Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Характеристика текущего состояния окружающей среды города Ростова-на-Дону
В 2013 году завершена реализация Долгосрочной городской целевой программы "Охрана окружающей среды города Ростова-на-Дону на 2010 - 2013 годы", около 80% объема финансирования которой направлено на проведение мероприятий по охране водных объектов, в том числе на реализацию региональных инвестиционных проектов "Комплексная программа строительства и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения города Ростова-на-Дону и юго-запада Ростовской области" и "Чистый Дон". При этом реализация мероприятий такого масштабного проекта, как "Чистый Дон" осуществляется с использованием схем государственно-частного партнерства.
Вместе с тем, экологическая ситуация в городе остается напряженной, а уровень загрязнения окружающей среды - высоким.
В городе Ростове-на-Дону одной из важнейших задач в сфере создания экологически благоприятной окружающей среды является обеспечение его населения доброкачественной питьевой водой, безопасной в эпидемиологическом отношении.
Современное состояние большинства водоемов и водотоков, расположенных в черте города Ростова-на-Дону, не соответствует экологическим требованиям.
В то же время, результаты социально-гигиенического мониторинга состояния поверхностных водных объектов в городе за 2012 год, проведенного Управлением Роспотребнадзора по Ростовской области, свидетельствуют об улучшении качества воды в них по сравнению с 2011 годом по химическим и микробиологическим показателям, за исключением зон рекреации, где показатели химического загрязнения возросли.
Так, доля проб воды, отобранных из водоемов I категории водопользования (в местах водозабора), не отвечающих гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям загрязнения, составила 47,3%, по химическим показателям - 1,9%. Загрязнение водоемов II категории водопользования (в зонах рекреации) по микробиологическим и химическим показателям значительно интенсивнее.
Неудовлетворительное качество воды источника водоснабжения города Ростова-на-Дону связано со сбросом неочищенных и недостаточно- очищенных, необеззараженных сточных вод в реку Дон и его притоки с коммунальных, промышленных, сельскохозяйственных объектов, находящихся выше по течению реки.
Кроме того, немалую долю загрязнений привносят в водоемы города ливневые и талые воды, а также хозяйственно-бытовые и производственные сточные воды, сбрасываемые в балки различными предприятиями, стоки от неканализованной жилой застройки, удельный вес которой составляет около 17%. При этом, имеют место случаи несанкционированного подключения к ливневой канализации выпусков от промышленных и жилых объектов.
По данным Управления Роспотребнадзора по Ростовской области качество питьевой воды в 2012 году незначительно улучшилось. На выходе из очистных сооружений водопровода оно отвечало гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям и не отвечало по санитарно-химическим показателям (мутность, цветность, жесткость) в 26,5% проб (2011 г. - 51,5%, 2010 г. - 47,2%); в водопроводной сети - в 0,3% проб и 31,8% проб соответственно (мутность, цветность, железо, жесткость, хлорорганические соединения).
Следует отметить, что проблема обеспечения населения города качественной питьевой водой связана не только с загрязнением поверхностных источников водоснабжения, но и с недостаточной эффективностью существующих способов водоподготовки и водоочистки, повышенным износом инженерных коммуникаций.
В свою очередь, порывы на разводящих сетях, несвоевременное устранение аварийных ситуаций приводит к техногенному подъему грунтовых вод, подтоплению городских территорий.
Озеленение городских территорий является одним из наиболее эффективных способов оздоровления окружающей среды.
В соответствии с официальными статистическими данными, приведенными в Интегрированной информационной системе города Ростова-на-Дону, общая площадь зеленых насаждений в пределах городской черты, по состоянию на 01.01.2013 года, составила 12264, 72 га.
В этот показатель включены городские леса, зеленые и защитные зоны, лесопарки, бульвары, скверы, сады и газоны, парки культуры и отдыха, стадионы, кладбища, насаждения в жилых районах, на приусадебных участках, внутриквартальное озеленение, особо охраняемые природные территории и другие виды озеленения ограниченного пользования и специального назначения (на территории школ, лечебных и детских учреждений, общественных зданий, промышленных предприятий и других).
При этом зеленые насаждения общего пользования (парки, сады, скверы и бульвары) занимают площадь 4286,29 га, городские леса - 3842, 609 га, озеленение улично-дорожной сети - 939, 54 га.
С учетом указанных выше значений фактическая обеспеченность зелеными насаждениями в городе Ростове-на-Дону составляет 42,18% от нормативной, что обусловлено недостаточной площадью городских лесов (в соответствии с требованиями нормативных документов, при численности населения 1096,5 тыс. человек, площадь лесных насаждений в городском округе должна составлять 27412 га). В то же время, являясь самым компактным городом-миллионником России, Ростов-на-Дону размещается на площади 356,1 км2 (35610 га), в связи с чем соблюдение указанных выше нормативных требований не представляется возможным.
Земли городских лесов представляют собой неприкосновенный фонд, сохранение и восстановление которого является одним из условий обеспечения благополучия и экологической безопасности нынешнего и следующих поколений жителей.
В настоящее время вопросы формирования полноценной среды обитания человека приобрели особую актуальность и остроту. Развернувшееся за последние годы жилищное и промышленное строительство приводит к уплотнению сложившейся застройки и инженерных коммуникаций, особенно в центральной части Ростова-на-Дону, что существенно снижает уровень озеленения. Следует также отметить, что в черте города преимущественно произрастают зеленые насаждения, высаженные в 50 - 70-е годы прошлого века. Через 10 - 15 лет около 60% этих деревьев перейдут в сенильную стадию онтогенеза. Ситуация осложняется дефицитом земель, пригодных для создания новых зеленых насаждений и компенсационных посадок. Поэтому еще большую значимость приобретает работа, связанная с минимизацией ущерба при осуществлении градостроительной деятельности, прокладке и реконструкции трасс инженерных коммуникаций и автодорог на территориях с зелеными насаждениями. В рамках решения данной задачи, при рассмотрении вопросов размещения объектов капитального строительства, развития дорожно-транспортной сети, инженерной инфраструктуры города учитывается возможность максимального сохранения существующих зеленых насаждений. Так, благодаря изменениям, внесенным в градостроительную документацию, в 2012 году удалось предотвратить снос 3352 деревьев.
Повышение уровня экологического воспитания и образования населения, особенно детей и подростков, является залогом ответственного отношения граждан к окружающей среде. При этом без информирования населения обо всех аспектах охраны окружающей среды, без реализации права граждан на получение достоверной информации об экологической ситуации не произойдет радикальных изменений в его сознании и поведении. Современная экологическая ситуация определяет острую необходимость формирования экологического мышления, "экологизации" всех сфер человеческой деятельности. Именно поэтому так актуальна проблема создания инфраструктуры и внедрения системы всеобщего непрерывного экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста, школьников, молодежи и взрослого населения, совершенствование эколого-просветительской деятельности для формирования у граждан бережного отношения к природе.
Учитывая многогранность проблемы, затратность большинства природоохранных мероприятий, достаточно продолжительные сроки их реализации, а также необходимость привлечения соответствующих финансовых средств из различных источников, решать её необходимо программными методами.
Настоящая Программа разработана с целью реализации основных принципов экологической политики города и направлена на решение приоритетных задач в сфере охраны окружающей среды и обеспечения рационального природопользования на территории муниципального образования.
Система управления Программой позволяет обеспечивать анализ выполнения мероприятий, а также принимать оперативные меры по их корректировке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.