Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития города Ростова-на-Дону
В городе Ростове-на-Дону функционирует система социального обслуживания и защиты населения, охватывающая различные категории граждан: пенсионеров, инвалидов, малообеспеченных граждан, семьи с детьми, граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Необходимая гражданам помощь предоставляется как в форме различных мер социальной поддержки, предусмотренных федеральным, областным законодательством и муниципальными правовыми актами, так и посредством оказания социальных услуг учреждениями социального обслуживания.
Социальное обслуживание является важным элементом в структуре социальной политики, современная тенденция развития учреждений социального обслуживания такова, что социальные аспекты (умение клиентов адаптироваться и жить в социуме, решение задач социальной реабилитации клиентов, организация досуга) приобрели особую значимость. В первую очередь это связано со значительным ростом требований к условиям и качеству жизни пожилых людей и людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
По состоянию на 1 января 2018 года в городе Ростове-на-Дону 12 731 граждан пожилого возраста и инвалидов обслужены учреждениями социального обслуживания на дому, при этом темп роста численности обслуженных граждан с 2013 года составил 116,8%. По данному показателю город Ростов-на-Дону стабильно занимает первое место среди административных центров регионов Южного федерального округа. Среди городов-миллионников (без учета города Москвы и города Санкт-Петербурга) по состоянию на 1 января 2017 года город Ростов-на-Дону занимал третье место. При этом по количеству учреждений социального обслуживания, оказывающих социальные услуги гражданам, город Ростов-на-Дону занимает лидирующие позиции в рейтинге среди административных центров Южного федерального округа.
В связи с динамично развивающимся рынком жилищного строительства в городе Ростове-на-Дону появляются новые микрорайоны, часть жителей которых нуждается в получении социальных услуг. При этом увеличивается расстояние от действующих учреждений социального обслуживания до получателей социальных услуг.
Обеспечение максимального удовлетворения спроса на социальное обслуживание при неизменном количестве МБУ ЦСОН вызывает усиление нагрузки на существующий штат социальных работников, что негативным образом влияет на качество их работы.
С учетом задач, поставленных в Послании Президентом Российской Федерации Федеральному Собранию от 01.12.2016, приоритетным направлением поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций является обеспечение доступа некоммерческих организаций - исполнителей общественно-полезных услуг к бюджетным средствам посредством поэтапного направления этим организациям средств муниципальных социальных программ, чтобы они могли участвовать в оказании социальных услуг.
По состоянию на 1 декабря 2018 года в сфере социального обслуживания и социальной поддержки граждан функционирует 50 социально ориентированных некоммерческих организаций.
Однако, в связи с тем, что стоимость социальных услуг в Ростовской области, в том числе в городе Ростове-на-Дону, остается одной из самых низких, у социально ориентированных некоммерческих организаций снижен интерес к данной сфере.
Оптимизация демографических и миграционных процессов, сохранение устойчивого естественного прироста населения являются стратегическими приоритетами социально-экономического развития города Ростова-на-Дону.
По состоянию на 1 января 2017 года численность населения города Ростова-на-Дону составила 1 125,3 тыс. человек или 26,6% населения Ростовской области. По численности населения город Ростов-на-Дону устойчиво занимает 10-е место среди 15 городов-миллионников.
Численность населения города Ростова-на-Дону складывается под влиянием естественного и механического (миграционного) движения населения. Естественная убыль, отмечавшаяся в городе Ростове-на-Дону в 2013 - 2014 гг., сменилась приростом, однако в 2017 году число родившихся, вновь практически приблизилось к числу умерших.
Меры социальной поддержки в городе Ростове-на-Дону получают 294,3 тыс. человек, или 26% от общей численности населения города Ростова-на-Дону, из которых 88,5 тыс. человек - федеральные льготники, 149,2 тыс. человек - областные льготники, 56,6 тыс. человек - муниципальные льготники.
Действующая система социальной поддержки и социального обслуживания граждан базируется на ряде принципиальных положений, в том числе:
заявительный принцип предоставления мер социальной поддержки и социальных услуг;
безусловная гарантированность исполнения переданных государственных полномочий в сфере социального обслуживания и социальной защиты населения.
К приоритетным направлениям социальной политики города Ростова-на-Дону отнесены в том числе:
повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни;
повышение уровня рождаемости за счет рождения в семьях второго ребенка и последующих детей;
укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений;
модернизация и развитие сектора социальных услуг;
обеспечение доступности социальных услуг высокого качества для всех нуждающихся граждан пожилого возраста и инвалидов;
привлечение социально ориентированных некоммерческих организаций к оказанию социальных услуг населению города Ростова-на-Дону.
Основными проблемами, которые могут повлиять на демографическую ситуацию в городе и требуют решения, являются:
недостаток финансовых средств для содержания семей с детьми.
изменение возрастной структуры населения города Ростова-на-Дону в пользу людей пенсионного возраста.
По состоянию на 1 января 2017 года в городе Ростове-на-Дону проживало 281 008 человек старше трудоспособного возраста или 25,0% населения города Ростова-на-Дону. По сравнению с 1 января 2014 года доля численности людей старшего возраста в структуре населения города Ростова-на-Дону выросла практически на 1,0 процентный пункт (24,1%). Пропорционально возрастает демографическая нагрузка на работающее население города Ростова-на-Дону.
Развитие социальной сферы города Ростова-на-Дону согласно Стратегии социально-экономического развития города Ростова-на-Дону на период до 2035 года (далее - Стратегия Ростова-на-Дону) предполагает концентрацию на проблемах обеспечения благоприятного демографического баланса и улучшения благосостояния людей.
Таким образом, в целях эффективного решения задач по вопросам развития сферы социальной поддержки и социального обслуживания граждан с учетом специфики условий и ресурсов Ростовской области, города Ростова-на-Дону необходимо продолжить системную работу, направленную на объединение усилий институтов гражданского общества, Администрации города Ростова-на-Дону, обеспечение взаимодействия с органами государственной власти Ростовской области. Для этого требуется программно-целевой подход, а также проведение организационных мероприятий в данном направлении.
В рамках решения задачи по обеспечению потребности граждан города Ростова-на-Дону в социальном обслуживании реализуются мероприятия по развитию рынка социальных услуг, повышению средней заработной платы отдельных категории работников МБУ ЦСОН, МБУСО РЦ, внедрению передовых инновационных методов работы по предоставлению социальных услуг.
В рамках решения задачи по созданию условий для повышения качества предоставляемых социальных услуг гражданам старшего поколения реализуются мероприятия, охватывающие все стороны жизнедеятельности граждан старшего поколения, направленные на активизацию участия в жизни общества, сохранение и развитие интеллектуального потенциала, в том числе обучение пенсионеров компьютерной грамотности, поддержание здоровья, расширение коммуникационных связей, организация культурного досуга и отдыха.
В рамках решения задачи улучшения демографической ситуации в городе Ростове-на-Дону реализуются мероприятия по своевременному предоставлению мер социальной поддержки семьям, имеющим детей, беременным женщинам.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.