Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 9. Подпрограмма "Благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов Ростовской области"
9.1. Паспорт подпрограммы "Благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов Ростовской области"
Наименование подпрограммы |
- |
подпрограмма "Благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов Ростовской области" (далее - подпрограмма 2) |
Ответственный исполнитель подпрограммы |
- |
министерство ЖКХ области |
Участники подпрограммы |
- |
органы местного самоуправления муниципальных образований Ростовской области |
Программно-целевые инструменты подпрограммы |
- |
отсутствуют |
Цель подпрограммы |
- |
повышение благоустройства дворовых территорий многоквартирных домов Ростовской области |
Задачи подпрограммы |
- |
проведение обучения специалистов жилищно-коммунального хозяйства по вопросам благоустройства; информирование населения по вопросам реализации приоритетного проекта "Формирование комфортной городской среды"; увеличение количества благоустроенных дворовых территорий многоквартирных домов Ростовской области |
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы |
- |
доля благоустроенных дворовых территорий многоквартирных домов от общего количества дворовых территорий многоквартирных домов Ростовской области; доля руководителей и специалистов жилищно-коммунального комплекса в сфере благоустройства, прошедших обучение в специализированных организациях от общего количества руководителей и специалистов жилищно-коммунального комплекса в сфере благоустройства, требующих прохождения обучения |
Этапы и сроки реализации подпрограммы |
- |
2018 - 2022 годы: I этап - 2018 - 2020 годы согласно Стратегии социально-экономического развития Ростовской области, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Ростовской области от 30.10.2007 N 2067; II этап - 2021 - 2022 годы согласно Стратегии социально-экономического развития Ростовской области, утверждаемой в соответствии с Федеральным законом от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" |
Ресурсное обеспечение подпрограммы |
- |
общий объем финансового обеспечения составляет 1 343 359,9 тыс. рублей, в том числе: в 2018 году - 292 016,5 тыс. рублей; в 2019 году - 297 976,3 тыс. рублей; в 2020 году - 297 696,3 тыс. рублей; в 2021 году - 227 835,4 тыс. рублей; в 2022 году - 227 835,4 тыс. рублей, в том числе: за счет средств областного бюджета - 1 128 660,3 тыс. рублей, в том числе: в 2018 году - 221 318,7 тыс. рублей; в 2019 году - 225 835,4 тыс. рублей; в 2020 году - 225 835,4 тыс. рублей; в 2021 году - 227 835,4 тыс. рублей; в 2022 году - 227 835,4 тыс. рублей, за счет средств местных бюджетов - 214 699,6 тыс. рублей, в том числе: в 2018 году - 70 697,8 тыс. рублей; в 2019 году - 72 140,9 тыс. рублей; в 2020 году - 71 860,9 тыс. рублей. Подпрограмма финансируется из областного бюджета в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на ее реализацию областным законом об областном бюджете. Средства местных бюджетов, объемы финансирования и направления мероприятий подпрограммы определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований |
Ожидаемые результаты реализации государственной программы |
- |
повышение удовлетворенности населения Ростовской области уровнем благоустройства дворовых территорий многоквартирных домов Ростовской области |
9.2. Характеристика сферы реализации подпрограммы
9.2.1. Благоустройство территории муниципального образования является одной из важнейших сфер деятельности муниципального хозяйства. Тем самым создаются условия для здоровой, комфортной, удобной жизни как для отдельного человека по месту проживания, так и для всех жителей города, района, улицы.
Комфортность проживания в многоквартирных жилых домах определяется уровнем благоустройства дворовых территорий, с учетом организации во дворах дорожно-тропиночной сети, устройства газонов и цветников, озеленения, освещения территории двора, размещения малых архитектурных форм, организации детских и спортивно-игровых площадок, комплектации дворов элементами городской мебели, организации площадок для отдыха взрослых, устройства хозяйственно-бытовых площадок, площадок для индивидуального транспорта, организации площадок для выгула домашних животных, обустройства мест сбора и временного хранения мусора.
Жилье не может считаться комфортным, если окружение не благоустроено. Состояние и уровень благоустройства дворовых территорий в значительной степени определяет психологический климат микрорайона. Без благоустройства дворовых территорий благоустройство города не может носить комплексный характер и эффективно влиять на повышение качества жизни населения.
Все объекты благоустройства должны быть доступны для инвалидов и других маломобильных групп населения.
9.2.2. По данным муниципальных образований по состоянию на 1 января 2016 г., площадь территорий муниципальных образований Ростовской области составляет 100,8 тыс. кв. километров. На территории области дворовых территорий - 20 484.
По состоянию на 1 июля 2017 г. на территории Ростовской области расположено 265 городских и сельских поселений, в состав которых входят населенные пункты с численностью населения более 1 000 человек. Населенных пунктов с численностью населения более 1 000 человек - 327. Численность населения, проживающего на территориях данных населенных пунктов, более 1 300 тыс. человек.
9.2.3. Состояние большинства дворовых территорий многоквартирных домов в Ростовской области не соответствует современным требованиям к местам проживания и проведения культурно-досуговой деятельности граждан, обусловленным нормами Градостроительного и Жилищного кодексов Российской Федерации.
По состоянию на 1 января 2017 г. благоустройство дворовых территорий осуществлялось по отдельным видам работ, без взаимной увязки элементов благоустройства. Некоторые виды работ по благоустройству практически не производились: работы по содержанию зеленых зон дворовых территорий, организации новых дворовых площадок для отдыха детей разных возрастных групп, устройству парковок для временного хранения автомобилей. Существующее положение обусловлено рядом факторов: появлением новых современных требований к благоустройству и содержанию дворовых территорий, недостаточным финансированием мероприятий в предыдущие годы, отсутствием комплексного подхода к решению проблемы формирования и обеспечения комфортной и благоприятной для проживания населения среды.
К благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов необходим комплексный и последовательный подход, рассчитанный на долгосрочный период, который предполагает использование программно-целевых методов, обеспечивающих увязку реализации мероприятий по срокам, ресурсам, участникам, а также организацию процесса управления и контроля.
Имеющиеся объекты благоустройства, расположенные на дворовых территориях многоквартирных домов Ростовской области, не обеспечивают растущие потребности и не удовлетворяют современным требованиям, предъявляемым к качеству среды проживания, а уровень их износа продолжает увеличиваться.
Вопросы благоустройства дворовых территорий многоквартирных домов муниципальных образований требуют поиска эффективных решений. Необходимо принятие комплекса мер, направленных на приведение в надлежащее состояние дворовых территорий многоквартирных домов и проездов к дворовым территориям, от состояния которых во многом зависит качество жизни населения. Комплексный, программный подход к вопросам благоустройства муниципальных образований Ростовской области позволит сформировать многофункциональную адаптивную среду для проживания граждан. Также при выполнении работ по благоустройству необходимо учитывать мнение жителей муниципальных образований Ростовской области и сложившуюся инфраструктуру дворовых территорий многоквартирных домов для определения функциональных зон.
9.2.4. В 2017 году в Ростовской области началась реализация приоритетного проекта "Формирование комфортной городской среды", в рамках которого запланировано благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов, отобранных по решениям муниципальных общественных комиссий и органов местного самоуправления.
Однако данные мероприятия не позволят в полной мере устранить сложившиеся негативные тенденции и проблемы в сфере благоустройства муниципальных образований Ростовской области. Основными проблемами являются:
высокая степень износа асфальтового покрытия внутриквартальных проездов, дворовых проездов и тротуаров;
отсутствие достаточного количества парковочных мест на дворовых территориях, беспорядочная парковка автомобилей в зонах зеленых насаждений, на детских и спортивных площадках;
несоответствие уровня освещения дворовых территорий многоквартирных домов требованиям национальных стандартов;
неудовлетворительное состояние большинства зеленых насаждений дворовых многоквартирных домов, разрушение травяного покрытия газонов;
недостаточный уровень озеленения в районах многоэтажной застройки;
неисправное состояние или отсутствие системы ливневой канализации на дворовых территориях многоквартирных домов;
недостаточное обеспечение доступных для инвалидов мест отдыха на дворовых территориях многоквартирных домов, ограниченность доступа и передвижения.
Без принятия срочных мер правового и институционального характера на государственном, в том числе региональном уровне, переломить эти тенденции, обеспечить решение задачи повышения удовлетворенности населения муниципальных образований Ростовской области уровнем благоустроенности дворовых территорий.
9.2.5. В целях продолжения ранее начатой работы по созданию благоприятных условий проживания граждан в рамках Стратегического направления России "ЖКХ и городская среда" для решения задач приведения в надлежащее состояние дворовых территорий Ростовской области необходима реализация мероприятий государственной программы.
Мероприятия по благоустройству территорий проводятся в населенных пунктах с численностью населения свыше 1 000 человек.
9.2.6. Одно из главных условий проекта - вовлечение в его реализацию широких масс населения, проведение общественных обсуждений. Именно участие граждан позволит разработать программные мероприятия по формированию комфортной городской среды, выработать системный подход повышения качества и комфорта жизни населения Ростовской области, создать позитивную социальную атмосферу.
9.2.7. К участию в мероприятиях по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов в муниципальных образованиях области рекомендуется привлекать студенческие отряды, добровольцев, волонтеров и граждан на безвозмездной основе, в рамках организации ежегодных мероприятий, как правило, в весенне-осенний период в виде субботников, а также в рамках выполнения отдельных видов работ по благоустройству, в том числе по озеленению, уборке случайного мусора, покраске бордюров и т.д.
9.2.8. Для проведения мероприятий по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов Ростовской области требуются значительные финансовые затраты. Самостоятельно решить вопрос переоборудования своих дворов жители не имеют возможности.
В сложившейся ситуации решить проблему финансирования благоустройства дворовых территорий многоквартирных домов без государственной поддержки практически невозможно.
С целью приведения дворовых территорий многоквартирных домов к современным нормам комфортности существует необходимость принятия и реализации программы, где предусматриваются мероприятия, направленные на комплексное благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов.
Реализация государственной программы позволит осуществить комплексный подход к организации и выполнению работ по благоустройству, снизить затраты и получить положительный градостроительный эффект, следовательно, качественно повысить уровень благоустройства территорий поселений и городских округов Ростовской области.
Решение проблемы создания современной городской среды проживания на территории Ростовской области путем качественного повышения уровня благоустройства территорий муниципальных образований будет способствовать обеспечению устойчивого социально-экономического развития региона, повышению его туристической привлекательности, привлечению дополнительных инвестиций.
В результате выполнения мероприятий программы появятся качественно благоустроенные дворовые территории многоквартирных домов Ростовской области. Все это в комплексе создаст гармоничную комфортную среду для населения Ростовской области.
Окончательный результат реализации государственной программы заключается в повышении удовлетворенности населения Ростовской области уровнем благоустройства дворовых территорий многоквартирных домов Ростовской области.
9.2.9. В качестве факторов риска рассматриваются события, условия, тенденции, которые могут привести к изменению сроков и (или) ожидаемых конечных результатов реализации государственной программы не менее чем на 10 процентов от планового уровня и на которые ответственный исполнитель и участники государственной программы не могут оказать непосредственного влияния.
Среди рисков реализации государственной программы необходимо выделить следующие:
9.2.9.1. Институционально-правовой риск, связанный с отсутствием законодательного регулирования или недостаточно быстрым формированием институтов, предусмотренных государственной программой, что может затруднить реализацию государственной программы. Данный риск можно оценить как умеренный, поскольку формирование новых институтов в рамках государственной программы в большинстве случаев требует не только законодательного регулирования на федеральном уровне, но также может потребовать значительных сроков практического внедрения.
9.2.9.2. Бюджетный риск, который связан с дефицитом региональных и местных бюджетов и возможностью выполнения своих обязательств по софинансированию мероприятий региональной (муниципальной) программы. Однако, учитывая формируемую практику программного бюджетирования в части обеспечения реализации государственной программы за счет средств бюджетов, а также предусмотренные государственной программой меры по созданию условий для привлечения средств внебюджетных источников, риск сбоев в реализации государственной программы по причине недофинансирования можно считать умеренным.
9.2.9.3. Риск недоверия со стороны собственников жилых помещений многоквартирных домов в части доступности мероприятий.
Сглаживание данного риска возможно посредством повышения открытости за счет информирования об осуществляемых мероприятиях на регулярной основе, а также популяризации успешных проектов, реализованных с помощью мер государственной поддержки.
9.2.10. Реализации государственной программы также угрожают риски, связанные с изменением внешней среды, которыми невозможно управлять в рамках реализации государственной программы:
9.2.10.1. Риск ухудшения состояния экономики, который может привести к снижению бюджетных доходов, ухудшению динамики основных макроэкономических показателей, в том числе к повышению инфляции, снижению темпов экономического роста и доходов населения. Учитывая опыт последнего финансово-экономического кризиса, оказавшего существенное негативное влияние на динамику основных экономических показателей, такой риск для реализации государственной программы может быть качественно оценен как умеренный.
9.2.10.2. Риск возникновения обстоятельств непреодолимой силы, в том числе природных и техногенных катастроф и катаклизмов, который может привести к ухудшению состояния благоустроенности в отдельных муниципальных образованиях, а также потребовать концентрации средств бюджетов на преодоление последствий таких катастроф. На качественном уровне такой риск для государственной программы можно оценить как умеренный.
9.2.10.3. Отсутствие вовлеченности граждан в реализацию мероприятий по благоустройству.
Решение данной проблемы возможно путем вовлечения граждан и общественных организаций, используя механизмы и методы, отраженные в приказе Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 06.04.2017 N 691/пр "Об утверждении методических рекомендаций по подготовке государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды в рамках реализации приоритетного проекта "Формирование комфортной городской среды" на 2018 - 2022 годы".
Из всех вышеперечисленных рисков наибольшее отрицательное влияние на реализацию государственной программы могут оказать институционально-правовой риск и риск ухудшения состояния экономики, которые содержат угрозу срыва реализации государственной программы.
Управление рисками реализации государственной программы будет осуществляться путем координации деятельности всех участников государственной программы и проведения информационно-разъяснительной работы с населением Ростовской области.
9.2.11. Меры правового регулирования в сфере благоустройства, относящиеся к компетенции органов исполнительной власти Ростовской области, носят вспомогательный характер и предусмотрены в приложении N 1 к государственной программе.
9.3. Цели, задачи и показатели (индикаторы), основные ожидаемые конечные результаты, сроки и этапы реализации подпрограммы
Целью подпрограммы 2 являются: повышение благоустроенности дворовых территорий многоквартирных домов Ростовской области.
Цель подпрограммы соответствует:
поручению заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 21.11.2016 N 10;
паспорту приоритетного проекта "Формирование комфортной городской среды", утвержденным протокол Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 18.04.2017 N 5;
постановлению Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 N 169 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды".
Достижение целей подпрограммы 2 осуществляется путем решения следующих задач:
проведение обучения специалистов жилищно-коммунального хозяйства по вопросам благоустройства;
информирование населения по вопросам реализации приоритетного проекта "Формирование комфортной городской среды";
увеличение количества благоустроенных дворовых территорий многоквартирных домов Ростовской области.
Состав показателей (индикаторов) подпрограммы определен исходя из принципа необходимости и достаточности информации для оценки достижения целей и решения задач подпрограммы. К показателям (индикаторам) подпрограммы 2 относятся следующие:
целевой показатель (индикатор) 2.1. Доля благоустроенных дворовых территорий многоквартирных домов от общего количества дворовых территорий многоквартирных домов Ростовской области;
целевой показатель (индикатор) 2.2. Доля
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.