Постановление Федеральной службы государственной статистики от 28 сентября 2004 г. N 42
"Об утверждении "Методологических положений по формированию выборочной совокупности базовых организаций для наблюдения за ценами производителей продукции"
28 декабря 2016 г.
Федеральная служба государственной статистики постановляет:
Утвердить прилагаемые "Методологические положения по формированию выборочной совокупности базовых организаций для наблюдения за ценами производителей продукции".
Руководитель Федеральной службы |
В.Л. Соколин |
Методологические положения по формированию выборочной совокупности базовых организаций для наблюдения за ценами производителей продукции
(утв. постановлением Федеральной службы государственной статистики от 28 сентября 2004 г. N 42)
28 декабря 2016 г.
Настоящие методологические положения содержат описание метода формирования выборочной совокупности базовых организаций для ежемесячного обследования цен производителей продукции.
I. Общие положения
Целью обследования является получение ежемесячной информации о ценах на произведенную промышленную продукцию (форма N 1-цены производителей "Сведения о ценах производителей на промышленную продукцию").
Единицей отбора и единицей наблюдения являются крупные и средние промышленные организации, производящие продукцию различных видов экономической деятельности, независимо от формы собственности и размера организаций, зарегистрированные как юридические лица на территории субъектов Российской Федерации.
Число единиц наблюдения - крупных и средних организаций, подлежащих обследованию (объем выборки), - в общем случае устанавливается в пределах 30% от общего числа организаций региона.
Для сбора данных предлагается комбинированный метод статистического наблюдения: сочетание сплошного наблюдения с выборочным. Сплошь обследуются:
1) организации, резко отличающиеся по размерам производства продукции, при условии неизменного ассортимента выпускаемой ими продукции;
2) организации, которые производят виды продукции (например, удобрения), подлежащие сплошному наблюдению в соответствии с нормативными актами органов государственной власти (постановлениями, распоряжениями Правительства России и т.п.).
Для построения выборочной совокупности целесообразно применение методологии стратифицированной (расслоенной) выборки, а при недостаточном количестве организаций - систематического (механического) отбора.
II. Основные этапы формирования выборочной совокупности организаций
Построение выборочной совокупности организаций состоит из следующих этапов:
Приказом Росстата от 28 декабря 2016 г. N 873 в пункт 1 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.
1. На базе Генеральной совокупности объектов статистического наблюдения (АС ГС), зафиксированной по состоянию на начало года, формируется список объектов наблюдения в табличном виде с обязательной призначной частью, включающей следующие реквизиты и показатели: код Общероссийского классификатора предприятий и организаций ОКПО, код Общероссийского классификатора объектов административно-территориального деления ОКАТО, код Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОКВЭД2 (основной), краткое наименование организации и показатель "Выручка (нетто) от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных платежей)".
+---+------------+------------+----------+----------------+-------------+
|N п| Код ОКПО | Код ОКАТО |Код ОКВЭД | Краткое | Выручка, |
|/п | | | | наименование | тыс. руб. |
| | | | | организации | |
+---+------------+------------+----------+----------------+-------------+
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
+---+------------+------------+----------+----------------+-------------+
| | | | | | |
+---+------------+------------+----------+----------------+-------------+
Приказом Росстата от 28 декабря 2016 г. N 873 пункт 2 изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2017 г.
2. На основании полученного списка организаций осуществляется их группировка по классам ОКВЭД2 в соответствии с таблицей 1.
Таблица 1
N |
Код ОКВЭД2 |
Наименование вида деятельности |
1 |
02 |
Лесоводство и лесозаготовки |
2 |
03 |
Рыболовство, рыбоводство |
3 |
05 |
Добыча угля |
4 |
06 |
Добыча сырой нефти и природного газа |
5 |
07 |
Добыча металлических руд |
6 |
08 |
Добыча прочих полезных ископаемых |
7 |
09 |
Предоставление услуг в области добычи полезных ископаемых |
8 |
10 |
Производство пищевых продуктов |
9 |
11 |
Производство напитков |
10 |
12 |
Производство табачных изделий |
11 |
13 |
Производство текстильных изделий |
12 |
14 |
Производство одежды |
13 |
15 |
Производство кожи и изделий из кожи |
14 |
16 |
Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения |
15 |
17 |
Производство бумаги и бумажных изделий |
16 |
18 |
Деятельность полиграфическая и копирование носителей информации |
17 |
19 |
Производство кокса и нефтепродуктов |
18 |
20 |
Производство химических веществ и химических продуктов |
19 |
21 |
Производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях |
20 |
22 |
Производство резиновых и пластмассовых изделий |
21 |
23 |
Производство прочей неметаллической минеральной продукции |
22 |
24 |
Производство металлургическое |
23 |
25 |
Производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования |
24 |
26 |
Производство компьютеров, электронных и оптических изделий |
25 |
27 |
Производство электрического оборудования |
26 |
28 |
Производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки |
27 |
29 |
Производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов |
28 |
30 |
Производство прочих транспортных средств и оборудования |
29 |
31 |
Производство мебели |
30 |
32 |
Производство прочих готовых изделий |
31 |
33 |
Ремонт и монтаж машин и оборудования |
32 |
35 |
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха |
33 |
36 |
Забор, очистка и распределение воды |
34 |
37 |
Сбор и обработка сточных вод |
35 |
58 |
Деятельность издательская |
3. На следующем этапе производится ранжирование организаций от максимального значения к минимальному (в пределах каждой группы, сформированной на втором этапе) по показателю "Выручка (нетто) от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных платежей)".
Приказом Росстата от 28 декабря 2016 г. N 873 в пункт 4 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.
4. Анализ полученных рядов.
Если количество организаций в сформированной группе (по классу ОКВЭД2) три и менее, то они все включаются в наблюдение и в дальнейшем отборе не участвуют.
В остальных группах из списка организаций исключаются 10% единиц с наименьшими значениями показателя.
5. Формирование списка крупных организаций, обследующихся на сплошной основе (описан в пункте III).
Приказом Росстата от 28 декабря 2016 г. N 873 в пункт 6 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.
6. Формирование основ выборки. (Количество основ выборки соответствует числу видов деятельности, в которых требуется произвести отбор единиц совокупности с вероятностью 30%, осуществляемый на следующем этапе.)
Из списка организаций по каждому классу ОКВЭД2 исключаются все крупные организации, отобранные на предыдущем этапе.
Приказом Росстата от 28 декабря 2016 г. N 873 в пункт 7 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.
7. Метод отбора организаций, используемый для каждого класса ОКВЭД2, зависит от имеющегося в регионе количества организаций. При выборе метода, используемого для отбора организаций по конкретному виду деятельности, следует руководствоваться следующим.
Если количество организаций по виду деятельности 100 и более, применяется типическая выборка.
Если количество организаций по виду деятельности менее 100, то используется систематический отбор организаций из генеральной совокупности, так как в этом случае формирование типической выборки путем размещения по типическим группам неэффективно.
8. Формирование выборочной совокупности по алгоритму (описан в пунктах IV и V).
9. Объединение списков организаций, обследуемых на сплошной основе и отобранных по алгоритму.
Приказом Росстата от 28 декабря 2016 г. N 873 в пункт 10 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.
10. В каждом классе ОКВЭД2 отбираются по 2-3 резервные организации.
11. На следующем этапе производится сопоставление списка организаций, полученных на основе выше описанной процедуры выборки, с перечнем организаций, в которых в настоящее время осуществляется сбор ценовой информации.
12. Проводится как количественный, так и качественный анализ организаций, которые не попали во вновь сформированную выборку. Осуществляется адаптация существующего перечня базовых организаций с новой выборочной совокупностью. При этом используется процедура "просеивания", в результате чего добавляются в выборку организации, необходимые для сбора ценовой информации в регионе (описан в пункте VI).
13. Общий список отобранных организаций сортируется по территориальному коду для систематизации.
14. Сформированная выборочная совокупность (этапы 1-13) может быть использована в течение 5 лет с ежегодной актуализацией: выявляются выбывшие организации и заменяются организациями из той же типической группы. По истечении этого срока выборочная совокупность, как правило, формируется заново.
Приказом Росстата от 28 декабря 2016 г. N 873 в раздел III внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.
III. Процедура формирования списка крупных организаций, обследующихся на сплошной основе
Отдельно для каждого класса ОКВЭД2, количество организаций по которому более трех, выполняются следующие шаги:
1. Строится ряд организаций с указанием размера выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг (без нулевых значений).
2. Рассчитываются статистические характеристики (таблица 3).
_
Среднее значение выручки по i-му виду деятельности (х )
i
N
i
сумма X
_ u i,u
х = ------------ ,
i N
i
где x - выручка u-й организации по i-му виду деятельности;
i,u
N - число промышленных организаций региона по i-му виду
i деятельности.
N N
i 2 i
сумма X сумма X
2 2 u i,u u i,u 2
Дисперсия (сигма ) сигма = ---------- - (----------) .
i i N N
i i
Среднее квадратическое отклонение (сигма_i)
N N
i 2 i
сумма X сумма X
u i,u u i,u 2
сигма = кв.корень (---------- - (-----------) ).
i N N
i i
Таблица 3
Расчет параметров для определения крупных организаций
+---------------------+----------------+----------------+---------------+------------+-------------+
| Наименование вида | Число | Выручка в | Среднеквадра- | _ | _ |
| деятельности | организаций по |среднем на одну | тическое | Х + | Х + |
| | виду | организацию | отклонение | i | i |
| |деятельности N | _ | сигма | 3сигма | 2сигма |
| | i | Х_i | i | i | i |
+---------------------+----------------+----------------+---------------+------------+-------------+
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
+---------------------+----------------+----------------+---------------+------------+-------------+
3. Отбираются крупные организации. Крупными считаются организации, у
которых выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг превышает
среднее значение выручки по виду деятельности плюс три
_
среднеквадратических отклонения Х + 3 сигма .
i i
Если количество организаций по виду деятельности менее 12, крупными
_
считаются организации, у которых выручка (x ) превышает величину Х +
i,u i
2сигма .
i
IV. Алгоритм систематического отбора
Предлагается следующий порядок построения систематической выборки:
1. Присвоить порядковые номера от 1 до N элементам совокупности для каждой основы выборки.
2. Установить шаг отбора (h). Он устанавливается в зависимости от предполагаемого процента отбора (30% промышленных организаций региона)* и равен обратной величине доли выборки.
h = 1/0,3 = 3,33
3. Определить начало отбора, находящееся в середине первого интервала отбора (а_1).
h
a = --- = 1,67 ~ 2
i 2
Первая отобранная организация имеет порядковый номер 2.
4. Произвести отбор организаций в соответствии с интервалом отбора, начиная с организации, попавшей в выборку первой.
h
a = --- + h = 1,67 + 3,33 = 5
2 2
h
а = --- + 2h = 1,67 + 2 x 3,33 = 8,33 ~ 8
3 2
h
a = --- + 3h = 1,67 + 3 х 3,33 = 11,66 ~ 12 и т.д.
4 2
V. Алгоритм формирования типической выборки
Предлагается следующий порядок построения типических выборок промышленных организаций:
1. Рассчитываются статистические характеристики ряда для каждой основы выборки (таблица 4).
_
Среднее значение выручки по i-му виду деятельности (X )
i
N
i
сумма X
_ u i,u
X = -------------- ,
i N
i
где x - выручка u-й организации по i-му виду деятельности;
i,u
N - число промышленных организаций региона по i-му виду деятельности
i (исключаются организации с нулевым значением выручки).
N N
i 2 i
сумма X сумма X
2 2 u i,u u i,u 2
Дисперсия (сигма ) сигма = ------------- - (------------) ,
i i N N
i i
Среднее квадратическое отклонение (сигма_i)
N N
i 2 i
сумма X сумма X
u i,u u i,u 2
сигма = кв.корень (------------ - (-------------) ) .
i N N
i i
Минимальное значение выручки по i-му виду деятельности) (x_i, min).
Максимальное значение выручки по i-му виду деятельности) (x_i, max).
Коэффициент вариации в % (v_i)
сигма
i
V = ---------- x 100.
i _
X
i
2. Каждая основа выборки разбивается на типические (однородные группы).
Разбивка на типические группы проводится путем последовательного бинарного деления упорядоченного ряда по средней на группы:
_
а) меньше среднего значения показателя (< Х ),
i
_
б) больше среднего значения показателя (> X ).
i
Ранжированный ряд по i-му виду деятельности делится на две группы:
а) значение показателя (х ) меньше или равно среднему значению
_ i
(х ), т.е. х <= х ;
i i i
_
б) значение показателя (x ) превышает среднее значение (х ),
i i
т.е. х > х .
i i
Для групп а и б рассчитываются статистические характеристики:
_ 2 _ 2
(N , x , сигма , сигма , v ), (N , x , сигма , сигма , V ).
a a a a a b b b b b
В результате расчетов возможны два результата:
1) коэффициент вариации равен 33% или менее 33%; в этом случае группа считается однородной и может быть использована в качестве типической группы;
2) коэффициент вариации больше 33%; тогда необходимо повторение той же операции, т.е. каждая из групп N_a и N_b делится на две подгруппы:
_ _
а) x меньше или равно x ; т.е. x <= x ;
i i i i
_ _
б) x больше x , т.е. x > x .
i i i i
Затем рассчитываются статистические характеристики для каждой из полученных подгрупп:
_ 2 _ 2
(N , x , сигма , сигма , v ), (N , x , сигма ,
a,a a,a a,a a,a a,a a,b a,b a,b
сигма , V ),
a,b a,b
_ 2 _ 2
(N , x , сигма , сигма , v ), (N , x , сигма ,
b,a b,a b,a b,a b,a b,b b,b b,b
сигма , V ).
b,b b,b
Опять возможны два результата:
1) коэффициент вариации меньше или равен 33%;
2) коэффициент вариации больше 33%.
Операция повторяется до того момента, пока вся генеральная совокупность (N_i) не будет разделена на группы, коэффициенты вариации (v_i) в которых не будут превышать 33%. Дробление прекращается в том случае, когда численность группы (N_i, j) будет равна или меньше 10 единиц, независимо от величины коэффициента вариации.
3. По сформированным группам, у которых коэффициент вариации (v_i)
равен или меньше 33%, строится интервальный ряд и рассчитывается средняя
_ 2
из внутригрупповых дисперсий (сигма ) по i-му виду деятельности
i
(таблица 5).
k 2
сумма сигма x N
_ 2 1 i,j i,j
сигма = ----------------------- ,
i N
i
2
где сигма - дисперсия j-й типической группы по i-му виду
i,j деятельности;
N - количество организаций в генеральной совокупности j-й
i,j типической группы по i-му виду деятельности;
N - количество организаций в генеральной совокупности по
i i-му виду деятельности;
k - число типических групп.
4. Рассчитывается объем выборки (n_i) по i-му виду деятельности с заданным уровнем точности (относительная предельная ошибка выборки эта_1 = 5%, эта_2 = 10%, эта_3 = 15%) (таблица 6).
2 _ 2
t x сигма x N
i i
n = ---------------------------- ,
1 2 _ 2 2
t x сигма + Дельта x N
i i i
где t - квантиль стандартного нормального распределения,
соответствующий доверительной вероятности р; при р =
0,955, t = 1,96;
Дельта - заданная абсолютная предельная ошибка выборки по i-му
i виду деятельности
_
эта х x
i i
Дельта = ----------,
i 100
эта - заданная относительная предельная ошибка выборки по i-му виду
i деятельности.
5. Проводится анализ для определения приемлемого объема выборочной совокупности в зависимости от необходимого уровня точности, числа обследуемых организаций и допустимых финансовых затрат.
При этом суммарный расчетный объем выборки (n_1 + n_2 + ... + n_m) по всем видам деятельности не должен превышать 30% от числа промышленных организаций региона.
6. Объем выборочной совокупности (отобранной в результате анализа) размещается в типических группах пропорционально численности организаций (таблица 7).
n x N
2 i i,j
n = --------------,
i,j j
сумма N
1 i,j
где n - количество отобранных организаций в j-ой типической
i,j группе по i-му виду деятельности.
7. Осуществляется отбор единиц наблюдения из типической группы. Для этого рассчитывается шаг отбора (h_i, j) для каждой j-ой группы по i-му виду деятельности (таблица 7)
N
i,j
h = ------- .
i,j n
i,j
Промышленные организации отбираются в соответствии с шагом отбора в каждой j-ой группе.
Началом отбора в j-ой типической группе является организация, находящаяся в середине первого интервала отбора этой группы (а_i,j).
h h h
i,j i,j i,j
a = -----, a = ----- + h a = ----- + h + h , .... ,
1i,j 2 2i,j 2 i,j 3i,j 2 i,j i,j
h
i,j
a = ----- + h + .... + h ,
ni,j 2 i,j i,j
где h_i, j - шаг отбора в каждой j-ой типической группе по i-му виду
деятельности.
Таблица 4
Статистические характеристики показателя проектирования типической выборки промышленных организаций региона по видам деятельности
+---+----------------------+----------+----------+------+------------+--------+----------+---------+
| N | Наименование вида | Число |Выручка в |Диспе-| Среднеквад-|Коэффи- |Минималь- |Максима- |
|п/п| деятельности |промышлен-|среднем на| рсия | ратическое | циент | ное | льное |
| | | ных | одну |сигма | отклонение |вариации| значение |значение |
| | |организа- |организа- |(2) | сигма | v |показателя|показате-|
| | | ций | цию | i | i | i | x | ля |
| | | N | _ | | | | imin | x |
| | | i | Х | | | | | imax |
| | | | i | | | | | |
+---+----------------------+----------+----------+------+------------+--------+----------+---------+
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
+---+----------------------+----------+----------+------+------------+--------+----------+---------+
Таблица 5
Распределение промышленных организаций региона по типическим группам
по______________________
(вид деятельности)
+---------+--------------+------------+-----------+-----------+------------+-----------+------------+
|Интервалы| Число | Среднее |Дисперсия |Коэффициент|Минимальное |Максималь- |сигма(2) |
|типичес- |организаций в | значение |сигма(2) | вариации | значение | ное | i,j |
|ких групп| j-ой | выручки в | i,j| v | показателя | значение | x N |
| | типической | j-ой | | i,j | x |показателя | i,j |
| | группе | типической | | | i,jmin | x | |
| | N | группе | | | | i,jmin# | |
| | i,j | _ | | | | | |
| | | x | | | | | |
| | | i,j | | | | | |
+---------+--------------+------------+-----------+-----------+------------+-----------+------------+
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
+---------+--------------+------------+-----------+-----------+------------+-----------+------------+
Таблица 6
Проектирование объема типической выборки промышленных организаций региона
+----------+------------+----------+----------+-----------------------------------------------------+
|Наименова-| Число | Среднее |Средняя из| Объем выборки n при заданных относительных ошибках |
| ние вида |организаций | значение |внутригру-| выборки - эта |
|деятельно-| в |показателя| пповых +--------+-------+--------+--------+--------+---------+
| сти |генеральной | _ |дисперсий | n при |n в % к| n при | n в % | n при |n в % к N|
| |совокупности| x | _ 2 |эта = 5%| N | эта = | к N | эта = | |
| | N | i | сигма | | | 10% | | 15% | |
| | _i | | _i | | | 10% | | 15% | |
+----------+------------+----------+----------+--------+-------+--------+--------+--------+---------+
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
+----------+------------+----------+----------+--------+-------+--------+--------+--------+---------+
Таблица 7
Размещение объема выборочной совокупности промышленных организаций
региона по типическим группам по ________________________________________
(вид деятельности)
+--------+-----------+---------------+----------------+--------------+------------+--------------------+
|N типи- | Интервалы | Число |Среднее значение|Объем выборки | Шаг отбора | Начало отбора |
| ческой |типических | организаций в | выручки в j-ой | в j-ой | h | h |
| группы | групп |j-ой типической| типической | типической | i,j | i,j |
| | | группе | группе | группе | | а = ----- |
| | | N | _ | n | | 1i,j 2 |
| | | i,j | x | i,j | | |
| | | | i,j | | | |
+--------+-----------+---------------+----------------+--------------+------------+--------------------+
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
+--------+-----------+---------------+----------------+--------------+------------+--------------------+
VI. Основные принципы адаптации существующего перечня базовых организаций с новой выборочной совокупностью
Территориальные органы статистики вправе принимать решение о довключении в выборку организаций, являющихся стратегически важными для данного региона, т.е. используется процедура "просеивания" (например, принятие соответствующих нормативных актов по субъекту Российской Федерации, поручение местных органов власти и т.д.).
Важным условием поддержания выборки в рабочем состоянии является ее постоянная адаптация к изменениям, происходящим в экономике региона. В этих условиях необходимо провести сопоставление организаций, включенных в выборку, с перечнем тех организаций, которые постоянно функционируют в сфере производства тех или иных товаров.
Необходимо учитывать и тот факт, что не всегда в современных условиях сотрудники отдельных организаций идут на контакт со специалистами органов статистики по предоставлению необходимой информации о ценах на свою продукцию. В таких случаях необходимо ориентироваться на замену организаций, попавших в выборку на резервные организации или те, что в настоящее время участвуют в наблюдении.
VII. Особенности формирования выборочной совокупности по отдельным видам деятельности
Экономистам территориальных органов статистики при формировании выборочной совокупности следует учитывать следующее.
Организации, производящие те виды продукции, которые в соответствии с нормативными актами органов государственной власти подлежат сплошному наблюдению (в частности, удобрения), должны обследоваться все без исключения. Если при проведении отбора часть таких организаций не попала в выборку, она добавляется в выборочную совокупность на последнем этапе. При этом количество организаций в выборочной совокупности может превысить 30% от числа всех промышленных организаций региона.
Если организация специализируется на производстве военной продукции или уникальных видов товаров (самолеты, суда, катера и т.д.), она не включается в наблюдение.
Энергосистемы и электростанции федерального уровня обследуются сплошь.
В некоторых видах деятельности значительная часть организаций работает на давальческом сырье (например, в производстве пищевых продуктов, нефтепродуктов, текстильном производстве).
При выработке продукции из давальческого сырья перерабатывающие организации не приобретают сырье для выработки продукции, а оказывают владельцу сырья услуги по его переработке и, как правило, не занимаются реализацией выработанной продукции потребителям, а возвращают ее владельцу сырья или по договоренности с ним передают для дальнейшей реализации посреднику. Если в этом случае не представляется возможным получить полную расчетную цену производителя, такие предприятия не включаются в выборку.
------------------------------
* Для вида деятельности, по которому количество организаций менее 7, применяется 50% отбор, то есть h = 1/0,5 = 2.
Управление статистики цен и финансов
Федеральной службы государственной статистики
Постановление Федеральной службы государственной статистики от 28 сентября 2004 г. N 42 "Об утверждении "Методологических положений по формированию выборочной совокупности базовых организаций для наблюдения за ценами производителей продукции"
Текст постановления официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Росстата от 28 декабря 2016 г. N 873
Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.