Бюро изучения рынка сбыта и спроса отдела маркетинга
Утверждаю | |
[наименование организации, предприятия, учреждения, его точная организационно-правовая форма] | [должность, подпись, Ф. И. О. должностного лица, утверждающего положение] |
[число, месяц, год] М. П. |
Положение
о бюро изучения рынка сбыта и спроса отдела маркетинга [наименование организации, предприятия, учреждения]
[число, месяц, год] N [вписать нужное]
Справка.
1. Наименование организации, предприятия, учреждения должно строго соответствовать тому, которое закреплено в учредительном документе, если в нем закреплено и сокращенное наименование, оно помещается в скобках ниже полного наименования.
2. Для краткости в тексте положения используется одно название предприятие.
1. Общие положения
1.1. Бюро изучения рынка сбыта и спроса является структурным подразделением отдела маркетинга предприятия и подчинено начальнику отдела маркетинга или его заместителю.
1.2. Состав и штатную численность бюро утверждает [вписать нужное], исходя из конкретных условий и потребностей деятельности предприятия по представлению начальника отдела маркетинга.
1.3. Бюро изучения рынка сбыта и спроса возглавляет начальник бюро, назначаемый на должность приказом руководителя предприятия.
1.4. В своей деятельности бюро руководствуется:
- законодательством Российской Федерации;
- уставом предприятия;
- положением об отделе маркетинга;
- настоящим положением.
1.5. [Вписать нужное].
1.6. Распределение обязанностей между работниками бюро осуществляет начальник бюро изучения рынка сбыта и спроса отдела маркетинга.
2. Задачи
На бюро изучения рынка сбыта и спроса возлагаются следующие задачи:
2.1. Исследование факторов, определяющих структуру и динамику потребительского спроса на продукцию предприятия (исследование конъюнктуры рынка).
2.2. Изучение спроса на продукцию предприятия и разработка долгосрочных (10-15 лет), среднесрочных (до 5 лет) и краткосрочных (1-2 года) прогнозов потребности в выпускаемой технике.
2.3. Определение конкурентоспособности продукции предприятия.
2.4. Исследование потребительских свойств производимой предприятием продукции и предъявляемых к ней потребительских требований.
2.5. Ориентация разработчиков и производства на выполнение требований к выпускаемой технике.
2.6. [Вписать нужное].
3.Функции
Бюро изучения рынка сбыта и спроса выполняет следующие функции:
3.1. Разработка планов исследований по определению конъюнктуры рынка, потребностей, платежеспособного спроса на выпускаемую продукцию.
3.2. Анализ и прогнозирование основных конъюнктурообразующих факторов потенциальных рынков сбыта выпускаемой предприятием продукции:
- коммерческо-экономических, включая экономическую ситуацию и финансовое состояние потенциальных покупателей, реальный платежеспособный спрос на выпускаемую технику и соотношение спроса и предложения на конкретные виды продукции;
- объемов поставки, технического уровня и качества конкурирующей техники, ее преимуществ и недостатков по сравнению с продукцией данного предприятия;
- наличия новых рынков сбыта и новых потребителей выпускаемой предприятием продукции;
- динамики замечаний экономических факторов, определяющих потенциал спроса на данном рынке.
3.3. Выбор сегментов рынка для обследования, определение необходимой информационной базы, методов исследований (изучение литературных источников, статистических данных, рассылка анкет, личные интервью, опрос по телефону).
3.4. Определение наиболее эффективных способов обработки информации (с использованием электронно-вычислительной техники) и вида представления материалов руководству предприятия.
3.5. Анализ совместно со специалистами главного конструктора конкурентоспособности продукции предприятия, сопоставление ее потребительских свойств, цены, издержек производства, других экономических показателей, дизайна с аналогичными показателями конкурирующей продукции, выпускаемой другими предприятиями.
3.6. Разработка на основе изучения конъюнктуры и емкости рынка краткосрочного (1-2 года), среднесрочного (до 5 лет) и долгосрочного (на 10-15 лет) прогноза по платежеспособному спросу на новую технику и предложений по ее разработке и производству на длительный срок.
3.7. Изучение спроса на выпускаемую технику на основе сбора заявок о потребности в разрабатываемой и производимой продукции, данных статистической отчетности, использования интервью, опроса по телефону, рассылки анкет, анализ и систематизация полученных данных и подготовка их для обработки на электронно-вычислительной технике.
3.8. Создание информационно-статистического банка данных по маркетингу, включая данные по заявкам на поставку продукции, по производству, наличию запасов. Использование этих данных для ускорения сбыта продукции.
3.9. Изучение возможного спроса на выпускаемую технику в зарубежных странах.
3.10. Изучение передовых тенденций в мировом производстве продукции по профилю предприятия.
3.11. Исследование структуры, состава и организации работы сбытовой сети, обслуживающей данный рынок.
3.12. Анализ организации технического (гарантийного) обслуживания и его влияния на сбыт продукции. Разработка рекомендаций по повышению качества обслуживания.
3.13. Организация обратной связи с потребителями. Изучение мнения потребителей и их предложений по улучшению выпускаемой техники, привлечение для этого внештатных сотрудников. Анализ рекламаций и их влияние на сбыт продукции. Разработка по результатам изучения мнения потребителей и анализа рекламаций предложений по повышению технического уровня и качества продукции.
3.14. Подготовка предложений и рекомендаций к плану производства продукции предприятия по номенклатуре и качеству исходя из результатов изучения конъюнктуры рынка и спроса на конкретные виды продукции.
3.15. Разработка предложений по изменению характеристик, конструкции и технологии производства выпускаемой и новой продукции с целью улучшения ее потребительских свойств с учетом мнения пользователей и передовых достижений. Представление указанных предложений в отделы главного конструктора, главного технолога, другие технические службы. Участие совместно с ними в определении параметров новых и модернизируемых машин и технологий.
3.16. Участие совместно с экономическими, конструкторскими и технологическими отделами в определении себестоимости новых изделий и разработке мероприятий по снижению себестоимости выпускаемой продукции, выявление возможного экономического эффекта у потребителей и суммы прибыли предприятия от продажи новой и серийно выпускаемой продукции.
3.17. Участие в анализе эффективности рекламы и ее влияния на сбыт продукции и разработка рекомендаций по совершенствованию рекламы.
3.18. Разработка на основе изучения спроса рекомендаций по заключению договоров на выпускаемую продукцию с учетом требований потребителя.
3.19. Подготовка отчетов, информационных и аналитических материалов по вопросам конъюнктуры рынка и спроса на продукцию предприятия.
4. Взаимоотношения (служебные связи)
4.1. Бюро изучения рынка сбыта и спроса взаимодействует со всеми подразделениями предприятия по вопросам, касающимся деятельности бюро.
4.2. Схемы взаимодействия с подразделениями предприятия определяются руководством отдела маркетинга и согласовываются с руководителями этих структурных подразделений.
5. Права
Бюро изучения рынка спроса и сбыта имеет право:
5.1. Требовать и получать от подразделений предприятия материалы, необходимые для выполнения работ, входящих в компетенцию бюро.
5.2. Участвовать в совещаниях по вопросам изучения спроса рынка на продукцию предприятия, постановки новых машин на производство, организации сбыта, а также технического обслуживания и рекламы, повышения технического уровня и качества продукции.
5.3. Вносить предложения, учитывающие требования потребителей, по постановке на производство новой продукции, повышению технического уровня и качества, совершенствованию технического обслуживания и организации сбыта продукции.
5.4. Давать заключения о соответствии технических и экономических характеристик новой техники требованиям рынка.
5.5. Давать обязательные для цехов и отделов указания по устранению недостатков в конструкции и технологии производства изделий, выявленных в процессе их эксплуатации у потребителей.
5.6. По результатам маркетинговых исследований давать предложения руководству предприятия о применении санкций и о поощрениях по отношению к отдельным работникам и подразделениям предприятия.
5.7. Вносить предложения по привлечению в установленном порядке научно-исследовательских и других организаций и отдельных специалистов к изучению рынка сбыта и спроса на продукцию предприятия.
5.8. Участвовать в проведении выставок, выставок-продаж.
6. Ответственность
6.1. Всю полноту ответственности за качество и своевременность выполнения возложенных настоящим Положением на бюро задач и функций несет начальник бюро.
6.2. Степень ответственности других работников бюро устанавливается должностными инструкциями.
6.3. [Вписать нужное].
Руководитель структурного подразделения
[инициалы, фамилия]
[подпись]
[число, месяц, год]
Согласовано:
[должностное лицо, с которым согласовывается положение]
[инициалы, фамилия]
[подпись]
[число, месяц, год]
Начальник юридического отдела
[инициалы, фамилия]
[подпись]
[число, месяц, год]
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Примерная форма положения о бюро изучения рынка сбыта и спроса отдела маркетинга
Подготовлено экспертами компании "Гарант"