Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 8. Подпрограмма "Охрана окружающей среды в Ростовской области"
Подраздел 8.1 изменен с 27 декабря 2017 г. - Постановление Правительства Ростовской области от 21 декабря 2017 г. N 879
Изменения не применяются к правоотношениям, возникающим при составлении проекта областного бюджета на 2018 г. и на плановый период 2019 и 2020 гг.
8.1. Паспорт подпрограммы "Охрана окружающей среды в Ростовской области"
Наименование подпрограммы |
- |
"Охрана окружающей среды в Ростовской области" (далее - подпрограмма) |
Ответственный исполнитель подпрограммы |
- |
минприроды Ростовской области (с 1 июня 2014 г.); комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области (до 1 июня 2014 г.) |
Участники подпрограммы |
- |
ГБУ РО "Дирекция"; департамент охраны и использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов Ростовской области (до 1 июня 2014 г.); органы местного самоуправления муниципальных образований Ростовской области; общество с ограниченной ответственностью "Эко-Спас Батайск"; акционерное общество "Каменскволокно"; общество с ограниченной ответственностью "АМИЛКО"; акционерное общество "Чистый город"; общество с ограниченной ответственностью "Ростовский электрометаллургический заводъ"; акционерное общество "Ростоввторпереработка"; общество с ограниченной ответственностью "Марс"; общество с ограниченной ответственностью "Центр 100 Ростов-на-Дону"; публичное акционерное общество "Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии"; открытое акционерное общество "Энергопром-Новочеркасский электродный завод"; публичное акционерное общество "Тагмет"; общество с ограниченной ответственностью "Гардиан Стекло Ростов"; акционерное общество "Ростовводоканал"; филиал акционерного общества "Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях" "Ростовская атомная станция"; публичное акционерное общество "Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г.М. Бериева"; ассоциация по сохранению и восстановлению редких и исчезающих животных "Живая природа степи"; ООО "Пивоваренная компания "Балтика" |
Программно-целевые инструменты подпрограммы |
- |
отсутствуют |
Цель подпрограммы |
- |
повышение уровня экологической безопасности и сохранение природных экосистем |
Задачи подпрограммы |
- |
обеспечение защищенности окружающей среды в условиях дальнейшего экономического развития посредством снижения негативного воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности; оценка состояния окружающей среды с целью принятия своевременных управленческих решений по предотвращению негативного воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; информационное обеспечение органов государственного управления в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны окружающей среды и природных ресурсов; сохранение и развитие особо охраняемых природных территорий; создание условий для сохранения и воспроизводства объектов животного и растительного мира; повышение экологической культуры населения, обеспечение его объективной информацией о состоянии окружающей среды |
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы |
- |
доля устраненных нарушений требований природоохранного законодательства в общем объеме нарушений, выявленных в процессе проведения мероприятий по региональному государственному экологическому надзору; количество разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух, выданных природопользователям, подлежащим региональному государственному экологическому надзору; доля объектов негативного воздействия с разрешенным объемом выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в региональном реестре объектов негативного воздействия; выбросы в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ, отходящих от стационарных источников, процентов к 2007 году; выбросы загрязняющих атмосферу веществ, отходящих от стационарных источников, по отношению к показателям 2007 года; доля вывезенных с территории Ростовской области пришедших в негодность пестицидов и агрохимикатов в общем количестве пришедших в негодность пестицидов и агрохимикатов, выявленных в местах хранения, не имеющих собственников; количество проб состояния окружающей среды, полученных на основании мониторинговых исследований, поступающих для анализа в минприроды Ростовской области; доля выведенных из эксплуатации объектов размещения отходов по отношению к исходным данным регионального кадастра отходов; объем образованных отходов I - IV классов опасности по отношению к 2007 году; доля площади Ростовской области, занятая особо охраняемыми природными территориями регионального и местного значения; биотехнические мероприятия, выполненные на территории государственных природных заказников областного значения; биотехнические мероприятия, выполненные на особо охраняемых природных территориях областного значения: создано кормовых полей; создано ремиз; установлено искусственных гнезд; устроено кормушек и подкормочных площадок; выложено кормов; численность ценных в хозяйственном, культурном и научном отношении видов животных на территории особо охраняемых природных территорий областного значения в состоянии естественной свободы; количество вольерных комплексов для содержания животных; количество животных, содержащихся в вольерах; количество животных, содержащихся в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания; количество животных, выращенных в вольерах и выпущенных в естественную среду обитания для расселения; количество животных, выращенных в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания и выпущенных в естественную среду обитания для расселения; количество видов растений, занесенных в Красную книгу Ростовской области, произрастающих в искусственной среде обитания (в условиях питомника); количество плотоядных животных, добытых в рамках регулирования численности, спортивной и любительской охоты; индекс численности плотоядных видов животных, добытых в рамках регулирования численности и спортивной любительской охоты, по отношению к 2015 году; плотность плотоядных особей на 1 тыс. гектаров; сумма штрафов, наложенных за нарушения в области охраны и использования объектов животного мира; отношение количества случаев с установленными нарушителями законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов к общему количеству зарегистрированных случаев нарушения законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов; отношение суммы возмещенного ущерба от нарушений законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов к сумме нанесенного ущерба от нарушений законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов; площадь питомника редких и исчезающих видов животных; количество ежегодных мероприятий по экологическому просвещению и образованию, проводимых на территории Ростовской области в рамках Дней защиты от экологической опасности; количество пресс-конференций и информационных материалов, размещаемых на официальном сайте минприроды Ростовской области и в средствах массовой информации; количество детей, привлеченных к участию в мероприятиях экологического движения (слетах); доля населения, вовлеченного в мероприятия по экологическому просвещению, в общей численности населения Ростовской области |
Этапы и сроки реализации подпрограммы |
- |
2014 - 2020 годы. Этапы реализации подпрограммы не выделяются |
Ресурсное обеспечение подпрограммы |
- |
общий объем финансирования подпрограммы в 2014 - 2020 годах за счет всех источников - 3 913 521,0 тыс. рублей, в том числе по годам реализации: в 2014 году - 268 472,3 тыс. рублей; в 2015 году - 311 102,7 тыс. рублей, из них неисполненные расходные обязательства 2014 года - 225,6 тыс. рублей; в 2016 году - 305 384,1 тыс. рублей; в 2017 году - 2 452 494,5 тыс. рублей; в 2018 году - 263 331,0 тыс. рублей; в 2019 году - 266 843,1 тыс. рублей; в 2020 году - 46 118,9 тыс. рублей. Объем финансирования из областного бюджета - 1 713 360,8 тыс. рублей, в том числе по годам реализации: в 2014 году - 268 472,3 тыс. рублей; в 2015 году - 311 102,7 тыс. рублей, из них неисполненные расходные обязательства 2014 года - 225,6 тыс. рублей; в 2016 году - 305 384,1 тыс. рублей; в 2017 году - 262 334,3 тыс. рублей; в 2018 году - 260 331,0 тыс. рублей; в 2019 году - 263 843,1 тыс. рублей; в 2020 году - 42 118,9 тыс. рублей; из них общий объем финансирования за счет безвозмездных поступлений в областной бюджет - 113 858,7 тыс. рублей, в том числе по годам реализации: в 2014 году - 20 087,8 тыс. рублей; в 2015 году - 15 779,5 тыс. рублей; в 2016 году - 18 371,5 тыс. рублей; в 2017 году - 19 873,3 тыс. рублей; в 2018 году - 19 873,3 тыс. рублей; в 2019 году - 19 873,3 тыс. рублей, в том числе по источникам финансирования: за счет средств федерального бюджета - 113 858,7 тыс. рублей, в том числе по годам реализации: в 2014 году - 20 087,8 тыс. рублей; в 2015 году - 15 779,5 тыс. рублей; в 2016 году - 18 371,5 тыс. рублей; в 2017 году - 19 873,3 тыс. рублей; в 2018 году - 19 873,3 тыс. рублей; в 2019 году - 19 873,3 тыс. рублей, Объем финансирования из внебюджетных источников - 2 200 160,2 тыс. рублей, в том числе по годам реализации: в 2017 году - 2 190 160,2 тыс. рублей; в 2018 году - 3 000,0 тыс. рублей; в 2019 году - 3 000,0 тыс. рублей; в 2020 году - 4 000,0 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
- |
снижение количества нарушений в области охраны окружающей среды; обеспечение потребностей населения, органов государственной власти, секторов экономики в информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении; уменьшение количества несанкционированных свалок и объектов размещения отходов; увеличение количества видов растений, занесенных в Красную книгу Ростовской области, произрастающих в искусственной среде обитания (в условиях питомника); увеличение численности ценных в хозяйственном, культурном и научном отношении видов животных на территории особо охраняемых природных территорий регионального значения; формирование экологического сознания и повышение уровня экологической культуры населения Ростовской области; снижение антропогенного воздействия на окружающую среду; создание условий для разведения и содержания в полувольных условиях редких и исчезающих видов животных |
8.2. Характеристика сферы реализации подпрограммы
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду. В то же время Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" допускает возможность негативного воздействия на окружающую среду хозяйствующими субъектами при обеспечении ими требований природоохранного законодательства. Законодательными актами предусматривается нормирование выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов загрязняющих веществ в водные объекты, размещения отходов производства и потребления, а также предусматривается осуществление контроля за негативным воздействием на окружающую среду. Одной из форм обеспечения хозяйствующими субъектами требований природоохранного законодательства является государственный экологический надзор, который осуществляется минприроды Ростовской области по следующим направлениям:
региональный государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения;
региональный государственный надзор в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору;
региональный государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору;
региональный государственный надзор в области использования и охраны водных объектов, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору;
региональный государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения.
На территории Ростовской области зарегистрировано более 250 тысяч предприятий и организаций, осуществляющих деятельность в различных сферах жизнеобеспечения общества. Согласно принципам охраны окружающей среды любая планируемая хозяйственная и иная деятельность является опасной для окружающей среды (презумпция экологической опасности).
Государственный экологический надзор призван обеспечить предотвращение, выявление и пресечение нарушений природоохранного законодательства в целях обеспечения экологической безопасности на территории Ростовской области.
Основной задачей государственного экологического надзора является повышение его эффективности за счет:
увеличения количества предприятий и организаций, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, охваченных контрольными мероприятиями;
повышения обеспеченности государственных инспекторов в области охраны окружающей среды техническими средствами фиксации нарушений природоохранного законодательства;
установления дифференцированных требований к хозяйствующим субъектам, осуществляющим свою деятельность на экологически опасных объектах и на объектах, оказывающих умеренное или незначительное воздействие;
обеспечения предупреждения нарушений.
С целью снижения негативного воздействия на окружающую среду в рамках полномочий субъекта Российской Федерации минприроды Ростовской области производится выдача разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух; организуется и проводится государственная экологическая экспертиза объектов регионального уровня; рассматриваются схемы территориального планирования Ростовской области и муниципальных образований, планы уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Указанные мероприятия осуществляются в рамках основной деятельности и не требуют отдельного финансирования (кроме государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня, финансирование которой осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе").
Процессы, связанные с загрязнением атмосферного воздуха, рек Ростовской области и антропогенным воздействием на окружающую среду, требуют принятия эффективных управленческих решений в области охраны окружающей среды в целях определения причин и источников негативного воздействия на окружающую среду, разработки и реализации мер по улучшению экологической ситуации, предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций. Результаты включенных в государственную программу мероприятий по мониторингу и контролю качества окружающей среды позволяют получать достоверную информацию о состоянии окружающей среды, ее изменениях в зонах возможного негативного воздействия в городах Ростовской области. Информация о состоянии атмосферного воздуха в городах Азове, Волгодонске, Новочеркасске, Ростове-на-Дону, Таганроге, Цимлянске и Шахтах формируется на основании данных, получаемых со стационарных постов государственной сети наблюдения, в городах Восточного Донбасса и в городах области, не имеющих таких постов, - методом маршрутного обследования уровня загрязнения атмосферного воздуха.
Информация о фактических уровнях загрязнения атмосферного воздуха и динамике их изменений позволяет использовать данные мониторинга не только для принятия целенаправленных мер по улучшению экологической обстановки, но и для оценки эффективности осуществления природоохранных мероприятий.
В 1975 году по решению Совмина РСФСР в районе г. Батайска был организован региональный пункт подземного опытно-промышленного захоронения пришедших в негодность пестицидных препаратов, в котором захоронено свыше 1 500 тонн ядохимикатов и тары из-под них, поступивших от объединений "Сельхозтехника" Краснодарского и Ставропольского краев, Республики Калмыкия, Ростовской области.
В период реализации Областной целевой программы в области охраны окружающей среды и рационального природопользования на 2007 - 2010 годы и Областной долгосрочной целевой программы "Охрана окружающей среды и рациональное природопользование в Ростовской области на 2011 - 2015 годы" проводились мониторинговые исследования состояния Батайского захоронения пестицидов и агрохимикатов. Дальнейшее постоянное проведение такого мониторинга позволит получать достоверную информацию о фактическом влиянии опасных химических веществ на компоненты окружающей среды и своевременно принимать превентивные меры по предупреждению чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
В целях улучшения санитарно-экологической обстановки, исключения загрязнения объектов окружающей среды и причинения вреда здоровью населения Ростовской области комитетом по охране окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области в 2011 - 2013 годах реализованы мероприятия по вывозу за пределы области для утилизации и захоронения 1976,221 тонн пестицидов и агрохимикатов, находящихся в местах хранения, не имеющих собственников. На 1 января 2014 г. на территории пос. Садовый Красненского сельского поселения Багаевского района оставалось 100 тонн пестицидов. Вывоз оставшегося объема пестицидов планируется осуществить в 2014 году.
Важная роль в обеспечении экологической безопасности принадлежит особо охраняемым природным территориям и сохранению биоразнообразия.
Основы государственной политики в сфере сохранения биологического разнообразия отражены в областных законах "Об охране окружающей среды в Ростовской области", "Об особо охраняемых природных территориях Ростовской области", Концепции развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года и др.
В настоящее время в связи с интенсивно развивающейся хозяйственной деятельностью на территории Ростовской области наблюдается резкое сокращение видового состава растительного и животного мира, а также полная или частичная утрата природных комплексов. Потеря каждого вида - это незаменимая и невосполнимая утрата для биосферы и человечества. Причинами исчезновения видов животных и растений являются деградация и сокращение мест обитания (вырубка леса, распашка степей, пожары), прямое преследование со стороны человека (ценная шкура, мясо, дериваты и прочее.).
Животный и растительный мир Ростовской области очень разнообразен. По мнению ученых, на территории Ростовской области обитает более 25 000 видов животных. Из них к охотничьим ресурсам отнесено 72 вида животных (33 вида млекопитающих и 39 видов птиц). Кроме того, учеными выявлено 1 982 вида дикорастущих сосудистых растений, 155 видов моховидных, более 1 200 видов грибов и 192 вида лихенизированных грибов или лишайников.
Для сохранения и воспроизводства объектов растительного и животного мира ежегодно проводится комплекс различных мероприятий, обеспечивающих увеличение численности объектов растительного и животного мира, а также преждевременное выявление негативных факторов, влияющих на ухудшение экологического состояния природных комплексов. В результате разрабатываются меры и рекомендации по сохранению и восстановлению флоры и фауны Ростовской области.
В соответствии с федеральными законами от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" и от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в целях выявления и регистрации на территории Ростовской области редких и находящихся под угрозой исчезновения видов (подвидов, популяций) диких животных, дикорастущих растений и грибов, а также осуществления специальных мер по их охране ведется Красная книга Ростовской области.
Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения объекты животного и растительного мира во многих случаях являются индикаторами состояния и характера естественного развития экологических систем (биоценозов).
Одним из важнейших направлений охраны и восполнения биологического разнообразия является комплекс мероприятий по ведению Красной книги Ростовской области. В 2004 году была издана первая Красная книга Ростовской области, в которую вошли 252 вида животных и 327 видов растений, грибов и лишайников. Ежегодно на территории Ростовской области ведется мониторинг видов растений и животных, занесенных в Красную книгу Ростовской области, позволяющий определить места их произрастания (обитания), наблюдать за состоянием популяций, тенденциями изменения ареалов и численности, а также планировать меры по их охране.
В 2014 году с учетом ежегодных (за 10 лет) мониторинговых исследований планируется переиздание Красной книги Ростовской области (2 тома: "Животные", "Растения").
С целью сохранения многообразия животного и растительного мира Ростовская область участвует в различных международных конвенциях и соглашениях: конвенция о биологическом разнообразии, Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц и др.
Многообразны по своему видовому составу водно-болотные комплексы, являющиеся местом обитания многих животных, прежде всего водоплавающих птиц. Для сохранения данных территорий в границах области каскад водохранилищ на реке Маныч объявлен водно-болотными угодьями международного значения Ростовской области "Веселовское водохранилище" и "Озеро Маныч-Гудило".
Одной из действенных мер по сохранению биологического и ландшафтного разнообразия является создание ООПТ. Являясь резерватами первозданной природы, ООПТ способствуют сохранению уникальных и типичных природных комплексов, сохранению и воспроизводству объектов животного и растительного мира. Одновременно они выполняют важные научные и социально-культурные функции, являясь полигонами для изучения естественных экосистем и происходящих в них процессов, способствуют экологическому воспитанию населения.
В настоящее время на территории Ростовской области расположены следующие ООПТ:
государственный природный биосферный заповедник "Ростовский" - 9,4648 тыс. га;
государственный природный заказник федерального значения "Цимлянский" - 44,998 тыс. га;
природный парк "Донской" областного значения - 40,95513 тыс. га;
70 памятников природы областного значения - 20,473113 тыс. га;
7 особо охраняемых природных территорий местного значения - 106,65 тыс. га.
Общая площадь особо охраняемых природных территорий, расположенных на территории Ростовской области, - 222,541043 тыс. га, или 2,2 процента от общей площади Ростовской области.
К сожалению, на сегодняшний момент система ООПТ Ростовской области недостаточна для выполнения возлагаемых на нее природоохранных и средостабилизирующих задач. Поэтому обеспечение функционирования, охраны существующих и создание новых ООПТ позволит сохранить уникальные природные комплексы, объекты растительного и животного мира.
Обеспечение функционирования ООПТ затрудняется наличием пробелов и противоречий в законодательстве. Законодательством допускается создание региональных ООПТ без изъятия земельных участков у собственников, владельцев и пользователей этих участков. Однако требования Гражданского кодекса Российской Федерации указывают на невозможность такого создания.
Не урегулированы вопросы:
финансирования мероприятий по функционированию ООПТ, созданных субъектом Российской Федерации на землях, находящихся в федеральной, муниципальной и частной собственности;
изменения категории и границ ООПТ, ликвидации ООПТ в связи с утратой ценности ее природных объектов.
Для обеспечения реализации полномочий по государственному управлению в области создания, функционирования, реорганизации и упразднения особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения после внесения в 2013 году изменений в Областной закон от 28.12.2005 N 434-ЗС "Об особо охраняемых природных территориях Ростовской области" необходимо разработать проект постановления Правительства Ростовской области "Об утверждении порядка создания, функционирования, реорганизации и упразднения особо охраняемых природных территорий Ростовской области". Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации государственной программы приведены в приложении N 9 к настоящей государственной программе.
По результатам запланированных государственной программой мероприятий, направленных на создание новых (природный парк "Среднедонской" площадью 176,5 тыс. га и 2 государственных природных заказника общей площадью 9,13 тыс. га) и обеспечение охраны и функционирования действующих ООПТ, доля площади ООПТ федерального, регионального и местного значения в общей площади области должна достичь 4,0 процента. Кроме того, комплекс мер, ориентированных на обеспечение охраны ООПТ, предусмотренный государственной программой, позволит улучшить сохранение и увеличить площадь распространения, а также количество видов растительного и животного мира Ростовской области.
Согласно данным государственного послепромыслового учета, в Ростовской области по состоянию на 1 января 2013 г. обитали: лось - 304 особи; олень европейский - 1 146 особей; косуля - 3 045 особей; кабан - 1 425 особей; лань - 160 особей; заяц-русак - 130 467 особей; сурок-байбак - 134 800 особей; фазан - 53 328 особей; серая куропатка - 131 660 особей; гуси - 11 979 особей; утки - 395 376 особей.
Несмотря на сложившуюся положительную тенденцию увеличения численности и плотности обитания некоторых видов охотничьих ресурсов на территории Ростовской области в последние годы, значения данных показателей далеки от биологической продуктивности популяций и экологической емкости угодий и могут быть значительно увеличены.
По оценкам специалистов, фактическая численность лося составляет 70 - 80 процентов от потенциально возможной (расчетной); оленя европейского - 50 - 60 процентов; оленя пятнистого - 50 процентов; лани - 50 процентов; косули - 50 процентов; фазана - 70 - 80 процентов; сурка-байбака - 70 - 80 процентов.
Существенный разрыв между фактической и потенциально возможной численностью вызван следующими проблемами:
1. Высокий уровень браконьерства. Масштабы браконьерства таковы, что объекты незаконной добычи таких видов, как лось, олень европейский, олень пятнистый, фазан, составляют значительный процент от объема легальной добычи.
Распространенность браконьерства вызвана:
крайне низким уровнем подготовки первичных материалов следствия по уголовно наказуемым деяниям, отсутствием сбора доказательного материала и неоднозначностью судебных решений; как следствие - уход браконьеров от ответственности за совершение наиболее грубых правонарушений;
отсутствием сдачи экзамена на знание охотминимума при получении охотничьего билета, незнанием охотниками охотничьего и природоохранного законодательства.
2. Несовершенство нормативной правовой базы, обеспечивающей ведение охотхозяйственной деятельности и контроль за ней со стороны государственных структур.
Действующая нормативная правовая база не позволяет, с одной стороны, активно развивать отрасль охотпользователям вследствие излишних барьеров и недосказанности, с другой стороны - контролирующие органы лишены возможности пресекать и ограничивать нерациональное использование охотничьих ресурсов.
3. Высокая численность некоторых видов хищников.
Отсутствие материальной заинтересованности охотников в добыче таких видов, как лисица и шакал, вследствие снижения спроса на пушнину, не позволяет довести уровень их численности до оптимального.
Выплата вознаграждений за добычу шакала и волка частично покрывает расходы на организацию охот, но не в полном объеме. Целесообразным является применение государственных программ Российской Федерации по регулированию численности и стимулированию добычи таких видов, как волк и шакал.
4. Недостаточное финансирование переданных полномочий Российской Федерации за счет субвенций из федерального бюджета.
На текущий момент финансирование мероприятий в области осуществления полномочий по охране и использованию объектов животного мира за счет средств федерального бюджета составляет 20 процентов от общего объема финансирования данных мероприятий. Остальное финансирование осуществляется за счет областного бюджета. Необходимым условием повышения эффективности исполнения переданных Российской Федерацией полномочий является увеличение в 2 - 3 раза объема соответствующих субвенций.
При отсутствии поддержки со стороны областного бюджета следует ожидать таких негативных факторов, как:
сокращение численности большинства видов охотничьих ресурсов;
дальнейший рост браконьерства;
снижение доступности охотничьих ресурсов для охотников;
неполноценное исполнение природоохранных функций особо охраняемыми природными территориями областного значения.
Направление средств областного бюджета на мероприятия в области осуществления полномочий по охране и использованию объектов животного мира в рамках государственной программы приведет к увеличению потенциала охотничьих ресурсов и, как следствие, к росту поступлений в областной бюджет за счет сборов и пошлин, а также повышению инвестиционной привлекательности Ростовской области.
Экологической доктриной Российской Федерации в числе принципов государственной политики в области экологии определены открытость экологической информации, участие гражданского общества, органов самоуправления и деловых кругов в подготовке, обсуждении, принятии и реализации решений в области охраны окружающей среды и рационального природопользования.
Анализ современного состояния окружающей среды, уровня защиты граждан от последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера показывает, что одной из важнейших причин сложившейся неблагоприятной ситуации является отсутствие эффективной системы воспитания и образования в этой области. Низкий уровень экологической культуры жителей Ростовской области, включая руководителей хозяйствующих субъектов, является причиной осуществления деятельности, негативно влияющей на состояние окружающей среды.
Необходимо дальнейшее развитие системы экологического образования, воспитания и просвещения, охватывающей все ступени образования и профессиональную подготовку специалистов-экологов и управленческих кадров.
Для решения указанных проблем также необходимо формирование экологического сознания и повышение уровня экологической культуры населения путем его информирования о состоянии окружающей среды и привлечения к участию в мероприятиях, направленных на охрану окружающей среды.
Особую актуальность приобретают вопросы информационной открытости, развития современных механизмов доступа общественности к экологическим информационным ресурсам, оказания поддержки средствам массовой информации, освещающим экологические вопросы, в том числе размещения в них социальной рекламы по бережному отношению к природе, энерго- и ресурсосбережению.
На выполнение мероприятий подпрограммы может оказать влияние ряд неблагоприятных факторов (рисков):
финансово-экономические - недостаточное финансовое обеспечение реализации мероприятий за счет средств областного бюджета;
природно-климатические - существенное влияние климатических условий на приживаемость зеленых насаждений в ООПТ.
Постановлением Правительства Ростовской области от 13 июля 2017 г. N 501 подраздел 8.3 раздела 8 настоящего приложения изложен в новой редакции
8.3. Цели, задачи и показатели (индикаторы), основные ожидаемые конечные результаты, сроки и этапы реализации подпрограммы
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года определена цель подпрограммы - повышение уровня экологической безопасности и сохранение природных экосистем.
Достижение указанной цели реализуется путем решения следующих задач:
обеспечение защищенности окружающей среды в условиях дальнейшего экономического развития посредством снижения негативного воздействия на окружающую среду при осуществлении деятельности субъектами хозяйственной и иной деятельности;
оценка состояния окружающей среды с целью принятия своевременных управленческих решений по предотвращению негативного воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной деятельности, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
информационное обеспечение органов государственного управления в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов и окружающей среды;
сохранение и развитие сети особо охраняемых природных территорий;
создание условий для сохранения и воспроизводства объектов животного и растительного мира;
повышение экологической культуры населения, обеспечение его объективной информацией о состоянии окружающей среды.
Решение задачи "Обеспечение защищенности окружающей среды в условиях дальнейшего экономического развития посредством снижения негативного воздействия на окружающую среду при осуществлении деятельности субъектами хозяйственной и иной деятельности" предусматривает осуществление регионального государственного экологического надзора на предприятиях, осуществляющих хозяйственную или иную деятельность, выдачу разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; рассмотрение схем территориального планирования Ростовской области и муниципальных образований; утверждение сроков поэтапного достижения нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в соответствии с мероприятиями плана уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; мероприятия по захоронению пришедших в негодность бесхозяйных пестицидов и агрохимикатов на специализированных полигонах за пределами Ростовской области; мероприятия, осуществляемые хозяйствующими субъектами Ростовской области по предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и сохранению природных ресурсов.
Показателями решения задачи являются:
доля устраненных нарушений требований природоохранного законодательства в общем объеме нарушений, выявленных в процессе проведения мероприятий по региональному государственному экологическому надзору;
количество разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух, выданных природопользователям, подлежащим региональному государственному экологическому надзору;
доля объектов негативного воздействия с разрешенным объемом выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в региональном реестре объектов негативного воздействия, в процентах;
выбросы в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ, отходящих от стационарных источников, процентов к 2007 году;
выбросы загрязняющих атмосферу веществ, отходящих от стационарных источников, по отношению к показателям 2007 года;
доля вывезенных с территории Ростовской области пришедших в негодность пестицидов и агрохимикатов в общем количестве пришедших в негодность пестицидов и агрохимикатов, выявленных в местах хранения, не имеющих собственников.
Кроме того, в рамках решения данной задачи минприроды Ростовской области осуществляется государственная экологическая экспертиза объектов регионального уровня. В связи с ограниченным списком объектов регионального уровня и незначительным количеством материалов, представляемых в минприроды Ростовской области для проведения экспертизы, показатель, характеризующий решение задачи, не устанавливается.
Решение задачи "Оценка состояния окружающей среды с целью принятия своевременных управленческих решений по предотвращению негативного воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной деятельности, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера" предусматривает выполнение мероприятий по мониторингу и контролю качества окружающей среды.
Показателем решения задачи является количество проб состояния окружающей среды, полученных на основании мониторинговых исследований, поступающих для анализа в минприроды Ростовской области.
Решение задачи "Информационное обеспечение органов государственного управления в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов и окружающей среды" предусматривает сопровождение и наполнение информационной системы учета объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду, ведение кадастра отходов производства и потребления.
Показателями решения задачи являются:
доля выведенных из эксплуатации объектов размещения отходов по отношению к исходным данным регионального кадастра отходов;
доля рекультивированных (ликвидированных) мест захоронения отходов в общем количестве мест захоронения отходов, подлежащих рекультивации;
объем образованных отходов I - IV классов опасности по отношению к 2007 году.
Решение задачи "Сохранение и развитие сети особо охраняемых природных территорий" предусматривает выполнение мероприятий по развитию географической сети ООПТ регионального и местного значения, а также обеспечению охраны и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения.
Показателями решения задачи являются:
доля площади Ростовской области, занятая особо охраняемыми природными территориями регионального и местного значения;
Решение задачи "Создание условий для сохранения и воспроизводства объектов животного и растительного мира" предусматривает выполнение мероприятий по сохранению редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира, созданию условий для сохранения и воспроизводства объектов животного мира.
Показателями решения задачи являются:
численность ценных в хозяйственном, культурном и научном отношении видов животных на территории особо охраняемых природных территорий областного значения в состоянии естественной свободы;
количество вольерных комплексов для содержания животных;
количество животных, содержащихся в вольерах;
количество животных, содержащихся в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания;
количество животных, выращенных в вольерах и выпущенных в естественную среду обитания для расселения;
количество животных, выращенных в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания и выпущенных в естественную среду обитания для расселения;
биотехнические мероприятия, выполненные на особо охраняемых природных территориях областного значения: создано кормовых полей; создано ремиз; установлено искусственных гнезд; устроено кормушек и подкормочных площадок; выложено кормов;
площадь питомника редких и исчезающих видов животных;
количество видов растений, занесенных в Красную книгу Ростовской области, произрастающих в искусственной среде обитания (в условиях питомника);
количество плотоядных животных, добытых в рамках регулирования численности, спортивной и любительской охоты;
индекс численности плотоядных видов животных, добытых в рамках регулирования численности и спортивной любительской охоты, по отношению к 2015 году;
плотность плотоядных особей на 1 тыс. гектаров (нормативные показатели плотности плотоядных особей:
волк - до 0,05 голов на 1 тыс. гектаров;
шакал - до 0,1 голов на 1 тыс. гектаров;
лисица - до 1,0 голов на 1 тыс. гектаров);
сумма штрафов, наложенных за нарушения в области охраны и использования объектов животного мира;
отношение количества случаев с установленными нарушителями законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов к общему количеству зарегистрированных случаев нарушений законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов;
отношение суммы возмещенного ущерба от нарушений законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов к сумме нанесенного ущерба от нарушений законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
Решение задачи "Повышение экологической культуры населения, обеспечение его объективной информацией о состоянии окружающей среды" предусматривает выполнение мероприятий, связанных с изданием полиграфической продукции, отражением в средствах массовой информации сведений о состоянии окружающей среды, пропагандой бережного отношения к природе Донского края, привлечением общественности к эколого-просветительской природоохранной деятельности.
Показателями решения задачи являются:
количество ежегодных мероприятий по экологическому просвещению и образованию, проводимых на территории Ростовской области в рамках Дней защиты от экологической опасности;
количество пресс-конференций и информационных материалов, размещаемых на официальном сайте минприроды Ростовской области и в средствах массовой информации;
доля населения, вовлеченного в мероприятия по экологическому просвещению, в общей численности населения Ростовской области;
количество детей, привлеченных к участию в мероприятиях экологического движения (слетах).
Сведения о показателях (индикаторах) подпрограммы представлены в приложении N 1 к настоящей государственной программе.
Сведения о показателях, включенных в федеральный (региональный) план статистических работ, представлены в приложении N 2 к настоящей государственной программе.
Сведения о методике расчета показателей (индикаторов) подпрограммы приведены в приложении N 3 к настоящей государственной программе.
По итогам реализации подпрограммы планируется достижение следующих результатов:
снижение количества нарушений в области охраны окружающей среды;
обеспечение потребностей населения, органов государственной власти, секторов экономики в информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении;
уменьшение количества несанкционированных свалок и объектов размещения отходов;
увеличение доли площади Ростовской области, занятой особо охраняемыми природными территориями регионального и местного значения;
увеличение количества видов растений, занесенных в Красную книгу Ростовской области, произрастающих в искусственной среде обитания (в условиях питомника);
увеличение численности ценных в хозяйственном, культурном и научном отношении видов животных на территории особо охраняемых природных территорий регионального значения;
формирование экологического сознания и повышение уровня экологической культуры населения Ростовской области;
снижение антропогенного воздействия на окружающую среду;
создание условий для разведения и содержания в полувольных условиях редких и исчезающих видов животных.
Подпрограмма будет реализована в 2014 - 2020 годах в один этап.
Постановлением Правительства Ростовской области от 7 июня 2017 г. N 424 подраздел 8.4 раздела 8 настоящего приложения изложен в новой редакции
8.4. Характеристика основных мероприятий подпрограммы
Реализация подпрограммы будет осуществляться посредством выполнения следующих основных мероприятий:
1.1. Осуществление регионального государственного экологического надзора.
Основное мероприятие включает осуществление надзора по следующим направлениям:
региональный государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения;
региональный государственный надзор в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору;
региональный государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору;
региональный государственный надзор в области использования и охраны водных объектов, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору;
региональный государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения.
1.2. Деятельность по снижению загрязнения атмосферного воздуха.
В рамках основного мероприятия осуществляется выдача разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, находящимися на объектах хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.
1.2.1. Мероприятия по утилизации и захоронению пришедших в негодность бесхозяйных пестицидов и агрохимикатов.
Основное мероприятие предусматривает вывоз за пределы Ростовской области для утилизации и захоронения в 2014 году 100 тонн пестицидов и агрохимикатов, находящихся в местах хранения, не имеющих собственников, на территории Багаевского района.
1.2.2. Осуществление мер государственного регулирования хозяйственной и иной деятельности в области охраны окружающей среды.
В рамках основного мероприятия осуществляются:
выдача разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, находящимися на объектах хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому надзору;
установление нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору;
ведение государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих региональному государственному экологическому надзору.
1.3. Мониторинг состояния окружающей среды.
Основное мероприятие включает выполнение мониторинга и контроля качества окружающей среды, а также осуществление мониторинговых исследований состояния захоронения пестицидов и агрохимикатов в г. Батайске. В 2017 и 2018 годах предусмотрено осуществление мониторинга состояния атмосферного воздуха с использованием автоматической станции контроля загрязнения атмосферного воздуха в районе размещения объектов чемпионата мира по футболу в 2018 году в Российской Федерации.
1.4. Осуществление учета объектов размещения отходов производства и потребления.
Основное мероприятие предусматривает осуществление учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организациях, расположенных на территории Ростовской области (кроме организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти), ведение учета объектов размещения отходов в региональном кадастре отходов производства и потребления.
1.5. Обеспечение выполнения функций аппарата министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области.
1.6. Развитие географической сети особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.
В рамках данного основного мероприятия предусматривается подготовка обоснований для создания особо охраняемых природных территорий Ростовской области, создание природного парка "Среднедонской", государственных природных заказников областного значения "Горненский" и "Ростовский".
1.7. Обеспечение охраны и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения.
В рамках данного основного мероприятия предусматривается:
ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий Ростовской области;
выполнение научных исследований по изучению и оценке состояния природных комплексов государственных природных заказников областного значения;
выполнение ГБУ РО "Дирекция" мероприятий на особо охраняемых природных территориях в рамках государственного задания: по сохранению объектов животного мира, включая редких и находящихся под угрозой исчезновения, и среды их обитания; созданию условий для регулируемого туризма и отдыха; экологическому просвещению населения; сохранению природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов;
выполнение ГБУ РО "Дирекция" мероприятий, направленных на охрану и функционирование особо охраняемых природных территорий регионального значения, осуществляемых за счет субсидий из областного бюджета, предоставляемых на иные цели.
Прогноз сводных показателей государственных заданий на оказание государственных услуг областными государственными учреждениями по государственной программе приведен в приложении N 10 к настоящей государственной программе.
1.8. Мероприятия по сохранению редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира.
В рамках данного основного мероприятия предусматривается:
ведение Красной книги Ростовской области: мониторинг видов растений и животных, занесенных в Красную книгу Ростовской области;
развитие питомника растений, занесенных в Красную книгу Ростовской области, основными целями которого являются изучение биологических особенностей этих видов, а также их размножение. Посадка растений в естественную среду обитания планируется после накопления достаточных знаний о биологических особенностях растений, содержащихся в питомнике, а также достаточного количества посадочного материала (семян, луковиц и живых растений) в пределах выделенных ассигнований на очередной финансовый год;
издание Красной книги Ростовской области.
1.9. Создание условий для сохранения и воспроизводства объектов животного мира.
В рамках основного мероприятия предусматривается:
осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира (за исключением отнесенных к объектам охоты, а также водных биологических ресурсов);
осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области охраны и использования охотничьих ресурсов, по федеральному государственному охотничьему надзору, выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов и заключению охотхозяйственных соглашений;
выдача разрешений на использование объектов животного мира, за исключением объектов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации;
выдача разрешений на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (за исключением объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации), за исключением разрешений на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения;
разработка проекта схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Ростовской области;
приобретение автотранспорта, специальной техники, катеров, лодок, лодочных моторов для обеспечения охраны объектов животного мира и среды их обитания и осуществления федерального государственного охотничьего надзора;
приобретение материальных запасов для осуществления полномочий по федеральному государственному охотничьему надзору;
приобретение средств видеофиксации, специальных средств слежения для организации исполнения переданных полномочий по федеральному государственному охотничьему надзору, а также монтаж, регистрация и обслуживание приборов системы мониторинга.
1.10. Обеспечение выполнения функций аппарата департамента охраны и использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов Ростовской области (до 1 июня 2014 г., в связи с образованием минприроды Ростовской области).
1.11. Экологическое просвещение и формирование экологической культуры, обеспечение информацией о состоянии окружающей среды.
В рамках реализации данного основного мероприятия планируется обеспечить ежегодное издание и размещение в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сборника "Экологический вестник Дона "О состоянии окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области", который является официальным докладом Ростовской области о состоянии окружающей среды. Кроме того, планируется информирование населения о состоянии окружающей среды с привлечением средств массовой информации, издание полиграфической продукции природоохранной направленности. Ежегодно с участием органов местного самоуправления будут проводиться Дни защиты от экологической опасности, основной задачей которых является вовлечение широких слоев населения в практическую природоохранную деятельность.
1.12. Организация детско-юношеского экологического движения.
В рамках данного основного мероприятия планируется развитие детско-юношеского экологического движения на Дону путем проведения для учащихся и педагогов областных слетов юных экологов, слетов детско-юношеского движения "Шолоховский родник", которые являются площадками для обмена передовым опытом в области экологического образования, а также позволяют вовлекать подрастающее поколение в практическую природоохранную деятельность, а также Всероссийского экологического детского фестиваля "Праздник эколят и молодых защитников природы" и фестиваля экологического туризма "Воспетая степь". Реализация указанных мероприятий будет осуществляться с участием органов местного самоуправления.
1.13. Деятельность хозяйствующих субъектов Ростовской области по предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и сохранению природных ресурсов.
В рамках основного мероприятия предусматривается выполнение предприятиями мероприятий, направленных на:
снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
осуществление контроля за состоянием атмосферного воздуха;
вовлечение промышленных и твердых коммунальных отходов во вторичное использование;
снижение объемов использования воды в производственном процессе;
предотвращение загрязнения водных объектов;
создание условий для разведения и содержания в полувольных условиях редких и исчезающих видов животных.
Перечень основных мероприятий подпрограммы приведен в приложении N 4 к настоящей государственной программе.
Подраздел 8.5 изменен с 27 декабря 2017 г. - Постановление Правительства Ростовской области от 21 декабря 2017 г. N 879
Изменения не применяются к правоотношениям, возникающим при составлении проекта областного бюджета на 2018 г. и на плановый период 2019 и 2020 гг.
8.5. Информация по ресурсному обеспечению подпрограммы
Финансирование подпрограммы осуществляется за счет средств областного бюджета в объемах, утверждаемых областным законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год; за счет средств федерального бюджета - в объемах, утверждаемых федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Кроме того, в реализации подпрограммы принимают участие хозяйствующие субъекты Ростовской области, осуществляющие выполнение природоохранных мероприятий за счет собственных средств (внебюджетные источники).
Объем финансирования реализации программных мероприятий составляет 3 913 521,0 тыс. рублей, в том числе: за счет средств областного бюджета 1 599 502,1 тыс. рублей, за счет средств федерального бюджета - 113 858,7 тыс. рублей, за счет средств внебюджетных источников - 2 200 160,2 тыс. рублей.
Расходы областного бюджета на реализацию подпрограммы представлены в приложении N 5 к настоящей государственной программе.
Расходы за счет средств областного бюджета, местных бюджетов и внебюджетных источников на реализацию подпрограммы представлены в приложении N 6 к настоящей государственной программе.
Постановлением Правительства Ростовской области от 27 апреля 2017 г. N 307 подраздел 8.6 раздела 8 настоящего приложения изложен в новой редакции
8.6. Участие муниципальных образований Ростовской области в реализации подпрограммы
В рамках реализации подпрограммы предусматривается участие муниципальных образований Ростовской области в Днях защиты от экологической опасности "Экология - Безопасность - Жизнь". Данное мероприятия не предполагает финансирования за счет средств областного бюджета. В рамках мероприятия муниципальные образования Ростовской области организуют и проводят работы по наведению санитарного порядка на территориях городов и районов, ликвидации свалочных очагов, расчистке водоохранных зон от мусора, проведению экологических субботников, посадке деревьев и кустарников, уборке сухостойных деревьев, разбивке парков и цветников. Особое внимание уделяется вопросам экологического просвещения и образования. Минприроды Ростовской области является координатором данного мероприятия и обобщает результаты выполнения работ в целом по Ростовской области.
Кроме того, подпрограммой предусмотрено участие муниципальных образований в областных слетах юных экологов и фестивале экологического туризма "Воспетая степь", которые проводятся минприроды Ростовской области за счет средств областного бюджета, а также слетах детско-юношеского движения "Шолоховский родник", проводимом Государственным музеем-заповедником М.А. Шолохова при участи минприроды Ростовской области, и всероссийском экологическом детском фестивале "Праздник эколят и молодых защитников природы", которые не требуют финансирования из областного бюджета. Муниципальные образования принимают участие в данных мероприятиях за счет средств местных бюджетов, внебюджетных источников, а также средств, предусмотренных на содержание образовательных организаций и учреждений культуры.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.