Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I изменен с 15 апреля 2020 г. - Постановление Администрации г. Ростова-на-Дону от 10 апреля 2020 г. N 338
Раздел I. Характеристика текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития города Ростова-на-Дону
Создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышение качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирование эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрение ресурсосберегающих технологий является приоритетной задачей в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Переселение граждан из аварийного жилого фонда носит социальный характер, при этом основным критерием эффективности является количество семей, переселенных из аварийного жилищного фонда, и обеспечение реализации гражданами права на безопасные и благоприятные условия проживания.
По состоянию на 2018 год на территории города Ростова-на-Дону 2160 жителей проживают в 62 аварийных многоквартирных домах, подлежащих сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации.
Аварийные дома жилищного фонда создают угрозу жизни и безопасности населения города Ростова-на-Дону, ухудшают внешний облик центральных, исторически сложившихся районов города Ростова-на-Дону, снижают инвестиционную привлекательность территории города Ростова-на-Дону.
Проблема ликвидации аварийного жилищного фонда не может быть решена в пределах одного финансового года и требует значительных капитальных вложений за счет бюджетных и внебюджетных финансовых источников.
Для улучшения условий проживания граждан в муниципальном жилищном фонде проводятся работы по его капитальному ремонту.
Общая площадь жилищного фонда города Ростова-на-Дону составляет 22852,6 тыс. кв. м, из них в муниципальной собственности находится 1005,2 тыс. кв. м, что составляет 4,4% от всего жилищного фонда города Ростова-на-Дону.
Конструктивные элементы, инженерные системы и оборудование объектов муниципального жилищного фонда в целом требуют регулярного обслуживания и эксплуатации, а также проведения текущего и капитального ремонта.
Длительный срок эксплуатации многоквартирных домов предполагает проведение капитального ремонта, который должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели помещений.
Выполнение мероприятий программы приведет к созданию безопасных и благоприятных условий проживания граждан, формированию эффективных механизмов управления жилищным фондом, снижению затрат на текущее содержание жилищного фонда, внедрению ресурсосберегающих технологий.
На территории города Ростова-на-Дону в муниципальной собственности находятся нежилые помещения. За счет средств бюджета города Ростова-на-Дону и арендаторов проводились работы по текущему ремонту ряда объектов, касающиеся в основном поддержания в работоспособном состоянии их инженерных коммуникаций, устранения аварийных ситуаций.
Техническое состояние объектов муниципального нежилого фонда нередко не соответствует запросам пользователей, что приводит к не востребованности помещений для использования на условиях аренды, что влечет за собой увеличение объема средств бюджета города Ростова-на-Дону на возмещение расходов по содержанию и оплате коммунальных расходов.
Отсутствие системного, программного подхода к решению имеющихся проблем в муниципальном нежилом фонде может привести к нарастанию количества нежилых объектов, относящихся к категории аварийных, в свою очередь, приведет к уменьшению площади нежилых помещений, используемых на условиях аренды.
Помещения, отнесенные к маневренному, специализированному фонду, должны быть пригодными и благоустроенными для проживания граждан.
Капитальный ремонт многоквартирных домов осуществляется в рамках региональной программы капитального ремонта, утвержденной постановлением Правительства Ростовской области от 26.12.2013 N 803 "Об утверждении Региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Ростовской области на 2014 - 2049 годы". За 2014 - 2017 годы в рамках данной программы выполнен капитальный ремонт в 801 многоквартирном доме.
Несмотря на вложения в капитальный ремонт, значительное количество многоквартирных домов требует проведения ремонтных работ, что подтверждается обращениями жителей города Ростова-на-Дону в адрес органов местного самоуправления.
На смену системы планово-предупредительных ремонтов общего имущества многоквартирных домов пришли аварийно-восстановительные работы, затраты на которые в 2-3 раза выше, чем затраты на проведение планово-предупредительных ремонтов.
В городе Ростове-на-Дону 4537 многоквартирных домов требуют комплексного и (или) выборочного капитального ремонта. В связи с вступлением в силу Решения Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 824 "О принятии технического регламента Таможенного союза "Безопасность лифтов", лифты, отработавшие больше 25 лет, находятся под угрозой отключения и подлежат замене.
На конец 2018 года в городе Ростове-на-Дону эксплуатируется 5362 пассажирских и грузопассажирских лифта в многоквартирных домах. Из них по 1439 лифтам превышен предельный срок эксплуатации, что составляет 26,83%.
В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации в части регулирования отношений, связанных с организацией обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов на территории Ростовской области, создан региональный оператор - "Ростовский областной фонд содействия капитальному ремонту" (Областной закон Ростовской области от 11.06.2013 N 1101-ЗС "О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах на территории Ростовской области").
Проблему капитального ремонта многоквартирных домов необходимо решать программным способом, предусматривающим оказание поддержки собственникам помещений в многоквартирных домах, путем предоставления денежных средств из бюджета города Ростова-на-Дону в соответствии с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации.
В связи с высоким ростом потребления коммунальных ресурсов возникает необходимость эффективного и рационального использования энергетических ресурсов, поддержки и стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В целях рационального использования потребляемых коммунальных ресурсов Федеральным законом от 23.11.2009 N 261 "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрена необходимость оснащения многоквартирных домов индивидуальными приборами учета потребляемых холодной и горячей воды, электрической энергии, индивидуальными приборами учета потребляемого природного газа.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Федерального закона следует читать как "261-ФЗ"
Кроме того, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" для учета электрической энергии, потребляемой гражданами, а также на границе раздела объектов электросетевого хозяйства и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома подлежат использованию приборы учета класса точности 2,0 и выше.
Ответственность за реализацию указанных мероприятий возложена на собственников помещений, в том числе и квартир муниципального жилищного фонда, в связи с чем необходимо финансирование из бюджета города Ростова-на-Дону мероприятий по оснащению муниципального жилищного фонда приборами учета потребляемых коммунальных ресурсов.
В целях системности и комплексности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности необходимо решение проблемы бесхозяйных объектов инженерной инфраструктуры.
Возникновение большого количества аварий на бесхозяйных инженерных объектах (тепловых магистралях, электрических линиях и трансформаторных подстанциях), посредством которых осуществляется поставка коммунальных ресурсов потребителям города Ростова-на-Дону, является причиной перебоев в предоставлении коммунальных услуг большому числу жителей города Ростова-на-Дону.
Причинами учащения случаев возникновения аварий на бесхозяйных объектах коммунальной инфраструктуры являются их значительный износ и отсутствие надлежащей эксплуатации.
Учитывая необходимость принятия мер по решению проблемы обеспечения бесперебойного предоставления всех видов коммунальных услуг населению города Ростова-на-Дону, необходимо:
выявить и провести инвентаризацию бесхозяйных объектов коммунального хозяйства и их оборудования, расположенных на территории города Ростова-на-Дону;
согласовать с организациями коммунального комплекса (далее - ОКК) порядок и условия приема-передачи данных объектов на временное хранение на период до оформления на них права муниципальной собственности, а также в последующую постоянную эксплуатацию ОКК за счет средств, заложенных в тарифах на коммунальные услуги, утвержденные региональной службой по тарифам;
начать процедуру признания данных объектов бесхозяйными и организовать проведение технической инвентаризации объектов для последующего их оформления в муниципальную собственность в соответствии с Постановлением Мэра города Ростова-на-Дону от 20.08.2008 N 830 "Об утверждении Положения о порядке принятия в муниципальную собственность города Ростова-на-Дону бесхозяйных вещей и выморочного имущества в виде жилых помещений";
передать оформленные в муниципальную собственность объекты в оперативное управление (хозяйственное ведение) муниципального казенного предприятия "Ростгорсвет" либо передать в концессию или долгосрочную аренду, внести в уставный капитал в обмен на акции соответствующим ОКК.
Постоянная эксплуатация бесхозяйных объектов инженерной инфраструктуры с внедрением энергосберегающих технологий обеспечит снижение вероятности возникновения чрезвычайных ситуации, бесперебойное ресурсоснабжение потребителей.
Первоочередным этапом работ здесь является организация качественного и достоверного учета расхода энергетических ресурсов.
Для повышения уровня безопасности жизни и здоровья ростовчан, а также дорожного движения необходимо выполнение значительных объемов работ по содержанию, ремонту и техническому обслуживанию сетей наружного (уличного) освещения.
По состоянию на 2018 год из 1 382,29 км улично-дорожной сети города Ростова-на-Дону освещено 1 297,22 км (93,8%). Нерешенными проблемами остаются высокий моральный и физический износ значительной части светильников, сетей и электроустановок наружного (уличного) освещения.
С учетом положений Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" элементы сети наружного освещения улиц, парков и скверов вошли в число объектов, подлежащих модернизации и переходу на энергосберегающие технологии.
Из 41 единицы техники муниципального казенного предприятия "Ростгорсвет" 23 единицы эксплуатируются со 100% износом. В ремонте на постоянной основе находятся 4 единицы автоподъемников, что является причиной простоев, срывов технологических графиков и низкой производительности труда при работе на линиях наружного (уличного) освещения.
Проведение мероприятий по содержанию сетей наружного освещения позволит улучшить условия проживания и удовлетворить потребности населения города Ростове-на-Дону в уличном освещении.
Для достижения цели улучшения экологической обстановки и благоустройства города Ростова-на-Дону в жилищно-коммунальной отрасли выполняются работы по санитарному содержанию, озеленению и благоустройству территории города Ростова-на-Дону.
Обеспеченность города Ростова-на-Дону лесными насаждениями составляет 13,7% от нормативной. По состоянию на 2018 год площадь городских лесов составляет 3, 84 тыс. га. В связи с этим стоит вопрос создания новых участков лесных культур и обеспечение сохранности существующих посадок.
По состоянию на 2018 год площадь зеленых насаждений общего пользования в городе Ростове-на-Дону составляет 3,56 тыс. га, имеется 35 скверов и 12 парков. Для поддержания озелененных территорий в надлежащем санитарно-эстетическом состоянии следует регулярно производить высадку деревьев и кустарников, посадку цветников и оформление вертикальных цветочных конструкций, посев и покос газонов, уничтожение карантинных сорняков, санитарную очистку территории города Ростова-на-Дону.
Обустройство рекреационных пространств предполагает использование парков и скверов не только в качестве прогулочных зон, но и в качестве мест активного отдыха. Для этого на территориях объектов озеленения устанавливаются детские игровые комплексы, плоскостные спортивные сооружения, оборудование для популярных среди молодежи видов спорта, также применяется функциональное зонирование территории.
Увеличение количества объектов рекреации значительно способствует повышению общей привлекательности и комфортности города Ростова-на-Дону.
Организация рационального использования озелененных территорий города Ростова-на-Дону не представляется возможной без проведения предварительной долгосрочной оценки состояния существующих зеленых насаждений, включающей в себя установление видового состава деревьев и кустарников с определением расположения, количества, функционального назначения, возраста растений, а также площадей газонных покрытий и цветников.
Кроме того, на основе долгосрочной оценки составляются прогнозы развития озеленения города Ростова-на-Дону с учетом всех значимых для состояния зеленых насаждений факторов, в том числе реальной экологической ситуации в городе Ростове-на-Дону.
Долгосрочная оценка состояния зеленых насаждений осуществляется по результатам проведения инвентаризации объектов озеленения.
Департаментом ЖКХ и энергетики запланированы средства бюджета города Ростова-на-Дону на проведение работ по инвентаризации и паспортизации объектов озеленения на территории города Ростова-на-Дону, которые будут реализовываться в 2019 году.
Важным направлением деятельности города Ростова-на-Дону по благоустройству являлась подготовка к проведению игр Чемпионата мира по футболу в 2018 году.
В 2017 - 2018 годах в левобережной зоне города Ростова-на-Дону обустроен пешеходный бульвар, выполнено благоустройство пляжной зоны напротив стадиона "Ростов Арена" на левом берегу реки Дон. На указанных территориях проложены тротуарные и пешеходные дорожки, а также велосипедные дорожки, обустроены детские игровые площадки, спортивные площадки и тренажеры, в том числе площадки для занятия пляжными видами спорта (волейбол, футбол, теннис, бадминтон), установлены скамейки.
На территории города Ростова-на-Дону выполнено комплексное благоустройство ул. Большая Садовая - по всей протяженности улицы посажены деревья и кустарники, обустроен рулонный газон, в новые вазоны посажены цветы-многолетники, для удобства установлены малые архитектурные формы.
Также в рамках подготовки к проведению игр Чемпионата мира по футболу в 2018 году выполнено благоустройство объектов спортивной инфраструктуры - территория, прилегающая к стадиону "СКА", территории в районе стадионов "Локомотив", "Труд", "Олимп-2", а также капитальный ремонт объекта культурного наследия фонтана "Львы", капитальный ремонт Казанской лестницы по пер. Газетный (от ул. Донская до ул. Береговая), в левобережной зоне в границах района города Ростова-на-Дону выполнено комплексное благоустройство и озеленение.
В городе Ростове-на-Дону 14 городских фонтанов: "Орфей", "Ротонда", "Покровский", "Лира" и светомузыкальный фонтан на ул. Б. Садовой, "Львы" на пр. Соколова, "Сбор винограда", "Девушки, собирающие виноград" и "Витязь" на пр. Буденновском, "Фантазия" на Рабочей площади, каскад и фонтан "Театральный", фонтан в сквере "Комсомольский", "Очарование" и "Юность" на ул. Береговой. При эксплуатации фонтанов осуществляется комплекс инженерно-технических мероприятий по профилактике, подготовке и консервации гидравлических систем и систем электроснабжения, содержанию декоративных элементов, очистке водной поверхности.
Неотъемлемой частью благоустройства территории города Ростова-на-Дону является регулярная и качественная уборка объектов общего пользования, включая парки, скверы и озелененные участки улично-дорожной сети. Для обеспечения надлежащего состояния города Ростова-на-Дону в течение всего года проводятся уборочные работы с нормативной регулярностью.
Согласно ежегодным отчетам Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области в городе Ростове-на-Дону сохраняется напряженная эпизоотическая ситуация, на стабильном уровне находится заболеваемость населения инфекционными болезнями, распространяемыми насекомыми и грызунами. При условиях, благоприятных для размножения клещей и кровососущих насекомых, необходимо сохранять площади анофелогенной, акарицидной и ларвицидной обработки.
В рамках контроля за эпидемиологической ситуацией на территории города Ростова-на-Дону ведутся мероприятия по контролю за численностью безнадзорных животных. Учитывая социальную значимость вопроса, мероприятия осуществляются гуманными методами с применением стерилизации животных и современных способов отлова с использованием миорелаксантов, особое внимание уделяется вакцинации животных.
Выполнение работ по благоустройству города Ростова-на-Дону зависит от внешних факторов, таких как погодные условия, возникновение чрезвычайных ситуаций, масштабные мероприятия общегородского уровня. Указанные факторы невозможно предусмотреть при долгосрочном планировании программных мероприятий и затрат на их реализацию, что в итоге может привести к отклонению от показателей эффективности реализации программы.
Для предупреждения чрезвычайных ситуаций, обеспечения устойчивости, надежности и развития муниципальной системы теплоснабжения города Ростова-на-Дону необходимо проведение мероприятий по ликвидации и техперевооружению муниципальных котельных, реконструкции, модернизации тепловых сетей.
На основании приказа заместителя министра обороны Российской Федерации от 14.07.2015 N 658 "О передаче объектов недвижимого имущества в собственность образования "город Ростов-на-Дону", постановления Администрации города Ростова-на-Дону от 02.10.2015 N 890 "О принятии недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность муниципального образования "Город Ростов-на-Дону", в муниципальную собственность приняты объекты теплоснабжения и тепловые сети, техническое состояние некоторых находится в неудовлетворительном состоянии.
В соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Постановлением Мэра города Ростова-на-Дону от 20.08.2008 N 830 "Об утверждении Положения о порядке принятия в муниципальную собственность города Ростова-на-Дону бесхозяйных вещей и выморочного имущества в виде жилых помещений" администрациями районов города Ростова-на-Дону совместно с Департаментом ЖКХ и энергетики на постоянной основе проводятся мероприятия по выявлению и принятию в муниципальную собственность бесхозяйных объектов инженерной инфраструктуры, с целью последующей передачи их специализированным предприятиям и организациям для дальнейшей эксплуатации.
Ликвидация и техперевооружение муниципальных котельных позволит обеспечить промышленную безопасность источников теплоснабжения, находящихся в муниципальной собственности города Ростова-на-Дону, реализует основные положения правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, утвержденные Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.11.2013 N 542 "Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления", а также Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 21.02.2013 N 116 "Об утверждении свода правил СП 7.13130 "Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности".
Экологическая ситуация города Ростове-на-Дону характеризуется высоким уровнем загрязнения окружающей среды.
На территории города Ростова-на-Дону расположены 24 водных объекта, на которых размещены 29 гидротехнических сооружений (плотины, водосбросные, водопропускные сооружения, каналы), находящихся в муниципальной собственности. Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений вносит существенный вклад в защиту населения города Ростова-на-Дону от возможных негативных воздействий водных объектов, способствует предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с официальными статистическими данными о благоустройстве городских зеленых насаждений в городе Ростове-на-Дону за 2017 год, общая площадь зеленых насаждений в пределах городской черты составила 12123 га. В этот показатель включены городские леса, зеленые и защитные зоны, лесопарки, бульвары, скверы, сады и газоны, парки культуры и отдыха, стадионы, кладбища, насаждения в жилых районах города Ростова-на-Дону, на приусадебных участках, внутриквартальное озеленение, особо охраняемые природные территории, а также зеленые насаждения на территориях ограниченного пользования и специального назначения.
Широкомасштабное жилищное и промышленное строительство приводит к уплотнению сложившейся застройки и инженерных коммуникаций, что существенно снижает уровень озеленения. Следует также отметить, что в черте города Ростова-на-Дону преимущественно произрастают зеленые насаждения возрастом 40-60 лет, к 2035 году около 60% этих деревьев перейдут в завершающую стадию развития и утратят жизнеспособность. Ситуация осложняется дефицитом земель, пригодных для создания новых зеленых насаждений и компенсационных посадок. Поэтому еще большую значимость приобретает работа, связанная с минимизацией ущерба при осуществлении градостроительной деятельности, прокладке и реконструкции трасс инженерных коммуникаций и автодорог на территориях с зелеными насаждениями. При рассмотрении вопросов размещения объектов капитального строительства, развития дорожно-транспортной сети, инженерной инфраструктуры города Ростова-на-Дону учитывается возможность максимального сохранения существующих зеленых насаждений. Так, благодаря изменениям, внесенным в проектную документацию по строительству и реконструкции линейных объектов, в 2017 году удалось предотвратить снос 3746 деревьев.
Актуальными остаются вопросы в области экологического образования, воспитания, развития экологической культуры и информирования населения города Ростова-на-Дону. Повышение уровня экологического воспитания и образования населения города Ростова-на-Дону, особенно детей и подростков.
От наличия и функционирования объектов инженерной инфраструктуры, включая систему водоснабжения и водоотведения, их бесперебойной и качественной работы, зависят условия жизни горожан.
В целях развития общегородской инженерной инфраструктуры, при поддержке Инвестиционного фонда России, реализуется крупнейший инфраструктурный проект - "Комплексная программа строительства и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения города Ростова-на-Дону и юго-запада Ростовской области" ("Вода Ростова").
Согласно постановлению Администрации города Ростова-на-Дону от 02.11.2018 N 1119 "Об утверждении актуализированных схем водоснабжения и водоотведения города Ростова-на-Дону на период до 2025 года", существующая городская система канализации в городе Ростове-на-Дону собирает сточные воды от 86% населения и подает их на очистные сооружения. Оставшиеся 14% населения города Ростова-на-Дону не подключены к централизованной канализации.
Уровень износа канализационной линии на 01.01.2017 составляет 68%. Значительная часть сетей выполнена из асбестоцементных и керамических труб. В связи с изношенностью сетей, обусловленной длительным сроком их эксплуатации (от 20 до 70 и более лет), аварии на канализационных сетях приобрели систематический характер, что приводит к загрязнению окружающей среды и наносит экологический вред городу Ростову-на-Дону.
В целях канализования города Ростова-на-Дону в период реализации программы планируется проектирование и строительство объектов водопроводно-канализационного хозяйства.
Учитывая необходимость выполнения поставленных задач, а также в целях выработки комплексного и системного подхода к их решению, наиболее эффективным способом является использование программно-целевого метода в рамках реализации программы. Это позволит объединить отдельные мероприятия и добиться наибольшего эффекта для развития и модернизации жилищного фонда, эффективного использования коммунальных ресурсов, повышения благоустроенности территории города Ростова-на-Дону, улучшения экологической обстановки и совершенствования сферы жилищно-коммунального хозяйства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.