[организационно-правовая форма, |
Утверждаю [подпись, Ф. И. О., должность [число, месяц, год] М. П. |
Должностная инструкция медицинского регистратора
[наименование организации]
Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения", утв. приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 июля 2010 г. N 541н, и иных нормативных актов, регулирующих трудовые правоотношения в Российской Федерации.
1. Общие положения
1.1. Медицинский регистратор относится к категории специалистов и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].
1.2. Медицинский регистратор назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности руководителя].
1.3. Требования к образованию и обучению: профессиональное обучение - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих профессии "Медицинский регистратор" или среднее профессиональное образование - программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих) профессии "Медицинский регистратор", дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации рабочих, служащих по профессии "Медицинский регистратор".
Без требований к опыту практической работы.
1.4. Особые условия допуска к работе:
- прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) в установленном порядке;
- отсутствие ограничений на занятие профессиональной деятельностью, установленных действующим законодательством Российской Федерации.
1.5. Медицинский регистратор должен знать:
- основы трудового законодательства;
- правила внутреннего трудового распорядка;
- правила по охране труда и пожарной безопасности;
- должностные обязанности и профессиональные коммуникации медицинского регистратора медицинской организации;
- порядок оказания первичной медико-санитарной помощи населению;
- виды и структуру медицинских организаций;
- правила организации деятельности регистратуры медицинской организации, типовое оборудование и оснащение;
- основные понятия и термины, используемые в области охраны здоровья граждан, нормативные документы;
- нормы и правила профессионального общения и бесконфликтного сотрудничества;
- правила профессионального общения по телефону;
- режим и порядок работы администрации, структурных подразделений и медицинских служб медицинской организации;
- режим и порядок работы лечебных учреждений и специалистов медицинских организаций района (региона), контактные телефоны;
- режим и порядок работы специалистов диагностических служб медицинских организаций;
- порядок записи на обследования и прием к специалистам по поводу профилактического или диспансерного наблюдения;
- режим работы и порядок приема руководителей и специалистов здравоохранения в регионе;
- виды и порядок оказания медицинской помощи по профилю медицинской организации;
- правила и порядок оказания амбулаторно-поликлинической и стационарной медицинской помощи;
- порядок получения медико-социальной помощи в сложных жизненных ситуациях;
- порядок обращения для оформления санаторно-курортного лечения;
- порядок обращения для оформления права получения бесплатного протезирования;
- виды медицинской экспертизы, порядок обращения для прохождения медицинской экспертизы;
- порядок иммунизации взрослого и детского населения;
- порядок обращения с жалобой на неудовлетворительное дополнительное лекарственное обеспечение;
- порядок обращения с жалобой на отказ в оказании бесплатной медицинской помощи;
- порядок обращения с жалобами на качество лечебно-диагностического процесса в медицинских организациях здравоохранения;
- порядок обращения с жалобой на качество диагностики и лечения, повлекшее за собой смертельный исход;
- перечень платных медицинских и сервисных услуг в медицинской организации;
- нормативные требования к ведению документации по виду деятельности медицинского регистратора;
- рациональную организацию рабочего пространства в регистратуре;
- современные технологии сбора и хранения информации;
- работу с информационными аналитическими системами (единой государственной информационной системой здравоохранения);
- порядок и правила работы с полисами обязательного и добровольного медицинского страхования;
- систему регистрации пациентов, обратившихся в медицинскую организацию;
- источники получения медицинской информации о пациенте;
- перечень документов и медицинских данных, необходимых пациенту при обращении в медицинскую организацию;
- порядок записи на прием к врачу лиц, пользующихся правом внеочередного приема;
- систему хранения медицинских карт и электронных баз данных в регистратуре медицинской организации;
- правила и порядок применения и хранения печатей медицинской организации в соответствии с нормативными документами;
- требования к ведению первичной медицинской документации на бумажном и электронном носителях;
- организацию систематизированного хранения медицинской документации пациентов в регистратуре медицинской организации;
- типовое оборудование и оснащение картотеки (картохранилища) регистратуры медицинской организации;
- порядок регистрации и хранения информации пациентов, обратившихся за медицинской помощью в медицинскую организацию;
- порядок хранения медицинских карт в регистратуре медицинской организации;
- правила и порядок выдачи амбулаторных карт;
- порядок предоставления медицинских карт для внешних консультаций;
- правила оформления медицинской документации текущей и архивной;
- порядок оказания первой (немедицинской) помощи больным и пострадавшим;
- специальные службы, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом;
- требования к комплектации медицинскими изделиями аптечек (укладок, наборов, комплектов) для оказания первой помощи;
- перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, мероприятия по их устранению;
- характерные проявления и алгоритм оказания первой помощи при наиболее часто встречающихся состояниях, угрожающих жизни и являющихся основной причиной смертности и необходимые мероприятия по их устранению до прибытия медицинских работников (коронарный синдром и синдром острого нарушения кровообращения);
- мероприятия по подробному осмотру пострадавшего в целях выявления признаков травм, отравлений и других состояний, угрожающих его жизни и здоровью;
- первую помощь при отсутствии сознания;
- первую помощь при остановке дыхания и кровообращения;
- первую помощь при наружных кровотечениях;
- первую помощь при инородном теле верхних дыхательных путей;
- первую помощь при травмах различных областей тела;
- первую помощь при ожогах, эффектах воздействия высоких температур, теплового излучения;
- первую помощь при отравлениях;
- правила применения средств индивидуальной и коллективной защиты в чрезвычайных ситуациях;
- порядок действий в чрезвычайных ситуациях;
- инфекции, связанные с оказанием медицинской помощи, санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила).
1.6. Медицинский регистратор должен уметь:
- использовать установленные правила и процедуры коммуникации внутри медицинской организации по вопросам работы регистратуры;
- рационально организовывать рабочее пространство в регистратуре, в картотеке регистратуры;
- устанавливать профессиональный контакт, в том числе, с пациентами с когнетивными нарушениями, нарушениями речи, зрения, слуха;
- эффективно общаться по телефону;
- задавать уточняющие вопросы по интересующей пациента информации;
- предоставлять информацию по режиму деятельности регистратуры, медицинских служб и специалистов, медицинской организации;
- разъяснять пациенту порядок обращения по наиболее актуальным вопросам медико-социальной помощи;
- вводить сведения в электронную базу данных;
- заполнять формы учета и отчетности на бумажном и электронном носителях в установленном порядке;
- проводить сбор необходимой медицинской информации о пациенте при непосредственном обращении и по телефону;
- регистрировать и передавать вызов врача к пациенту на дом в установленном порядке;
- проводить опрос пациентов для заполнения форм, документов и медицинских карт;
- проводить сверку данных с документами, удостоверяющими личность;
- заполнять паспортную часть медицинской карты пациента на основании предъявленных документов (паспорт, страховой медицинский полис, документы о льготах и другие) в установленном порядке;
- заполнять статистический талон на амбулаторный прием к врачу на основании предъявленных документов (паспорт, страховой медицинский полис, документы о льготах) в установленном порядке;
- вводить, хранить и получать информацию в электронной базе данных;
- владеть техникой быстрого набора текста и редактирования;
- обеспечивать подбор и доставку амбулаторных карт в кабинет врача;
- обеспечивать хранение медицинских амбулаторных карт в регистратуре в соответствии с принятой системой хранения;
- распределять амбулаторные карты по группам учета (по территориально-участковому принципу, по электронным номерам);
- предоставлять амбулаторную карту пациенту для внешних консультаций в установленном порядке;
- осуществлять подбор амбулаторных карт для проведения экспертиз, по запросам учреждений здравоохранения, органов дознания в установленном порядке;
- проводить ревизию и отбор амбулаторных карт для передачи в медицинский архив;
- формировать аптечку первой помощи, пополнять её по мере необходимости медицинскими изделиями, проверять наличие памяток-алгоритмов оказания первой помощи;
- владеть навыками оказания первой помощи при остром коронарном синдроме, остром нарушении мозгового кровообращения в соответствии с памяткой-алгоритмом;
- оценивать обстановку с определением угрозы для собственной жизни, угрозы для пострадавших и окружающих с оценкой количества пострадавших;
- прекращать действие повреждающих факторов на пострадавшего;
- проводить первичный осмотр пострадавшего;
- определять наличие сознания у пострадавшего;
- проводить мероприятия по восстановлению и поддержанию проходимости дыхательных путей (запрокидывание головы с подъемом подбородка; выдвижение нижней челюсти, наличие дыхания с помощью слуха, зрения и осязания);
- определять признаки жизни у пострадавшего: определение наличия дыхания с помощью слуха, зрения и осязания;
- определять наличие кровообращения: проверка пульса на магистральных артериях;
- определять наличие обструкции дыхательных путей, выполнять пособие по Хеймлиху (у взрослых и детей);
- проводить базовую сердечно-легочную реанимацию по алгоритму (искусственное дыхание "рот ко рту", "рот к носу", с использованием устройств для искусственного дыхания);
- осуществлять временную остановку кровотечения по алгоритму (пальцевое прижатие артерии, наложение жгута, максимальное сгибание конечности в суставе, прямое давление на рану, наложение давящей повязки;
- проводить наложение повязки при травмах различных областей тела, в том числе окклюзионной при ранении грудной клетки;
- осуществлять иммобилизацию с помощью подручных средств или медицинских изделий;
- осуществлять местное охлаждение при травмах, ожогах;
- осуществлять термоизоляцию при отморожениях;
- осуществлять фиксацию шейного отдела позвоночника (подручными средствами или медицинскими изделиями;
- осуществлять контроль состояния пострадавшего (сознание, дыхание, кровообращение) и оказание психологической поддержки до прибытия бригады скорой помощи, врача или специальных служб;
- использовать средства индивидуальной и коллективной защиты в чрезвычайных ситуациях;
- обеспечивать индивидуальную и коллективную безопасность при обращении с медицинскими отходами.
2. Трудовые функции и должностные обязанности
Медицинский регистратор при проведении медицинской регистрации пациентов выполняет следующие трудовые функции:
2.1. Информационно-справочное сопровождение пациента в регистратуре медицинской организации, в том числе:
- взаимодействие с персоналом, службами медицинской организации и другими организациями в интересах пациента;
- организация рабочего пространства в регистратуре;
- выяснение потребности в информации при непосредственном обращении населения в регистратуру, в том числе по телефону;
- предоставление информации о режиме и порядке работы регистратуры, служб, администрации и специалистов медицинской организации;
- информирование населения о времени приема врачей всех специальностей, режиме работы лабораторий, кабинетов, центра здоровья, дневного стационара и иных подразделений медицинской организации, в том числе субботу и воскресенье, с указанием часов приема, расположения и номеров кабинетов помещений;
- информирование о правилах вызова врача на дом, о порядке предварительной записи на прием к врачам;
- разъяснение пациентам порядка записи на лечебно-диагностические исследования и процедуры в медицинской организации;
- информирование о времени и месте приема населения руководителем медицинской организации и его заместителями; адресах ближайших аптек;
- направление пациента к ответственным лицам за разъяснением информации, представленной на информационных стендах (папках);
- направление к должностным лицам за разъяснением порядка обращения пациентов для получения различных видов медико-социальной помощи;
- направление пациента к должностным лицам, владеющим интересующей пациента информацией;
- ведение документации по виду деятельности медицинского регистратора.
2.2. Регистрация пациентов в медицинской организации, в том числе:
- взаимодействие с персоналом медицинской организации, с родственниками (законными представителями) медицинскими и социальными службами, другими организациями в интересах пациента;
- получение и регистрация медицинской информации о пациентах, обратившихся в медицинскую организацию (лично или по телефону);
- регистрация вызова врача к пациенту по месту жительства (пребывания), своевременная передача информации врачам о зарегистрированных вызовах;
- осуществление предварительной записи пациентов на амбулаторные приемы врача и консультативные приемы специалистов, в том числе в автоматизированном режиме;
- внесение сведений и формирование базы данных о пациентах;
- проведение сверки данных с документами, удостоверяющими личность пациента;
- оформление медицинских карт;
- оформление и выдача статистического талона;
- обеспечение подбора и доставки медицинских карт в кабинет врачебного приема;
- подтверждение штампом, соответствующими печатями медицинской организации документов, оформленных врачами и выданных пациентам на консультативных приемах;
- ведение установленной медицинской документации и записей, технических баз данных.
2.3. Формирование и ведение картотеки (базы данных) в регистратуре медицинской организации, в том числе:
- взаимодействие со службами медицинской организации в интересах пациента;
- организация рабочего пространства для хранения и подбора медицинской документации;
- раскладывание амбулаторных карт в установленном порядке;
- проведение соответствующей маркировки амбулаторных карт пациентов;
- предоставление пациенту амбулаторной карты для внешних консультаций;
- пополнение сведений в компьютерной базе данных о пациенте после возврата амбулаторных карт из стационара или других учреждений;
- проведение подбора амбулаторных карт по распоряжению администрации для проведения экспертиз, по запросам учреждений здравоохранения, органов дознания;
- обеспечение целостности, сохранности и порядка расположения амбулаторных карт пациентов в картотеке (картохранилище) регистратуры и/или базе данных медицинской организации;
- проведение ревизии картотеки и/или базы данных для отбора амбулаторных карт в медицинский архив.
2.4. Оказание первой помощи пострадавшим, в том числе:
- прохождение обучения навыкам оказания первой помощи;
- комплектование аптечек (укладок, наборов, комплектов) для оказания первой помощи, памяток-алгоритмов первой помощи;
- проведение оценки окружающей обстановки и обеспечение безопасных условий для оказания первой помощи пострадавшим;
- вызов врача, скорой медицинской помощи, других специальных служб через других лиц;
- определение наличия сознания у пострадавшего;
- восстановление проходимости дыхательных путей и определение признаков жизни у пациента (пострадавшего);
- проведение базовой сердечно-легочной реанимации (СЛР) у взрослых и детей по алгоритму до появления признаков жизни;
- проведение мероприятий по поддержанию проходимости дыхательных путей;
- проведение мероприятий по обзорному осмотру пострадавшего и временной остановке наружного кровотечения;
- проведение подробного осмотра пострадавшего в целях выявления признаков травм, отравлений и других состояний, угрожающих его жизни и здоровью;
- оказание первой помощи при остром коронарном синдроме, остром нарушении мозгового кровообращения на основании памятки-алгоритма в установленном порядке;
- оказание первой помощи при травмах, отравлениях, состояниях;
- обеспечение пострадавшему оптимального положения тела;
- проведение контроля состояния пострадавшего (сознание, дыхание, кровообращение) и оказание психологической поддержки;
- передача пострадавшего бригаде скорой медицинской помощи, врачу, другим спецслужбам.
3. Права
Медицинский регистратор имеет право:
3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.
3.2. На оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.
3.3. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам, и т. д.
3.4. Требовать от руководства оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.
3.5. Получать информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.
3.6. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.
3.7. Повышать свою профессиональную квалификацию.
3.8. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.
3.9. [Иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации].
4. Ответственность
Медицинский регистратор несет ответственность:
4.1. За неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, - в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.
4.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
4.3. За причинение материального ущерба работодателю - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].
Руководитель кадровой службы
[инициалы, фамилия]
[подпись]
[число, месяц, год]
Согласовано:
[инициалы, фамилия]
[подпись]
[число, месяц, год]
С инструкцией ознакомлен:
[инициалы, фамилия]
[подпись]
[число, месяц, год]
Примерная форма должностной инструкции медицинского регистратора
Подготовлено экспертами компании "Гарант"