Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Примерная форма положения о службе охраны труда (ноябрь 2024)

 

Утверждаю

[должность, подпись, инициалы,
фамилия руководителя организации
]

[число, месяц, год]

 

Положение о службе охраны труда

 

1. Общие положения

 

1.1. Настоящее Положение разработано в целях обеспечения единого порядка организации работ по охране труда в/на [наименование организации, предприятия, учреждения] (далее - организация).

1.2. Основные термины и их понятия, применяемые в настоящем Положении:

Работник - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем.

Работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником.

Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.

Безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни воздействия таких факторов не превышают установленных нормативов.

Вредный производственный фактор - фактор производственной среды или трудового процесса, воздействие которого может привести к профессиональному заболеванию работника.

Опасный производственный фактор - фактор производственной среды или трудового процесса, воздействие которого может привести к травме или смерти работника.

Опасность - потенциальный источник нанесения вреда, представляющий угрозу жизни и (или) здоровью работника в процессе трудовой деятельности.

Рабочее место - место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Общие требования к организации безопасного рабочего места устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Средства индивидуальной и коллективной защиты работников - технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.

Производственная деятельность - совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.

Требования охраны труда - государственные нормативные требования охраны труда, а также требования охраны труда, установленные локальными нормативными актами работодателя, в том числе правилами (стандартами) организации и инструкциями по охране труда.

1.3. Настоящее Положение о службе охраны труда разработано в соответствии с ТК РФ и "Рекомендациями по структуре службы охраны труда в организации и по численности работников службы охраны труда" утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 31 января 2022 г. N 37.

1.4. Служба охраны труда (далее - Служба) является самостоятельным структурным подразделением, подчиняющимся непосредственно работодателю (его уполномоченному представителю).

1.5. Работодатель вправе своим решением делегировать прямое руководство Службой одному из заместителей руководителя работодателя, обладающему компетенциями в сфере охраны труда, у которого обязанности по руководству и ответственность за обеспечение функционирования службы охраны труда, в том числе в рамках системы управления охраной труда, закреплены в локальных нормативных актах работодателя и должностной инструкции, с обеспечением отсутствия конфликта интересов. В случае отсутствия у работодателя заместителей, обладающих соответствующими компетенциями, служба охраны труда подчиняется непосредственно работодателю.

1.6. Служба состоит из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем (начальником) Службы.

1.7. Служба обеспечивает функционирование системы управления охраной труда у работодателя.

1.8. В своей деятельности Служба руководствуется законодательными и иными нормативными правовыми актами по охране труда Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации, соглашениями (генеральным, региональным, отраслевым (межотраслевым), территориальным и др.), коллективным договором, другими локальными нормативными актами работодателя.

1.9. Служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими структурными подразделениями работодателя, комитетом (комиссией) по охране труда, выборным органом первичной профсоюзной организации, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов (при наличии), а также, при необходимости, с федеральными органами исполнительной власти и органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области охраны труда, органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и органами общественного контроля.

 

2. Основные задачи

 

2.1. Организация работы по обеспечению выполнения требований охраны труда.

2.2. Контроль за соблюдением требований законодательных и иных нормативных правовых актов об охране труда, коллективного договора, отраслевых (межотраслевых) соглашений, других локальных нормативных актов работодателя по вопросам охраны труда.

2.3. Организация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний, а также мероприятий по улучшению условий труда.

2.4. Осуществление контроля за состоянием охраны и условий труда в организации.

2.5. Организация разработки и участие в реализации программ (планов) по улучшению условий и охраны труда на предприятии в организации и участие в разработке и реализации аналогичных республиканских и отраслевых программ.

2.6. Участие в организации профессиональной подготовки работников в области охраны труда.

2.7. Привлечение научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций к решению вопросов по охране труда.

2.8. Изучение и распространение передового опыта в области охраны труда, проведение информационных мероприятий по вопросам охраны труда.

2.9. Информирование и консультирование работников и руководителей структурных подразделений у работодателя по вопросам охраны труда.

2.10. Осуществление взаимодействия с органами государственного надзора и контроля по вопросам охраны труда.

 

3. Функции

 

В соответствии с основными задачами на Службу возлагаются следующие функции:

3.1 Обеспечение функционирования системы управления охраной труда, проведение консультаций и координация по вопросам охраны труда, планирование мероприятий по охране труда.

3.2. Составление отчетности по установленным формам, ведение документированной информации по охране труда у работодателя.

3.3. Контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда у работодателя и в его структурных подразделениях.

3.4. Участие в проведении специальной оценки условий труда, производственного контроля условий труда, выявлении опасностей и управлении профессиональными рисками на рабочих местах.

3.5. Обеспечение и координация проведения оперативного контроля за состоянием охраны труда у работодателя и в его структурных подразделениях.

3.6. Участие в расследовании и учете несчастных случаев, установлении обстоятельств и причин, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм) работников.

3.7. Подготовка и организация проведения инструктажей, обучения и проверки знаний требований охраны труда у работодателя.

3.8. Участие в реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда у работодателя; организация информационных мероприятий по охране труда.

 

4. Права

 

Для выполнения функциональных обязанностей работники Службы имеют право:

4.1. В любое время суток беспрепятственно посещать и осматривать производственные, служебные и бытовые помещения предприятия, знакомиться в пределах своей компетенции с документами предприятия по вопросам охраны труда.

4.2. Проверять состояние условий и охраны труда в подразделениях предприятия и выдавать должностным лицам и другим ответственным работникам обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда и контролировать их выполнение.

4.3. Запрещать эксплуатацию машин, оборудования и приостанавливать производство работ в подразделениях предприятия (цехах, на участках, рабочих местах и т. д.) при выявлении нарушений нормативных правовых актов по охране труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников или могут привести к аварии, с уведомлением об этом работодателя (руководителя подразделения или его заместителя) до их устранения.

4.4. Требовать (предписанием) от руководителей подразделений отстранения от работы лиц, не имеющих допуска к выполнению данной работы, не прошедших в установленном порядке предварительные и периодические медицинские осмотры, инструктажи по охране труда, стажировку, обучение и проверку знаний по охране труда, не использующих в своей работе предоставленные средства индивидуальной защиты, а также грубо нарушающих трудовую и производственно-технологическую дисциплину, законодательные и иные нормативные правовые акты по охране труда.

4.5. Запрашивать и получать от руководителей подразделений предприятия материалы по вопросам охраны труда, требовать письменные объяснения от лиц, допустивших нарушения законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда.

4.6. Привлекать по согласованию с работодателем и руководителями подразделений предприятия соответствующих специалистов к проверкам, обследованиям состояния условий и охраны труда.

4.7. Участвовать в работе комиссий: по расследованию несчастных случаев на производстве, аварий, профессиональных заболеваний; по аттестации рабочих мест по условиям труда, по приемке в эксплуатацию законченных строительством или реконструированных объектов производственного назначения; по приемке установок, агрегатов, станков и другого оборудования; средств индивидуальной и коллективной защиты, по приемке детских оздоровительных лагерей, баз отдыха и других аналогичных учреждений предприятия, а также принимать решение о вводе их в эксплуатацию.

4.8. Представлять работодателю, руководителям подразделений предприятия предложения о поощрении отдельных работников за активную работу по созданию безопасных условий труда, а также о привлечении к ответственности виновных в нарушении законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда.

4.9. По поручению работодателя представлять его интересы в государственных и общественных организациях при обсуждении вопросов охраны труда.

 

5. Организация работы

 

5.1. Служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими структурными подразделениями работодателя, комитетом (комиссией) по охране труда, выборным органом первичной профсоюзной организации, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов (при наличии), а также, при необходимости, с федеральными органами исполнительной власти и органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области охраны труда, органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и органами общественного контроля.

5.2. Структура Службы формируется с учетом организационной (штатной) структуры, специфики вида деятельности организации, наличия удаленных обособленных структурных подразделений (филиалов, представительств), особенностей организации и функционирования системы управления охраной труда, штатной численности работников у работодателя, а также установленного по результатам проведения специальной оценки условий труда уровня вредности (опасности) факторов производственной среды и трудового процесса, уровня профессиональных рисков, наличия работ с повышенной опасностью и иных факторов, определяющих состояние охраны труда у работодателя.

5.3. При формировании структуры Службы учитывается взаимосвязь элементов системы управления охраной труда у работодателя, направленных на выполнение принятой политики в области охраны труда, постановленных целей по охране труда, мероприятий и внутренних процедур, направленных на их достижение.

5.4. На должность инженера (специалиста) по охране труда должны допускаться лица, имеющие высшее образование и квалификацию инженера по охране труда. Лиц, не имеющих квалификации инженера по охране труда, рекомендуется направлять за счет средств предприятия на обучение в учебные заведения на специальные факультеты, курсы по переподготовке кадров.

5.5. Работодатель (администрация) обязаны организовывать для работников Службы систематическое повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет, а проверку знаний по охране труда - не реже одного раза в 3 года.

5.6. Руководителем Службы может быть лицо, имеющее высшее профессиональное (как правило техническое) образование и опыт работы в области охраны труда не менее трех лет.

5.7. При организации труда работников Службы работодатель регламентирует их должностные обязанности с закреплением за каждым из них определенных функций и направлений работы по охране труда у работодателя в целом и (или) в его структурных подразделениях в соответствии с должностными инструкциями.

5.8. Работодатель обеспечивает необходимые условия для выполнения работниками Службы своих функций и полномочий, организовывает для них обучение и проверку знаний требований охраны труда в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5.9. Рабочие места работников Службы организовываются в отдельном помещении с оснащением современным оборудованием, включая приборы аудио- и видеозаписи для проведения оперативного контроля и иные материальные средства, необходимые для выполнения работ с учетом специфики деятельности работодателя, средствами связи с доступом к информационно-коммуникационной сети "Интернет" и электронной базе профильной нормативно-справочной литературы и документации, в том числе с учетом возможности ведения электронного документооборота в области охраны труда, а также обеспечением возможности приема посетителей.

5.10. Для осуществления выполнения некоторых функций Службы (проведение обучения, инструктажа, семинаров, лекций, выставок) предусматривается организация кабинета по охране труда и (или) уголка по охране труда, оснащенного необходимым оборудованием и комплектами нормативно-правовых и справочных документов по охране труда.

6. Формирование Службы

 

6.1. Нормативная численность работников Службы определяется исходя из 40-часовой рабочей недели.

6.2. Разработка, пересмотр и утверждение нормативов штатной численности работников Службы охраны труда осуществляются работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии).

ГАРАНТ:

Примечание. В приложении N 1 к Рекомендациям приведен пример расчета рекомендуемой нормативной численности работников службы охраны труда у работодателя.

6.3. При определении численности работников Службы охраны труда учитываются основные должностные обязанности работников Службы, приведенные в Положении.

 

7. Контроль и ответственность

 

7.1. Контроль за деятельностью Службы осуществляют работодатель, государственные органы надзора и контроля и общественного контроля по охране труда.

7.2. Ответственность за деятельность Службы несет работодатель и руководитель Службы.

7.3. Работники Службы несут ответственность за выполнение своих должностных обязанностей, определенных Положением о службе охраны труда и должностными инструкциями.

 

 

Примерная форма положения о службе охраны труда

 

Подготовлено экспертами компании "Гарант"