Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Положение о технической инспекции труда Профсоюза работников народного образования и науки РФ (утв. постановлением президиума ЦК профсоюза работников народного образования и науки РФ от 27 марта 2001 г., протокол N 6) (прекратило действие)

Положение о технической инспекции труда Профсоюза работников народного образования и науки РФ
(утв. постановлением президиума ЦК профсоюза работников народного образования и науки РФ от 27 марта 2001 г., протокол N 6)

ГАРАНТ:

Настоящий документ фактически прекратил действие с 19 июня 2019 г.

См. Положение о технической инспекции труда Профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации, утвержденное постановлением Исполкома Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 19 июня 2019 г. N 17-15

1. Общие положения

 

1.1. Настоящее Положение разработано на основании и в соответствии с Федеральными законами "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", "Об основах охраны труда в Российской Федерации", "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев и профессиональных заболеваний" (далее - страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), законами Российской Федерации "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", "Об охране окружающей природной среды", "Положением о технической инспекции труда ФНПР", другими законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации в области охраны труда, промышленной безопасности и охраны окружающей природной среды, уставом Профсоюза работников народного образования и науки РФ, что является правовой основой деятельности технических инспекторов труда профсоюза.

1.2. Техническая инспекция труда профсоюза, включая штатных и внештатных технических инспекторов труда, совместно с комитетами (комиссиями) по охране труда, уполномоченными (доверенными) лицами профсоюза по охране труда в организациях, образуют систему профсоюзного контроля в учреждениях, организациях и на предприятиях, где работают и обучаются члены Профсоюза работников народного образования и науки РФ.

1.3. Техническая инспекция труда профсоюза осуществляет согласованные действия с органами государственной власти Российской Федерации, органами местного самоуправления и работодателей по вопросам охраны труда, окружающей природной среды и страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

1.4. Техническая инспекция труда профсоюза взаимодействует с профсоюзным и другим общественным активом, отраслевой службой охраны труда организаций Минобразования России, органами государственного надзора Рострудинспекции, Госгортехнадзора, Госсанэпиднадзора Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, учреждениями медико-социальной экспертизы и правоохранительными органами в осуществлении контроля за соблюдением прав работников отрасли образования на здоровые и безопасные условия труда, социальные гарантии при работе во вредных и опасных условиях труда.

1.5. Настоящее Положение определяет основные направления деятельности, права и обязанности технической инспекции труда по осуществлению профсоюзного контроля за соблюдением законодательства об охране труда, промышленной, пожарной и экологической безопасности, охраны окружающей природной среды, страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также соблюдением законных прав и интересов работников на предприятиях, в учреждениях, организациях*, независимо от форм собственности и подчиненности, и входящих в обслуживание профсоюзных организаций Профсоюза работников народного образования и науки РФ.

1.6. Техническая инспекция труда профсоюза является уполномоченным представительным органом профсоюза, самостоятельна и независима в своих оценках состояния условий, охраны труда, промышленной, пожарной и экологической безопасности на производстве и руководствуется нормами Конституции Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о труде, охране труда и окружающей природной среды, социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уставом профсоюза и настоящим Положением, и защищает права членов профсоюза на всей территории Российской Федерации.

 

2. Функции технической инспекции труда профсоюза

 

2.1. Осуществление профсоюзного контроля за соблюдением в организациях работодателями и должностными лицами законов Российской Федерации и других нормативных правовых актов (о профсоюзах, об охране труда, о труде, о коллективных договорах и соглашениях, о промышленной безопасности опасных производственных объектов, об обязательном социальном страховании от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, о защите окружающей природной среды и других).

2.2. Организация и проведение проверок состояния условий и охраны труда в организациях народного образования и науки, а также промышленной, пожарной и экологической безопасности, охраны окружающей среды, страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

2.3. Защита законных прав и интересов профсоюза и отдельных его членов от действий или бездействия работодателя, должностных лиц, других ответственных лиц организаций, приведших к нарушению или ограничению прав работника на охрану труда.

2.4. Защита законных прав и интересов членов профсоюза обслуживаемых организаций на здоровье и безопасные условия труда, на получение компенсаций и льгот при работе на тяжелых и во вредных или опасных условиях труда, на возмещение вреда, причиненного здоровью работника увечьем, профессиональным заболеванием, либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей.

2.5. Оказание практической и консультативно-правовой помощи уполномоченным (доверенным) лицам профсоюза по охране труда в организации, членам совместного комитета (комиссии) по улучшению состояния охраны труда, внештатным техническим инспекторам труда, членам профсоюза.

2.6. Участие в разработке и формировании федеральных, региональных и отраслевых программ по вопросам охраны труда и окружающей природной среды, специальных мер по социальной защите работников, пострадавших на производстве.

2.7. Контроль, совместно с профсоюзным активом, полноты и правильности расходования средств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями на мероприятия по охране труда и окружающей природной среды.

Анализ и обобщение причин травматизма, нарушений требований охраны труда и подготовка рекомендаций по их устранению. Подача предложений о необходимости внесения изменений и дополнений в нормативные правовые акты и местные нормативные акты по охране труда.

2.8. Информирование соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления о фактах нарушения законодательства об охране труда, окружающей природной среды и страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

2.9. Изучение и обобщение проблемных вопросов по охране труда и окружающей природной среды. Принятие в пределах своих полномочий необходимых мер для решения вопросов на месте. Представление в ЦК профсоюза предложений по проблемам, требующим решения на федеральном уровне.

2.10. Участие в работе по распространению экологических знаний, соблюдению требований законодательства об охране труда и страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

2.11. Рассмотрение писем, обращений и заявлений первичных профсоюзных организаций, членов профсоюза по вопросам охраны труда, окружающей природной среды и страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Подготовка обоснованных разъяснений, рекомендаций и принятие необходимых мер по устранению установленных фактов нарушения прав заявителей.

2.12. Внесение на рассмотрение выборного профсоюзного органа предложений по вопросам охраны труда, промышленной, пожарной и экологической безопасности, страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, совершенствования системы профсоюзного контроля в этой области.

2.13. Участие в разработке мероприятий по выводу из обращения вредных и опасных объектов и технологий, направленных на улучшение условий труда и окружающей природной среды.

2.14. Оказание методической и практической помощи руководителям первичных профсоюзных организаций, уполномоченным (доверенным) лицам профсоюза по охране труда в организациях, представителям профсоюза в совместных комитетах (комиссиях) по охране труда, внештатным инспекторам труда по проведению ими контрольно-профилактической работы. Организация их периодического обучения и повышения квалификации.

Консультативная помощь и участие в обучении профактива по вопросам охраны труда, промышленной безопасности, окружающей природной среды и страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональной заболеваемости.

2.15. Расследование, с участием профсоюзного актива и представителей работодателя, случаев отказов трудящихся от выполнения работ в связи с неблагополучными условиями труда, а также случаев расторжения трудовых договоров (контрактов) по указанной причине.

2.16. Контроль обеспеченности работников санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, а также спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты.

2.17. Внесение в соответствующие профсоюзные и хозяйственные органы предложений по улучшению условий охраны труда и окружающей природной среды работающих и обучающихся, а также о применении к должностным лицам экономических санкций за допущенные нарушения в этой области.

2.18. Оказание помощи членам профсоюза и профсоюзным выборным органам в составлении исковых заявлений в судебные органы в защиту законных прав работников в области охраны труда, окружающей природной среды, от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и представление их интересов в судебных инстанциях при нарушении работодателями прав работников в этой области.

2.19. Подготовка ежегодного отчета о проделанной работе по форме 19-ТИ (приложение 1).

 

3. Технический инспектор труда имеет право

 

3.1. Беспрепятственно посещать (по предъявлению удостоверения установленного образца) организации, независимо от формы собственности и подчиненности, их структурные подразделения, рабочие места, где работают члены Профсоюза работников народного образования и науки, для осуществления профсоюзного контроля за соблюдением работодателями законодательства об охране труда, окружающей природной среды и о страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

3.2. Осуществлять выдачу работодателям обязательных к рассмотрению представлений (форма 1-ТИ) об устранении выявленных нарушений законодательства об охране труда, окружающей природной среды и страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Основание: Статья 20 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", статья 22 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации", статьи 45 и 72 Закона Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды", статья 26 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".

3.3. Обращаться в соответствующие органы с требованием (форма 2-ТИ) о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства об охране труда, окружающей природной среды, страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве, а также невыполнении представлений технических инспекторов труда.

Основание: Статьи законов, указанные в пункте 3.2 настоящего Положения.

3.4. Предъявлять работодателю требования (форма 3-ТИ) о приостановке работ в цехах, других приравненных к ним подразделениях, на производственных участках и рабочих местах, если продолжение этих работ создает непосредственную угрозу жизни или здоровью работающих.

Основание: Статьи законов, указанные в пункте 3.2 настоящего Положения.

3.5. Проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организации.

3.6. Принимать участие в расследовании несчастных (страховых) случаев и профессиональных заболеваний на производстве, а также осуществлять самостоятельное их расследование, в том числе с обучающимися.

Представлять интересы пострадавшего (по его просьбе) при проведении медико-социальной экспертизы с правом совещательного голоса.

Принимать участие в работе специальной комиссии по техническому расследованию аварий на опасных производственных объектах.

3.7. Получать необходимую информацию от руководителей, должностных лиц и специалистов предприятий о состоянии условий, охраны труда и охраны окружающей природной среды, а также о всех подлежащих регистрации несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях.

3.8. Принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов, средств производства и транспортных средств в качестве независимых экспертов.

3.9. Принимать участие в разработке проектов нормативных правовых актов об охране труда, а также согласовывать их в установленном порядке.

3.10. Осуществлять проверку состояния условий, охраны труда и окружающей природной среды, выполнения мероприятий, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями по охране труда.

3.11. Принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда и страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, обязательств, установленных коллективными договорами (соглашениями) и изменением условий труда.

 

4. Главный технический инспектор труда ЦК профсоюза

 

4.1. Координирует деятельность технических (главных технических) инспекторов труда территориальных организаций профсоюза.

4.2. Разрабатывает Положение о технической инспекции труда профсоюза, вносит предложения о дополнениях и изменениях его.

4.3. Информирует технических (главных технических) инспекторов о новых нормативных правовых актах по охране труда.

4.4. Ставит тактические задачи перед техническими инспекторами труда на конкретных этапах социально-политической обстановки.

4.5. Разрабатывает рекомендации в целях повышения эффективности работы технической инспекции труда профсоюза.

4.6. Готовит предложения о проведении семинаров-совещаний технических инспекторов труда по обучению и повышению квалификации.

4.7. Обобщает ежегодные отчеты формы 19-ТИ всех технических инспекторов труда на всех уровнях, составляет сводный ежегодный отчет и направляет его в ФНПР.

 

5. Формирование технической инспекции труда

 

5.1. На должность технического или внештатного технического инспектора труда принимается лицо с высшим, как правило, техническим образованием, имеющее стаж практической работы по специальности не менее трех лет в системе образования или других отраслях промышленности.

5.2. Технический инспектор труда профсоюза утверждается и освобождается от должности решением президиума соответствующего профсоюзного комитета и включается в его штатное расписание.

5.3. Должность технического инспектора труда именуется "Технический (главный технический, внештатный технический) инспектор труда Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации".

5.4. Технические (главные технические) инспекторы труда после зачисления на должность, а также не реже чем раз в 3 года, проходят обучение и аттестацию по разработанной и утвержденной ЦК профсоюза программе.

5.5. Местонахождение офиса технического инспектора труда определяется соответствующим профсоюзным органом с учетом сложившейся практики и специфики профсоюзного обслуживания.

5.6. Руководитель территориальной профсоюзной организации уведомляет ЦК профсоюза о принятом на работу техническом (внештатном техническом) инспекторе труда.

5.7. Технический инспектор труда профсоюза непосредственно подчиняется руководителю профсоюзной организации, в которую он принят на работу.

5.8. Внештатный технический инспектор труда имеет такой же статус, как и штатный технический инспектор труда. Он также пользуется всеми правами и полномочиями, предусмотренными настоящим Положением.

5.9. Технический инспектор труда профсоюза, по рекомендации профсоюзной организации или представителя Рострудинспекции, может быть утвержден внештатным государственным инспектором по охране труда. В этом статусе он использует в интересах членов профсоюза права, предусмотренные Положением о внештатном инспекторе труда федеральной инспекции труда.

5.10. Руководитель соответствующей организации профсоюза вправе поручить техническому инспектору труда профсоюза, с учетом его знаний и практического опыта, выполнять отдельные функции правового инспектора труда профсоюза, если должность последнего не предусмотрена штатным расписанием.

5.11. Технический или внештатный технический инспектор труда должен быть членом отраслевого профсоюза.

5.12. Техническому или внештатному техническому инспектору труда выдается удостоверение установленного образца (приложение 6). Удостоверение заверяется круглой печатью комитета профсоюза и подписывается председателем или заместителем председателя соответствующего комитета профсоюза.

5.13. При увольнении штатного технического и прекращении деятельности внештатного технического инспектора его удостоверение изымается руководителем соответствующей профсоюзной организации.

5.14. Финансирование технических инспекторов труда осуществляется из денежных средств профсоюза соответствующей территориальной организации профсоюза.

5.15. На технического инспектора труда распространяются условия оплаты труда, премирования, надбавок и доплат, установленные в соответствующей организации профсоюза.

5.16. Должностной оклад технического инспектора труда определяется руководителем соответствующей территориальной организации профсоюза с учетом квалификации работника, но не ниже ставки оклада ведущего специалиста, а главного технического инспектора труда - главного специалиста соответствующей территориальной организации профсоюза.

 

6. Заключительные положения

 

6.1. Жалобы на принятые решения техническими инспекторами труда профсоюза рассматриваются президиумом соответствующего комитета профсоюза, а при необходимости - вышестоящими выборными органами профсоюза. Окончательные решения принимает президиум ЦК профсоюза.

6.2. Результаты инспектирования оформляются письменно в виде следующих документов, заполняемых по установленным формам:

- представление формы 1-ТИ об устранении выявленных нарушений законодательства об охране труда... (приложение 2);

- требование формы 2-ТИ о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства об охране труда... (приложение 3);

- требование формы 3-ТИ о приостановлении работ в случаях угрозы жизни и здоровью работников (приложение 4).

6.3. Технический инспектор труда ведет учет своей инспекторской деятельности по всем аспектам функциональных обязанностей и отчитывается перед организацией профсоюза, в которую он принят на работу.

6.4. На основании данных учета инспекционных проверок и соответствующих документов, оформленных в соответствии с установленными требованиями, других данных о своей работе, технические (главные технические) инспекторы труда составляют ежегодные отчеты о своей работе по форме 19-ТИ.

6.5. Технические (главные технические инспекторы) труда профсоюза несут правовую ответственность за принимаемые решения, достоверность и объективность данных отчетов по форме 19-ТИ.

6.6. Внештатный технический инспектор труда освобождается от основной работы для выполнения функциональных обязанностей, предусмотренных настоящим Положением, для участия в семинарах-совещаниях, конференциях, съездах профсоюза и в работе их выборных органов, а также на время краткосрочной профсоюзной учебы. При этом условия освобождения его от работы и порядок оплаты времени, затраченного на перечисленные мероприятия, определяются коллективным договором, соглашением по охране труда.

 

Технический инспектор
труда ЦК профсоюза
работников народного
образования и науки РФ

С.М.Кулешов

 

______________________________

* В дальнейшем - организация

 


Положение о технической инспекции труда Профсоюза работников народного образования и науки РФ (утв. постановлением президиума ЦК профсоюза работников народного образования и науки РФ от 27 марта 2001 г., протокол N 6)


Текст положения опубликован в Межведомственном информационном бюллетене "ОВД" 2001 г., N 12, 13, в Бюллетене "Официальные документы в образовании", декабрь 2001 г., N 36


Настоящий документ фактически прекратил действие с 19 июня 2019 г.

См. Положение о технической инспекции труда Профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации, утвержденное постановлением Исполкома Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 19 июня 2019 г. N 17-15