Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Администрации г. Шахты Ростовской области от 29 июня 2017 г. N 3513 настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение N 1
к постановлению Администрации
города Шахты
30.09.2013 г. N 6222
Муниципальная программа
города Шахты "Охрана окружающей среды"
18 ноября 2013 г., 27 января, 17 марта, 23 июня, 15 июля, 13 ноября, 26 декабря 2014 г., 6 апреля, 30 декабря 2015 г., 23 декабря 2016 г., 3 февраля, 29 марта, 29 июня 2017 г.
Паспорт
муниципальная программа города Шахты "Охрана окружающей среды"
Ответственный Исполнитель программы |
Муниципальное казенное учреждение "Департамент городского хозяйства" г. Шахты (далее - МКУ "Департамент ГХ") |
Соисполнители программы (ответственные исполнители подпрограммы) |
Муниципальное бюджетное учреждение "Эксплуатация водоотливных комплексов" г. Шахты (далее - МБУ "ЭВК" г. Шахты) |
Участники программы (подпрограммы) |
Отсутствуют |
Подпрограммы |
|
Программно-целевые инструменты программы |
Отсутствуют |
Цели программы |
Обеспечение экологической безопасности населения и повышение защищённости окружающей среды от антропогенного воздействия. |
Задачи программы |
- создание экологически комфортной среды обитания и условий проживания для населения города; - обеспечение защищённости населения от негативного воздействия вод; - создание комплексной системы управления отходами производства и потребления и вторичными материальными ресурсами; - экологическая реабилитация территории, подверженной негативному воздействию объектов накопленного экологического ущерба в результате прошлой хозяйственной деятельности. |
Целевые индикаторы программы |
- доля уловленных и обезвреженных загрязняющих атмосферный воздух веществ в общем количестве отходящих загрязняющих веществ от стационарных источников в отчётном году: 2014 г. - 86%; 2015 г. - 86%; 2016 г. - 86%; 2017 г. - 86%; 2018 г. - 86%; 2019 г. - 86%; 2020 г. - 86%. - доля очищенных сточных вод, сбрасываемых в водные объекты в общем объёме сброшенных сточных вод в отчётном году: 2014 г. - 50%; 2015 г. - 50%; 2016 г. - 38%; 2017 г. - 40%; 2018 г. - 40%; 2019 г. - 40%; 2020 г. - 40%. - доля отходов I -V класса опасности, переданных на переработку и использованных предприятиями в общем количестве образованных отходов в отчётном году: 2014 г. - 24,0%; 2015 г. - 24,0%; 2016 г. - 24,0%; 2017 г. - 24,0%; 2018 г. - 24,0%; 2019 г. - 24,0%; 2020 г. - 24,0%. |
Этапы и сроки реализации программы |
2014 - 2020 годы. Этапы реализации муниципальной программы не выделяются |
Ресурсное обеспечение программы |
Общий объём финансирования программы составляет 701 228,3 тыс. руб., в том числе: в 2014 году - 83 893,0 тыс. рублей; в 2015 году - 81 816,2 тыс. рублей; в 2016 году - 84 384,2 тыс. рублей; в 2017 году - 88 142,5 тыс. рублей; в 2018 году - 86016,9 тыс. рублей; в 2019 году - 88 386,2 тыс. рублей; в 2020 году - 188 589,3 тыс. рублей. Финансирование мероприятий программы осуществляется за счёт средств областного и местного бюджетов, в том числе: Местный бюджет, всего - 698537,5 тыс. рублей, в том числе: 2014 год - 82 398,1 тыс. рублей; 2015 год - 80 620,3 тыс. рублей; 2016 год - 84 384,2 тыс. рублей; 2017 год - 88 142,5 тыс. рублей; 2018 год - 86 016,9 тыс. рублей; 2019 год - 88 386,2 тыс. рублей; 2020 год - 589,3 тыс. рублей. Областной бюджет, всего - 2690,8 тыс. рублей, в том числе: 2014 год - 1494,9 тыс. рублей, 2015 год - 1195,9 тыс. рублей. |
Ожидаемые результаты реализации программы |
- снижение антропогенной нагрузки на окружающую среду; - повышение защищённости населения и объектов экономики от -негативного воздействия вод; - уменьшение количества несанкционированных свалок и объектов размещения отходов. |
Подпрограмма 1
"Экологическое оздоровление городской среды"
Паспорт
подпрограммы "Экологическое оздоровление городской среды"
Ответственный исполнитель подпрограммы |
МКУ "Департамент городского хозяйства" г. Шахты (далее - МКУ "Департамент ГХ" |
Участники подпрограммы |
отсутствуют |
Программно-целевые инструменты подпрограммы |
отсутствуют |
Цели подпрограммы |
Повышение уровня экологической безопасности, в том числе по обеспечению защищённости населения от негативного воздействия вод. |
Задачи подпрограммы |
1. повышение экологической культуры населения; 2. проведение мероприятий по восстановлению водных объектов и повышению защищённости населения от негативного воздействия вод; 3. повышение эксплуатационной надёжности гидротехнических сооружений (далее - ГТС) путём их приведения к безопасному техническому состоянию. |
Целевые индикаторы подпрограммы |
1. количество мероприятий и информационных материалов экологической тематики, проведённых и размещённых в СМИ в рамках акции "Экология-Безопасность-Жизнь": 2014 г. - 117 ед.; 2015 г. - 135 ед.; 2016 г. - 144 ед.; 2017 г. - 120 ед.; 2018 г. - 120 ед., 2019 г. - 120 ед., 2020 г. - 120 ед. 2. количество водных объектов и гидротехнических сооружений, в отношении которых проведены мероприятия по экологической реабилитации и безаварийной эксплуатации объектов: 2014 г. - 4 ед.; 2015 г. - 5 ед.; 2016 г. - 5 ед.; 2017 г. - 5 ед.; 2018 г. - ед., 2019 г. - ед., 2020 г. - ед. 3. доля ликвидированных несанкционированных свалок, свалочных очагов к количеству выявленных в отчётном году: 2014 г. - 100%; 2015 г. - 100%; 2016 г. - 9,5%; 2017 г. - 52%; 2018 г. - 100%; 2019 г. - 100%; 2020 г. - 100%. 4. количество особо охраняемых природных территорий местного значения: 2017 г. - 1 ед.; 2018 г. - 1 ед.; 2019 г. - 1 ед.; 2020 г. - 1 ед. |
Этапы и сроки реализации подпрограммы |
2014 - 2020 годы. Этапы реализации муниципальной программы не выделяются. |
Ресурсное обеспечение подпрограммы |
Общий объём финансирования подпрограммы составляет 28887,0 тыс. руб., в том числе: в 2014 году - 3257,8 тыс. рублей; в 2015 году - 2939,8 тыс. рублей; в 2016 году - 822,0 тыс. рублей; в 2017 году - 4555,9 тыс. рублей; в 2018 году - 836,1 тыс. рублей; в 2019 году - 836,1 тыс. рублей; в 2020 году - 15639,3 тыс. рублей. Финансирование мероприятий подпрограммы осуществляется за счёт средств областного и местного бюджетов, в том числе: Местный бюджет всего - 26196,2 тыс. рублей, в том числе: в 2014 году - 1762,9 тыс. рублей; в 2015 году - 1743,9 тыс. рублей; в 2016 году - 822,0 тыс. рублей; в 2017 году - 4555,9 тыс. рублей; в 2018 году - 836,1 тыс. рублей; в 2019 году - 836,1 тыс. рублей; в 2020 году - 15639,3 тыс. рублей. Областной бюджет, всего - 2690,8 тыс. рублей, в том числе: 2014 год - 1494,9 тыс. рублей, 2015 год - 1195,9 тыс. рублей. |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
- формирование экологического сознания, повышения уровня экологической культуры и обеспечение информацией о состоянии окружающей среды города; - обеспечение безопасных экологических условий для жизни населения, развитие сферы услуг в области водной рекреации; - повышение безопасности и надёжности эксплуатации гидротехнических сооружений; - уменьшение количества несанкционированных свалок и объектов размещения отходов; - развитие системы особо охраняемых природных территорий местного значения |
Раздел 1. Характеристика сферы реализации подпрограммы
Эффективность природоохранных мероприятий может быть обеспечена лишь при наличии полной, достоверной и своевременной информации о состоянии и тенденциях изменения природных и техногенных систем. Такая информация может быть получена в результате проведения мониторинговых исследований, на основании которых даётся оценка современных геоэкологических условий городской среды. Данная оценка будет способствовать получению объективной картины состояния жизнеобеспечивающих сред города и принятию обоснованных с экологических позиций управленческих решений.
Анализ современного состояния окружающей среды, уровня защиты граждан от последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера показывает, что одной из важнейших причин сложившейся неблагоприятной ситуации является отсутствие эффективной системы воспитания и образования в этой области. Низкий уровень экологической культуры жителей, включая руководителей хозяйствующих субъектов, является причиной осуществления деятельности, негативно влияющей на состояние окружающей среды.
Для решения указанных проблем необходимо развитие экологического образования, формирование экологического сознания и повышение уровня экологической культуры населения путем его информирования о состоянии окружающей среды и привлечения к участию в мероприятиях, направленных на охрану окружающей среды.
В настоящее время состояние водных объектов в города характеризуется активным заилением и зарастанием древесно-кустарниковой растительностью русел малых рек, балок, захламлением прибрежных зон. Это приводит к деградации водных ресурсов и невозможности их использования в рекреационных целях. Кроме того, в большинстве случаев заиление и зарастание русел водотоков не позволяет обеспечить безаварийный пропуск паводковых вод и, как следствие, может привести к затоплению и подтоплению территорий. В зону возможного затопления попадают свыше 500 домов с населением более 1500 человек.
Вызывает серьезные опасения безопасность напорных гидротехнических сооружений (далее - ГТС), из пяти эксплуатирующих ГТС в аварийном или предаварийном состоянии находятся три. Отсутствует техническая и эксплуатационная документация, обосновывающая безопасность гидротехнических сооружений.
Мероприятия по восстановлению пропускной способности водных объектов и обеспечению безопасности ГТС сформированы по отчёту "Разработка мероприятий по снижению негативного влияния водных объектов в паводковый период на территории г. Шахты Ростовской области" и результатам обследования городской территории и ГТС, а также поступающих обращений от жителей города.
Выбор водных объектов: пруда ХХ лет РККА и водохранилища ХБК по поддержанию в удовлетворительном санитарном состоянии прибрежных полос водоёмов продиктован использованием данных объектов в рекреационных целях и развитием этой территории в соответствии со стратегией социально-экономического развития города.
Одной из наиболее актуальных экологических проблем для города являются вопросы обращения с отходами производства и потребления.
Ежегодно на территории города образуется около 887,99 тыс. тонн отходов, из них только твёрдых коммунальных отходов - 67,4 тыс. тонн, которые размещаются на полигон твёрдых коммунальных отходов (далее - ТКО).
На сегодняшний день на территории города расположен один объект размещения ТКО общей площадью 20 га, эксплуатацией которого занимается ООО "Экострой-Дон". Полигон ТБО характеризуется длительным и интенсивным негативным воздействием на окружающую среду. Его обустройство и содержание частично соответствует санитарным и экологическим требованиям.
В настоящее время мощность полигона исчерпана, необходимо строительство новых карт складирования, проведения рекультивации отработанного участка.
С весны 2013 года ООО "Экострой-Дон" осуществляется механизированная сортировка ТКО на городском полигоне, но обороты мусоросортировочного комплекса пока невелики, идёт наладка оборудования.
Вместе с ТКО на полигон поступают отработанные люминесцентные и энергосберегающие лампы, сложная бытовая и офисная техника, нефтесодержащие отходы, биологические и медицинские отходы и тому подобное.
В состав ТБО входит до 80 процентов вторичных материальных ресурсов (далее - ВМР): макулатуры, полимерных материалов, стекла, текстильных отходов, пищевых отходов и т.д.
Основная масса вторичных материальных ресурсов захоранивается совместно с ТКО. Система управления и использования ВМР в городе отсутствует.
Исходя из реальной экономической ситуации, необходимо поэтапное формирование системы управления ТКО и ВМР. Первоочередной задачей является оптимизация сбора ТКО и ВМР, их транспортировки, переработки и захоронения при неизменной долгосрочной стратегии перехода от полигонного захоронения ТКО к их промышленной переработке.
Урбанизация городской территории требует бережного отношения к исчезающим видам растений и животных, обитающих в нашей местности. Постановлением Администрации города от 14.09.2015 N 5000 в г. Шахты создана особо охраняемая природная территория местного значения "Дуб черешчатый" (далее - ООПТ). площадью 0,01 га.
Для сохранения видового состава насаждений степной зоны юга России, осуществления экологического просвещения и проведения научных исследований необходимо развивать систему особо охраняемых природных территорий местного значения.
Перспективное решение экологических проблем требует обеспечения непрерывного и комплексного подхода с использованием программно-целевого метода, что обусловило необходимость разработки подпрограммы "Экологическое оздоровление городской среды".
На реализацию подпрограммы может оказать влияние ряд неблагоприятных существенных рисков:
- финансовые риски реализации муниципальной программы связаны с возможными кризисными явлениями в российской экономике, которые могут привести к снижению объемов финансирования программных мероприятий за счет бюджетных средств;
- природно-климатические влияния климатических условий на гидрологическую ситуацию в бассейнах рек области, на состояние гидротехнических сооружений и берегов водных объектов;
- социальный (человеческий) - уничтожение информационных знаков, захламление городской территории.
Мерами управления указанными рисками являются:
- детальное планирование хода реализации муниципальной программы;
- оперативный мониторинг выполнения мероприятий муниципальной программы;
- своевременная ежегодная актуализация муниципальной программы, в том числе корректировка состава и сроков исполнения мероприятий с сохранением ожидаемых результатов ее реализации;
- проведение в течение всего срока реализации муниципальной программы мониторинга и прогнозирования текущего состояния окружающей среды в городе с целью актуализации государственной программы (в случае необходимости);
- детальное планирование мероприятий в сфере охраны окружающей среды, с учетом возможности местного бюджета по их финансированию;
- консультационная поддержка предприятий-природопользователей, общественных организаций и учреждений, осуществляющих свою деятельность в области охраны окружающей среды и экологического образования;
- информирование населения по вопросам охраны окружающей среды и привлечения к участию в экологических общественных акциях.
Раздел 2. Цели, задачи и индикаторы, основные ожидаемые конечные результаты, сроки и этапы реализации подпрограммы
В соответствии с задачами социально-экономического развития города определена цель реализации подпрограммы - повышение уровня экологической безопасности, в том числе по обеспечению защищённости населения от негативного воздействия вод.
Для достижения цели подпрограммы требуется системный планомерный подход решения поставленных задач:
1. повышение экологической культуры населения;
2. проведение мероприятий по восстановлению водных объектов и повышению защищённости населения от негативного воздействия вод;
3. повышение эксплуатационной надёжности гидротехнических сооружений (далее - ГТС) путём их приведения к безопасному техническому состоянию.
В соответствии с поставленными задачами планируется достижение целевых индикаторов подпрограммы, которые приведены в приложении N 1.
Сведения о методике расчета индикаторов приведены в приложении N 6.
Подпрограмма будет реализована в один этап с 2014 по 2020 годы. Выделение этапов реализации подпрограммы не предусмотрено, так как программные мероприятия будут реализовываться в течение всего периода.
Раздел 3. Характеристика основных мероприятий, мероприятий подпрограммы
Реализация подпрограммы будет осуществляться посредством реализации следующих основных мероприятий:
- экологическое воспитание и образование, обеспечение информацией о состоянии окружающей среды (подготовка информации о состоянии окружающей среды в городе за отчётный год, организация и проведение городской акции "Экология-Безопасность-Жизнь", консультационная работа с предприятиями-природопользователями, информирование населения по вопросам охраны окружающей среды через средства массовых информаций);
- осуществление мероприятий по защите от негативного воздействия вод и обеспечению безопасности гидротехнических сооружений (ГТС) (расчистка прибрежных зон водных объектов; текущее содержание ГТС, разработка эксплуатационной документации, обосновывающей безопасность ГТС);
- разработка проектно-сметной документации на реконструкцию и ликвидацию гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности, в том числе разработка проекта "Реконструкция ГТС пруда Казённый на балке Атюхта, бассейн р. Грушевка, г. Шахты";
- обеспечение мероприятий в сфере обращения с отходами производства и потребления (осуществление учёта объектов размещения отходов производства и потребления; обеспечение мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок, в том числе свалочных очагов на территориях общего пользования);
Перечень основных мероприятий подпрограммы приведен в приложении N 2.
Раздел 4. Информация по ресурсному обеспечению подпрограммы
Объем финансового обеспечения реализации подпрограммы "Экологическое оздоровление городской среды" составляет 28 887,0 тыс. рублей, в том числе за счет средств местного бюджета 26 196,2 тыс. рублей, за счет средств областного бюджета 2690,8 тыс. рублей.
Объем ежегодных расходов, связанных с финансовым обеспечением подпрограммы за счет местного бюджета, уточняется после принятия бюджета муниципального образования "Город Шахты" на очередной финансовый год.
Объемы бюджетных средств за счет средств местного бюджета приведены в приложении N 4 к муниципальной программе г. Шахты "Охрана окружающей среды".
Объемы бюджетных средств на реализацию подпрограммы за счет всех источников финансирования приведены в приложении N 5 к муниципальной программе.
Раздел 5. Участие муниципального образования "Город Шахты" в реализации подпрограммы государственной программы Ростовской области "Охрана окружающей среды и рациональное природопользование"
В рамках государственной программы Ростовской области "Охрана окружающей среды и рациональное природопользование" выделяются средства областного бюджета на софинансирование расходных обязательств муниципального образования "Город Шахты" на разработку проектно-сметной документации на реконструкцию и ликвидацию гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности, и бесхозяйных гидротехнических сооружений в сумме 2690,8 тыс. рублей.
Предоставление субсидий осуществляется на основании соглашений о предоставлении субсидий, заключённых между главными распорядителями средств областного бюджета и Администрацией города Шахты.
Муниципальное образование обеспечило уровень софинансирования в объеме 214,4 тыс. рублей.
Мероприятие реализуется в рамках подпрограммы "Развитие водохозяйственного комплекса" государственной программы Ростовской области "Охрана окружающей среды и рациональное природопользование".
Подпрограмма 2
"Ликвидация нанесённого экологического ущерба"
Паспорт
подпрограммы "Ликвидация накопленного экологического ущерба"
Ответственный исполнитель подпрограммы |
Муниципальное бюджетное учреждение города Шахты "Эксплуатация водоотливных комплексов" (далее - МБУ "ЭВК" г. Шахты) |
Участники подпрограммы |
отсутствуют |
Программно-целевые инструменты подпрограммы |
отсутствуют |
Цели подпрограммы |
Восстановление нарушенных природных систем ранее подвергшихся негативному антропогенному и техногенному воздействию в результате прошлой хозяйственной деятельности |
Задачи подпрограммы |
- снижение негативного воздействия на окружающую среду при осуществлении деятельности субъектами хозяйственной и иной деятельности, предотвращение загрязнения поверхностных водных объектов; - предотвращение подтопления территорий города Шахты; - повышение эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений (накопителей жидких промышленных отходов) путем их приведения к безопасному техническому состоянию. - утилизация опасных производственных отходов (илового осадка). |
Целевые индикаторы подпрограммы |
- доля уловленных и обезвреженных загрязняющих веществ по основному показателю (железо) в общем количестве очищенных шахтных вод, сброшенных с очистных сооружений: 2014 г. - 97%; 2015 г. - 97%; 2016 г. - 97%; 2017 г. - 97%; 2018 г. - 97%; 2019 г. - 97%; 2020 г. - 97%. - объем накопленных загрязнений (на объектах) прошлого экологического ущерба: 2014 г. - 48000т.; 2015 г. - 50500т.; 2016 г. - 53000т.; 2017 г. - 55500т.; 2018 г. - 58000т.; 2019 г. - 43000т.; 2020 г. - 45500т. - количество накопителей жидких промышленных отходов с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние: 2014 г. - 2 ед.; 2015 г. - 2 ед.; 2016 г. - 2 ед; 2017 г. - 2 ед.; 2018 г. - 2 ед.; 2019 г. - 2 ед.; 2020 г. - 2 ед. - количество бассейнов водных объектов, на которых осуществляется мониторинг водных объектов: 2014 г. - 2 ед.; 2015 г. - 2 ед; 2016 г. - 2 ед; 2017 г. - 2 ед; 2018 г. - 2 ед; 2019 г. - 2 ед; 2020 г. - 2 ед. |
Этапы и сроки реализации подпрограммы |
2014 - 2020 годы. Этапы реализации подпрограммы не выделяются. |
Ресурсное обеспечение подпрограммы |
Объем финансирования подпрограммы в 2014 - 2020 годах составит - 341,3 тыс. руб., в том числе: 2014 год - 80 635,2 тыс. руб.; 2015 год - 78 876,4 тыс. руб.; 2016 год - 83 562,2 тыс. руб. 2017 год - 83 586,6 тыс. руб.; 2018 год - 85 180,8 тыс. руб.; 2019 год - 87 550,1 тыс. руб.; 2020 год - 172 950,0 тыс. руб. Местный бюджет составит - 672 341,3 тыс. руб., в том числе: 2014 год - 80 635,2 тыс. руб.; 2015 год - 78 876,4 тыс. руб.; 2016 год - 83 562,2 тыс. руб. 2017 год - 83 586,6 тыс. руб.; 2018 год - 85 180,8 тыс. руб.; 2019 год - 87 550,1 тыс. руб.; 2020 год - 172 950,0 тыс. руб. |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
- исключение подтопления территорий города Шахты; - улучшение экологических условий проживания для жителей г. Шахты и Ростовской области; - исключение будущих бюджетных обязательств на безопасное содержание экологически реабилитированных территорий и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных наличием объектов накопленного экологического ущерба; - предотвращение экономического ущерба от возникновения и развития чрезвычайных ситуаций экологического характера. |
Раздел 1. Характеристика сферы реализации подпрограммы
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду. В то же время Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" допускает возможность негативного воздействия на окружающую среду хозяйствующими субъектами при обеспечении ими требований природоохранного законодательства. Законодательными актами предусматривается нормирование сбросов загрязняющих веществ в водные объекты, размещения отходов производства и потребления, а также предусматривается осуществление контроля за негативным воздействием на окружающую среду.
Угольные шахты, входящие в Шахтинский ТГК, прекратили свою производственную деятельность и затапливались водами водоносных горизонтов, в связи с чем выходящая на поверхность подземная вода не имеет промышленных загрязнений, а все загрязнения носят техногенный характер. При дренировании подземных вод содержащих растворенную углекислоту через слагающие породы происходит частичное выщелачивание пород, подземные воды обогащаются растворимыми соединениями, гидрокарбонатной и постоянной жесткостью, железом в гидрокарбонатной форме. В результате очистки шахтных вод от основных загрязнителей - железа и взвешенных веществ, образовывается осадок, отход производства 4 класса опасности в объемах около 400 грамм на 1 м3 очищаемых шахтных вод.
Муниципальным бюджетным учреждением города Шахты "Эксплуатация водоотливных комплексов" эксплуатируются комплекс водоотлива и очистных сооружений шахты "Глубокая" (КВ и ОС ш. "Глубокая") и комплекс водоотливов и очистных сооружений шахты "Южная" (КВ и ОС ш. "Южная"), которые построены за счет средств федерального бюджета в рамках реализации мероприятий по реструктуризации угольной промышленности.
Комплекс водоотлива и очистных сооружений ш. "Глубокая"
Водоотливный комплекс с погружными насосными агрегатами фирмы KSB Германия (производительность - 900 м3/час) построен в соответствии с рабочим проектом "Реконструкция водоотливного комплекса горизонта -241 м" ликвидируемой шахты "Глубокая" ОАО "Ростовуголь" (вариант погружных насосов), разработанным ЗАО "ШАХТОПРОЕКТ", и находится в эксплуатации с октября 2002 года. Реконструкция водоотливного комплекса осуществлялась дважды:
- с апреля 2005 г. по декабрь 2006 г (с остановкой водоотлива);
- с декабря 2007 г. по сентябрь 2008 (без остановки водоотлива).
Очистные сооружения построены в декабре 2006 года в соответствии с рабочим проектом "Очистные сооружения шахтных вод, предусмотренные объединённым проектом ликвидации особо убыточных шахт - филиалов ОАО "Ростовуголь" (ш. "Глубокая"), разработанным проектной фирмой ООО "ГЕОС-М".
В 2009 - 2010 годах силами ООО "Донуглестрой" произведена реконструкция очистных сооружений в соответствии со скорректированным рабочим проектом "Очистные сооружения шахтных вод (I очередь), предусмотренным проектом ликвидации ОАО "Ростовуголь" (шахта "Глубокая").
Комплекс водоотлива и очистных сооружений рассчитан на среднегодовую производительность 850 м3/час (7 446 000 м3 в год).
Несмотря на ряд реконструкций, имеется много нерешенных проблем.
Не решен вопрос утилизации и размещения илового осадка (4 класс опасности) на комплексе. В качестве временного накопителя илового осадка используется 4-х секционный шламонакопитель бывшей ГОФ им. Артёма с общим объёмом V = 11 520 м3 (в настоящее время заполнен иловым осадком в объёме около 10900 м3, или на 95%). В первом и втором прудах скопилось около 38 000 м3 илового осадка. Иловый пруд ёмкостью 48000 м3 до настоящего времени не достроен - отсутствуют гидроизоляция и укрепление откосов, днища.
Из-за заиленности прудов-отстойников и уменьшения полезного объема время отстаивания шахтной воды в прудах-отстойниках сокращено с 5 суток до 3-х. Для вывоза накопившегося илового осадка необходимо около 120 млн. рублей (ориентировочная стоимость утилизации 1 тонны отходов составляет около 6000 рублей). Временным решением вопроса может быть доработка илового пруда для размещения илового осадка (до 6 месяцев). Хранение на комплексах отходов производства повлечет за собой значительное увеличение платы за негативное воздействие на окружающую среду (хранение опасных производственных отходов производства накопительным эффектом). Необходимо разработать проект на утилизацию илового осадка.
Оборудование на КВ и ОС ш. "Глубокая", выполненное из черного металла, выходит из строя ранее нормативного срока из-за высокой агрессивности шахтной воды. Состояние трубопроводов, на которых подвешены насосные агрегаты в процессе эксплуатации невозможно контролировать. Срок службы трубопроводов 5 лет. Требуют срочной замены из-за полного коррозийного износа гасители гидроударов, смонтированные в 2004 году (срок службы по паспорту 10 лет) и вышедшие из строя в 2009 году. Для надежной работы комплекса необходимо применять оборудование и трубопроводы, выполненные из нержавеющего металла, стеклобазальтопластика или пластика.
Требуют ремонта копер, здание подъема, подъемная машина, переоборудованная в лебедку и т.д.
Насосные агрегаты приобретались у фирмы KSB в 2002 году, срок их службы предусмотрен 15 - 20 лет, поэтому необходимо предусмотреть поэтапное обновление насосных агрегатов.
Комплекс водоотлива и очистных сооружений ш. "Южная"
Комплекс водоотлива и очистных сооружений шахты "Южная" введен в эксплуатацию 20.12.2005 г. (проектировщики ООО "Ростовгипрошахт", ПФ "ГЕОС"), рассчитан на среднегодовую производительность 600 м3/час (5 256 000 м3 в год).
На площадке погружных насосов КВ и ОС ш. "Южная" были смонтированы три погружных насоса SP-215-3N фирмы GRUNDFOS (Германия), номинальной производительностью 215 м3/ч (по проекту два насоса в работе, средняя производительность - 425 м3/ч).
Водовыпускные сооружения шурфа N 5 рассчитаны на прием шахтных вод шахт "Южная" и "Майская". Шахтная вода при достижении отметки +45 м самотеком из шурфа N 5 ш. "Южная" перетекает в приемный резервуар перекачной насосной станции 6 м. В приемном резервуаре установлены погружные электронасосы марки S 150-4114 фирмы "Grundfos", производительностью 170 м3/ч каждый, напором 50 м в количестве 2 шт (1 рабочий, 1 резервный). Далее шахтная вода по одному из двух напорных трубопроводов 200 мм, длиной 1300 м поступает в приемную камеру очистных сооружений. Оборудование шурфа N5 ш. "Южная" выполнено из черного металла и уже подвергалось неоднократному ремонту, обратные клапаны перед трубопроводами отсутствуют (трубопроводы от шурфа N5 до площадки очистных сооружений, протяженностью 1,3 км, имеют обратный уклон). Необходимо установить все оборудование из нержавеющего металла, произвести частичную замену электрооборудования и кабельной продукции, произвести наладку оборудования для работы в автоматическом режиме. Опыт эксплуатации сооружений по приему шахтных вод на шурфе N 5 КВ и ОС ш. "Южная" (с июня 2013 года) показал явную ошибку проектировщиков, не предусмотревших резервного водоприемного бункера с насосным оборудованием. В результате при постоянном притоке воды (вода из шахты выходит самотеком) невозможно производить ремонты самого бункера, опорной рамы, насосных агрегатов, анкеров и т.д. Полезная емкость бункера составляет всего 34 м3 при проектном притоке 175 м3/час. При отказе насосного агрегата вода из бункера выходит в реку через 5 мин. Требуется срочное строительство резервного приемного бункера с насосным оборудованием и возможностью перевода выходящей шахтной воды в приемный бункер.
Проектом не решен вопрос вывоза или утилизации илового осадка. На КВ и ОС ш. "Южная" в секциях первого пруда-отстойника скопилось около 7100 м3 осадка, что составляет около 57% полезного объема. Временный иловый пруд имеет общий объем V = 3600 м3, из которых 2600 м3 заполнены иловым осадком. Для вывоза накопившегося илового осадка необходимо около 27,5 млн. рублей (ориентировочная стоимость утилизации 1 тонны отходов составляет около 6000 рублей). Необходимо разработать проект на утилизацию илового осадка.
Напорные трубопроводы погружных насосных агрегатов выполнены из "черного металла", из-за коррозийного износа под воздействием агрессивной шахтной воды выходят из строя через 34 года. Необходима их замена на трубопроводы из нержавеющей стали, стеклобазальтопластика, либо пластика.
Раздел 2. Цели, задачи и индикаторы, основные ожидаемые конечные результаты, сроки и этапы реализации подпрограммы
Определена цель подпрограммы - восстановление нарушенных природных систем ранее подвергшихся негативному антропогенному и техногенному воздействию в результате прошлой хозяйственной деятельности.
Достижение указанной цели реализуется путем решения следующих задач:
1. снижение негативного воздействия на окружающую среду при осуществлении деятельности субъектами хозяйственной и иной деятельности, предотвращение загрязнения поверхностных водных объектов;
2. предотвращение подтопления территорий города Шахты;
3. повышение эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений (накопителей жидких промышленных отходов) путем их приведения к безопасному техническому состоянию.
4. утилизация опасных производственных отходов (илового осадка).
Информация о составе и значениях индикаторов подпрограммы, характеризующих решение указанных задач, приведены в приложении N 1.
Сведения об индикаторах, включенных в федеральный (региональный) план статистических работ приведены в приложении N 6.
Сведения о методике расчета индикаторов приведены в приложении N 7.
Прогноз сводных показателей муниципального задания на оказание муниципальных услуг по программе (подпрограмме 2) приведен в приложении N 3.
Раздел 3. Характеристика основных мероприятий, мероприятий подпрограммы
Реализация подпрограммы будет осуществляться посредством реализации следующих основных мероприятий:
- эксплуатация водоотливных комплексов и очистных сооружений (поддержание уровня шахтных вод на установленных проектных отметках, откачка воды с подземных горизонтов насосными агрегатами, очистка откачанных шахтных вод на очистных сооружениях, достижение уровня очистки шахтных вод до проектных значений по основному показателю (железо), обеспечение безопасной эксплуатации накопителей жидких промышленных отходов, входящих в состав очистных сооружений а также диагностика, ревизия, наладка, текущий и капитальный ремонт оборудования, машин и механизмов, деятельность по снижению загрязнения поверхностных водных объектов; мониторинг состояния окружающей среды.);
- реконструкция комплексов водоотливов и очистных сооружений (замена морально и физически устаревшего оборудования, замена оборудования, выполненного из черного металла на оборудование из нержавеющей стали);
- сбор, временное хранение и передача опасных производственных отходов (илового осадка) сторонним организациям (разработка проектно-сметной документации по обработке опасных производственных отходов и способе их утилизации или размещения, завершение строительства илового пруда N 5, передача накопленных отходов сторонним организациям).
Перечень основных мероприятий подпрограммы приведен в приложении N 2.
Раздел 4. Информация по ресурсному обеспечению подпрограммы
Финансирование подпрограммы осуществляется за счет средств местного бюджета.
Объем финансирования реализации программных мероприятий всего составляет 672 341,3 тыс. рублей, в том числе:
за счет средств местного бюджета - 341,3 тыс. рублей, в том числе по годам:
2014 год - 80 635,2 тыс. руб.;
2015 год - 78 876,4 тыс. руб.;
2016 год - 83 562,2 тыс. руб.
2017 год - 83 586,6 тыс. руб.;
2018 год - 85 180,8 тыс. руб.;
2019 год - 87 550,1 тыс. руб.;
2020 год - 172950,0 тыс. руб.
Объемы бюджетных средств за счет средств местного бюджета приведены в приложении N 3 к муниципальной программе г. Шахты "Охрана окружающей среды".
Раздел 5. Участие муниципального образования "Город Шахты" в реализации подпрограммы государственной программы
Участие подпрограммы "Ликвидация накопленного экологического ущерба" в реализации подпрограмм государственных программ Ростовской области соответствующего направления не предусмотрено.
Заместитель главы Администрации |
Д. В. Кравцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.