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов осуществляется после представления администрациями муниципальных районов и городских округов документов, подтверждающих факт перечисления средств местных бюджетов, предусмотренных на софинансирование расходов.
Отбор участников осуществляется на основе предложений органов местного самоуправления, исходя из экономической целесообразности и социальной значимости мероприятий.
Расчет субсидий бюджетам муниципальных образований производится по формуле:
Sмоi = Спсдi х Уiоб(j) / 100,
где Спсдi - стоимость разработки проектно-сметной документации, рассчитанная в соответствии с действующими справочниками базовых цен на проектные работы для строительства и на основании объема работ, подлежащих выполнению;
Уiоб(j) - уровень софинансирования из областного бюджета субсидий бюджетам муниципальных образований на соответствующий финансовый год, утверждаемый постановлением Правительства Ростовской области от 28.12.2011 N 302 "Об уровне софинансирования субсидий местным бюджетам для софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения", выраженный в процентах.
Сведения о показателях (индикаторах) по муниципальным образованиям Ростовской области приведены в приложении N 9.
Распределение межбюджетных трансфертов по муниципальным образованиям и направлениям расходования средств приведено в приложении N 10.
Для перечисления средств главный распорядитель средств областного бюджета в течение 5 рабочих дней после представления получателями субсидий документов, установленных порядком расходования средств (иных документов-оснований), формирует и представляет в министерство финансов Ростовской области заявку на оплату расходов в соответствии с порядком санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств областного бюджета, установленным министерством финансов Ростовской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.